Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).
рабочая программа
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_4_klass.docx | 57.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №______ от «__» ________ 2020 г. Директор Центра: __________/ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Председатель ПМПК: ________/ И.В. Вдовенкова | РАССМОТРЕНО: на МО учителей надомного обучения Протокол № 1 от «____» августа 2020 г. Руководитель МО: _________/ Н.Б. Миронова |
Специальная индивидуальная
программа развития
учащегося 4 «Б» класса,
занимающегося в условиях надомного обучения,
ХХХХ
на 2020 – 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы согласно требованиям ФГОС О с у/о
Составитель программы:
учитель I квалификационной категории
Исаева Тамара Петровна
Согласовано:
(ФИО законного представителя, подпись, дата)
___________________________________________
___________________________________________
Смоленск 2020
1. Общие сведения о ребенке
ФИО | |
Дата рождения | |
Адрес проживания | |
Члены семьи/ответственные за обучающегося | |
Наличие/отсутствие инвалидности | ребенок-инвалид |
Заключение ПМПК | Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) согласно ФГОС О с у/о по СИПР |
Потребность в уходе и присмотре | Полная, постоянная |
Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка | Ортопедическая обувь |
Форма обучения | надомная |
2. Психолого - педагогическая характеристика
Учащийся обучается в Центре с сентября 2017 года.
По заключению ПМПК у ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным недоразвитием, которое сочетается с недоразвитием речи, недостаточной сформированность языковых и речевых средств. Мелкая моторика развита недостаточно.
Мальчику было рекомендовано индивидуальное обучение на дому по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия. Внимание на предмете не удерживает даже непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Во время занятий беспрерывно отвлекается, задает одни и те же вопросы, не относящиеся к уроку. Мальчик гиперактивен.
Объем памяти крайне узкий, запоминание очень медленное, забывание быстрое, воспроизведение слабое. Зрительная, слуховая, ассоциативная память практически не развиты. Мышление конкретное, некритичное, выполнение всех мыслительных операций практически не осуществляет. Восприятие картин как целое, так и фрагментарное не развито. Смысл загадок не улавливает.
Станислав не в полной мере понимает обращенную речь, не может давать осмысленные ответы на вопросы учителя. Процесс общения затруднен из-за недоразвития речи.
Требования родных и учителя выполняет не всегда. Любит смотреть изображения на смартфоне.
Учебная мотивация отсутствует полностью. Быстро утомляется, нуждается в частой смене деятельности. Соглашается заниматься, только при обещанном вознаграждении. Знает названия предметов окружающего мира, их изображения по изучаемым темам. Не знает цвет и форму предметов. Дифференцирует предметы по размеру (кубик, мячик). Пирамидки, мозаику собирать не может из-за незнания размера деталей. Характер действий с предметами: хаотичный.
Не составляет картинку из 4-х частей даже с помощью учителя. Выполнение графических работ возможно при контроле взрослых.
Навыки самообслуживания сформированы не полностью.
Ребенок нуждается в постоянном присмотре, во всех видах помощи.
Ученик нуждается в постоянной помощи, стимуляции учебной деятельности, создании ситуации доверительного общения и в щадящем режиме.
3. Индивидуальный учебный план:
Предметные области | Наименование предмета | Количество часов на освоение программы с учителем | Количество часов на самост. освоение программы с родителями | Общее кол-во часов |
Общеобразовательные курсы Учебные предметы | ||||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 0,5 | 2,5 | 3 |
Математика | Математические представления | 1 | 1 | 2 |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 0,5 | 1,5 | 2 |
Человек | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Домоводство | 0,5 | 0,5 | ||
Окружающий социальный мир (СБО) | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Искусство | Музыка и движение | 0,5 | 1,5 | 2 |
Изобразительная деятельность | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 0,5 | 1,5 | 2 |
Коррекционно-развивающие занятия | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Итого: | 5,5 | 14 | 19,5 | |
Коррекционные курсы | Альтернативная коммуникация | 0,5 | 0,5 | |
Предметно-практическая деятельность | 0,5 | 0,5 | ||
Двигательное развитие | 0,5 | 0,5 | ||
Логоритмика | 0,5 | 0,5 | ||
Сенсорное развитие | 0,5 | 0,5 | ||
Итого с учителем: | 2,5 | |||
Всего часов по плану к финансированию | 8 | 22 |
4. Содержание образования в условиях организации и семьи
Приоритетные учебные предметы:
- Речь и альтернативная коммуникация
- Математические представления
- Окружающий природный мир
- Человек
- Домоводство
- Окружающий социальный мир (СБО)
- Музыка и движение
- Изобразительная деятельность
- Адаптивная физкультура
- Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционные курсы:
- Альтернативная коммуникация
- Предметно-практические действия
- Двигательное развитие
- Логоритмика
- Сенсорное развития
Объем недельной учебной нагрузки на обучающегося: 8 часов.
Содержание образования в условиях семьи:
- Индивидуальные логопедические занятия.
- Индивидуальные занятия с психологом.
5. Расписание занятий
День недели | Предметы | Кол-во часов | |
учитель | родители | ||
Вторник | Речь и альтернативная коммуникация | 0,5 | 2,5 |
Окружающий и природный мир | 0,5 | 1,5 | |
Музыка и движение | 0,5 | 1,5 | |
Предметно-практическая деятельность | 0,5 | ||
Логоритмика | 0,5 | ||
2,5 | 5,5 | ||
Четверг | Математические представления | 1 | 1 |
Человек | 0,5 | 1,5 | |
Сенсорное развитие | 0,5 | ||
Изобразительная деятельность | 0,5 | 1,5 | |
Двигательное развитие | 0,5 | ||
3 | 4 | ||
Пятница | Альтернативная коммуникация | 0,5 | |
Окружающий социальный мир | 0,5 | 1,5 | |
Домоводство | 0,5 | ||
Адаптивная физкультура | 0,5 | 1,5 | |
Коррекционно-развивающие занятия | 0,5 | 1,5 | |
2,5 | 4,5 | ||
ВСЕГО: | 8 | 14 |
Содержание образования
4.1. Базовые учебные действия
1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. |
|
2. Формирование учебного поведения |
|
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками |
|
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Предмет | Формируемые представления/знания, умения, навыки |
Речь и альтернативная коммуникация | Коммуникация с использованием вербальных средств:
Коммуникация с использованием невербальных средств:
Начальные навыки чтения и письма:
|
Математические представления | Количественные представления:
Представления о форме:
Пространственные представления:
Временные представления:
Представления о величине:
|
Окружающий природный мир | Временные представления:
|
Животный мир:
Объекты природы:
Растительный мир:
| |
Человек | Представления о себе:
Семья:
Обращение с одеждой и обувью:
|
Прием пищи:
| |
Домоводство | Обращение с кухонным инвентарем:
Продукты питания:
|
Окружающий социальный мир (СБО) | Предметы и материалы, изготовленные человеком:
Предметы быта:
Квартира, дом, двор:
Город:
Транспорт:
Страна:
|
Музыка и движение |
|
Изобразительная деятельность (аппликация, лепка, рисование) | Аппликация:
Рисование:
|
Адаптивная физкультура | Общеразвивающие и корригирующие упражнения:
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза:
|
КРЗ |
|
Содержание коррекционных курсов
Альтернативная коммуникация | Основы коммуникации:
Коммуникация с использованием невербальных средств:
Импрессивная речь:
Чтение и письмо:
|
Предметно-практическая деятельность | Действия с материалами:
Действия с предметами:
|
Двигательное развитие | Общеразвивающие и корригирующие упражнения:
|
Сенсорное развитие | Зрительное восприятие:
Слуховое восприятие:
Кинестетическое восприятие:
Восприятие запаха:
Восприятие вкуса:
|
4.3. Внеурочная деятельность
№ | Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка |
1 | День знаний – 1 сентября | Присутствие на торжественной линейке |
2 | Новый год | Изготовление новогодних украшений, подарков. Присутствие на новогоднем утреннике |
3 | 23 февраля | Изготовление открыток. Заучивание стихов |
4 | 8 марта | Изготовление открыток. Заучивание стихов |
5 | Масленица | Присутствие на мероприятии |
6 | Последний учебный день | Присутствие на торжественной линейке |
7 | Игры | Подвижные игры (в соответствии с физиологическими особенностями), игры развивающие мелкую моторику |
8 | Прогулки | Посещение ребенком улицы в осенне-весенний период на инвалидном кресле |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Организацию реализации в потребности и уходе обеспечивает необходимо и достаточно семья.
6. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося
Задачи:
- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям и подросткам с ТМНР;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, развития и коррекции детей и подростков с ТМНР.
7. Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося:
- Родительские собрания классные и общешкольные;
- Индивидуальные консультации узких специалистов (логопед, дефектолог),
- Психолог, социальный педагог);
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
8. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
№ п/п | ФИО | Должность |
1 | Исаева Т.П. | учитель |
2 | Новикова Г.В. | педагог-психолог |
3 | Семченкова И.М. | учитель-логопед |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
№ | Учебный предмет | Дидактическое обеспечение и технические средства |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки различной тематики для развития речи; |
2 | Математические представления | Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); -наборы предметов для занятий (Монтессори-материал); -пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); - мозаики; -пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; -карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; -макеты циферблата часов; весы |
3 | Окружающий природный мир | Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала - аудио - и видеоматериалы; - наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации); - муляжи овощей, фруктов; - пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; - различные календари; - изображения сезонных изменений в природе |
4 | Человек | - предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; - пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. - видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; - семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; - технические средства: компьютер и другое мультимедийное оборудование. |
5 | Домоводство | Кухонный инвентарь |
6 | Окружающий социальный мир | натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. |
7 | Музыка и движение | Дидактический материал: карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи и др. Музыкальные инструменты: барабаны, бубны, ложки, палочки, трещотки, колокольчики, записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; тексты песен |
8 | Изобразительная деятельность | -Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), стеки, доски - натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), - пластичные материалы (пластилин, глина) и др. |
9 | Адаптивная физкультура | гимнастические мячи разного диаметра, обручи, гимнастические коврики - Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря |
Коррекционные занятия | ||
1 | Сенсорное развитие | Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, наборы аромо-баночек, |
2 | ППД |
|
3 | Двигательное развитие срок реализации 4 года (1-4 классы) | Оборудование: компьютер, ковёр, аудиозаписи, видео с показом различных простейших детских танцев, гимнастические предметы (гимнастическая палка, мяч, обруч), предметы (флажки, цветы, куклы, маски). |
4 | Альтернативная коммуникация срок реализации | Предметы, графические изображения, фотографии, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв пластмассовых, магнитных, - Учусь говорить. - Готовые презентации. |
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ТМНР должно стать достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития. Планируемые результаты для каждого обучающего должны носить сугубо индивидуальный характер. Некоторым детям оказывается недоступно усвоение тех или иных действий, или же формирование действия происходит замедленно, со значительными затруднениями. В этом случае необходимо знать причину затруднений в ее конкретном, точечном значении. Это позволяет адекватно и наиболее эффективно спланировать помощь ребенку для достижения максимально возможной динамики в развитии.
В конце каждого учебного полугодия перед промежуточной оценкой достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы с обучающимися проводится диагностическая процедура по двум направлениям:
1. Диагностика сформированности базовых учебных действий проводятся тестовые задания № 4, 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33 (см. бланк ниже).
2. Диагностика сформированности жизненных компетенций проводятся контрольные эксперименты № 1, 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 26, 29, 30, 34, 35 (см. бланк ниже)
Классификатор жизненных компетенций (возможные результаты коррекционной работы):
1.Самостоятельный прием пищи
2.Самостоятельное мытье рук, умывание
3.Самостоятельное одевание
4.Самостоятельное раздевание
5.Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела
6.Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф
7.Самостоятельное пользование туалетом
8.Использование бытовых предметов по назначению
9.Ориентировка в схеме тела (показ)
10.Соотнесение себя со своим именем
11.Использование учебных предметов
12.Различение предметов по форме (величине)
13.Умение выполнять действие по подражанию
14.Умение выполнять инструкции педагога
15.Направленность взгляда (на говорящего, взрослого, задания)
16.Освоение доступных способов контроля над функциями
собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться
17.Пользование индивидуальным предметом - расческа
18.Умение выполнять действия с предметами по инструкции
19.Умение выполнять действия с материалами по инструкции
20.Рисование несложных предметов
21.Рисование геометрических фигур.
22.Штриховка простейших фигур
23.Закраска фигур
24.Обведение фигур по трафарету
25.Различение множеств (один-много)
26.Установление количества предметов путем пересчета
27.Соотнесение числа с соответствующим количеством предметов.
Обозначение его цифрой
28.Понимание слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
29.Использование лексико-грамматического материала в учебных целях
30.Использование лексико-грамматического материала в
коммуникативных целях
31.Использование средств альтернативной коммуникации
32.Узнавание и различение образов графем (букв)
33.Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв)
34.Письмо печатной буквы. Операции оцениваются по двухбалльной шкале: выполняет ребенок операцию или не выполняет («+» или «-»). После оценки всех операций оценивается действие целиком по пяти балльной шкале.
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия, обозначенного в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
- – не выполняет, помощь не принимает.
- – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
- – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
- – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
- –выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.
- – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:
0 – Отсутствие динамики или регресс.
1– Динамика в освоении минимум одной операции.
2 – Минимальная динамика.
3– Средняя динамика.
4 – Выраженная динамика.
5 – Полное освоение действия.
Все контрольные эксперименты и тестовые задания могут быть проведены в течение 1-3 учебных дней (с этой целью они чередуются в бланке).
В бланке диагностические процедуры нумеруются следующим образом:
1 - входящая диагностика, октябрь 0 класса | 9 - сентябрь 4 класс |
| 10 - май 4 класса |
| 11 - сентябрь 5 класс |
| 12 - май 5 класс |
| 13 - сентябрь 6 класс |
| 14 - май 6 класс |
| 15 - сентябрь 7 класс |
8 – май 3 класса | 16 - май 7 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Рабочая пронрамма Профельный труд. 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая прогнамма. Профильный труд.7 класс.68 часов...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...