Протокол исследования лексической стороны речи (таблица)
учебно-методический материал
1. Исследование словаря существительныховарь существительных.
2. Исследование обобщающих понятий.
3. Исследование глагольного словаря.
4. Исследование словаря прилагательных.
5. Исследование подбора антонимов.
6. Исследование подбора синонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_issledovaniya_leksicheskoy_storony_rechi_doshkolnikov.docx | 782.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол исследования лексической стороны речи
№ п/п | Упражнения | Инструкция | Материал (речевой и картинный) | Критерии оценки | Уровни сформированности связной речи |
Задание 1. Исследование словаря существительных | |||||
1.1. | Словарь существительных по лексическим темам | Посмотри на карточки с изображением и назови, что нарисовано. | Карточки с изображением: фруктов(апельсин, банан, груши..); овощи(картофель, огурец, помидор…); животные(собака, кошка, заяц..) Приложение 1. | Максимальное количество баллов: 1 | 1 уровень (низкий, менее 4 баллов). Словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых звукокомплексов, звукоподражаний. 2 уровень (ниже среднего, 8-5 баллов). Актуализация словаря вызывает затруднения. Ребенок не знает многих слов: названий животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов. Не усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения, испытывает трудности, называя профессии людей, не может подбирать антонимы, неточно употребляет слова. Слова используются в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком. Распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных могут быть замены слов путем объединения их в одно родовое понятие. Наблюдается смешение слов на основе сходства. 3 уровень (средний, 11-9 баллов). Могут быть затруднения при актуализации незначительного количества слов. Могут быть не усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения. Вместо антонимов ребенок может использовать слова, семантически близкие. Среди существительрых могут быть замены слов путем объединения их в одно родовое понятие. Может быть смешение слов на основе сходства. 4 уровень (выше среднего, 14-12 баллов). Словарь соответствует возрастной норме, но при назывании слова могут актуализироваться недостаточно быстро. Ребенок знает названия животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов, называет профессии людей, может подбирать антонимы, усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения. 5 уровень (высокий, 16-15 баллов). Словарь соответствует возрастной норме. Быстро актуализирует слова, знает названия животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов, называет профессии людей, может подбирать антонимы, усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения. |
1.2. | Словарь существительных, обозначающих части предметов | Посмотри на карточки с изображением и назови, что нарисовано. | Карточки с изображением частей предметов: ножка стула, створка дверцы шкафа… | Максимальное количество баллов: 1 | |
1.3. | Названия профессий | Посмотри на карточки с изображением профессий людей и назови их. | Карточки изображением профессий людей: маляр, тракторист, плотник, экскаваторщик. Приложение 2. | Максимальное количество баллов: 1 | |
1.4. | Названия форм | Посмотри на карточки с изображением форм и назови их. | Карточки с изображением форм: круг, квадрат, треугольник. Приложение 3. | Максимальное количество баллов: 1 | |
Задание 2. Исследование обобщающих понятий | |||||
2.1. | Исследование обобщающих понятий | Посмотри на карточки с изображением и назови какой категории они относятся. | Карточки с изображением: фруктов(апельсин, банан, груши..); овощи(картофель, огурец, помидор…); животные(собака, кошка, заяц..) Приложение 1. | Максимальное количество баллов: 2 | |
Задание 3. Исследование глагольного словаря | |||||
3.1. | Глаголы, обозначающие действия, выполняемые ребёнком в течение дня | Посмотри на карточку с изображением и назови какие действия выполняет ребёнок. | Карточка с изображением действий выполняемые ребенком: читает,пишет. Приложение 4. | Максимальное количество баллов: 1 | |
3.2. | Глаголы, обозначающие способы передвижения | Посмотри на карточку с изображением и назови способы передвижения предметов. | Карточка с изображением способ передвижения предметов: летит, бежит, идёт. Приложение 5. | Максимальное количество баллов: 1 | |
3.3. | Глаголы, обозначающие «как кричат животные» | Посмотри на карточку с изображением и произнеси, как кричат животные. | Карточка с изображением: «как кричат животные». Приложение 6. | Максимальное количество баллов: 1 | |
3.4. | Глаголы, обозначающие «как звучат предметы» | Посмотри на карточку с изображением и произнеси, как звучат предметы. | Карточка с изображением: «как звучат предметы». Приложение 7. | Максимальное количество баллов: 1 | |
Задание 4. Исследование словаря прилагательных | |||||
4.1. | Названия цветов (и их оттенков) | Посмотри на карточку и назови цвета листочков у цветка. | Карточка с изображением цветовой палитры: красный, желтый, зеленый… Приложение 8. | Максимальное количество баллов: 2 | |
Задание 5. Исследование подбора антонимов | |||||
5.1. | Подбор антонимов к существительным, глаголам и прилагательным | Посмотри на листок со словами, подбери к ним антонимы и запиши рядом. | Листочек со словами: север-..., толстый-...,смеяться-...,мир-...,горький-...,приходить-...,начало-...,сложный-...,длинный-...,дать-...,прибавить-...,поднимать-... | Максимальное количество баллов: 2 | |
Задание 6. Исследование подбора синонимов | |||||
6.1. | Подбор синонимов к существительным, глаголам и прилагательным | Посмотри на листок со словами, подбери к ним синонимы и запиши рядом. | Листочек со словами: большой-..., работать-...,мороз-..., | Максимальное количество баллов: 2 |
Приложение 1. «Название по теме»
Приложение 2. «Название профессии»
Приложение 3. «Назови фигуру»
Приложение 4. «Название действий»
Приложение 6. «Кто кричит как?»
Приложение 7. «Я издаю звук как?»
Приложение 5. «Кто на чем?»
Приложение 8. «Назови цвет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие лексической стороны речи детей в игре
Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и п...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями....
Статья: «Игровые приемы обучения лексической стороне речи иностранного языка»
Успешное развитие речевых умений невозможно без прочных знаний, умений и навыков в области лексики, ибо лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Обучение лек...
Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи
В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....
Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической теме «Овощи» с использованием отечественной мультипликации
Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической теме «Овощи»Цель: Коррекция развития лексико-грамматических средств языка и связного высказывания с использ...
Протокол исследования грамматического строя речи (таблица)
1. Исследование образование существительных в косвенных падежах.2. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.3. Исследование использования предлогов (...
Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Дидактические сказки – это сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) ...