Внеурочная деятельность: курс "Формирование коммуникативного поведения" 5 класс
рабочая программа

 Самсонова Анастасия Витальевна

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Социально-коммуникативное развитие школьника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.

Цель: повышение социальной компетентности обучающихся, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

Задачи:

- усвоение обучающимся норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в школе;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Социально-коммуникативное развитие школьника необходимо рассматривать как результат влияния многих факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести систему норм, правил и требований общества и ближайшего окружения ребенка. А внутренним фактором выступает процесс, идущий в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка, благодаря которым осуществляется отбор, принятие и присвоение ценностного содержания.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.

  1. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  6. Устав ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»
  7. Правила внутреннего трудового распорядка «Школа-интернат «Радуга»

Цель и задачи программы.

Цель: повышение социальной компетентности обучающихся, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

Задачи:

- усвоение обучающимся норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в школе;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы:

Методы формирования социального поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации.

Методы формирования социального сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример.

Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Формы реализации программы:

- занятия;

- чтение художественной литературы;

- игры;

- беседы.

Планируемые  результаты освоения предмета:

- Повышение уровня самосознания.

- Развитие эмоционально-волевых свойств.

-Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в                                               обществе.

- Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.

- Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.

- Развитие коммуникативных навыков.

- Развитие творческих способностей.

         Воспитанники должны знать:

- о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.

 - о стремлении к самосовершенствованию.

- о культуре поведения и общения.

Воспитанники должны уметь:

 - определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.

- приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.

- этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

 - заниматься самовоспитанием.

Формы организации учебного процесса

Занятия проводятся 2 раза в неделю. На занятие отводится 30 минут.

Критерии оценки умений и навыков обучающихся.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Тематическое планирование.

                                                                         

Раздел

№ урока

Тема  

Кол-во часов

Образовательный (2ч)

Международный день распространения грамотности

1

Библиотека - хранительница знаний

1

Социальные нормы(5ч)

Правила поведения в школе

1

Правила, которые нам нужны

1

Правила поведения в транспорте и других общественных местах

1

Я на улице

1

Правила поведения в театре, кино

1

Культура (4ч)

Понятие этикета. Этикет или этикетка

1

История этикета. Как возник этикет

1

Культура знакомства.

Как разговаривать по телефону

1

Культура приветствия. Культура обращения

1

Я в глазах социума (4ч)

Понятие ролевого поведения. Взрослые и дети.

1

Человек загадка для самого себя.

1

Я личность: как правильно оценить себя?

1

Какой я: что дали мне  природа, родители, что зависит от меня в совершенствовании своего я?

1

Особенности поведения (8ч)

Мир вокруг и наше поведение

1

Владение собой

1

Посмотрим на себя со стороны

1

Кто сам уважает, того и другие уважают

1

Я умею хорошо себя вести

1

Уверенное поведение

1

Самопознание как основа самосовершенствования, какие есть у меня недостатки и как избавиться от них в своем характере?

1

Самопознание и самоощущения: в каждом человеке есть «темные» и «светлые» стороны

1

Характеристики личности (6ч)

Разноцветное настроение

1

Организация самопознания: принимать решения нелегко

1

Учимся принимать самостоятельное решение

1

Знания как характеристика личности

1

Ограничение и самоограничение

1

Мои права (конвенция о правах ребенка)

1

Я – индивидуальность (5ч)

Мои обязанности

1

Мои «хочу» и мои «надо»

1

Мои достоинства и недостатки

1

Мир моих увлечений

1

Праздники в жизни человека

1

Нравственность. Особенности нравственной личности (8ч)

Черты нравственного человека

1

Чуткость и равнодушие

1

Красивые поступки

1

Пословицы и поговорки о вежливости

1

Если вы вежливы

1

Вежливость и невежество

1

Жадность не порок?

1

Зависть - губительная сила

1

Социум (17ч)

Мы живем среди людей

1

Семья вместе и душа на месте

1

Как мы заботимся о своих близких

1

Роль друга и одноклассника

1

Я часть классного коллектива

1

Как вести себя друг с другом

1

Лучший подарок другу

1

Школа дружбы

1

Пословицы и поговорки о дружбе

1

Увидеть прекрасное в человеке

1

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1

Эти трудные роли – мальчики и девочки

1

Люди пожилые, сердцем молодые

1

Профессии людей в моем поселке

1

Ссора, почему друзья иногда ссорятся и дерутся?

1

Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди сверстников?

1

Гостеприимные хозяева

1

Здоровье – наш друг (4ч)

Человек  и его здоровье. Почему привычки такие вредные?

1

Самочувствие в твоих руках

1

Витамины  нужно знать в лицо

1

О спорт, ты мир

1

Экологическая культура (5ч)

Земля наш общий дом

1

Добрые мысли о спасении Земли

1

Десять заповедей друзей леса

1

Зеленая аптека

1

Эти забавные животные

1

Список используемой литературы

  1. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
  2. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  3. Худенко Е. Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
  4. Худенко Е. Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
  5. Худенко Е. Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
  6. Шемшурина А. И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.



Предварительный просмотр:

Актуальность программы.

         Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне школы. Вопрос проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников актуален, так как при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются не способными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально- волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность. Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития

современного ребенка.

        В последние годы появляется всё больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т.д., тем самым осложняя работу учителя. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обеднённая эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия .

        Именно поэтому в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников большую роль играет своевременное проведение коррекционной работы, основными направлениями которой являются :

  • смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
  • повышение активности и самостоятельности;
  • устранение личностных реакций, которые вызваны эмоциональными нарушениями, такими, как тревожность, агрессия, повышенная возбудимость;
  • формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция уровня самооценки, самосознания.

Пояснительная записка.

        Учебный год в школе для ребенка связан с важным этапом - принятием новой социальной роли - роли школьника, которая характеризуется моментом перехода ребенка от одной формы жизнедеятельности к другой - ребенок адаптируется к новым условиям и новым отношениям. На этом этапе определяется психологический статус школьника, его рейтинг. Как правило, психологический статус ребенка меняется в течение года, что зависит от индивидуальных темпов развития и благоприятности социального окружения. Освоение ребят школьных норм и правил происходит, прежде всего, через совместную коммуникативную деятельность со сверстниками и учителем.

        Эмоции представляют собой один из наиболее внешне обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека. Когда предметом обсуждения становятся эмоция и воля, не приходится указывать, что имеется в виду, так как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. По сравнению с остальными сторонами личности, эмоции детей с ОВЗ наименее изучены. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми учет эмоционального компонента очень важен.

        У учащихся с нарушением интеллекта эмоция и воля более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх так же присущи им. Безусловно, появление данных эмоций отрицательно влияет как на развитие детей в норме, так и на развитие детей с умственной отсталостью.

        Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризируется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.

        Обучающимся с нарушением интеллекта свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражения эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.

        Школьник, имеющий трудности в обучении, соответственно имеет низкий психологический статус и нуждается в психокоррекционной поддержке.

        Поэтому данная программа разработана для коррекционно-развивающей работы психолога с младшими школьниками, у которых трудности в школе проявляются в эмоционально-волевой, личностной сфере: у них низкая самооценка, сниженный эмоциональный фон, низкая школьная мотивация, имеются проявления школьной тревожности.

        Программа рассчитана на 35 часов .

        Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.

Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий  является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также частью программы развития Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга» «Современная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Программа коррекционных занятий разработана в соответствии с требованиями:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011 г.);

Конституция Российской Федерации;

Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975 г.;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

Приказ Минобрнауки России от 10.06.2015 № 421 «О подготовке к переходу школы на ФГОС НОО ОВЗ»;

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;

Устав и локальные акты «Школа-интернат «Радуга» и другие.

        За основу взяты программы Залесской О.В. «Младшие школьники с ЗПР: уроки общения» (Москва, «Школьная пресса», 2005г.), Жигалко О. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников с ОНР «Пять дружных гномов» (ШП N1, 2009г.), Залесской И., Антоновой С. Коррекционно-развивающая программа «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» (ШП N 1, 2006г.)

Цель и задачи программы.

Цель программы: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи программы:

  • Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
  • Создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  • Обучать приемам саморасслабления, снимать психическое напряжение.

Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы:

  • занятие с элементами тренинга;
  • беседа;
  • рассказ;
  • показ;
  • демонстрация;
  • дискуссия;
  • ролевая игра;
  • викторина;  
  • анкетирование;
  • психодиагностика.

Формы реализации программы:

  • этюды;
  • упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
  • игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);
  • дидактические и развивающие игры;
  • чтение художественных произведений;
  • беседы;
  • рассказы взрослого и рассказы детей;
  • свободное и тематическое рисование;
  • релаксация.

Планируемые  результаты освоения предмета:

1. Умение эффективно регулировать своё поведение на всех этапах деятельности.

2. Владение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми.

3. Снижение уровня тревожности, связанными с различными аспектами школьной жизни.

4. Умение адекватно относиться к ошибкам и неудачам

Обучающийся должен знать:

  • правила поведения в школе и группе
  • правила эффективной коммуникации
  • имя и отчество педагога и одноклассников
  • способы и приемы эффективного выражения своих эмоций и чувств
  • способы поведения в конфликтной ситуации
  • эффективные способы самовыражения и саморегуляции

Обучающийся должен уметь:

  • самостоятельно и идентифицировать своё эмоциональное состояние в знакомых и незнакомых ситуациях;
  • понимать эмоции окружающих
  • анализировать мотивы поступков других людей
  • самостоятельно контролировать своё эмоциональное состояние;
  • варьировать способы достижения цели в зависимости от ситуации;
  • стремиться к достижению цели;
  • учитывать, полученную от окружающих эмоциональную информацию

в общении с окружающим.

Формы организации учебного процесса 1 раз в неделю по 20 минут.  

Критерии оценки умений и навыков обучающихся.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.


Тематическое  планирование

Раздел

№ урока

Тема  

Цель

Краткое содержание

Кол-во часов

Я познаю себя ( 6ч.)

Диагностика

  • определить уровень коммуникативных умений;
  • умение распознавать эмоциональные состояния.

1.Ритуал приветствия 2.Методика « Изучение коммуникативных умений»

3.Упражнение «Азбука эмоций»

4. Ритуал завершения занятия

1

Знакомство

  • знакомство, развитие коммуникативных навыков;
  • снятие мышечных зажимов.

1. Ритуал приветствия

2. Игра «Мы идем в поход»

3.Игра «Бездомный заяц»

4.Ритуал завершения занятия

1

Я и мое имя

  • идентификация ребенка со своим именем;
  • формирование позитивного отношения ребенка к своему имени.

1. Ритуал приветствия

2.Игра с мячом «Здравствуй...»

3.Упр. «Солнечный зайчик»

4.Упр. «Волшебный стул»

5.Ритуал завершения занятия

1

Я и мое настроение

  • развитие коммуникативных навыков;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • первичное знакомство с настроениями и эмоциями.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Паровозик с именами»

3.Упр. «Радуга настроений»

4.Упр. «Два зеркала»

5.Ритуал завершения занятия

1

Я сам!

- содействовать развитию положительного образа «Я»;

- способствовать повышению самопринятия;

- содействовать развитию у детей интереса к себе;

1. Ритуал приветствия 2.Проективный рисуночный тест «Автопортрет»

Диагностика «Лесенка» (по В.Г. Щур)

3.Игра-приветствие «Вежливые слова»

4.Подвижная игра «Клеевой дождик»

5.Упражнение «Я – хороший, я – плохой»

6.Ритуал завершения занятия

1

Я - хороший,        я -

плохой.

- осознание        и

принятие себя, своих черт.

-развитие адекватной самооценки.

- нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Наоборот».

3.Сказка «Чертенок»

4. Игра «Собаки

бывают».

5. Игра «Я умею»

6. Игра-релаксация

7.Рисование цветка.

8.Ритуал завершения занятия

1

Как справиться с плохим настроением?

  • развитие коммуникативных навыков;
  • снятие психоэмоционального напряжения;

1. Ритуал приветствия

2. Упр. «Рисуем эмоции»

3.Упр. «Цвет настроения»

4.Ритуал завершения занятия

1

Что я люблю? Чего не люблю?

Мои радости и огорчения.

  • повышение самопринятия;
  • развитие у детей интереса к себе;
  • самораскрытие членов группы.

1. Ритуал приветствия

2.Упр. «Мои любимые»

3.Упр. «Я хвалюсь»

4.Упр. «Это - я!»

5.Ритуал завершения занятия

1

Эмоции в нашей жизни (14ч.)

Что такое эмоции?

  • знакомство с эмоцией радости;
  • развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям;
  • формирование начальных рефлексивных умений.

1. Ритуал приветствия

2.Игра«Путешествие в Волшебную страну» Сказка о гномах.

3.Упр. « Я радуюсь, когда...»

5.Ритуал завершения занятия

1

Знаю как освободиться от негативных эмоций

- Развитие        умения

осознавать        своё

эмоциональное состояние        и

освобождаться        от

негативных эмоций

1. Ритуал приветствия 2.Упражнение        «Два

мешочка»

3.Игра «Заколдованный принц».

4.«Сказка о волшебных зеркалах».

5.Упражнение «Саморисование».

6.Игра «Зеркала».

7.Ритуал завершения занятия

1

Сбрасываю негативные эмоции

-обучение ребенка приемлемым способам разрядки

гнева и агрессивности.

- отреагирование негативной ситуации в целом.

- развитие саморегуляции, высвобождение накопившейся энергии.

- отреагирование гнева.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Добрый - злой, веселый - грустный».

3.гра «Драка».

4.Упражнения        на

отреагирование гнева:

5. Упражнения        на

релаксацию        и

управление        своим

гневом:

снежная баба

апельсин (или лимон)

сдвинь камень

сдвинь камень

6.Ритуал завершения занятия

1

Знакомство с эмоцией злости. Как справиться со злостью?

  • знакомство с эмоцией злости;
  • развитие умения узнавать эмоцию злости по внешним проявлениям;
  • снятие напряженности, невротических состояний.

1. Ритуал приветствия 2.Приветствие «Улыбка»

3.Игра « Хвост дракона»

4.Упр. «Два барашка»

5.Упр. «Борьба спинами»

6. Ритуал завершения занятия

1

Мне хорошо, мне спокойно!

- гармонизировать эмоциональный фон, развивать воображение;

- способствовать снятию психомышечного напряжения

1. Ритуал приветствия 2.Психомедитация «Волшебный сон»;

3.Статическая медитация «Путешествие на облаке»;

4. Игра «Волшебные рисунки»,«Кляксы»;

5. Упражнение «Ласковый дождик».

6.Ритуал завершения занятия

1

Знакомство с эмоцией грусти

- знакомство с эмоцией грусти;

  • развитие узнавать эмоцию грусти по внешним проявлениям;
  • снятие напряжения, стабилизация психических процессов.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «В магазине зеркал»

3.Сказка о гноме- плаксе по имени Ох;

4.Игра «Грустные шарики»

5.Ритуал завершения занятия

1

Знакомство с эмоцией удивления

- знакомство с эмоцией удивления;

  • развитие узнавать эмоцию удивления по внешним проявлениям;
  • снятие напряжения,
  • получение опыта конструктивного сотрудничества.

1. Ритуал приветствия 2. «Эмоциональная разминка»

3. Сказка о гномике-удивляке Ого

4.Упр. «Совместный рисунок на тему 5.«Праздник»

6.Ритуал завершения занятия

1

Знакомство с эмоцией страха. Как победить страх

  • знакомство с эмоцией страха;
  • развитие узнавать эмоцию страха по внешним проявлениям;
  • получение опыта конструктивного сотрудничества;
  • уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе;
  • осознание своих страхов, снятие страхов.

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Обрыв»

3.Игра «Боюсь- не боюсь»

4.Упр. «Нарисуй свой страх»

5.Сказка о гномике- бояке Ой.

6.Упр. «Мусорная корзина»

7.Ритуал завершения занятия

1

Я не хочу бояться!

- способствовать осознанию страха, как нормального человеческого чувства человека;

- учить детей выражать чувство страха в рисунке;

- дать возможность поработать с предметом своего страха;

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Художники-натуралисты»;

3.Психогимнастика «Волшебный клубочек»;

4.Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек»;

5.Рисование «Смешной страх».

6.Ритуал завершения занятия

1

Эмоции и я! Хочу управлять собой

- способствовать обогащению эмоциональной сферы;

- формировать навыки самоконтроля;

1.Ритуал приветствия.

2.Игра «Три характера»;

3.Этюд «Повторяка»;

4.Игра «Встреча настроений»;

5.Игра «Тренируем эмоции»;

6.Игра «Воздушное настроение».

7.Ритуал завершения занятия

1

Путешествие по стране эмоций

  • формирование осознанного восприятия эмоций, умения понимать эмоциональное состояние другого человека;

- развитие умения адекватно выражать свои эмоции

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Школа эмоций»

3.Игра «Телеграмма»

4.Обыгрывание эмоциональных состояний (этюды- сказочные истории)

5.Ритуал завершения занятия

1

Волшебная линия

Обогащение опыта

отреагирования эмоций.

1. Ритуал приветствия

2.Рисование «Волшебная линия».

3.Создание картины с помощью линий.

4.Беседа по рисункам.

5.Игра «Нехочуха».

6 .Игра-релаксация

Ритуал завершения занятия

1

Я взаимодействую с другими (8ч.)

Я и другие

  • формирование осознанного восприятия эмоций, умения понимать эмоциональное состояние другого человека;
  • развитие коммуникативных навыков

1. Ритуал приветствия

2. Игра «Зеркало»

3.Игра «Найди друга»

4.Упр. «Волшебный сундук»

5.Ритуал завершения занятия

1

Добрые слова

  • преодоление барьеров общения;
  • снятие напряжения, стабилизация психических процессов;
  • развитие способности самостоятельно принимать решения

1. Ритуал приветствия

2.Упр. « Поприветствуй друга»

3.Упр. «Похвали меня»

4.Чтение «Рассказа о добре», беседа по рассказу

5.Ритуал завершения занятия

1

Проигрывание ситуации. Учимся ссориться и мириться

  • преодоление барьеров общения;
  • снятие напряжения, стабилизация психических процессов

1. Ритуал приветствия

2.Упр. «Путаница»

3.Упр. «Ссора»

4.Ритуал завершения занятия

1

Что такое дружба?

развивать представление детей о дружбе;

- развивать умение сотрудничать;

- содействовать формированию доброжелательных отношений в коллективе;

1.Ритуал приветствия

2.Игра «Клубочек»

3. Малоподвижная игра «Сиамские близнецы»

4.Игра «Найди друга»

5.Игра «Рукавички»

6.Ролевое проигрывание ситуации («Волшебные средства»)

7.Ритуал завершения занятия

1

Я умею определять чувства других

Развитие        умения

распознавать чувства и настроения других людей,        развитие

языка        жестов,

мимики;        развитие

внимания, логического мышления, воображения, слуховой памяти,

умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля.

  1. Ритуал приветствия
  2. Игра на развитие

внимания:«Запретное слово».

  1. Упражнение,

направленное        на

развитие жестов        и

мимики

«Разговариваем        без

слов».

4.Игра        на        развитие

воображения

«Волшебный мелок».

5.Упражнение        на

развитие        умения

контролировать        своё

тело: «Марионетка».

6.Ритуал завершения занятия

1

Общение

Развитие коммуникативных навыков

  1. Ритуал приветствия 2.Психогимнастика упражнение «Костёр».

3.Упражнение «Вигвам».

4.Игра «Следопыты».

5.Ритуал завершения занятия

1

Хорошо и плохо

Расширение опыта

позитивного взаимодействия.

Развитие        умения

соотносить свои

желания с желаниями и действиями других

1.Ритуал приветствия 2.Сценка        «Вместе и

порознь».

3.Обсуждение сценки.

4.Игра «Вежливые

слова».

5.Игра «Гамак».

6.Игра«Гусеничка»

7.Сочинение сказки.

8. Игра «Колокольчик».

9.Ритуал завершения занятия

1

Самооценка

повышение самооценки

1. Ритуал приветствия

 2. Игра «Встаньте те, кто...»

 3. Упражнение «Ладошка»

4. «Маяк»

5. Ритуал завершения занятия

1

Владею собой (6 ч.)

Могу найти решение

сформировать умения находить альтернативные решения эмоциогенных ситуаций

1. Ритуал приветствия

2. Сказка «Я не могу этого вынести!»

3. Обсуждение проблемной ситуации

4. Сказка «Я не могу этого вынести!»

5. Ритуал завершения занятия

1

Переживаю

сформировать умения переживать эмоциональные состояния без их подавления

1. Ритуал приветствия

2. Сказка «Мне плохо!»

3. Обсуждение проблемной ситуации

4. Сказка «Мне плохо!»

5. Упражнение «Мусорное ведро» 6. Ритуал завершения занятия

1

Расслабляюсь

Развитие        умения

  • расслабляться, формирование чувства уверенности в себе

1. Ритуал приветствия

2.Упр. «Мудрец».

3.Упр.        «Что

изменилось?»

4.Упр. «Подари цветок».

5.Упр. «Дорисуй».

6.Упр.

«Благодарность        без

слов».

7.Ритуал завершения занятия

1

Снимаю напряжение

 Развитие умения снимать

психоэмоциональное напряжение

1. Ритуал приветствия

2.Игра «Голова, пол, потолок».

3.Психогимнастика упражнение:

«Достанем яблоко».

4. Упр."Кто старше?"        «Кто

5. Упр. «Яблоко».

6. Упр. «В мире животных».

7. Ритуал завершения занятия

1

Несу ответственность

формировать ответственность за свое поведение и умения представить последствия поступка

1. Ритуал приветствия

2. Игра «Колечко» 3. Сказка «Памси выбирает»

4. Обсуждение сказки

5. Ритуал завершения занятия

1

Проигрывание ситуаций

Итоговое занятие «Вместе весело шагать»

Закрепление умения:

  • адекватно выражать свои эмоции;
  • понимать эмоциональное состояние другого человека:
  • управлять своим поведением во время негативного эмоционального состояния

1. Ритуал приветствия

2.Упр. «Азбука эмоций»

3.Упр. «Избавляюсь от злости»

4.Ритуал завершения занятия

1


Список используемой литературы

1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе / Е. А. Алябьева ; - Москва : Сфера, 2005. - 88 с.

2. . Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009

3.Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева ; - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 248 с.

4.  Слободяник, Н. П. Я учусь владеть собой. Рабочая тетрадь к развивающей программе формирования эмоциональной стабильности / Н. П.

Слободяник ; - Москва : АРКТИ, 2019. - 32с.

5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему «Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.:уроки психологии в школе. / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001. - 208 с

6.Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова ; - Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения воспитанников.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым обучающимся, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Программа определяет основные пути развития формирования у обучающихся профессионального самоопределения.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего образования.

Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.

Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.

Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.

Цель: формирование у воспитанников профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуацией в области.

Задачи:

  1. Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Объединить усилия заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
  3. Обеспечить:
  • профпросвещение педагогов, обучающихся (через учебную и внеурочную деятельность), расширение их представлений о рынке труда;
  • профессиональную диагностику и профессиональную консультации обучающихся с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии;
  1. Формировать у обучающихся :
  • знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
  • умения разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • умения соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • умения анализировать свои возможности и способности;
  • потребности в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.

  1. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  6. Устав ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»
  7. Правила внутреннего трудового распорядка «Школа-интернат «Радуга»

Формы реализации программы:

  • игровая деятельность (ролевые игры);
  • чтение и составление текстов по темам разделов;
  • изобразительная деятельность;
  • драматизация диалога;
  • прослушивание монологов;
  • разучивание текстов;
  • интервьюирование;
  • проектная деятельность;
  • выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Планируемые  результаты освоения программы:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формы организации учебного процесса

Занятие проводится 1 раз в неделю. На занятие отводится 20 минут.

Данная программа имеет 3 раздела, каждый из которых направлен на определенный возраст и учитывает особенности психофизического развития обучающихся.

1 раздел «Путешествие в мир профессий» возрастной контингент 1-4 класс;

2 раздел «Мир слова» возрастной контингент 5-7 класс;

3 раздел «Мой выбор, мое будущее» возрастной контингент 8-9 класс.

Тематическое планирование 1-4 класс.

Раздел

№ урока

Тема

Кол-во часов

Профессии вокруг нас (5 ч.)

Многообразие мира профессий.

Исследование «Многообразие рабочих профессий».

1

Садовник, дворник

1

Мастер-цветовод

1

Продавец

1

Почтальон

1

Профессии, которые нас охраняют (9 ч.)

Охранник

1

Полицейский

1

Пожарный

1

Военный

1

Профессия «Следователь»

1

Следствие ведут второклассники!

1

Разведчик

1

Лётчик

1

Водолаз

1

Профессии, которые нас лечат (6ч.)

Врач скорой помощи

1

Детский врач

1

Зубной врач

1

Кто лечит глаза

1

Что  лечит ЛОР?

1

Что лечит ЛОР?

1

Профессии в школе (6 ч.)  

Профессия - учитель

1

Профессия - воспитатель

1

Как помогает - логопед

1

Профессия - библиотекарь

1

Как помогает психолог

1

Создание странички портфолио «Труд в почёте любой!»

1

Тематическое планирование 5-7 класс.

Раздел

№ урока

Тема

Кол-во часов

Знакомство и подготовка к старту программы (4 ч.)

«Выбор профессии сейчас – в чём ценность?».

1

Алгоритм поиска профессии: пять шагов осознанного выбора

1

Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности».

1

Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу.

1

Готовность к профессиональному выбору(3 ч.)

Кто принимает решение.

1

Мои личные профессиональные планы.

1

Беседа – рассуждение «Самая нужная профессия».

1

Человек в мире профессий(3 ч.)

Человек и профессиональная деятельность.

1

Мир профессий.

1

Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. 

1

Самоисследование( 2ч.)

Исследование личных особенностей и способностей.

1

Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности».

1

Современный рынок труда (3ч.)

«Как устроен рынок труда?».?

1

Кем работают мои родные. Кем работают мои родители

1

Профессии моего города.

1

Выбор профессии( 4 ч.)

Формула выбора профессии. Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич.

1

Выбор будущей профессиональной сферы.

1

Известные люди региона.

1

Беседа-рассуждение: «Если бы я был президентом…». 

1

Первый шаг в профессии ( 4 ч.)

«Профессия – это действие!».

1

Практическая работа с методикой: «Визитка»

1

Практическая работа с методикой: «Тебе подходят профессии»

1

Практическая работа с методикой: «Узнай профессию». 

1

Основы планирования карьеры( 4 ч.)

Индивидуальная траектория развития.

1

Ранняя профессиональная деятельность.

1

Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра.

1

Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!». 

1

Рефлексия ( 2 ч.)

«Мой выбор».

1

Творческий проект "Моя будущая профессия".

1

Тематическое планирование 8-9 класс.

Раздел

№ урока

Тема

Кол-во часов

Мир профессий ( 2 ч.)

Многообразие мира профессий.

Выбор и моделирование профессии

Мотивы выбора профессии (6ч.)

Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»

Выбор профессии («хочу»)

Мотивы выбора профессии.

Классификация профессий по Е.А. Климову.

Классификация профессий по Е.А. Климову.

Склонности и профессиональная направленность («могу»).

Требования к профессии (6 ч.)

Требование профессии к человеку

Профессиональный тип личности.

Темперамент и выбор профессии

Темперамент и выбор профессии

Способности и выбор профессии.

Способности и профессиональная пригодность

Мои склонности в выборе профессии

(3 ч.)

Интересы и склонности

Анкета «Как выявить интересы и склонности»

Анализ профессий.

Социальные проблемы труда («надо»).

Профессии и особенности по Е.А. Климову ( 5 ч.)

Профессии «человек-человек».

Профессии «человек-человек».

Профессии «человек – техника».

Профессии «человек – художественный образ».

Профессии «человек – природа».

Профессиональные стереотипы.

Особенности профессий (3 ч.)

Профессиональная пригодность.

Ошибки при выборе профессии.

Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.

Осознанный выбор

( 3ч.)

Профориентационная игра «Вакансия».

Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»

Заключительное занятие.

Список используемой литературы.

  1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
  3. Гаврилычева Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа. — 1994. — № 8.
  4. Журкина А.Я., Чистякова С.Н, Васильева Т.В. и др. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. — Кемерово, 1996.
  5. Елькина О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников средствами профессиональных проб // Продуктивное обучение: тезисы семинара. — Кемерово, 1997.
  6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д, 1996.
  7. Комплект программ профессиональных проб школьников (5 — 9 классы) / отв. ред. С.Н.Чистякова. — М., 1996.
  8. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 — 7 лет. — М., 1992.
  9. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / под ред. Е.Н.Жильцова, Н.Н.Нечаева. — М., 1989.
  10. Чистякова С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. — Кемерово, 1995.
  11. Чистякова С. Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в современных условиях // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. — Кемерово, 2001.
  12. Шалаева Г.П. Кем мне стать? Большая книга профессий. — М., 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

Конспект внеурочной деятельности «Чемпион» во 2 классе по физкультурно – оздоровительной деятельности Тема : «Красивая осанка»

Дети любят подвижные игры, но с нежеланием занимаются  специальными упражнениями   расчитанными на укрепление мышечного корсета и поэтому на помощь приходят мячи- фитболы  и игра....

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"

Городской  семинар "Организация  проектной  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...

Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».

Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы  "Праздники в англоговорящих странах" автор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...