Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)
рабочая программа по биологии (7 класс)
Используемый учебник: З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Курс «Биология» включает разделы:
- «Неживая природа» (6 класс);
- «Растения, грибы, бактерии» (7 класс);
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Преподавание биологии в специальных (коррекционных классах) VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений. В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Цель данной рабочей программы – это создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире растений; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основных биологических понятий;
- формирование понятий об особенностях животного мира; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
- формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- формирование и отработка практических навыков и умений.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция недостатков умственного развития учащихся;
- в процессе знакомства с животными у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление;
- дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
- взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Воспитательные:
- воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей).
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха; методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие.
Большое значение будет придаваться сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью на каждом уроке буду реализовывать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, самомассаж, минутки релаксации).
Данная рабочая программа обеспечивает оптимальный объем знаний по биологии для детей с нарушением интеллекта.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов,
- определять вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
- различать грибы от растений;
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
Место предмета в учебном плане:
Количество часов в неделю – 2 часа.
Количество часов за год – 70 часов
Название предмета – биология. Количество часов на учебный год -68
Раздел «Содержание учебного предмета»
Наименование темы | Содержание темы | Задачи | Цели | Способ проверки достижений учащихся |
1. Введение (3 часа) | Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений | Уточнить понятия «живая» и «неживая» природа. Повторить предметы и явления живой природы, их изменения. Дать представления о значении растений | Коррекция навыка связной речи, умения составлять рассказ по плану. Выявить степень подготовленности ученика к изучению предмета. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, практические работы. |
2. Общее знакомство с цветковыми растениями ( 19 ч.) | Строение растения. Строение цветка. Виды соцветий. Опыление цветков. Разнообразие плодов. Распространение плодов и семян. Прорастание семян Разнообразие корней, корневых систем Значение корня. Видоизменение корней Внешнее строение листа. Жилкование. Простые и сложные листья. Образование органических веществ в растении Испарение воды листьями Дыхание растений Листопад и его значение Строение стебля. Разнообразие стеблей Взаимосвязь частей растения | Дать представления о строении растений, его частей (цветка, листа, корней, стебля) Разобрать процесс дыхания растений | Коррекция навыка связной речи, умения составлять рассказ по плану. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, практические работы. |
3. Многообразие растительного мира (40 часов) 4. Бактерии. Грибы | Деление растений на группы. Однодольные покрытосеменные растения Злаковые. Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве Лилейные. Двудольные покрытосеменные растения Паслёновые. Бобовые. Розоцветные. Сложноцветные. Уход за комнатными растениями Перевалка и перевалка комнатных растений Осенняя перекопка почвы Подготовка сада к зиме Весенняя обработка почвы Уход за посевами и посадками Растение – живой организм Бактерии. Общие признаки Грибы. Общие признаки Строение грибов Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, практические работы. |
Раздел «Тематическое планирование»
Тема раздела и кол-во часов | № урока | Тема урока. | Дата | Практические, лабораторные, творческие работы и т. д. | Коррекционно-развивающие задачи | Способы решения |
Введение (3 ч.) | 1 | Разнообразие растений | 3.09 | Развитие интереса к предмету; развитие памяти, переключение и распределение внимания. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Излагает свой текст (устный и письменный); формулирует выводы из собственного текста; подбирает к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы; пользуется первоисточниками (делает ссылки, цитирует). Развитие навыков самостоятельной работы | Наглядные (видеозаписи, таблицы, учебные картины), ТСО. Поиск дополнительного материала. Работа с учебником. | |
2 | Значение растений | 7.09 | ||||
3 | Охрана растений | 10.09 | ||||
Общее знакомство с цветковыми растениями ( 19 ч.) | 4 | Строение растения | 14.09 | Лаб.раб.№1 «Строение цветкового растения» | Развитие и коррекция устной и письменной речи. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Умение анализировать. Формирование навыков работы с новой информацией. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Излагает свой текст (устный и письменный); формулирует выводы из собственного текста. Развитие наглядно – образного, логического мышления. Развитие навыков самостоятельной работы. Обогащение словарного запаса. Развитие и коррекция устной и письменной речи. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. | Наглядные (видеозаписи, таблицы, учебные картины), ТСО. Поиск дополнительного материала. Работа с учебником. |
5 | Строение цветка | 17.09 | Лаб.раб.№2 «Строение цветка» | |||
6 | Виды соцветий | 21.09 | ||||
7 | Опыление цветков | 24.09 | ||||
8 | Разнообразие плодов | 28.09 | ||||
9 | Распространение плодов и семян | 1.10 | ||||
10 | Внешний вид и строение семени фасоли | 5.10 | Лаб.раб.№3 «Строение семени фасоли» | |||
11 | Прорастание семян | 8.10 | ||||
12 | Всхожесть семян | 12.10 | ||||
13 | Разнообразие корней, корневых систем | 15.10 | ||||
14 | Значение корня. Видоизменение корней | 19.10 | ||||
15 | Внешнее строение листа. Жилкование. Простые и сложные листья. | 22.10 | ||||
16 | Образование органических веществ в растении | 26.10 | ||||
17 | Испарение воды листьями | 29.10 | ||||
18 | Дыхание растений | 9.11 | ||||
19 | Листопад и его значение | 12.11 | ||||
20 | Строение стебля. Значение стебля | 16.11 | ||||
21 | Разнообразие стеблей | 19.11 | ||||
22 | Взаимосвязь частей растения | 23.11 | ||||
Многообразие растительного мира ( | 23 | Деление растений на группы | 26.11 | Развитие и коррекция устной и письменной речи. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Умение анализировать. Формирование навыков работы с новой информацией. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. Излагает свой текст (устный и письменный); формулирует выводы из собственного текста; подбирает к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы; пользуется первоисточниками (делает ссылки, цитирует). Развитие наглядно – образного, логического мышления. Развитие навыков самостоятельной работы. Обогащение словарного запаса. Развитие и коррекция устной и письменной речи. Повышение уровня развития, концентрации, переключения внимания; развитие памяти. | Наглядные (видеозаписи, таблицы, учебные картины), ТСО. Поиск дополнительного материала. Работа с учебником. | |
24 | Однодольные покрытосеменные растения | 30.11 | ||||
25 | Злаковые. Общие признаки. | 3.12 | ||||
26 | Выращивание зерновых. | 7.12 | ||||
27 | Использование злаков в народном хозяйстве | 10.12 | ||||
28 | Лилейные. Общие признаки | 14.12 | ||||
29 | Цветочно-декоративные лилейные | 17.12 | ||||
30 | Дикорастущие лилейные. Ландыш | 21.12 | ||||
31 | Обобщающий урок по теме «Однодольные растения» | 24.12 | ||||
32 | Двудольные покрытосеменные растения | 28.12 | ||||
33 | Паслёновые. Общие признаки | 11.01 | ||||
35 | Дикорастущие паслёновые. Паслён | 17.01 | ||||
34 | Овощные паслёновые. Картофель | 14.01 | ||||
35 | Овощные паслёновые. Томат | 18.01 | ||||
36 | Овощные паслёновые. Баклажан и перец | 21.01 | ||||
37 | Цветочно-декоративные паслёновые | 25.01 | ||||
38 | Бобовые. Общие признаки | 28.01 | ||||
39 | Пищевые бобовые растения | 1.02 | ||||
40 | Фасоль и соя | 4.02 | ||||
41 | Кормовые бобовые растения | 8.02 | ||||
42 | Розоцветные. Общие признаки | 11.02 | ||||
43 | Шиповник | 15.02 | ||||
44 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня | 18.02 | ||||
45 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша | 22.02 | ||||
46 | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня | 25.02 | ||||
47 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина | 1.03 | ||||
48 | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника | 4.03 | ||||
49 | Персик и абрикос | 11.03 | ||||
50 | Сложноцветные. Общие признаки | 15.03 | ||||
51 | Пищевые сложноцветные. Подсолнечник | 18.03 | ||||
52 | Цветочно-декоративные сложноцветные (однолетние) | 29.03 | ||||
53 | Цветочно-декоративные сложноцветные (многолетние) | 1.04 | ||||
54 | Обобщающий урок по теме: «Двудолные растения» | 5.04 | ||||
55 | Уход за комнатными растениями | 8.04 | ||||
56 | Перевалка комнатных растений | 12.04 | ||||
57 | Пересадка комнатных растений | 15.04 | ||||
58 | Осенняя перекопка почвы | 19.04 | ||||
59 | Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева | 22.04 | Практ.раб | |||
60 | Подготовка сада к зиме | 26.04 | ||||
61 | Весенняя обработка почвы | 29.04 | ||||
62 | Уход за посевами и посадками | 3.05 | ||||
Бактерии. Грибы | 63 | Растение – живой организм | 6.05 | Развитие наглядно – образного, логического мышления. Развитие навыков самостоятельной работы. Обогащение словарного запаса формирование навыков и приемов работы с новой информацией (анализ, отбор) Развитие и коррекция устной и письменной речи. Излагает свой текст (устный и письменный); формулирует выводы из собственного текста; подбирает к тезисам соответствующие примеры, факты. Развитие наглядно – образного, логического мышления. Развитие навыков самостоятельной работы. Обогащение словарного запаса. | Наглядные (видеозаписи, таблицы, учебные картины), ТСО. Поиск дополнительного материала. Работа с учебником. | |
64 | Бактерии. Общие признаки | 10.05 | ||||
65 | Грибы. Общие признаки | 13.05 | ||||
66 | Строение грибов | 17.05 | ||||
67 | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы | 20.05 | ||||
68 | Обобщение пройденного материала | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку обучающихся 5–6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку обучающихся 5–6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...
Адаптированная образовательная программа с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с легкой умственной отсталостью по технологии. Сельскохозяйственный труд.
laquo;Сельскохозяйственный труд» является допрофессиональная подготовка обучающихся, развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации, практическая подготовка детей к самостоятель...
Адаптированная образовательная программа с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с легкой умственной отсталостью по предмету "Моя профессия".
Успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственноотсталого ребенка; формирование социального опыта ...
Адаптированная образовательная программа с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с легкой умственной отсталостью по социально – бытовой ориентировке.
Развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы....
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать проч...