Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).
рабочая программа

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_4_klass.docx57.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «__» ________ 2020 г.

Директор Центра:

__________/ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПМПК: ________/  И.В. Вдовенкова

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей

надомного обучения

Протокол № 1

от «____» августа 2020 г.

Руководитель МО:

_________/ Н.Б. Миронова

Специальная индивидуальная

программа развития

учащегося 4 «Б» класса,

занимающегося в условиях надомного обучения,

ХХХХ

на 2020 – 2021 учебный год

Программа составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы согласно требованиям ФГОС О с у/о

Составитель программы:

учитель I квалификационной категории

Исаева Тамара Петровна

                                                         

Согласовано:                                

(ФИО законного представителя, подпись, дата)

___________________________________________

___________________________________________

Смоленск 2020

1. Общие сведения о ребенке

ФИО

Дата рождения

Адрес проживания

Члены семьи/ответственные за обучающегося

Наличие/отсутствие

инвалидности

ребенок-инвалид

Заключение  ПМПК

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) согласно ФГОС О с у/о по СИПР

Потребность в уходе и присмотре

Полная, постоянная

Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка

Ортопедическая обувь

Форма обучения            

надомная

2. Психолого - педагогическая характеристика

Учащийся обучается в Центре с сентября 2017 года.

По заключению ПМПК у ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным недоразвитием, которое сочетается с недоразвитием речи, недостаточной сформированность языковых и речевых средств. Мелкая моторика развита недостаточно.

Мальчику было рекомендовано индивидуальное обучение на дому по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия. Внимание на предмете не удерживает даже непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Во время занятий беспрерывно отвлекается, задает одни и те же вопросы, не относящиеся к уроку. Мальчик гиперактивен.

Объем памяти крайне узкий, запоминание очень медленное, забывание быстрое, воспроизведение слабое. Зрительная, слуховая, ассоциативная память практически не развиты. Мышление конкретное, некритичное, выполнение всех мыслительных операций практически не осуществляет. Восприятие картин как целое, так и фрагментарное не развито. Смысл загадок не улавливает.

Станислав не в полной мере понимает обращенную речь, не может давать осмысленные ответы на вопросы учителя. Процесс общения затруднен из-за недоразвития речи.

        Требования родных и учителя выполняет не всегда. Любит смотреть изображения на смартфоне.

Учебная мотивация отсутствует полностью. Быстро утомляется, нуждается в частой смене деятельности. Соглашается заниматься, только при обещанном вознаграждении. Знает названия предметов окружающего мира, их изображения по изучаемым темам. Не знает цвет и форму предметов. Дифференцирует предметы по размеру (кубик, мячик). Пирамидки, мозаику собирать не может из-за незнания размера деталей. Характер действий с предметами: хаотичный.

Не составляет картинку из 4-х частей даже с помощью учителя. Выполнение графических работ возможно при контроле взрослых.

        Навыки самообслуживания сформированы не полностью.

        Ребенок нуждается в постоянном присмотре, во всех видах помощи.

      Ученик нуждается в постоянной помощи, стимуляции учебной деятельности, создании ситуации доверительного общения и в щадящем режиме.

3. Индивидуальный учебный план:

Предметные области

Наименование предмета

Количество часов

 на освоение программы с учителем

Количество часов

на самост. освоение программы

 с родителями

Общее

кол-во

часов

Общеобразовательные курсы

Учебные предметы

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

0,5

2,5

3

Математика

Математические представления

1

1

2

Окружающий мир

Окружающий природный мир

0,5

1,5

2

Человек

0,5

1,5

2

Домоводство

0,5

0,5

Окружающий социальный мир (СБО)

0,5

1,5

2

Искусство

Музыка и движение

0,5

1,5

2

Изобразительная деятельность

0,5

1,5

2

Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,5

1,5

2

Коррекционно-развивающие занятия

0,5

1,5

2

Итого:

5,5

14

19,5

Коррекционные курсы

Альтернативная коммуникация

0,5

0,5

Предметно-практическая деятельность

0,5

0,5

Двигательное развитие

0,5

0,5

Логоритмика

0,5

0,5

Сенсорное развитие

0,5

0,5

Итого с учителем:

2,5

Всего часов по плану к финансированию

8

22

4. Содержание образования в условиях организации и семьи

Приоритетные учебные предметы:

  • Речь и альтернативная коммуникация
  • Математические представления
  • Окружающий природный мир
  • Человек
  • Домоводство
  • Окружающий социальный мир (СБО)
  • Музыка и движение
  • Изобразительная деятельность
  • Адаптивная физкультура
  • Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционные курсы:

  • Альтернативная коммуникация
  • Предметно-практические действия
  • Двигательное развитие
  • Логоритмика
  • Сенсорное развития

Объем недельной учебной        нагрузки на обучающегося: 8 часов.

Содержание образования в условиях семьи:

  • Индивидуальные логопедические занятия.
  • Индивидуальные занятия с психологом.

5. Расписание занятий

День недели

Предметы

Кол-во часов

учитель

родители

Вторник

Речь и альтернативная коммуникация

0,5

2,5

Окружающий и природный  мир

0,5

1,5

Музыка и движение

0,5

1,5

Предметно-практическая деятельность

0,5

Логоритмика

0,5

2,5

5,5

Четверг

Математические представления

1

1

Человек

0,5

1,5

Сенсорное развитие

0,5

Изобразительная деятельность

0,5

1,5

Двигательное развитие

0,5

3

4

Пятница

Альтернативная коммуникация

0,5

Окружающий социальный мир

0,5

1,5

Домоводство

0,5

Адаптивная физкультура

0,5

1,5

Коррекционно-развивающие занятия

0,5

1,5

2,5

4,5

ВСЕГО:

8

14

Содержание образования

4.1.  Базовые учебные действия

1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.

  • Спокойное пребывание в новой среде.
  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
  • Принятие контакта, инициированного взрослым.
  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

2. Формирование  учебного поведения

  • Поддержание правильной позы
  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
  • Подражание простым движениям и действиям с предметами  
  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, подними и др.)
  • Использование по назначению учебных материалов
  • Выполнение простых действий с одним предметом  (по подражанию)
  • Выполнение действий с предметами (по подражанию)
  • Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
  • Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу)
  • Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу)
  • Выполнение простых действий с предметами и картинками   (по образцу)
  • Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

  • Выполнение задания полностью (от начала до конца)
  • Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов)
  • Выполнение задания с заданными качественными параметрами
  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Предмет

Формируемые представления/знания, умения, навыки

Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств:

  • Использование звука как средства коммуникации

Коммуникация с использованием невербальных средств:

  • Использование взгляда как средства коммуникации
  • Использование жеста как средства коммуникации
  • Использование звучащего предмета как средства коммуникации

Начальные навыки чтения и письма:

  • Узнавание (различение) образов графем (букв)
  • Узнавание звука в слоге (слове) Соотнесение звука с буквой
  • Узнавание буквы в слоге (слове)

Математические представления

Количественные представления:

  • Нахождение одинаковых предметов
  • Объединение предметов в единое множество
  • Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»
  • Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)
  • Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание
  • Пересчет предметов по единице
  • Узнавание цифр
  • Соотнесение количества предметов с числом
  • Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности

Представления о форме:

  • Узнавание (различение) и соотнесение формы геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок
  • Штриховка и обводка геометрической фигуры по шаблону (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)

Пространственные представления:

  • Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)
  • Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре
  • Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол

Временные представления:

  • Узнавание (различение) дней недели
  • Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра
  • Сравнение людей по возрасту

Представления о величине:

  • Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине
  • Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения
  • Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов
  • Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию)
  • Различение и сравнение однородных (разнородных) предметов по длине
  • Различение и сравнение однородных (разнородных) предметов по ширине
  • Различение и сравнение предметов по высоте

Окружающий природный мир

Временные представления:

  • Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)
  • Соотнесение частей суток с видами деятельности
  • Узнавание (различение) дней недели
  • Различение выходных и рабочих дней
  • Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам
  • Представление о годе как о последовательности сезонов
  • Знание изменений, происходящих в жизни растений, животных, человека в разное время года
  • Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)

Животный мир:

  • Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)
  • Узнавание (различение) домашних животных и их детенышей (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)
  • Узнавание (различение) диких животных и их детенышей (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр)
  • Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж)
  • Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил)
  • Узнавание (различение) домашних птиц и их детенышей (курица (петух), утка, гусь, индюк)
  • Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)
  • Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)
  • Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан)
  • Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука)
  • Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан)

Объекты природы:

  • Узнавание Солнца, Луны, небесных тел (планета, звезда)
  • Узнавание леса, луга, воды, реки, водоема, огня

Растительный мир:

  • Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)
  • Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)
  • Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан)
  • Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива)
  • Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев
  • Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)
  • Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)
  • Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху)
  • Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду
  • Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза)
  • Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук)

Человек

Представления о себе:

  • Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду
  • Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки)
  • Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)
  • Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)

Семья:

  • Узнавание (различение) членов семьи
  • Узнавание (различение) детей и взрослых

Обращение с одеждой и обувью:

  • Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки))
  • Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты))
  • Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)
  • Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок)

Прием пищи:

  • Сообщение о желании пить
  • Сообщение о желании есть

Домоводство

Обращение с кухонным инвентарем:

  • Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож)
  • Различение чистой и грязной посуды
  • Очищение остатков пищи с посуды
  • Выбор моющих средств
  • Протирание посуды губкой
  • Ополаскивание посуды
  • Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.)

Продукты питания:

  • Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе)
  • Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, мороженое)
  • Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления)
  • Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления)
  • Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, пирожок, булочка, сушки) и требующих обработки (приготовления) - макаронные изделия
  • Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад)

Окружающий социальный мир

(СБО)

Предметы и материалы, изготовленные человеком:

  • Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.));узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.)
  • Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)
  • Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.)

Предметы быта:

  • Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер
  • Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод
  • Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож

Квартира, дом, двор:

  • Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)
  • Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом
  • Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт)
  • Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон)
  • Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон)

Город:

  • Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры: районы, улицы, площади, здания, парки

Транспорт:

  • Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый)
  • Узнавание (различение) воздушного транспорта
  • Узнавание (различение) водного транспорта

Страна:

  • Знание названия государства, в котором мы живем

Музыка и движение

  • Различение тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки Узнавание знакомой песни.
  • Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)

Изобразительная деятельность (аппликация, лепка, рисование)

Аппликация:

  • Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
  • Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.
  • Сминание бумаги

Рисование:

  • Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды
  • Оставление графического следа
  • Выбор цвета для рисования
  • Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий
  • Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)

Адаптивная физкультура

Общеразвивающие и корригирующие упражнения:

  • Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)
  • Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос)
  • Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке
  • Круговые движения кистью
  • Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения
  • Поднимание головы в положении «лежа на животе»

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза:

  • Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену)

КРЗ

  • Формирование представлений о себе
  • Формирование способности осознавать и выражать свои интересы
  • Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее, или плохое)
  • Формирование и развитие элементарных целенаправленных действий

Содержание коррекционных курсов

Альтернативная коммуникация

Основы коммуникации:

  • Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека
  • Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека

Коммуникация с использованием невербальных средств:

  • Использование взгляда как средства коммуникации
  • Использование мимики как средства коммуникации

Импрессивная речь:

  • Понимание слова, обозначающего собственное имя
  • Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов
  • Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
  • Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
  • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
  • Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
  • Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)
  • Понимание простых предложений

Чтение и письмо:

  • Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий

Предметно-практическая деятельность

Действия с материалами:

  • Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, газета, и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)
  • Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)

Действия с предметами:

  • Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)
  • Встряхивание предмета, издающего звук
  • Толкание предмета от себя
  • Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)
  • Вынимание и складывание предметов из емкости / в емкость
  • Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

Двигательное развитие

Общеразвивающие и корригирующие упражнения:

  • Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя
  • Выполнение движений головой
  • Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»
  • Ползание на животе (на четвереньках)
  • Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: вытягивание рук вперед, поднимание вверх, отведение рук в стороны, и возвращение в исходное положение;  поочередное поднимание ног вперед
  • Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)

Сенсорное развитие

Зрительное восприятие:

  • Фиксация взгляда на лице человека
  • Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)
  • Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)

Слуховое восприятие:

  • Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)
  • Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Кинестетическое восприятие:

  • Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека
  • Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

Восприятие запаха:

  • Адекватная реакция на запахи
  • Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса:

  • Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)
  • Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)
  • Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

4.3. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

1

День знаний – 1 сентября

Присутствие на торжественной линейке

2

Новый год

Изготовление новогодних украшений, подарков. Присутствие на новогоднем утреннике

3

23 февраля

Изготовление открыток. Заучивание стихов

4

8 марта

Изготовление открыток. Заучивание стихов

5

Масленица

Присутствие на мероприятии

6

Последний учебный день

Присутствие на торжественной линейке

7

Игры

Подвижные игры (в соответствии с физиологическими особенностями), игры развивающие мелкую моторику

8

Прогулки

Посещение ребенком улицы в осенне-весенний период на инвалидном кресле

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Организацию реализации в потребности и уходе обеспечивает необходимо и достаточно семья.

6. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося

Задачи:

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям и подросткам с ТМНР;
  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, развития и коррекции детей и подростков с ТМНР.

7. Мероприятия        и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося:

  • Родительские собрания классные и общешкольные;
  • Индивидуальные консультации узких специалистов (логопед, дефектолог),
  • Психолог, социальный педагог);
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей.

8. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

№ п/п

ФИО

Должность

1

Исаева Т.П.

учитель

2

Новикова Г.В.

педагог-психолог

3

Семченкова И.М.

учитель-логопед

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Учебный предмет

Дидактическое обеспечение и технические средства

1

Речь и альтернативная

коммуникация

Графические  средства  для  альтернативной  коммуникации:  таблицы  букв, карточки  с  изображениями  объектов,  людей,  действий  (фотографии,  пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

2

Математические

представления

Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); -наборы предметов для занятий (Монтессори-материал); -пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); - мозаики; -пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;   -карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;        -макеты циферблата часов; весы

3

Окружающий

природный мир

Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения  и  другие  образцы  природного  материала  - аудио - и  видеоматериалы;  

- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки  для  демонстрации);  

- муляжи овощей, фруктов;

- пиктограммы с  изображениями  действий,  операций  по  уходу  за  растениями,  животными;   - различные  календари;  

- изображения  сезонных  изменений  в  природе

4

Человек

- предметные и сюжетные картинки,  фотографии  с  изображением членов семьи ребенка;

- пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.  

- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные  взаимоотношения;  

- семейный альбом, рабочие  тетради  с изображениями  контуров  взрослых  и  детей  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания, составления  фотоколлажей  и  альбомов;  

- технические средства: компьютер и другое мультимедийное оборудование.

5

Домоводство

Кухонный инвентарь

6

Окружающий

социальный мир

натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.  

7

Музыка и движение

Дидактический материал: карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи и др.

Музыкальные инструменты: барабаны, бубны, ложки, палочки, трещотки, колокольчики, записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; тексты песен

8

Изобразительная

деятельность

-Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие  различные  кисти,  ножницы  (специализированные,  для  фигурного  вырезания, для левой руки и др.), стеки, доски

- натуральные объекты, изображения  (картинки,  фотографии,  пиктограммы) готовых  изделий  и  операций  по  их  изготовлению;  репродукции  картин;  

расходный  материал  для  ИЗО:  клей,  бумага  (цветная,  папиросная,  цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры,  краски  (акварель,  гуашь,  акриловые),  - пластичные материалы (пластилин, глина) и др.

9

Адаптивная

физкультура

гимнастические мячи разного диаметра, обручи, гимнастические коврики

- Дидактический материал:   изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря                  

Коррекционные занятия

1

Сенсорное развитие

Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,     наборы аромо-баночек,    

2

ППД

  • Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины и т.п.)

3

Двигательное развитие

срок реализации

4 года (1-4 классы)

Оборудование:

компьютер, ковёр,  аудиозаписи, видео с показом различных простейших детских танцев, гимнастические предметы (гимнастическая палка, мяч, обруч), предметы (флажки, цветы, куклы, маски).

4

Альтернативная коммуникация

срок реализации

Предметы, графические изображения, фотографии, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв пластмассовых, магнитных,

- Учусь говорить.  - Готовые презентации.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ТМНР должно стать достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития. Планируемые результаты для каждого обучающего должны носить сугубо индивидуальный характер. Некоторым детям оказывается недоступно усвоение тех или иных действий, или же формирование действия происходит замедленно, со значительными затруднениями. В этом случае необходимо знать причину затруднений в ее конкретном, точечном значении. Это позволяет адекватно и наиболее эффективно спланировать помощь ребенку для достижения максимально возможной динамики в развитии.

В конце каждого учебного полугодия перед промежуточной оценкой достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной       программы      с обучающимися       проводится диагностическая процедура по двум направлениям:

1. Диагностика сформированности базовых учебных действий проводятся тестовые задания № 4, 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33 (см. бланк ниже).

2. Диагностика сформированности жизненных компетенций проводятся контрольные эксперименты № 1, 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 26, 29, 30, 34, 35 (см. бланк ниже)

Классификатор жизненных компетенций (возможные результаты коррекционной работы):

1.Самостоятельный прием пищи

2.Самостоятельное мытье рук, умывание

3.Самостоятельное одевание

4.Самостоятельное раздевание

5.Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела

6.Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф

7.Самостоятельное пользование туалетом

8.Использование бытовых предметов по назначению

9.Ориентировка в схеме тела (показ)

10.Соотнесение себя со своим именем

11.Использование учебных предметов

12.Различение предметов по форме (величине)

13.Умение выполнять действие по подражанию

14.Умение выполнять инструкции педагога

15.Направленность взгляда (на говорящего, взрослого, задания)

16.Освоение доступных способов        контроля        над        функциями

собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться

17.Пользование индивидуальным предметом - расческа

18.Умение выполнять действия с предметами по инструкции

19.Умение выполнять действия с материалами по инструкции

20.Рисование несложных предметов

21.Рисование геометрических фигур.

22.Штриховка простейших фигур

23.Закраска фигур

24.Обведение фигур по трафарету

25.Различение множеств (один-много)

26.Установление количества предметов путем пересчета

27.Соотнесение   числа   с   соответствующим   количеством предметов.

Обозначение его цифрой

28.Понимание        слов,        обозначающих        объекты        природы,        объекты рукотворного мира и деятельность человека

29.Использование лексико-грамматического материала в учебных целях

30.Использование        лексико-грамматического        материала        в

коммуникативных целях

31.Использование средств альтернативной коммуникации

32.Узнавание и различение образов графем (букв)

33.Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв)

34.Письмо печатной буквы. Операции оцениваются по двухбалльной шкале: выполняет ребенок операцию или не выполняет («+» или «-»). После        оценки всех операций оценивается действие         целиком        по пяти балльной шкале.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия, обозначенного в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

  1. – не выполняет, помощь не принимает.
  2. – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
  3. – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
  4. – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
  5. –выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.
  6. – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – Отсутствие динамики или регресс.

1– Динамика в освоении минимум одной операции.

2 – Минимальная динамика.

3– Средняя динамика.

4 – Выраженная динамика.

5 – Полное освоение действия.

Все контрольные эксперименты и тестовые задания могут быть проведены в течение 1-3 учебных дней (с этой целью они чередуются в бланке).

В бланке диагностические процедуры нумеруются следующим образом:

  1 - входящая диагностика, октябрь 0 класса

9 - сентябрь 4 класс

  1. – май 0 класса.

10 - май 4 класса

  1. – сентябрь 1класса.

11 - сентябрь 5 класс

  1. – май 1 класса.

12 - май 5 класс

  1. – сентябрь 2 класса.

13 - сентябрь 6 класс

  1. – май 2 класса.

14 - май 6 класс

  1. – сентябрь 3 класса.

15 - сентябрь 7 класс

 8 – май 3 класса

16 - май 7 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...