РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_pr_10kl_17-18.docx | 51.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»
Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054
Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru
ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001
РАССМОТРЕНО ПЦК старших классов Протокол № _1_ от «_25_» ___августа _______2017 г. Председатель ПЦК _____________ И. А.Терехова | ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБПОУ КМБ № 4 Протокол № __1__ от «30» августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБПОУ КМБ № 4 _____________Т.П. Антонова «___» ______________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономическому практикуму
10 класс
(для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Составила:
учитель Наумова Н.Е.
Москва 2017 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;
- Учебного плана ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;
- Авторской программы И.М. Бгажноковой «Экономический практикум» в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000. и Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.
Основными целями рабочей программы по экономическому практикуму являются:
- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры;
- формирование специальных и обще учебных умений и навыков;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета.
Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения указанной дисциплины в учебный план школы для детей с особыми образовательными потребностями объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой – коррекционными задачами специальной школы, основная из которых – подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни. Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер. По словам И. М. Бгажноковой «Практикум» следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающем его миром. В этой связи возможно не обозначать стандарты усвоения знаний, принятые в общеобразовательных предметах».
В программе представлены несколько разделов: «Экономика как хозяйство», «Человек и собственность», «Человек как работник», «Повторение». Общий объем курса -68 часов, по 2часа в неделю.
Содержание каждого из разделов распределено по четвертям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий, а также указаны возможные виды практических занятий для повторения и закрепления: деловые игры, описания, викторины, рассказы, наблюдения, экскурсии. К отдельным темам даны примерные вопросы для повторения, что не является типичным для построения учебной программы. Учителю следует опираться на учебные и популярные издания , продумывая и иллюстрируя каждое занятие конкретными примерами, наглядностью, вовлекая самих учащихся в беседу, рассуждения, т.е. отойти от стереотипа урока.
Работа над терминологией и словарём является неотъемлемой частью каждого занятия. Учащиеся должны понимать значения таких слов, а также когда и где они используются. Как и по другим предметам , так и в данном случае учащимся целесообразно иметь специальную тетрадь (альбом)
Раздел 1. Экономика как хозяйство. (16ч)
Цели:
дать понятие об экономике как науке о хозяйстве; разных масштабах экономики; об ограниченных благах, услугах, ресурсах, о выборе;
сформировать умения устанавливать цену выбора, обосновывать принятое решение; рассуждать об экономических целях, исходя из конкретной социальной роли человека.
Основные понятия: экономика , ограниченные экономические блага, услуги, ресурсы, безграничные потребности, выбор, цена выбора.
Раздел 2. Человек и собственность. (32ч.)
Цели:
дать понятие о собственности общественной(государственной) и частной; приватизации как процессе преобразования государственной собственности в частную; о назначении, этапах и способах приватизации в России; о приватизации жилья; о рынке жилья; об агентах недвижимости;
сформировать умения проводить анализ местных и непроизводственных объектов; представляют ди они государственную или частную собственность; составлять документы на передачу собственности(доверенность на пользование, акт дарения, завещательное распоряжение); анализировать реальные сюжеты о мошенничество в сфере торговли приватизационным жильём.
Основные понятия: собственность личная, частная(приватная), общественная (государственная); приватизация; приватизация жилья, агенство недвижимости.
Раздел 3. Человек как работник (16ч)
Цели:
дать понятие о трудовом контракте; о сдельной и повременной, номинальной м реальной зарплате; о причинах различий в уровне оплаты труда;
сформировать умения письменно заполнять бланк трудового контракта, ориентироваться в порядке начисления заработной платы с использованием тарифных разрядов, решать задачи экономического содержания на определение размера заработной платыпри сдельной и повременной работе.
Основные понятия: трудовой контракт; зарплата сдельная, повременная; тариф; тарифная ставка; оклад.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи.
При изучении той или иной темы следует опираться на знания учащихся , полученных на уроках истории, естествознания, чтения, математики, труда, домоводства. Так за счёт реализации межпредметных связей можно преодолеть неизбежные трудности в осмыслении учащимися собственно экономических понятий.
Раздел 4. Повторение(2 ч)
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Экономический практикум» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану Колледжа.
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 4
- практических работ - 12
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий.
Программа может быть использована в 10-11 классах. Материал можно распределить на 2 года обучения.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 10 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношение к культуре других народов;
- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие элементарных навыков самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
Предметные результаты освоения программы по Экономическому практикуму обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень освоения программы по Экономическому практикуму (максимальная помощь учителя):
- Знакомство с элементарными экономическими терминами;
- обсуждение повседневных жизненных ситуаций, связанных с экономикой;
- называть, что семья сама производит и сама же потребляет;
- обсуждение ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень освоения программы по Экономическому практикуму:
- отличать экономические термины от неэкономических;
- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
- решать задачи экономического содержания;
- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- Содержание учебного предмета
Рабочая программа по Экономическому практикуму 10 класс состоит из трёх разделов:
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела | Название раздела и темы | Кол-во часов |
10 класс | 66ч. | |
1 | Экономика как хозяйство | 16 |
1.1 Понятие об экономике | ||
1.2 Натуральное хозяйство. Бартер. | ||
1.3 Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация) | ||
2 | Человек и собственность | 32 |
2.1 Собственность, приватизация | ||
2.2 Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг. | ||
2.3 Бедность и богатство. | ||
2.4 Инфляция | ||
3 | Человек как работник | 16 |
3.1 Повременная и сдельная , номинальная и реальная заработная плата. | ||
3.2 Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы. | ||
3.3 Безработица. Биржа труда. | ||
4. | 4.1 Повторение | |
итого | 66 |
В1
Содержание раздела | № темы п/п | Наименование темы урока | Основные виды деятельности учащихся, практические работы | Контроль, проверка достижений учащихся | Планируемые результаты обучения по теме | |
Минимальный уровень Планируемые результаты минимального уровня соответствуют 2 и 3 уровню в ваших программах. | Достаточный уровень | |||||
| ||||||
Понятие об экономике. Натуральное хозяйство. Бартер. Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация) | 1-4 5-8 9-16 | Экономика. Экономические блага. Экономические услуги. Экономические потребности Выбор. Цена выбора. Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора». Натуральное хозяйство. Натуральный обмен (бартер). Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер» Закрепление по теме : «Натуральное хозяйство». Разделение труда. Специализация. Товарное хозяйство. Производительность труда. Закрепление по теме: "Товарное хозяйство". Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда» Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство». Работа над ошибками | Работа с учебником. Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора». Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер»
Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда» | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство». | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: источник, средство, ресурсы, экономические отношения, производственные отношения, производитель, потребитель и т.д.. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Узнавать и называть понятия: источник, средство, ресурсы, экономические отношения, производственные отношения, производитель, потребитель и т.д. |
2. Человек и собственность | ||||||
Собственность, приватизация. Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг. Бедность и богатство. Инфляция. | 1-7 8-14 15-23 24-32 | Собственность. Общественная (государственная собственность). Частная собственность. Приватизация. Национализация. Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация». Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию». Ценные бумаги: акции. Дивиденд. Облигация. Вексель. Сберегательный сертификат. Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация». Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги». Контрольное тестирование №2 по теме : «Собственность. Ценные бумаги». Бедность и богатство Прожиточный минимум. Личное имущество. Движимое имущество. Недвижимое имущество. Аренда. Рента. Закрепление знаний по теме: «Бедность и богатство». Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда». Инфляция. Рост стоимости жизни. Риски при высокой инфляции. Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции». Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам» Закрепление знаний по теме: «Инфляция» Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция». Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность» Работа над ошибками | Работа с учебником. Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию». Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги» Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда». Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции». Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам». Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольное тестирование №2 по теме : «Собственность. Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность» | С помощью учителя читать, записать в словарь понятия: личная собственность, семейное имущество. Называть предметы личной собственности и семейного имущества. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Узнавать и называть понятия: личная собственность, семейное имущество, органы управления, материально-имущественные ценности, интеллектуальная собственность, акции, акционер, владелец, распорядитель, пользователь. |
3.Человек как работник. | ||||||
Повременная и сдельная , номинальная и реальная заработная плата. Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы. Безработица. Биржа труда. | 1-7 8-12 13-16 | Рабочая сила. Цена рабочей силы. Трудовой контракт. Зарплата. Сдельная и повременная. Тарифная ставка. Закрепление знаний по теме: «Заработная плата». Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта» Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи». Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы. Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда». Безработица. Биржа труда. Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник» Работа над ошибками | Работа с учебником. Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта» Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи». Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник» | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: труд и деятель-ность; рабочая сила; заработная плата. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Узнавать и называть понятия: труд и деятельность; рабочая сила; вид, количество качество труда, тариф, минимальная зарплата, премия, благосостояние |
4. Повторение. | ||||||
Повторение. | 1-2 | Повторение пройденного. Решение задач экономического содержания. | Работа с учебником. | Фронтальный опрос. | С помощью учителя повторить основные понятия из курса. | Повторить основные понятия. |
В2 уровни достижения
3. Тематическое планирование рабочей программы
(68 часов в год, 2 часа в неделю)
Содержание раздела | № темы п/п | Наименование темы урока | Основные виды деятельности учащихся, практические работы | Контроль, проверка достижений учащихся | Планируемые результаты обучения по теме | |
Минимальный уровень С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: | Достаточный уровень Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о | |||||
| ||||||
1.1 Понятие об экономике. | 1-4 | Экономика. Экономические блага. Экономические услуги. Экономические потребности Выбор. Цена выбора. Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора».
Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда» | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство». | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: экономика , экономические блага, услуги, потребности, выбор, цена выбора. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление об экономике как науке о хозяйстве; разных масштабах экономики; об ограниченных благах, услугах, ресурсах, о выборе; С помощью учителя устанавливать цену выбора, обосновывать принятое решение; рассуждать об экономических целях, исходя из конкретной социальной роли человека. Узнавать и называть понятия: источник, средство, ресурсы, экономические отношения, производственные отношения, производитель, потребитель и т.д. |
1.2 Натуральное хозяйство. Бартер. | 5-8 | Натуральное хозяйство. Натуральный обмен (бартер). Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер» Закрепление по теме : «Натуральное хозяйство». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер» | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о |
1.3 Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация) | 9-16 | Разделение труда. Специализация. Товарное хозяйство. Производительность труда. Закрепление по теме: "Товарное хозяйство". Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда» Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство». Работа над ошибками | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда» | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство». Работа над ошибками | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: | |
2. Человек и собственность | ||||||
| 1-7 | Собственность. Общественная (государственная собственность). Частная собственность. Приватизация. Национализация. Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация». Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию».
| Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольное тестирование №2 по теме : «Собственность. Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность» | С помощью учителя читать, записать в словарь понятия: личная собственность, семейное имущество. Называть предметы личной собственности и семейного имущества. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Узнавать и называть понятия: личная собственность, семейное имущество, органы управления, материально-имущественные ценности, интеллектуальная собственность, акции, акционер, владелец, распорядитель, пользователь. |
2.2 Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг. | 8-14 | Ценные бумаги: акции. Дивиденд. Облигация. Вексель. Сберегательный сертификат. Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация». Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги». Контрольное тестирование №2 по теме : «Собственность. Ценные бумаги». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги» | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольное тестирование №2 по теме : «Собственность. Ценные бумаги». | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о |
2.3 Бедность и богатство. | 15-23 | Ценные бумаги». Бедность и богатство Прожиточный минимум. Личное имущество. Движимое имущество. Недвижимое имущество. Аренда. Рента. Закрепление знаний по теме: «Бедность и богатство». Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о |
2.4 Инфляция | 24-32 | Инфляция. Рост стоимости жизни. Риски при высокой инфляции. Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции». Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам» Закрепление знаний по теме: «Инфляция» Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция». Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность» Работа над ошибками | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции». Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам» Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность» | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о |
3.Человек как работник. | ||||||
3.1. Повременная и сдельная , номинальная и реальная заработная плата. | 1-7 | Рабочая сила. Цена рабочей силы. Трудовой контракт. Зарплата. Сдельная и повременная. Тарифная ставка. Закрепление знаний по теме: «Заработная плата». Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта» Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта» Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник» | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: труд и деятель-ность; рабочая сила; заработная плата. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Узнавать и называть понятия: труд и деятельность; рабочая сила; вид, количество качество труда, тариф, минимальная зарплата, премия, благосостояние |
3.2 Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы. | 8-12 | Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы. Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о |
3.3 Безработица. Биржа труда. | 13-16 | Безработица. Биржа труда. Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник» Работа над ошибками | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник» | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о |
4. Повторение. | ||||||
Повторение. | 1-2 | Повторение пройденного. Решение задач экономического содержания. | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. | Фронтальный опрос. | С помощью учителя повторить основные понятия из курса. | Повторить основные понятия. |
4. Планируемые результаты освоения курса «Природоведения»
Планируемые результаты | Личностные результаты | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
- Знакомство с элементарными экономическими терминами; - обсуждение повседневных жизненных ситуаций, связанных с экономикой; - называть, что семья сама производит и сама же потребляет; - обсуждение ситуаций, связанных с разделением домашнего труда; - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. | - отличать экономические термины от неэкономических; - объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой; - различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет); - принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда; - решать задачи экономического содержания; - различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики. - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; | -воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России; - формирование уважительного отношение к культуре других народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем; - развитие элементарных навыков самостоятельности; - формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, тетрадь на печатной основе и др.); - совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности по предмету.
5.1 Учебно-методическое обеспечение программы
Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. - №5. – с.37-43.
Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).
Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
5.2 Интернет-ресурсы:
• http://www.edu.ru/
• http://school-collection.edu.ru/
• http://fcior.edu.ru/
• http://katalog.iot.ru/index.php
• http://window.edu.ru/
• http://rusedu.ru/
• http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс
.
5.3 Материально-техническое обеспечение рабочей программы
1. Персональный компьютер с выходом в интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 5 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 7 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 9 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 9 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...
Рабочая программа по этике 7,9 класс для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по этике для 7,9 класса составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (инт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 8 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптиро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 6 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адап...