"Мы - вместе!" (проект по комлексному сопровождению учащихся с нарушением письменной речи)
методическая разработка по теме
Проект ориентирован на оказание помощи детям, имеющим нарушения письменной речи, в основе которого лежит комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, логопеда, врача и психолога. Его реализация подразумевает использование метода консультативного сопровождения, что позволяет проанализировать проблемы учеников и оказать им всестороннюю помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Янтиковского района Чувашской Республики
МЫ – ВМЕСТЕ!
(КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ)
Проект подготовила
учитель-логопед
Белова Валентина Ивановна
с. Янтиково
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Значительное ухудшение социально-экономической и экологической ситуации на современном этапе развития общества неизбежно привело к отрицательным воздействиям на психическое и физическое здоровье ребенка: резко возросло число детей с различными патологиями, нарушениями и отклонениями. Как свидетельствуют результаты обследований последних лет, только 15,1 % детей предшкольного возраста признаны здоровыми. Поэтому неудивительно, что в период интенсивно возрастающих нагрузок в начальных классах школьного обучения увеличивается число детей, не справляющихся с учебной программой.
По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребенка, в первую очередь страдает раннее моторное развитие, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля и регуляции деятельности. В связи с этим все больше расходятся во времени развития возрастные показатели уровня актуального развития и имеющиеся в настоящее время социально-психологические требования к ребенку. Таким образом, в дошкольном возрасте не формируются необходимые психологические предпосылки к школьному обучению. В младшем школьном возрасте это приводит к феноменам трудностей освоения ребенком базового школьного компонента, гиперактивному поведению, нарушениям умственной работоспособности, мотивационно-личностной дезадаптации в целом. Такие дети часто не в состоянии высидеть урок, беспокойны, трудноподчиняемы инструкциям педагога, значительно более утомляемы, чем их сверстники.
После проведения углубленного психологического, логопедического и педагогического обследований их проблемы можно сформулировать как следующие:
несформированность функции программирования и контроля деятельности (ее регуляции);
измененные (чаще сниженные) темповые характеристики деятельности и нарушенная работоспособность;
недостаточная сформированность высших психических функций;
несформированность эмоциональных дифференцировок и трудности общения.
В речевом плане у этих детей отмечается наличие развернутой фразовой речи с элементами лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития, недостаточный объем словарного запаса, неумение пользоваться способами словообразования, непонимания флексийных отношений, недостаточное понимание изменений значений слов, выражаемых приставками, суффиксами, трудности различения элементов, отражающих число, род, падеж. Их письменные работы характеризуются многочисленными ошибками, проявляющимися в виде дисграфии и дизорфографии. Кроме того, у них не сформированы пространственные и временные представления, выражающиеся в невозможности анализа взаимоотношений объектов, анализа причинно-следственных и собственно пространственно-временных отношений. Очевидно, что у каждого конкретного ребенка наблюдается присутствие в той или иной степени большинства вышеуказанных особенностей.
Количество таких детей, нуждающихся в логопедической помощи, как правило, велико, и логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. Кроме того, из теории и практики дефектологии видно, что для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, врача, психолога. С учетом вышеизложенного в проекте используется метод консультативного сопровождения, что позволяет проанализировать проблемы учеников и оказать им всестороннюю помощь. Иными словами, комплексное сопровождение учащихся с нарушениями письменной речи подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребенок, во все сферы учебно-воспитательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта – комплексное сопровождение младших школьников с нарушениями письменной речи.
Задачи:
развитие навыков учебной деятельности;
развитие высших психических процессов и функций, необходимых для овладения письмом;
коррекция дисграфии и дизорфографии;
формирование положительной «Я – концепции».
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта дает возможность психологического, логопедического и, в случае необходимости, медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса. Эффективность работы различных специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическое
- коррекционное
- консультативно-просветительское.
Формы работы:
* комплексное обследование учащихся;
* построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов;
* планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развитии учащихся с нарушением письменной речи;
* взаимодействие специалистов в решении проблем;
* консультирование родителей.
Для решения поставленных задач необходимо опираться на:
- основные принципы сопровождения («всегда на стороне ребенка», непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход);
- общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход);
- основные принципы логопедии (системность, комплексность развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития, деятельностный подход, поиск обходных путей и опора на сохранное).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - диагностико-консультативный
На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Происходит встреча специалистов с родителями ребенка для составления общей картины его учебной деятельности в классе, изучается медицинский анамнез. Учителем проводится наблюдение за школьником на уроке и на переменах с целью сбора информации об особенностях его поведения, степени включенности в учебный процесс, уровне сконцентрированности на заданиях, уровне работоспособности, наличии истощаемости и т.д.
Основной на данном этапе является многоуровневая диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития каждого ребенка: логопедом – речевая деятельность, психологом – познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие.
Далее проводится повторная консультативная встреча специалистов с родителями и учителем, на которой обсуждаются результаты диагностики, этапы коррекционной работы. Также происходит включение родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ.
Схема изучения младшего школьника с нарушениями письменной речи
№ | Содержание изучения | Метод | Кто изучает |
1. | Общие сведения о ребенке: Ф.И.О.. Дата рождения. Успеваемость. | Изучение документации | Логопед Психолог |
2. | История развития: Анамнез. Раннее речевое развитие. Моторное развитие. Состояние слуха, зрения. Особенности психического здоровья. | Изучение медицинских документов Беседа с родителями | Логопед Психолог Врач |
3. | Обследование общего состояния устной и письменной речи: Дефекты звукопроизношения. Фонематический слух, анализ – синтез. Лексико-грамматический строй речи. Связная речь. Чтение и письмо. | Наблюдение за речью Обследование Анализ письменных работ | Логопед |
4. | Диагностика основных психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи: Внимание. Кратковременная и словесно-логическая память. Слухо-моторные координации. | Наблюдение Спец. эксперимент (задания, тесты) Беседы с ребенком и родителями | Психолог |
5. | Особенности учебной деятельности: Работоспособность. Темп деятельности. Коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности. Навык саморегуляции и самоконтроля. | Наблюдение в условиях организованной деятельности | Учитель |
2 этап - организационно-методический
На данном этапе по полученным результатам формируются коррекционные группы, составляются индивидуальные комплексные программы развития, разрабатываются различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае. Так, с ребенком могут работать сразу несколько специалистов или один из специалистов подготавливает базу для работы другого.
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
№ п/п | Направления работы | Методики, тесты | Описание методики |
1. | Развитие кратковременной непроизвольной памяти | Узнавание фигур | Для запоминания предлагается колонка из 3 абстрактных стимулов. Время экспозиции 15 секунд. Затем ребенку предъявляется таблица из 9 стимулов, среди которых он должен найти 3 знакомых стимула. |
2. | Развитие кратковременной слуховой памяти | Десять слов (методика А.Лурия) | Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов |
Оперативная память | Зачитываются числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ребенок должен запомнить числа в том порядке, в котором они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим и т.д., а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. |
3. | Развитие словесно-логической памяти | Запомни пару | Зачитывается 10 пар словисследуемого ряда («кукла – играть», «курица – яйцо» и т.д.). После 10-секундного перерыва читаются слова левой половины ряда, а учащиеся записывают запомнившиеся слова правой половины. |
4. | Развитие зрительной памяти | Самый зоркий | Предлагаются ученикам посмотреть на карточку, прочитать то, что в ней написано, запомнить и записать в тетради. Вначале даются бессмысленные сочетания согласных букв, потом – словарные слова или слова на изученные орфограммы. |
5. | Развитие объема и концентрации внимания | Корректурная проба | На бланке с буквами вычеркнуть определенные буквы. Время работы – 5 мин. |
6. | Развитие переключаемости внимания | Красно-черная таблица | Ребенку предлагается на таблице показать черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, а затем – красные числа в убывающем порядке от 12 до 1. Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем. |
7. | Развитие концентрации слухового внимания | Ритмический диктант | Детям предлагается графически записать серии ритмов или повторить заданный ритмический образец. |
Собери слова из звуков | Называются слова, а ученики, выделяя из каждого слова первый (второй или последний) звук, собирают другое слово. |
8. | Развитие концентрации и устойчивости внимания | Сложение и вычитание букв | Предлагается ученикам выполнять с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятные слова. (Например, ДО+МУ-У=ДОМ) |
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Преодоление учебных затруднений у детей с нарушениями письменной речи происходит путем формирования и развития навыков учебной деятельности. В зависимости от того, что страдает у данного ребенка, используются разные модули упражнений.
Модуль 1: Умение воспринимать словесную или письменную инструкцию
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточной слуховой памяти, нарушениями мышления (над этим работает психолог), так и с несформированностью приемов учебной деятельности.
Упражнения данного модуля развивают умения своевременно реагировать на вопрос учителя, отличать новую задачу от старой, четко представлять содержание инструкции.
Упражнения
1. «Объясните Кузе». Ученикам дается какое-нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, логопед просит кого-нибудь из учеников повторить его для Кузи. (Кузя – выдуманный персонаж, который хочет, но не умеет учиться).
2. «Знакомый – незнакомый». Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до 10. Дается инструкция: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой «+», если нет четкого представления – «-». Диктуются словосочетания, отдельные слова, в т. ч. термины. В конце работы проводится выборочная проверка, например, «Кто поставил «+» под цифрой 3? Это было понятие: «гласные звуки». Объясните, что это такое?»
3. «Что нового?». Ученикам предъявляется текст для списывания или читается текст диктанта, в который введена явно новая информация. По прочтении текста логопед задает вопросы: «Что нового вы узнали? Что вам было известно раньше?»
4. «Светофор». У детей красный и зеленый сигналы. Быстро читаются 10 -12 утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если утверждение верно, дети поднимают зеленые сигналы, если неверно – красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны противоречивые ответы.
5. «Письмо с пропусками». Диктуются слова или предложения, дети их записывают, но вместо какой-то буквы (например, буквы О) должны ставить точку, или вместо окончаний прилагательных должны рисовать звездочку.
6. «Будь внимательным!». В данных текстах подчеркивать и вычеркивать названные буквы.
Модуль 2: Умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану
Обучение детей планированию своих действий – важнейший шаг на пути формирования у них умения производить умственные операции. Целесообразно, чтобы о плане и планировании детям сначала рассказал психолог. На конкретных примерах из жизненной практики можно показать, как важно человеку планировать свое время, работу. Планирование помогает человеку экономить время и силы. На занятии, посвященном этой теме, дети вместе с психологом, составляют режим дня, получают задание составить свой план на ближайший вечер. На следующем занятии тему «подхватывает» логопед и учит планировать действия по выполнению учебного задания.
Упражнения
1. «Подготовься к занятию». На доске расположен ряд картинок с изображением ручки, простого карандаша, цветных карандашей, тетради, дневника. Детям предлагается подготовить к занятию учебные принадлежности в порядке, заданном картинками.
2. «Расскажи по плану-схеме». На занятиях правила кратко записываются в виде плана или схемы. По данным схемам ученик должен рассказать правило.
3. «Письмо с предварительным проговариванием». Логопед диктует предложение или его часть, ученики хором орфографически проговаривают 1 – 3 слова, а только потом записывают. (Важно объяснить детям, что предварительное орфографическое проговаривание слов – это и есть план их написания).
4. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
5. «Выделение главного». Для того, чтобы правильно составить план, необходимо научиться выделять главное и действовать по порядку. Ученикам предлагается выписать все дела, которые предстоит им сделать, и отметить маркером красного цвета самые важные из них – те, которые необходимо сделать в первую очередь; потом отметить маркером другого цвета те дела, которые нужно сделать попозже.
6. «Составление алгоритма». Под алгоритмом в психологии понимают точное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения определенных задач. Дети, в группе или в парах, составляют алгоритмы решения определенной учебной задачи, например, выполнения транскрипции слова или проверки слова с безударным гласным в корне.
Модуль 3: Умение осуществлять итоговый самоконтроль
Ученики чаще всего не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.
В этом приходится и убеждать учителей. Их нужно просить сотрудничать с детьми: поощрять стремление ребенка проверить написанное, давать дополнительное время на проверку текста, не снижать отметку за исправления в диктанте, если они сделаны аккуратно и по правилам.
Упражнения
1. «Возвращение к началу». Ученики получают текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Нужно, начиная с конца текста, читать по одному слову и найти ее. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке.
2. «Ищем случайные ошибки». Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется один важный компонент – карточка-памятка, которая определяет правила проверки слов: не пропущена ли буква, не добавлена ли лишняя буква, правильно ли изображены все буквы.
3. «Ищем орфографические ошибки». Дети проверяют текст второй раз, сосредоточиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это помогает другая карточка-памятка: не словарное ли это слово, есть ли в слове орфограммы, обозначь опасные слова, подбери проверочные слова.
4. «Проверка предложений». Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется памятка: не пропустил ли слово, как написаны предлоги, есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения, необходимые знаки препинания.
5. «Помогите Кузе». Раздаются карточки с текстами. Дается задание: за 2 минуты помочь Кузе исправить все ошибки.
Модуль 4: Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Важным для успешной работы являются умения ставить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждающих ребенка учиться, можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до награждения специальными символами, с помощью которых отмечаются достижения.
Ученики с удовольствием используют линейки достижений и лестницу успеха для самооценивания и фиксации результатов.
Упражнения
1. «Линейка достижений». В конце занятия предлагается детям сделать отметки на линейках достижений. Каждому дается карточка, например, такого содержания:
Я научился выделять из слова гласные звуки:
0_______________________5
Я старался:
0_______________________5
2. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Учитель просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и поэтому выполнил работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. (Лесенка успеха позволяет также узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо).
3. «Я так чувствую…» Подводя итоги занятия, логопед может попросить детей на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.
«Точка» - на занятии все было понятно.
«Знак вопроса» - осталось ощущение, что что-то непонятно.
«Восклицательный знак» - все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые.
«Многоточие» - тема кажется непонятной.
(Этот прием является одним из средств обратной связи и вызывает рефлексию у детей).
Модуль 5: Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности
Успешность ученика на уроке во многом зависит от уровня развития внимания ребенка и от темпа его деятельности. Кроме того, немаловажное значение имеет умение произвольно управлять этими качествами. Учителя начальной школы, конечно, включают в содержание урока задания, способствующие формированию основных свойств внимания, но этого может оказаться недостаточно для ребенка с нарушениями речи. Систематическая, на протяжении ряда занятий, с увеличением объема и темпа выполнения упражнений, тренировка основных свойств внимания в процессе коррекционной работы значительно повышает уровень успеваемости школьников, получающих логопедическую помощь. Дети учатся быстро включаться в коллективную работу, своевременно переключать свое внимание на новые действия, регулировать темп своей деятельности относительно темпа класса. Только через систему упражнений удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию.
Упражнения
1. «Собери слово». Детям предлагается собрать, т.е. записать слово из букв, которые логопед называет поочередно, с паузами. Паузы заполняются интерферирующей продукцией. В начале тренировок ученикам предлагаются слова простой слоговой структуры. В дальнейшем слова становятся более сложными, их количество в упражнении возрастает, темп работы увеличивается. (Упражнение направлено на развитие слухового внимания, восприятия и его избирательности).
2. Самый зоркий». Логопед предлагает ученикам посмотреть на карточку, прочитать то, что на ней написано, запомнить и записать в тетради. Время экспозиции карточки – не более 2 секунд. Первый набор карточек – бессмысленные сочетания согласных букв (от 3 до 9). Второй набор – словарные слова (из 4 – 16 букв). Третий набор – предложения, в которых количество знаков от 5 до 16. (Упражнение направлено на развитие зрительной памяти).
3 этап - коррекционно-развивающий
Усилия специалистов направлены на коррекционную работу с эмоционально-волевой и познавательной сферой, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию письменной речи.
На этом этапе необходимо сформировать у ученика положительную мотивацию на совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности личности.
Формами проведения коррекционной работы являются:
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом и психологом.
Групповые интегрированные занятия.
Постоянно действующая «Стена самовыражения» для детей, где они могут нарисовать или написать все, что хотят.
Направления коррекционной работы
№ п/п | Направления коррекционной работы | Содержание | Ответственные |
1. | Коррекция отдельных сторон психической деятельности | * Развитие зрительного восприятия и узнавания * Развитие зрительной памяти и внимания * Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) * Развитие пространственных представлений и ориентации * Развитие представлений о времени * Развитие слухового внимания и памяти * Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа | Психолог Учитель Логопед |
2. | Развитие навыков учебной деятельности | * Развитие умений и навыков планирования и организации деятельности * Формирование навыков самоконтроля * Развитие коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности * Повышение мотивации к обучению и преодоление учебных затруднений | Учитель Психолог Логопед |
3. | Развитие речи | * Развитие фонематических процессов * Постановка, автоматизация и дифференциация звуков * Развитие лексико-грамматических категорий * Коррекция письменной речи | Логопед |
4 этап - контрольный (итоговый)
Предусматривает текущую или итоговую диагностику. В результате обсуждается динамика развития детей, коррегируется программа для дальнейшей работы или принимается решение о прекращении коррекционных мероприятий в связи с исправлением ранее выявленных нарушений.
Следует отметить, что любая работа специалистов осуществляется при постоянном взаимодействии с учителем и родителями. Формы взаимодействия:
- теоретические и практические семинары
- индивидуальные консультации
- оформление информационных стендов
- лектории.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Основными критериями оценки эффективности коррекционной работы являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом реализации проекта должно быть повышение школьной успеваемости по русскому языку, которое достигается за счет формирования у детей следующих умений и навыков:
языкового анализа и синтеза;
пространственно-временных отношений;
высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления);
лексико-грамматических категорий;
орфографической зоркости;
6) навыков учебной деятельности.
Использованная литература:
1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: Методический и практический журнал. - 2006, № 5; 2007, № 4.
2. Логопед: Научно-методический журнал. – ТЦ СФЕРА. – 2004, № 3.
3. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С,Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с.
4. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида
Дипломная работа на "отлично. хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...
Нарушение письменной речи у умственно отсталых учащихся
Статья о специфике нарушений речи и их коррекции у умственно отсталых учащихся....
Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"
Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....
Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.
Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....
Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.
Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....
Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"
Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями письменной речи
Примерный алгоритм организационных решений относительно детей с трудностями в обучении (ТО) и находящихся среди них детей с дислексией и дисграфией....