Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.
материал по теме
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - грамматического строя, связной речи. Логопедическую работу необходимо вести по трем направлениям: формирование звуковой стороны речи; формирование лексико - грамматического строя; формирование связной речи. Каждое логопедическое занятие должно включать три темы: логопедическую, лексико - грамматическую и тему по развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММА ТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
1. Содержание коррекционно-логопедической работы.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению
устойчивость произвольного внимания;
восприятие (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений;
анализирующее наблюдение (особенно языковых явлений);
способность к запоминанию (с опорой на наглядность и графические схемы);
способность к переключению;
навыки и приемы контроля и самоконтроля;
познавательная активность:
- посредством усиления мотивации деятельности (введение элементов соревнования, игры; подчеркивание важности выполненного задания);
- посредством овладения приемами умственной деятельности (классификацией, сравнением, анализом и синтезом).
Формирование полноценных учебных умений
□ овладение основными мыслительными операциями:
анализом (мысленное расчленение объекта на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и свойств объектов, рассматривание предмета с разных точек зрения);
синтезом;
обобщением (предполагает гибкость самого процесса выделения общего
существенного признака);
сравнением;
классификацией;
абстрагированием.
□ планирование предстоящей деятельности:
анализ условий учебной задачи (проанализировать все совокупные данные);
составление общего плана решения (определение стратегии поиска);
активное осмысление материала;
выделение главного, существенного в учебном материале (определение звеньев и последовательности, если задание включает в себя несколько инструкций).
формирование навыков самоконтроля (учащиеся должны проверять качество своей работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; искать и находить ошибки в собственной работе и в работах своих товарищей в специально отведенное для этой цели время);
работа в определенном темпе;
использование ранее полученных знаний и применение их в новых ситуациях;
анализ оценки продуктивности собственной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Словарная работа Задачи:
учить ребенка точно составлять слово с предметом, явлением;
формировать следующие умения и навыки:
производить действие, показывать предмет ли явление;
называть действие, предмет или явление;
производить классификацию предметов;
знать назначение предмета и его частей;
знать основные формы и размеры предметов (большой - матенький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус); знать основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, серый, сиреневый);
иметь представление о количестве (много - мало - один);
ориентироваться во времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра,
послезавтра, вчера; дни недели, месяцы, времена года);
ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, сбоку, в углу, в середине, прямо, угол, середина квадрата, прямоугольника, круга; друг за другом, между, напротив, на одном расстоянии, в одном ряду, один над (под) другим;
середина правой (левой, верхней, нижней) стороны);
знать состояние природы в различное время года;
знать и употреблять в речи имена собственные;
четко произносить слова, окончания, словосочетания.
Содержание работы
уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
обогащение словаря (усвоение новых слов, в том числе и терминов; особое внимание обращается на слова, которые обозначают обобщающие понятия);
активизация словаря (перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение новых слов в предложения, словосочетания).
Приемы работы
показ и называние нового предмета и его признаков или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания включаются в знакомый ребенку контекст.
объяснение происхождения данного слова (сахарница - посуда, в которой находится сахар).
употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом - очень большой дом, тот, который выше всех остальных домов).
Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор низкий или высоки?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо обучать детей самостоятельной постановке вопросов.
Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, цели, условия, следствия.
Составление предложений по опросным словам.
Заучивание загадок, стихов, потешек.
Заучивание и пересказ русских народных сказок, начиная с самых простых.
Альбом новых слов, «копилка» новых слов (специально оформленная коробка, куда дети кладут картинки для записи слов, которые нужно запоминать).
Имя существительное
1. Уточнение значения слов-существительных.
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет (внешний вид, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, как используется). Например, ЛОПАТА - чтобы копать землю, тяжелая, ручка деревянная, сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная...
Отгадывание загадок на разные темы с объяснением, как дети догадались.
Дифференциация существительных.
Каждое обобщенное значение слова (существительное, глагол, прилагательное) обозначается определенным символом - квадратом, стрелочкой, овалом. Логопед называет различные слова, дети поднимают символы.
4. Закрепление понятия "живое" - "неживое".
Рассмотреть картинку, назвать сначала все живые предметы, затем - неживые.
5. Игра "Кто? Что?"
Даны картинки, относящиеся к разным тематическим группам (чашка, береза, лиса, курица, тарелка, ель, медведь, утка). Дети подбирают пары картинок, задают вопросы кто? что? и называют предмет - "живой" или "неживой".
6. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию
действия (глаголу).
Бежит кто? (девочка, кошка); что? (река, молоко, время, ручей). Идет кто? (человек, зверь); что? (дождь, снег, град, время). Стоит кто? (мама, бабушка); что? (шкаф, диван).
Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? Читает кто?
мычит (кто?)... лает... хрюкает...
7. Отгадать названия животных:
ржет... мяукает... блеет...
8. Придумать слова, отвечающие на вопрос кто? по теме "Дикие животные":
большой (кто?) слон | сильный... |
маленький... | слабая... |
пушистый... | трусливый |
колючий... | добрый... |
могучий... | злой... |
пятнистый... | быстрый... |
полосатая... | горбатый.. |
длинноногий... | хитрая... |
серый... | ловкая... |
неуклюжий... | хищный... |
9. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? Что? По теме "Зима":
наступает (что?).
валит...
свищет...
бушует...
кружится...
замерзает.
блестит...
лежит...
лепят...
катаются..
10. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? или что? по теме "Весна":
тает... бегут...
распускаются, появляются...
зеленеет... прилетают... покрываются листьями, цветут...
11. Придумать слова, отвечающие на вопрос что? по теме "Овощи, фрукты, ягоды'
большой (что?) арбуз | желтая... |
маленькая... | синяя... |
крупный... | красная... |
круглый... | зеленый... |
маленький... | черная... |
твердый. | длинный... |
мягкий... | спелая... |
сладкая... | сочный... |
вкусное... | свежий... |
горький... | хрустящий |
12. Придумать слова, отвечающие на вопрос кто? по теме "Транспорт":
новый...
старый...
большой...
маленький...
мощный...
длинный...
грузовой...
трехколесный...
быстроходный...
летящий...
13. Добавить одно общее слово к двум словам:
сидит, стоит (кто?)... льется, журчит (что?)...
шумит, дует (что?)... растет, зеленеет (что?)...
круглое, сочное (что?)... яркое, теплое (что?)...
желтый, кислый (что?)... высокое, зеленое (что?)...
14. К названиям действий придумать "Овощи, фрукты, ягоды":
растет...
зеленеет...
краснеет...
созревают...
вырастают...
зреют...
дергают...
слова, отвечающие на вопрос что? по теме
созревают...
выкапывают...
срывают...
варят...
жарят...
солят...
маринуют...
15. К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос кто? по теме
прыгает...
кусается...
пугается...
прячется...
нападает...
крадется...
переваливается...
выслеживает...
скачет...
спит...
охотится...
хитрит...
ползет...
заметает следы.
бросается...
замирает...
16. Игра "На что это похоже?" Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения):
Белый снег похож на... (вату)
Синий лед похож на... (стекло)
Густой туман похож на... (белый дым)
Чистый дождь похож на... (слезы)
Блестящая на солнце паутина похожа на (серебро)
Глагол
1. Обучить детей подбирать глаголы к именам существительным.
Мальчик - читает, пишет, лепит, вырезает, плачет, дерется, забивает, чинит, красит и т.д.
Девочка - шьет, вяжет, вышивает, готовит, печет, жарит, штопает, провожает и т.д.
Собака - живет, сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает.
Кошка - ласкает, мяукает, царапается, мурлычет, играет, моется, облизывается.
Ручей - бежит, поет, звенит, течет, журчит.
Лист - растет, распускается, зеленеет, вянет, желтеет, опадает, шелестит, шуршит.
2. Уточнение названий действий животных.
"Кто как голос подает?"
голубь воркует ворона каркает кошка мяукает
воробей чирикает сорока стрекочет свинья хрюкает
петух кукарекает филин ухает овца блеет
корова мычит лягушка квакает лошадь ржет
курица кудахчет волк воет собака лает
гусь гогочет утка крякает медведь рычит
3. Игра "Кто как передвигается?" Логопед показывает картинки, изображающие
животных. Дети определяют животных и называют, как они передвигаются.
Бабочка порхает, рыба плавает, кузнечик скачет, лягушка прыгает, змея ползает, птица летает, волк бегает.
4. "Когда человек ест?"
Утром -... (завтракает), днем -... (обедает), вечером -... (ужинает).
5. "Кто как ест?"
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость.
Корова жует сено. Курица клюет зерно.
6. "Кто что умеет делать?" Логопед предлагает детям картинки с изображением людей
разных профессий; дети называют, кто что делает.
Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник рубит топором, строитель строит, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает, портной шьет, скрипач играет на скрипке.
7. Игра "Исправь ошибку Незнайки". ("Незнайка" произносит предложение,
неправильно подбирая слова. Дети исправляют ошибки, подбирая слова правильно).
Незнайка: ползет пароход, плывет бабочка, скачет самолет, летает червяк.
Дети: ползет: змея, жук, червяк, гусеница; плывет: рыба, человек, лодка, пароход: скачет:
лошадь, лягушка, кузнечик, заяц; летает: птица, самолет, вертолет.
8. Дифференциация глаголов.
Каждая часть речи обозначается на карточках определенным символом: имя существительное - квадрат, глагол - стрелочка, прилагательное - кружок. Логопед называет слова, относящиеся к разным частям речи, дети поднимают соответствующие символы.
9, Прослушайте словосочетания. Назовите слова, обозначающие действие, поставьте к нему вопрос.
Едет по дороге, прыгает через веревочку, говорит брату, шьет платье, пишет письмо, стучит в дверь, режет ножом, сидит на стуле, громко смеется, горько плачет, быстро едет, сладко спит.
10. Игра "Научи Незнайку". (Прослушать предложения, найти и исправить ошибки).
Предложения Незнайки, составленные по картинкам: Мама стирает девочку в ванне.
Мама моет белье в стиральной машине. Я ставлю карандаш на стол. Я кладу вазу на
полку.
Объяснить, чем отличаются слова, придумать с ними предложения:
шить - вязать, лакать - лизать, топать - стучать, лежать - спать, чистить - подметать, бежать - прыгать, хлопать - бить, строить - чинить, нести - везти, рисовать - раскрашивать.
11. Объяснить значение слов - глаголов.
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
а) показать его действие с помощью движений, мимики;
б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия,
например: ШИТЬ - пришивать пуговицу, зашивать рубашку;
в) с целью актуальности припоминания событий ребенок может вспомнить мысленно, а на
бумаге делать схематичный рисунок.
За одну минуту вспомнить как можно больше глаголов. Ребенок вспоминает глаголы, произносит вслух и ставит палочку в тетради. Подсчитать количество слов.
Назвать другие действия, которые ходят в состав исходного. Или назвать, какие действия "помогают" этому действию.
ШИТЬ - брать иголку, нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.
14. Дополни смысловой ряд подходящим глаголом.
Котенок .. .молоко Ручкой ... на бумаге Машина... по дороге Пальто ... на вешалке
Мелом... на доске Ученик... книгу Учитель ... урок Ромашки ... на поляне.
15. "Что какие звуки издает?"
дверь скрипит машина гудит листья шелестят ветер свистит дождь шумит
ручей журчит гром грохочет град стучит бумага шуршит
16. "Кто или что это может сделать?"
бегать-... висеть-,
ползать -... летать -.
катиться плавать -
скакать -... прыгать
стоять
17. К названиям животных подобрать и записать слова, которые отвечают на вопросы: "Кто голос подает?", "Как двигаться?", "Как ест?".
Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает, лазит; собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.
18. Игра "Отгадай, что это за животное?" Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети называют животное.
Сторожит, грызет, лает -...?
Мяукает, лакает, царапается -...? Хрюкает, роет -...?
Ржет, бегает, скачет -...?
Блеет, бодается -...?
Мычит, жует, ходит -...?
Летает, жужжит, жалит -...?
Имя прилагательное
Прежде чем обучить детей правильно называть признаки предметов, необходимо научить их сравнивать предметы по этим признакам: величина, цвет, вкус, температура, вес, оценка, размер, форма, материал.
Научить детей выделять ведущие признаки предметов.
Что можно сказать про мяч? Какого он цвета, какой по форме, величине, из чего сделан? (Значит он какой?).
Что можно сказать про воздушный шар? Чем он отличается от мяча? Чем они похожи?
Что можно сказать про арбуз, яблоко, огурец, помидор, грушу? (Какой каждый из них по форме, цвету, величине, вкусовым качествам?).
Назвать, про что (про кого?) можно сказать одновременно: рыжая, пушистая, проворная; круглый, алый, вкусный, сладкий.
2. Сравнить:
по вкусу: горчицу и мед, лимон и сахар, перец и клюкву;
по цвету: снег и сажу, траву и небо;
по высоте: дерево и цветок;
по толщине: канат и нитку;
по ширине: дорогу и тропинку;
по возрасту: старика и юношу;
по весу: гирю и пушинку;
по размеру: дом и шалаш.
3. Игра "Подумай и договори". Логопед называет часть предложения, а дети должны
закончить его, используя разные прилагательные.
У этого платья рукава ... (короткие, длинные, узкие, грязные, чистые, широкие).
На моем пальто воротник ... (теплый, меховой, большой, красивый, беличий, пушистый).
В комнате стоит шкаф ... (книжный, платяной, деревянный, светлый, темный, высокий,
низкий).
У моего брата варежки ... (теплые, вязаные, кожаные, красивые, темные, пушистые, новые, красные).
дождь ...деревья. . ветер ... листья ... день ... погода..
4. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая?
какое? какие? по теме "Осень":
солнце (какое?)...
небо ...
облака...
тучи ...
земля ...
трава...
5. Уточнение связи существительных и прилагательных. Игра "Какой? Какая? Какие?".
Логопед называет слово, обозначающее предмет, дети должны подобрать к нему больше слов - признаков.
ТРАВА - какая она? - Зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, сухая, болотная.
Побеждает тот, кто назовет последним слово - признак.
6. Придумать как можно больше слов - признаков по теме "Весна".
солнце (какое?)... ручей ...
небо ... листочки ...
облака... день ...
снег ... птицы ...
сосульки ...
7. Придумать как можно больше слов - признаков по теме "Зима".
солнце (какое?)... воздух
небо ... мороз ..
снег... ветер..,
сугроб ... иней ...
снежинки ... узоры.
погода... день ...
8. Придумать и записать как можно больше слов - признаков по теме "Лето".
солнце (какое?)... воздух
небо... погода
облака... дождь .
трава... день ...
листья ...
9. Дифференциация имен прилагательных. (Каждая часть речи обозначается определенным символом: существительное - квадрат, глагол - стрелочка, имя прилагательное - кружок. Логопед называет слова, относящиеся к различным частям речи, дети поднимают соответствующие символы).
10. Добавить одно общее слово к двум словам.
Мяч, яблоко - какие? Снег, лед - какие?
Сахар, мед - какие? Вода, молоко - какие?
Сахар, снег - какие? Орех, камень - какие?
11. Образование имен прилагательных от существительных:
ваза из стекла - стеклянная;
ложка из дерева - деревянная;
дверь из железа - железная;
нить из шелка - шелковая;
кофта из шерсти - шерстяная;
отмель из песка - песчаная;
лодка из резины - резиновая;
крыша из соломы - соломенная;
подушка из пуха - пуховая;
баба из снега - снежная;
корона из золота - золотая;
мука из ржи - ржаная;
ручка из пластмассы - пластмассовая;
салфетка из бумаги - бумажная;
сумка из кожи - кожаная;
ваза из хрусталя - хрустальная;
шуба из меха - меховая;
стены из кирпича - кирпичная;
фуфайка из ваты - ватная;
начинка из вишни - вишневая;
стакан из стекла - стеклянный;
дом из дерева - деревянный:
гвоздь из железа - железный;
халат из шелка - шелковый;
свитер из шерсти - шерстяной;
замок из песка - песчаный;
мяч из резины - резиновый;
матрац из соломы - соломенный;
шарф из пуха - пуховый;
ком из снега - снежный;
перстень из золота - золотой;
хлеб из ржи - ржаной;
пенал из пластмассы - пластмассовый;
пакет из бумаги - бумажный;
чемодан из кожи - кожаный;
бокал из хрусталя - хрустальный;
воротник из меха - меховой;
дом из кирпича - кирпичный;
матрац из ваты - ватный;
джем из вишни - вишневый.
12. Игра "Найди ошибки Незнайки".
(Образование прилагательных от имен существительных).
"Незнайка" называет предложение, где одно прилагательное заменено тем
существительным, от которого образовано.
На улице льет (осень) дождь. Какой дождь льет на улице?
Дует теплый (весна) ветер.
У причала стоит маленький (река) трамвай.
Наступил первый (зима) день.
Папа купил сыну (воздух) шар.
Дима играет (резина) мячом.
Выигрывает тот, кто исправил больше "ошибок".
13. Правильно назвать листья.
Лист дуба - дубовый лист, лист осины –…
лист березы -.... лист клена ––…
лист липы –…
лист рябины –…
лист яблони –… лист смородины –…
лист малины -.... лист брусники –
шишка ели -шишка сосны
сережка ольхи -
Формирование грамматического строя речи на 1 этапе
1. Формирование согласования существительных и глаголов в числе. Сравни пары сюжетных картинок и правильно поставь вопрос:
Что делает? Что делают?
мальчик идет мальчики идут
мальчик бежит
девочка стоит мальчик спит
девочка поет
2. Игра в мяч "Подбери слово". Согласование существительных с глаголами в числе. Логопед бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок должен подобрать соответствующее существительное или глагол:
крякают... (утки) мычит ... (корова) чирикают... (воробьи) мяукает ... (кошка)
змея... (ползет) лошади ... (бегут) дерево ... (растет) ветры... (дуют)
летят... (птицы) волк... плывут... солнце ...
3. Игра "Мой, моя, мое, мои". Закрепление согласования притяжательных местоимений
с существительными.
Назовите предметы, про которые можно сказать "это мой" (мой шкаф, мой портфель, мой пенал, мой стакан), "это моя" (моя кукла, моя сумка, моя тетрадь), "это мое" (мое пальто, мое платье, мое дерево), "это мои" (мои вещи, мои тетради, мои игрушки).
4. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с прилагательными и
существительными.
Мой голубой флажок. Я дарю свой голубой флажок Мише.
Мое зеленое платье. Я даю свое зеленое платье Маше.
Моя красная ручка. Я даю свою красную ручку Насте.
Мои зеленые кусты. Я даю свои зеленые кусты Коле.
5. Игра "Один начинает, другой продолжает". Закрепление согласования существительных и прилагательных в роде и числе по теме "Зима".
Зима ...... (снежная, длинная, холодная, морозная, студеная, вьюжная, ранняя).
Снег (белый, пушистый, искристый, холодный, мокрый, серебристый).
Ветер ...... (сильный, порывистый, морозный, резкий, ураганный).
Солнце ... (тусклое, неяркое)
Деревья ... (голые, скучные, темные).
Дни (короткие, темные, сумрачные).
6. Игра "Пароль". Закрепление согласования существительных и прилагательных.
На доске выставлены картинки: зеленый куст, красное солнце, черные варежки, синяя юбка. Дети должны найти ту картинку, которой соответствуют, например, слова "она моя".
7. Игра "Магазин". Закрепление согласования прилагательных и существительных.
Что у вас есть из меха? - Меховая шуба, меховой воротник, меховые рукавицы.
Что у вас есть из кожи?
Что у вас есть из дерева?
Что у вас есть из стекла?
Что у вас есть из пластмассы?
Что у вас есть из шерсти?
8. Вопросы - загадки. Согласование прилагательных и существительных.
Голубое, кружевное, нарядное - это платье или кофта?
Шерстяная, вязаная, красная - это шарф или шапка?
9. Игра с мячом "Какой это предмет?". Закрепление согласования прилагательных и
существительных.
Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч.
Длинная - веревка, шуба, колбаса, нитка, речка, улица, резинка.
Длинный - шнурок, поезд, карандаш, день, переулок.
Красная - лента, звезда, рубашка, шапка.
Красный - мак, цветок, шарик.
Красное - солнце, яблоко.
10. Игра "Назови ласково". Закрепление согласования прилагательных и
существительных, образования уменьшительных форм прилагательных.
Снег белый, а зайчик зимой (беленький).
Летом ствол сосны рыжий, а белочка (рыженькая).
Летом трава зеленая, а кузнечик (зелененький).
Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький).
Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).
11. Игра "Вчера, сегодня, завтра". Закрепление употребления глаголов прошедшего,
настоящего и будущего времени.
Вчера
я рисовал
я учил
я гулял
Сегодня
я рисую
я учу
я гуляю
Завтра
я буду рисовать
я буду учить
я буду гулять
12. Игра «Переводчик». Закрепление употребления глаголов в неопределенной форме.
Дети по очереди показывают действия (спать, гулять, сидеть, играть, читать, писать, кушать, пить, лежать, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать), а "переводчик" рассказывает, кто что хочет делать (например, Миша хочет спать).
13. Игра "Угадай, о ком идет речь?" Определение рода существительного по форме глагола прошедшего времени.
На доске 2 картинки с изображением мальчика и девочки. Зовут детей, изображенных на картинках, одинаково - Женя. "Покажите о ком идет речь - о мальчике или о девочке?" -начинает логопед. Дети показывают, затем составляют предложения.
Женя шел. Женя шла.
Женя упал. Женя упала.
Женя заплакал. Женя заплакала.
14. Игра "Кто подберет больше слов?" Закрепление формы винительного падежа.
Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом
можно использовать предметы и картинки.
Что можно шить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, туфли).
Что моно связать? (шапку, варежки, носки, шарф).
Что можно штопать? (чулки, носки, варежки).
Что можно завязывать? (ботинки, шапку, шарф, платок).
Что можно надеть? (пальто, платье, плащ).
Что можно обуть? (сапоги, тапочки, туфли).
15. Игра "Охотник и пастух". Закрепление формы винительного падежа по теме "Дикие
и домашние животные".
На доске картинки: с одной стороны - "охотник" и "пастух", с другой - изображения диких и домашних животных.
Кто изображен на картинке слева? (пастух, охотник).
Что делает пастух? (пастух пасет домашних животных).
Что делает охотник? (охотник охотится на диких животных).
Кого пасет пастух? (корову или коров, лошадь или лошадей, козу или коз и т.д.).
На кого охотится охотник? (на волка или волков, на зайца или на зайцев и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья
Предлагаемая мною схема проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...
Игровые приемы, используемые при формировании лексико - грамматического строя речи у детей.
Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умени...
Формирование лексико-грамматического строя речи детей коррекционной группы
Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для ...
Формирование лексико-грамматического строя речи.Упражнения.Профилактика и коррекция акустической дисграфии.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"15350804","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"411","width":"600"}}]]При ОНР формирование грамматического строя происходит с бол...