Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)
рабочая программа по биологии (7 класс)

Поцелуева Юлия Викторовна

Используемый учебник: З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Курс «Биология» включает разделы:

  • «Неживая природа» (6 класс);
  • «Растения, грибы, бактерии» (7 класс);

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

   Преподавание биологии в специальных (коррекционных классах) VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

   Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Преподавание биологии в коррекционной школе VIII  вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений. В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

   Цель данной рабочей программы – это создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире растений; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.

   Задачи:

Образовательные:

  • формирование основных биологических понятий;
  • формирование понятий об особенностях животного мира; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
  • формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
  • формирование и отработка практических навыков и умений.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция недостатков умственного развития учащихся;
  • в процессе знакомства с животными у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление;
  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
  • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Воспитательные:

  • воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей).

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

Методы обучения.

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха; методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие.

   Большое значение будет придаваться сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью на каждом уроке буду реализовывать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, самомассаж, минутки релаксации).

   Данная рабочая программа обеспечивает оптимальный объем знаний по биологии для детей с нарушением интеллекта.

Планируемые результаты освоения курса:

Учащиеся должны знать:

- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

- биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных;

- разницу ядовитых и съедобных грибов,

- определять вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

- различать грибы от растений;

- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);


Место предмета в учебном плане:

Количество часов в неделю – 2 часа.

Количество часов за год – 70 часов

Название предмета – биология.                                                                                                           Количество часов на учебный год -68

Раздел «Содержание учебного предмета»

Наименование темы

Содержание темы

Задачи

Цели

Способ проверки достижений учащихся

1. Введение (3 часа)

Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений

Уточнить понятия «живая» и «неживая» природа. Повторить предметы и явления живой природы, их изменения. Дать представления о значении растений

Коррекция навыка связной речи, умения составлять рассказ по плану. Выявить степень подготовленности ученика к изучению предмета.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, практические работы.

2. Общее знакомство с цветковыми растениями

( 19 ч.)

Строение растения. Строение цветка. Виды соцветий. Опыление цветков.

Разнообразие плодов. Распространение плодов и семян. Прорастание семян

Разнообразие корней, корневых систем

Значение корня. Видоизменение корней

Внешнее строение листа.

Жилкование. Простые и сложные листья.

Образование органических веществ в растении

Испарение воды листьями

Дыхание растений

Листопад и его значение

Строение стебля. Разнообразие стеблей

Взаимосвязь частей растения

Дать представления о строении растений, его частей (цветка, листа, корней, стебля) 

Разобрать процесс дыхания растений

Коррекция навыка связной речи, умения составлять рассказ по плану.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, практические работы.

3. Многообразие растительного мира (40 часов)

4. Бактерии. Грибы

Деление растений на группы.

Однодольные покрытосеменные растения

Злаковые. Выращивание зерновых.

Использование злаков в народном хозяйстве

Лилейные. Двудольные покрытосеменные растения

Паслёновые. Бобовые. Розоцветные.

Сложноцветные.

Уход за комнатными растениями

Перевалка и перевалка комнатных растений

Осенняя перекопка почвы

Подготовка сада к зиме

Весенняя обработка почвы

Уход за посевами и посадками

Растение – живой организм

Бактерии. Общие признаки

Грибы. Общие признаки

Строение грибов

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, практические работы.

Раздел «Тематическое планирование»

Тема раздела

и кол-во часов

урока

Тема урока.    

Дата

Практические, лабораторные, творческие работы и т. д.

Коррекционно-развивающие задачи

Способы решения

Введение

(3 ч.)

1

Разнообразие растений

3.09

Развитие интереса к предмету; развитие памяти, переключение и распределение внимания.

Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Излагает свой текст (устный и письменный); формулирует выводы из собственного текста; подбирает к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы; пользуется первоисточниками (делает ссылки, цитирует).

Развитие навыков самостоятельной работы

Наглядные (видеозаписи, таблицы, учебные картины), ТСО. Поиск дополнительного материала. Работа с учебником.

2

Значение растений

7.09

3

Охрана растений

10.09

Общее знакомство с цветковыми растениями

( 19 ч.)

4

Строение растения

14.09

Лаб.раб.№1 «Строение цветкового растения»

Развитие и коррекция устной и письменной речи. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Умение анализировать. Формирование навыков работы с новой информацией. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Излагает свой текст (устный и письменный); формулирует выводы из собственного текста. Развитие наглядно – образного, логического мышления. Развитие навыков самостоятельной работы. Обогащение словарного запаса. Развитие и коррекция устной и письменной речи. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти.

Наглядные (видеозаписи, таблицы, учебные картины), ТСО. Поиск дополнительного материала. Работа с учебником.

5

Строение цветка

17.09

Лаб.раб.№2 «Строение цветка»

6

Виды соцветий

21.09

7

Опыление цветков

24.09

8

Разнообразие плодов

28.09

9

Распространение плодов и семян

1.10

10

Внешний вид и строение семени фасоли

5.10

Лаб.раб.№3 «Строение семени фасоли»

11

Прорастание семян

8.10

12

Всхожесть семян

12.10

13

Разнообразие корней, корневых систем

15.10

14

Значение корня. Видоизменение корней

19.10

15

Внешнее строение листа.

Жилкование. Простые и сложные листья.

22.10

16

Образование органических веществ в растении

26.10

17

Испарение воды листьями

29.10

18

Дыхание растений

9.11

19

Листопад и его значение

12.11

20

Строение стебля. Значение стебля

16.11

21

Разнообразие стеблей

19.11

22

Взаимосвязь частей растения

23.11

Многообразие растительного мира (

23

Деление растений на группы

26.11

Развитие и коррекция устной и письменной речи. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Умение анализировать. Формирование навыков работы с новой информацией. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Излагает свой текст (устный и письменный); формулирует выводы из собственного текста; подбирает к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы; пользуется первоисточниками (делает ссылки, цитирует).

Развитие наглядно – образного, логического мышления. Развитие навыков самостоятельной работы. Обогащение словарного запаса. Развитие и коррекция устной и письменной речи. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти.

Наглядные (видеозаписи, таблицы, учебные картины), ТСО. Поиск дополнительного материала. Работа с учебником.

24

Однодольные покрытосеменные растения

30.11

25

Злаковые. Общие признаки.

3.12

26

Выращивание зерновых.

7.12

27

Использование злаков в народном хозяйстве

10.12

28

Лилейные. Общие признаки

14.12

29

Цветочно-декоративные лилейные

17.12

30

Дикорастущие лилейные. Ландыш

21.12

31

Обобщающий урок по теме «Однодольные растения»

24.12

32

Двудольные покрытосеменные растения

28.12

33

Паслёновые. Общие признаки

11.01

35

Дикорастущие паслёновые. Паслён

17.01

34

Овощные паслёновые. Картофель

14.01

35

Овощные паслёновые. Томат

18.01

36

Овощные паслёновые. Баклажан и перец

21.01

37

Цветочно-декоративные паслёновые

25.01

38

Бобовые. Общие признаки

28.01

39

Пищевые бобовые растения

1.02

40

Фасоль и соя

4.02

41

Кормовые бобовые растения

8.02

42

Розоцветные. Общие признаки

11.02

43

Шиповник

15.02

44

Плодово-ягодные розоцветные.

Яблоня

18.02

45

Плодово-ягодные розоцветные.

Груша

22.02

46

Плодово-ягодные розоцветные.

Вишня

25.02

47

Плодово-ягодные розоцветные.

Малина

1.03

48

Плодово-ягодные розоцветные.

Земляника

4.03

49

Персик и абрикос

11.03

50

Сложноцветные. Общие признаки

15.03

51

Пищевые сложноцветные.

Подсолнечник

18.03

52

Цветочно-декоративные сложноцветные (однолетние)

29.03

53

Цветочно-декоративные сложноцветные (многолетние)

1.04

54

Обобщающий урок по теме: «Двудолные растения»

5.04

55

Уход за комнатными растениями

8.04

56

Перевалка комнатных растений

12.04

57

Пересадка комнатных растений

15.04

58

Осенняя перекопка почвы

19.04

59

Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева

22.04

Практ.раб

60

Подготовка сада к зиме

26.04

61

Весенняя обработка почвы

29.04

62

Уход за посевами и посадками

3.05

Бактерии. Грибы

63

Растение – живой организм

6.05

Развитие наглядно – образного, логического мышления. Развитие навыков самостоятельной работы. Обогащение словарного запаса формирование навыков и приемов работы с новой информацией (анализ, отбор) Развитие и коррекция устной и письменной речи. Излагает свой текст (устный и письменный); формулирует выводы из собственного текста; подбирает к тезисам соответствующие примеры, факты. Развитие наглядно – образного, логического мышления. Развитие навыков самостоятельной работы. Обогащение словарного запаса.

Наглядные (видеозаписи, таблицы, учебные картины), ТСО. Поиск дополнительного материала. Работа с учебником.

64

Бактерии. Общие признаки

10.05

65

Грибы. Общие признаки

13.05

66

Строение грибов

17.05

67

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы

20.05

68

Обобщение пройденного материала

24.05

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку обучающихся 5–6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку обучающихся 5–6   классов  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...

Адаптированная образовательная программа с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с легкой умственной отсталостью по технологии. Сельскохозяйственный труд.

laquo;Сельскохозяйственный труд» является допрофессиональная подготовка обучающихся, развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации, практическая подготовка детей к самостоятель...

Адаптированная образовательная программа с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с легкой умственной отсталостью по предмету "Моя профессия".

Успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственноотсталого ребенка; формирование социального опыта ...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)

Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать проч...