Рабочая программа по психологическому практикуму 7 - 11 класс
рабочая программа
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_psih_praktikum_7-11klass.docx | 90.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по психологическому практикуму
7-11 классы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих обучающихся отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений, ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом.
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – психологическое развитие ребенка. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью разработана Программа коррекционного курса «Психологический практикум»
Программа коррекционного курса «Психологический практикум» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого- педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Нормативно-правовая основа разработки учебного плана:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014 г. №1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- СанПиНом 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденного Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 № 28;
- СанПиНом 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания », утвержденного Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
- Устав школы;
- Локальные акты и Положения образовательной организации.
Программа рассчитана на 5 лет обучения (7-11 классы).
Введение курса "Психологический практикум" в образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития обучающихся через системный подход, в котором когнитивные и коммуникативные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.
Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Программа курса коррекционных занятий «Психологический практикум» имеет своей целью:
- развитие автономии ученика, его персонализация и социализация. Необходимо чтобы ученик научился максимально эффективно объясняться с окружающими вербальным или невербальным способом, обрел максимальную жизненную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, зная и соблюдая общепринятые нормы, мог участвовать в различных формах общественной жизни наравне с другими членами данного сообщества, сохраняя при этом право на свою индивидуальность, непохожесть.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
- Формирование и развитие социальных навыков и компетенций.
- Формирование установок и поведения, направленных на сохранение здоровья.
- Тренировка в принятии и выполнении различных социальных ролей через участие в различных социально-психологических играх.
- Приобщение к принятому в обществе образу жизни.
- Развитие восприятия себя как части природы.
- Развитие индивидуальных способностей, интересов и особенностей личности, которые будут обеспечивать собственную активность человека с умственной отсталостью во взрослой жизни.
- Приобщение к социокультурному опыту через освоение различных понятий и их практическое применение в повседневной жизни.
- Освоение принятых в обществе форм экспрессии своего внутреннего мира (через изобразительную деятельность, драматизацию, музыкальные формы и др.).
Научная новизна Программы заключается в том что:
- коррекция недостатков психического развития обучающихся осуществляется через системный подход, в котором когнитивные и коммуникативные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.
-в самом содержании; методическом аппарате, включающем психокоррекционные технологии, методы и техники, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития;
-в системно-структурном и личностно-деятельностном подходах коррекции;
-в разработке личностных и БУД.
Основные принципы, на которых базируется данная программа (А.А.Осипова):
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Данный принцип направлен не просто на коррекцию отклонений в развитии, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности в целом.
Принцип единства коррекции и диагностики, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка.
Деятельностный принцип коррекции – определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка, являясь средством, ориентирующим его активность.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Этот принцип согласует требования хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признания уникальности и неповторимости конкретного пути развития – с другой.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов свидетельствует о том, что при осуществлении коррекционных мероприятий необходимо опираться на более развитые психические процессы. Опора на эти психические процессы и использование методов, которые их активизируют, оказываются эффективным путем коррекции интеллектуального и перцептивного развития ребенка.
Принцип возрастания сложности говорит о том, что, переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному.
Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
Педагог-психолог имеет право самостоятельного выбора методического аппарата (технологий, методик, приемов и др.) психолого-педагогической деятельности, однако при этом следует понимать, что необходимо эффективное достижение задач, обозначенных ФГОС О УО (ИН), а именно: воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной.
Общая характеристика курса.
Предлагаемая программа направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование у него психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Ученики во время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников развиваются коммуникативные навыки.
Занятия по психологическому практикуму эффективны для воспитания положительных качеств личности. Работая в группе, выполняя парные и групповые задания и упражнения, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учащиеся вежливо обращаются друг с другом, развивается терпение, усидчивость, произвольность действий.
Методы и приемы реализации программы
Методы работы:
1. Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ, поделки, слайды, книги, журналы.
2. Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3. Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения.
Организация: коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме.
Структура занятий. В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой работы.
Организационная часть:
1. Ритуал приветствия. Цель проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия и повторение материала пошлого урока.
Основная часть:
2. Объявление темы занятия, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение: благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой (интеграция).
3. Работа по теме. Основное содержание представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов.
Заключительная часть:
4. Подведение итогов (обобщение)
5. Ритуал завершения занятий
Программа включает в себя несколько разделов. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из трех взаимосвязанных этапов:
1 этап – диагностический. В диагностический этап входят диагностика психоэмоционального, интеллектуального развития подростка, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
2 этап – коррекционный. Данный этап включает в себя следующие задачи:
- помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
- повышение социального статуса ребенка в коллективе;
- развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
- формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
- создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая (индивидуальная) психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
– Когнитивный блок. Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
– Эмоциональный блок. Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
– Поведенческий блок. Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 этап – прогностический. Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.
Оценка эффективности занятий
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Место коррекционного курса в учебном плане
Данный курс включён для реализации во внеурочную деятельность коррекционно-развивающей области, с учетом требований охранительного режима нагрузки на обучающегося согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15). Форма проведения – групповая.
класс | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Количество уроков в год | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
Количество уроков в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Личностные, предметные, БУД результаты освоения курса
В результате освоения предметного содержания курса «Психологический практикум» у обучающихся предполагается формирование базовых учебных действий на конец 9, 11 класса (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных)
Личностные: обучение на занятиях по данному курсу организует и дисциплинирует обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию мотивации к учению, интереса (когда обучающийся задает вопросы) и позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Регулятивные: содержание занятий позволяет развивать и эту группу умений.
Обучающимся с нарушениями интеллекта свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.
Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи таким детям трудно полностью подчинить свои действия инструкции педагога, поэтому формирование у них представлений о предметах и явлениях и др. происходит последовательно, поэтапно.
Многие проблемы в обучении снимаются, если ученики умеют контролировать свою деятельность. Освоение элементов учебной деятельности, протекающее с задержкой у детей с особыми образовательными потребностями, успешно корригируется в процессе специально организованных занятий, когда ребенок постепенно учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Кроме того, у школьника вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и волевому усилию; воспитывается привычка к труду, желание трудиться.
Познавательные: на занятиях по психологическому практикуму в результате целенаправленных обучающих воздействий педагога-психолога у подростка с интеллектуальной недостаточностью развиваются все виды психических функций, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Кроме того, создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Коммуникативные: особое внимание на занятиях уделяется развитию речи и коммуникативных навыков обучающихся . Словесные обозначения свойств и качеств предметов и явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого учеником. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса обучающихся.
Школьники учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладевают монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Курс психологического практикума представляет благоприятный контекст для формирования таких коммуникативных действий, как умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; работать в парах и малых группах; а также, вербальных и невербальных способов коммуникации.
Умение соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.
Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.
Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.
Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
эмпатии как осознанного понимания ребенком чувства других людей и сопереживания им;
позитивно-эмоционального отношения к себе и окружающему миру.
БУД изучения курса «Психологический практикум» является формирование следующих БУД:
Регулятивные БУД
Принимать и сохранять учебную задачу.
Учиться:
выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев
Познавательные БУД
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;
Учиться:
анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные БУД:
Учиться:
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;
высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в организации совместного действия;
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Обучающийся в сфере коммуникативных БУД получит возможность научиться:
адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы решения).
продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предполагаемые предметные результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по психологическому практикуму школьники должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Психолого-педагогическая помощь обучающимся с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
Содержание программы составляют три основных направления:
1. Знакомство со свойствами и особенностями природы человека, знаний о себе, о других людях.
2.Диагностика. Диагностика уровня развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Коррекция высших психических функций через игры и упражнения.
3.Формирование навыков коммуникативных умений, адекватного поведения, знаний о микросоциальном окружении.
4. Системное и последовательное изучение социальных норм поведения человека, обучение пониманию законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
В содержание программы "Психологический практикум" 7 класса входит:
Введение. Общее представление о предмете "Психологический практикум.
Диагностика состояния ВПФ и ЭВС: Диагностика уровня развития восприятия; Диагностика переключения и распределения внимания. Диагностика уровня развития внимания; Диагностика переключения и распределения внимания; Диагностика устойчивости и распределения внимания Диагностика уровня развития зрительной памяти; Диагностика кратковременной памяти; Диагностика уровня развития мышления и речи.
Коррекция и развитие психологических процессов: Упражнения на развитие переключения и распределения внимания; Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением) ;Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти «Муха», «Лабиринт»; Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами». Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий». Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума». Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины". Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации».
Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего». Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий». Игры «Существенные и несущественные признаки понятия». Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание».
Общение. Как понять человека. Беседы. «Мои проблемы» Беседы «Обиды». Беседы «Комплименты или лесть» Беседы «Что значит быть вежливым?» Игра «Скульптор и глина» Упражнения «Комплимент» Упражнения «Мои проблемы» Рисунок на тему "Мой лучший друг".
Что такое дружба? Тренинговое занятие на развитие навыков взаимодействия "Давайте жить дружно" Что такое эмоции? Радость. Страх Сочувствие. Обида Обобщение пройденного материала.
В содержание программы "Психологический практикум" 8 класса входит:
Введение. Знакомство с предметом "Психологический практикум".
Диагностика уровня развития восприятия. Упражнения "Найди меня". Диагностика уровня развития внимания. Упражнения на развитие переключения и распределения внимания. Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением). Диагностика уровня развития зрительной памяти. Диагностика кратковременной памяти. Развивающие игры "Запомни рисунок", "10 слов"
Диагностика уровня развития мышления и речи. Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины". Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий». Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума».Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации».Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего». Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий».Игры «Существенные и несущественные признаки понятия».Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание».
Упражнения на развитие активного словаря «Лентяй и труженик», «Дыхание», «Тепло». Развивающие игры "Мнемотехника", "Бег ассоциаций".
Эмоции, которые испытывает человек. Эмоции, которые люди испытывают в разных ситуациях. Радость. Страх. Что делать с гневом. Обида. Грусть. Сочувствие. Общение. Упражнения на развитие навыков общения. Виды общения. Как понять человека. Упражнения и игровые задания на взаимодействие. Общение в школе. Общение в семье. Общение в кругу сверстников. Рисунок на тему "Мой лучший друг". Коммуникативные игры в кругу. Социально-психологический тренинг "Как найти выход из сложной ситуации".
Воля. Качества волевого человека. Стремление к осознанной цели. Умение преодолевать трудности.
Дисциплина. Как не поддаться на уговоры. Характер. Действия и поступки человека. Скромность украшает каждого.
Самооценка. Как воспитывается характер. Анализ литературных текстов. Честность, совесть. Сильный и слабый человек. Потребность в принадлежности к группе. Потребность в дружбе. Ложные друзья. Какой он- настоящий друг?
Почему человеку необходимо учиться. Почему люди объединяются в группировки. Противоправное поведение. Результаты нарушения правовых норм. К кому обращаться за помощью.
Развитие самооценки. Адекватность самооценки. Физический облик и самооценка. Влияние родителей на самооценку.
Как обезопасить себя от кибер-преступников. Какие ты знаешь способы обезопасить себя в Интернете от групп, которые могут нанести вред личности. Телефоны доверия. Составление памятки по безопасному поведению для друга. Правила безопасного поведения в дни летних каникул. Обобщающий урок. Повторение.
В содержание программы "Психологический практикум" 9 класса входит:
Введение. Беседа по теме "Человек-личность". Ценность и неповторимость человека.
Эмоции, которые испытывает человек. Эмоции, которые люди испытывают в разных ситуациях.
Психологические процессы. Развитие мышления. Упражнения на создание целостного образа. Разделение целого на части. Развитие памяти. Упражнения на развитие зрительной памяти. Упражнения на развитие слуховой памяти. Развитие воображения. Невербальное воображение. Вербальное воображение. Развитие внимания. Упражнения на устойчивость и концентрацию внимания. Текстовые задания на выявления устойчивости внимания и волевого усилия "Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии", "Знаки"
Общение. Как понять человека. Виды общения. Методы альтернативной коммуникации. Упражнения и игровые задания на взаимодействие.
Дисциплина. Характер. Действия и поступки человека. Скромность украшает каждого. Самооценка. Как воспитывается характер. Анализ литературных текстов. Честность, совесть. Сильный и слабый человек.
Потребность в принадлежности к группе. Потребность в дружбе. Мотивы общения со взрослыми. Мотивация учебной деятельности. Мотивация профессиональной ориентации. Потребность в автономии и самоутверждении.
Мотивы преступного поведения. Как не стать жертвой.
Развитие самооценки. Адекватность самооценки. Физический облик и самооценка. Влияние родителей на самооценку. Самооценка и педагогическая оценка. Обобщающий урок. Повторение.
В содержание программы "Психологический практикум" 10 класса входит:
Введение. Неповторимость человека. Как появился человек на земле. Чем отличается человек от животного. Психика и мозг человека. Что управляет нами.
Как и почему человек видит, слышит, чувствует, думает, говорит, действует. Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим. Кого мы называем другом, товарищем, знакомым. Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей.
Что нам снится, откуда приходят сны. Откуда и как возникает хорошее и плохое настроение. Почему возникает страх. Как мы распознаём горе и радость.
Ощущение и восприятия. упражнения "Волшебный мешочек", "Что в коробочке". Ощущение и восприятия. Создание целостного образа. Развитие внимания. упражнения на развитие слухового внимания. Развитие внимания. Текстовые задания на выявления устойчивости внимания и волевого усилия "Найди отпечатки", "Мозаика". Упражнения на развитие активного внимания "10 слов" . Развитие памяти. Упражнения на развитие кратковременной памяти. Упражнения на развитие зрительной памяти.
Развитие мышления и речи. Составление рассказа по сюжетной картинке "Друзья". Составление рассказа по сюжетной картинке "Спасение".Составление рассказа по сюжетной картинке "Весна пришла". Составление рассказа по сюжетной картинке "В кругу семьи."
Что такое общение. Чем отличается слово от воробья. Сможет ли Маугли заговорить. Язык мой - друг мой. Хорошие речи и слушать приятно. Как слово наше отзовётся. Правила общения. Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", «Комплимент», «Путаница»).
Отработка навыков общения через коммуникативные игры "Слепец и поводырь", "Подарок на всех", "Пойми меня", игры "Передай сигнал", "Комплименты", "Если бы я был тобой", "Телепатия".
Развитие навыков работы в группе. Совместное выполнение коллективной творческой работы-коллажа "Мои желания".
Развитие уверенности в себе через психологические игры "Перевоплощение", "Психологический портрет", игры "Я такой же, как ты», «Комплимент", «Нить Ариадны», «Реклама».
Опыт совместного принятия решений через Игру -ситуацию. "Интервью", "Я начну, а вы продолжите".
Тесты на самопознание "Какой я друг". Тесты на самопознание "Мой характер"
Социометрическое тестирование.
Что такое воля. Будь своему слову хозяин .Правила воспитания воли. Упражнения и задания на развитие воли.
Анализ своих поступков. Поиск ошибок
Что такое характер? Толпа и личность; Как стать личностью. Не место красит человека. Различия в характере у мальчиков и девочек. Анализ характера героев мультфильмов, литературных произведений.
Что такое деятельность. Умение определять цель деятельности. Планирование действий для достижения цели. Мотивация учебной деятельности. Тест на мотивацию учебной деятельности
Влияние родителей на самооценку.
Как защитить себя и своих близких от кибер-преступлений. Телефоны доверия. Правила безопасного поведения. Повторение.
В содержание программы "Психологический практикум" 11 класса входит:
Планы на будущее. Решение проблем. Разрешение конфликтных ситуаций. Стиль поведения во время ссоры. Правила избегания конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций через психологические игры "Кролик и пятачок", "Тух-диби-дух". Умение противостоять запугиванию. Личные ценности.
Психологические процессы. Внимание. Воображение. Память
Творчество. Творчество и воображение.
Проблемы и как их решать. Упражнения на развитие навыков принятия решений. Как победить лень? Коллаж "Я могу".
Личность и ее социальные роли. Влияние личных качеств на выбор ролей. Упражнения на развитие уверенности и социализации личности.
Что такое самоценность. Личностью не рождаются, а становятся. Индивидуальность. Самооценка и самоценность.
Характер и темперамент. Положительные и отрицательные качества человека. Анкетирование (самооценка, потребность). Упражнения на развитие навыков повышения самооценки. Упражнения на формирование личностных качеств. Повторение. Какой Я? Рассказ на тему "Какой Я" "Что мне нравится в себе", Упражнения "Самопохвала", "Скульптор"
Повторение. Обобщение.
Упражнение "Что я знаю о себе".Упражнения "Комплимент", "Зеркало". Как научиться контролировать своё поведение. Поступки и проступки. В чем разница. Преступления и наказания. Поиск острых ощущений.
Особенности подростковой дружбы и влюбленности. Любовь - фундаментальная человеческая эмоция. Что такое семейный кодекс. Если любовь не взаимна. Насилие. Как не стать объектом преступления. Повторение.
Личность . Что такое социальная роль? Социальные роли ребенка, подростка, взрослого, мужчины, женщины. Влияние личностных качеств на выбор социальных ролей. Положительные и отрицательные роли. Упражнения направленные на социализацию личности. Упражнения на развитие уверенности "Я и ты", "Один дома", "Правильная забота". Повторение.
Человек и профессия. Азбука профессий. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»."На почте"."В поликлинике"."На вокзале"."Помогите найти"."В театре". Пишем объявления. Определение 3 главных качеств хорошего работника через сюжетно-ролевую игру. Правила поведения на рабочем месте через сюжетно-ролевую игру. Умение работать в коллективе("команде") через сюжетно-ролевую игру . Уважение к труду через сюжетно-ролевую игру. Как правильно рассказать о себе. Тестирование. Обобщающий урок. Повторение.
Календарно-тематическое планирование
Психологический практикум 7 класс
Раздел | Основные знания | Формируемые умения и навыки | Форма мониторинга (проверка) | Кол-во часов |
Введение | Общее представление о предмете "Психологический практикум | Правила взаимоотношений между людьми | Беседа. Ответы на вопросы | 1час |
Диагностика | Диагностика состояния ВПФ и ЭВС | Комплексная диагностика основных познавательных процессов. | Тесты, пробы | 7 часа |
Психологические процессы | Ощущение, восприятия, внимание, память, мышление, речь, воображение | Знакомство с основными психическими познавательными процессами. Развитие этих качеств через игры | Беседа. Игры. Развивающие занятия, ответы на вопросы, тесты. | 22 часов |
Общение | Общение, виды общения. Посредством чего происходит общение. Конфликты, способы выхода из конфликтов. Самооценка. Этикет. | Формирование положительной коммуникативной деятельности. Освоение норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе | Тренинговые занятия. Беседы. Игры. Обсуждения. Ответы на вопросы . | 28 часов |
Эмоции | Радость, печаль, страх, гнев, обида, стыд. Окраска настроений | Учиться различать поведение, мысли и эмоции, выражать свои эмоции (вербально, невербально). Научиться распознавать чувства других людей. | Игры | 5 часов |
Обобщение | Повторение пройденного материала | Закрепление знаний. | беседа | 1час |
Поурочное планирование
"Психологический практикум" 7 А класс (68 часа в год, 2 раза в неделю)
№ | Тема урока | дата проведения | корректи-ровка |
1 четверть, 15 часов | |||
Введение. Знакомство с предметом "Психологический практикум". | |||
Диагностика уровня развития восприятия | |||
Диагностика переключения и распределения внимания. | |||
Диагностика уровня развития внимания. | |||
Диагностика переключения и распределения внимания. | |||
Диагностика устойчивости и распределения внимания | |||
Диагностика уровня развития зрительной памяти. Диагностика кратковременной памяти | |||
Диагностика уровня развития мышления и речи | |||
Знакомство с основными психическими познавательными процессами | |||
Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти «Муха», «Лабиринт». | |||
Упражнения и игры на развитие памяти «Слова», «Найди различия», «Скрытые предметы» | |||
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия | |||
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия | |||
Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами». | |||
Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий». | |||
2 четверть, 15 часов | |||
Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума». | |||
Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины". | |||
Упражнения на развитие активного словаря «Десяточка» | |||
Упражнения на развитие активного словаря, воображения «Ассоциации» | |||
Игра на расширение лексикона, развитие памяти, синхронизация жестов и говорения «Я знаю 5 имен» | |||
Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. «Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации». | |||
Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего». | |||
Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий». | |||
Упражнение на развитие мышления «Словообразователи» | |||
Упражнение на развитие мышления «Спичечные головоломки» | |||
Упражнение на развитие мышления «Ребусы», «Анаграмы». | |||
Упражнение на развитие мышления «Логические задачи» | |||
Упражнение для развития творческого, креативного, быстрого мышления «Соединяем несоединимое» | |||
Игра на развитие мышления «Существенные и несущественные признаки понятия». | |||
Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание». | |||
3 четверть, 18 часов | |||
Общение в жизни человека | |||
Зачем нужно знать себя | |||
Я глазами других | |||
Самооценка | |||
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги | |||
Ярмарка достоинств | |||
Ищу друга | |||
Почему люди ссорятся? | |||
Барьеры общения | |||
Предотвращение конфликтов | |||
Учимся слушать друг друга | |||
Уверенное и неуверенное поведение | |||
Нужна ли агрессия? | |||
Пойми меня | |||
Мои проблемы | |||
Обиды | |||
Критика | |||
Комплименты или лесть | |||
4 четверть, 16 часов | |||
Груз привычек | |||
Азбука перемен | |||
Вежливость | |||
Зачем нужен этикет | |||
Приветствия | |||
Умение вести беседу | |||
Телефонный разговор | |||
В театре | |||
Принимаем гостей | |||
Чаепитие | |||
Что такое эмоции? | |||
Радость. | |||
Страх | |||
Сочувствие. | |||
Обида | |||
Обобщающий урок. |
Итого: 64 часа.
Поурочное планирование
"Психологический практикум" 7 Б класс (68 часа в год, 2 раза в неделю)
№ | Тема урока | корректи-ровка | |
1 четверть, 15 часов | |||
Введение. Знакомство с предметом "Психологический практикум". | |||
Диагностика уровня развития восприятия | |||
Диагностика переключения и распределения внимания. | |||
Диагностика уровня развития внимания. | |||
Диагностика переключения и распределения внимания. | |||
Диагностика устойчивости и распределения внимания | |||
Диагностика уровня развития зрительной памяти. Диагностика кратковременной памяти | |||
Диагностика уровня развития мышления и речи | |||
Знакомство с основными психическими познавательными процессами | |||
Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти «Муха», «Лабиринт». | |||
Упражнения и игры на развитие памяти «Слова», «Найди различия», «Скрытые предметы» | |||
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия | |||
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия | |||
Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами». | |||
Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий». | |||
2 четверть , 15 часов | |||
Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума». | |||
Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины". | |||
Упражнения на развитие активного словаря «Десяточка» | |||
Упражнения на развитие активного словаря, воображения «Ассоциации» | |||
Игра на расширение лексикона, развитие памяти, синхронизация жестов и говорения «Я знаю 5 имен» | |||
Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. «Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации». | |||
Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего». | |||
Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий». | |||
Упражнение на развитие мышления «Словообразователи» | |||
Упражнение на развитие мышления «Спичечные головоломки» | |||
Упражнение на развитие мышления «Ребусы», «Анаграмы». | |||
Упражнение на развитие мышления «Логические задачи» | |||
Упражнение для развития творческого, креативного, быстрого мышления «Соединяем несоединимое» | |||
Игра на развитие мышления «Существенные и несущественные признаки понятия». | |||
Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание». | |||
3 четверть, 18 часов | |||
Общение в жизни человека | |||
Зачем нужно знать себя | |||
Я глазами других | |||
Самооценка | |||
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги | |||
Ярмарка достоинств | |||
Ищу друга | |||
Почему люди ссорятся? | |||
Барьеры общения | |||
Предотвращение конфликтов | |||
Учимся слушать друг друга | |||
Уверенное и неуверенное поведение | |||
Нужна ли агрессия? | |||
Пойми меня | |||
Мои проблемы | |||
Обиды | |||
Критика | |||
Комплименты или лесть | |||
4 четверть, 16 часов | |||
Груз привычек | |||
Азбука перемен | |||
Вежливость | |||
Зачем нужен этикет | |||
Приветствия | |||
Умение вести беседу | |||
Телефонный разговор | |||
В театре | |||
Принимаем гостей | |||
Чаепитие | |||
Что такое эмоции? | |||
Радость. | |||
Страх | |||
Сочувствие. | |||
Обида | |||
Обобщающий урок. |
Итого: 64 часа.
Календарно-тематическое планирование
Психологический практикум 8 класс
Раздел | Основные знания | Формируемые умения и навыки | Форма мониторинга (проверка) | Кол-во часов |
Введение | Общее представление о предмете "Психологический практикум". | Правила взаимоотношений между людьми Получить необходимые для жизни знания и навыки | Беседа. Ответы на вопросы. | 1час |
Психологические процессы | Диагностика ВПФ и ЭВС. | Развитие основных познавательных процессов | Беседа. Развивающие занятия. | 14 часов |
Что такое эмоции | Радость, печаль, страх, гнев, обида, стыд. Окраска настроений | Учиться различать поведение, мысли и эмоции, выражать свои эмоции (вербально, невербально). Научиться распознавать чувства других людей. | Беседы. Ответы на вопросы, тесты цветовых предпочтеий | 8 часов |
Общение и сотрудничество. | Общение, виды общения. Посредством чего происходит общение. Мой лучший друг. | Развитие отношений между детьми. Развитие внимательного отношения к сверстникам. Отработка навыков общения. | Беседы. Ответы на вопросы. Практическое занятие. | 10 часов |
Воля | Постановка целей: Составление плана по достижению желаемого результата. Упрямство и настойчивость, дисциплина, выбор и решение | Определить свои личные цели. Установить этапы определения целей. Формировать внутреннее побуждение ребенка к тому или иному виду активности. Научиться правильно выбирать решения | Беседы. Ответы на вопросы. Письменная работа | 8 часов |
Характер человека | Действия и поступки человека в его каждодневной жизни. Различия в характере у мальчиков и девочек | На основе анализа героев мультфильмов, литературных героев показать, что характер можно воспитывать. | Беседа. Ответы на вопросы. Письменная работа | 8 часов |
Межличностное общение | Общение среди сверстников. Общение со взрослыми. | Формирование навыков общения. Отличать истинного друга и ложного. Увидеть пользу и вред от общения со взрослыми(близкими и посторонними). Умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа | Беседа. Ответы на вопросы | 4 часа |
Мотивация | Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности. Побуждения | Сформировать умение регулировать и направлять в нужное русло свое поведение и поступки. Уметь определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели. | Беседа. Ответы на вопросы. | 5 часов |
Самооценка | Самооценка, влияние родителей на самооценку, взаимосвязь педагогической оценки и самооценки. Уровень притязаний. | Сформировать знания о самооценке и уровне притязаний. Уметь адекватно себя оценивать. | Беседа. Практическое задание. Письменная работа. | 4часа |
Обобщение | Закрепление знаний | Уметь оценивать ситуацию. Уметь пользоваться помощью окружающих | Памятки, тест, беседа | 6 часов |
Итого: 68 часов
Поурочное планирование
"Психологический практикум", 8 А класс (68 часов в год, 2 раза в неделю)
1 четверть - 16 часов
№ | Тема урока | Дата проведения | Корректи-ровка |
Введение. Знакомство с предметом "Психологический практикум". | |||
Диагностика уровня развития восприятия. Упражнения "Найди меня" | |||
Диагностика уровня развития внимания. Упражнения на развитие переключения и распределения внимания. Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением) | |||
Диагностика уровня развития зрительной памяти. Диагностика кратковременной памяти. Развивающие игры "Запомни рисунок", "10 слов" | |||
Диагностика уровня развития мышления и речи. Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины". | |||
Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами». | |||
Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий». | |||
Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума». | |||
Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации». | |||
Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего». | |||
Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий». | |||
Игры «Существенные и несущественные признаки понятия». | |||
Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание». | |||
Упражнения на развитие активного словаря «Лентяй и труженик», «Дыхание», «Тепло» | |||
«Развивающие игры "Мнемотехника", "Бег ассоциаций" | |||
Эмоции, которые испытывает человек. | |||
Эмоции, которые люди испытывают в разных ситуациях. | |||
Радость | |||
Страх | |||
Что делать с гневом. | |||
Обида. | |||
Грусть. | |||
Сочувствие. | |||
Общение. | |||
Упражнения на развитие навыков общения. | |||
Виды общения. Как понять человека. | |||
Упражнения и игровые задания на взаимодействие. | |||
Общение в школе. | |||
Общение в семье. | |||
Общение в кругу сверстников. | |||
Рисунок на тему "Мой лучший друг". | |||
Коммуникативные игры в кругу. | |||
Социально-психологический тренинг "Как найти выход из сложной ситуации" | |||
Воля. | |||
Качества волевого человека. | |||
Стремление к осознанной цели. | |||
Умение преодолевать трудности. | |||
Как сказать не попасть в сети к мошенникам. | |||
Как обезопасить себя в виртуальном пространстве. | |||
Дисциплина | |||
Как не поддаться на уговоры. | |||
Характер. | |||
Действия и поступки человека. | |||
Скромность украшает каждого. | |||
Самооценка. | |||
Как воспитывается характер. | |||
Анализ литературных текстов. | |||
Честность, совесть | |||
Сильный и слабый человек. | |||
Потребность в принадлежности к группе. | |||
Потребность в дружбе. | |||
Ложные друзья. | |||
Какой он- настоящий друг? | |||
Почему человеку необходимо учиться. | |||
Почему люди объединяются в группировки | |||
Противоправное поведение. | |||
Результаты нарушения правовых норм. | |||
К кому обращаться за помощью. | |||
Самоооценка. | |||
Развитие самооценки. | |||
Адекватность самооценки. | |||
Физический облик и самооценка. | |||
Влияние родителей на самооценку. | |||
Как обезопасить себя от кибер-преступников. | |||
Кибербуллинг | |||
Какие ты знаешь способы обезопасить себя в Интернете от групп, которые могут нанести вред личности. | |||
Телефон доверия. | |||
Составление памятки по безопасному поведению для друга. | |||
Правила безопасного поведения в дни летних каникул | |||
Обобщающий урок |
Всего: 70 часов
Поурочное планирование
"Психологический практикум", 8 Б класс (68 часов в год, 2 раза в неделю)
1 четверть - 16 часов
№ | Тема урока | Дата проведения | Корректи-ровка |
Введение. Знакомство с предметом "Психологический практикум". | |||
Диагностика уровня развития восприятия. Упражнения "Найди меня" | |||
Диагностика уровня развития внимания. Упражнения на развитие переключения и распределения внимания. Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением) | |||
Диагностика уровня развития зрительной памяти. Диагностика кратковременной памяти. Развивающие игры "Запомни рисунок", "10 слов" | |||
Диагностика уровня развития мышления и речи. Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины". | |||
Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами». | |||
Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий». | |||
Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума». | |||
Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации». | |||
Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего». | |||
Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий». | |||
Игры «Существенные и несущественные признаки понятия». | |||
Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание». | |||
Упражнения на развитие активного словаря «Лентяй и труженик», «Дыхание», «Тепло» | |||
«Развивающие игры "Мнемотехника", "Бег ассоциаций" | |||
Эмоции, которые испытывает человек. | |||
Эмоции, которые люди испытывают в разных ситуациях. | |||
Радость | |||
Страх | |||
Что делать с гневом. | |||
Обида. | |||
Грусть. | |||
Сочувствие. | |||
Общение. | |||
Упражнения на развитие навыков общения. | |||
Виды общения. Как понять человека. | |||
Упражнения и игровые задания на взаимодействие. | |||
Общение в школе. | |||
Общение в семье. | |||
Общение в кругу сверстников. | |||
Рисунок на тему "Мой лучший друг". | |||
Коммуникативные игры в кругу. | |||
Социально-психологический тренинг "Как найти выход из сложной ситуации" | |||
Воля. | |||
Качества волевого человека. | |||
Стремление к осознанной цели. | |||
Умение преодолевать трудности. | |||
Как сказать не попасть в сети к мошенникам. | |||
Как обезопасить себя в виртуальном пространстве. | |||
Дисциплина | |||
Как не поддаться на уговоры. | |||
Характер. | |||
Действия и поступки человека. | |||
Скромность украшает каждого. | |||
Самооценка. | |||
Как воспитывается характер. | |||
Анализ литературных текстов. | |||
Честность, совесть | |||
Сильный и слабый человек. | |||
Потребность в принадлежности к группе. | |||
Потребность в дружбе. | |||
Ложные друзья. | |||
Какой он- настоящий друг? | |||
Почему человеку необходимо учиться. | |||
Почему люди объединяются в группировки | |||
Противоправное поведение. | |||
Результаты нарушения правовых норм. | |||
К кому обращаться за помощью. | |||
Самоооценка. | |||
Развитие самооценки. | |||
Адекватность самооценки. | |||
Физический облик и самооценка. | |||
Влияние родителей на самооценку. | |||
Как обезопасить себя от кибер-преступников. | |||
Кибербуллинг | |||
Какие ты знаешь способы обезопасить себя в Интернете от групп, которые могут нанести вред личности. | |||
Телефон доверия. | |||
Составление памятки по безопасному поведению для друга. | |||
Правила безопасного поведения в дни летних каникул | |||
Обобщающий урок |
Всего: 70 часов
Календарно-тематическое планирование
Психологический практикум 9 класс
Раздел | Основные знания | Формируемые умения и навыки | Форма мониторинга (проверка) | Кол-во часов |
Введение | Общее представление о предмете "Психологический практикум". | Правила взаимоотношений между людьми Получить необходимые для жизни знания и навыки | Беседа. Ответы на вопросы. | 1час |
Неповторимость человека | Ценность человека. Отличие человека от других живых существ. Схожесть человека с некоторыми животными | Получить новые знания, опираясь уже на пройденный материал из других курсов о сути человеческой природы. | Беседа. | 4 часа |
Психологические процессы | Ощущение, восприятия, внимание, память, мышление, речь, воображение | Познакомиться с основными психическими познавательными процессами. Развитие этих качеств. | Беседа. Развивающие занятия. | 10 часов |
Общение | Общение, виды общения. Посредством чего происходит общение. Мой лучший друг. | Развитие отношений между детьми. Развитие внимательного отношения к сверстникам. Отработка навыков общения. | Беседы. Ответы на вопросы. Практическое занятие. | 11 часов |
Что такое эмоции | Радость, печаль, страх, гнев, обида, стыд. Окраска настроений | Учиться различать поведение, мысли и эмоции, выражать свои эмоции (вербально, невербально). Научиться распознавать чувства других людей. | Беседы. Ответы на вопросы, тесты цветовых предпочтений | 8 часов |
Сотрудничество | коммуникативные навыки | Развитие навыков работы в группе. Развитие у детей уверенности в себе, установки на помощь другим участникам группы. | Беседа. Практическое задание | 3 часа |
Воля | Постановка целей: Составление плана по достижению желаемого результата. Упрямство и настойчивость, дисциплина, выбор и решение | Определить свои личные цели. Установить этапы определения целей. Формировать внутреннее побуждение ребенка к тому или иному виду активности. Научиться правильно выбирать решения | Беседы. Ответы на вопросы. Письменная работа | 7 часов |
Характер человека | Действия и поступки человека в его каждодневной жизни. Различия в характере у мальчиков и девочек | На основе анализа героев мультфильмов, литературных героев показать, что характер можно воспитывать. | Беседа. Ответы на вопросы. Письменная работа | 8 часов |
Межличностное общение | Общение среди сверстников. Общение со взрослыми. | Формирование навыков общения. Отличать истинного друга и ложного. Увидеть пользу и вред от общения со взрослыми(близкими и посторонними). Умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа | Беседа. Ответы на вопросы | 4 часа |
Мотивация | Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности. Побуждения | Сформировать умение регулировать и направлять в нужное русло свое поведение и поступки. Уметь определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели. | Беседа. Ответы на вопросы. | 5 часов |
Самооценка | Самооценка, влияние родителей на самооценку, взаимосвязь педагогической оценки и самооценки. Уровень притязаний. | Сформировать знания о самооценке и уровне притязаний. Уметь адекватно себя оценивать. | Беседа. Практическое задание. Письменная работа. | 5 часов |
Обобщение | Закрепление знаний | Уметь оценивать ситуацию. Уметь пользоваться помощью окружающих | Памятки, тест, беседа | 2 часа |
Итого: 68 часов
Поурочное планирование
"Психологический практикум" 9 Б класс (68 часов в год, 2 раза в неделю)
Тема урока | Корректи-ровка | ||
Введение | |||
Человек-личность. | |||
Ценность и неповторимость человека. | |||
Эмоции, которые испытывает человек. | |||
Эмоции, которые люди испытывают в разных ситуациях. | |||
Психологические процессы. | |||
Развитие мышления. Упражнения на создание целостного образа | |||
Развитие мышления. Разделение целого на части | |||
Развитие памяти. Упражнения на развитие зрительной памяти | |||
Развитие памяти. Упражнения на развитие слуховой памяти | |||
Развитие воображения, невербальное воображение | |||
Развитие воображения, вербальное воображение. | |||
Развитие внимания. Упражнения на устойчивость и концентрацию внимания | |||
Развитие внимания. произвольное внимание | |||
Текстовые задания на выявления устойчивости внимания и волевого усилия "Найди отпечатки", "Мозаика". | |||
Текстовые задания на выявления устойчивости внимания и волевого усилия "Перепутанные линии", "Знаки" | |||
Общение. | |||
Общение. Как понять человека. | |||
Виды общения. методы альтернативной коммуникации | |||
Упражнения и игровые задания на взаимодействие. | |||
Общение в школе. | |||
Общение в семье. | |||
Общение в кругу сверстников. | |||
Лидерство. | |||
Дружба. | |||
Упражнения на развитие навыков общения. | |||
рисунок на тему "Мой лучший друг". | |||
Что такое эмоции? | |||
Радость. | |||
Страх | |||
Что делать с гневом. | |||
Обида. | |||
Грусть. | |||
Сочувствие. | |||
"Мое настроение". | |||
Стресс. | |||
Мои желания. | |||
Какой Я? | |||
Умение ладить с людьми. | |||
Воля. | |||
Качества волевого человека. | |||
Стремление к осознанной цели. | |||
Умение преодолевать трудности. | |||
Дисциплина. | |||
Характер. | |||
Действия и поступки человека. | |||
Скромность украшает каждого. | |||
Самооценка. | |||
Как воспитывается характер. | |||
Анализ литературных текстов. | |||
Честность, совесть. | |||
Сильный и слабый человек. | |||
Потребность в принадлежности к группе. | |||
Потребность в дружбе. | |||
Мотивы общения со взрослыми. | |||
Повторение. | |||
Мотивация | |||
Мотивация учебной деятельности. | |||
Мотивация профессиональной ориентации. | |||
Потребность в автономии и самоутверждении. | |||
Мотивы преступного поведения. | |||
Как не стать жертвой. | |||
Самооценка | |||
Развитие самооценки. | |||
Адекватность самооценки. | |||
Физический облик и самооценка. | |||
Влияние родителей на самооценку. | |||
Самооценка и педагогическая оценка. | |||
Правила безопасного поведения | |||
Повторение. |
Итого: 70 часов
Психологический практикум 10 класс
Календарно-тематическое планирование
Раздел | Основные знания | Формируемые умения и навыки | Форма мониторинга (проверка) | Кол-во часов |
Введение | Значение предмета "Психологический практикум". | Правила взаимоотношений между людьми в обществе. Правила и нормы поведения, принятые в обществе. Что такое закон? | Беседа. Ответы на вопросы. | 1 час |
Неповторимость человека | Как появился человек на земле. | Получить новые знания, опираясь уже на пройденный материал из других курсов о сути человеческой природы. | Беседа. | 3 часа |
Психика и мозг человека. | Как и почему человек видит, слышит, чувствует, думает, говорит, действует. | Узнать из чего состоит психологическая жизнь человека. | Беседа. Развивающие занятия. | 8 часов |
Психологические процессы | Ощущение и восприятия, внимание, память, мышление, речь, воображение | Познакомиться с основными психическими познавательными процессами. Научить развивать в себе эти качества. | Беседа. Развивающие занятия | 11 часов |
Общение | Общение среди сверстников. Общение со взрослыми. Дружба, товарищество, любовь. Чувства уважения и самоуважения. | Отработка навыков общения. Формирование способности устанавливать контакты, улучшать взаимоотношения с партнерами, друзьями, знакомыми. Формирование навыков общения. Умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа | Беседы. Ответы на вопросы. Практическое занятие. | 14 часов |
Сотрудничество | Коллектив, принятие решений, групповая динамика, социометрия, коммуникативные навыки и самопознание | Развитие навыков работы в группе. Развитие у детей уверенности в себе, установки на помощь другим участникам группы. Формировать опыт совместного принятия решений. | Беседа. Практическое задание | 10 часов |
Воля | Постановка целей: Составление плана по достижению желаемого результата. Упрямство и настойчивость, дисциплина, выбор и решение | Определить свои личные цели. Установить этапы определения целей. Формировать внутреннее побуждение ребенка к тому или иному виду активности. Научиться правильно выбирать решения | Беседы. Ответы на вопросы. Письменная работа | 5 часов |
Характер человека | Действия и поступки человека в его каждодневной жизни. Различия в характере у мальчиков и девочек | На основе анализа литературных героев показать, что характер можно воспитывать. Умение анализировать особенности своего характера. | Беседа. Ответы на вопросы. Письменная работа | 6 часов |
Мотивация | Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности. Побуждения | Сформировать умение регулировать и направлять в нужное русло свое поведение и поступки. Уметь определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели. | Беседа. Ответы на вопросы. | 5 часов |
Самооценка | Самооценка, влияние родителей на самооценку, взаимосвязь педагогической оценки и самооценки. Уровень притязаний. | Сформировать знания о самооценке и уровне притязаний. Научиться при необходимости повышать самооценку. Уметь адекватно себя оценивать. | Беседа. Практическое задание. Письменная работа. | 2 часа |
Обобщение | Повторение пройденного материала | Закрепление знаний о безопасном поведении | беседа | 3часа |
Итого: 68 часов
Поурочное планирование
Психологический практикум 10 класс (68 часов в год, 2 раза в неделю)
1 четверть - 16 часов
№ | Тема урока | Дата проведения | Корректи-ровка | |||
Введение | ||||||
2. | Неповторимость человека | |||||
3. | Как появился человек на земле. | |||||
4. | Чем отличается человек от животного | |||||
5. | Психика и мозг человека. Что управляет нами | |||||
6. | Как и почему человек видит, слышит, чувствует, думает, говорит, действует | |||||
7. | Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим | |||||
8. | Кого мы называем другом, товарищем, знакомым. | |||||
9. | Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей | |||||
10. | Что нам снится, откуда приходят сны. | |||||
11. | Откуда и как возникает хорошее и плохое настроение | |||||
12. | Почему возникает страх | |||||
13. | Как мы распознаём горе и радость. | |||||
14. | Ощущение и восприятия. упражнения "Волшебный мешочек", "Что в коробочке" | |||||
15. | Ощущение и восприятия. Создание целостного образа | |||||
16. | Развитие внимания. упражнения на развитие слухового внимания | |||||
2 четверть -16 часов. | ||||||
17. | Развитие внимания. Текстовые задания на выявления устойчивости внимания и волевого усилия "Найди отпечатки", "Мозаика". | |||||
18. | Развитие внимания. упражнения на развитие активного внимания "10 слов" | |||||
19. | Развитие памяти. упражнения на развитие кратковременной памяти | |||||
20. | Развитие памяти. упражнения на развитие зрительной памяти | |||||
21. | Развитие мышления и речи. составление рассказа по сюжетной картинке "Друзья" | |||||
22. | Развитие мышления и речи. составление рассказа по сюжетной картинке "Спасение" | |||||
23. | Развитие мышления и речи. составление рассказа по сюжетной картинке "Весна пришла" | |||||
24. | Развитие мышления и речи. составление рассказа по сюжетной картинке "В кругу семьи" | |||||
25. | Что такое общение. | |||||
26. | Чем отличается слово от воробья | |||||
27. | Сможет ли Маугли заговорить | |||||
28. | Язык мой - друг мой | |||||
29. | Хорошие речи и слушать приятно | |||||
30. | Как слово наше отзовётся | |||||
31. | Правила общения. | |||||
32. | Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", «Комплимент», «Путаница»). | |||||
3 четверть - 20 часов | ||||||
33. | Отработка навыков общения через коммуникативные игры "Слепец и поводырь" | |||||
34. | Отработка навыков общения через коммуникативные игры "Подарок на всех" | |||||
35. | Отработка навыков общения через коммуникативные игры "Пойми меня" | |||||
36. | Отработка навыков общения через коммуникативные игры "Передай сигнал" | |||||
37. | Отработка навыков общения через коммуникативные игры "Комплименты" | |||||
38. | Отработка навыков общения через коммуникативные игры "Если бы я был тобой", "Телепатия" | |||||
39. | Развитие навыков работы в группе. Совместное выполнение коллективной творческой работы-коллажа "Мои желания" | |||||
40. | Развитие у детей уверенности в себе через психологические игры "Перевоплощение", "Психологический портрет" | |||||
41. | Развитие у детей уверенности в себе через психологические игры "Я такой же, как ты», «Комплимент", | |||||
42. | Развитие у детей уверенности в себе через психологические игры («Нить Ариадны», «Реклама») | |||||
43. | Опыт совместного принятия решений через Игру -ситуацию | |||||
44. | Опыт совместного принятия решений средством психологической игры "Интервью" | |||||
45. | Опыт совместного принятия решений средством психологической игры "Я начну, а вы продолжите". | |||||
46. | Тесты на самопознание "Какой я друг" | |||||
47. | Тесты на самопознание "Мой характер" | |||||
48. | Социометрическое тестирование | |||||
49. | Что такое воля. | |||||
50. | Будь своему слову хозяин | |||||
51. | Правила воспитания воли | |||||
52. | Упражнения и задания на развитие воли | |||||
4 четверть - 18часов | ||||||
53. | Анализ своих поступков. Поиск ошибок | |||||
54. | Что такое характер? | |||||
55. | Толпа и личность; | |||||
56. | Как стать личностью | |||||
57. | Не место красит человека | |||||
58. | Различия в характере у мальчиков и девочек | |||||
59. | Анализ характера героев мультфильмов, литературных произведений | |||||
60. | Что такое деятельность | |||||
61. | Умение определять цель деятельности | |||||
62. | Планирование действий для достижения цели | |||||
63. | Мотивация учебной деятельности | |||||
64. | Тест на мотивацию учебной деятельности | |||||
65. | Влияние родителей на самооценку. | |||||
66. | Как защитить себя и своих близких от кибер-преступлений. Телефоны доверия. | |||||
65. | Кибербуллинг | |||||
66. | Правила безопасного поведения в сети интернет | |||||
67. | Повторение | |||||
68. | Повторение. |
Итого : 68 часов
Календарно-тематическое планирование
"Психологический практикум", 11класс
Раздел | Основные знания | Формируемые умения и навыки | Форма мониторинга (проверка) | Кол-во часов |
Повторение | Планы на будущее. Решение проблем. Конфликтные ситуации. | Закрепление пройденного материала. | Беседа. Ответы на вопросы. | 5 часов |
Личные ценности | Ценности. Личные качества. Достоинства, недостатки. | Формирование личных качеств. Умение устанавливать приоритеты, отделять главное от второстепенного | Беседа. Ответы на вопросы | 1 час |
Психологические процессы | Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение | Способность развивать, изменять себя и окружающий мир. Развитие мышления, памяти, внимания, ощущений и восприятия. | Беседа. Тестирование. Игра. | 3 часа |
Творчество | Творчество, воображение | Понять, что воображение и творчество -психологические процессы, которые можно развивать. | Беседы. Ответы на вопросы. | 2 часа |
Решение проблем | Проблема, конфликт, сотрудничество, правила, уравновешенность, воспитание | Анализ типичных ситуаций. Развитие навыков принятия решений. Актуализация опыта поведения в проблемной ситуации. Отработка навыков разрешения проблемной ситуации в предлагаемых участникам ситуаций. | Беседы. Ответы на вопросы. Игры и упражнения | 4 часа |
Социальные роли | Личность, социальная роль и ее виды, уверенность | Сформировать понятие социальной роли. Понять, что в различных ситуациях мы ведем себя по-разному. "Люди которые играют в игры и игры в которые играют люди" | Беседа. Ответы на вопросы | 2 часа |
Личность, индивидуальность | Индивидуальность, самоуважение, гендерные различия, возрастные особенности, подростковый возраст, самоценность. | Научить разбираться и адекватно оценивать себя и свои возможности. Развивать умение пользоваться своими достоинствами и научиться скрывать свои недостатки. | Беседа. Практическое задание | 5 часов |
Характер | Характер, поступок, привычка, терпение, личность, черты характера, активность, воспитание характера | Развивать положительные качества личности. Осознание и преодоление отрицательных качеств характера. Формирование навыков самооценки. Осознание того, что личность должна развиваться и реализовывать свои возможности в деятельности и общении. | Беседы. Ответы на вопросы. Письменная работа | 5 часов |
Какой Я? | Личностные особенности, саомоценка | Выявление личностных особенностей. Формирование умения ценить свои особенности. Способствовать осознанию индивидуальных особенностей детей и повышать их самоуважение. | Беседа. Ответы на вопросы. Творческая работа | 6 часов |
Особенности подросткового возраста | "Подростковый комплекс" эмоциональности, гендерные особенности. | Определить отличия подросткого возраста от другого. Выяснить какие изменения происходят с человеком в этом возрасте. Проанализировать на собственном примере, какие изменения произошли с вступлением в подростковый возраст | Беседа. Ответы на вопросы | 6 часов |
Эмоциональная культура личности | Чувства уважения и самоуважения. Способы проявить уважение к себе и к окружающим. | Понять, что личность постоянно должна развиваться, реализовывать свои возможности в деятельности и общение. Научиться уважительно относиться к другим людям. Ставить себя на место другого человека. На основе анализа текстов увидеть, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. | Беседа. Ответы на вопросы. | 6 часов |
Социализация и роли человека | Социализация, перевоплощение личности, личные качества человека, социальная роль и ее виды, уверенность, положительные и отрицательные роли | Развитие социализации личности, уверенности в себе, опираясь на различные ситуации научиться применять ту или иную роль. Определить как личные качества влияют на выбор социальных ролей и их успешность | Беседа. Ответы на вопросы. Игры и упражнения | 7 часов |
Мир профессий | Профессия, азбука профессий, терпение и труд, требования, совместная деятельность | Знание профессий. Определить свои личные цели. Развить потребности в трудовой деятельности. | Беседы. вопросы на ответы. Игры и упражнения | 14 часов |
Обобщение | Закрепление знаний | Уметь оценивать ситуацию. Уметь пользоваться помощью окружающих | Памятки, тест, беседа | 2 часов |
Поурочное планирование
Психологический практикум 11 класс (68 часов в год, 2 раза в неделю)
1 четверть - 16 часов
№ | Тема урока | Дата проведения | Корректи-ровка |
1. | Планы на будущее. | ||
2. | Решение проблем. | ||
3. | Разрешение конфликтных ситуаций. Стиль поведения во время ссоры. Правила избегания конфликтов | ||
4. | Разрешение конфликтных ситуаций через психологические игры "Кролик и пятачок", "Тух-диби-дух" | ||
5. | Умение противостоять запугиванию. | ||
6. | Личные ценности. | ||
7. | Психологические процессы. внимание | ||
8. | Психологические процессы. воображение | ||
9. | Психологические процессы. память | ||
10. | Творчество. | ||
11. | Творчество и воображение. | ||
12. | Проблемы и как их решать. | ||
13. | Упражнения на развитие навыков принятия решений. | ||
14. | Как победить лень? | ||
15. | Коллаж "Я могу" | ||
16. | Личность и ее социальные роли. | ||
2 четверть -15 часов. | |||
17. | Влияние личных качеств на выбор ролей. | ||
18. | Упражнения на развитие уверенности и социализации личности. | ||
19. | Что такое самоценность. | ||
20. | Личностью не рождаются, а становятся. | ||
21. | Индивидуальность. | ||
22. | Самооценка и самоценность. | ||
23. | Характер и темперамент. | ||
24. | Положительные и отрицательные качества человека. | ||
25. | Анкетирование (самооценка, потребность). | ||
26. | Упражнения на развитие навыков повышения самооценки. | ||
27. | Упражнения на формирование личностных качеств. | ||
28. | Повторение. | ||
29. | Какой Я? | ||
30. | Рассказ на тему "Какой Я" | ||
31. | "Что мне нравится в себе", "Самопохвала", "Скульптор" | ||
3 четверть - 20 часов | |||
32. | Повторение. Обобщение. | ||
33. | Упражнение "Что я знаю о себе". | ||
34. | Упражнения "Комплимент", "Зеркало" | ||
35. | Как научиться контролировать своё поведение | ||
36. | Поступки и проступки. В чем разница. | ||
37. | Преступления и наказания. | ||
38. | Поиск острых ощущений. | ||
39. | Особенности подростковой дружбы и влюбленности. | ||
40. | Любовь - фундаментальная человеческая эмоция. | ||
41. | Что такое семейный кодекс | ||
42. | Если любовь не взаимна. | ||
43. | Насилие. | ||
44. | Повторение. | ||
45. | Личность | ||
46. | Что такое социальная роль? | ||
47. | Социальные роли ребенка, подростка, взрослого, мужчины, женщины. | ||
48. | Влияние личностных качеств на выбор социальных ролей. | ||
49. | Положительные и отрицательные роли. | ||
50. | Упражнения направленные на социализацию личности. | ||
51. | Упражнения на развитие уверенности "Я и ты", "Один дома", "Правильная забота". | ||
4 четверть - 16 часов | |||
52. | Повторение. | ||
53. | Человек и профессия. | ||
54. | Азбука профессий. | ||
55. | Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | ||
56. | Сюжетно-ролевая игра "На почте" | ||
57. | Сюжетно-ролевая игра "В поликлинике" | ||
58. | Сюжетно-ролевая игра "На вокзале" | ||
59. | Сюжетно-ролевая игра "Помогите найти" | ||
60. | Сюжетно-ролевая игра "В театре" | ||
61. | Пишем объявления | ||
62. | Определение 3 главных качеств хорошего работника через сюжетно-ролевую игру | ||
63. | Правила поведения на рабочем месте через сюжетно-ролевую игру | ||
64. | Умение работать в коллективе ("команде") через сюжетно-ролевую игру | ||
65. | Уважение к труду через сюжетно-ролевую игру | ||
66. | Как правильно рассказать о себе | ||
67. | Тестирование | ||
68. | Обобщающий урок. Повторение. | ||
69. | Повторение. |
Итого: 69 часов
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно - практическое оборудование
Для проведения занятий по "Психологическому практикуму" требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда к которой относятся дидактические игры и пособия:
иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений обучающихся, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.
Список литературы:
1. Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, 07.06 2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170 - ФЗ, от 23.07.2013 № 203 - ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ).
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 28.08 2014 № ВК - 1748 "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью".
3. Приказ МО РФ от 10.04 2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Т. 5. – Основы дефектологии. – М., 1983. – 275 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа курса «Психологический практикум» для обучающихся 7 - 9 классов ГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с ОВЗ. На эт...
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...
Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа по психологическому практикуму для 7 класса
Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" для обучающихся адаптивных школ....
Рабочая программа по психологическому практикуму для 8 класса
Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по психологическому практикуму для 9 класса
Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)....