Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями письменной речи
консультация
Примерный алгоритм организационных решений относительно детей с трудностями в обучении (ТО) и находящихся среди них детей с дислексией и дисграфией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями письменной речи
Алгоритм ППСД с НПР
Этап | Действие | Объект действия | Субъект действия |
Диагностический этап - I | |||
1.1 | Выявление детей с ТО | Ученики | Учитель |
1.2 | Среди детей с ТО выделение тех, кто предположительно имеет признаки НПР. | Ученики с ТО | Учитель |
1.3 | Уточнение диагноза | Ученики с предполагаемыми НПР | Логопед |
1.4 | Психолого-педагогический консилиум: уточнение диагноза, составление плана коррекционно-развивающей работы | Служба психолого-педагогического сопровождения школы | Зам. директора по УВР |
1.5 | Информирование родителей и обсуждение плана действий | Родители | Учитель+логопед + психолог |
Этап планирования - II | |||
2 | Прохождение ПМПК: уточнение образовательного маршрута, определение условий получения образования, утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИКРП) | Ребенок+родители | Руководитель ПМПК |
Этап проведения коррекционно-развивающей работы – этап III | |||
3 | 1 этап ИКРП (1-е полугодие) | Ребенок | Учитель+логопед и психолог |
Мониторинг реализации ИКРП – этап IV | |||
4 | Промежуточный ППК: анализ результативности ИКРП, уточнение ИКРП, уточнение ИКРП | Учитель +логопед и психолог | Зам. директора по УВР |
Этап проведения коррекционно-развивающей работы – этап V | |||
5 | 2 этап ИКРП (2-е полугодие) | Учитель +логопед и психолог | Зам. директора по УВР |
Мониторинг реализации ИКРП и подведение этапных итогов – этап VI | |||
6.1 | Итоговый (за 1 год) ППК | Учитель +логопед и психолог | Зам. директора по УВР |
6.2 | Психолого-педагогическое совещание с участием родителей | Учитель +логопед и психолог + родители | Зам. директора по УВР |
Предварительный просмотр:
Описание алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей
с нарушениями письменной речи
Примерный алгоритм организационных решений относительно детей с трудностями в обучении (ТО) и находящихся среди них детей с дислексией и дисграфией.
Этап I ‒ Выявление детей с ТО. Выявление таких детей производится учителем на основе анализа динамики усвоения школьных навыков и текущей академической успеваемости. При оценивании динамики следует принять во внимание стартовый уровень этих навыков, с которым ребенок поступил в 1 класс и отсчитывать достижения относительно этого уровня. Анализ динамики должен включать и оказанную ребенку индивидуализированную помощь в процессе реализации образовательной программы. Если у ребенка возникали трудности, но индивидуализированная помощь учителем не оказывалась, снижается информативность формальных показателей динамики и затрудняется определение уровня обучаемости у ребенка и его зоны ближайшего развития (ЗБР) по Л.С. Выготскому. На этом этапе должно быть проведено углубленное исследование (психологом и логопедом) уровня когнитивного и речевого развития, диагностика основных предпосылок письма и чтения, стандартизованная диагностика навыков чтения и письма (логопедом). После обсуждения с родителями полученных результатов и согласования с ними плана дальнейших действий родителям дается направление на прохождение ПМПК и сопровождающий пакет документов (характеристика, заключение логопеда, психолога, педиатра и невролога; по показаниям - психиатра). На ПМПК производится уточняющая диагностика, принимается диагностическое решение, ребенок относится к категории обучающихся с ОВЗ (при наличии оснований).
Планирование, этап II ̶ составляется, индивидуальная коррекционно-развивающая программа, в которой должны быть учтены сильные и слабые стороны когнитивного и речевого развития ребенка. Главными структурными элементами индивидуальной программы, должны быть коррекционные мишени и способы работы с этими мишенями. В качестве мишеней могут выступать компоненты комплексного навыка чтения (например, автоматизация звукобуквенных связей) или когнитивные/речевые механизмы, являющиеся предпосылками навыка чтения (например, развитие способностей к сукцессивной (т.е. серийно организованной в определенной последовательности) обработке, хранению и воспроизведению информации). Выбор мишеней должен производится на основе результатов диагностики, т.е. быть доказательным, а не умозрительным. После выбора мишеней педагог выбирает методологию работы со слабыми функциями или формирования необходимых компонентов. Учитывая, что коррекционные задачи обычно решаются несколькими специалистами (например, учитель+логопед+психолог), необходимо распределить сферы деятельности и решаемые коррекционные задачи между ними. И, наконец, на основе полученной «дорожной карты» построить учебный план совместной коррекционно-развивающей работы, включающей ожидаемые этапные промежуточные результаты для мониторинга.
Проведение коррекционно-развивающей работы, этап III – совместно учителем и специалистами школьной службы сопровождения проводится коррекционная работа соответственно утвержденной ИКРП.
Мониторинг реализации ИКРП, этап IV ̶ в конце первого полугодия на базе школы проводится психолого-педагогический консилиум при участии заместителя директора школы по УВР, учителя, психолога и логопеда школы; в ходе консилиума анализируется динамика навыков чтения, компенсации явлений дислексии, успешность утвержденной ИКРП; в случае недостаточной эффективности в ИКРП вносятся коррективы. Решения консилиума вносятся в протокол.
Этап проведения коррекционно-развивающей работы, этап V ̶ продолжение коррекционно-развивающей работы с учетом поправок, внесенных на консилиуме.
Мониторинг реализации ИКРП и подведение этапных итогов, этап VI ̶ в конце второго полугодия на базе школы проводится психолого-педагогический консилиум при участии заместителя директора школы по УВР, учителя, психолога и логопеда школы; в ходе консилиума анализируется динамика навыков чтения и письма, компенсация явлений дислексии, дисграфии, успешность утвержденной (и скорректированной) ИКРП; в случае недостаточной эффективности в ИКРП вносятся коррективы в ИКРП на следующий учебный год. Решения консилиума вносятся в протокол.
Интернет-источник:
Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма // ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей». М., 2019. – Режим доступа:
Учитель-логопед МБОУ ШИ №133
Поташинская Марина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы - вместе!" (проект по комлексному сопровождению учащихся с нарушением письменной речи)
Проект ориентирован на оказание помощи детям, имеющим нарушения письменной речи, в основе которого лежит комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, логоп...
Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта
Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....
Психолого- педагогическое сопровождение детей с нарушением психологического здоровья.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится наиболее острой. Актуальность проблемы психического здоровья детей в последн...
"Обследование детей, имеющих нарушения письменной речи и коррекционная работа с ними".
Обследование детей, имеющих нарушения письменной речи и корреционная работа с ними....
Рекомендации логопеда родителям, имеющим детей с нарушениями письменной речи.
Даны упражнения, которые помогут сформировать необходимые умения и навыки для овладения письменной речью....
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.
Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого реб...
- Мне нравится (1)