Рабочая программа по психологическому практикуму для 8 класса
рабочая программа (8 класс)
Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_praktikum_8_klass.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе «Психологический практикум», 8 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г. за № 273 и на основе рекомендаций по совершенствованию учебного плана специальной школы. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательной области содержит школьный компонент (коррекционные технологии), наименование учебного предмета «Психологический практикум». Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) программы О.В.Федоровой «Программа для учащихся 5-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида».
Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Курс «Психологический практикум» призван дать обучающимся представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает.
Цель программы
Научить школьников преодолевать трудности в обучении, общении, социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие психических процессов.
Задачи программы
- Обучение продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.
2. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов.
3. Формирование навыков самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.
4. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.
5. Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.
Практикум по учебному плану рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год, проводится в форме групповых занятий.
I четверть –
II четверть –
III четверть –
IV четверть –
Тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата | Словарная работа |
I. | Введение | 2 | ||
1. | История психологии | 2 | Психология, психологи, психотерапевты | |
II. | Как мы познаем мир | 12 | ||
2. | Игры на развитие зрительного и слухового восприятия «Сломанный телевизор», «Хлопки» | 2 | ||
3. | Тренировка внимания. Графический диктант | 2 | Внимание, графический диктант | |
4. | Упражнения «Дорисуй», «Слова» | 2 | ||
5. | Упражнения «Найди отличия», «Лабиринт» | 3 | ||
6. | Логические загадки | 3 | Логика, смекалка | |
III. | Познай себя | 34 | ||
7. | Зачем осознавать и понимать эмоции | 2 | Эмоции | |
8. | Как преодолеть страх, неуверенность, чувство вины | 2 | Страх | |
9. | Что такое стресс и как его преодолеть | 2 | Стресс, горе | |
10. | Эмоции, чувства, переживания. Упражнения «Хоровод», «Комплимент», «Лесенка» | 2 | Переживание, сопереживание | |
11. | Воля. Будь своему слову хозяин | 3 | Воля, неуверенность | |
12. | Правила воспитания воли | 2 | Своеволие, убеждение | |
13. | Контролируй своё поведение | 2 | Самоконтроль | |
14. | Характер. Воспитание характера | 3 | Характер, уравновешенность | |
15. | Личность. Как стать личностью | 2 | Личность | |
16. | Упражнения на развитие положительных качеств личности «Звезда самоуважения» | 2 | ||
17. | Упражнение «Зеркало» | 2 | ||
18. | Упражнения "Что я знаю о себе", "Перевоплощение" | 2 | ||
19. | Терпение даёт умение | 2 | Выдержка, самообладание | |
20. | Кем быть? | 3 | Профессия, специальность | |
IV. | Я среди людей | 20 | ||
21. | Разговор взглядов | 2 | ||
22. | Язык жестов и движений | 2 | Жесты, пантомима | |
23. | Упражнение «Компот», «Зеркало и обезьяна» | 2 | ||
24. | Особенности подросткового возраста | 2 | Пубертатный период | |
25. | Про мужчин и женщин | 2 | ||
26. | Мои права и обязанности | 2 | Права, обязанности | |
27. | Как сказать «нет» и отстоять своё мнение | 2 | ||
28. | Упражнения «Комплимент", "Если бы я был тобой" | 2 | ||
29. | Упражнение "Психологический портрет" | 2 | ||
30. | Упражнение «Подарки» | 2 |
Содержание программы
- Раздел «Введение» - 2 часа.
Данный раздел рассказывает учащимся об истории психологии, как науки.
- Раздел «Как мы познаем мир» - 12 часов.
В разделе содержатся игры и упражнения на развитие памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
- Раздел «Познай себя» - 34 часа.
С учащимися ведутся беседы об эмоциях и чувствах, страхах и стрессах, воле и характере, личности человека. Беседы сопровождаются играми и упражнениями на развитие личностных качеств учащихся.
- Раздел «Я среди людей» - 20 часов.
В разделе учащиеся учатся взаимодействовать с людьми, договариваться, уважать себя и своих товарищей по группе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны иметь следующие представления:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать особенности своего характера;
- характеризовать другого человека, его поступки;
- анализировать отношение других людей к самому себе;
- анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- управлять своим настроением;
- регулировать свое поведение и поступки.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2005.
2. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
4. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
5. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва, 1997.
6. Грецов А, Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
7. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Уч. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
8. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам.-М.: Чистые пруды, 2007.
9. Майорова. Н.П., Чепурных Е.Е.,. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Пособие для классных руководителей. – С-Петербург.: Издательство «Образование-Культура» , 2002.
10. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону, 2000.
11. Пиз А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
12.. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.
13. . Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
14. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2002.
15. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.
16.Рыбникова Н.В. Формы и методы психологической помощи. ООЦПОМ и ППН, 2003.
17. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
18. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. – М., Центр пед. образования, 2007.
19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
Материально-техническое обеспечение
- Настольные игры: «Пятнашки», «Шашки», «Пазлы», «Домино», «Мастер слова», «Балансирующая платформа», «Битва стратегов»
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса " Математический практикум.11 класс"
Содержание курса в программе разбито на семь основных блоков: «Вычисления и преобразования» (4 часа); «Уравнения, неравенства, системы» (5 часов); «Таблицы и графики» (4 часа); «Производная. Первообра...
Рабочая программа "Изобразительное искусство. Практикум. 7 класс". Основное общее образование.
Рабочая программа факультативного курса «Изобразительное искусство. Практикум.» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями:Федерального государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...
Рабочая программа по психологическому практикуму для 7 класса
Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" для обучающихся адаптивных школ....
Рабочая программа по психологическому практикуму для 9 класса
Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)....
Рабочая программа по психологическому практикуму 7 - 11 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...