РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО естествознанию 9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
рабочая программа (9 класс)

Котова Анна Викторовна

естествознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon https://nsportal.ru/node/add/book-s86 КБ

Предварительный просмотр:

Естествознание, 9 класс (обучение на дому)

1. Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.

      Учебный план  КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит образовательный компонент «Естествознание». Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.

Для уроков используется учебник «Биология» для 9 класса специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва, М.: Просвещение, 2012 год.

Цель:

  • познакомить с разнообразием растительного и животного мира;
  • развивать память, наблюдательность, мышление, речь.

Задачи преподавания естествознания:

  • учить сравнивать и анализировать жизненные функции важнейших групп на основе жизненного опыта;
  • воспитывать понимание того, что человек часть живой природы;  
  • развивать  любознательность;

На изучение данного предмета естествознание отводится 0,5 часа в неделю.

 По учебному плану на курс отводится 17 часов.

     I   четв.-    ч                      

     II  четв.-    ч                      

     III  четв.-    ч

     IV  четв.-   ч

2. тематический план

Программный материал

кол.ч.

Сроки

Словарная работа

Наглядность

Дом. задание

Введение.

1

Место человека среди млекопитающих.

1

мышление

торс человека

2

Органы и системы органов человека.

1

полость

таблица №10

Опора и движение.

Скелет.

3

Скелет человека. Его значение.

1

опора

таблица №4

4

Состав и строение костей. Соединение костей

1

надкостница

таблица №13

Мышцы.

5

Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека.

1

гладкие, скелетные, сухожилия

таблица №12

6

Значение опорно-двигательной системы.

1

Кровообращение.

7.

Значение крови и кровообращения. Органы кровообращения.

1

кровообращение

таблица №4

8.

Круги кровообращения

1

артериальная, венозная

9.

Первая помощь при кровотечениях.

1

кровотечение

Дыхание.

10.

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

трахея, гортань

таблица №15

11.

Болезни органов дыхания.

1

гланды, бронхит

Питание и пищеварение.

12.

Значение питания. Пищевые продукты.

1

питание

13.

Органы пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

1

пищеварение, диетолог

таблица №18

Выделение.

14.

Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний.

1

мочеточник

Покровы тела.

15.

Кожа и её роль в жизни человека.

1

дерматолог

таблица №17

Нервная система.

16.

Значение нервной системы.

1

17.

Влияние вредных привычек на организм человека.

1

3. Содержание программы.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов. В разделе «Животные» особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами близкими учащемуся, живущему в городской местности. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у ребёнка чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащийся должен понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьник должен знать, что человек-часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Введение

Роль и место человека в природе.

Опора и движение Скелет.

Значение опорных систем  в жизни живых организмов. Значение скелета человека. Основные  части скелета.

Череп.  Строение позвоночника. Грудная клетка и ее значение.  Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

Сустав, его строение.  Связки и их значение.  Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей.  Первая доврачебная помощь при этих травмах.

Мышцы

Основные группы мышц в теле человека. Работа мышц.  Утомление мышц.

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Кровеносная система человека.

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Движение крови по сосудам. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении.

Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания человека. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания.

Питание и пищеварение

Значение питания. Органы пищеварения. Гигиена питания.  Заболевания пищеварительной  системы и их профилактика.  Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи. Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.

Размножение и развитие

Особенности мужского и женского организмов. Биологическое значение размножения. Система органов размножения человека. Половые железы и половые клетки. Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.

Покровы тела

Кожа и ее роль. Значение кожи. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термическом и химическом ожогах, обморожении, поражении

электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи.

Нервная система

Строение и значение нервной системы. Гигиена умственного и физического труда.  Режим дня.

Органы чувств

Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их  профилактика. Гигиена зрения.

Строение и значение органа слуха.  Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

Органы осязания,  обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая,

температурная и тактильная).  Расположение и значение этих органов.

Охрана всех органов чувств.

4. Основные требования к знаниям и умениям учащегося

Учащийся должен знать:

• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

• о влиянии физической нагрузки на организм;

• нормы правильного питания;

• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;

• специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;

• меры предупреждения сколиоза;

• свою группу крови и резус-фактор;

• норму кровяного давления;

• состояние своего зрения и слуха;

• санитарно-гигиенические правила.

Учащийся должен уметь:

• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения

и укрепления здоровья;

• соблюдать санитарно-гигиенические требования;

• измерять температуру тела;

• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечениях, ожогах.

 

5. Учебно-методическое обеспечение:

Учебная литература:

  1. Учебник «Биология» для 9 класса специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва, М.: Просвещение, 2012год.
  2. Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва Рабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 класса специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2012год.

Научно – методическая литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» М.: Просвещение, 2013г.
  2. Рик Морис Тайны живой природы; М.: «РОСМЭН», 1996.
  3. А. Крейг, К. Росни Наука энциклопедия; М.: «РОСМЭН», 1996.
  4. Л. Колвин, Э. Спиэр Живой мир энциклопедии; М.: «РОСМЭН», 1996.
  5. Д. Эллиот, К. Кинг Детская энциклопедия; М.: «РОСМЭН», 1996.

Литература для учащегося:

1. Учебник «Биология» для 9 класса специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва, М.: Просвещение, 2012год.

2. Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва Рабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 класса специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2012год.

6. Материально – техническое обеспечение:

таблицы, иллюстрации, наглядный материал, аптечка, словарные слова, презентации, карточки, тесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы, для детей с нарушением интеллекта 7 класс.

  Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М. Бгажноковой,  для учащихся 7 класса.План внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии с д...

Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 8 класс

Пояснительная записка.(к рабочей программе воспитательной работы,  для детей с нарушением интеллекта 8 класс)         Рабочая программа составлена в соотве...

Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)

Используемый учебник: З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...

Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 5 класс

.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени умственно отсталых детей (интеллектуальные  нарушения)....

Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа будет интересна для воспитателей адаптивных учреждений...

Рабочие программы для обучающихся на дому с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочие программы для обучающихся на дому с нарушением интеллекта для 7 класса...