РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО естествознанию 9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Естествознание, 9 класс (обучение на дому)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит образовательный компонент «Естествознание». Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.
Для уроков используется учебник «Биология» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва, М.: Просвещение, 2012 год.
Цель:
- познакомить с разнообразием растительного и животного мира;
- развивать память, наблюдательность, мышление, речь.
Задачи преподавания естествознания:
- учить сравнивать и анализировать жизненные функции важнейших групп на основе жизненного опыта;
- воспитывать понимание того, что человек часть живой природы;
- развивать любознательность;
На изучение данного предмета естествознание отводится 0,5 часа в неделю.
По учебному плану на курс отводится 17 часов.
I четв.- ч
II четв.- ч
III четв.- ч
IV четв.- ч
2. тематический план
№ | Программный материал | кол.ч. | Сроки | Словарная работа | Наглядность | Дом. задание |
Введение. | ||||||
1 | Место человека среди млекопитающих. | 1 | мышление | торс человека | ||
2 | Органы и системы органов человека. | 1 | полость | таблица №10 | ||
Опора и движение. | ||||||
Скелет. | ||||||
3 | Скелет человека. Его значение. | 1 | опора | таблица №4 | ||
4 | Состав и строение костей. Соединение костей | 1 | надкостница | таблица №13 | ||
Мышцы. | ||||||
5 | Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. | 1 | гладкие, скелетные, сухожилия | таблица №12 | ||
6 | Значение опорно-двигательной системы. | 1 | ||||
Кровообращение. | ||||||
7. | Значение крови и кровообращения. Органы кровообращения. | 1 | кровообращение | таблица №4 | ||
8. | Круги кровообращения | 1 | артериальная, венозная | |||
9. | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | кровотечение | |||
Дыхание. | ||||||
10. | Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | трахея, гортань | таблица №15 | ||
11. | Болезни органов дыхания. | 1 | гланды, бронхит | |||
Питание и пищеварение. | ||||||
12. | Значение питания. Пищевые продукты. | 1 | питание | |||
13. | Органы пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | пищеварение, диетолог | таблица №18 | ||
Выделение. | ||||||
14. | Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | мочеточник | |||
Покровы тела. | ||||||
15. | Кожа и её роль в жизни человека. | 1 | дерматолог | таблица №17 | ||
Нервная система. | ||||||
16. | Значение нервной системы. | 1 | ||||
17. | Влияние вредных привычек на организм человека. | 1 |
3. Содержание программы.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов. В разделе «Животные» особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами близкими учащемуся, живущему в городской местности. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у ребёнка чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащийся должен понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьник должен знать, что человек-часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Введение
Роль и место человека в природе.
Опора и движение Скелет.
Значение опорных систем в жизни живых организмов. Значение скелета человека. Основные части скелета.
Череп. Строение позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Мышцы
Основные группы мышц в теле человека. Работа мышц. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Кровеносная система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Движение крови по сосудам. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении.
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания человека. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания.
Питание и пищеварение
Значение питания. Органы пищеварения. Гигиена питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи. Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
Размножение и развитие
Особенности мужского и женского организмов. Биологическое значение размножения. Система органов размножения человека. Половые железы и половые клетки. Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Покровы тела
Кожа и ее роль. Значение кожи. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термическом и химическом ожогах, обморожении, поражении
электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи.
Нервная система
Строение и значение нервной системы. Гигиена умственного и физического труда. Режим дня.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения.
Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая,
температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Охрана всех органов чувств.
4. Основные требования к знаниям и умениям учащегося
Учащийся должен знать:
• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
• о влиянии физической нагрузки на организм;
• нормы правильного питания;
• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
• специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
• меры предупреждения сколиоза;
• свою группу крови и резус-фактор;
• норму кровяного давления;
• состояние своего зрения и слуха;
• санитарно-гигиенические правила.
Учащийся должен уметь:
• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения
и укрепления здоровья;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования;
• измерять температуру тела;
• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечениях, ожогах.
5. Учебно-методическое обеспечение:
Учебная литература:
- Учебник «Биология» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва, М.: Просвещение, 2012год.
- Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва Рабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2012год.
Научно – методическая литература:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» М.: Просвещение, 2013г.
- Рик Морис Тайны живой природы; М.: «РОСМЭН», 1996.
- А. Крейг, К. Росни Наука энциклопедия; М.: «РОСМЭН», 1996.
- Л. Колвин, Э. Спиэр Живой мир энциклопедии; М.: «РОСМЭН», 1996.
- Д. Эллиот, К. Кинг Детская энциклопедия; М.: «РОСМЭН», 1996.
Литература для учащегося:
1. Учебник «Биология» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост. Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва, М.: Просвещение, 2012год.
2. Е.Н. Соломина, Т.В. Швырёва Рабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2012год.
6. Материально – техническое обеспечение:
таблицы, иллюстрации, наглядный материал, аптечка, словарные слова, презентации, карточки, тесты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательной работы, для детей с нарушением интеллекта 7 класс.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М. Бгажноковой, для учащихся 7 класса.План внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год разработан в соответствии с д...
Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 8 класс
Пояснительная записка.(к рабочей программе воспитательной работы, для детей с нарушением интеллекта 8 класс) Рабочая программа составлена в соотве...
Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)
Используемый учебник: З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...
Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 5 класс
.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени умственно отсталых детей (интеллектуальные нарушения)....
Мухина О.Н. Программа воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта 6 класс
Рабочая программа будет интересна для воспитателей адаптивных учреждений...
Рабочие программы для обучающихся на дому с нарушением интеллекта 7 класс
Рабочие программы для обучающихся на дому с нарушением интеллекта для 7 класса...