Внеурочная деятельность: курс "Формирование коммуникативного поведения" 5 класс
рабочая программа
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Социально-коммуникативное развитие школьника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.
Цель: повышение социальной компетентности обучающихся, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Задачи:
- усвоение обучающимся норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в школе;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_formirovanie_kommunikativnogo_povedeniya_samsonova_a.v.doc | 146 КБ |
mlad.shkol_.docx | 48.23 КБ |
programma_po_prof.orientatsii_1-9_klass.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Социально-коммуникативное развитие школьника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Программа рассчитана на 68 часов.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»
- Правила внутреннего трудового распорядка «Школа-интернат «Радуга»
Цель и задачи программы.
Цель: повышение социальной компетентности обучающихся, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Задачи:
- усвоение обучающимся норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в школе;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.
Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы:
Методы формирования социального поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации.
Методы формирования социального сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример.
Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
Формы реализации программы:
- занятия;
- чтение художественной литературы;
- игры;
- беседы.
Планируемые результаты освоения предмета:
- Повышение уровня самосознания.
- Развитие эмоционально-волевых свойств.
-Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
- Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
- Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие творческих способностей.
Воспитанники должны знать:
- о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
- о стремлении к самосовершенствованию.
- о культуре поведения и общения.
Воспитанники должны уметь:
- определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
- приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
- этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
- заниматься самовоспитанием.
Формы организации учебного процесса
Занятия проводятся 2 раза в неделю. На занятие отводится 30 минут.
Критерии оценки умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Тематическое планирование.
Раздел | № урока | Тема | Кол-во часов |
Образовательный (2ч) | Международный день распространения грамотности | 1 | |
Библиотека - хранительница знаний | 1 | ||
Социальные нормы(5ч) | Правила поведения в школе | 1 | |
Правила, которые нам нужны | 1 | ||
Правила поведения в транспорте и других общественных местах | 1 | ||
Я на улице | 1 | ||
Правила поведения в театре, кино | 1 | ||
Культура (4ч) | Понятие этикета. Этикет или этикетка | 1 | |
История этикета. Как возник этикет | 1 | ||
Культура знакомства. Как разговаривать по телефону | 1 | ||
Культура приветствия. Культура обращения | 1 | ||
Я в глазах социума (4ч) | Понятие ролевого поведения. Взрослые и дети. | 1 | |
Человек загадка для самого себя. | 1 | ||
Я личность: как правильно оценить себя? | 1 | ||
Какой я: что дали мне природа, родители, что зависит от меня в совершенствовании своего я? | 1 | ||
Особенности поведения (8ч) | Мир вокруг и наше поведение | 1 | |
Владение собой | 1 | ||
Посмотрим на себя со стороны | 1 | ||
Кто сам уважает, того и другие уважают | 1 | ||
Я умею хорошо себя вести | 1 | ||
Уверенное поведение | 1 | ||
Самопознание как основа самосовершенствования, какие есть у меня недостатки и как избавиться от них в своем характере? | 1 | ||
Самопознание и самоощущения: в каждом человеке есть «темные» и «светлые» стороны | 1 | ||
Характеристики личности (6ч) | Разноцветное настроение | 1 | |
Организация самопознания: принимать решения нелегко | 1 | ||
Учимся принимать самостоятельное решение | 1 | ||
Знания как характеристика личности | 1 | ||
Ограничение и самоограничение | 1 | ||
Мои права (конвенция о правах ребенка) | 1 | ||
Я – индивидуальность (5ч) | Мои обязанности | 1 | |
Мои «хочу» и мои «надо» | 1 | ||
Мои достоинства и недостатки | 1 | ||
Мир моих увлечений | 1 | ||
Праздники в жизни человека | 1 | ||
Нравственность. Особенности нравственной личности (8ч) | Черты нравственного человека | 1 | |
Чуткость и равнодушие | 1 | ||
Красивые поступки | 1 | ||
Пословицы и поговорки о вежливости | 1 | ||
Если вы вежливы | 1 | ||
Вежливость и невежество | 1 | ||
Жадность не порок? | 1 | ||
Зависть - губительная сила | 1 | ||
Социум (17ч) | Мы живем среди людей | 1 | |
Семья вместе и душа на месте | 1 | ||
Как мы заботимся о своих близких | 1 | ||
Роль друга и одноклассника | 1 | ||
Я часть классного коллектива | 1 | ||
Как вести себя друг с другом | 1 | ||
Лучший подарок другу | 1 | ||
Школа дружбы | 1 | ||
Пословицы и поговорки о дружбе | 1 | ||
Увидеть прекрасное в человеке | 1 | ||
Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | 1 | ||
Эти трудные роли – мальчики и девочки | 1 | ||
Люди пожилые, сердцем молодые | 1 | ||
Профессии людей в моем поселке | 1 | ||
Ссора, почему друзья иногда ссорятся и дерутся? | 1 | ||
Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди сверстников? | 1 | ||
Гостеприимные хозяева | 1 | ||
Здоровье – наш друг (4ч) | Человек и его здоровье. Почему привычки такие вредные? | 1 | |
Самочувствие в твоих руках | 1 | ||
Витамины нужно знать в лицо | 1 | ||
О спорт, ты мир | 1 | ||
Экологическая культура (5ч) | Земля наш общий дом | 1 | |
Добрые мысли о спасении Земли | 1 | ||
Десять заповедей друзей леса | 1 | ||
Зеленая аптека | 1 | ||
Эти забавные животные | 1 |
Список используемой литературы
- Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
- Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Худенко Е. Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
- Худенко Е. Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
- Худенко Е. Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
- Шемшурина А. И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.
Предварительный просмотр:
Актуальность программы.
Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне школы. Вопрос проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников актуален, так как при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются не способными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально- волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность. Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития
современного ребенка.
В последние годы появляется всё больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т.д., тем самым осложняя работу учителя. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обеднённая эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия .
Именно поэтому в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников большую роль играет своевременное проведение коррекционной работы, основными направлениями которой являются :
- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
- повышение активности и самостоятельности;
- устранение личностных реакций, которые вызваны эмоциональными нарушениями, такими, как тревожность, агрессия, повышенная возбудимость;
- формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция уровня самооценки, самосознания.
Пояснительная записка.
Учебный год в школе для ребенка связан с важным этапом - принятием новой социальной роли - роли школьника, которая характеризуется моментом перехода ребенка от одной формы жизнедеятельности к другой - ребенок адаптируется к новым условиям и новым отношениям. На этом этапе определяется психологический статус школьника, его рейтинг. Как правило, психологический статус ребенка меняется в течение года, что зависит от индивидуальных темпов развития и благоприятности социального окружения. Освоение ребят школьных норм и правил происходит, прежде всего, через совместную коммуникативную деятельность со сверстниками и учителем.
Эмоции представляют собой один из наиболее внешне обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека. Когда предметом обсуждения становятся эмоция и воля, не приходится указывать, что имеется в виду, так как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. По сравнению с остальными сторонами личности, эмоции детей с ОВЗ наименее изучены. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми учет эмоционального компонента очень важен.
У учащихся с нарушением интеллекта эмоция и воля более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх так же присущи им. Безусловно, появление данных эмоций отрицательно влияет как на развитие детей в норме, так и на развитие детей с умственной отсталостью.
Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризируется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.
Обучающимся с нарушением интеллекта свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражения эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.
Школьник, имеющий трудности в обучении, соответственно имеет низкий психологический статус и нуждается в психокоррекционной поддержке.
Поэтому данная программа разработана для коррекционно-развивающей работы психолога с младшими школьниками, у которых трудности в школе проявляются в эмоционально-волевой, личностной сфере: у них низкая самооценка, сниженный эмоциональный фон, низкая школьная мотивация, имеются проявления школьной тревожности.
Программа рассчитана на 35 часов .
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также частью программы развития Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга» «Современная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа коррекционных занятий разработана в соответствии с требованиями:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011 г.);
Конституция Российской Федерации;
Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975 г.;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;
Приказ Минобрнауки России от 10.06.2015 № 421 «О подготовке к переходу школы на ФГОС НОО ОВЗ»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;
Устав и локальные акты «Школа-интернат «Радуга» и другие.
За основу взяты программы Залесской О.В. «Младшие школьники с ЗПР: уроки общения» (Москва, «Школьная пресса», 2005г.), Жигалко О. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников с ОНР «Пять дружных гномов» (ШП N1, 2009г.), Залесской И., Антоновой С. Коррекционно-развивающая программа «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» (ШП N 1, 2006г.)
Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи программы:
- Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
- Создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
- Обучать приемам саморасслабления, снимать психическое напряжение.
Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы:
- занятие с элементами тренинга;
- беседа;
- рассказ;
- показ;
- демонстрация;
- дискуссия;
- ролевая игра;
- викторина;
- анкетирование;
- психодиагностика.
Формы реализации программы:
- этюды;
- упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);
- дидактические и развивающие игры;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- рассказы взрослого и рассказы детей;
- свободное и тематическое рисование;
- релаксация.
Планируемые результаты освоения предмета:
1. Умение эффективно регулировать своё поведение на всех этапах деятельности.
2. Владение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми.
3. Снижение уровня тревожности, связанными с различными аспектами школьной жизни.
4. Умение адекватно относиться к ошибкам и неудачам
Обучающийся должен знать:
- правила поведения в школе и группе
- правила эффективной коммуникации
- имя и отчество педагога и одноклассников
- способы и приемы эффективного выражения своих эмоций и чувств
- способы поведения в конфликтной ситуации
- эффективные способы самовыражения и саморегуляции
Обучающийся должен уметь:
- самостоятельно и идентифицировать своё эмоциональное состояние в знакомых и незнакомых ситуациях;
- понимать эмоции окружающих
- анализировать мотивы поступков других людей
- самостоятельно контролировать своё эмоциональное состояние;
- варьировать способы достижения цели в зависимости от ситуации;
- стремиться к достижению цели;
- учитывать, полученную от окружающих эмоциональную информацию
Формы организации учебного процесса 1 раз в неделю по 20 минут.
Критерии оценки умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Тематическое планирование
Список используемой литературы
1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе / Е. А. Алябьева ; - Москва : Сфера, 2005. - 88 с.
2. . Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009
3.Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева ; - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 248 с.
4. Слободяник, Н. П. Я учусь владеть собой. Рабочая тетрадь к развивающей программе формирования эмоциональной стабильности / Н. П.
Слободяник ; - Москва : АРКТИ, 2019. - 32с.
5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему «Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.:уроки психологии в школе. / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001. - 208 с
6.Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова ; - Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
Представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения воспитанников.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым обучающимся, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Программа определяет основные пути развития формирования у обучающихся профессионального самоопределения.
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего образования.
Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.
Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.
Цель: формирование у воспитанников профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуацией в области.
Задачи:
- Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Объединить усилия заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
- Обеспечить:
- профпросвещение педагогов, обучающихся (через учебную и внеурочную деятельность), расширение их представлений о рынке труда;
- профессиональную диагностику и профессиональную консультации обучающихся с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии;
- Формировать у обучающихся :
- знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
- умения разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- умения соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- умения анализировать свои возможности и способности;
- потребности в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»
- Правила внутреннего трудового распорядка «Школа-интернат «Радуга»
Формы реализации программы:
- игровая деятельность (ролевые игры);
- чтение и составление текстов по темам разделов;
- изобразительная деятельность;
- драматизация диалога;
- прослушивание монологов;
- разучивание текстов;
- интервьюирование;
- проектная деятельность;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Планируемые результаты освоения программы:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формы организации учебного процесса
Занятие проводится 1 раз в неделю. На занятие отводится 20 минут.
Данная программа имеет 3 раздела, каждый из которых направлен на определенный возраст и учитывает особенности психофизического развития обучающихся.
1 раздел «Путешествие в мир профессий» возрастной контингент 1-4 класс;
2 раздел «Мир слова» возрастной контингент 5-7 класс;
3 раздел «Мой выбор, мое будущее» возрастной контингент 8-9 класс.
Тематическое планирование 1-4 класс.
Раздел | № урока | Тема | Кол-во часов |
Профессии вокруг нас (5 ч.) | Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий». | 1 | |
Садовник, дворник | 1 | ||
Мастер-цветовод | 1 | ||
Продавец | 1 | ||
Почтальон | 1 | ||
Профессии, которые нас охраняют (9 ч.) | Охранник | 1 | |
1 | |||
1 | |||
Военный | 1 | ||
Профессия «Следователь» | 1 | ||
Следствие ведут второклассники! | 1 | ||
Разведчик | 1 | ||
Лётчик | 1 | ||
Водолаз | 1 | ||
Профессии, которые нас лечат (6ч.) | Врач скорой помощи | 1 | |
Детский врач | 1 | ||
Зубной врач | 1 | ||
Кто лечит глаза | 1 | ||
Что лечит ЛОР? | 1 | ||
Что лечит ЛОР? | 1 | ||
Профессии в школе (6 ч.) | Профессия - учитель | 1 | |
Профессия - воспитатель | 1 | ||
Как помогает - логопед | 1 | ||
Профессия - библиотекарь | 1 | ||
Как помогает психолог | 1 | ||
Создание странички портфолио «Труд в почёте любой!» | 1 |
Тематическое планирование 5-7 класс.
Раздел | № урока | Тема | Кол-во часов |
Знакомство и подготовка к старту программы (4 ч.) | «Выбор профессии сейчас – в чём ценность?». | 1 | |
Алгоритм поиска профессии: пять шагов осознанного выбора | 1 | ||
Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». | 1 | ||
Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу. | 1 | ||
Готовность к профессиональному выбору(3 ч.) | Кто принимает решение. | 1 | |
Мои личные профессиональные планы. | 1 | ||
Беседа – рассуждение «Самая нужная профессия». | 1 | ||
Человек в мире профессий(3 ч.) | Человек и профессиональная деятельность. | 1 | |
Мир профессий. | 1 | ||
Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. | 1 | ||
Самоисследование( 2ч.) | Исследование личных особенностей и способностей. | 1 | |
Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности». | 1 | ||
Современный рынок труда (3ч.) | «Как устроен рынок труда?».? | 1 | |
Кем работают мои родные. Кем работают мои родители | 1 | ||
Профессии моего города. | 1 | ||
Выбор профессии( 4 ч.) | Формула выбора профессии. Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. | 1 | |
Выбор будущей профессиональной сферы. | 1 | ||
Известные люди региона. | 1 | ||
Беседа-рассуждение: «Если бы я был президентом…». | 1 | ||
Первый шаг в профессии ( 4 ч.) | «Профессия – это действие!». | 1 | |
Практическая работа с методикой: «Визитка» | 1 | ||
Практическая работа с методикой: «Тебе подходят профессии» | 1 | ||
Практическая работа с методикой: «Узнай профессию». | 1 | ||
Основы планирования карьеры( 4 ч.) | Индивидуальная траектория развития. | 1 | |
Ранняя профессиональная деятельность. | 1 | ||
Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. | 1 | ||
Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!». | 1 | ||
Рефлексия ( 2 ч.) | «Мой выбор». | 1 | |
Творческий проект "Моя будущая профессия". | 1 |
Тематическое планирование 8-9 класс.
Раздел | № урока | Тема | Кол-во часов |
Мир профессий ( 2 ч.) | Многообразие мира профессий. | ||
Выбор и моделирование профессии | |||
Мотивы выбора профессии (6ч.) | Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо» | ||
Выбор профессии («хочу») | |||
Мотивы выбора профессии. | |||
Классификация профессий по Е.А. Климову. | |||
Классификация профессий по Е.А. Климову. | |||
Склонности и профессиональная направленность («могу»). | |||
Требования к профессии (6 ч.) | Требование профессии к человеку | ||
Профессиональный тип личности. | |||
Темперамент и выбор профессии | |||
Темперамент и выбор профессии | |||
Способности и выбор профессии. | |||
Способности и профессиональная пригодность | |||
Мои склонности в выборе профессии (3 ч.) | Интересы и склонности | ||
Анкета «Как выявить интересы и склонности» | |||
Анализ профессий. | |||
Социальные проблемы труда («надо»). | |||
Профессии и особенности по Е.А. Климову ( 5 ч.) | Профессии «человек-человек». | ||
Профессии «человек-человек». | |||
Профессии «человек – техника». | |||
Профессии «человек – художественный образ». | |||
Профессии «человек – природа». | |||
Профессиональные стереотипы. | |||
Особенности профессий (3 ч.) | Профессиональная пригодность. | ||
Ошибки при выборе профессии. | |||
Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу. | |||
Осознанный выбор ( 3ч.) | Профориентационная игра «Вакансия». | ||
Профориентационная игра «Что? Где? Когда?» | |||
Заключительное занятие. |
Список используемой литературы.
- Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
- Гаврилычева Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа. — 1994. — № 8.
- Журкина А.Я., Чистякова С.Н, Васильева Т.В. и др. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. — Кемерово, 1996.
- Елькина О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников средствами профессиональных проб // Продуктивное обучение: тезисы семинара. — Кемерово, 1997.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д, 1996.
- Комплект программ профессиональных проб школьников (5 — 9 классы) / отв. ред. С.Н.Чистякова. — М., 1996.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 — 7 лет. — М., 1992.
- Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / под ред. Е.Н.Жильцова, Н.Н.Нечаева. — М., 1989.
- Чистякова С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. — Кемерово, 1995.
- Чистякова С. Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в современных условиях // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. — Кемерово, 2001.
- Шалаева Г.П. Кем мне стать? Большая книга профессий. — М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
Конспект внеурочной деятельности «Чемпион» во 2 классе по физкультурно – оздоровительной деятельности Тема : «Красивая осанка»
Дети любят подвижные игры, но с нежеланием занимаются специальными упражнениями расчитанными на укрепление мышечного корсета и поэтому на помощь приходят мячи- фитболы и игра....
Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...
Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"
Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...
Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"
Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...
Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».
Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы "Праздники в англоговорящих странах" автор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...