РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_pr_11kl_17-18.docx | 54.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»
Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054
Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru
ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001
РАССМОТРЕНО ПЦК старших классов Протокол № _1_ от «_25_» ___августа _______2017 г. Председатель ПЦК _____________ И. А.Терехова | ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБПОУ КМБ № 4 Протокол № __1__ от «30» августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБПОУ КМБ № 4 _____________Т.П. Антонова «___» ______________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономическому практикуму
11 класс
(для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Составила:
учитель Наумова НЕ.
Москва 2017 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;
- Учебного плана ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;
- Авторской программы И.М. Бгажноковой «Экономический практикум» в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000.
- Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.
Основными целями рабочей программы по экономическому практикуму являются:
- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры;
- формирование специальных и обще учебных умений и навыков;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета.
Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения указанной дисциплины в учебный план школы для детей с особыми образовательными потребностями объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой – коррекционными задачами специальной школы, основная из которых – подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни. Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер. По словам И. М. Бгажноковой «Практикум» следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающем его миром. В этой связи возможно не обозначать стандарты усвоения знаний, принятые в общеобразовательных предметах».
В программе представлены несколько разделов: «Человек как потребитель», «Человек как член общества». « Повторение» . Общий объем курса -68 часов, по 2часа в неделю.
Содержание каждого из разделов распределено по четвертям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий, а также указаны возможные виды практических занятий для повторения и закрепления: деловые игры, описания, викторины, рассказы, наблюдения, экскурсии. К отдельным темам даны примерные вопросы для повторения, что не является типичным для построения учебной программы. Учителю следует опираться на учебные и популярные издания , продумывая и иллюстрируя каждое занятие конкретными примерами, наглядностью, вовлекая самих учащихся в беседу, рассуждения, т.е. отойти от стереотипа урока.
Работа над терминологией и словарём является неотъемлемой частью каждого занятия. Учащиеся должны понимать значения таких слов, а также когда и где они используются. Как и по другим предметам , так и в данном случае учащимся целесообразно иметь специальную тетрадь (альбом)
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Экономический практикум» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану Колледжа.
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 4
- практических работ - 12
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий.
Программа может быть использована в 10-11 классах. Материал можно распределить на 2 года обучения.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 10 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношение к культуре других народов;
- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие элементарных навыков самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психо активные вещества, инфекционные заболевания).
Предметные результаты освоения программы по Экономическому практикуму обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень освоения программы по Экономическому практикуму (максимальная помощь учителя):
- Знакомство с элементарными экономическими терминами;
- обсуждение повседневных жизненных ситуаций, связанных с экономикой;
- называть, что семья сама производит и сама же потребляет;
- обсуждение ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень освоения программы по Экономическому практикуму:
- отличать экономические термины от неэкономических;
- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
- решать задачи экономического содержания;
- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- Содержание учебного предмета
Рабочая программа по Экономическому практикуму 11 класс состоит из трёх разделов:
Раздел 1(4): Человек как потребитель (52ч.)
4.1 Торговля
Цели:
дать понятие о видах торговли и товаров, о товарном знаке. О сертификате качества товара, об экспорте и импорте;
сформировать умения ориентироваться в символах, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах , в таблицах международных размеров одежды и обуви, облегчающих покупателю задачу выбора импортного товара в магазине; решать задачиэкономического содержания, связанные с покупкой товаров в кредит; выполнять практические упражнения на рациональный подбор продуктов в пределах определённой суммы с целью обеспечения полноценного питания семьи в течении 1-3 дней.
Основные понятия:
Бартер, торговля за наличные и безналичные деньги, государственная и частная торговля, оптовая и розничная торговля, комиссионная торговля, кредит, фирменный магазин, универсальный магазин, супермаркет, товарный знак, сертификат качества товара, этикетка, экспорт, импорт, таможня.
4.2 Реклама
Цели:
дать понятие о рекламе как источнике информации для потребителя, о недопустимых видах рекламы, о способах оценивания рекламы потребителем;
сформировать умения в случае необходимости создать рекламу тому или иному предмету, опираясь на памятку составителю рекламы.
Основные понятия:
Реклама, рекламный агент, недобросовестная реклама, недостоверная реклама.
4.3 Деньги
Цели:
Дать понятие о видах современных денег, валюте, валютном курсе, покупательной способности валюты, твёрдой валюте;
Сформировать умения адекватно объяснять смысл пословиц о деньгах, решать задачи экономического содержания на соотношение валютных курсов, различать элементы защиты российских банкнот образца 1997 года.
Основные понятия:
Товарные деньги, наличные(бумажные и металлические) деньги, безналичные деньги (вексель, пластиковые карты), валюта, валютный курс, твёрдая валюта, элементы защиты банкнот.
4.4 Семейная экономика
Цели:
Расширить и углубить представления воспитанников о доходных и расходных статьях семейного бюджета, об операциях планирования и учёта семейного бюджета;
Сформировать умения определять совокупный расход семьи; планировать расходы на один день, на месяц; выполнять упражнения по учёту семейных расходов посредством записив тетради учёта(по образцу); регулировать стоимость питания путём рационального подбора продуктов в пределах определённой суммы; сокращать время на хлопоты по дому.
Основные понятия:
Доходные и расходные статьи бюджета, текущие (обязательные) статьи расхода, расходы на крупные покупки, одноразовые расходы, сбережения, уравновешенный бюджет, планирование и учёт семейного бюджета, дефицит бюджета.
4.5. Потребности. Потребитель. Потребление.
Цели:
Дать понятие об основных видах потребностей, о социальных отраслях экономики, о вредном потреблении;
Сформировать умения рассуждать о рациональности своего гардероба.
Основные понятия:
Потребности, бюджетные ограничения.
4.6. Права потребителя. Защита прав потребителя.
Цели:
Дать понятие об основных правах потребителя и статьях закона, закрепляющих эти права; о гарантийном сроке и сроке годности; о порядке и сроках замены недоброкачественного товара; о товарах надлежащего качества, подлежащих и неподлежащих обмену; о сроках и условиях обмена качественного товара; о правах потребителя в сфере услуг; о службах ( органах), защищающих права потребителя;
Сформировать умения по конкретным признакам судить о качестве товаров; анализировать реальные ситуации, связанные с обменом качественных товаров, с заменой товаров ненадлежащего качества, с нарушением прав потребителя в сфере услуг; рассуждать о правомерности поведения продавца и покупателя в конкретных обстоятельствах.
Основные понятия:
Гарантийный срок, срок годности, неустойка, экспертиза товара, Закон РФ «О защите прав потребителей», претензия, организация по защите прав потребителей.
4.7. Финансовые услуги. Банк.
Цели:
Дать понятие об основных видах финансовых услуг банка, о депозитном и кредитном (ссудном) проценте, о простых и сложных процентах по срочным вкладам, о порядке предоставления банковского кредита для личных бытовых нужд граждан , об обязательных условиях выдачи банковского кредита, о кредитном договоре;
Сформировать умения заполнять ордера на денежный вклад, рассчитывать доходы по вкладу, размер начислений сложных процентов по срочным вкладам и платы за банковский кредит.
Основные понятия:
банк; ломбард; вклад до востребования; срочный вклад; простой, сложный, депозитный (процент по вкладу), кредитный( ссудный) проценты; банковский кредит; кредитный договор.
4.8. Страховые услуги. Страхование.
Цели:
Дать понятие об обязательном и добровольном страховании, о видах страховых услуг, о договоре страхования, страховых взносах, страховой сумме, страховом случае, о способах получения информации о надёжности страховой компании;
Сформировать умение различать обязательное страхование от добровольного; заполнять бланки страхового полиса(договора); анализировать реальные случаи, предостерегающие от всевозможных каверз со стороны страховых компаний.
Основные понятия:
Обязательное, добровольное страхование; страховой договор; страховой взнос; страховая сумма; страховой случай, страховая компания.
4.9 . Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги.
Цели:
Дать понятие о государственном и частном нотариусе; о наиболее распространённых нотариальных сделках (договор купли-продажи, дарении, обмене, разделе имущества, о наследовании приватизационного жилья); о наследниках первой и второй очереди; о госпошлине за нотариальные услуги; о платных медицинских услугах и правах потребителей, воспользовавшихся платной медицинской помощью;
Сформировать умения решать задачи экономического содержания на определение размера госпошлины за нотариальные услугис учётом конкретных тарифов; анализировать реальные ситуации о порядке наследования приватизационного жилья, сюжеты, связанные с претензией пациентов к медицинским учреждениям по поводу ненадлежащим образом оказанной платной медицинской помощи.
Основные понятия:
Нотариус(государственный и частный); договор мены; дарственная; договор о дарении, о купле- продаже, о разделе имущества, о наследовании приватизационного жилья; пошлина за нотариальные услуги; наследники первой и второй очереди.
Раздел 2 (5) Человек как член общества (12ч)
5.1 Налоги
Цели:
Дать понятие о налогах; о льготном налогообложении; о декларации доходов; о целях взимания налогов и направлениях расходования денег, собранных с помощью налогов;
Сформировать умения решать задачи экономического содержания на определение величины подоходного налога граждан по конкретной налоговой ставке.
Основные понятия:
Прямые и косвенные налоги, подоходный налог на граждан, налог на имущество и наследство, акциз, госпошлина, декларация о доходах, налоговая инспекция.
5.2. Социальная защита населения
Цели:
Дать понятие о первоочередных задачах правительства в области социальной политики; об основных категориях нуждающихся граждан; о видах и адресной направленности государственной социальной помощи; о критериях оценки нуждаемости семей, претендующих на адресную помощь; о недостатках системы социальных выплат;
Сформировать умения решать задачи экономического содержания на определение размера социального пособия малоимущим путём путём вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом нуждающегося, оценивать нуждаемость семей на конкретных примерах,
Основные понятия:
Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь, органы соц. Защиты, адресная социальная помощь, декларация о материальном положении семьи, прожиточный минимум.
Раздел 3(): Повторение (4ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела | Название раздела и темы | Кол-во часов |
11 класс | 68 | |
4 | Человек как потребитель | 52 51? |
4.1 Торговля | ||
4.2 Реклама | ||
4.3 Деньги. | ||
4.4 Семейная экономика. | ||
4.5 Потребности. Потребитель. Потребление. | ||
4.6 Права потребителей. Защита прав потребителей. | ||
4.7 Финансовые услуги. Банк. | ||
4.8 Страховые услуги. Страхование. | ||
4.9 Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги. | ||
5 | Человек как член общества | 12 |
5.1Налоги. | ||
5.2Социальная защита населения | ||
6 | Повторение | 4 |
итого | 68 | |
. Тематическое планирование рабочей программы
(68 часов в год, 2 часа в неделю)
Содержание раздела | № темы п/п | Наименование темы урока | Основные виды деятельности учащихся, практические работы | Контроль, проверка достижений учащихся | Планируемые результаты обучения по теме | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||
| ||||||
4.1 Торговля. | 1-4 | Товар. Торговля. Виды торговли. Этикетка. Сертификат. Экспорт и импорт товаров. Закрепление по теме : «Торговля». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: торговля за наличные и безналичные деньги, кредит, универсальный магазин, супермаркет, этикетка,. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о видах торговли и товаров, о товарном знаке, о сертификате качества товара, об экспорте и импорте, о символах, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах , в таблицах международных размеров одежды и обуви, облегчающих покупателю задачу выбора импортного товара в магазине; с помощью учителя решать задачи экономического содержания, связанные с покупкой товаров в кредит; выполнять практические упражнения на рациональный подбор продуктов в пределах определённой суммы с целью обеспечения полноценного питания семьи в течении 1-3 дней |
4.2 Реклама. | 5-8 | Реклама. Как верно оценить рекламу? Закрепление по теме : «Реклама». Практикум: решение экономических задач по теме: «Реклама». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Реклама». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: реклама, рекламный агент, недобросовестная реклама, недостоверная реклама. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о рекламе как источнике информации для потребителя, о недопустимых видах рекламы, о способах оценивания рекламы потребителем; Уметь представление об основных правилах создания рекламы тому или иному предмету в случае необходимости . |
4.3 Деньги. | 9-15 | Товарные деньги, наличные(бумажные и металлические) деньги, элементы защиты банкнот. Безналичные деньги (вексель, пластиковые карты). Валюта. Валютный курс. Закрепление по теме : «Деньги». Практикум: решение экономических задач по теме: «Деньги». Контрольная работа №1 по теме: «Человек как потребитель: торговля, деньги». Работа над ошибками. | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Деньги». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №1 по теме: «Человек как потребитель: торговля, деньги | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: деньги, наличные (бумажные и металлические) деньги, безналичные деньги ( пластиковые карты), валюта. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о видах современных денег, валюте, валютном курсе, покупательной способности валюты, твёрдой валюте; пытаться адекватно объяснять смысл пословиц о деньгах, решать с помощью учителя задачи экономического содержания на соотношение валютных курсов, различать элементы защиты российских банкнот образца 1997 года. |
4.4 Семейная экономика. | 16-29 | Бюджет. Доходные и расходные статьи бюджета. Текущие (обязательные) статьи расхода, расходы на крупные покупки, одноразовые расходы. Сбережения, уравновешенный бюджет, дефицит бюджета. Планирование и учёт семейного бюджета. Закрепление по теме : « Семейная экономика». Практикум: решение экономических задач по теме: « Расчёт бюджета семьи». Практикум: деловые игры по теме: «Обустройство жилища», « Приём гостей». Практикум: деловые игры по теме: « Любимый Щенок», « Домашние обязанности». Практикум: деловые игры по теме: «Стоимость питания можно регулировать». Практикум: деловые игры по теме: «Лишние вещи в вашем доме» Практикум: деловые игры по теме: "Ведём хозяйственную книгу". Практикум: деловые игры по теме: «Полезные советы» Контрольная работа №2 по теме: «Семейная экономика». Работа над ошибками. | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: « Расчёт бюджета семьи». Практикум: деловые игры по теме: «Обустройство жилища», « Приём гостей». Практикум: деловые игры по теме: « Любимый Щенок», « Домашние обязанности». Практикум: деловые игры по теме: «Стоимость питания можно регулировать». Практикум: деловые игры по теме: «Лишние вещи в вашем доме» Практикум: деловые игры по теме: "Ведём хозяйственную книгу". Практикум: деловые игры по теме: «Полезные советы» | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №2 по теме: «Семейная экономика». | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: доход ,расход,текущие (обязательные) расходы, расходы на крупные покупки, одноразовые расходы, сбережения, планирование семейного бюджета. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о доходных и расходных статьях семейного бюджета, об операциях планирования и учёта семейного бюджета; как определять совокупный расход семьи; как планировать расходы на один день, на месяц; выполнять упражнения по учёту семейных расходов посредством записи в тетради учёта(по образцу); о регулировки стоимости питания путём рационального подбора продуктов в пределах определённой суммы; о возможностях сокращения времени на хлопоты по дому. |
4.5 Потребности. Потребитель. Потребление. | 30-33 | Потребности. Бюджетные ограничения. Практикум: решение экономических задач по теме: «Хорошо ли мы знаем продукты Практикум: решение экономических задач по теме: « Рационален ли ваш гардероб?» | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Хорошо ли мы знаем продукты Практикум: решение экономических задач по теме: « Рационален ли ваш гардероб?» | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: потребности, ограничение потребностей. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление об основных видах потребностей, о социальных отраслях экономики, о вредном потреблении; о рациональности своего гардероба. |
4.6 Права потребителей. Защита прав потребителей. | 34-36 | Гарантийный срок, срок годности, неустойка, экспертиза товара. Закон РФ «О защите прав потребителей», претензия, организация по защите прав потребителей. Практикум: решение экономических задач по теме: «Права потребителя». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Права потребителя». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: срок годности, претензия, организация по защите прав потребителей. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление об основных правах потребителя и статьях закона, закрепляющих эти права; о гарантийном сроке и сроке годности; о порядке и сроках замены недоброкачественного товара; о товарах надлежащего качества, подлежащих и неподлежащих обмену; о сроках и условиях обмена качественного товара; о правах потребителя в сфере услуг; о службах ( органах), защищающих права потребителя; как по конкретным признакам судить о качестве товаров; пытаться анализировать реальные ситуации, связанные с обменом качественных товаров, с заменой товаров ненадлежащего качества, с нарушением прав потребителя в сфере услуг; рассуждать о правомерности поведения продавца и покупателя в конкретных обстоятельствах. |
4.7 Финансовые услуги. Банк. | 37-43 | Банк; ломбард . Вклад до востребования; срочный вклад; простой, сложный, депозитный, процент по вкладу. Банковский кредит; кредитный договор. Закрепление по теме : « Финансовые услуги». Практикум: решение экономических задач по теме: « Как открыть счёт в банке». Практикум: решение экономических задач по теме: «Как рассчитать процент по вкладу?» Практикум: решение экономических задач по теме: «Начисление платы за кредит». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: « Как открыть счёт в банке». Практикум: решение экономических задач по теме: «Как рассчитать процент по вкладу?» Практикум: решение экономических задач по теме: «Начисление платы за кредит». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: банк; ломбард; вклад простой, банковский кредит; кредитный договор. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление об основных видах финансовых услуг банка, о депозитном и кредитном (ссудном) проценте, о простых и сложных процентах по срочным вкладам, о порядке предоставления банковского кредита для личных бытовых нужд граждан , об обязательных условиях выдачи банковского кредита, о кредитном договоре; Ознакомится с правилами заполнения ордера на денежный вклад. С помощью учителя решать задачи на расчёт доходов по вкладу, размер начислений сложных процентов по срочным вкладам и платы за банковский кредит. |
4.8 Страховые услуги. Страхование. | 44-47 | Обязательное, добровольное страхование; страховой договор; страховой взнос; страховая сумма. Страховой случай, страховая компания. Контрольная работа №3 по теме: «Человек как потребитель». Работа над ошибками . | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа №3 по теме: «Человек как потребитель». | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: страхование; страховой договор; страховой взнос. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление об обязательном и добровольном страховании, о видах страховых услуг, о договоре страхования, страховых взносах, страховой сумме, страховом случае, о способах получения информации о надёжности страховой компании; Об различии обязательного страхования от добровольного; ознакомиться с правилами заполнения бланков страхового полиса(договора); анализировать ( с помощью учителя) реальные случаи, предостерегающие от всевозможных каверз со стороны страховых компаний. |
4.9 Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги. | 48-51 | Нотариус(государственный и частный); пошлина за нотариальные услуги. Договор мены; дарственная; договор о дарении, о купле- продаже, о разделе имущества. Договор о наследовании приватизационного жилья, наследники первой и второй очереди. Практикум: решение экономических задач по теме: «Определение пошлины за нотариальные услуги». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Определение пошлины за нотариальные услуги». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: нотариус; дарственная; договор о купле- продаже, о разделе имущества, о наследовании , наследники ,плата за услуги нотариуса. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о государственном и частном нотариусе; о наиболее распространённых нотариальных сделках (договор купли-продажи, дарении, обмене, разделе имущества, о наследовании приватизационного жилья); о наследниках первой и второй очереди; о госпошлине за нотариальные услуги; о платных медицинских услугах и правах потребителей, воспользовавшихся платной медицинской помощью; решать задачи экономического содержания ( с помощью учителя) на определение размера госпошлины за нотариальные услуги с учётом конкретных тарифов; анализировать ( с помощью учителя) реальные ситуации о порядке наследования приватизационного жилья, сюжеты, связанные с претензией пациентов к медицинским учреждениям по поводу ненадлежащим образом оказанной платной медицинской помощи. |
2. (5) Человек как член общества | ||||||
5.1Налоги. | 1-4 | Прямые и косвенные налоги, подоходный налог на граждан, налог на имущество и наследство. Акциз, госпошлина, декларация о доходах, налоговая инспекция. Практикум: решение экономических задач по теме: « Определение величины налога». Закрепление по теме : «Налоги». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: « Определение величины налога». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя читать, записать в словарь понятия: налоги, подоходный налог на граждан, налог на имущество и наследство, декларация о доходах, налоговая инспекция. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о налогах; о льготном налогообложении; о декларации доходов; о целях взимания налогов и направлениях расходования денег, собранных с помощью налогов; решать задачи экономического содержания ( с помощью учителя ) на определение величины подоходного налога граждан по конкретной налоговой ставке. Основные понятия: Прямые и косвенные налоги, подоходный налог на граждан, налог на имущество и наследство, акциз, госпошлина, декларация о доходах, налоговая инспекция. |
5.2Социальная защита населения | 5--12 | Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь. Органы соц. защиты, адресная социальная помощь. Декларация о материальном положении семьи. Прожиточный минимум. Практикум: решение экономических задач по теме: «Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь». Практикум: решение экономических задач по теме: «Прожиточный минимум». Контрольная работа№4 по теме «Человек как член общества». | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. Практикум: решение экономических задач по теме: «Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь». Практикум: решение экономических задач по теме: «Прожиточный минимум». | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. Контрольная работа№4 по теме «Человек как член общества». | С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: поддержка, денежная и натуральная помощь, органы соц. защиты, прожиточный минимум. | Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление о первоочередных задачах правительства в области социальной политики; об основных категориях нуждающихся граждан; о видах и адресной направленности государственной социальной помощи; о критериях оценки нуждаемости семей, претендующих на адресную помощь; о недостатках системы социальных выплат; решать задачи экономического содержания ( с помощью учителя) на определение размера социального пособия малоимущим путём вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом нуждающегося, оценивать ( с помощью учителя) нуждаемость семей на конкретных примерах, Основные понятия: Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь, органы соц. Защиты, адресная социальная помощь, декларация о материальном положении семьи, прожиточный минимум. |
4. Повторение. | ||||||
Повторение. | 1-4 | Повторение пройденного. Решение задач экономического содержания. | Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра. | Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя). Фронтальный опрос. | С помощью учителя повторить основные понятия из курса. | Повторить основные понятия. |
4. Планируемые результаты освоения курса «Экономический практикум»
Планируемые результаты | Личностные результаты | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
- Знакомство с элементарными экономическими терминами; - обсуждение повседневных жизненных ситуаций, связанных с экономикой;; - обсуждение ситуаций, связанных с разделением домашнего труда; - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. | ( с помощью учителя) - отличать экономические термины от неэкономических; -объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой; -различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет); - принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда; - решать задачи экономического содержания; - различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики. - устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности; - иметь представление о заполнении формы документов на приватизацию жилья; - с помощью учителя ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм; - иметь представление о заполнении бланка трудового контракта; - иметь представление о правилах заполнения бланка для постановки на учет в службе занятости | -воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России; - формирование уважительного отношение к культуре других народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем; - развитие элементарных навыков самостоятельности; - формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, тетрадь на печатной основе и др.); - совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности по предмету.
5.1 Учебно-методическое обеспечение программы
Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. - №5. – с.37-43.
Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).
Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
5.2 Интернет-ресурсы:
• http://www.edu.ru/
• http://school-collection.edu.ru/
• http://fcior.edu.ru/
• http://katalog.iot.ru/index.php
• http://window.edu.ru/
• http://rusedu.ru/
• http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс
.
5.3 Материально-техническое обеспечение рабочей программы
1. Персональный компьютер с выходом в интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 5 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 7 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 9 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 9 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...
Рабочая программа по этике 7,9 класс для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по этике для 7,9 класса составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (инт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 8 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптиро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 6 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адап...