Рабочая программа по психологическому практикуму для 7 класса
рабочая программа (7 класс)

Белан Елена Анатольевна

Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" для обучающихся адаптивных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_praktikum_7_klass.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе «Психологический практикум», 7 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г. за № 273 и на основе рекомендаций по совершенствованию учебного плана специальной школы. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательной области содержит школьный компонент (коррекционные технологии), наименование учебного предмета «Психологический практикум». Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) программы О.В.Федоровой «Программа для учащихся 5-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида».

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Курс «Психологический практикум»  призван дать обучающимся представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает.

Цель программы

Научить  школьников преодолевать  трудности в обучении, общении,  социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие психических процессов.

Задачи программы

  1. Обучение продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.

2. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, развитие устойчивых познавательных  потребностей и интересов.

3. Формирование навыков самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.

4. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.

5. Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Практикум по учебному плану рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год, проводится  в форме групповых занятий.

I четверть –

II четверть –

III четверть –

IV четверть –

Тематический план

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата

Словарная работа

I.

Введение

20

1.

Психология – это наука о душе

2

Психология, психолог, психотерапевты

2.

Как появился человек на земле

2

Археологи

3.

Какие животные похожи на человека, где они обитают

2

4.

Как и почему человек видит, слышит, чувствует, думает, говорит, действует

2

Органы чувств

5.

Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим? 

2

6.

Кого мы называем другом, товарищем, знакомым

2

Друг, товарищ, знакомый, приятель

7.

Что нам снится, откуда приходят сны

2

Сон, сновидение

8.

Почему возникает страх

2

Страх, фобия

9.

Мозг и его тайны

2

Мозг, ум, разум

10.

Давайте знакомиться с собой и друг с другом

2

Внутренний мир, черты характера

II.

Как мы познаём мир

26

11.

Ощущения и восприятия

2

Ощущение, восприятие

12.

Внимание - это порядок мысли

2

Внимание

13.

Графический диктант

2

14.

Виды памяти, особенности памяти

2

Двигательная память, образная память, произвольная и непроизвольная память

15.

Упражнение «Фотоаппарат»

2

16.

Запоминаем, рисуя

2

17.

Виды мышления

2

Наглядно-действенное, наглядно-образное,

словесно-логическое

18.

Решение головоломок

2

Головоломка, ребус

19.

Воображение

2

Воображение, фантазия

20.

Всё познаётся в сравнении

2

21.

Речь как средство общения

2

Речь, общение

22.

Язык жестов

2

Жестовая речь, мимика

23.

Упражнения «Комплимент», «Путаница»

2

III.

Познай себя

22

24.

Упражнение «горячий стул»

2

25.

Что такое эмоции? Положительные и отрицательные эмоции

2

26.

Эгоизм

2

Эгоизм, эгоист, эгоцентризм

27.

Конфликт

2

Ссора, конфликт

28.

Радость. Как её доставить другому человеку?

2

Радость

29.

Арт-терапия «Моё настроение»

2

Настроение

30.

Арт-терапия «Добро-Зло»

2

Эмоции

31.

Упражнение «Рисунок по кругу»

2

Фантазия

32.

Игра «Мумия»

2

Мумия

33.

Упражнение «Розовый куст»

2

34.

Коллаж «Мой класс»

2

Коллаж

Содержание программы

  1. Раздел «Введение» - 20 часов.

В данном разделе учащиеся знакомятся с понятиями «психология», «психотерапия», узнают о снах и сновидениях, учатся преодолевать страх.

  1. Раздел «Как мы познаем мир» - 26 часов.

В темах данного раздела учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «воображение», «память», «мышление». Учатся общаться с окружающими, выполняют психологические упражнения, графические диктанты и головоломки.

  1. Раздел «Познай себя» - 22 часа.

В разделе учащиеся учатся управлять своими эмоциями и чувствами с помощью упражнений и психологических игр.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны иметь следующие представления:

- об основных познавательных процессах – восприятии, памяти, мышлении; их значении для успешного обучения в школе;

- о внимании как необходимом компоненте любого психического процесса;

- о речи как средстве передачи информации, управления познавательными процессами и поведением, а также способе выражения мыслей и чувств;

- о способах запоминания слов, информации, текста;

Обучающиеся должны уметь

- использовать разные способы и приёмы  запоминания информации, текста, стихотворения;

- использовать приёмы запоминания  в учебной  и внеурочной деятельности;

- произвольно управлять своим вниманием;

- обобщать предметы и понятия  по разным  признакам, параметрам;

- исключать  предметы, понятия по разным признакам (форма, цвет, размер, расположение в пространстве);

- классифицировать предметы, понятия  по признакам;

- устанавливать связи по аналогии;

- выделять главное и второстепенное;

- находить существенные признаки  предмета;

- находить  сходства и различия;

- выдвигать версии, аргументировать своё мнение;

- понимать скрытый смысл пословиц, поговорок.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

 1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2005.

2. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология    № 1, 1998.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.

4. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.

5. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва, 1997.

6. Грецов А, Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.

7. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Уч. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

8. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам.-М.: Чистые пруды, 2007.

9. Майорова. Н.П.,  Чепурных  Е.Е.,. Шурухт  С.М.  Обучение жизненно важным навыкам в школе. Пособие для классных руководителей. – С-Петербург.: Издательство «Образование-Культура» , 2002.

10. Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону, 2000.

11. Пиз  А. Язык телодвижений. Москва, 1995.

12.. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.

13. . Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.

14. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2002.

15.  Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.              

16.Рыбникова Н.В. Формы и методы психологической помощи. ООЦПОМ и ППН, 2003.

17. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.

18. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. – М., Центр пед. образования, 2007.

19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.

20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.

Материально-техническое обеспечение

- Настольные игры: «Пятнашки», «Шашки», «Пазлы», «Домино», «Мастер слова», «Балансирующая платформа», «Битва стратегов»

- Ноутбук

- Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социально-психологического сопровождения "Профилактика стрессоустойчивости" 7 класс

Рабочая программа по психологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образов...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

Рабочая программа по психологическому практикуму для 8 класса

Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по психологическому практикуму для 9 класса

Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)....

Рабочая программа «Уроки психологического развития»

Данная  программа адресована учащимся 5-6 классов МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального госуда...

Рабочая программа по психологическому практикуму 7 - 11 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...