Рабочая программа по психологическому практикуму для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Белан Елена Анатольевна

Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_praktikum_9_klass.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе «Психологический практикум», 9 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г. за № 273 и на основе рекомендаций по совершенствованию учебного плана специальной школы. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательной области содержит школьный компонент (коррекционные технологии), наименование учебного предмета «Психологический практикум». Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) программы О.В.Федоровой «Программа для учащихся 5-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида».

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Курс «Психологический практикум»  призван дать обучающимся представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает.

Цель программы

Научить  школьников преодолевать  трудности в обучении, общении,  социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие психических процессов.

Задачи программы

  1. Обучение продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.

2. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, развитие устойчивых познавательных  потребностей и интересов.

3. Формирование навыков самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.

4. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.

5. Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Практикум по учебному плану рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год, проводится  в форме групповых занятий.

I четверть –

II четверть –

III четверть –

IV четверть –

Тематический план

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата

Словарная работа

I.

Введение

4

1.

Что и как изучает психология. Методы: эксперимент, наблюдение, тест, анкетирование, опрос

4

Эксперимент, тест, анкета, опрос

II.

Познай себя

10

2.

Что такое самоценность

2

Самоанализ, человеческие ценности

3.

Личностью не рождаются, а становятся

3

Личность, индивид

4.

Характер и темперамент

3

Холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик

5.

Упражнение «Автопортрет»

2

III.

Как мы познаём мир

35

6.

Упражнения «Учимся воспринимать и анализировать ситуацию»

2

7.

Упражнения «Учимся воспринимать и анализировать ситуацию»

2

8.

Упражнения "Живая скульптура", "Веришь - не веришь"

2

9.

Упражнения "Пожелание", "Рефлексия", "Кустики идей"

2

Рефлексия

10.

Что такое творчество

2

Творчество, фантазия

11.

Упражнения на развитие навыков творчества: "Что мне нравится в себе", "Пленники», «Приветствие»

2

12.

Упражнения «Самопохвала», «Скульптор», «Комплимент», "Литературный пересказ»

2

13.

Желания и возможности

2

Желание, возможность, способность

14.

Проблемы и их решения

2

Преграды

15.

Упражнения на развитие навыков принятия и исполнения решений: "Комплимент", "Ищем секрет", «Подарок другу»

2

16.

Что такое социальная роль

2

Социум

17.

Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины

3

Подросток

18.

Положительные и отрицательные роли

2

Положительная роль, отрицательная роль

19.

Упражнения на социализацию личности «Я и ты», «Один дома», «Правильная забота»

2

20.

Человек и профессия

2

Профессионализм, самоопределение

21.

Склонности, способности

2

Способности, интерес

22.

Упражнения на выявление профессионального самоопределения

2

IV.

Я среди людей

18

23.

Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека

2

Межличностные отношения

24.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

2

Дружба, сотрудничество

25.

Безразличие, отчуждение, вражда, ненависть

2

Безразличие, отчуждение, ненависть

26.

Упражнения на развитие навыков позитивных межличностных отношений

2

Комплимент, позитив

27.

Причины ссор и конфликтов

2

Ссора, конфликт

28.

Правила разрешения конфликтов

2

29.

Арт-терапия «Рисуем сказку»

2

30.

Игра «Торопись обрадовать»

2

31.

Коллаж «Приятное-неприятное»

2

V.

Обобщение

2

31

Повторительно-обобщающее занятие на тему «Как я познаю мир»

2

Содержание программы

  1. Раздел «Введение» - 4 часа.

В данном разделе учащиеся знакомятся с методами изучения психологии.

  1. Раздел «Познай себя» - 10 часов.

В разделе учащиеся изучают такие понятия, как «личность», «темперамент», «характер», выполняют тесты и задания на определение своего характера и темперамента.

  1. Раздел «Как мы познаем мир» - 35 часов.

В данном разделе учащиеся учатся выходить из сложных конфликтных ситуаций. Выполняют упражнения на развитие навыков принятия и исполнения решений. На развитие навыков творчества, на выявление профессионального самоопределения.

  1. Раздел «Я среди людей» - 18 часов.

В данном разделе учащиеся знакомятся с причинами ссор и конфликтов, учатся разрешать конфликты и взаимодействовать с людьми.

  1. Раздел «Обобщение» - 2 часа.

С учащимися проходят тренинги, упражнения на закрепление, навыков конструктивного общения, саморегулирования, самопознания, самоопределения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны иметь следующие представления:
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о самооценке и уровне  притязаний;
- о  сходствах  и различиях  между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях   и  ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.


Обучающиеся должны уметь:
- анализировать  особенности своего характера;
- характеризовать другого человека, его поступки;
- анализировать отношение других людей к самому себе;
- анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- организовывать поведение  в социальных ситуациях разного типа;
- предупреждать и разрешать конфликты;
-  выявлять причины, управлять своим настроением;
- регулировать свое поведение и поступки;
- определять цель деятельности,  планировать действия для достижения цели;
- выбирать свою будущую профессию.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
2. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
4. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов.- СПб., 2001.

5. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? – М., 1997.
6. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- СПб., 2000.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения.- Спб., 2000. 
10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб., 2000.
11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. М., 2001.
13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. - Ростов-на-Дону, 2000.
14. Пиз  А.. Язык телодвижений. - М., 1995.
15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. –М., 2003.  
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе.- М.,2001.
17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. - М., 2001.              

Материально-техническое обеспечение

- Настольные игры: «Пятнашки», «Шашки», «Пазлы», «Домино», «Мастер слова», «Балансирующая платформа», «Битва стратегов»

- Ноутбук

- Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса " Математический практикум.11 класс"

Содержание курса в программе разбито на семь основных блоков: «Вычисления и преобразования» (4 часа); «Уравнения, неравенства, системы» (5 часов); «Таблицы и графики» (4 часа); «Производная. Первообра...

Рабочая программа "Изобразительное искусство. Практикум. 7 класс". Основное общее образование.

Рабочая программа факультативного курса «Изобразительное искусство. Практикум.» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями:Федерального государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

Рабочая программа по психологическому практикуму для 7 класса

Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" для обучающихся адаптивных школ....

Рабочая программа по психологическому практикуму для 8 класса

Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по психологическому практикуму 7 - 11 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...