Рабочая программа по психологическому практикуму для 8 класса
рабочая программа (8 класс)

Белан Елена Анатольевна

Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_praktikum_8_klass.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе «Психологический практикум», 8 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г. за № 273 и на основе рекомендаций по совершенствованию учебного плана специальной школы. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательной области содержит школьный компонент (коррекционные технологии), наименование учебного предмета «Психологический практикум». Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) программы О.В.Федоровой «Программа для учащихся 5-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида».

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Курс «Психологический практикум»  призван дать обучающимся представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает.

Цель программы

Научить  школьников преодолевать  трудности в обучении, общении,  социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие психических процессов.

Задачи программы

  1. Обучение продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.

2. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, развитие устойчивых познавательных  потребностей и интересов.

3. Формирование навыков самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.

4. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.

5. Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Практикум по учебному плану рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год, проводится в форме групповых занятий.

I четверть –

II четверть –

III четверть –

IV четверть –

Тематический план

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата

Словарная работа

I.

Введение

2

1.

История психологии

2

Психология, психологи, психотерапевты

II.

Как мы познаем мир

12

2.

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия «Сломанный телевизор», «Хлопки»

2

3.

Тренировка внимания. Графический диктант

2

Внимание, графический диктант

4.

Упражнения «Дорисуй», «Слова»

2

5.

Упражнения «Найди отличия», «Лабиринт»

3

6.

Логические загадки

3

Логика, смекалка

III.

Познай себя

34

7.

Зачем осознавать и понимать эмоции

2

Эмоции

8.

Как преодолеть страх, неуверенность, чувство вины

2

Страх

9.

Что такое стресс и как его преодолеть

2

Стресс, горе

10.

Эмоции, чувства, переживания. Упражнения «Хоровод», «Комплимент», «Лесенка»

2

Переживание, сопереживание

11.

Воля. Будь своему слову хозяин

3

Воля, неуверенность

12.

Правила воспитания воли

2

Своеволие, убеждение

13.

Контролируй своё поведение

2

Самоконтроль

14.

Характер. Воспитание характера

3

Характер, уравновешенность

15.

Личность. Как стать личностью

2

Личность

16.

Упражнения на развитие положительных качеств личности «Звезда самоуважения»

2

17.

Упражнение  «Зеркало»

2

18.

Упражнения "Что я знаю о себе", "Перевоплощение"

2

19.

Терпение даёт умение

2

Выдержка, самообладание

20.

Кем быть?

3

Профессия, специальность

IV.

Я среди людей

20

21.

Разговор взглядов

2

22.

Язык жестов и движений

2

Жесты, пантомима

23.

Упражнение «Компот», «Зеркало и обезьяна»

2

24.

Особенности подросткового возраста

2

Пубертатный период

25.

Про мужчин и женщин

2

26.

Мои права и обязанности

2

Права, обязанности

27.

Как сказать «нет» и отстоять своё мнение

2

28.

Упражнения «Комплимент", "Если бы я был тобой"

2

29.

Упражнение "Психологический портрет"

2

30.

Упражнение «Подарки»

2

Содержание программы

  1. Раздел «Введение» - 2 часа.

Данный раздел рассказывает учащимся об истории психологии, как науки.

  1. Раздел «Как мы познаем мир» - 12 часов.

В разделе содержатся игры и упражнения на развитие памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

  1. Раздел «Познай себя» - 34 часа.

С учащимися ведутся беседы об эмоциях и чувствах, страхах и стрессах, воле и характере, личности человека. Беседы сопровождаются играми и упражнениями на развитие личностных качеств учащихся.

  1. Раздел «Я среди людей» - 20 часов.

В разделе учащиеся учатся взаимодействовать с людьми, договариваться, уважать себя и своих товарищей по группе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны иметь следующие представления:

- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о мире профессий и способах выбора профессии;
- о влиянии отношения других людей  на отношение человека к самому себе


Обучающиеся должны уметь:

- анализировать  особенности своего характера;
- характеризовать другого человека, его поступки;
- анализировать отношение других людей к самому себе;
- анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- организовывать поведение  в социальных ситуациях разного типа;
- управлять своим настроением;
- регулировать свое поведение и поступки.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

 1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2005.

2. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.

4. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.

5. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва, 1997.

6. Грецов А, Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.

7. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Уч. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

8. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам.-М.: Чистые пруды, 2007.

9. Майорова. Н.П.,  Чепурных  Е.Е.,. Шурухт  С.М.  Обучение жизненно важным навыкам в школе. Пособие для классных руководителей. – С-Петербург.: Издательство «Образование-Культура» , 2002.

10. Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону, 2000.

11. Пиз  А. Язык телодвижений. Москва, 1995.

12.. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.

13. . Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.

14. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2002.

15.  Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.              

16.Рыбникова Н.В. Формы и методы психологической помощи. ООЦПОМ и ППН, 2003.

17. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.

18. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. – М., Центр пед. образования, 2007.

19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.

20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.

Материально-техническое обеспечение

- Настольные игры: «Пятнашки», «Шашки», «Пазлы», «Домино», «Мастер слова», «Балансирующая платформа», «Битва стратегов»

- Ноутбук

- Мультимедийный проектор



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса " Математический практикум.11 класс"

Содержание курса в программе разбито на семь основных блоков: «Вычисления и преобразования» (4 часа); «Уравнения, неравенства, системы» (5 часов); «Таблицы и графики» (4 часа); «Производная. Первообра...

Рабочая программа "Изобразительное искусство. Практикум. 7 класс". Основное общее образование.

Рабочая программа факультативного курса «Изобразительное искусство. Практикум.» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями:Федерального государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

Рабочая программа по психологическому практикуму для 7 класса

Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" для обучающихся адаптивных школ....

Рабочая программа по психологическому практикуму для 9 класса

Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)....

Рабочая программа по психологическому практикуму 7 - 11 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...