СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
рабочая программа
Специальная индивидуальная программа развития обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_programma_sipr.docx | 80.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНОРодители (законные представители):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | УТВЕРЖДЕНАприказ № __ от __.__.2020 года |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 1б ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития)
(вариант 2, редакция 2020 года)
Объем: 660 часов
Речь и альтернативная коммуникация: 99 ч.
Математические представления: 66 ч.
Окружающий природный мир:66 ч.
Человек: 99 ч.
Окружающий социальный мир: 33 ч.
Музыка и движение: 66ч.
Изобразительная деятельность: 99 ч.
Коррекционно-развивающие занятия: 66 ч.
Адаптивная физкультура: 66ч.
Учитель: В.М.Морозова
г. Нефтеюганск-2020
Содержание
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Индивидуальные сведения о ребёнке | |
2 | Психолого-педагогическая характеристика | |
3 | Учебный план на 2020-2021 учебный год | |
4 | Содержание образования | |
4.1 | Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана | |
4.2. | Планируемые образовательные результаты обучающегося | |
4.3. | Содержание учебных предметов и коррекционных курсов | |
4.4. | Нравственное воспитание | |
4.5. | Формирование экологической культуры, здорового и образа жизни | |
4.6. | Внеурочная деятельность | |
5 | Программа сотрудничества с семьёй | |
6 | Специалисты, участвующие в реализации программы | |
7 | Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | |
8 | Средства мониторинга и оценки динамики обучения | |
9 | Календарно-тематическое планирование | |
9.1. | Речь и альтернативная коммуникация | |
9.2. | Математические представления | |
9.3. | Окружающий природный мир | |
9.4. | Человек | |
9.5. | Окружающий социальный мир | |
9.6. | Музыка и движение | |
9.7. | Изобразительная деятельность | |
9.8. | Коррекционно-развивающие занятия | |
9.9. | Адаптивная физическая культура | |
10 | Приложение |
- Индивидуальные сведения о ребенке:
2. Психолого-педагогическая характеристикаобучающегося
- Учебный план на 2020 – 2021 учебный год
Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют обеспечить качество и доступность освоения содержания образования каждым школьником с ограниченными возможностями здоровья.
Программа разработана с учетом современных требований к организации образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный материал нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающихся.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по каждому предмету, который доступен обучающемуся индивидуально. Программа предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала.
Освоение программы обеспечивает достижение обучающимся двух видов результатов: личностных и предметных. Принцип вариативности предполагает создание вариативного содержания коррекционной работы с обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Программа составлена на основе базовой программы под редакцией Воронковой В.В., Бгажноковой И.М.
Таблица № 1
Предмет | Всего часов | Контрольные работы | Проверочные (самостоятельные) работы | Практические (лабораторные) творческие | Экскурсии |
Речь и альтернативная коммуникация | 99 | 5 | 5 | - | - |
Математические представления | 66 | 5 | 5 | - | - |
Окружающий природный мир | 66 | 5 | 5 | - | 4 |
Человек | 99 | 5 | 5 | - | - |
Окружающий социальный мир | 33 | 5 | 5 | - | - |
Музыка и движение | 66 | 5 | 5 | ||
Изобразительная деятельность | 99 | 5 | 5 | - | 3 |
Адаптивная физическая культура | 66 | 5 | 5 | ||
Коррекцинно -развивающие занятия | 66 | 5 | 5 |
По учебному плану для изучения предметов отводится 660 часов в год.
№ | Кол-во часов Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | 26 | 22 | 27 | 24 | 99 |
2 | Математические представления | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 |
3 | Окружающий природный мир | 17 | 15 | 18 | 16 | 66 |
4 | Человек | 27 | 21 | 27 | 24 | 99 |
5 | Окружающий социальный мир | 9 | 7 | 9 | 8 | 33 |
6 | Музыка и движения | 18 | 14 | 18 | 16 | 16 |
7 | Изобразительная деятельность | 26 | 22 | 27 | 24 | 99 |
8 | Адаптивна физкультура | 17 | 15 | 18 | 16 | 66 |
9 | Коррекционно-развивающие занятия | 18 | 14 | 18 | 16 | 66 |
ИТОГО: | 176 | 144 | 180 | 160 | 660 |
- Содержание образования
4.1. Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана
Предметные результаты связаны с овладением обучающихся содержания предметов программы и характеризуют его достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни.
Предмет | Минимальный уровень усвоения программы |
Речь и альтернативная коммуникация | Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.). Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности; Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: - использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей |
Математические представления | Умение различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма, величина; Умение ориентироваться в схеме собственного тела; Умение различать положение предметов в пространстве относительно себя и относительно друг друга; Сравнение двух предметов по величине; Умение ориентироваться на листе бумаги |
Окружающий природный мир | Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, река, водоемы, полезные ископаемые и др.). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» идр.). Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. |
Человек | Представление о себе, своём теле; Представления о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах Умение соблюдать правила умываться и чистить зубы, полоскать рот; Знание и соблюдение правил питания Различает социальные роли членов семьи; |
Окружающий социальный мир | Представление о профессиях людей. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах. Ориентация в помещениях своего дома. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных места. Представление о стране, народе, столице, городах, селах, месте проживания. Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн). |
Музыка и движение | Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку); Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах; Умение узнавать знакомые песни Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. |
Адаптивная физкультура | .Возможные результаты освоения: Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности: подвижным играм, выполнению основных видов движений. Умеет: выполнять основные виды движений (ходьба, бег,); играть в подвижные и коррекционные игры. Различает состояния: больно-приятно и т.п. Управляет произвольными движениями: статическими, динамическими. Проявляет двигательные способности: общую выносливость, быстроту, координационные способности, |
Коррекционно-развивающие занятия | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в социальной среде, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с людьми. Входить и выходить из помещения. Ориентироваться в пространстве, пользоваться мебелью. Адекватно использовать ритуалы поведения (вставать и выходить из-за парты и т. д.). Организовывать рабочее место. Передвигаться по квартире, находить необходимые помещения. |
4.2. Планируемые образовательные результаты обучающегося
№ п/п | Предмет | Планируемые образовательные результаты обучающихся | |
Предметные | Личностные | ||
1. | Речь и альтернативная коммуникация |
- способность понимать обращенную речь; - умение определять интонацию; - понимание смысла доступных жестов и графических изображений, понимание смысла рисунков; - умение пользоваться средствами коммуникации: жестами, взглядами, мимикой для выражения индивидуальных потребностей |
|
2. | Матема-тические предста ления |
|
|
3. | Окружа-ющий природ-ный мир |
|
воспитание любви к природе; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- наличие мотивации к труду. |
4. | Окружа-ющий социаль-ный мир |
|
|
5. | Музыка и движение |
|
|
6. | Человек |
| - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям. - понимание об экологической ответственности (не сорит, не ломать деревья); -поддержание режима дня; Умение следить за своим внешним видом. |
7. | Коррек-ционно-развива-ющие занятия | Коррекционная работа:
- выкладывает с помощью палочек простые изображения
Предметно-практическая деятельность
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки; |
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. |
4.3. Содержание учебного предмета и коррекционных курсов
Таблица № 4
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Коммуникация | ||
Установление контакта | ||
- обращение по имени к собеседнику | ||
- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой из стороны в сторону), словом «Привет» | ||
Поддержание контакта | ||
- выражение своих желаний («Дай») | ||
- выражение просьбы о помощи («Помоги») | ||
- выражение согласия: жестом (кивок головы), словом («Да») | ||
- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом («Нет») | ||
Завершение контакта | ||
- прощание с собеседником: жестом (помахать рукой), словом («Пока») | ||
Развитие речи | ||
Устная речь | ||
Импрессивная речь | ||
- понимание имен: учителя, мамы, бабушки | ||
- понимание названий предметов по темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда» | ||
- понимание названий действий | ||
- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.) | ||
Экспрессивная речь | ||
- употребление отдельных звуков (а, у и др.) | ||
- употребление звукоподражаний животным | ||
- употребление простых слов (дай и др.) | ||
- называние своего имени | ||
- употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.) | ||
Математические представления | ||
Количественные представления | ||
- нахождение одинаковых объектов: предметов, изображений | ||
- различение множеств: один, много, пусто | ||
Пространственные представления | ||
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов | ||
- составление предмета (изображения): из 2-х частей, из 3-х частей | ||
Представления о форме | ||
- группировка предметов по форме | ||
-различение предметов по форме: круг, квадрат | ||
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами | ||
Представления о величине | ||
- группировка предметов по величине | ||
-различение предметов по величине: большой, маленький | ||
Окружающий природный мир | ||
Животный мир | ||
- различение диких животных: лиса заяц волк медведь | ||
- различение домашних животных: корова, свинья, лошадь, кот, собака | ||
Растительный мир | ||
- различение отдельных фруктов: яблоко, груша, банан, лимон апельсин | ||
- различение отдельных овощей: помидор, огурец, морковь, картофель | ||
Человек | ||
Прием пищи | ||
- еда вилкой | ||
Обращение с одеждой и обувью | ||
Раздевание | ||
- снятие отдельных предметов одежды: свитер, футболка | ||
- расстегивание: молнии, кнопок | ||
Одевание | ||
- застегивание: липучек, кнопок, пуговиц, молнии | ||
- надевание предмета одежды: шапка, свитер, футболка | ||
Туалет | ||
- сообщение о желании сходить в туалет | ||
- пользование туалетной бумагой | ||
Гигиена тела | ||
Уход за полостью рта | ||
- чистка зубов | ||
- полоскание полости рта | ||
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки | ||
Уход за волосами | ||
- расчесывание волос | ||
Представление о себе | ||
- различение частей тела: рука, нога, туловище, живот, голова, шея, волосы, уши | ||
- различение частей лица: нос, рот, глаза, брови, зубы, язык | ||
Окружающий социальный мир | ||
- узнавание предметов одежды: куртка, брюки, шапка, шарф, свитер, футболка | ||
- узнавание предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, тапки, сандалии | ||
- узнавание предметов мебели: стол, стул, шкаф, кровать, диван | ||
- узнавание учебных принадлежностей: кисточка, краски, карандаши пластилин, бумага, ножницы, доска | ||
- узнавание предметов посуды: кружка, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник | ||
- узнавание предметов бытовой техники: телевизор, утюг, холодильник, компьютер | ||
Музыка и движение | ||
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: барабан, маракас, бубенцы, бубен | ||
- различение тихого и громкого звучания музыки | ||
Игра на музыкальных инструментах | ||
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: барабан, маракас, бубенцы, бубен | ||
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен | ||
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен | ||
Движение под музыку | ||
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: топанье, хлопанье, покачивание с одной ноги на другую, прыганье, кружение приседание | ||
- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка) | ||
- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений | ||
- ведение хоровода | ||
Изобразительная деятельность | ||
Рисование | ||
Приемы работы с карандашом и кистью | ||
- соблюдение последовательности действий при работе с красками: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Рисование основных элементов | ||
- рисование точек | ||
- соединение точек | ||
- рисование линий: вертикальных, горизонтальных | ||
Предметное рисование | ||
- рисование контура предмета: по контурным линиям, по опорным точкам | ||
Выполнение работы в контуре | ||
- закрашивание внутри контура | ||
Лепка | ||
Подготовка материала к работе | ||
- разминание материала | ||
Деление на части | ||
- отрывание куска материала от целого куска | ||
- откручивание куска материала от целого куска | ||
Придание формы | ||
- катание шарика | ||
- катание колбаски | ||
- выдавливание формы формочками | ||
Видоизменение формы | ||
- сгибание колбаски в кольцо | ||
Аппликация | ||
Работа с бумагой | ||
- сминание бумаги | ||
- разрывание бумаги | ||
Работа с клеем | ||
- намазывание всей поверхности клеем | ||
Работа с шилом | ||
- выкалывание шилом по контуру | ||
Составление аппликации | ||
- сборка изображения объекта из нескольких деталей | ||
Адаптивная физкультура | ||
Физическая подготовка | ||
Построение и перестроение | ||
- принятие основной стойки для построения и перестроения | ||
- построение в колонну по одному | ||
- размыкание на вытянутые руки в стороны | ||
- ходьба в колонне по одному | ||
- бег в колонне | ||
Общеразвивающие упражнения | ||
- вдох и выдох через рот | ||
- вдох и выдох через нос | ||
- сжимание и разжимание кистей рук | ||
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой | ||
- круговые движения кистью | ||
- движения руками в разных направлениях в положении «стоя» | ||
- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» | ||
- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. | ||
- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны. | ||
- наклоны туловища вперед, назад, в стороны | ||
- ходьба с высоким подниманием колен вверх | ||
- полуприсед | ||
- поднимание на носках в положении «стоя» | ||
- ходьба: по доске, положенной на пол,ходьба по гимнастической скамейке | ||
- прыжки на двух ногах: на месте, с продвижением вперед | ||
- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке | ||
- ходьба по кругу, взявшись за руки | ||
- ходьба в умеренном темпе | ||
- спокойный бег с правильной координацией движений | ||
- ползание: на четвереньках, на животе | ||
- лазание по гимнастической стенке: вверх, вниз | ||
- броски мяча двумя руками: вверх, о пол | ||
- ловля мяча двумя руками | ||
- передача в шеренге: мяча, гимнастической палки | ||
Спортивные и подвижные игры | ||
- соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»: бег вокруг батута, запрыгивание на батут | ||
- соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего | ||
- соблюдение правил игры «Строим дом»: соблюдение очередности при переносе модулей, составление «башни» | ||
Коррекционно – развивающие занятия | ||
Коррекционная работа | ||
- повторяет движение | ||
- застегивает и расстегивает пуговицы | ||
- собирает и разбирает пирамидку. | ||
Предметно – практическая деятельность | ||
- умеет фиксировать взгляд на объекте | ||
- складывает (достает) карандаши из (в) коробки. |
Ожидаемые результаты учебной программы
Таблица № 5
Предмет | Ожидаемые результаты |
Речь и альтернативная коммуникация | - установление зрительного контакта с собеседником; - установление контакта с собеседником; - понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять). |
Математические представления | -умение различать предметы по форме, величине. -умение различать множества (один – много). |
Окружающий природный мир | -умение различать диких и домашних животных. -умение различать овощи и фрукты. |
Человек | - различение частей тела: рука, нога, туловище, живот, голова, шея, волосы, уши. |
Окружающий социальный мир | - расстегивание: молнии, кнопок |
Музыка и движение | -топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться с одной ноги на другую. |
Изобразительная деятельность | -соблюдение последовательности действий при работе с красками. -работа с пластилином: разминание, отрывание на кусочки |
Адаптивная физическая культура | -выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии); |
Коррекционно – развивающие занятия | - застегивает и расстегивает пуговицы на тряпочных фигурках - умеет воспринимать, удерживать изделие, в руках рассматривая его со всех сторон; |
4.4. Нравственное воспитание
- Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
- Умение выражать свои желания, делая выбор;
- Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
4.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 1. Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
2. Безопасное поведение в окружающей среде.
4.6. Внеурочная деятельность
Таблица № 6
Содержание | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
День знаний | Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке. | |
День здоровья | Участие в спортивных станциях | |
Новогодний праздник | Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних поделок, открыток; участие в Новогоднем празднике . | |
Масленица | Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии. | |
Праздник «8 марта» | Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, изготовление открыток; участие в мероприятии. | |
Пасха | Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление класса. | |
Весѐлые старты | Участие в спортивных эстафетах | |
Игра | Игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», сенсорные игры, подвижные игры в спортивном зале. | |
Последний учебный день | Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций. |
5. Программа сотрудничества с семьей
Таблица № 7
Формы работы | Цель | Примерное содержание | Сроки | Ответственный |
Индивидуальные консультации специалистов | Повышение осведомленности родителей (з/п) об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР | Итоги диагностики, разработка СИПР Подведение итогов обучения Обменинформацией о ходе реализации СИПР | В начале учебного года В конце учебного года В течение учебного года по запросу | Узкие специалисты |
Присутствие родителей (з/п) при проведении занятий | Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе |
| По запросу родителя (з/п), учителя или специалиста | Зам. директора по УВР, учитель |
Домашнее визитирование | Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе, обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР |
| В течение учебного года | Узкие специалисты, учитель |
Участие родителей (з/п) во внеурочных мероприятиях | Повышение активности родителей (з/п), преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы | Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п. | Согласно плану внеурочной деятельности | Зам. директора по УВР, учитель |
6. Специалисты, участвующие в реализации программы
Классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель музыки, педагог-психолог, учитель физкультуры.
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
- Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика
и т. д.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи»,
«Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы»,
«Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки,
стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
- Гимнастические мячи большого и среднего размера.
- Компьютер, презентации, видеозаписи и др.
Учебно-методическое обеспечение
1.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015
2.Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 2014
3. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР. // Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2015
4.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2014. - 124 с.
Базовая. Программы подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010
Печатные пособия
Наборы картинной азбуки
Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока
Учебно-практическое оборудование
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв)
Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы
Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями)
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,
http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/ - шаблон для презентации
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать,
действие не выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно.
• «узнает объект»,
• «не всегда узнает объект»,
• «не узнает объект».
Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты
Таблица № 8
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |
- Приложение
Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Таблица №1
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимся |
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР | -печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; -технические средства обучения; -настольные развивающие игры; -комплекты предметных, сюжетных картин; | Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения); Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности с конкретными предметами); Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения; Постепенное усложнение самостоятельных действий: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время; Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях; Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося (СИПР)
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса, составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы, согласно требованиям ФГОС О с у/о...
Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обучающегося 1 класса с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15501419","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обуч...
Специальная индивидуальная программа развития обучащейся 1 дополнительного класса
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося индивидуально на дому
Предназначеена для учителей, работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...