Специальная индивидуальная программа развития обучащейся 1 дополнительного класса
рабочая программа

Лямкина Светлана Викторовна

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития. 

 СИПР составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития» (вариант 2); Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г.

В структуре СИПР: общие сведения об учащемся, в том числе характеристика; поясниттельная записка, индивидуальный учебный план. содержание программ, календарно-тематический план, средства мониторинга  и оценки динамики обучения; условия реализации СИПР, перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации.

 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_1dop.klass_.docx77.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

государственное образовательное учреждение Тульской области

«!!!!!!школа для обучающихся с ОВЗ»

Принято                                                          Утверждаю

педагогическим советом                                Директор школы          

протокол №__ от ___.___.2018г.                  приказ №___ от ___.___.2018г.

Специальная индивидуальная программа развития

обучащейся 1  дополнительного класса С.Е.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(надомное обучение)

на 2018-2019 учебный год

Составитель: учитель Лямкина С.В.

2018-2019


1. Общие сведения о ребёнке

Ф.И.О.

Дата рождения 

Сведения о родителях:

Заключение по протоколу ПМПК

Заключение:

Образовательная программа: АООП  для обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в соотв. с ИПР. ФГОС, 2 вариант (СИПР, индивидуально)

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года

В сентябре 2018 года С зачислена в 1 б дополнительный класс в ГОУ ТО "!!!!!! школа для обучающихся с ОВЗ" на надомное обучение (в соответствии с медицинской справкой).

Социальная картина: 

Данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка. С. сидит в коляске с фиксацией, самостоятельно удерживать позу не может. Девочка 1,5 - 2 минуты стоит у опоры с поддержкой и фиксацией стоп в туторах. Руками действует ограниченно, может непродолжительно удерживать предметы, тянуть их в рот, постукивать ими. Сенсорными эталонами не владеет, обследовательские действия не производит. Не сопоставляет фактуру, форму и другие признаки предметов.

 Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами. С. часто сидит отрешенно, но при этом прислушивается к происходящему.  Если ей что-то не нравится, она кричит. Может без видимой причины отказываться от занятий и взаимодействия с взрослым.

 Базовые учебные действия не сформированы. 

Коммуникативные возможности (речь и общение): С. не разговаривает, только кричит, выражая неудовольствие или дискомфорт. Средства альтернативной и дополнительной коммуникации не использует. В настоящее время возможен только эмоциональный контакт. Игровая деятельность: не проявляет интереса к игрушкам. Берет в руки, подносит ко рту, облизывает, нюхает и выбрасывает или выполняет неспецифические манипуляции.

Деятельность на уровне манипуляций. Предметные манипуляции  совершает без учета способов культурного употребления предметов.

Навыками саамообслуживания не владеет. Бытовая и трудовая деятельность отсутствуют.

Математические представления отсутствуют.

Представления об окружающем мире (о себе, ближайшем окружении, природном, растительном, социальном мире): себя в зеркале и на фото не узнает. Различает взрослых, осуществляющих уход, педагога группы.

Поведение и личностные качества: в общественных местах  может находиться только в сопровождении взрослого, поведение неадекватное. К общению со сверстниками интереса не проявляет, слабо реагирует на внимание взрослого.

Особенности поведения: проявляет самоагрессию.

Потребность в уходе: нуждается в полном постоянном уходе и присмотре.

 Выводы:

Приоритетные образовательные области:

Язык и речевая практика (предмет «Речь и альтернативная коммуникация»);

Математика (предмет «Математические представления»);

Окружающий мир (предмет «Человек», предмет «Окружающий природный мир»);

предмет «Графика и письмо».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  

 СИПР составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития» (вариант 2); Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г.

Программа разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  Цель реализации СИПР - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося, для достижения ребенком с ТМНР максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

Формы работы определяются целями уроков, в целях социальной адаптации ребенка используются разнообразные экскурсии (по учреждению, территории дома-интерната и вне ее), уроки-практикумы (в том числе, в условиях специализированных помещений). Обеспечивается потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например, использование массажных мячей, реальных предметов, предметных алгоритмов, внешних стимулов и т.п.). Работа на уроках организуется таким образом, чтобы достичь максимальной активности. Для этого используются занимательные и игровые материалы, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Учебная деятельность строится на основе предметно-практической и игровой деятельности.    

Темы уроков по каждому из предметов интегрируются с содержанием уроков по остальным предметам учебной программы.    

Исходя из особенностей психофизического развития ребенка, во время урока используются ортопедический аппарат для туловища и нижних конечностей, ходунки и другие средства ИПР. Учебные задания строятся таким образом, чтобы стимулировать ученика к самостоятельной смене положения тела, перемещению в пространстве доступным способом. В уроки включается так же работа по формированию и развитию жизненно необходимые двигательных умений и навыков.

3. Индивидуальный учебный план

Учебный предмет

Количество уроков в неделю

Речь и альтернативная коммуникация

3 урока

Математические представления

2 урока

Человек

2 урока

Окружающий природный мир

1 урок

Графика и письмо

1 урок


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

Предметная область «Язык и речевая практика»

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация»

Цель: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Учебный предмет включает 3 раздела:

 - коммуникация,

 - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

 - чтение и письмо.

Задачи предмета

В разделе "Коммуникация":

 - формирование у обучающегося  интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений  продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

 - активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

 - формирование доступных (включая альтернативные) средств коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- развитие ручной и мелкой моторики,

- обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,

- формирование элементарных графо моторных умений,

- развитие слухового внимания и слухового восприятия,

- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Динамика обучения оценивается 2 раза в год (в конце I полугодия и в конце учебного года) на основании педагогического наблюдения за деятельностью и поведением ребенка во время учебных занятий и режимных моментов, отметок по текущему мониторингу усвоения отдельных тем, разделов, поведения во время занятий и пр.

Оценивается динамика достижений  в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.

У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии отмечаются реакции на знакомого взрослого  в игровой ситуации  при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:

личностные:

 - эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия

- двигательные  и мимические проявления,

- выраженный комплекс «оживления»   в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым

- зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.

Предметные:

- проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на  ситуацию с пальчиковыми играми.

 Базовые учебные действия

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:

- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей  и  желаний в разных ситуациях взаимодействия;

- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА», ПРЕДМЕТ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (93 часа)

Содержание

Тема

Кол-во занятий

Дата провед.

I четверть – 9 недель, 27 часов

Этап СИПР (направление Учитель и ученик): формирование эмоционально-личностного контакта учителя с обучающимся, закрепление эмоционально-личностного общения и формирование ситуативно – делового общения учителя с обучающимся (86 часов).

  1. Приветствие взрослого.

Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию  приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для  приветствия.

Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок,  положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением.

  1. Игра «Знакомство»
  2. Игра «Детка в ладушки играла»
  3. Игра «Ку-ку!»
  4. Стишки про С.
  5. Потешка «На лугу, на лугу…»
  6. Потешка «Расти, …, выше…»

6

03.09.18

06.09.18

07.09.18

10.09.18

13.09.18

14.09.18

2. Приветствие сказочных персонажей

Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию  со сказочным персонажем, фиксация и прослеживание взором за движениями и действиями взрослого с персонажами, реагирование (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие со сказочными персонажами; использование руки для приветствия сказочных персонажей.

Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия.

  1. Здравствуй, сказка
  2. Потешка «Сидит белка на тележке…»
  3. Упр. Здравствуй…»
  4. Игра «Чей голосок»
  5. Игра «Поем вместе»
  6. Игра «Чей голосок»
  7. Знакомство с героями сказки «Курочка Ряба»
  8. Сказка «Курочка Ряба»
  9. Знакомство с героями сказки «Репка»
  10. Сказка «Репка»

10

17.09.18

20.09.18

21.09.18

24.09.18

27.09.18

28.09.18

01.10.18

04.10.18

05.10.18

08.10.18

3. Я и моё имя, моя фотография

Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительно-ласкательные его формы;  использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на фотографии.

Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением.  

  1. Упр. «Зеркало»
  2. Игра «Кто в зеркале?»
  3. Игра «Соня – Сонечка – София»
  4. Портрет Сони
  5. Найди фото Сонечки
  6. Пальчиковые игры и упражнения с потешками

6

11.10.18

12.10.18

15.10.18

18.10.18

19.10.18

22.10.18

4. Моя любимая игрушка

Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания.

Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием  доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом, действием),  выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий с сюжетными игрушками.

  1. Упр. «Посмотри на игрушку»
  2. В гости к нам пришли игрушки
  3. Игрушки – погремушки
  4. Прятки с игрушкой
  5. Выбери игрушку

5

25.10.18

26.10.18

29.10.18

01.11.18

02.11.18

Осенние каникулы 05.11.18 – 11.11.18

II четверть - 7 недель, 21 час

4. Моя любимая игрушка

Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания.

Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием  доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом, действием),  выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий с сюжетными игрушками.

  1. Игрушка - вертушка
  2. Игра «Здравствуй, мишка»
  3. Игра с механической собачкой
  4. Танцующий мяч
  5. Игра «Колючие мячики»
  6. Сказка про мячик
  7. Бизиборд для малышей

7

12.11.18

15.11.18

16.11.18

19.11.18

22.11.18

23.11.18

26.11.18

5. Моя любимая сказка, драматизация сказки

Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.

Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета  с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета сказки разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по показу и подражанию, самостоятельные действия).

  1. Сказка «Курочка Ряба»
  2. Игра «Найди яичко» в песке
  3. Слепим курочке яичко
  4. Сказка про девочку С.
  5. Жили-были…
  6. Сказка для С.
  7. Сказочный театр «Про петушка и курочку»
  8. Книжки-малышки
  9. Рисуем и рассказываем сказку
  10. Любимая сказка

10

29.11.18

30.11.18

03.12.18

06.12.18

07.12.18

10.12.18

13.12.18

14.12.18

17.12.18

20.12.18

6. Моя любимая игра

Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.

Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными, невербальными, альтернативными).

  1. Потешка «Солнышко лучистое»
  2. Игры с песком
  3. Игра «Найди подарок»
  4. Игры с водой

4

21.12.18

24.12.18

27.12.18

28.12.18

Зимние каникулы 31.12.18 – 13.01.19

III четверть – 9 недель, 25 часов

6. Моя любимая игра

Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.

Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными, невербальными, альтернативными).

  1. Водяная мельница
  2. Игра «Киса, брысь»
  3. Игра «Ладушки-ладошки»
  4. Лошадь. Игра «Поехали-поехали…»
  5. Игра «Зайка беленький сидит»
  6. Игра «Где же наши ручки?»
  7. Игра на повторение слов «Песенки»
  8. Игра «Ай, ладушки»
  9. Игра «Сорока-белобока»
  10. Игра «Маленькие ибольшие ноги»

10

14.01.19

17.01.19

18.01.19

21.01.19

24.01.19

25.01.19

28.01.19

31.01.19

01.02.19

04.02.19

7. Мои желания

Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др.

Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д.

Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий.

  1. Да и нет
  2. Жесты да инет
  3. Карточки да и нет
  4. Цветные мелки
  5. Карандаш-великан

5

07.02.19

08.02.19

11.02.19

14.02.19

15.02.19

Дополнительные каникулы 18.02.19 – 24.02.19

7. Мои желания

Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др.

Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д.

Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий.

  1. Хочу – не хочу
  2. Пмомоги мне
  3. Упр. с коммуникатором
  4. Игра «Дай игрушку»
  5. Рисуем да и нет

5

25.02.18

28.02.19

01.03.19

04.03.19

07.03.19

8. Мне нравится

Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам)  с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.

Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.).

Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий.

  1. Нравится – не нравится
  2. Угадалки
  3. Покажи «хорошо» и «плохо»
  4. Выбери, что тебе надо
  5. Упр. «Каляка-маляка»

5

11.03.19

14.03.19

15.03.19

18.03.19

21.03.19

Весенние каникулы 22.03.19 – 31.03.19

IV четверть, 8 недель, 20 часов

8. Мне нравится

Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам)  с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.

Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.).

Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий.

  1. Упр. с коммуникатором
  2. Упр. по методике «Ладошки»
  3. Упр. «Выбирай»
  4. Игра «Кто в домике живет?»
  5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов. «Как пойдем гулять? Топ-топ»
  6. Упр. «Буду – не буду»
  7. Рисовалки

7

01.04.19

04.04.19

05.04.19

08.04.19

11.04.19

12.04.19

15.04.19

Этап СИПР (направление: ученик – учитель – сверстник): закрепление ситуативно – делового общения обучающихся с учителем и формирование ситуативно-делового интереса к сверстнику (13 часов).

 9. Приветствие сверстника (узнавание)

Эмоционально-положительное отношение к ситуации  приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для  приветствия.

Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение целенаправленных действий  с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в играх с мячом.

Выбор пишущего предмета (мелков) для предметного изображения.  

  1. Игра «Знакомство»
  2. Рисуем вместе мелками

2

18.04.19

19.04.19

 10. Имена сверстников

Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами;  называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание  и называние имен сверстников по фотографиям.

Узнавание  сверстников и называние их имен по фотографиям, выбор  и приглашение сверстника  для совместной игры.

Выполнение элементарных графических заданий

  1. Упр. с мячом «Меня зовут…»
  2. Рисование «Волшебные картинки» (раскрашивание водой)

2

22.04.19

25.04.19

11.  Игрушки нашего класса

Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек;  выполнение совместных предметно-игровых действий с игрушками в сопровождении речевого высказывания; совершение обмена игрушками со сверстниками с использованием  доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием).

Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях.

Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения.  

  1. Давай играть
  2. Кубик на кубик
  3. Делай как я
  4. Разноцветные мячи (раскрашивание мелками)

4

26.04.19

29.04.19

06.05.19

13.05.19

12.  Вместе слушаем сказки

Прослушивание сказок совместно с одноклассниками, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.

Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом, действием) к обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета сказки  в соответствии с ролями персонажей разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).

Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"),  использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты,  звуки, слова, фразы и др.).  

  1. Кукольный театр «Жила-была девочка»
  2. Потешки с куклой
  3. Кукла с мишкой бойко топают
  4. Покажем театр вместе
  5. Игра «Кто в гости пришел?»

6

16.05.19

17.05.19

20.05.19

23.05.19

24.05.19

Предметная область «Математика»

Предмет «Математические представления»

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни; создание условий для успешного сенсорного развития; коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей ребенка.

Задачи:

  1. Развитие двигательного и конструктивного праксиса
  • Учить, действуя совместно с педагогом, ориентироваться в расположении частей собственного тела и лица
  • Учить, действуя совместно с педагогом, захватывать различные предметы
  • Учить, действуя совместно с педагогом, поднимать и класть различные предметы
  • Учить, действуя совместно с педагогом, обследовать предметы
  • Учить, действуя совместно с педагогом, играть с музыкальными игрушками (погремушкой, бубном, игрушками с крупными звуковыми кнопками)
  • Учить, действуя совместно с педагогом, нанизывать кольца на стержень пирамидки
  • Учить, действуя совместно с педагогом, строить из кубиков башню, дорожку
  1. Сенсорное развитие
  • Создать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности
  • Учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона
  • Обогащать сенсорный опыт (твердое, мягкое; гладкое, пушистое; мокрое, сухое; тихое, громкое; сладкое, соленое)
  • На основе обследования и совместных с педагогом игровых действий с предметами формировать представление о сенсорных эталонах формы (шар, куб), цвета (основные цвета), величины (большой, маленький)
  1. Элементарные математические представления о форме, величине, удаленности
  • Учить, действуя совместно с педагогом, сравнивать предметы по форме (шар, куб)
  • Учить, действуя совместно с педагогом, сравнивать предметы по величине (большой, маленький)
  • Учить, действуя совместно с педагогом, сравнивать предметы по удаленности (далеко, близко)

Возможные (ожидаемые) результаты на конец учебного года:

Личностные:

- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

- двигательные  и мимические проявления,

- выраженный комплекс «оживления»   в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым

- зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого,

- доброжелательное отношение к учителю,

- соблюдение правил поведения на уроке.

Предметные:

В зависимости от психофизических возможностей учащийся должен с помощью или совместно с учителем уметь:

  1. Ориентироваться в расположении частей собственного тела
  2. Захватывать, поднимать и класть,  обследовать различные предметы
  3. Играть с музыкальными игрушками (погремушкой, бубном, игрушками с крупными звуковыми кнопками)
  4. Двигаться за ориентиром (игрушкой)
  5. Нанизывать кольца на стержень пирамидки, строить из кубиков башню, дорожку
  6. Воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона
  7. Иметь представление о сенсорных отличиях предметов (твердое, мягкое; гладкое, пушистое; мокрое, сухое; тихое, громкое; сладкое, соленое)
  8. Сравнивать предметы по форме (шар, куб), по величине (большой, маленький)

Базовые учебные действия

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками  в знакомой ситуации взаимодействия:

- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей  и  желаний в разных ситуациях взаимодействия;

- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Математические представления и конструирование» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА», ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» (62 часа)

Содержание

Кол-во занятий

Тема

Дата провед.

Первое полугодие, I четверть  (18 часов)

Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Подбор и группировка знакомых детям одинаковых предметов (без учета ихмпризнаков (цвета, формы, величины),затем однородных предметов, различных по одному признаку. Формируемые понятия: такой же, одинаковый.

3

  1. Экскурсия «Листочки». Упр. «Найди листочки»
  2. Игра «Покажи»
  3. Игра «Кубики и мячики»

03.09.2018

07.09.2018

10.09.2018

Разъединение множеств. Ребенок учится разъединять множество, отодвигая по одному несколько предметов (выполняется инструкция «Отодвинь»). Работа ведется на разнородных предметах, однородных предметах, на однородных предметах, различных по одному и нескольким признакам. Формируемые понятия: множество.

3

  1. Игра «Возьми и положи»
  2. Инструкция «Отодвинь»
  3. Игра «Разложи в ячейки»

14.09.2018

17.09.2018

21.09.2018

Объединение предметов в единое множество. Для объединения предметов в единое множество ребенок учится собирать вместе (в кучку) разложенные на столе предметы (выполняется инструкция «Придвинь»). Работа ведется на однородных предметах, на однородных предметах, различных по одному и нескольким признакам, на разнородных предметах.

Формируемые понятия: множество

3

  1. Инструкция «Придвинь»
  2. Игра «Сложи в коробку предметы»
  3. Игра «Собери игрушки»

24.09.2018

28.09.2018

01.10.2018

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Формирование понятий «один» - «много», «мало» - «много».

Формируемые понятия: множество, один, много, мало, пусто 

3

  1. Упр. «Один карандаш, много карандашей»
  2. Действия с непрерывными множествами: переливание воды, пересыпание песка
  3. Упр. «Мало и много»

05.10.2018

08.10.2018

12.10.2018

Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Сравнение контрастных по количеству множеств: много – мало. Работа с предметами и неисчисляемыми множествами (песком, водой).

Формируемые понятия: мало, много.

3

  1. Понятия «мало», «много»
  2. Игра «Покажи мало, покажи много»
  3. Игра «Много и мало воды (песка)»

15.10.2018

19.10.2018

22.10.2018

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

3

  1. Упр. «Сделай много или мало»
  2. Игры с множествами
  3. Игра «Волшебники» (преобразование множеств)

26.10.2018

29.10.2018

02.11.2018

Осенние каникулы 05.11.2018 – 11.11.2018

Первое  полугодие,  II четверть (14 часов)

Представления о форме

Формирование представлений о шаре и кубе, круге и квадрате на основе практических действий. Игры на узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб»; соотнесение формы предметов с геометрическими телами. развитие представлений о форме: «Кати мяч», «Катится – не катится» и др.

10

  1. Знакомство с шаром. Игры с шарами
  2. Игра «Кати мяч»
  3. Игра «Найди на ощупь»
  4. Рисование круга «Мяч и шарик»
  5. Куб. Игры с кубиками
  6. Игр «Сложи кубики в корзинку»
  7. Игра «Катится – не катится»
  8. Игра «Собери фигуру из 2 частей»
  9. Игра «Найди шарик (кубик)?»
  10. Упр. «Геометрические штампики»

12.11.2018

16.11.2018

19.11.2018

23.11.2018

26.11.2018

30.11.2018

03.12.2018

07.12.2018

10.12.2018

14.12.2018

Соотнесение знакомых предметов с геометрическими формами.

4

  1. Игра «Что похоже на шар (куб)?»
  2. Рисуем мячик и кубик
  3. Игра «Найди круглые предметы»
  4. Экскурсия в спортзал «Мячи и кубы»

17.12.2018

21.12.2018

24.12.2018

28.12.2018

Зимние каникулы 31.12.2018 – 13.01.2019

Второе полугодие, III четверть (18 часов)

Пространственные представления

Ориентация в расположении частей тела на себе: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация в расположении частей лица на себе: глаза, нос, рот, уши. Затем то же на другом человек, кукле.

8

  1. Части тела. Игра «Получился человечек»
  2. Голова и туловище
  3. Игры-потешки  с руками
  4. Игра «Маленькие ножки»
  5. Игра «Покажи у куклы глазки (носик…)»
  6. Игра «Нос и рот»
  7. Ориентация в пространственном положении частей тела. Потешки с движениями.
  8. Игры с потешками

14.01.2019

18.01.2019

21.01.2019

25.01.2019

28.01.2019

01.02.2019

04.02.2019

08.02.2019

Нахождение предмета в пространстве. Захват предмета (действуя совместно или с помощью педагога). Выделение отдельных предметов в окружающем пространстве, определение и изменение их месторасположения. Конструктивные игры с кубиками: башня, дорожка.

2

  1. Упр. «Возьми»
  2. Игра «Найди что скажу»

11.02.2019

15.02.2019

Дополнительные каникулы:  18.02.2019 -  24.02.2019

Пространственные представления

Нахождение предмета в пространстве. Захват предмета (действуя совместно или с помощью педагога). Выделение отдельных предметов в окружающем пространстве, определение и изменение их месторасположения. Конструктивные игры с кубиками: башня, дорожка.

3

  1. Игра «Положи куда скажу»
  2. Игра «Кубик на кубик»
  3. Игра «Дорожка из кубиков»

25.02.2019

01.03.2019

04.03.2019

Перемещение в пространстве в заданном направлении (действуя совместно, с помощью педагога или самостоятельно) с использованием стимулирующей игрушки: движение к игрушке со звуковым или световым эффектом; погремушка (движения кистью руки вверх-вниз); бубен (движения рукой вверх и вниз, удар по бубну); детское музыкальное пианино (движения кистью рук, нажатие пальцем на клавишу) и пр.

1

  1. Музыкальные игрушки

11.03.2019

Составление предмета из нескольких частей (действуя совместно или с помощью педагога). Игры с пирамидкой (снятие и нанизывание колец).

2

  1. Пирамидка
  2. Упражнение «Собери из частей игрушку (картинку)»

15.03.2019

18.03.2019

Весенние каникулы 22.03.2019 – 31.03.2019

Второе  полугодие,  IV четверть -  14 часов

Представления о величине

Формирование представлений о величине: «большой», «маленький» на основе практических действий. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Игры на развитие представлений о величине.

10

  1. Упр. с матрешкой
  2. Большой и маленький мяч
  3. Большие и маленькие кубики
  4. Экскурсия «Большое и маленькое»
  5. Игра-вкладка «Телефон»
  6. Упр. «Большие и маленькие игрушки»
  7. Упр. на сравнение двух предметов по величине
  8. Рисуем большую и маленькую кляксу
  9. Экскурсия «Большие и маленькие качели»
  10. Экскурсия «Большие и маленькие листочки»

01.04.2019

05.04.2019

08.04.2019

12.04.2019

15.04.2019

19.04.2019

22.04.2019

26.04.2019

29.04.2019

06.05.2019

Временные представления

Формирование представлений о частях суток, порядке их следования

4

  1. День и ночь
  2. Утро и вечер
  3. Упр. «Что ты делаешь сейчас?» Игра «Что сначала, что потом»
  4. Экскурсия «День»

13.05.2019

17.05.2019

20.05.2019

24.05.2019

Предметная область «Окружающий мир»

Предмет «Окружающий природный мир»

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.

Задачи: 

  • формировать  первоначальные  представления  о  природе,  объектах  и  явлениях  живой  и неживой природы;
  • вызывать  интерес  к  разнообразию  окружающего  мира  (мира  животных,  растений,  к
  • явлениям природы);
  • развивать  сенсорно-перцептивные  способности:  учить  выделять  знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • формировать временные представления;
  • формировать элементарные представления о растительном и животном мире;
  • формировать представления о труде людей по уходу за домашними животными и растениями, доступные трудовые умения и навыки;
  • воспитывать интерес к природе, бережное и гуманное отношение к ней.

Возможные (ожидаемые) результаты на конец учебного года:

Личностные:

  • положительное отношение к урокам;
  • проявление интереса к объектам и явлениям окружающего природного мира;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке.

Предметные:

В зависимости от психофизических возможностей учащийся, должен с помощью или совместно с учителем уметь:

  1. Иметь представления о частях растений, о частях тела животных и птиц.
  2. Узнавать по внешнему виду, запаху, вкусу яблоко, грушу.
  3. Узнавать по внешнему виду, запаху, вкусу морковь, капусту, лук.
  4. Узнавать цветочно-декоративные растения (тюльпан).
  5. Узнавать травянистые растения (одуванчик).
  6. Узнавать деревья (ель, ива; яблоня).
  7. Узнавать животных (кот, собака, лошадь; лиса, заяц).
  8. Узнавать птиц (петух, курица).
  9. Узнавать солнце, определять его месторасположение.
  10. Узнавать воду; песок.
  11. Узнавать явления природы (дождь, снег).

В  Федеральном  компоненте  государственного  стандарта  «Окружающий  природный    мир» обозначен как самостоятельный предмет,  что  подчеркивает  его особое значение в  системе образования детей с ОВЗ. В индивидуальном учебном плане на его изучение отведено 33  часа,  1  час  в неделю, 33 учебные недели.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», ПРЕДМЕТ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» (31 час)

Содержание

Кол-во занятий

Тема

Дата провед.

Первое полугодие, I четверть  (9 часов)

Временные представления

Формирование элементарных представлений о частях суток, времени года. Узнавание (различение) частей суток (день, ночь); соотнесение частей суток с видами деятельности;   представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь);

2

  1. Экскурсия «Осень, в гости просим!»
  2. День и ночь

06.09.2018

13.09.2018

Животный мир

Формирование представлений, действуя совместно с педагогом, о частях тела животных. Узнавание, различение домашних животных (кот, собака, лошадь). Кормление животных во время экскурсий. Имитационные и звукоподражательные игры, отражающие повадки животных. Чтение потешек, песенок и стихотворений о животных.

2

  1. Кот. Игра «Узнай по голосу»
  2. Экскурсия «Соня и кот»

20.09.2018

27.09.2018

Объекты природы

Узнавание (различение), действуя совместно с педагогом, явлений природы, (солнце, определение его месторасположения, дождь). Иигры-имитации. Чтение потешек, песенок и стихотворений о солнце.

2

  1. Экскурсия «На солнечной полянке»
  2. Экскурсия «Под дождем»

04.10.2018

11.10.2018

Растительный мир

Узнавание, различение деревьев (ель, ива, яблоня).

Узнавание, различение фруктов и овощей по внешнему виду, запаху, вкусу (яблоко, груша; морковь, огурец).

3

  1. Экскурсия «Ель и ива»
  2. Экскурсия «Что растет в  саду»
  3. Экскурсия «Что растет на огороде»

18.10.2018

25.10.2018

01.11.2018

Осенние каникулы 05.11.2018 – 11.11.2018

Первое  полугодие,  II четверть (7 часов)

Объекты природы

Элементарные представления  о  небе  и  земле,  знакомится  с  

месторасположением земли и неба, объектами, которые находятся на земле  

и небе (на земле – трава, животные, деревья, дома, человек; на небе – солнце,  облака).  

1

  1. Экскурсия «На земле и небе»

15.11.2018

Временные представления

Узнавание (различение) явлений природы (дождь, листопад, ветер, заморозки);
соотнесение явлений природы с временем года  

1

  1. Экскурсия «Заморозки»

22.11.2018

Животный мир

Формирование представлений о частях тела животных на основе совместных практических действий. Узнавание, различение домашних животных (кот, собака, лошадь). Кормление животных во время экскурсий. Имитационные и звукоподражательные игры, отражающие повадки животных. Чтение потешек, песенок и стихотворений о животных.

4

  1. Экскурсия «Пони»
  2. Кормление пони, катание с инструктором
  3. Экскурсия «Лошади»
  4. Собака

29.11.2018

06.12.2018

13.12.2018

20.12.2018

Растительный мир

Узнавание, различение деревьев (ель, береза).

1

  1. Экскурсия «Ель»

27.12.2018

Зимние каникулы 31.12.2018 – 13.01.2019

Второе полугодие, III четверть (9 часов)

Временные представления

Узнавание (различение) явлений природы (снег) на основе совместных с педагогом действий. Соотнесение явлений природы со временем года. Имитационные игры. Чтение потешек, песенок и стихотворений о явлениях природы.

1

  1. Экскурсия «Снегопад». Игра со снежколепом

17.01.2019

Объекты природы

Узнавание (различение) воды, песка на основе  совместных с учителем действий.  Совместные с педагогом игры с песком и водой.

3

  1. Вода. Игры с водой
  2. Песок. Игры с песком
  3. Игры с песком и водой

24.01.2019

31.01.2019

07.02.2019

Растительный мир

Узнавание (различение) комнатных растений, уход за ними.

1

  1. Герань на окне

14.02.2019

Дополнительные каникулы 18.02.19 – 24.02.19

Животный мир

Формирование представлений о строении птицы на примере попугая.

Отличие птицы от других представителей животного мира. Узнавание, различение домашних птиц (петух, курица). Кормление птиц во время экскурсий. Имитационные и звукоподражательные игры, отражающие повадки птиц. Чтение потешек, песенок и стихотворений о птицах.

4

  1. Рассматривание попугая в клетке
  2. Курица и петух
  3. Экскурсия «Домашние птицы»
  4. Экскурсия «Кормушка для птиц»

28.02.2019

07.03.2019

14.03.2019

21.03.2019

Весенние каникулы 22.03.2019 – 31.03.2019

Второе полугодие, IV четверть (6 часов)

Временные представления

Узнавание (различение) явлений природы (капель) на основе совместных с педагогом действий. Соотнесение явлений природы со временем года. Имитационные игры. Чтение потешек, песенок и стихотворений о явлениях природы.

1

  1. Экскурсия «Весенняя капель»

04.04.2019

Животный мир

Формирование представлений о частях тела животных на основе совместных практических действий. Узнавание, различение домашних животных (кот, собака, лошадь). Кормление животных во время экскурсий.

1

  1. Экскурсия «Наш пони Зодиак»

11.04.2019

Объекты природы

Формирование представления о Солнце как источнике тепла и света,

знакомство со значением солнца в жизни человека и в природе. Чтение потешек, песенок и стихотворений о явлениях природы.

1

  1. Экскурсия «Солнышко лучистое»

18.04.2019

Растительный мир

Формирование представлений о растениях (деревья, трава, цветы). Знакомство с весенними цветами – мать-и-мачеха, тюльпан.

2

  1. Экскурсия «Весенние цветы»

25.04.2019

16.05.2019

Временные представления

Узнавание (различение) явлений природы на основе совместных с педагогом действий. Соотнесение явлений природы со временем года. Чтение потешек, песенок и стихотворений о явлениях природы.

1

  1. Экскурсия «Приди, лето красное»

23.05.2019

Предметная область «Окружающий мир»

Предмет «Человек»

Цель: формирование представлений о себе как «Я», своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Задачи:

  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других
  • Стимулировать и поощрять эмоциональную реакцию на собственное имя
  • Познакомить с зеркалом, учить узнавать собственное отражение в зеркале, стимулировать и поощрять эмоциональную реакцию на собственное отражение
  • Формировать на основе совместных действий с педагогом представлений о собственном теле, частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), частях лица (глаза, нос, рот, уши)
  • Учить, действуя совместно с педагогом, выполнять простейшую инструкцию по изменению положения тела, позы («Подними руку», «Посмотри на…» и пр.)
  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
  • Учить, действуя совместно с педагогом, обслуживать себя: принимать пищу, пить, одеваться, раздеваться и пр.
  1. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
  • Учить, действуя совместно с педагогом, соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (мытье рук, вытирание рук влажной салфеткой, расчесывание, прием пищи)

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Туалет».

Возможные (ожидаемые) результаты на конец учебного года:

Личностные:

  • положительное отношение к урокам;
  • проявление интереса к объектам и явлениям окружающего природного мира;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке.

Предметные:

В зависимости от психофизических возможностей учащийся должен с помощью или совместно с учителем уметь:

  1. Эмоционально реагировать на собственное имя, выражать эмоции, используя мимику, речевые и двигательные реакции (улыбка, гуление, жестикуляция и пр.).
  2. Узнавать собственное отражение в зеркале, эмоционально реагировать на собственное отражение
  3. Иметь представления о собственном теле, частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), частях лица (глаза, нос, рот, уши)
  4. Выполнять простейшую инструкцию по изменению положения тела, позы («Подними руку», «Посмотри на…» и пр.)
  5. Обслуживать себя: принимать пищу, пить, одеваться, раздеваться и пр.
  6. Соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (мытье рук, вытирание рук влажной салфеткой, расчесывание, прием пищи)

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. В индивидуальном учебном плане на его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», ПРЕДМЕТ «ЧЕЛОВЕК» (62 часа)

Содержание

Кол-во занятий

Тема

Дата провед.

Первое полугодие, I четверть  (18 часов)

Представления о себе

Узнавание собственного имени. Эмоциональное реагирование на собственное имя. Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней)

4

  1. Меня зовут…
  2. Кто это? Где наша?..
  3. Игра «Отзовись, С…». «Кто зовет меня? Агу!»
  4. Потешка «Здравствуй, здравствуй…» Игра «Придет киска не спеша».

03.09.2018

07.09.2018

10.09.2018

14.09.2018

Зеркало. Идентификация собственного отражения в зеркале. Эмоциональное реагирование на собственное отражение.

2

  1. Зеркало. Игра «Это я!»
  2. Игры «Посмотри на себя», «Чье это отражение?»

17.09.2018

21.09.2018

Знакомство с собственным телом на основе совместных с педагогом действий. Формирование представлений о частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги).

2

  1. Мое тело. Потешки «Паучок, паучок», «Потягунюшки, порастунюшки»
  2. Голова и шея. Потешки «Носик, носик»,  «Ротик мой умеет кушать».

24.09.2018

28.09.2018

Семья

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.

1

  1. Мама и дочка

01.10.2018

Гигиена тела

Мытье рук (действуя совместно, а затем с помощью педагога): намачивание рук, удержание рук под струей воды, намыливание рук, смывание мыла с рук, вытирание рук.

5

  1. Умывание. «Теплою водою руки чисто мою»
  2. Потешки «Водичка, водичка…», «Полотенчиком пушистым»
  3. Мыло и вода. Р.Куликова «Мыло». Игра «Мыльные ладошки».
  4. Игра «Чистое лицо». Потешка «Кран, откройся!»
  5. Полотенце. Игра «Умывание». П.Синявский «Кто не умывается».

05.10.2018

08.10.2018

12.10.2018

15.10.2018

19.10.2018

Влажные салфетки. Вытирание рук влажной салфеткой (действуя совместно или с помощью педагога).

2

  1. Влажные салфетки. Игра «Чистые ладошки»
  2. Потешка «Ладушки, ладушки…»

22.10.2018

26.10.2018

Расческа. Расчесывание (действуя совместно или с помощью педагога).

2

  1. Расческа. «Петя-Петя-Петушок, Подари мне гребешок»
  2. Игра «Прическа», потешка «Уж я косу заплету»

29.10.2018

02.11.2018

Осенние каникулы 05.11.2018 – 11.11.2018

Первое  полугодие,  II четверть (14 часов)

Обращение с одеждой и обувью

Узнавание (различение), действуя совместно с педагогом, предметов одежды: майка, трусы. Формирование представлений о назначении предметов одежды.

3

  1. Игра-потешка «На мою малышку наденем мы штанишки»
  2. Упр.  «Снимаем штанишки»
  3. Игра «Надеваем и снимаем штанишки»

12.11.2018

16.11.2018

19.11.2018

Снятие (действуя совместно или с помощью педагога) шапочки: захват за край, стягивание с головы. Надевание (действуя совместно или с помощью педагога) шапочки: захват шапочки за край, натягивание на голову.

2

  1. Моя шапочка. Стих «Считалочка – одевалочка»
  2. Игра «Снимаем и надеваем»

23.11.2018

26.11.2018

Снятие (действуя совместно или с помощью педагога) колготок: захват за пояс, стягивание брюк. Надевание (действуя совместно или с помощью педагога) колготок: захват за пояс, вставление ноги в одну штанину, вставление ноги в другую штанину, натягивание колготок.

2

  1. Игра «Чьи штанишки?» Упр. «Снимаем и надеваем вместе»
  2. Игра «Одеваемся вместе». Стих «Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться»

30.11.2018

03.12.2018

Прием пищи

Сообщение о желании пить. Питье (действуя с помощью педагога) из кружки: захват кружки, поднесение кружки  ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол.

Использование салфетки во время питья (действуя с помощью педагога).

4

  1. Моя кружка. Игра «Кто выпил водичку?»
  2. Пьем из кружки. Игровое упражнение «Сладкий чай». Стих «Чашкина книжка», П.Синявский
  3. Игра «Компот». Упр. «Я умею пить сама!»
  4. Экскурсия «Столовая»

07.12.2018

10.12.2018

14.12.2018

17.12.2018

Сообщение о желании есть. Еда (действуя с помощью педагога) ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку.  Использование салфетки во время приема пищи (действуя с помощью педагога).

3

  1. Моя ложка. Стих «Я и ложка». Л.Разумова
  2. Упр.  «Вкусная каша». Стих «Кашка вкусная дымится»
  3. Я кушаю сама! Стих «Я обед съедаю сам».

21.12.2018

24.12.2018

28.12.2018

Зимние каникулы 31.12.18 – 13.01.19

Второе полугодие, III четверть (16 часов)

Представления о себе

Узнавание собственного имени. Эмоциональное реагирование на собственное имя.

1

  1. Как тебя зовут? Потешка «Как у нашей девочки»

14.01.2019

Зеркало. Идентификация собственного отражения в зеркале. Эмоциональное реагирование на собственное отражение.

1

  1. Упр. «Кто в зеркале?»

18.01.2019

Знакомство с собственным телом на основе совместных с педагогом действий. Формирование представлений о частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), частях лица (глаза, нос, рот, уши).

1

  1. Лицо.  Игры «Стенка, стенка, потолок»,  «Два пожарника бежали».

21.01.2019

Выполнение (действуя совместно или с помощью педагога) простейшей инструкции по изменению положения тела, позы («Подними руку», «Посмотри на…» и пр.).

1

  1. Игра «Делаем вместе»

25.01.2019

Гигиена тела

Мытье рук (действуя совместно или с помощью педагога): намачивание рук, удержание рук под струей воды, намыливание рук, смывание мыла с рук, вытирание рук.

2

  1. Игра «Чистые руки». «От водички, от водицы»
  2. Игра «Красивые ладошки». «Ай, лады, лады».

28.01.2019

01.02.2019

Умывание (действуя совместно или с помощью педагога): набирание воды в руки, протирание лица, вытирание лица.

2

  1. Умывание. Считалочка – умывалочка
  2. Умывание по алгоритму

04.02.2019

08.02.2019

Прием пищи

Сообщение о желании пить. Питье (действуя с помощью педагога) из кружки: захват кружки, поднесение кружки  ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол. Использование салфетки во время питья (действуя с помощью педагога).

2

  1. Упр. «Хочу пить»
  2. Экскурсия в столовую

11.02.2019

15.02.2019

Дополнительные каникулы:  18.02.19 -  24.02.19

Прием пищи

Сообщение о желании есть. Еда (действуя с помощью педагога) ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи (действуя с помощью педагога).

2

  1. Упр. «Хочу кушать»
  2. Обед. Кушаю сама!

25.02.2019

01.03.2019

Туалет

Сообщение  о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой.

2

  1. Экскурсия «Туалет»
  2. Упр. «Хочу в туалет». Жест и символ.

04.03.2019

11.03.2019

Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

2

  1. Знакомство с алгоритмом действий в туалете (карточки).
  2. Действие по алгоритму в туалете

15.03.2019

18.03.2019

Весенние каникулы 22.03.19 – 31.03.19

Второе полугодие, IV четверть (14 часов)

Гигиена тела

Влажные салфетки. Вытирание рук влажной салфеткой (действуя под контролем  педагога).

1

  1. Упр. «Салфетка». «Олины помощники». Е.Карганова.

01.04.2019

Формирование умения смешивать воду до комфортной температуры

2

  1. Смешивание воды до комфортной температуры
  2. Потешка «Льется теплая водица»

05.04.2019

08.04.2019

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица)

1

  1. Мытье и вытирание лица.

12.04.2019

Обращение с одеждой и обувью

Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги, ботинки);

знание назначения видов обуви (домашняя, выходная).

2

  1. Моя обувь
  2. Игра «Обувной магазин»

15.04.2019

19.04.2019

Формирование умения снимать обувь (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка)

2

  1. Снятие сапог
  2. Снятие ботинок

22.04.2019

26.04.2019

Приём пищи

Формирование умения наливать жидкость в кружку (наливая сок, воду и др. из коробки, бутылки, чайника и т.п. ребенок ставит кружку на стол и наливает жидкость до определенного уровня (метки на кружке), не проливая. Потом ребенок учится наполнять кружку, ориентируясь на край кружки/ в соответствии со своим желанием (наливать столько жидкости, сколько хочет выпить).

2

  1. Наливание жидкости в кружку
  2. Упр. «Наливай и пей сама»

29.04.2019

06.05.2019

Формирование умения есть ложкой - захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку.

2

  1. Упр.  «Ем ложкой сама»
  2. Я кушаю сама!

13.05.2019

17.05.2019

Туалет

Сообщение  о желании сходить в туалет.

1

  1. Жест и символ «Хочу в туалет»

20.05.2019

24.05.2019

Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

1

  1. Соблюдение последовательности действий в туалете

Предмет «Графика и письмо»

Цель: воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими; расширение круга общения; обучение восприятию и пониманию выразительных движений и естественных жестов, мимики и эмоциональных состояний человека; создание условий для совершенствования средств общения.

Задачи:

  • организовать речевую среду;
  • стимулировать  речевую активность  учащихся;
  • активизировать интерес к предметному миру и человеку;
  • формировать элементарные предметные и предметно-игровые действия;
  • создавать условия для развития коммуникативной функции речи;
  • учить понимать соотносящие и указательные жесты;
  • учить правильно удерживать карандаш, кисть и пр.;
  • учить создавать элементарные изображения с помощью разных изобразительных средств;
  • развивать мелкую моторику, координацию движений;
  • формировать доступные графические умения и навыки.

Возможные (ожидаемые) результаты на конец учебного года:

Личностные:

  • положительное отношение к урокам;
  • проявление интереса к объектам и явлениям окружающего природного мира;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке.

Предметные:

В зависимости от психофизических возможностей учащийся должен с помощью или совместно с учителем уметь:

  1. Фиксировать взгляд на объекте.
  2. Рассматривать и перемещать предмет.
  3. Выполнять упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание.
  4. Играть в элементарные конструктивные игры с кубиками и сборно-разборными игрушками.
  5. Играть с природным материалом.
  6. Наблюдать за созданием простого графического изображения игрушки.
  7. Соотносить реальные предметы и их изображения.
  8. Наблюдать за созданием простого графического изображения игрушки.
  9. Наблюдать и эмоционально реагировать на нарисованные учителем яркие пятна, мазки, штрихи.
  10. Рисовать цветные пятна, хаотичные линии с помощью пальчиковых или обычных красок рукой, губкой, большой кистью.
  11. Играть с музыкальными игрушками (погремушки, бубен, барабан, музыкальный молоточек).
  12. Качаться, прыгать на мячах-хопах (фитбол) с речевым и музыкальным сопровождением.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРЕДМЕТ «ГРАФИКА И ПИСЬМО» (31 час)

Содержание

Кол-во занятий

Тема

Дата провед.

Первое полугодие, I четверть  (9 часов)

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Привлечение внимания к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон ученицей совместно с учителем.

3

  1. Упр. на фиксацию взгляда на объекте
  2. Игра «Следи за игрушкой»
  3. Игры с пирамидкой

06.09.2018

13.09.2018

20.09.2018

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, с помощью учителя, по возможности, по подражанию).

2

  1. Игра «Где же наши ручки?»
  2. Упражнение «Кулак - ладонь»

27.09.2018

04.10.2018

Упражнения с природным материалом: «Раскопки» и пр.

2

  1. Упр. «Карандаши ставим в карандашницу»
  2. Игры с песком

11.10.2018

18.10.2018

«Рисуночное письмо»

Рисование учителем для ученицы простых предметных изображений игрушек: мяч, кубик, ведерко и пр. Игры на соотнесение реальных предметов и их изображений: подкладывание, демонстрация с использованием указательного жеста, называние учителем или учащимися с использованием доступных средств общения.

2

  1. Разноцветные кляксы
  2. Упр. «Покажи, что нарисовано»

25.10.2018

01.11.2018

Осенние каникулы 05.11.2018 – 11.11.2018

Первое  полугодие,  II четверть (7 часов)

«Рисуночное письмо»

Рисование учителем для ученицы простых предметных изображений игрушек: мяч, кубик, ведерко и пр. Игры на соотнесение реальных предметов и их изображений: подкладывание, демонстрация с использованием указательного жеста, называние учителем или учащейся с использованием доступных средств общения.

1

  1. Игра «Найди и покажи»

15.11.2018

Демонстрация учителем примеров рисования красками: «Дорожка для машины», «Капельки» и пр. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания.

1

  1. Волшебные пятна

22.11.2018

Ритмические упражнения

Совместные с учителем игры с музыкальными игрушками (погремушки, бубен, барабан, музыкальный молоточек).

3

  1. Музыкальный молоток
  2. Игрушки-погремушки. «Мне купили погремушку»
  3. Металлофон и барабан

29.11.2018

06.12.2018

13.12.2018

Качание на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением с поддержкой педагогом.

2

  1. Игра с фитболом
  2. Упражнение «Кати мяч»

20.12.2018

27.12.2018

Зимние каникулы 31.12.2018 – 13.01.2019

Второе полугодие, III четверть, 9 часов

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Привлечение внимания к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон учениками совместно с учителем.

1

  1. Игра «Найди, что скажу»

17.01.2019

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, с помощью учителя, по возможности, по подражанию).

1

  1. Игры с прищепками

24.01.2019

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: элементарные игры с кубиками, пирамидками и пр.

2

  1. Кубик на кубик
  2. Дорожка из кубиков

31.01.2019

07.02.2019

Упражнения с природным материалом и предметами-орудиями: «Раскопки», «Прищепки», «Переливание из одного сосуда в другой» и т. п.

1

  1. Упр. «Переливание из чайника в чашку», «Выжимание губки»

14.02.2019

Дополнительные каникулы 18.02.19 – 24.02.19

«Рисуночное письмо»

Демонстрация учителем примеров рисования красками: «Дорожка для машины», «Капельки» и пр. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами.

1

  1. Совместное рисование «Капельки»

28.02.2019

Игры с красками (совместно с учителем): создание цветных пятен и проведение хаотичных линий большой кистью, губкой, рукой. Последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (тучами, животными и пр.). Называние их учителем.

3

  1. Рисуем ладошкой
  2. Рисование валиком
  3. Рисование пальчиками

07.03.2019

14.03.2019

21.03.2019

Весенние каникулы 22.03.2019 – 31.03.2019

Второе  полугодие,  IV четверть, 7 часов

«Рисуночное письмо»

Игры с красками (совместно с учителем): создание цветных пятен и проведение хаотичных линий большой кистью, губкой, рукой. Последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (тучами, животными и пр.). Называние их учителем.

4

  1. Игра «Каляка - маляка»
  2. Оттиски штампами
  3. Картинки из ладошки
  4. Упражнение «Дорожки для пальчиков»

04.04.2019

11.04.2019

18.04.2019

25.04.2019

Ритмические упражнения

Совместные с учителем игры с музыкальными игрушками (погремушки, бубен, барабан, музыкальный молоточек).

2

  1. Игра с музыкальными игрушками
  2. Игра с барабаном. Фиксипелки: Барабан

16.05.2019

23.05.2019

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Динамика обучения оценивается 2 раза в год (в конце I полугодия и в конце учебного года) на основании педагогического наблюдения за деятельностью и поведением ребенка во время учебных занятий и режимных моментов, отметок по текущему мониторингу усвоения отдельных тем, разделов, поведения во время занятий и пр.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР

Организация ухода и присмотра

Кормление, одевание, раздевание, совершение гигиенических процедур, кормление и оказание помощи в приеме пищи, контроль за внешним видом ребенка – ответственный: младший медперсонал.

Выполнение назначений врача по приему лекарств, медицинских процедур –  ответственный: медперсонал.

Придание правильной позы ребенку, смена положений тела в течение учебного дня –  ответственный: учитель.

Осуществление присмотра в течение учебного дня – ответственный: учитель, соцработник, медперсонал.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ

  1. Индивидуальные средства реабилитации в соответствии с ИПР: ортопедический аппарат для туловища и нижних конечностей, ортезы, ортопедическая обувь, коляска, ходунки, туторы, подгузники.
  2. Разнообразные резиновые, пластмассовые, мягкие игрушки, в том числе: музыкальные; сборно-разборные; куклы и антропоморфные игрушки разных размеров; игрушки, изображающие животных.
  3. Демонстрационные и раздаточные карточки с изображением различных предметов и игрушек.
  4. Зеркало.
  5. Фотографии ребенка, мамы.
  6. Натуральные предметы для использования в простейших играх (предметы гигиены, посуда, одежда, обувь и пр.).
  7. Настольная ширма.
  8. Емкости с песком, водой.
  9. Флюгеры, ветряные вертушки.
  10. Фонарики, свечка, лазерная указка.
  11. ТСО: ноутбук, видео и аудио записи на электронных носителях (детские песенки, физминутки, картинки, иллюстрации к стихотворениям и потешкам и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося (СИПР)

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса, составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы,  согласно требованиям ФГОС О с у/о...

Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обучающегося 1 класса с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15501419","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обуч...

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося индивидуально на дому

Предназначеена для учителей, работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...