Психолого- педагогическое сопровождение детей с нарушением психологического здоровья.
статья по психологии на тему
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится наиболее острой. Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, нарушением поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого- педагогическое сопровождение детей с нарушением психологического здоровья.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится наиболее острой. Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, нарушением поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является здоровье детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост количества «трудных» детей, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с проблемами психологического здоровья.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
А по данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20%-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Все без исключения люди понимают, как важно сохранять физическое и психическое здоровье, но не все знают как это сделать.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность помощи ребенку.
В каждом классе начальной школы есть учащиеся, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети - гиперактивные, агрессивные, упрямые, либо вялые, медлительные, плаксивые, капризные и т. п. Учителю начальных классов необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях в поведенческих реакциях ребенка. Знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно-психического заболевания, вовремя порекомендовать родителям учащегося обратиться за помощью к специалистам, а какое является результатом педагогической запущенности, требующей немедленного взаимодействия с родителями ребенка и создания условий для коррекции поведения ученика.
Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентации современной семьи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, эпидемий разводов, а также прихода в начальную школу большого количества детей с патологией раннего развития.
Школе необходима педагогика сотрудничества, при котором между учителем и учеником устанавливаются доброжелательное и дружеское понимание, вызывающие у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, а значит и сохранение психологического здоровья. Знание и понимание ребенка, дают в руки учителя « волшебный ключик», позволяющий открыть сердца и души детей. Психическое здоровье ребенка необходимо учитывать в школе как в процессе обучения, так и в процессе общения с ребенком. Но, в действительности состояние здоровья ребенка как правило находится в не поля зрения. При оценки здоровья необходимо учитывать четыре основных фактора:
- Уровень достигнутого физического, нервно- психического развития
- Наличие или отсутствие хронических заболеваний.
В зависимости от совокупности этих показателей различают 4 групп:
- Дети, редко болеющие и не болеющие совсем.
- Дети, имеющие различные функциональные расстройства.
- Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями.
- Дети, имеющие серьезные и грубые нарушения в состоянии здоровья.
Самое главное на сегодняшний день беспокоит многих педагогов- психологов состояние здоровья детей в начале обучения. Действительно, в начале обучения - здоровье это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и дальнейшего школьного марафона. Так как школа является перспективной платформой воздействия на формирование поведенческих установок в области здорового образа жизни, необходимо говорить о психологических методах и средствах сохранения и укрепления здоровья.
Следует отметить, угрозу для здоровья детей несет:
- Повышенная стрессогенность.
- Гиподинамия.
- Информационные перегрузки.
Необходимо учитывать факторы психологического здоровья окружающие школьника:
- Личность учителя.
- Сложность учебной программы.
- Возможность ребенка усвоить эту программу.
- Статус в классе.
- Школьное пространство.
Мы предлагаем следующую модель психологического сопровождения учащихся с нарушениями психологического здоровья.
Инновационный проект« Счастливы вместе»
Цель: Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
Повышать психологическую компетентность учащихся и учителей школы.
Мероприятие, тема | Участники |
Игра «Умники и умницы» 3- 4 классы | Обучающиеся,педагогические работники ОГКОУСКОШИ №16. |
Акция: « Спасибо». | Обучающиеся,педагогические работники ОГКОУСКОШИ №16 |
Психологическая неделя с учащимися 1,2аб,3аб,4аб,5аб | Обучающиеся,педагогические работники, родители ОГКОУ СКОШИ №16 |
Психогимнастика с учащимися 1,2аб,3аб,4аб. | Обучающиеся,педагогические работники ОГКОУ СКОШИ №16 |
Интегрированное занятие: « Веселое космическое путешествие». | Обучающиеся,педагогические работники ОГКОУСКОШИ №16 |
Акция «От сердца к сердцу» | Обучающиеся,педагогические работники ОГКОУСКОШИ №16 |
Воплощение изложенного подхода к реализации психологического здоровья детей в условиях образовательной школы показывает широкие возможности и положительные результаты применения такой формы работы. Тенденция сегодняшней школы- обратиться
« лицом к личности учащегося, к его психологическому здоровью».
Список литературы:
1.А.А.Давлетшина Методы предупреждения и коррекции отклонений в поведении младших школьников ИПК ПРО 2012.-с.2-3.
2.Н.И. Дереклева Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья Москва
« ВАКО».2007.с- 7-8.
3.Лукьянова М.И Вариативные образовательные маршруты учащихся: учебное пособие.-НИЛ, 2009.-с.99-101.
4.Е.В. Шамарина Обучение детей сЗПР. Москва издательство ГНОМ.2003.-с.43-44.
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
Психолого-педагогическое сопровождение детям с ограниченными возможностями здоровья
Матерал на международную практическую конференцию...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются особенности работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье раскрываются особенности работы ЦПМПК по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ОВЗ....
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.
Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого реб...
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями письменной речи
Примерный алгоритм организационных решений относительно детей с трудностями в обучении (ТО) и находящихся среди них детей с дислексией и дисграфией....