Психолого- педагогическое сопровождение детей с нарушением психологического здоровья.
статья по психологии на тему

Садыкова Гелюся Исламовна

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится  наиболее острой. Актуальность проблемы психического здоровья детей в после­дние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и со­матических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости,  нарушением поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогическое сопровождение детей с нарушением психологического здоровья.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится  наиболее острой. Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости,  нарушением поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является здоровье  детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост количества «трудных» детей, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с проблемами психологического здоровья.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

 А по данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20%-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. 

Все без исключения люди понимают, как важно сохранять физическое и психическое здоровье, но не все знают как это сделать.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность помощи ребенку.

В каждом классе начальной школы есть учащиеся, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети - гиперактивные, агрессивные, упрямые, либо вялые, медлительные, плаксивые, капризные и т. п. Учителю начальных классов необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях в поведенческих реакциях ребенка. Знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно-психического заболевания, вовремя порекомендовать родителям учащегося обратиться за помощью к специалистам, а какое является результатом педагогической запущенности, требующей немедленного взаимодействия с родителями ребенка и создания условий для коррекции поведения ученика.

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентации современной семьи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, эпидемий разводов, а также прихода в начальную школу большого количества детей с патологией раннего развития.

Школе необходима педагогика сотрудничества, при котором между учителем и учеником устанавливаются доброжелательное и дружеское понимание, вызывающие у  маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, а значит и сохранение психологического здоровья. Знание и понимание ребенка, дают в руки учителя « волшебный ключик», позволяющий открыть сердца и души детей. Психическое здоровье ребенка необходимо учитывать в школе как в процессе обучения, так и в процессе общения с ребенком. Но, в действительности состояние здоровья ребенка как правило находится в не поля зрения. При оценки здоровья необходимо учитывать четыре основных фактора:

  • Уровень достигнутого   физического, нервно- психического развития
  • Наличие или отсутствие хронических заболеваний.

В зависимости от   совокупности этих показателей различают 4 групп:

  1. Дети, редко болеющие и не болеющие совсем.
  2. Дети, имеющие различные функциональные расстройства.
  3. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями.
  4. Дети, имеющие серьезные  и грубые нарушения в состоянии здоровья.

Самое главное на сегодняшний день беспокоит многих педагогов- психологов  состояние здоровья детей в начале обучения. Действительно, в начале обучения - здоровье это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения,  но и дальнейшего школьного марафона. Так как школа является перспективной  платформой воздействия на формирование поведенческих установок в области здорового образа жизни, необходимо говорить о психологических методах   и средствах сохранения и укрепления здоровья.

Следует отметить, угрозу для здоровья детей несет:

  • Повышенная стрессогенность.
  • Гиподинамия.
  • Информационные перегрузки.

Необходимо учитывать факторы психологического здоровья  окружающие школьника:

  • Личность учителя.
  • Сложность учебной программы.
  • Возможность ребенка  усвоить эту программу.
  • Статус в классе.
  • Школьное пространство.

Мы предлагаем следующую модель психологического сопровождения учащихся с  нарушениями  психологического здоровья.

            Инновационный проект« Счастливы вместе»

Цель: Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;

Повышать психологическую компетентность учащихся и учителей школы.

Мероприятие, тема

Участники

Игра «Умники и умницы»

3- 4 классы

Обучающиеся,педагогические

работники ОГКОУСКОШИ №16.

Акция: « Спасибо».

Обучающиеся,педагогические

работники ОГКОУСКОШИ №16

Психологическая неделя с учащимися 1,2аб,3аб,4аб,5аб

Обучающиеся,педагогические работники,  родители ОГКОУ

СКОШИ  №16

Психогимнастика с учащимися     1,2аб,3аб,4аб.

Обучающиеся,педагогические работники ОГКОУ СКОШИ №16

Интегрированное занятие: « Веселое космическое путешествие».

Обучающиеся,педагогические работники ОГКОУСКОШИ  №16

 Акция «От сердца к сердцу»

Обучающиеся,педагогические работники ОГКОУСКОШИ  №16

Воплощение изложенного подхода к реализации психологического здоровья детей в условиях образовательной школы показывает широкие возможности и положительные результаты применения такой формы работы. Тенденция сегодняшней школы- обратиться

 « лицом к личности учащегося, к  его психологическому здоровью».

Список литературы:

1.А.А.Давлетшина Методы предупреждения и  коррекции отклонений в поведении младших школьников ИПК ПРО 2012.-с.2-3.

2.Н.И. Дереклева Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья Москва

« ВАКО».2007.с- 7-8.

3.Лукьянова М.И Вариативные  образовательные маршруты учащихся: учебное     пособие.-НИЛ, 2009.-с.99-101.

4.Е.В. Шамарина Обучение детей сЗПР. Москва издательство ГНОМ.2003.-с.43-44.

5.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются  особенности  работы   Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье раскрываются особенности работы ЦПМПК по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ОВЗ....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого реб...

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями письменной речи

Примерный алгоритм организационных решений относительно детей с трудностями в обучении (ТО) и находящихся среди них детей с дислексией и дисграфией....