Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
рабочая программа

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_3_klass.docx58.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «__» ________ 2019 г.

Директор Центра:

_______/ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПМПК: ________/  И.В. Вдовенкова

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей

надомного обучения

Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

Председатель МО:

_________/ Н.Б. Миронова

Специальная индивидуальная

программа развития

учащегося 3 «Б» класса,

занимающегося в условиях надомного обучения,

ХХХХ

на 2019 – 2020 учебный год

Программа составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы согласно требованиям ФГОС О с у/о

Составитель программы:

учитель I квалификационной категории

Исаева Тамара Петровна

                                                         

Согласовано:                                

(ФИО законного представителя, подпись, дата)

___________________________________________

___________________________________________

Смоленск 2019

1. Общие сведения о ребенке

ФИО

Дата рождения

Адрес проживания

Члены семьи/ответственные за обучающегося

Наличие/отсутствие

инвалидности

ребенок-инвалид

диагноз: синдром Дауна, тотальное недоразвитие высших психических функций, дефицитарное развитие двигательного аппарата.

Заключение  ПМПК

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) согласно ФГОС О с у/о по СИПР

Потребность в уходе и присмотре (нужное подчеркнуть)

Полная,

постоянная

Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка

Ортопедическая обувь

Форма обучения            (классно-урочная; надомная; комбинированное занятие)

надомная

2. Психолого - педагогическая характеристика

По заключению ПМПК у учащегося синдром Дауна, тотальное недоразвитие высших психических функций, дефицитарное развитие двигательного аппарата, что осложняет обучение ребенка.

Мелкая моторика учащегося развита очень слабо. У мальчика наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений. Из-за нарушений зрения, мальчику сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия.

Концентрация внимания у ребенка развита недостаточно: наблюдаются трудности переключения на другие виды деятельности, замедленность восприятия. На предмете внимание не удерживает даже непродолжительное время. Для Кудряшова характерна повышенная утомляемость: во время занятий ленится, беспрерывно отвлекается, часто кричит.

Объем памяти у учащегося крайне узкий. запоминание очень медленное, забывание быстрое, воспроизведение фрагментарное. Зрительная, слуховая, ассоциативная память развиты очень слабо.

Мышление конкретное, некритичное, выполнение всех мыслительных операций ребенок практически не осуществляет. Восприятие картин, как целое, так и фрагментарное не сформировано.

Ребенок слабо понимает обращенную речь, не может давать ответы на вопросы учителя. Процесс обращения затруднен так же и из-за отсутствия речи, учащийся может произносить только отдельные резкие звуки, делает это эмоционально, особенно тогда, когда ему что-то очень нравиться и наоборот от чрезмерной усталости.

Требования учителя ученик выполняет редко. Любит смотреть и слушать музыкальные фрагменты из известных мультфильмов, содержание самого мультфильма его не интересует.

Учебная мотивация у мальчика не сформирована. Мальчик быстро утомляется, нуждается в частой смене деятельности. Не знает названия предметов окружающего мира, но их изображения по изучаемым темам иногда может показать на картинках. Мальчик не различает предметы по цвету, форме, размеру. Может положить геометрические фигурки друг на друга только с помощью учителя, пирамидки, мозаику не собирает. Характер действий с предметами хаотичный, отмечаются неспецифические манипуляции: смахивает и кидает фигурки на пол.  Захват предметов и разжимание пальцев рук осуществляет самостоятельно. Доступны мальчику и кратковременные элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов), но делается это ребенок без особой заинтересованности.

За истекший период у учащегося можно выделить следующие результаты по предметам:

Речь и альтернативная коммуникация.

Всегда приветствует и прощается с учителем. Начинает поддерживать зрительный контакт с говорящим в ходе беседы, иногда (очень редко) может обратиться с просьбой о помощи. На вопросы пока не отвечает, сам вопросы не задает. Мальчик не употребляет в речи слова, обозначающие предметы, действия, а также слова, указывающие на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.), словосочетания, простые предложения.

Из-за трудностей в овладении навыками письма пока можно осуществить только подготовку руки к письму, особое внимание уделяя упражнениям на фиксацию взора.

Математические представления. При изучении раздела «Различение предметов по величине и форме» с огромным трудом, только с помощью учителя, может найти необходимый предмет из нескольких; с помощью учителя соотносит предмет с формой, но не называет, не знает цвет предметов.

Ребенок очень короткое время и фрагментарно может слушать рассказ учителя по предметам «Окружающий и природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек».

На уроке «Музыка и движение» любит слушать музыкальные фрагменты, может хлопать в ритм произведения, пытается показывать танцевальные движения. Для Доброслава данный урок является самым эмоциональным и самым любимым.

На уроках «Изобразительная деятельность» и «Предметно-практическая деятельность» все движения осуществляются только с помощью учителя.

В целом динамика обучения ученика 3 «Б» класса незначительна.

Мальчик нуждается в постоянной помощи со стороны взрослых, стимуляции учебной деятельности, создании ситуации доверительного общения и в щадящем режиме.

Рекомендовано продолжать обучение по данной программе.

3. Индивидуальный учебный план:

Предметные области

Наименование предмета

Количество часов

 на освоение программы с учителем

Количество часов

на самост. освоение программы

 с родителями

Общее кол-во

часов

Общеобразовательные курсы

Учебные предметы

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1

2

3

Математика

Математические представления

1

1

2

Окружающий мир

Окружающий природный мир

0,5

1,5

2

Человек

0,5

1,5

2

Домоводство

0,5

2,5

3

Окружающий социальный мир (СБО)

0,5

1,5

2

Искусство

Музыка и движение

0,5

1,5

2

Изобразительная деятельность

0,5

1,5

2

Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,25

1,75

2

Коррекционно-развивающие занятия

0,25

1,75

2

Итого:

5,5

16,5

22

Коррекционные курсы

Альтернативная коммуникация

1

3

4

Предметно-практическая деятельность

0,75

1,25

2

Двигательное развитие

0,25

0,75

1

Сенсорное развитие

0,5

0,5

1

Итого коррекционные курсы

2,5

5,5

8

Всего часов по плану

8

22

30

Всего часов по плану к финансированию

8

 -

-

4. Содержание образования в условиях организации и семьи

Приоритетные учебные предметы:

  • Речь и альтернативная коммуникация
  • Математические представления
  • Окружающий природный мир
  • Человек
  • Домоводство
  • Окружающий социальный мир (СБО)
  • Музыка и движение
  • Изобразительная деятельность
  • Адаптивная физкультура
  • Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционные курсы:

  • Альтернативная коммуникация
  • Предметно-практические действия
  • Двигательное развитие
  • Сенсорное развития

Объем недельной учебной        нагрузки на обучающегося: 8 часов.

Содержание образования в условиях семьи:

  • Индивидуальные логопедические занятия
  • Индивидуальные занятия с психологом

5. Расписание занятий

День недели

Предметы

Кол-во часов

учитель

родители

Понедельник

Речь и альтернативная коммуникация

1

2

Окружающий и природный  мир

0,5

1,5

Музыка и движение

0,5

1,5

Предметно-практическая деятельность

0,75

1,25

2,75

6,25

Среда

Математические представления

1

1

Человек

0,5

1,5

Сенсорное развитие

0,5

0,5

Изобразительная деятельность

0,5

1,5

Двигательное развитие

0,25

0,75

2,75

5,25

Пятница

Альтернативная коммуникация

1

3

Окружающий социальный мир

0,5

1,5

Домоводство

0,5

2,5

Адаптивная физкультура

0,25

1,75

Коррекционно-развивающие занятия

0,25

1,75

2,5

10,5

ВСЕГО:

8

22

Содержание образования

4.1.  Базовые учебные действия

БУД

Сформированность

Конкретизация

1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками

Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание)

Формировать

Ученик должен знать свое рабочее место, шкаф для хранения личных вещей; хорошо поместить на них фотографию ребенка и его имя. Места хранения материалов могут быть обозначены предметом, изображением или словом.

Планирование учебного дня

Формировать

Планирование учебного дня помогает учащемуся понять, что будет происходить в течение дня, и, когда надо переходить от одного вида деятельности к другому. Следует использовать так называемые «расписания» - наглядные схемы дня. В зависимости от доступного ребенку уровня понимания на начальном этапе могут использоваться расписания в виде предметов или изображений.  

  • выбрать понятный и доступный для ребенка способ обозначения этапов дня;
  • найти место, где будет располагаться расписание в течение дня (например, ящик в столе, шкаф для вещей ребенка).

Следование расписанию дня

Формировать

Спланировав расписание учебного дня самостоятельно или с помощью учителя, ребенок учиться следовать данному расписанию. Если ребенок выполняет задания (действия), представленные на вертикальной / горизонтальной последовательности, он либо переставляет указатель (стрелку) на предмет или графическое изображение следующего задания, либо снимает изображение с выполненным заданием.

2. Формирование учебного поведения

Подражание простым движениям и действиям с предметами

Формировать

Взрослый сидит перед ребенком лицом к лицу на расстоянии вытянутой руки (стола между ними быть не должно, оба сидят боком к столу). Желательно, чтобы ученик смотрел на учителя либо спонтанно, либо по инструкции. Коротким движением взрослый помогает повторить показанное движение и поощряет его со словами: «Умница (молодец, здорово, замечательно и т.п.), ты сделал как я!». В дальнейшем помощь уменьшается, и поощряются сначала попытки ребенка выполнить движения самостоятельно, а затем – только правильное и самостоятельное выполнение движения вслед за взрослым.

Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

Формировать

2.и

При обучении выполнению простых инструкций необходимо (особенно на начальном этапе) четко организовать учебную ситуацию. Произнося инструкцию, специалист должен находиться рядом с ребенком, развернув его лицом к себе; стул, на который его просят сесть, нужно поставить у него за спиной; предмет, который просят взять, должен лежать перед ребенком. Таким образом, специалист делает ситуацию максимально понятной для ребенка, и лишь после того, как тот начнет выполнять наиболее простые просьбы, можно начинать усложнять условия обучения (увеличивать дистанцию между собой и ребенком в момент просьбы, отодвигать стул подальше от него, располагать предметы в отдалении и т.д.).

Если ребенок не может выполнить новую инструкцию после трех-четырех занятий, необходимо заменить ее на другую, выяснив причину, по которой не удалось обучение.

Принятие помощи взрослого

Формировать

Ребенок учится выполнять действия совместно с взрослым. Обучение выполнению действий осуществляется с использованием приема «рука в руке» (кисть руки взрослого накладывается на кисть ребенка, и взрослый помогает ему выполнить действие). По мере формирования умения физическая помощь уменьшается. При попытках ребенка выполнить действие самостоятельно, взрослый убирает руку. Если ребенок начинает испытывать затруднение, взрослый снова ему помогает: выполняет действие вместе с ребенком (прием «рука в руке») или направляет его руку к материалу, с которым работает ребенок.

Использование по назначению учебных материалов

Формировать

Использование по назначению учебных материалов достигается подбором таких заданий, выполнение которых будет понятно ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей. Если ребенок не умеет рисовать и любит стучать предметами по разным поверхностям, то дать ему карандаши и бумагу в качестве одного из первых заданий будет неправильно. Для начала обучения удобно использовать задания на развитие внимания, восприятия и моторики (вкладыши, пазлы, сортировки и т.п.).  Если ребенок склонен разбрасывать предметы, то задания с мелкими деталями (мозаика или бусы) ему не подойдут. Важно, чтобы задания часто менялись и усложнялись, иначе детям будет неинтересно, что может отрицательно сказаться на их поведении. Для этой цели следует создать «библиотеку» заданий, где хранятся различные пособия, распределенные по уровню сложности.

Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)

соотнесение одинаковых изображений (по образцу)

Формировать

В начале предлагается задание в виде сортировки: две большие корзины или коробки, в каждой из которых находится предмет-образец. «Разложи». Если он видимым образом не реагирует на эту просьбу, рукой ребенка берут один из предметов и кладут к соответствующему образцу, стимулируя выполнение аналогичного действия. Задание повторяется.

Задание в виде инструкции:

На рабочем месте перед ребенком кладут предмет. В левую руку ребенка (если он правша) вкладывают парный предмет и говорят: «Найди такой же», затем помогают ребенку правой рукой взять предмет с рабочей поверхности и поднести к образцу. Можно организовать обучение иначе: взрослый держит в руке образец и просит ребенка: «Дай такой же».

Работа по обучению сортировкам изображений ведется так же, как при обучении соотнесению предметов. Усложнение задания может достигаться путем использования черно-белых картинок, уменьшения размера предъявляемых изображений

Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу)

Формировать

Взрослый не показывает каждый шаг, требуя подражания, а предъявляет уже готовый образец задания – например, построенную башенку из конструктора, или выложенный ряд картинок и просит повторить задание по образцу («Построй такую же башенку», «Сделай такой же ряд»). В случае затруднений необходимо ориентировать ребенка на образец.

Соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу)

Формировать

 Ребенка учат накладывать предметы на фотографии. Затем можно изменить задание: сортировать фотографии, ориентируясь на образцы в виде предметов. «Подбери» (или «Найди такой же»)

3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи будильника)

Формировать

Предлагаются задания, не имеющие четкого завершения (например, манипуляция или игра с предметами, с материалами), или же продолжительное по выполнению (игра с крупой, с песком, с водой, с конструктором). Ученику показывают прибор, который будет обозначать период выполнения действия (например, таймер) и говорят: «Когда ты услышишь звук, это означает окончание задания». Затем дается инструкция по выполнению задания и включается прибор (или переворачиваются песочные часы). Как только прозвучал сигнал, ученика направляют выключить прибор, и говорят: «На сегодня это задание закончено, ты хорошо поработал». Затем задание убирают из поля зрения ребенка или же направляют его самостоятельно убрать задание. 

Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий и т.д.

Формировать

При обучении переходить от одного задания к другому, используется вербальная подсказка и /или физическая помощь Подсказка и физическая помощь должны постепенно уменьшаться. В ситуации учебного занятия (урока), учитель говорит, что нужно делать дальше или помогает ребенку.

Коррекция поведенческих проблем

Проблемы поведения

Методы коррекции поведения, формы коррекционной работы

Негативизм во время занятий

Переход в другое помещение. Переключение ребенка на интересную для него деятельность. переключают внимание ребенка на другие действия (умыться), интересную для ребенка деятельность ,на то, что может его заинтересовать.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Предметные  области

Наименование предмета

Формируемые представления/знания, умения, навыки

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств:

  • Использование слова как средства коммуникации
  • Использование предложения как средства коммуникации

 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Экспрессивная речь

  • Называние собственного имени
  • Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
  • Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
  • Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
  • Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
  • Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
  • Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
  • Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
  • Называние (употребление) простых предложений
  • Ответы на вопросы по содержанию текста

Математика

Математические представления

Количественные представления

  • Нахождение одинаковых предметов
  • Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»
  • Узнавание цифр
  • Обозначение числа цифрой
  • Написание цифры

Представления о форме

  • Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок
  • Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг

Пространственные представления

  • Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)
  • Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево

Временные представления

  • Узнавание (различение) дней недели
  • Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра
  • Сравнение людей по возрасту

Представления о величине

  • Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения
  • Сравнение предметов по ширине
  • Сравнение предметов по высоте
  • Сравнение предметов по толщине

Окружающий мир

Окружающий природный мир

Сезонные изменения в природе; понятие о временах года

Животный мир (домашние и дикие животные, птицы, насекомые, земноводные);

Объекты природы (узнавание солнца, луны, различение земли и неба),

Растительный мир (овощи, фрукты, ягоды, деревья, кусты, травы)

Человек

Представления о себе

  • Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду
  • Идентификация себя как мальчика (девочки)
  • Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)
  • Знание назначения частей тела
  • Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)
  • Знание назначения частей лица
  • Знание вредных привычек
  • Сообщение о состоянии своего здоровья

Домоводство

Обращение с кухонным инвентарем

  • Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож)
  • Различение чистой и грязной посуды
  • Очищение остатков пищи с посуды
  • Выбор моющих средств
  • Протирание посуды губкой
  • Ополаскивание посуды
  • Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.)

Окружающий социальный мир

(СБО)

Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокае. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.)) Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок

Искусство

Музыка и движение

Различение тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки Узнавание знакомой песни.

Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)

Изобразительная деятельность (аппликация, лепка, рисование)

Узнавание (различение) материалов и инструментов, сминание, отрывание, сгибание бумаги, намазывание клеем; Разминание, раскатывание, отрывание, откручивание, размазывание пластилина по шаблону, раскатывание колбаски, выдавливание формочкой;

Оставление графического следа, выбор цвета, освоение приемов рисования карандашом

Физическая культура

Адаптивная физкультура

Произвольный вдох (выдох) через рот. (Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кис. Сгибание фаланг пальцев

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Формирование представлений о себе

Формирование способности осознавать и выражать свои интересы

Формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое)

Формирование и развитие элементарных целенаправленных действий

Содержание коррекционных курсов

Альтернативная коммуникация

  • Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека
  • Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека
  • Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания

Чтение и письмо

Начальные навыки письма

Написание буквы (слога, слова, предложения)

Предметно-практическая деятельность

Действия с материалами

  • Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)
  • Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)
  • Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)

Действия с предметами

  • Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)
  • Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)
  • Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)
  • Вынимание предметов из емкости
  • Складывание предметов в емкость

Двигательное развитие

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

  • Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя
  • Выполнение движений головой
  • Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»
  • Выполнение движений пальцами рук
  • Круговые движения кистью
  • Выполнение движений плечами
  • Наклоны туловища вперед (в стороны, назад)
  • Повороты туловища вправо (влево)

Сенсорное развитие

Зрительное восприятие

  • Фиксация взгляда на лице человека
  • Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)
  • Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)

Слуховое восприятие

  • Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)
  • Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Кинестетическое восприятие

  • Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека
  • Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

Восприятие запаха

  • Адекватная реакция на запахи
  • Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса.

  • Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)
  • Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)
  • Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

4.3. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

1

День знаний – 1 сентября

Присутствие на торжественной линейке

2

Новый год

Изготовление новогодних украшений, подарков. Присутствие на новогоднем утреннике

3

23 февраля

Изготовление открыток. Заучивание стихов

4

8 марта

Изготовление открыток. Заучивание стихов

5

Масленица

Присутствие на мероприятии

6

Последний учебный день

Присутствие на торжественной линейке

7

Игры

Подвижные игры (в соответствии с физиологическими особенностями), игры развивающие мелкую моторику

8

Прогулки

Посещение ребенком улицы в осенне-весенний период на инвалидном кресле

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Организацию реализации в потребности и уходе обеспечивает необходимо и достаточно семья.

6. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося

Задачи:

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям и подросткам с ТМНР;
  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, развития и коррекции детей и подростков с ТМНР.

7. Мероприятия        и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося:

  • Родительские собрания классные и общешкольные;
  • Индивидуальные консультации узких специалистов (логопед, дефектолог),
  • Психолог, социальный педагог);
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей.

8. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

№ п/п

ФИО

Должность

1

Исаева Т.П.

учитель

2

Новикова Г.В.

педагог-психолог

3

Семченкова И.М.

учитель-логопед

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Учебный предмет

Дидактическое обеспечение и технические средства

1

Речь и альтернативная

коммуникация

Графические  средства  для  альтернативной  коммуникации:  таблицы  букв, карточки  с  изображениями  объектов,  людей,  действий  (фотографии,  пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

2

Математические

представления

Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); -наборы предметов для занятий (Монтессори-материал); -пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); - мозаики; -пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;   -карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;        -макеты циферблата часов; весы

3

Окружающий

природный мир

Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения  и  другие  образцы  природного  материала  - аудио - и  видеоматериалы;  

- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки  для  демонстрации);  

- муляжи овощей, фруктов;

- пиктограммы с  изображениями  действий,  операций  по  уходу  за  растениями,  животными;   - различные  календари;  

- изображения  сезонных  изменений  в  природе

4

Человек

- предметные и сюжетные картинки,  фотографии  с  изображением членов семьи ребенка;

- пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.  

- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные  взаимоотношения;  

- семейный альбом, рабочие  тетради  с изображениями  контуров  взрослых  и  детей  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания, составления  фотоколлажей  и  альбомов;  

- технические средства: компьютер и другое мультимедийное оборудование.

5

Домоводство

Кухонный инвентарь

6

Окружающий

социальный мир

натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.  

7

Музыка и движение

Дидактический материал: карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи и др.

Музыкальные инструменты: барабаны, бубны, ложки, палочки, трещотки, колокольчики, записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; тексты песен

8

Изобразительная

деятельность

-Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие  различные  кисти,  ножницы  (специализированные,  для  фигурного  вырезания, для левой руки и др.), стеки, доски

- натуральные объекты, изображения  (картинки,  фотографии,  пиктограммы) готовых  изделий  и  операций  по  их  изготовлению;  репродукции  картин;  

расходный  материал  для  ИЗО:  клей,  бумага  (цветная,  папиросная,  цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры,  краски  (акварель,  гуашь,  акриловые),  - пластичные материалы (пластилин, глина) и др.

9

Адаптивная

физкультура

гимнастические мячи разного диаметра, обручи, гимнастические коврики

- Дидактический материал:   изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря                  

Коррекционные занятия

1

Сенсорное развитие

Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,     наборы аромо-баночек,    

2

ППД

  • Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины и т.п.)

3

Двигательное развитие

срок реализации

4 года (1-4 классы)

Оборудование:

компьютер, ковёр,  аудиозаписи, видео с показом различных простейших детских танцев, гимнастические предметы (гимнастическая палка, мяч, обруч), предметы (флажки, цветы, куклы, маски).

4

Альтернативная коммуникация

срок реализации

Предметы, графические изображения, фотографии, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв пластмассовых, магнитных,

- Учусь говорить.  - Готовые презентации

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ТМНР должно стать достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития. Планируемые результаты для каждого обучающего должны носить сугубо индивидуальный характер. Некоторым детям оказывается недоступно усвоение тех или иных действий, или же формирование действия происходит замедленно, со значительными затруднениями. В этом случае необходимо знать причину затруднений в ее конкретном, точечном значении. Это позволяет адекватно и наиболее эффективно спланировать помощь ребенку для достижения максимально возможной динамики в развитии.

В конце каждого учебного полугодия перед промежуточной оценкой достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной       программы      с обучающимися       проводится диагностическая процедура по двум направлениям:

1. Диагностика сформированности базовых учебных действий проводятся тестовые задания № 4, 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33 (см. бланк ниже).

2. Диагностика сформированности жизненных компетенций проводятся контрольные эксперименты № 1, 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 26, 29, 30, 34, 35 (см. бланк ниже)

Классификатор жизненных компетенций (возможные результаты коррекционной работы):

1.Самостоятельный прием пищи

2.Самостоятельное мытье рук, умывание

3.Самостоятельное одевание

4.Самостоятельное раздевание

5.Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела

6.Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф

7.Самостоятельное пользование туалетом

8.Использование бытовых предметов по назначению

9.Ориентировка в схеме тела (показ)

10.Соотнесение себя со своим именем

11.Использование учебных предметов

12.Различение предметов по форме (величине)

13.Умение выполнять действие по подражанию

14.Умение выполнять инструкции педагога

15.Направленность взгляда (на говорящего, взрослого, задания)

16.Освоение доступных способов        контроля        над        функциями

собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться

17.Пользование индивидуальным предметом - расческа

18.Умение выполнять действия с предметами по инструкции

19.Умение выполнять действия с материалами по инструкции

20.Рисование несложных предметов

21.Рисование геометрических фигур.

22.Штриховка простейших фигур

23.Закраска фигур

24.Обведение фигур по трафарету

25.Различение множеств (один-много)

26.Установление количества предметов путем пересчета

27.Соотнесение   числа   с   соответствующим   количеством предметов.

Обозначение его цифрой

28.Понимание        слов,        обозначающих        объекты        природы,        объекты рукотворного мира и деятельность человека

29.Использование лексико-грамматического материала в учебных целях

30.Использование        лексико-грамматического        материала        в

коммуникативных целях

31.Использование средств альтернативной коммуникации

32.Узнавание и различение образов графем (букв)

33.Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв)

34.Письмо печатной буквы. Операции оцениваются по двухбалльной шкале: выполняет ребенок операцию или не выполняет («+» или «-»). После        оценки всех операций оценивается действие         целиком        по пяти балльной шкале.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия, обозначенного в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

  1. – не выполняет, помощь не принимает.
  2. – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
  3. – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
  4. – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
  5. –        выполняет        самостоятельно        по        словесной        по операциональной инструкции.
  6. – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – Отсутствие динамики или регресс.

1– Динамика в освоении минимум одной операции.

2 – Минимальная динамика.

3– Средняя динамика.

4 – Выраженная динамика.

5 – Полное освоение действия.

Все контрольные эксперименты и тестовые задания могут быть проведены в течение 1-3 учебных дней (с этой целью они чередуются в бланке).

В бланке диагностические процедуры нумеруются следующим образом:

  1 - входящая диагностика, октябрь 0 класса

9 - сентябрь 4 класс

  1. – май 0 класса.

10-май 4 класса

  1. – сентябрь 1класса.

11- сентябрь 5 класс

  1. – май 1 класса.

12- май 5 класс

  1. – сентябрь 2 класса.

13- сентябрь 6 класс

  1. – май 2 класса.

14-май 6 класс

  1. – сентябрь 3 класса.

15- сентябрь 7 класс

 8 – май 3 класса

16- май 7 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...