СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
рабочая программа

Морозова Виктория Михайловна

Специальная индивидуальная программа развития обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_programma_sipr.docx80.97 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО
Родители (законные представители):
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
УТВЕРЖДЕНА
приказ № __ от __.__.2020 года
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1б ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА
 (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития)
(вариант 2, редакция 2020 года)
                                                                                       Объем: 660 часов
                                                                                       Речь и альтернативная коммуникация: 99 ч.
                                                                                       Математические представления: 66 ч.
                                                                                       Окружающий природный мир:66 ч.
                                                                                       Человек: 99 ч.
                                                                                       Окружающий социальный мир: 33 ч.
                                                                                       Музыка и движение: 66ч.
                                                                                       Изобразительная деятельность: 99 ч.
                                                                                       Коррекционно-развивающие занятия: 66 ч.
                                                                                       Адаптивная физкультура: 66ч.
                                                                                       Учитель: В.М.Морозова
г. Нефтеюганск-2020

Содержание
Название раздела
Стр.
1
Индивидуальные сведения о ребёнке
 
2
Психолого-педагогическая характеристика
3
Учебный план на 2020-2021 учебный год
4
Содержание образования
 
4.1
Планируемые образовательные результаты освоения предметов  учебного плана
4.2.
Планируемые образовательные результаты обучающегося
4.3.
Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
 
4.4.
Нравственное воспитание
 
4.5.
Формирование экологической культуры, здорового и образа жизни
 
4.6.
Внеурочная деятельность
 
5
Программа сотрудничества с семьёй
 
6
Специалисты, участвующие в реализации программы
 
7
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
 
8
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
 
9
Календарно-тематическое планирование
 
9.1.
Речь и альтернативная коммуникация
 
9.2.
Математические представления
 
9.3.
Окружающий природный мир
 
9.4.
Человек
9.5.
Окружающий социальный мир
 
9.6.
Музыка и движение
 
9.7.
Изобразительная деятельность
 
9.8.
Коррекционно-развивающие занятия
 
9.9.
Адаптивная физическая культура
 
10
Приложение
 


  1. Индивидуальные сведения о ребенке:


2. Психолого-педагогическая характеристикаобучающегося

        


  1. Учебный план на 2020 – 2021 учебный год

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют обеспечить качество и доступность освоения содержания образования каждым школьником с ограниченными возможностями здоровья.

Программа разработана с учетом современных требований к организации образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный материал нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающихся.

        Программа построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по каждому предмету, который доступен обучающемуся индивидуально. Программа предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала.              

          Освоение программы обеспечивает достижение обучающимся двух видов результатов: личностных и предметных. Принцип вариативности предполагает создание вариативного содержания коррекционной работы с обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Программа составлена на основе базовой программы под редакцией Воронковой В.В., Бгажноковой И.М.

Таблица № 1

Предмет

Всего

часов

Контрольные работы

Проверочные (самостоятельные) работы

Практические (лабораторные) творческие

Экскурсии

Речь и альтернативная коммуникация

99

5

5

-

-

Математические представления

66

5

5

-

-

Окружающий природный мир

66

5

5

-

4

Человек

99

5

5

-

-

Окружающий социальный мир

33

5

5

-

-

Музыка и движение

66

5

5

Изобразительная деятельность

99

5

5

-

3

Адаптивная физическая культура

66

5

5

Коррекцинно -развивающие занятия

66

5

5

По учебному плану для изучения предметов   отводится  660 часов в год.

       Кол-во часов

Предмет

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

Речь и альтернативная коммуникация

26

22

27

24

99

2

Математические представления

18

14

18

16

66

3

Окружающий природный мир

17

15

18

16

66

4

Человек

27

21

27

24

99

5

Окружающий социальный мир

9

7

9

8

33

6

Музыка и движения

18

14

18

16

16

7

Изобразительная деятельность

26

22

27

24

99

8

Адаптивна физкультура

17

15

18

16

66

9

Коррекционно-развивающие занятия

18

14

18

16

66

ИТОГО:

176

144

180

160

660

  1. Содержание образования

4.1. Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана

Предметные результаты связаны с овладением обучающихся содержания предметов программы и характеризуют его достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни.

Предмет

Минимальный уровень усвоения программы

Речь и альтернативная коммуникация

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

 Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей

Математические представления

Умение различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма, величина;

Умение ориентироваться в схеме собственного тела;

Умение различать положение предметов в пространстве относительно себя и   относительно друг друга;

Сравнение двух предметов по величине;

Умение ориентироваться на листе бумаги

Окружающий природный мир

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, река, водоемы, полезные ископаемые и др.).

Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Интерес к объектам живой природы.

Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» идр.).

Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

Человек

Представление о себе, своём теле;

Представления о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах

Умение соблюдать правила умываться и чистить зубы, полоскать рот;

Знание и соблюдение правил питания

Различает социальные роли членов семьи;

Окружающий социальный мир

Представление о профессиях людей.

Представление о дружеских взаимоотношениях.

Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

Ориентация в помещениях своего дома.

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных места.

Представление о стране, народе, столице, городах, селах, месте проживания.

Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

Музыка и движение

Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку);

Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;

Умение узнавать знакомые песни

Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Адаптивная физкультура

.Возможные результаты освоения:

Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности:

подвижным играм,

выполнению основных видов движений.

Умеет:

выполнять основные виды движений (ходьба, бег,);

играть в подвижные и коррекционные игры.

Различает состояния:

больно-приятно и т.п.

Управляет произвольными движениями:

статическими,

динамическими.

Проявляет двигательные способности:

общую выносливость,

быстроту,

координационные способности,

Коррекционно-развивающие занятия

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в социальной среде, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с людьми.

Входить и выходить из помещения.

Ориентироваться в пространстве, пользоваться мебелью.

Адекватно использовать ритуалы поведения (вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Организовывать рабочее место.

Передвигаться по квартире, находить необходимые помещения.

 4.2. Планируемые образовательные результаты обучающегося

п/п

Предмет

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Предметные

Личностные

1.

Речь и альтернативная коммуникация

  • формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;

- способность понимать обращенную речь;

- умение определять интонацию;

- понимание смысла доступных жестов и графических изображений, понимание смысла рисунков;

- умение пользоваться средствами коммуникации: жестами, взглядами, мимикой для выражения индивидуальных потребностей

  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
  • владение правилами поведения в учебной ситуации;
  • уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
  • умение реагировать на имя, просьбу, запрет;
  • умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
  • реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым;
  • интерес   к взаимодействию со знакомыми.

2.

Матема-тические предста ления

  • 8сравнивать предметы по величине;
  • временные представления (части суток, порядок следования);
  • сравнивать предметы по количеству и определять, где больше, что меньше;
  • показывать геометрические фигуры (круг, квадрат);

  • развитие мотивации к обучению;
  • умение включаться в разнообразные повседневные дела);
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме,
  • развитие эстетических чувств, формирование уважительного отношения к окружающим

3.

Окружа-ющий природ-ный мир

  • узнавать (различать) растения, овощи, фрукты согласно тематике;
  • узнавать (различать) части дерева;
  • узнавать (различать) домашних животных;
  • узнавать (различать) диких животных;
  • узнавать и различать детёнышей диких и домашних животных;
  • узнавать и называть части суток, соотносить с видами деятельности человека;
  • узнавать и различать объекты неживой природы
  • осознание себя как ученика;

воспитание любви к природе;

-  воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к труду.

4.

Окружа-ющий социаль-ный мир

  • обращение за разрешением к взрослому, когда ситуация этого требует;
  • представление о частях дома представление о предметах мебели
  • представление о предметах посуды;
  • представление об электроприборах;
  • умение поддерживать интерес к праздничным мероприятиям, желание;
  • узнавание продуктов питания;
  • узнавание и различение видов транспорта
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
  • понимание эмоций других людей, сочувствовать, сопереживать.

5.

Музыка и движение

  • выполняют упражнения для развития певческого дыхания;
  • слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);
  • ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;
  • подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.
  •  умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  •  избегает конфликтных ситуаций;
  •  пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  •  использует элементарные формы речевого этикета;
  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др.)

6.

Человек

  • представление о себе, своём теле;
  • представления о спорте;
  • представления о правильном приёме пищи;
  • умение соблюдать правила умываться и чистить зубы, полоскать рот;
  • представление о продуктах питания
  • понимание о временном приёме пищи (завтрак, обед, ужин)
  • знание и соблюдение правил питания
  • различает социальные роли членов семьи;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.

- понимание об экологической ответственности (не сорит, не ломать деревья);

-поддержание режима дня;

Умение следить за своим внешним видом.

7.

Коррек-ционно-развива-ющие занятия

Коррекционная работа:

  • повторяет движения тела по примеру взрослого

- выкладывает с помощью палочек простые изображения

  • застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
  • собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
  • строит из кубиков башню

Предметно-практическая деятельность

  • умеет фиксировать взгляд на объекте;
  • умеет воспринимать, удерживать изделие, в руках рассматривая его со всех сторон;
  • скатывает из бумаги шарики;
  • играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

  • освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

4.3. Содержание учебного предмета и коррекционных курсов

Таблица № 4

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

- обращение по имени к собеседнику

- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой из стороны в сторону), словом «Привет»

Поддержание контакта

- выражение своих желаний («Дай»)

- выражение просьбы о помощи  («Помоги»)

- выражение согласия: жестом (кивок головы), словом («Да»)

- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом («Нет»)

Завершение контакта

- прощание с собеседником: жестом (помахать рукой), словом  («Пока»)

 Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

- понимание имен: учителя, мамы, бабушки

- понимание названий предметов по темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда»

- понимание названий действий

- понимание простых нераспространенных  предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)

Экспрессивная речь

 - употребление отдельных звуков (а, у и др.)

- употребление звукоподражаний животным

- употребление простых слов (дай и др.)

- называние своего имени

- употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

- нахождение одинаковых объектов: предметов, изображений

- различение множеств: один, много, пусто

Пространственные представления

- составление упорядоченного ряда из однородных предметов

- составление предмета (изображения): из 2-х частей, из 3-х частей

Представления о форме

- группировка предметов по форме

-различение предметов по форме: круг, квадрат

- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

- группировка предметов по величине

-различение предметов по величине: большой, маленький

Окружающий природный мир

Животный мир

- различение диких животных: лиса заяц волк медведь

- различение домашних животных: корова, свинья, лошадь, кот, собака

Растительный мир

- различение отдельных фруктов: яблоко, груша, банан,  лимон апельсин

- различение отдельных овощей: помидор, огурец, морковь, картофель

Человек

Прием пищи

- еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

- снятие отдельных предметов одежды: свитер, футболка

- расстегивание: молнии, кнопок

Одевание

- застегивание: липучек, кнопок, пуговиц, молнии

- надевание предмета одежды: шапка, свитер, футболка

Туалет

- сообщение о желании сходить в туалет

- пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

- чистка зубов

- полоскание полости рта

- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание  щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки

Уход за волосами

- расчесывание волос

Представление о себе

- различение частей тела: рука, нога, туловище, живот,  голова,  шея, волосы, уши

- различение частей лица: нос, рот, глаза, брови, зубы, язык

Окружающий социальный мир

- узнавание предметов одежды: куртка, брюки, шапка, шарф, свитер, футболка

- узнавание предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, тапки, сандалии

- узнавание предметов мебели: стол, стул, шкаф, кровать, диван

- узнавание учебных принадлежностей: кисточка, краски, карандаши

пластилин, бумага, ножницы, доска

- узнавание предметов посуды: кружка, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник

- узнавание предметов бытовой техники: телевизор, утюг, холодильник, компьютер

Музыка и движение

- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: барабан, маракас, бубенцы, бубен

- различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: барабан, маракас, бубенцы, бубен

- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен

- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен

Движение под музыку

- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: топанье, хлопанье, покачивание с одной ноги на другую, прыганье, кружение приседание

- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

- ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

- соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

- рисование точек

- соединение точек

- рисование линий: вертикальных, горизонтальных

Предметное рисование

- рисование контура предмета: по контурным линиям, по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

- закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

- разминание материала

Деление на части

- отрывание куска материала от целого куска

- откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

- катание шарика

- катание колбаски

- выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

- сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

- сминание бумаги

- разрывание бумаги

Работа с клеем

- намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

- выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

- сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физкультура

Физическая подготовка

Построение и перестроение

- принятие основной стойки для построения и перестроения

- построение в колонну по одному

- размыкание на вытянутые руки в стороны

- ходьба в колонне по одному

- бег в колонне

Общеразвивающие упражнения

- вдох и выдох через рот

- вдох и выдох через нос

- сжимание и разжимание кистей рук

- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

- круговые движения кистью

- движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

- наклоны туловища вперед, назад, в стороны

- ходьба с высоким подниманием колен вверх

- полуприсед

- поднимание на носках в положении «стоя»

- ходьба: по доске, положенной на пол,ходьба по гимнастической скамейке

- прыжки на двух ногах: на месте, с продвижением вперед

- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

- ходьба по кругу, взявшись за руки

- ходьба в умеренном темпе

- спокойный бег с правильной координацией движений

- ползание: на четвереньках, на животе

- лазание по гимнастической стенке: вверх, вниз

- броски мяча двумя руками: вверх, о пол

- ловля мяча двумя руками

- передача в шеренге: мяча, гимнастической палки

Спортивные и подвижные игры

- соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»: бег вокруг батута, запрыгивание на батут

- соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

- соблюдение правил игры «Строим дом»: соблюдение очередности при переносе модулей, составление «башни»

Коррекционно – развивающие занятия  

Коррекционная работа

- повторяет движение

- застегивает и расстегивает пуговицы

- собирает и разбирает пирамидку.

Предметно – практическая деятельность

- умеет фиксировать взгляд на объекте

- складывает (достает) карандаши из (в) коробки.

Ожидаемые результаты учебной программы

Таблица № 5

Предмет

Ожидаемые результаты

Речь и альтернативная коммуникация

- установление зрительного контакта с собеседником;

- установление контакта с собеседником;

- понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять).

Математические представления

-умение различать предметы по форме, величине.

-умение различать множества (один – много).

Окружающий природный мир

-умение различать диких и домашних животных.

-умение различать овощи и  фрукты.

Человек

- различение частей тела: рука, нога, туловище, живот,  голова,  шея, волосы, уши.

Окружающий социальный мир

- расстегивание: молнии, кнопок

Музыка и движение

-топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться с одной ноги на другую.

Изобразительная деятельность

-соблюдение последовательности действий при работе с красками.

-работа с пластилином: разминание,  отрывание на кусочки

Адаптивная физическая культура

-выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии);

Коррекционно – развивающие занятия

- застегивает и расстегивает пуговицы на тряпочных фигурках

- умеет воспринимать, удерживать изделие, в руках рассматривая его со всех сторон;

4.4. Нравственное воспитание

  • Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
  • Умение выражать свои желания, делая выбор;
  • Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

4.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни                                                      1. Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;

 2. Безопасное поведение в окружающей среде.

4.6. Внеурочная деятельность

Таблица № 6

Содержание

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

День знаний

Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке.

День здоровья

Участие в спортивных станциях

Новогодний праздник

Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних поделок, открыток; участие в Новогоднем празднике .

Масленица

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии.

Праздник

«8 марта»

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, изготовление открыток; участие в мероприятии.

Пасха

Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление класса.

Весѐлые старты

Участие в спортивных эстафетах

Игра

Игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», сенсорные игры, подвижные игры в спортивном зале.

Последний учебный день

Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций.

5. Программа сотрудничества с семьей

Таблица № 7

Формы работы

Цель

Примерное содержание

Сроки

Ответственный

Индивидуальные консультации специалистов

Повышение осведомленности родителей (з/п) об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР

Итоги диагностики, разработка СИПР

Подведение итогов обучения

Обменинформацией о ходе реализации СИПР

В начале учебного года

В конце учебного года

В течение учебного года по запросу

Узкие специалисты

Присутствие родителей (з/п) при проведении занятий

Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе

 

По запросу родителя (з/п), учителя или специалиста

Зам. директора по УВР, учитель

Домашнее визитирование

Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе, обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

 

В течение учебного года

Узкие специалисты, учитель

Участие родителей (з/п) во внеурочных мероприятиях

Повышение активности родителей (з/п), преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы

Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п.

Согласно плану внеурочной деятельности

Зам. директора по УВР, учитель

6. Специалисты, участвующие в реализации программы

Классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель музыки, педагог-психолог, учитель физкультуры.

7.  Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика

 и т. д.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи»,

«Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы»,

«Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки,

стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

  • Гимнастические мячи большого и среднего размера.
  • Компьютер, презентации, видеозаписи и др.

Учебно-методическое обеспечение

1.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015

2.Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 2014

3. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР. // Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2015

4.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2014. - 124 с.

Базовая. Программы подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010

Печатные пособия

Наборы картинной азбуки

Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока

Учебно-практическое оборудование

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв)

Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы

Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями)

Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,

http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/  - шаблон для презентации

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Оценка    выявленных    результатов    обучения осуществляется    в   оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать,

      действие не выполняет).

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.

2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).

5 – выполняет действие самостоятельно.

• «узнает объект»,

• «не всегда узнает объект»,

• «не узнает объект».

Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты

Таблица № 8

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельное использование

+


  1. Приложение

Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Таблица №1

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы  с обучающимся

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;  

-технические средства обучения;

-настольные развивающие игры;

-комплекты предметных, сюжетных картин;

Игровые методы и приемы  (игра не как развлечение, а как средство обучения);

Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности  с конкретными предметами);

Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;

 Постепенное усложнение самостоятельных действий: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания  к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;

Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;

Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.

Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося (СИПР)

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса, составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы,  согласно требованиям ФГОС О с у/о...

Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обучающегося 1 класса с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15501419","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обуч...

Специальная индивидуальная программа развития обучащейся 1 дополнительного класса

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося индивидуально на дому

Предназначеена для учителей, работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...