Рабочая программа по психологическому практикуму для 7 класса
рабочая программа (7 класс)
Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" для обучающихся адаптивных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_praktikum_7_klass.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе «Психологический практикум», 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г. за № 273 и на основе рекомендаций по совершенствованию учебного плана специальной школы. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательной области содержит школьный компонент (коррекционные технологии), наименование учебного предмета «Психологический практикум». Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) программы О.В.Федоровой «Программа для учащихся 5-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида».
Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Курс «Психологический практикум» призван дать обучающимся представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает.
Цель программы
Научить школьников преодолевать трудности в обучении, общении, социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие психических процессов.
Задачи программы
- Обучение продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.
2. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов.
3. Формирование навыков самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.
4. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.
5. Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.
Практикум по учебному плану рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год, проводится в форме групповых занятий.
I четверть –
II четверть –
III четверть –
IV четверть –
Тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата | Словарная работа |
I. | Введение | 20 | ||
1. | Психология – это наука о душе | 2 | Психология, психолог, психотерапевты | |
2. | Как появился человек на земле | 2 | Археологи | |
3. | Какие животные похожи на человека, где они обитают | 2 | ||
4. | Как и почему человек видит, слышит, чувствует, думает, говорит, действует | 2 | Органы чувств | |
5. | Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим? | 2 | ||
6. | Кого мы называем другом, товарищем, знакомым | 2 | Друг, товарищ, знакомый, приятель | |
7. | Что нам снится, откуда приходят сны | 2 | Сон, сновидение | |
8. | Почему возникает страх | 2 | Страх, фобия | |
9. | Мозг и его тайны | 2 | Мозг, ум, разум | |
10. | Давайте знакомиться с собой и друг с другом | 2 | Внутренний мир, черты характера | |
II. | Как мы познаём мир | 26 | ||
11. | Ощущения и восприятия | 2 | Ощущение, восприятие | |
12. | Внимание - это порядок мысли | 2 | Внимание | |
13. | Графический диктант | 2 | ||
14. | Виды памяти, особенности памяти | 2 | Двигательная память, образная память, произвольная и непроизвольная память | |
15. | Упражнение «Фотоаппарат» | 2 | ||
16. | Запоминаем, рисуя | 2 | ||
17. | Виды мышления | 2 | Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое | |
18. | Решение головоломок | 2 | Головоломка, ребус | |
19. | Воображение | 2 | Воображение, фантазия | |
20. | Всё познаётся в сравнении | 2 | ||
21. | Речь как средство общения | 2 | Речь, общение | |
22. | Язык жестов | 2 | Жестовая речь, мимика | |
23. | Упражнения «Комплимент», «Путаница» | 2 | ||
III. | Познай себя | 22 | ||
24. | Упражнение «горячий стул» | 2 | ||
25. | Что такое эмоции? Положительные и отрицательные эмоции | 2 | ||
26. | Эгоизм | 2 | Эгоизм, эгоист, эгоцентризм | |
27. | Конфликт | 2 | Ссора, конфликт | |
28. | Радость. Как её доставить другому человеку? | 2 | Радость | |
29. | Арт-терапия «Моё настроение» | 2 | Настроение | |
30. | Арт-терапия «Добро-Зло» | 2 | Эмоции | |
31. | Упражнение «Рисунок по кругу» | 2 | Фантазия | |
32. | Игра «Мумия» | 2 | Мумия | |
33. | Упражнение «Розовый куст» | 2 | ||
34. | Коллаж «Мой класс» | 2 | Коллаж |
Содержание программы
- Раздел «Введение» - 20 часов.
В данном разделе учащиеся знакомятся с понятиями «психология», «психотерапия», узнают о снах и сновидениях, учатся преодолевать страх.
- Раздел «Как мы познаем мир» - 26 часов.
В темах данного раздела учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «воображение», «память», «мышление». Учатся общаться с окружающими, выполняют психологические упражнения, графические диктанты и головоломки.
- Раздел «Познай себя» - 22 часа.
В разделе учащиеся учатся управлять своими эмоциями и чувствами с помощью упражнений и психологических игр.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны иметь следующие представления:
- об основных познавательных процессах – восприятии, памяти, мышлении; их значении для успешного обучения в школе;
- о внимании как необходимом компоненте любого психического процесса;
- о речи как средстве передачи информации, управления познавательными процессами и поведением, а также способе выражения мыслей и чувств;
- о способах запоминания слов, информации, текста;
Обучающиеся должны уметь
- использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения;
- использовать приёмы запоминания в учебной и внеурочной деятельности;
- произвольно управлять своим вниманием;
- обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
- исключать предметы, понятия по разным признакам (форма, цвет, размер, расположение в пространстве);
- классифицировать предметы, понятия по признакам;
- устанавливать связи по аналогии;
- выделять главное и второстепенное;
- находить существенные признаки предмета;
- находить сходства и различия;
- выдвигать версии, аргументировать своё мнение;
- понимать скрытый смысл пословиц, поговорок.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2005.
2. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
4. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
5. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва, 1997.
6. Грецов А, Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
7. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Уч. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
8. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам.-М.: Чистые пруды, 2007.
9. Майорова. Н.П., Чепурных Е.Е.,. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Пособие для классных руководителей. – С-Петербург.: Издательство «Образование-Культура» , 2002.
10. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону, 2000.
11. Пиз А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
12.. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.
13. . Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
14. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2002.
15. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.
16.Рыбникова Н.В. Формы и методы психологической помощи. ООЦПОМ и ППН, 2003.
17. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
18. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. – М., Центр пед. образования, 2007.
19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
Материально-техническое обеспечение
- Настольные игры: «Пятнашки», «Шашки», «Пазлы», «Домино», «Мастер слова», «Балансирующая платформа», «Битва стратегов»
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социально-психологического сопровождения "Профилактика стрессоустойчивости" 7 класс
Рабочая программа по психологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образов...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...
Рабочая программа по психологическому практикуму для 8 класса
Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по психологическому практикуму для 9 класса
Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)....
Рабочая программа «Уроки психологического развития»
Данная программа адресована учащимся 5-6 классов МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального госуда...
Рабочая программа по психологическому практикуму 7 - 11 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...