Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
рабочая программа
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_2_klass.docx | 91.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №______ от «__»________ 2018г. Директор Центра: _______/ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Председатель ПМПК: ________/ И.В. Вдовенкова | РАССМОТРЕНО: на МО учителей надомного обучения Протокол № 1 от «28» августа 2018г. Председатель МО: _________/ Н.Б. Миронова |
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 Б класса
ХХХХ
(фамилия, имя, отчество)
составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы согласно требованиям ФГОС О с у/о
Программу составила учитель
I квалификационной категории
Исаева Тамара Петровна
Согласовано:
(ФИО законного представителя, подпись, дата)
___________________________________________
___________________________________________
Смоленск 2018
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
ФИО:
Дата рождения: 2008 года
Место проживания:
Статус: ребенок-инвалид
Диагноз: синдром Дауна, тотальное недоразвитие высших психических функций, дефицитарное развитие двигательного аппарата.
Заключение ПМПК: АООП вариант 2 согласно ФГОС О с у/о по СИПР
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ХХХ, 2008 года рождения, обучается в Центре с 1 сентября 2017года.
Семья состоит из 5-и человек, проживают в 4-х-комнатной благоустроенной квартире. Жилищные условия удовлетворительные. У Доброслава своя отдельная комната, мальчик обеспечен всем необходимым. Взрослые, младший брат, старшая сестра заботливо относятся к нему, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
По заключению ПМПК у ребенка синдром Дауна, тотальное недоразвитие высших психических функций, дефицитарное развитие двигательного аппарата.
Мелкая моторика слабо развита. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений. Из-за нарушений зрения Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия.
Мальчику было рекомендовано индивидуальное обучение на дому по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия. Внимание на предмете не удерживает даже непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Во время занятий беспрерывно отвлекается.
Объем памяти крайне узкий, запоминание очень медленное, забывание быстрое, воспроизведение слабое. Зрительная, слуховая, ассоциативная память слабо развиты. Мышление конкретное, некритичное, выполнение всех мыслительных операций практически не осуществляет. Восприятие картин как целое, так и фрагментарное слабо развито.
Доброслав слабо понимает обращенную речь, не может давать ответы на вопросы учителя. Процесс общения затруднен из-за отсутствия речи, может произносить отдельные резкие звуки, делает это очень эмоционально.
Требования учителя выполняет крайне редко. Любит смотреть и слушать музыкальные фрагменты из известных мультфильмов, содержание самого мультфильма не интересует.
Учебная мотивация отсутствует полностью. Быстро утомляется, нуждается в частой смене деятельности. Соглашается заниматься только при обещанном вознаграждении. Не знает названия предметов окружающего мира, но их изображения по изучаемым темам иногда может показать на картинках. Не различает предметы по цвету, форме, размеру. Не дифференцирует предметы по размеру (кубик, мячик). Доброслав сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга с помощью учителя. Пирамидки, мозаику собирать не может из-за незнания размера деталей. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: смахивает и кидает предметы на пол. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук самостоятельно. Доступны кратковременные элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов).
Не составляет картинку из 2-х частей даже с помощью учителя. Выполнение графических работ на крайне низком уровне, затруднено.
Навыки самообслуживания не сформированы.
Ребенок нуждается в постоянном присмотре, во всех видах помощи.
За истекший период у Доброслава выявлены следующие результаты по предметам:
Речь и альтернативная коммуникация.
– Коммуникация – часто приветствует и прощается с учителем. Начинает поддерживать зрительный контакт с говорящим (в ходе беседы). Не обращается с просьбой о помощи. Часто отказывается от общения, отворачиваясь от собеседника, кричит. Часто это бывает вызвано малейшим напряжением внимания со стороны взрослого. На вопросы не отвечает. Сам вопросы не задает.
Не употребляет в речи слова, обозначающие предметы, действия, слова, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.), словосочетания, простые предложения.
-Развитие графомоторных навыков и осмысленного чтения - Из-за трудности в овладении навыками письма, осуществляется подготовка руки к письму, а именно, упражнения с массажным мячиком; сжимание пальцев руки — выпрямление; игры «Волшебный мешочек; использование наждачной бумаги и многое другое. Особое внимание уделяется упражнениям на фиксацию взора.
Математические представления. При изучении раздела «Различение предметов по величине и форме» не научился узнавать предметы по величине и форме; не может находить необходимый предмет из нескольких; с полной помощью учителя соотносит предмет с формой. Не называет, не знает цвет предметов.
Доброслав очень короткое время может слушать рассказы учителя по предмету Окружающий природный мир, Окружающий социальный мир, Человек.
На уроке Музыка и движение любит слушать музыкальные произведения и с помощью учителя пробует отбивать ритм, пытается показывать движения.
На уроках по изобразительной деятельности и предметно-практической деятельности все движения осуществляются сопряженно с учителем.
Исходя из вышеперечисленного, можно отметить крайне не значительную динамику развития мальчика.
Доброслав нуждается в постоянной помощи, стимуляции учебной деятельности, создании ситуации доверительного общения и в щадящем режиме. Рекомендуется продолжить обучение по данной программе.
- Индивидуальный учебный план:
Предметные области | Наименование предмета | Количество часов на освоение программы с учителем | Количество часов на самост. освоение программы с родителями | Общее количество часов |
Общеобразовательные курсы Учебные предметы | ||||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 1 | 3 | 4 |
Математика | Математические представления | 1 | 1 | 2 |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 0,5 | 1,5 | 2 |
Человек | 0,5 | 2,5 | 3 | |
Окружающий социальный мир (СБО) | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Искусство | Музыка и движение | 0,5 | 1,5 | 2 |
Изобразительная деятельность | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 0,25 | 1,75 | 2 |
Коррекционно-развивающие занятия | 0,25 | 1,75 | 2 | |
Итого: | 5 | 15 | 20 | |
Коррекционные курсы | Альтернативная коммуникация | 1 | - | 1 |
Предметно-практическая деятельность | 0,75 | - | 0,75 | |
Двигательное развитие | 0,25 | - | 0,25 | |
Сенсорное развитие | 1 | - | 1 | |
Итого коррекционные курсы | 3 | 3 | ||
Всего часов по плану к финансированию | 8 | 15 | 23 |
II. Содержание образования в условиях организации и семьи
Приоритетные учебные предметы:
- Речь и альтернативная коммуникация
- Математические представления
- Окружающий природный мир
- Человек
- Окружающий социальный мир (СБО)
- Музыка и движение
- Изобразительная деятельность
- Адаптивная физкультура
- Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционные курсы:
- Сенсорное развития
- Предметно-практические действия
- Двигательное развитие
- Альтернативная коммуникация
Объем недельной учебной нагрузки на обучающегося: 8 часов.
Содержание образования в условиях семьи:
- Индивидуальные логопедические занятия
- Индивидуальные занятия с психологом
III Расписание занятий
Дни недели | Предметы | Часы |
Вторник | Речь и альтернативная коммуникация | 1 |
Окружающий и природный мир | 0,5 | |
Музыка и движение | 0,5 | |
Предметно-практическая деятельность | 0,75 | |
2,75 | ||
Четверг | Альтернативная коммуникация | 1 |
Человек | 0,5 | |
Изобразительная деятельность | 0,5 | |
Двигательное развитие | 0,25 | |
2,25 | ||
Пятница | Математические представления | 1 |
Окружающий социальный мир | 0,5 | |
Адаптивная физкультура | 0,25 | |
Коррекционно-развивающие занятия | 0,25 | |
Сенсорное развитие | 1 | |
3 |
IV Содержание образования
4.1. Базовые учебные действия
Содержание | I полугодие | II полугодие |
15. Программа формирования базовых учебных действий | ||
15.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. | ||
| ||
15.2. Формирование учебного поведения | ||
| ||
15.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками | ||
|
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание | I полугодие | II полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | ||
1.1. Коммуникация | ||
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств | ||
| ||
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств | ||
| ||
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | ||
1.2.1. Импрессивная речь | ||
| ||
1.2.2. Экспрессивная речь | ||
| ||
1.3. Чтение и письмо | ||
1.3.1. Глобальное чтение | ||
| ||
1.3.2. Начальные навыки чтения и письма | ||
| ||
2. Математические представления | ||
2.1. Количественные представления | ||
| ||
2.2. Представления о форме | ||
| ||
2.3. Пространственные представления | ||
| ||
2.4. Временные представления | ||
| ||
2.5. Представления о величине | ||
| ||
3. Окружающий природный мир | ||
3.1. Временные представления | ||
| ||
3.2. Животный мир | ||
| ||
3.3. Объекты природы | ||
| ||
3.4. Растительный мир | ||
| ||
4. Человек | ||
4.1. Представления о себе | ||
| ||
4.2. Семья | ||
| ||
4.4. Обращение с одеждой и обувью | ||
| ||
4.5. Прием пищи | ||
| ||
4.6. Туалет | ||
| ||
6. Окружающий социальный мир | ||
6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком | ||
| ||
6.3. Предметы быта | ||
| ||
6.4. Квартира, дом, двор | ||
| ||
6.5. Город | ||
| ||
6.6. Транспорт | ||
| ||
6.7. Страна | ||
| ||
7. Музыка и движение | ||
7.1. Слушание | ||
| ||
7.2. Пение | ||
| ||
7.3. Движение под музыку | ||
| ||
7.4. Игра на музыкальных инструментах. | ||
| ||
8. Изобразительная деятельность | ||
8.1. Аппликация | ||
| ||
8.2. Лепка | ||
| ||
8.3. Рисование | ||
| ||
9. Адаптивная физкультура | ||
9.1. Физическая подготовка. | ||
9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения | ||
| ||
9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза | ||
| ||
9.6. Туризм | ||
11. Сенсорное развитие | ||
11.1. Зрительное восприятие | ||
| ||
11.2. Слуховое восприятие | ||
| ||
11.3. Кинестетическое восприятие | ||
| ||
11.4. Восприятие запаха | ||
| ||
11.5. Восприятие вкуса | ||
| ||
12 ППД | ||
12.1. Действия с материалами | ||
| ||
12.2. Действия с предметами | ||
| ||
13. Двигательное развитие | ||
| ||
14 Альтернативная и дополнительная коммуникация | ||
14.1. Коммуникация | ||
14.1. 1. Основы коммуникации | ||
| ||
14.1.2. Коммуникация с использованием вербальных средств | ||
| ||
14.1.3. Коммуникация с использованием невербальных средств | ||
| ||
14.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | ||
14.2.1. Импрессивная речь | ||
| ||
14.2.2. Экспрессивная речь | ||
| ||
14.2. Чтение и письмо | ||
14.3.1. Глобальное чтение | ||
| ||
14.3.2. Начальные навыки чтения и письма. | ||
|
Внеурочная деятельность
№ | Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка | Участие ребенка в мероприятиях |
1 | День знаний – 1 сентября | Присутствие на торжественной линейке | |
2 | Новый год | Изготовление новогодних украшений, подарков. Присутствие на новогоднем утреннике | |
3 | 23 февраля | Изготовление открыток. Заучивание стихов | |
4 | 8 марта | Изготовление открыток. Заучивание стихов | |
5 | Масленица | Присутствие на мероприятии | |
6 | Последний учебный день | Присутствие на торжественной линейке | |
7 | Игры | Подвижные игры (в соответствии с физиологическими особенностями), игры развивающие мелкую моторику | |
8 | Прогулки | Посещение ребенком улицы в осенне-весенний период на инвалидном кресле. |
III. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
В коррекционной школе-интернате для обучающегося созданы специальные условия: пандус, туалетная комната, предметы личной гигиены и др. на классе работает воспитатель.
Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося
Задачи:
- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям и подросткам с ТМНР;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, развития и коррекции детей и подростков с ТМНР.
Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося:
- Родительские собрания классные и общешкольные;
- Индивидуальные консультации узких специалистов (логопед, дефектолог),
- Психолог, социальный педагог);
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
IV. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
№ п/п | ФИО | Должность |
1 | Исаева Т.П. | учитель |
2 | Новикова Г.В. | педагог-психолог |
3 | Семченкова И.М. | учитель-логопед |
VI. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
№ п/п | Учебный предмет | Дидактическое обеспечение и технические средства |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки различной тематики для развития речи; •аудио и видеоматериалы. |
2 | Математические представления | Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); -наборы предметов для занятий (Монтессори-материал); -пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); - мозаики; -пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; -карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; -макеты циферблата часов; весы |
3 | Окружающий природный мир | .Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала - аудио - и видеоматериалы; - наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации); - муляжи овощей, фруктов; - пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; - различные календари; - изображения сезонных изменений в природе |
4 | Человек | - предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; - пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. - видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; - семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; - технические средства: компьютер и другое мультимедийное оборудование. |
6 | Окружающий социальный мир | - натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. - аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; - компьютер |
7 | Музыка и движение | Дидактический материал: -изображения музыкальных инструментов, оркестров; -портреты композиторов; -альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; -карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; - карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи и др. • Музыкальные инструменты:, барабаны, бубны, ложки, палочки, , трещетки, колокольчики, компьютер(презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен |
8 | Изобразительная деятельность | -Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), стеки, доски - натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага разных размеров для рисования; - пластичные материалы (пластилин, глина) и др. |
9 | Адаптивная физкультура | гимнастические мячи разного диаметра, обручи, гимнастические коврики - Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря |
Коррекционные занятия | ||
1 | Сенсорное развитие | Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, наборы аромо-баночек, |
2 | Предметно-практические действия |
|
3 | Двигательное развитие срок реализации 4 года (1-4 классы) | Музыкальные инструменты: бубны, тарелки, ложки, дудки, палочки, колокольчики. - Оборудование: компьютер, ковёр, аудиозаписи, видео с показом различных простейших детских танцев, гимнастические предметы (гимнастическая палка, мяч, обруч), предметы (флажки, цветы, куклы, маски). |
4 | Альтернативная коммуникация срок реализации 4 года (1-4 классы) | Предметы, графические изображения, фотографии, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв пластмассовых, магнитных, - Учусь говорить. - Готовые презентации |
VII. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ТМНР должно стать достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития. Планируемые результаты для каждого обучающего должны носить сугубо индивидуальный характер. Некоторым детям оказывается недоступно усвоение тех или иных действий, или же формирование действия происходит замедленно, со значительными затруднениями. В этом случае необходимо знать причину затруднений в ее конкретном, точечном значении. Это позволяет адекватно и наиболее эффективно спланировать помощь ребенку для достижения максимально возможной динамики в развитии.
В конце каждого учебного полугодия перед промежуточной оценкой достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы с обучающимися проводится диагностическая процедура по двум направлениям:
- Диагностика сформированности базовых учебных действий проводятся тестовые задания № 4, 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33 (см. бланк ниже).
- Диагностика сформированности жизненных компетенций проводятся контрольные эксперименты № 1, 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 26, 29, 30, 34, 35 (см. бланк ниже)
Классификатор жизненных компетенций (возможные результаты коррекционной работы):
1.Самостоятельный прием пищи
2.Самостоятельное мытье рук, умывание
3.Самостоятельное одевание
4.Самостоятельное раздевание
5.Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела
6.Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф
7.Самостоятельное пользование туалетом
8.Использование бытовых предметов по назначению
9.Ориентировка в схеме тела (показ)
10.Соотнесение себя со своим именем
11.Использование учебных предметов
12.Различение предметов по форме (величине)
13.Умение выполнять действие по подражанию
14.Умение выполнять инструкции педагога
15.Направленность взгляда (на говорящего, взрослого, задания)
16.Освоение доступных способов контроля над функциями
собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться
17.Пользование индивидуальным предметом - расческа
18.Умение выполнять действия с предметами по инструкции
19.Умение выполнять действия с материалами по инструкции 20.Рисование несложных предметов
21.Рисование геометрических фигур.
22.Штриховка простейших фигур 23.Закраска фигур
24.Обведение фигур по трафарету 25.Различение множеств (один-много)
26.Установление количества предметов путем пересчета
27.Соотнесение числа с соответствующим количеством предметов.
Обозначение его цифрой
28.Понимание слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
29.Использование лексико-грамматического материала в учебных целях 30.Использование лексико-грамматического материала в
коммуникативных целях
31.Использование средств альтернативной коммуникации 32.Узнавание и различение образов графем (букв)
33.Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв)
34.Письмо печатной буквы
Операции оцениваются по двухбалльной шкале: выполняет ребенок операцию или не выполняет («+» или «-») .
После оценки всех операций оценивается действие целиком по пяти балльной шкале.
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия, обозначенного в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
- – не выполняет, помощь не принимает.
- – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
- – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
- – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
- – выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.
- – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:
- – Отсутствие динамики или регресс.
- – Динамика в освоении минимум одной операции.
2 –Минимальная динамика.
- – Средняя динамика.
- – Выраженная динамика.
- – Полное освоение действия.
Все контрольные эксперименты и тестовые задания могут быть проведены в течение 1-3 учебных дней (с этой целью они чередуются в бланке).
В бланке диагностические процедуры нумеруются следующим образом:
- - входящая диагностика, октябрь 1 класса.
- май 1 класса.
- сентябрь 2 класса.
- май 2 класса
- сентябрь 3 класса.
- май 3 класса
- сентябрь 4 класса.
- май 4 класса
№ операции | Действие/операции | № оценочной процедуры | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. Самостоятельный прием пищи | |||||||||
1. | Умение отодвинуть стул, сесть, пододвинуть стул к столу | ||||||||
2. | Знать название и назначение столовых приборов | ||||||||
3. | Умение правильно пользоваться столовыми приборами | ||||||||
4. | Знание порядка приема пищи | ||||||||
5. | Зрительно – моторная координация | ||||||||
6. | Умение аккуратно принимать пищу | ||||||||
7. | Умение пользоваться салфеткой | ||||||||
8. | Умение обратиться за помощью ( Помоги мне!) | ||||||||
9. | Умение убрать за собой посуду после приема пищи | ||||||||
10. | Умение задвинуть стул после приема пищи | ||||||||
2. Самостоятельное мытье рук | |||||||||
1. | Умение подойти к раковине | ||||||||
2. | Умение закатать рукава | ||||||||
3. | Умение различить по цвету вентили | ||||||||
4. | Умение открыть достаточное количество воды и смешать до нужной температуры | ||||||||
5. | Умение взять мыло (налить достаточное количество жидкого мыла) | ||||||||
6. | Умение выполнить моющие движения руками | ||||||||
7. | Умение смыть все мыло с рук | ||||||||
8. | Умение закрыть кран | ||||||||
9. | Умение вытереть руки полотенцем | ||||||||
3. Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела | |||||||||
1. | Ориентировка в пространстве | ||||||||
2. | Знание понятий слева, справа | ||||||||
3. | Зрительная фиксация левой, правой ноги | ||||||||
4. | Зрительная фиксация левого, правого ботинка | ||||||||
4. | Соотнесение обуви с правой, левой ногой | ||||||||
5. | Умение взять свою обувь (знать ее) | ||||||||
6. | Умение соотнести правый ботинок с правой ногой | ||||||||
7. | Умение соотнести левый ботинок с левой ногой | ||||||||
8. | Умение правильно обуть ботинки последовательно друг за другом | ||||||||
9. | Умение застегнуть обувь (шнурки, липучка, молния) | ||||||||
4. Рисование не сложных предметов | |||||||||
1. | Соблюдение правильной посадки при рисовании. | ||||||||
2. | Понимание инструкции. | ||||||||
3. | Умение правильно расположить лист бумаги. | ||||||||
4. | Умение правильно держать карандаш. | ||||||||
5. | Возможность произвольных движений кисти руки | ||||||||
5. Рисование геометрических фигур | |||||||||
1. | Соблюдение правильной посадки при рисовании. | ||||||||
2. | Понимание инструкции. | ||||||||
3. | Знание основных геометрических фигур. | ||||||||
4. | Умение правильно расположить лист бумаги. | ||||||||
5. | Умение правильно держать карандаш. | ||||||||
6. | Умение ориентироваться на листе бумаги. | ||||||||
7. | Способность к произвольным тонкодифференцированным движениям кисти руки | ||||||||
6. Штриховка простейших фигур | |||||||||
1. | Соблюдение правильной посадки при рисовании. | ||||||||
2. | Понимание инструкции. | ||||||||
3. | Умение правильно расположить лист бумаги. | ||||||||
4. | Умение правильно держать карандаш. | ||||||||
5. | Умение ориентироваться на листе бумаги. | ||||||||
6. | Сформированность зрительного восприятия (умение видеть контур фигуры). | ||||||||
7. | Соблюдение границ | ||||||||
Соблюдение направления штриховки. | |||||||||
7. Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф | |||||||||
1. | Понимание инструкции | ||||||||
2. | Ориентировка в пространстве | ||||||||
3. | Сформированность моторных навыков | ||||||||
4. | Знание названий мебели | ||||||||
5. | Знание назначения одежды | ||||||||
6. | Знание расположения вещей в шкафу | ||||||||
7. | Умение правильно складывать вещь | ||||||||
8. Закраска фигур | |||||||||
1. | Понимание инструкций | ||||||||
2. | Соблюдение правил посадки | ||||||||
3. | Сформированность моторных навыков | ||||||||
4. | Знание геометрических фигур | ||||||||
5. | Знание цветов | ||||||||
6. | Умение правильно держать карандаш | ||||||||
7. | Умение расположить лист | ||||||||
8. | Умение ориентироваться на листе бумаги | ||||||||
9. | Умение закрашивать фигуру не заходя за контур | ||||||||
9. Обведение фигур по трафарету | |||||||||
1. | Понимание инструкций | ||||||||
2. | Соблюдение правил посадки | ||||||||
3. | Умение находить нужную фигуру | ||||||||
4. | Умение правильно расположить лист | ||||||||
5. | Умение правильно держать карандаш | ||||||||
6. | Умение накладывать трафарет на лист | ||||||||
7. | Умение придерживать трафарет | ||||||||
8. | Умение обвести трафарет | ||||||||
10. Самостоятельное одевание | |||||||||
1. | Понимание инструкции | ||||||||
2. | Наличие способности к произвольной саморегуляции движений | ||||||||
3. | Знание частей своего тела | ||||||||
4. | Знание предназначения каждой вещи | ||||||||
5. | Одевание в определенном порядке | ||||||||
6. | Умение надеть предметы одежды через голову | ||||||||
7. | Умение правильно попасть в рукава и штанины | ||||||||
8. | Умение распределить предметы одежды по частям тела, туловищу | ||||||||
9. | Умение застегнуть молнию, пуговицы. | ||||||||
11.Самостоятельное раздевание | |||||||||
1. | Понимание инструкции | ||||||||
2. | Наличие способности к произвольной саморегуляции движений | ||||||||
3. | Знание частей своего тела | ||||||||
4. | Знание предназначения каждой вещи | ||||||||
5. | Раздевание в определенном порядке | ||||||||
6. | Умение снять предметы одежды через голову | ||||||||
7. | Умение застегнуть молнию, пуговицы | ||||||||
8. | Умение вывернуть снятую вещь с изнаночной стороны | ||||||||
9. | Умение аккуратно сложить, повесить, поставить | ||||||||
12. Самостоятельное пользование туалетом | |||||||||
1. | Умение выразить свою нужду (словом, жестом) | ||||||||
2. | Знание, где находится туалет | ||||||||
3. | Умение вовремя снять штаны | ||||||||
4. | Умение пользоваться туалетом (сесть, смыть) | ||||||||
5. | Умение пользоваться туалетной бумагой | ||||||||
6. | Умение надеть штаны | ||||||||
7. | Знание о мытье рук после посещения туалета | ||||||||
13. Использование бытовых предметов по назначению | |||||||||
1. | Знание названия предмета и его назначение | ||||||||
2. | Соблюдение техники безопасности | ||||||||
3. | Сформированность моторных навыков | ||||||||
4. | Знание алгоритма действий | ||||||||
5. | Умение правильно пользоваться бытовыми приборами | ||||||||
14. Ориентировка в схеме тела (показ) | |||||||||
1. | Знание названий частей тела | ||||||||
2. | Умение использовать указательный жест | ||||||||
3. | Понимание обращенной речи | ||||||||
15. Различение множеств (один- много) | |||||||||
1. | Понимание инструкции | ||||||||
2. | Знание понятия один-много | ||||||||
3. | Умение сфокусировать взгляд на множестве | ||||||||
4. | Умение различать один-много | ||||||||
5. | Умение использовать указательный жест | ||||||||
16. Установление количества предметов путем пересчета | |||||||||
1. | Знание порядкового счета | ||||||||
2. | Владение навыками счета | ||||||||
3. | Понимание инструкции | ||||||||
4. | Фиксация взгляда на предмете | ||||||||
5. | Удержание взгляда на предмете | ||||||||
6. | Умение пересчитать предметы | ||||||||
7. | Использование указательного жеста и взгляда | ||||||||
8. | Понимание установления количества (называния последнего числа в качестве итога пересчета) | ||||||||
17. Соотнесение числа с соответствующим количеством предметов. Обозначение его цифрой. | |||||||||
1. | Владение навыками количественного счета | ||||||||
2. | Понимание инструкции | ||||||||
3. | Умение соотносить количество предметов с числом | ||||||||
4. | Знание графического образа цифр | ||||||||
5. | Умение обозначить количество предметов цифрой (выбор цифры) | ||||||||
6. | Умение написать цифру | ||||||||
18. Соотнесение себя со своим именем | |||||||||
1. | Знание своей половой принадлежности | ||||||||
2. | Знание своего имени | ||||||||
3. | Реакция на называние своего имени (взгляд, поворот головы, остановка и поворот головы) | ||||||||
19. Использование учебных предметов | |||||||||
1. | Узнавание предмета | ||||||||
2. | Понимание назначения учебного предмета | ||||||||
3. | Умение увидеть нужный предмет среди других | ||||||||
4. | Умение правильно взять и использовать данный предмет по назначению | ||||||||
5. | Умение правильно располагать предметы на рабочем месте (согласно назначения) | ||||||||
20. Различение предметов по форме (величине) | |||||||||
1. | Понимание инструкции | ||||||||
2. | Зрительно- моторная скоординированность | ||||||||
3. | Фиксация взгляда на предмете | ||||||||
4. | Узнавание предмета по величине, форме | ||||||||
5. | Умение называть и показывать нужный предмет | ||||||||
6. | Умение найти и взять необходимый предмет из нескольких | ||||||||
7. | Умение соотнести предмет с формой (размером) | ||||||||
8. | Сформированность навыка дифференциации предметов по форме (величине) | ||||||||
21. Умение выполнять действие по подражанию | |||||||||
1. | Понимание инструкции при выполнении действий по подражанию (делай как я) | ||||||||
2. | Фиксация взгляда на педагоге | ||||||||
3. | Умение ориентироваться в пространстве | ||||||||
4. | Сформированность моторных действий (моторная возможность выполнить действие) | ||||||||
22. Направленность взгляда (на говорящего, взрослого, задания) | |||||||||
1. | Понимание инструкции | ||||||||
2. | Сфокусированность взгляда; на материале, на говорящем, на задании | ||||||||
3. | Удержани евзгляда на объекте | ||||||||
23. Действия с предметами | |||||||||
1. | Понимание инструкции | ||||||||
2. | Сфокусированность взгляда на предмете | ||||||||
3. | Умение удерживать предметы в руках | ||||||||
4. | Правильное выполнение действий согласно инструкции взрослого | ||||||||
24. Действия с материалами | |||||||||
1. | Понимание инструкции | ||||||||
2. | Захват материала обеими руками | ||||||||
3. | Осознание выполняемогодействия | ||||||||
4. | Выполнение операций самостоятельно или с помощью взрослого | ||||||||
5. | Сформированность моторных навыков (моторная возможность выполнить действие) | ||||||||
25.Умение выполнять инструкции педагога | |||||||||
1. | Выполнение инструкции с помощью взрослого | ||||||||
2. | Выполнение инструкции с направляющей помощью взрослого | ||||||||
3. | Выполнение инструкции по подражанию («Делай, как я») | ||||||||
4. | Выполнение словесной инструкции самостоятельно (индивидуально) | ||||||||
5. | Выполнение словесной инструкции самостоятельно в группе | ||||||||
26. Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться | |||||||||
1. | Знание частей своего тела | ||||||||
2. | Ориентировка в своем теле | ||||||||
3. | Умение ориентироваться в пространстве | ||||||||
4. | Умение выполнять конкретные действия (сидеть, стоять, передвигаться) | ||||||||
5. | Сформированность моторных навыков (моторная возможность выполнить действие) | ||||||||
6. | Умение удерживать и выполнять одну или несколько инструкций | ||||||||
27.Понимание слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека | |||||||||
1. | Знание названий предметов | ||||||||
2. | Выполнение простых инструкций в том числе «Дай», «Покажи» предмет. | ||||||||
3. | Выбор предмета из двух предметов до 5-6 альтернативных. Ребѐнок выбирает и подаѐт предмет взрослому. | ||||||||
4. | Сличение предметов с их изображением. | ||||||||
5. | Умение найти предмет по его описанию, функциям. (Принеси то, чем ты рисуешь? Покажи, кто кричит Му-у) | ||||||||
6. | Умение соотнести предмет с картинкой, изображающей действие (едет на машине) | ||||||||
28. Использование лексико- грамматического материала в учебных целях | |||||||||
1. | Понимание предложенного лексико- грамматического материала (вербальных конструкций) | ||||||||
2. | Выбор названного (или желаемого?) предмета из двух (до 5-6) предложенных. «Что ты хочешь?» Получение отклика (кивок головы, вокализация, ответ, жест) | ||||||||
3. | Использование картинки для обозначения своего желания | ||||||||
4. | Выбор нужной картинки для обозначения своего действия (желания) с использованием жестов. На вопрос «Что ты хочешь» | ||||||||
5. | Использование картинки для обозначения своей просьбы «Помоги» | ||||||||
6. | Выбор нужной картинки для выражения просьбы «Помоги» | ||||||||
7. | Использование картинки для подкрепления просьбы с вербальным сопровождением | ||||||||
29. Использование лексико- грамматического материала в коммуникативных целях | |||||||||
1. | Умение пользоваться доступными речевыми ресурсами для общения (жест, звук, слово) | ||||||||
2. | Умение обратиться с просьбой, вопросом во внеучебной ситуации | ||||||||
3. | Умение обратиться с просьбой, вопросом во внеурочное время (в быту) | ||||||||
4. | Умение обратиться с просьбой, вопросом в играх с о сверстниками. | ||||||||
30. Использование средств альтернативной коммуникации | |||||||||
1. | Сформированность умения пользоваться доступными внеречевым ресурсами: жест, мимика | ||||||||
2. | Указывающий жест на нужный предмет | ||||||||
3. | Выбор предмета из двух предложенных на вопрос «Во что ты хочешь играть?» | ||||||||
4. | Соотнесение двух предметов Выбор из трѐх простых игрушек двух одинаковых «Где такой же?» | ||||||||
5. | Указывающий жест на нужную картинку Соотнесение двух картинок Выбор из трѐх картинок двух одинаковых «Где такой же?» | ||||||||
6. | Указывающий жест на нужную фотографию Соотнесение трѐх фотографий Выбор из трѐх фотографий двух одинаковых «Где такой же?» | ||||||||
7. | Соотнесение предмета и картинки (фотографии) Из двух игрушек и двух соответствующих фотографий выбрать «Где такой же?» | ||||||||
8. | Получение игрушки посредством указывания на неѐ пальцем. Выбрать с опорой на картинки желаемую игрушку, (картинки перед ребѐнком, игрушки стоят вдалеке), «Что тебе дать», «Покажи». | ||||||||
9. | Указывающий жест на нужную картинку и использование картинок в повседневной жизни ребѐнка | ||||||||
31.Узнавание и различение образов графем (букв) | |||||||||
1. | Знание целостного графического образа буквы. Указывание жестом, взглядом, называние. | ||||||||
2. | Сформированность различения графического образа буквы среди предметов, далѐких от букв. | ||||||||
3. | Умение наложить букву на подобную ей (выбор среди букв) | ||||||||
4. | Умение назвать букву | ||||||||
5. | Соотнесение букв разного размера | ||||||||
6. | Знание элементов, составляющих графему (букву). Умение выбрать нужный элемент для буквы. | ||||||||
7. | Умение составить букву из элементов | ||||||||
32. Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв). | |||||||||
1. | Сформированность графо-моторных навыков и общей моторики. | ||||||||
2. | Сформированность зрительного восприятия и умение видеть целостно графему | ||||||||
3. | Понимание инструкции | ||||||||
4. | Умение ориентироваться на листе бумаги | ||||||||
5. | Умение «видеть» строку | ||||||||
6. | Знание пройденных букв | ||||||||
7. | Умение удерживать ручку, карандаш | ||||||||
8. | Умение выполнить инструкцию для выполнения графических действий (обведи) | ||||||||
9. | Умение выполнить инструкцию для выполнения графических действий (выполни штриховку). | ||||||||
10. | Умение выполнить инструкцию для выполнения графических действий (напечатай букву) | ||||||||
33. Письмо печатной буквы | |||||||||
1. | Умение правильно сидеть за партой | ||||||||
2. | Понимание инструкции | ||||||||
3. | Развитие мелкой моторики | ||||||||
4. | Пространственная ориентировка на листе бумаги | ||||||||
5. | Умение «видеть» границы строки | ||||||||
6. | Знание целостного оптического и графического образа буквы | ||||||||
7. | Фиксация взгляда на грифеле карандаша | ||||||||
8. | Умение правильно держать в руке карандаш | ||||||||
9. | Способность выполнять тонкие дифференцированные движения кистью руки | ||||||||
34. Пользование индивидуальным предметом - расческа | |||||||||
1. | Понимание инструкции | ||||||||
2. | Развитие общей и мелкой моторики | ||||||||
3. | Умение фокусировать взгляд на своем отражении в зеркале | ||||||||
4. | Знание зрительного образа предмета | ||||||||
5. | Умение использовать знание о назначении предмета | ||||||||
6. | Понимание схемы своеготела | ||||||||
7. | Знание ситуации, при которой применяется данныйпредмет | ||||||||
35. Пользование полотенцем | |||||||||
1. | Знание названия и назначения предмета полотенце | ||||||||
2. | Понимание инструкции (возьми полотенце, вытри руки, лицо) | ||||||||
3. | Развитие общей и мелкой моторики (моторная способность выполнить действия) | ||||||||
4. | Понимание схемы своего тела | ||||||||
5. | Знание ситуации, при которой применяется данный предмет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Рабочая пронрамма Профельный труд. 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая прогнамма. Профильный труд.7 класс.68 часов...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...