Рабочая программа по психологическому практикуму для 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_praktikum_9_klass.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе «Психологический практикум», 9 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г. за № 273 и на основе рекомендаций по совершенствованию учебного плана специальной школы. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательной области содержит школьный компонент (коррекционные технологии), наименование учебного предмета «Психологический практикум». Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) программы О.В.Федоровой «Программа для учащихся 5-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида».
Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Курс «Психологический практикум» призван дать обучающимся представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает.
Цель программы
Научить школьников преодолевать трудности в обучении, общении, социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие психических процессов.
Задачи программы
- Обучение продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.
2. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов.
3. Формирование навыков самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.
4. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.
5. Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.
Практикум по учебному плану рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год, проводится в форме групповых занятий.
I четверть –
II четверть –
III четверть –
IV четверть –
Тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата | Словарная работа |
I. | Введение | 4 | ||
1. | Что и как изучает психология. Методы: эксперимент, наблюдение, тест, анкетирование, опрос | 4 | Эксперимент, тест, анкета, опрос | |
II. | Познай себя | 10 | ||
2. | Что такое самоценность | 2 | Самоанализ, человеческие ценности | |
3. | Личностью не рождаются, а становятся | 3 | Личность, индивид | |
4. | Характер и темперамент | 3 | Холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик | |
5. | Упражнение «Автопортрет» | 2 | ||
III. | Как мы познаём мир | 35 | ||
6. | Упражнения «Учимся воспринимать и анализировать ситуацию» | 2 | ||
7. | Упражнения «Учимся воспринимать и анализировать ситуацию» | 2 | ||
8. | Упражнения "Живая скульптура", "Веришь - не веришь" | 2 | ||
9. | Упражнения "Пожелание", "Рефлексия", "Кустики идей" | 2 | Рефлексия | |
10. | Что такое творчество | 2 | Творчество, фантазия | |
11. | Упражнения на развитие навыков творчества: "Что мне нравится в себе", "Пленники», «Приветствие» | 2 | ||
12. | Упражнения «Самопохвала», «Скульптор», «Комплимент», "Литературный пересказ» | 2 | ||
13. | Желания и возможности | 2 | Желание, возможность, способность | |
14. | Проблемы и их решения | 2 | Преграды | |
15. | Упражнения на развитие навыков принятия и исполнения решений: "Комплимент", "Ищем секрет", «Подарок другу» | 2 | ||
16. | Что такое социальная роль | 2 | Социум | |
17. | Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины | 3 | Подросток | |
18. | Положительные и отрицательные роли | 2 | Положительная роль, отрицательная роль | |
19. | Упражнения на социализацию личности «Я и ты», «Один дома», «Правильная забота» | 2 | ||
20. | Человек и профессия | 2 | Профессионализм, самоопределение | |
21. | Склонности, способности | 2 | Способности, интерес | |
22. | Упражнения на выявление профессионального самоопределения | 2 | ||
IV. | Я среди людей | 18 | ||
23. | Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека | 2 | Межличностные отношения | |
24. | Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты | 2 | Дружба, сотрудничество | |
25. | Безразличие, отчуждение, вражда, ненависть | 2 | Безразличие, отчуждение, ненависть | |
26. | Упражнения на развитие навыков позитивных межличностных отношений | 2 | Комплимент, позитив | |
27. | Причины ссор и конфликтов | 2 | Ссора, конфликт | |
28. | Правила разрешения конфликтов | 2 | ||
29. | Арт-терапия «Рисуем сказку» | 2 | ||
30. | Игра «Торопись обрадовать» | 2 | ||
31. | Коллаж «Приятное-неприятное» | 2 | ||
V. | Обобщение | 2 | ||
31 | Повторительно-обобщающее занятие на тему «Как я познаю мир» | 2 |
Содержание программы
- Раздел «Введение» - 4 часа.
В данном разделе учащиеся знакомятся с методами изучения психологии.
- Раздел «Познай себя» - 10 часов.
В разделе учащиеся изучают такие понятия, как «личность», «темперамент», «характер», выполняют тесты и задания на определение своего характера и темперамента.
- Раздел «Как мы познаем мир» - 35 часов.
В данном разделе учащиеся учатся выходить из сложных конфликтных ситуаций. Выполняют упражнения на развитие навыков принятия и исполнения решений. На развитие навыков творчества, на выявление профессионального самоопределения.
- Раздел «Я среди людей» - 18 часов.
В данном разделе учащиеся знакомятся с причинами ссор и конфликтов, учатся разрешать конфликты и взаимодействовать с людьми.
- Раздел «Обобщение» - 2 часа.
С учащимися проходят тренинги, упражнения на закрепление, навыков конструктивного общения, саморегулирования, самопознания, самоопределения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны иметь следующие представления:
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать особенности своего характера;
- характеризовать другого человека, его поступки;
- анализировать отношение других людей к самому себе;
- анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- предупреждать и разрешать конфликты;
- выявлять причины, управлять своим настроением;
- регулировать свое поведение и поступки;
- определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
- выбирать свою будущую профессию.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
2. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
4. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов.- СПб., 2001.
5. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? – М., 1997.
6. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- СПб., 2000.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения.- Спб., 2000.
10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб., 2000.
11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. М., 2001.
13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. - Ростов-на-Дону, 2000.
14. Пиз А.. Язык телодвижений. - М., 1995.
15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. –М., 2003.
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе.- М.,2001.
17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. - М., 2001.
Материально-техническое обеспечение
- Настольные игры: «Пятнашки», «Шашки», «Пазлы», «Домино», «Мастер слова», «Балансирующая платформа», «Битва стратегов»
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса " Математический практикум.11 класс"
Содержание курса в программе разбито на семь основных блоков: «Вычисления и преобразования» (4 часа); «Уравнения, неравенства, системы» (5 часов); «Таблицы и графики» (4 часа); «Производная. Первообра...
Рабочая программа "Изобразительное искусство. Практикум. 7 класс". Основное общее образование.
Рабочая программа факультативного курса «Изобразительное искусство. Практикум.» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями:Федерального государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...
Рабочая программа по психологическому практикуму для 7 класса
Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" для обучающихся адаптивных школ....
Рабочая программа по психологическому практикуму для 8 класса
Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по психологическому практикуму 7 - 11 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...