Специальная индивидуальная программа развития обучащейся 1 дополнительного класса
рабочая программа
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
СИПР составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития» (вариант 2); Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г.
В структуре СИПР: общие сведения об учащемся, в том числе характеристика; поясниттельная записка, индивидуальный учебный план. содержание программ, календарно-тематический план, средства мониторинга и оценки динамики обучения; условия реализации СИПР, перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_1dop.klass_.docx | 77.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
государственное образовательное учреждение Тульской области
«!!!!!!школа для обучающихся с ОВЗ»
Принято Утверждаю
педагогическим советом Директор школы
протокол №__ от ___.___.2018г. приказ №___ от ___.___.2018г.
Специальная индивидуальная программа развития
обучащейся 1 дополнительного класса С.Е.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(надомное обучение)
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель Лямкина С.В.
2018-2019
1. Общие сведения о ребёнке
Ф.И.О.
Дата рождения
Сведения о родителях:
Заключение по протоколу ПМПК
Заключение:
Образовательная программа: АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соотв. с ИПР. ФГОС, 2 вариант (СИПР, индивидуально)
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года
В сентябре 2018 года С зачислена в 1 б дополнительный класс в ГОУ ТО "!!!!!! школа для обучающихся с ОВЗ" на надомное обучение (в соответствии с медицинской справкой).
Социальная картина:
Данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка. С. сидит в коляске с фиксацией, самостоятельно удерживать позу не может. Девочка 1,5 - 2 минуты стоит у опоры с поддержкой и фиксацией стоп в туторах. Руками действует ограниченно, может непродолжительно удерживать предметы, тянуть их в рот, постукивать ими. Сенсорными эталонами не владеет, обследовательские действия не производит. Не сопоставляет фактуру, форму и другие признаки предметов.
Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами. С. часто сидит отрешенно, но при этом прислушивается к происходящему. Если ей что-то не нравится, она кричит. Может без видимой причины отказываться от занятий и взаимодействия с взрослым.
Базовые учебные действия не сформированы.
Коммуникативные возможности (речь и общение): С. не разговаривает, только кричит, выражая неудовольствие или дискомфорт. Средства альтернативной и дополнительной коммуникации не использует. В настоящее время возможен только эмоциональный контакт. Игровая деятельность: не проявляет интереса к игрушкам. Берет в руки, подносит ко рту, облизывает, нюхает и выбрасывает или выполняет неспецифические манипуляции.
Деятельность на уровне манипуляций. Предметные манипуляции совершает без учета способов культурного употребления предметов.
Навыками саамообслуживания не владеет. Бытовая и трудовая деятельность отсутствуют.
Математические представления отсутствуют.
Представления об окружающем мире (о себе, ближайшем окружении, природном, растительном, социальном мире): себя в зеркале и на фото не узнает. Различает взрослых, осуществляющих уход, педагога группы.
Поведение и личностные качества: в общественных местах может находиться только в сопровождении взрослого, поведение неадекватное. К общению со сверстниками интереса не проявляет, слабо реагирует на внимание взрослого.
Особенности поведения: проявляет самоагрессию.
Потребность в уходе: нуждается в полном постоянном уходе и присмотре.
Выводы:
Приоритетные образовательные области:
Язык и речевая практика (предмет «Речь и альтернативная коммуникация»);
Математика (предмет «Математические представления»);
Окружающий мир (предмет «Человек», предмет «Окружающий природный мир»);
предмет «Графика и письмо».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
СИПР составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития» (вариант 2); Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации СИПР - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося, для достижения ребенком с ТМНР максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Формы работы определяются целями уроков, в целях социальной адаптации ребенка используются разнообразные экскурсии (по учреждению, территории дома-интерната и вне ее), уроки-практикумы (в том числе, в условиях специализированных помещений). Обеспечивается потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например, использование массажных мячей, реальных предметов, предметных алгоритмов, внешних стимулов и т.п.). Работа на уроках организуется таким образом, чтобы достичь максимальной активности. Для этого используются занимательные и игровые материалы, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Учебная деятельность строится на основе предметно-практической и игровой деятельности.
Темы уроков по каждому из предметов интегрируются с содержанием уроков по остальным предметам учебной программы.
Исходя из особенностей психофизического развития ребенка, во время урока используются ортопедический аппарат для туловища и нижних конечностей, ходунки и другие средства ИПР. Учебные задания строятся таким образом, чтобы стимулировать ученика к самостоятельной смене положения тела, перемещению в пространстве доступным способом. В уроки включается так же работа по формированию и развитию жизненно необходимые двигательных умений и навыков.
3. Индивидуальный учебный план
Учебный предмет | Количество уроков в неделю |
Речь и альтернативная коммуникация | 3 урока |
Математические представления | 2 урока |
Человек | 2 урока |
Окружающий природный мир | 1 урок |
Графика и письмо | 1 урок |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ
Предметная область «Язык и речевая практика»
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
Цель: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета
В разделе "Коммуникация":
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средств коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- развитие ручной и мелкой моторики,
- обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,
- формирование элементарных графо моторных умений,
- развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Динамика обучения оценивается 2 раза в год (в конце I полугодия и в конце учебного года) на основании педагогического наблюдения за деятельностью и поведением ребенка во время учебных занятий и режимных моментов, отметок по текущему мониторингу усвоения отдельных тем, разделов, поведения во время занятий и пр.
Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.
У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:
личностные:
- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия
- двигательные и мимические проявления,
- выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым
- зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.
Предметные:
- проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.
Базовые учебные действия
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:
- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА», ПРЕДМЕТ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (93 часа)
Содержание | Тема | Кол-во занятий | Дата провед. |
I четверть – 9 недель, 27 часов | |||
Этап СИПР (направление Учитель и ученик): формирование эмоционально-личностного контакта учителя с обучающимся, закрепление эмоционально-личностного общения и формирование ситуативно – делового общения учителя с обучающимся (86 часов). | |||
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия. Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением. |
| 6 | 03.09.18 06.09.18 07.09.18 10.09.18 13.09.18 14.09.18 |
2. Приветствие сказочных персонажей Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию со сказочным персонажем, фиксация и прослеживание взором за движениями и действиями взрослого с персонажами, реагирование (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие со сказочными персонажами; использование руки для приветствия сказочных персонажей. Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия. |
| 10 | 17.09.18 20.09.18 21.09.18 24.09.18 27.09.18 28.09.18 01.10.18 04.10.18 05.10.18 08.10.18 |
3. Я и моё имя, моя фотография Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительно-ласкательные его формы; использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на фотографии. Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением. |
| 6 | 11.10.18 12.10.18 15.10.18 18.10.18 19.10.18 22.10.18 |
4. Моя любимая игрушка Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания. Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом, действием), выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий с сюжетными игрушками. |
| 5 | 25.10.18 26.10.18 29.10.18 01.11.18 02.11.18 |
Осенние каникулы 05.11.18 – 11.11.18 | |||
II четверть - 7 недель, 21 час | |||
4. Моя любимая игрушка Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания. Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом, действием), выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий с сюжетными игрушками. |
| 7 | 12.11.18 15.11.18 16.11.18 19.11.18 22.11.18 23.11.18 26.11.18 |
5. Моя любимая сказка, драматизация сказки Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий. Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета сказки разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по показу и подражанию, самостоятельные действия). |
| 10 | 29.11.18 30.11.18 03.12.18 06.12.18 07.12.18 10.12.18 13.12.18 14.12.18 17.12.18 20.12.18 |
6. Моя любимая игра Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий. Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными, невербальными, альтернативными). |
| 4 | 21.12.18 24.12.18 27.12.18 28.12.18 |
Зимние каникулы 31.12.18 – 13.01.19 | |||
III четверть – 9 недель, 25 часов | |||
6. Моя любимая игра Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий. Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными, невербальными, альтернативными). |
| 10 | 14.01.19 17.01.19 18.01.19 21.01.19 24.01.19 25.01.19 28.01.19 31.01.19 01.02.19 04.02.19 |
7. Мои желания Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др. Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д. Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий. |
| 5 | 07.02.19 08.02.19 11.02.19 14.02.19 15.02.19 |
Дополнительные каникулы 18.02.19 – 24.02.19 | |||
7. Мои желания Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др. Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д. Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий. |
| 5 | 25.02.18 28.02.19 01.03.19 04.03.19 07.03.19 |
8. Мне нравится Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации. Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.). Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий. |
| 5 | 11.03.19 14.03.19 15.03.19 18.03.19 21.03.19 |
Весенние каникулы 22.03.19 – 31.03.19 | |||
IV четверть, 8 недель, 20 часов | |||
8. Мне нравится Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации. Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.). Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий. |
| 7 | 01.04.19 04.04.19 05.04.19 08.04.19 11.04.19 12.04.19 15.04.19 |
Этап СИПР (направление: ученик – учитель – сверстник): закрепление ситуативно – делового общения обучающихся с учителем и формирование ситуативно-делового интереса к сверстнику (13 часов). | |||
9. Приветствие сверстника (узнавание) Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для приветствия. Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение целенаправленных действий с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в играх с мячом. Выбор пишущего предмета (мелков) для предметного изображения. |
| 2 | 18.04.19 19.04.19 |
10. Имена сверстников Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами; называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание и называние имен сверстников по фотографиям. Узнавание сверстников и называние их имен по фотографиям, выбор и приглашение сверстника для совместной игры. Выполнение элементарных графических заданий |
| 2 | 22.04.19 25.04.19 |
11. Игрушки нашего класса Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек; выполнение совместных предметно-игровых действий с игрушками в сопровождении речевого высказывания; совершение обмена игрушками со сверстниками с использованием доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием). Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях. Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения. |
| 4 | 26.04.19 29.04.19 06.05.19 13.05.19 |
12. Вместе слушаем сказки Прослушивание сказок совместно с одноклассниками, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий. Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом, действием) к обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета сказки в соответствии с ролями персонажей разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями). Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.). |
| 6 | 16.05.19 17.05.19 20.05.19 23.05.19 24.05.19 |
Предметная область «Математика»
Предмет «Математические представления»
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни; создание условий для успешного сенсорного развития; коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей ребенка.
Задачи:
- Развитие двигательного и конструктивного праксиса
- Учить, действуя совместно с педагогом, ориентироваться в расположении частей собственного тела и лица
- Учить, действуя совместно с педагогом, захватывать различные предметы
- Учить, действуя совместно с педагогом, поднимать и класть различные предметы
- Учить, действуя совместно с педагогом, обследовать предметы
- Учить, действуя совместно с педагогом, играть с музыкальными игрушками (погремушкой, бубном, игрушками с крупными звуковыми кнопками)
- Учить, действуя совместно с педагогом, нанизывать кольца на стержень пирамидки
- Учить, действуя совместно с педагогом, строить из кубиков башню, дорожку
- Сенсорное развитие
- Создать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности
- Учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона
- Обогащать сенсорный опыт (твердое, мягкое; гладкое, пушистое; мокрое, сухое; тихое, громкое; сладкое, соленое)
- На основе обследования и совместных с педагогом игровых действий с предметами формировать представление о сенсорных эталонах формы (шар, куб), цвета (основные цвета), величины (большой, маленький)
- Элементарные математические представления о форме, величине, удаленности
- Учить, действуя совместно с педагогом, сравнивать предметы по форме (шар, куб)
- Учить, действуя совместно с педагогом, сравнивать предметы по величине (большой, маленький)
- Учить, действуя совместно с педагогом, сравнивать предметы по удаленности (далеко, близко)
Возможные (ожидаемые) результаты на конец учебного года:
Личностные:
- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
- двигательные и мимические проявления,
- выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым
- зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого,
- доброжелательное отношение к учителю,
- соблюдение правил поведения на уроке.
Предметные:
В зависимости от психофизических возможностей учащийся должен с помощью или совместно с учителем уметь:
- Ориентироваться в расположении частей собственного тела
- Захватывать, поднимать и класть, обследовать различные предметы
- Играть с музыкальными игрушками (погремушкой, бубном, игрушками с крупными звуковыми кнопками)
- Двигаться за ориентиром (игрушкой)
- Нанизывать кольца на стержень пирамидки, строить из кубиков башню, дорожку
- Воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона
- Иметь представление о сенсорных отличиях предметов (твердое, мягкое; гладкое, пушистое; мокрое, сухое; тихое, громкое; сладкое, соленое)
- Сравнивать предметы по форме (шар, куб), по величине (большой, маленький)
Базовые учебные действия
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:
- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Математические представления и конструирование» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА», ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» (62 часа)
Содержание | Кол-во занятий | Тема | Дата провед. |
Первое полугодие, I четверть (18 часов) | |||
Количественные представления | |||
Нахождение одинаковых предметов. Подбор и группировка знакомых детям одинаковых предметов (без учета ихмпризнаков (цвета, формы, величины),затем однородных предметов, различных по одному признаку. Формируемые понятия: такой же, одинаковый. | 3 |
| 03.09.2018 07.09.2018 10.09.2018 |
Разъединение множеств. Ребенок учится разъединять множество, отодвигая по одному несколько предметов (выполняется инструкция «Отодвинь»). Работа ведется на разнородных предметах, однородных предметах, на однородных предметах, различных по одному и нескольким признакам. Формируемые понятия: множество. | 3 |
| 14.09.2018 17.09.2018 21.09.2018 |
Объединение предметов в единое множество. Для объединения предметов в единое множество ребенок учится собирать вместе (в кучку) разложенные на столе предметы (выполняется инструкция «Придвинь»). Работа ведется на однородных предметах, на однородных предметах, различных по одному и нескольким признакам, на разнородных предметах. Формируемые понятия: множество | 3 |
| 24.09.2018 28.09.2018 01.10.2018 |
Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Формирование понятий «один» - «много», «мало» - «много». Формируемые понятия: множество, один, много, мало, пусто | 3 |
| 05.10.2018 08.10.2018 12.10.2018 |
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Сравнение контрастных по количеству множеств: много – мало. Работа с предметами и неисчисляемыми множествами (песком, водой). Формируемые понятия: мало, много. | 3 |
| 15.10.2018 19.10.2018 22.10.2018 |
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). | 3 |
| 26.10.2018 29.10.2018 02.11.2018 |
Осенние каникулы 05.11.2018 – 11.11.2018 | |||
Первое полугодие, II четверть (14 часов) | |||
Представления о форме | |||
Формирование представлений о шаре и кубе, круге и квадрате на основе практических действий. Игры на узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб»; соотнесение формы предметов с геометрическими телами. развитие представлений о форме: «Кати мяч», «Катится – не катится» и др. | 10 |
| 12.11.2018 16.11.2018 19.11.2018 23.11.2018 26.11.2018 30.11.2018 03.12.2018 07.12.2018 10.12.2018 14.12.2018 |
Соотнесение знакомых предметов с геометрическими формами. | 4 |
| 17.12.2018 21.12.2018 24.12.2018 28.12.2018 |
Зимние каникулы 31.12.2018 – 13.01.2019 | |||
Второе полугодие, III четверть (18 часов) | |||
Пространственные представления | |||
Ориентация в расположении частей тела на себе: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация в расположении частей лица на себе: глаза, нос, рот, уши. Затем то же на другом человек, кукле. | 8 |
| 14.01.2019 18.01.2019 21.01.2019 25.01.2019 28.01.2019 01.02.2019 04.02.2019 08.02.2019 |
Нахождение предмета в пространстве. Захват предмета (действуя совместно или с помощью педагога). Выделение отдельных предметов в окружающем пространстве, определение и изменение их месторасположения. Конструктивные игры с кубиками: башня, дорожка. | 2 |
| 11.02.2019 15.02.2019 |
Дополнительные каникулы: 18.02.2019 - 24.02.2019 | |||
Пространственные представления | |||
Нахождение предмета в пространстве. Захват предмета (действуя совместно или с помощью педагога). Выделение отдельных предметов в окружающем пространстве, определение и изменение их месторасположения. Конструктивные игры с кубиками: башня, дорожка. | 3 |
| 25.02.2019 01.03.2019 04.03.2019 |
Перемещение в пространстве в заданном направлении (действуя совместно, с помощью педагога или самостоятельно) с использованием стимулирующей игрушки: движение к игрушке со звуковым или световым эффектом; погремушка (движения кистью руки вверх-вниз); бубен (движения рукой вверх и вниз, удар по бубну); детское музыкальное пианино (движения кистью рук, нажатие пальцем на клавишу) и пр. | 1 |
| 11.03.2019 |
Составление предмета из нескольких частей (действуя совместно или с помощью педагога). Игры с пирамидкой (снятие и нанизывание колец). | 2 |
| 15.03.2019 18.03.2019 |
Весенние каникулы 22.03.2019 – 31.03.2019 | |||
Второе полугодие, IV четверть - 14 часов | |||
Представления о величине | |||
Формирование представлений о величине: «большой», «маленький» на основе практических действий. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Игры на развитие представлений о величине. | 10 |
| 01.04.2019 05.04.2019 08.04.2019 12.04.2019 15.04.2019 19.04.2019 22.04.2019 26.04.2019 29.04.2019 06.05.2019 |
Временные представления | |||
Формирование представлений о частях суток, порядке их следования | 4 |
| 13.05.2019 17.05.2019 20.05.2019 24.05.2019 |
Предметная область «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий природный мир»
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к
- явлениям природы);
- развивать сенсорно-перцептивные способности: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- формировать временные представления;
- формировать элементарные представления о растительном и животном мире;
- формировать представления о труде людей по уходу за домашними животными и растениями, доступные трудовые умения и навыки;
- воспитывать интерес к природе, бережное и гуманное отношение к ней.
Возможные (ожидаемые) результаты на конец учебного года:
Личностные:
- положительное отношение к урокам;
- проявление интереса к объектам и явлениям окружающего природного мира;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке.
Предметные:
В зависимости от психофизических возможностей учащийся, должен с помощью или совместно с учителем уметь:
- Иметь представления о частях растений, о частях тела животных и птиц.
- Узнавать по внешнему виду, запаху, вкусу яблоко, грушу.
- Узнавать по внешнему виду, запаху, вкусу морковь, капусту, лук.
- Узнавать цветочно-декоративные растения (тюльпан).
- Узнавать травянистые растения (одуванчик).
- Узнавать деревья (ель, ива; яблоня).
- Узнавать животных (кот, собака, лошадь; лиса, заяц).
- Узнавать птиц (петух, курица).
- Узнавать солнце, определять его месторасположение.
- Узнавать воду; песок.
- Узнавать явления природы (дождь, снег).
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. В индивидуальном учебном плане на его изучение отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», ПРЕДМЕТ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» (31 час)
Содержание | Кол-во занятий | Тема | Дата провед. |
Первое полугодие, I четверть (9 часов) | |||
Временные представления | |||
Формирование элементарных представлений о частях суток, времени года. Узнавание (различение) частей суток (день, ночь); соотнесение частей суток с видами деятельности; представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь); | 2 |
| 06.09.2018 13.09.2018 |
Животный мир | |||
Формирование представлений, действуя совместно с педагогом, о частях тела животных. Узнавание, различение домашних животных (кот, собака, лошадь). Кормление животных во время экскурсий. Имитационные и звукоподражательные игры, отражающие повадки животных. Чтение потешек, песенок и стихотворений о животных. | 2 |
| 20.09.2018 27.09.2018 |
Объекты природы | |||
Узнавание (различение), действуя совместно с педагогом, явлений природы, (солнце, определение его месторасположения, дождь). Иигры-имитации. Чтение потешек, песенок и стихотворений о солнце. | 2 |
| 04.10.2018 11.10.2018 |
Растительный мир | |||
Узнавание, различение деревьев (ель, ива, яблоня). Узнавание, различение фруктов и овощей по внешнему виду, запаху, вкусу (яблоко, груша; морковь, огурец). | 3 |
| 18.10.2018 25.10.2018 01.11.2018 |
Осенние каникулы 05.11.2018 – 11.11.2018 | |||
Первое полугодие, II четверть (7 часов) | |||
Объекты природы | |||
Элементарные представления о небе и земле, знакомится с месторасположением земли и неба, объектами, которые находятся на земле и небе (на земле – трава, животные, деревья, дома, человек; на небе – солнце, облака). | 1 |
| 15.11.2018 |
Временные представления | |||
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, листопад, ветер, заморозки); | 1 |
| 22.11.2018 |
Животный мир | |||
Формирование представлений о частях тела животных на основе совместных практических действий. Узнавание, различение домашних животных (кот, собака, лошадь). Кормление животных во время экскурсий. Имитационные и звукоподражательные игры, отражающие повадки животных. Чтение потешек, песенок и стихотворений о животных. | 4 |
| 29.11.2018 06.12.2018 13.12.2018 20.12.2018 |
Растительный мир | |||
Узнавание, различение деревьев (ель, береза). | 1 |
| 27.12.2018 |
Зимние каникулы 31.12.2018 – 13.01.2019 | |||
Второе полугодие, III четверть (9 часов) | |||
Временные представления | |||
Узнавание (различение) явлений природы (снег) на основе совместных с педагогом действий. Соотнесение явлений природы со временем года. Имитационные игры. Чтение потешек, песенок и стихотворений о явлениях природы. | 1 |
| 17.01.2019 |
Объекты природы | |||
Узнавание (различение) воды, песка на основе совместных с учителем действий. Совместные с педагогом игры с песком и водой. | 3 |
| 24.01.2019 31.01.2019 07.02.2019 |
Растительный мир | |||
Узнавание (различение) комнатных растений, уход за ними. | 1 |
| 14.02.2019 |
Дополнительные каникулы 18.02.19 – 24.02.19 | |||
Животный мир | |||
Формирование представлений о строении птицы на примере попугая. Отличие птицы от других представителей животного мира. Узнавание, различение домашних птиц (петух, курица). Кормление птиц во время экскурсий. Имитационные и звукоподражательные игры, отражающие повадки птиц. Чтение потешек, песенок и стихотворений о птицах. | 4 |
| 28.02.2019 07.03.2019 14.03.2019 21.03.2019 |
Весенние каникулы 22.03.2019 – 31.03.2019 | |||
Второе полугодие, IV четверть (6 часов) | |||
Временные представления | |||
Узнавание (различение) явлений природы (капель) на основе совместных с педагогом действий. Соотнесение явлений природы со временем года. Имитационные игры. Чтение потешек, песенок и стихотворений о явлениях природы. | 1 |
| 04.04.2019 |
Животный мир | |||
Формирование представлений о частях тела животных на основе совместных практических действий. Узнавание, различение домашних животных (кот, собака, лошадь). Кормление животных во время экскурсий. | 1 |
| 11.04.2019 |
Объекты природы | |||
Формирование представления о Солнце как источнике тепла и света, знакомство со значением солнца в жизни человека и в природе. Чтение потешек, песенок и стихотворений о явлениях природы. | 1 |
| 18.04.2019 |
Растительный мир | |||
Формирование представлений о растениях (деревья, трава, цветы). Знакомство с весенними цветами – мать-и-мачеха, тюльпан. | 2 |
| 25.04.2019 16.05.2019 |
Временные представления | |||
Узнавание (различение) явлений природы на основе совместных с педагогом действий. Соотнесение явлений природы со временем года. Чтение потешек, песенок и стихотворений о явлениях природы. | 1 |
| 23.05.2019 |
Предметная область «Окружающий мир»
Предмет «Человек»
Цель: формирование представлений о себе как «Я», своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи:
- Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других
- Стимулировать и поощрять эмоциональную реакцию на собственное имя
- Познакомить с зеркалом, учить узнавать собственное отражение в зеркале, стимулировать и поощрять эмоциональную реакцию на собственное отражение
- Формировать на основе совместных действий с педагогом представлений о собственном теле, частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), частях лица (глаза, нос, рот, уши)
- Учить, действуя совместно с педагогом, выполнять простейшую инструкцию по изменению положения тела, позы («Подними руку», «Посмотри на…» и пр.)
- Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
- Учить, действуя совместно с педагогом, обслуживать себя: принимать пищу, пить, одеваться, раздеваться и пр.
- Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
- Учить, действуя совместно с педагогом, соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (мытье рук, вытирание рук влажной салфеткой, расчесывание, прием пищи)
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Туалет».
Возможные (ожидаемые) результаты на конец учебного года:
Личностные:
- положительное отношение к урокам;
- проявление интереса к объектам и явлениям окружающего природного мира;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке.
Предметные:
В зависимости от психофизических возможностей учащийся должен с помощью или совместно с учителем уметь:
- Эмоционально реагировать на собственное имя, выражать эмоции, используя мимику, речевые и двигательные реакции (улыбка, гуление, жестикуляция и пр.).
- Узнавать собственное отражение в зеркале, эмоционально реагировать на собственное отражение
- Иметь представления о собственном теле, частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), частях лица (глаза, нос, рот, уши)
- Выполнять простейшую инструкцию по изменению положения тела, позы («Подними руку», «Посмотри на…» и пр.)
- Обслуживать себя: принимать пищу, пить, одеваться, раздеваться и пр.
- Соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (мытье рук, вытирание рук влажной салфеткой, расчесывание, прием пищи)
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. В индивидуальном учебном плане на его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», ПРЕДМЕТ «ЧЕЛОВЕК» (62 часа)
Содержание | Кол-во занятий | Тема | Дата провед. |
Первое полугодие, I четверть (18 часов) | |||
Представления о себе | |||
Узнавание собственного имени. Эмоциональное реагирование на собственное имя. Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней) | 4 |
| 03.09.2018 07.09.2018 10.09.2018 14.09.2018 |
Зеркало. Идентификация собственного отражения в зеркале. Эмоциональное реагирование на собственное отражение. | 2 |
| 17.09.2018 21.09.2018 |
Знакомство с собственным телом на основе совместных с педагогом действий. Формирование представлений о частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги). | 2 |
| 24.09.2018 28.09.2018 |
Семья | |||
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. | 1 |
| 01.10.2018 |
Гигиена тела | |||
Мытье рук (действуя совместно, а затем с помощью педагога): намачивание рук, удержание рук под струей воды, намыливание рук, смывание мыла с рук, вытирание рук. | 5 |
| 05.10.2018 08.10.2018 12.10.2018 15.10.2018 19.10.2018 |
Влажные салфетки. Вытирание рук влажной салфеткой (действуя совместно или с помощью педагога). | 2 |
| 22.10.2018 26.10.2018 |
Расческа. Расчесывание (действуя совместно или с помощью педагога). | 2 |
| 29.10.2018 02.11.2018 |
Осенние каникулы 05.11.2018 – 11.11.2018 | |||
Первое полугодие, II четверть (14 часов) | |||
Обращение с одеждой и обувью | |||
Узнавание (различение), действуя совместно с педагогом, предметов одежды: майка, трусы. Формирование представлений о назначении предметов одежды. | 3 |
| 12.11.2018 16.11.2018 19.11.2018 |
Снятие (действуя совместно или с помощью педагога) шапочки: захват за край, стягивание с головы. Надевание (действуя совместно или с помощью педагога) шапочки: захват шапочки за край, натягивание на голову. | 2 |
| 23.11.2018 26.11.2018 |
Снятие (действуя совместно или с помощью педагога) колготок: захват за пояс, стягивание брюк. Надевание (действуя совместно или с помощью педагога) колготок: захват за пояс, вставление ноги в одну штанину, вставление ноги в другую штанину, натягивание колготок. | 2 |
| 30.11.2018 03.12.2018 |
Прием пищи | |||
Сообщение о желании пить. Питье (действуя с помощью педагога) из кружки: захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол. Использование салфетки во время питья (действуя с помощью педагога). | 4 |
| 07.12.2018 10.12.2018 14.12.2018 17.12.2018 |
Сообщение о желании есть. Еда (действуя с помощью педагога) ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи (действуя с помощью педагога). | 3 |
| 21.12.2018 24.12.2018 28.12.2018 |
Зимние каникулы 31.12.18 – 13.01.19 | |||
Второе полугодие, III четверть (16 часов) | |||
Представления о себе | |||
Узнавание собственного имени. Эмоциональное реагирование на собственное имя. | 1 |
| 14.01.2019 |
Зеркало. Идентификация собственного отражения в зеркале. Эмоциональное реагирование на собственное отражение. | 1 |
| 18.01.2019 |
Знакомство с собственным телом на основе совместных с педагогом действий. Формирование представлений о частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), частях лица (глаза, нос, рот, уши). | 1 |
| 21.01.2019 |
Выполнение (действуя совместно или с помощью педагога) простейшей инструкции по изменению положения тела, позы («Подними руку», «Посмотри на…» и пр.). | 1 |
| 25.01.2019 |
Гигиена тела | |||
Мытье рук (действуя совместно или с помощью педагога): намачивание рук, удержание рук под струей воды, намыливание рук, смывание мыла с рук, вытирание рук. | 2 |
| 28.01.2019 01.02.2019 |
Умывание (действуя совместно или с помощью педагога): набирание воды в руки, протирание лица, вытирание лица. | 2 |
| 04.02.2019 08.02.2019 |
Прием пищи | |||
Сообщение о желании пить. Питье (действуя с помощью педагога) из кружки: захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол. Использование салфетки во время питья (действуя с помощью педагога). | 2 |
| 11.02.2019 15.02.2019 |
Дополнительные каникулы: 18.02.19 - 24.02.19 | |||
Прием пищи | |||
Сообщение о желании есть. Еда (действуя с помощью педагога) ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи (действуя с помощью педагога). | 2 |
| 25.02.2019 01.03.2019 |
Туалет | |||
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. | 2 |
| 04.03.2019 11.03.2019 |
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук. | 2 |
| 15.03.2019 18.03.2019 |
Весенние каникулы 22.03.19 – 31.03.19 | |||
Второе полугодие, IV четверть (14 часов) | |||
Гигиена тела | |||
Влажные салфетки. Вытирание рук влажной салфеткой (действуя под контролем педагога). | 1 |
| 01.04.2019 |
Формирование умения смешивать воду до комфортной температуры | 2 |
| 05.04.2019 08.04.2019 |
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) | 1 |
| 12.04.2019 |
Обращение с одеждой и обувью | |||
Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги, ботинки); знание назначения видов обуви (домашняя, выходная). | 2 |
| 15.04.2019 19.04.2019 |
Формирование умения снимать обувь (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка) | 2 |
| 22.04.2019 26.04.2019 |
Приём пищи | |||
Формирование умения наливать жидкость в кружку (наливая сок, воду и др. из коробки, бутылки, чайника и т.п. ребенок ставит кружку на стол и наливает жидкость до определенного уровня (метки на кружке), не проливая. Потом ребенок учится наполнять кружку, ориентируясь на край кружки/ в соответствии со своим желанием (наливать столько жидкости, сколько хочет выпить). | 2 |
| 29.04.2019 06.05.2019 |
Формирование умения есть ложкой - захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. | 2 |
| 13.05.2019 17.05.2019 |
Туалет | |||
Сообщение о желании сходить в туалет. | 1 |
| 20.05.2019 24.05.2019 |
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук. | 1 |
|
Предмет «Графика и письмо»
Цель: воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими; расширение круга общения; обучение восприятию и пониманию выразительных движений и естественных жестов, мимики и эмоциональных состояний человека; создание условий для совершенствования средств общения.
Задачи:
- организовать речевую среду;
- стимулировать речевую активность учащихся;
- активизировать интерес к предметному миру и человеку;
- формировать элементарные предметные и предметно-игровые действия;
- создавать условия для развития коммуникативной функции речи;
- учить понимать соотносящие и указательные жесты;
- учить правильно удерживать карандаш, кисть и пр.;
- учить создавать элементарные изображения с помощью разных изобразительных средств;
- развивать мелкую моторику, координацию движений;
- формировать доступные графические умения и навыки.
Возможные (ожидаемые) результаты на конец учебного года:
Личностные:
- положительное отношение к урокам;
- проявление интереса к объектам и явлениям окружающего природного мира;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке.
Предметные:
В зависимости от психофизических возможностей учащийся должен с помощью или совместно с учителем уметь:
- Фиксировать взгляд на объекте.
- Рассматривать и перемещать предмет.
- Выполнять упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание.
- Играть в элементарные конструктивные игры с кубиками и сборно-разборными игрушками.
- Играть с природным материалом.
- Наблюдать за созданием простого графического изображения игрушки.
- Соотносить реальные предметы и их изображения.
- Наблюдать за созданием простого графического изображения игрушки.
- Наблюдать и эмоционально реагировать на нарисованные учителем яркие пятна, мазки, штрихи.
- Рисовать цветные пятна, хаотичные линии с помощью пальчиковых или обычных красок рукой, губкой, большой кистью.
- Играть с музыкальными игрушками (погремушки, бубен, барабан, музыкальный молоточек).
- Качаться, прыгать на мячах-хопах (фитбол) с речевым и музыкальным сопровождением.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРЕДМЕТ «ГРАФИКА И ПИСЬМО» (31 час)
Содержание | Кол-во занятий | Тема | Дата провед. |
Первое полугодие, I четверть (9 часов) | |||
Упражнения для развития тонкой моторики рук | |||
Привлечение внимания к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон ученицей совместно с учителем. | 3 |
| 06.09.2018 13.09.2018 20.09.2018 |
Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, с помощью учителя, по возможности, по подражанию). | 2 |
| 27.09.2018 04.10.2018 |
Упражнения с природным материалом: «Раскопки» и пр. | 2 |
| 11.10.2018 18.10.2018 |
«Рисуночное письмо» | |||
Рисование учителем для ученицы простых предметных изображений игрушек: мяч, кубик, ведерко и пр. Игры на соотнесение реальных предметов и их изображений: подкладывание, демонстрация с использованием указательного жеста, называние учителем или учащимися с использованием доступных средств общения. | 2 |
| 25.10.2018 01.11.2018 |
Осенние каникулы 05.11.2018 – 11.11.2018 | |||
Первое полугодие, II четверть (7 часов) | |||
«Рисуночное письмо» | |||
Рисование учителем для ученицы простых предметных изображений игрушек: мяч, кубик, ведерко и пр. Игры на соотнесение реальных предметов и их изображений: подкладывание, демонстрация с использованием указательного жеста, называние учителем или учащейся с использованием доступных средств общения. | 1 |
| 15.11.2018 |
Демонстрация учителем примеров рисования красками: «Дорожка для машины», «Капельки» и пр. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания. | 1 |
| 22.11.2018 |
Ритмические упражнения | |||
Совместные с учителем игры с музыкальными игрушками (погремушки, бубен, барабан, музыкальный молоточек). | 3 |
| 29.11.2018 06.12.2018 13.12.2018 |
Качание на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением с поддержкой педагогом. | 2 |
| 20.12.2018 27.12.2018 |
Зимние каникулы 31.12.2018 – 13.01.2019 | |||
Второе полугодие, III четверть, 9 часов | |||
Упражнения для развития тонкой моторики рук | |||
Привлечение внимания к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон учениками совместно с учителем. | 1 |
| 17.01.2019 |
Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, с помощью учителя, по возможности, по подражанию). | 1 |
| 24.01.2019 |
Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: элементарные игры с кубиками, пирамидками и пр. | 2 |
| 31.01.2019 07.02.2019 |
Упражнения с природным материалом и предметами-орудиями: «Раскопки», «Прищепки», «Переливание из одного сосуда в другой» и т. п. | 1 |
| 14.02.2019 |
Дополнительные каникулы 18.02.19 – 24.02.19 | |||
«Рисуночное письмо» | |||
Демонстрация учителем примеров рисования красками: «Дорожка для машины», «Капельки» и пр. Пробуждение эмоционального отклика на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами. | 1 |
| 28.02.2019 |
Игры с красками (совместно с учителем): создание цветных пятен и проведение хаотичных линий большой кистью, губкой, рукой. Последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (тучами, животными и пр.). Называние их учителем. | 3 |
| 07.03.2019 14.03.2019 21.03.2019 |
Весенние каникулы 22.03.2019 – 31.03.2019 | |||
Второе полугодие, IV четверть, 7 часов | |||
«Рисуночное письмо» | |||
Игры с красками (совместно с учителем): создание цветных пятен и проведение хаотичных линий большой кистью, губкой, рукой. Последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (тучами, животными и пр.). Называние их учителем. | 4 |
| 04.04.2019 11.04.2019 18.04.2019 25.04.2019 |
Ритмические упражнения | |||
Совместные с учителем игры с музыкальными игрушками (погремушки, бубен, барабан, музыкальный молоточек). | 2 |
| 16.05.2019 23.05.2019 |
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Динамика обучения оценивается 2 раза в год (в конце I полугодия и в конце учебного года) на основании педагогического наблюдения за деятельностью и поведением ребенка во время учебных занятий и режимных моментов, отметок по текущему мониторингу усвоения отдельных тем, разделов, поведения во время занятий и пр.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
Организация ухода и присмотра
Кормление, одевание, раздевание, совершение гигиенических процедур, кормление и оказание помощи в приеме пищи, контроль за внешним видом ребенка – ответственный: младший медперсонал.
Выполнение назначений врача по приему лекарств, медицинских процедур – ответственный: медперсонал.
Придание правильной позы ребенку, смена положений тела в течение учебного дня – ответственный: учитель.
Осуществление присмотра в течение учебного дня – ответственный: учитель, соцработник, медперсонал.
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ
- Индивидуальные средства реабилитации в соответствии с ИПР: ортопедический аппарат для туловища и нижних конечностей, ортезы, ортопедическая обувь, коляска, ходунки, туторы, подгузники.
- Разнообразные резиновые, пластмассовые, мягкие игрушки, в том числе: музыкальные; сборно-разборные; куклы и антропоморфные игрушки разных размеров; игрушки, изображающие животных.
- Демонстрационные и раздаточные карточки с изображением различных предметов и игрушек.
- Зеркало.
- Фотографии ребенка, мамы.
- Натуральные предметы для использования в простейших играх (предметы гигиены, посуда, одежда, обувь и пр.).
- Настольная ширма.
- Емкости с песком, водой.
- Флюгеры, ветряные вертушки.
- Фонарики, свечка, лазерная указка.
- ТСО: ноутбук, видео и аудио записи на электронных носителях (детские песенки, физминутки, картинки, иллюстрации к стихотворениям и потешкам и пр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося (СИПР)
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса, составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы, согласно требованиям ФГОС О с у/о...
Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обучающегося 1 класса с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15501419","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Аннотация к специальной индивидуальной программе развития обуч...
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) пятого класса
Программа домашнего обучения по 1 варианту для 5 класса 8 вид...
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося индивидуально на дому
Предназначеена для учителей, работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...