Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.
статья (5 класс)
Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_detey_s_narusheniyami_sluha.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.
Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Процесс сопровождения, осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги-воспитатели, инструктор по физвоспитанию). Он включает в себя: создание предметно-развивающей среды; материально-техническое оснащение; разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития; обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях. В связи с этим сформирована чёткая система работы.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
- создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
- изучение индивидуальных особенностей детей. [1, с.22]
Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.
У ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения, возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта. При рано возникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно. Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детей важное место отведено классификации: глухие без речи (ранооглохшие); глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышащие; кохлеарные импланты. [4, с.32]
Программа обучения и воспитания детей с нарушениями слуха содержит, разделы по физическому, эстетическому, нравственному, сенсорному, умственному и трудовому воспитанию. Вместе с тем в школе-интернате огромная коррекционная работа проводится с каждым ребёнком, для максимальной компенсации недостатков и отклонения в развитии детей. У детей формирование разных навыков и способностей тесно взаимосвязано. То как ребёнок будет учиться понимать речь и говорить, зависит от развития у него зрительного внимания, памяти, мышления, умения действовать с предметами, контролировать свои эмоции, добиваться результата и многого другого. Многие дети с нарушениями слуха отстают в развитии от нормально слышащих сверстников. У не слышащих детей проблемы с координацией любых движений и, особенно с тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой тонкую координацию последовательных движений разных органов. [3, с. 14]
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Знания об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия, а не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. [2, с. 41]
Память не слышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития. [4, с. 19]
Специфические особенности воображения детей с недостатками или отсутствием слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Подчеркивая необходимость развития воображения глухих и слабослышащих детей, специалисты отмечают его важное влияние на процесс формирования личности в целом. [1, с. 27]
Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Исследования показали, что глухому дошкольнику нужно несколько больше времени для осмысления полученных знаний, чем его слышащему сверстнику. [3, с. 53]
У ребенка с нарушением слуха, наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.
Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.
В работе со слабослышащими детьми наглядные методы являются наиболее востребованными. Наглядные методы предполагают, использование пособий: плакатов, таблиц, схем, картин, демонстрацию кинофильмов, презентаций, обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.
Слабослышащий обучающийся из-за чрезмерного стремления опираться на визуальную основу восприятия, может ограничиваться просмотром демонстрируемых единиц на занятии, без осмысления и переработки полученной информации. Поэтому ребенка с нарушенным слухом надо учить пользоваться наглядным материалом в пределах необходимого.
Использование разнообразных наглядных методов при работе с неслышащими детьми:
- Практические методы обучения (метод упражнений, практические работы, игра и др.) также широко используются в процессе обучения слабослышащих детей для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.
Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет формировать сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать.
Использование дидактических, ролевых игр активизирует познавательную деятельность детей, стимулирует личностное развитие, позволяет построить адекватное взаимодействие слабослышащего ребенка в коллективе.
- Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Этот метод направлен на расширение и пополнение словарного запаса детей с нарушениями слуха, раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных.
Таким образом, в силу имеющихся особенностей физического и психического развития дети с нарушением слуха имеют особые потребности в условиях и технологиях обучения, воспитания, требуют особого внимания и комплексной психолого-социально-педагогической поддержки при разных видах обучения: дифференцированном, интегрированном, инклюзивном.
Литература:
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: «Академия», 2002.
2. Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике. Межвузовский сборник научно-методических трудов, М., 2001.
3. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования/Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
4. Саянко Ю. В. Специальная психология: учебное пособие.– М.: Академический Проект, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта
Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....
Особенности развития речи у детей с нарушенным слухом
Сравнение развтия речи ребенка в норме со особенностями в формировнии речи ребенка с нарушенным слухом....
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха.
Основы сурдопедагогики. Контрольная работа....
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Особенности обучения английскому языку детей с нарушением слуха
В современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Знание английского языка дает возможность узнать о мировой культуре, о традициях стран, изучаемого языка, а так...
«Особенности обучения русскому языку детей с нарушениями слуха».
Уроки русского языка в школе-интернате...