Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
статья по русскому языку на тему
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение и систематизация опыта | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1 г. Алдан.
Научить и душой обогреть –
в этом учительской профессии суть
Обобщение и систематизация опыта по теме:
Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах
учителя русского языка и литературы
Иваненко Ларисы Геннадьевны
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах…………….5
1.1. Теоретическое обоснование работы………………………………………...5
Глава 2. Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся…………………………………………………………..7
Заключение ……………………………………………………………………...
Введение
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию. Поэтому тему систематизации опыта считаю актуальной.
Проблема – недостаточное умение учащимися использовать языковой материал в соответствии с контекстом, организовывать речь, слушать собеседника, поддерживать беседу мешает формированию коммуникативных компетенций.
Цель: показать, как формирую коммуникативные компетенции у учащихся 5-9 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, путем подбора технологий, методов и приемов обучения.
Из цели вытекают следующие задачи:
- Изучить документацию по ключевым компетенциям, дать определение коммуникативной компетенции;
- Создать комфортные условия для формирования коммуникативных компетенций на уроках и вне урока;
- Создать банк технологий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- Отобрать методы и приемы обучения с целью формирования данной компетенции, опираясь на урок как на основной инструмент учительского труда, который несет на себе отпечаток личности учителя;
- Предоставить детям свободу в своих высказываниях, мыслях, чувствах, в проявлениях открытости, в рефлексии, как на уроках, так и вне уроков, формируя у них коммуникативную компетенцию.
Новизна данной работы заключается в подборе технологий, методов и приемов обучения для формирования коммуникативной компетенции, в индивидуальном почерке учителя, мастерстве при подготовке и ведения разных мероприятий.
Глава 1. Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах
1.1. Теоретическое обоснование работы.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают, недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого необходимы ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью различных учебных дисциплин.
Что такое компетенция? Существует несколько трактовок термина:
1. Компетенция – от латинского compete – «добиваться».
2. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (толковый словарь под редакцией Д.И.Ушакова).
3. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).
Я остановлюсь на следующем определении (своем):
Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.
Различают более десяти ключевых компетенций (когнитивные, креативные, мировоззренческие и др.). Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.
Есть несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке это:
- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
- совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Считаю необходимым в образовательном процессе для учащихся создать условия, помогающие формировать данную компетенцию:
- компетентностное развитие педагога;
- демонстрация учителем собственного компетентного поведения;
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
- четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил оценивания.
Коммуникативная компетенция объединяет:
1). Лингвистическую компетенцию – Оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;
2). Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;
3). Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;
4). Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.
5). Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;
6). Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.
Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.
Глава 2. Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю промежуточные действия учащихся, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический. Главное, все должно быть мною пережито, тревожить душу и будить ум.
Формулировка темы урока – самый сложный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду на урок не с темой, а жгучей проблемой. Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например, урок - повторение пройденной темы в 5 классе «Всем нам при общении поможет обращение», урок развития речи в 8 классе «Будем милосердны к окружающим!», урок развития речи в 5 классе «Музыкальный пейзаж».
Урок начинаю с интриги, с чтения наизусть, выразительного чтения, сценки, проблемного вопроса, тренинга, эмоционального настроя при помощи музыки или песни, потому что от этого зависит, захотят ли продвигаться со мною ученики далее. Затем вызываю у них желание работать, творить. Только в творчестве можно проследить чувства, которые вызвал урок.
На уроках применяю следующие технологии:
- Педагогика сотрудничества (В.В.Гузеев);
- Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили);
- Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
- Диалог культур (В.С.Библер);
- Информационные технологии (А.А.Хуторской);
- Технология развивающих игр (Л.А.Венгер).
- Технология коллективного обучения;
- Частично использую технологию мастерских, «дебаты», развитие критического мышления.
- методы:
Словесные:
- Объяснение;
- Рассказ;
- Работа с печатным словом (книгой);
- Изложение;
- Повествование;
- Описание;
- Проблемное изложение;
- Беседа;
- Инсценировка;
- Познавательный спор.
Наглядные:
- Иллюстрации;
- Демонстрация;
- Презентация.
Практические:
- Упражнения;
- Решение лингвистических задач;
- Сочинения разных жанров.
- Метод апперцепции (опора на жизненный опыт);
- Методы стимулирования интереса к учению.
Приемы:
- Выразительное чтение учителя;
- Комментированное чтение;
- Работа со словом (ассоциации);
- Пересказ(сжатый, подробный);
- Слушание текста;
- Заучивание;
- Работа с заголовком;
- Чтение по ролям;
- Обучение анализу;
- Продолжить фразу;
- Подобрать цитаты;
- Составление конспекта;
- Составление плана;
- Составление сценария;
- Обзорная лекция;
- Ответы на вопросы с привлечением материала;
- Подбор аргументов.
- Убеждение.
Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная, заочная.
Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио и видеозаписи, DVD, компьютерная техника, обучающие программы, презентации, выставка, иллюстрации, открытки.
Каждый урок – это открытие, каждый ученик – первооткрыватель в себе, для себя, в другом, для другого. Поэтому я наряду с традиционными, провожу нетрадиционные формы уроков: урок-эврика, урок-семинар, беседа, диспут, урок открытых мыслей, защита работы, ролевая игра, урок-мастерская, викторина и др.
Больше всего люблю педагогические мастерские: мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций, мастерские письма, сотрудничества, интерпретации текста. Они, я считаю, нужны как воздух и детям, и взрослым, потому что позволяют «переварить» огромное количество точек зрения на какую-то проблему и выработать свою. Мастерская как будто специально создана для того, чтобы участвующий в ней ученик в сжатое время пережил то, что человечество нарабатывало веками через падения и взлеты, радости и потери, боль и всплески озарений, приводящих к разрыву со старыми понятиями, знаниями. Например, урок-мастерская в 7 классе «Лошадь тоже человек» по рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка».
На уроках варьирую формы обучения – индивидуальные, коллективные, групповые, парные.
Неотъемлемой частью урока является работа с текстом. Поэтому уделяю много внимания словарной работе, опорным словам, деталям, подбору ассоциаций, анализу сцен, характера героя. Предоставляю учащимся возможность самим искать ответ. Очень люблю, когда в классе после бурного обсуждения вдруг возникает тишина. Все думают. Я думаю. В этот момент происходит путь к самопознанию. Работая с книгой, учащиеся учатся наслаждаться красотой и силой слова, приобщаются к нравственным ценностям. Часто советую для внеклассного чтения те или иные произведения, учитывая интересы ребят. Ученики с большим удовольствием с 5 по 11класс ведут дневники чтения, что стало уже традицией.
На уроке предпочитаю давать творческие работы: мини-сочинения, эссе, предполагающие выражение собственного мнения, синквейны, изображения своих мыслей в музыке, цвете, символе.
Практика нетрадиционных уроков дает возможность по-новому, нестандартно взглянуть и на внеклассную работу по предмету.
Учитель, проводя внеклассные мероприятия, раскрывает детям истины, известные многим и некоторым, развивает в них творческие и познавательные способности.
Мероприятия, которые я провожу, объединяют мальчишек и девчонок, развивают у них чувство ответственности за общее дело, стремление утвердиться, завоевать авторитет.
Внеклассные занятия проходят в форме путешествия («Путешествие в мире слов» для 5-6 классов), литературной игры «Что? Где? Когда?», тематических вечеров, например «Имена собственные» для 8-9классов, учащиеся 8 класса с удовольствием играли в сценке «Детективная история с прологом и эпилогом, с кражей-пропажей и даже с моралью», а затем провели беседу по этимологии для 4 класса.
У детей всегда присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. В.А.Сухомлинский когда-то написал слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы.
Внеклассная работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу внеклассные мероприятия в форме игр «Поле чудес», «Счастливы случай», КВН; в форме устных познавательных журналов; конкурсов. На таких занятиях дети говорят, доказывают свою точку зрения, учатся слушать собеседника и поддерживать разговор.
Одобряю обращение своих учеников к информационным технологиям, компьютерной презентации. С неподдельным интересом пишут дети научно-исследовательские работы, защищают их. Такая деятельность помогает стать ученикам успешными.
Чтобы помочь учащимся овладеть понятием «Культура речевого этикета», усвоить усвоить основные правила русского речевого этикета, я работаю в 9 классе по программе элективного курса «Речевой этикет». Формы организации работы носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, практикумы, проектная деятельность. Занимаюсь с ребятами научно-исследовательскими работами по языкознанию и литературоведению. В 5 классе провожу занятия предметного кружка «Русская речь». В этом году я начала работу по возрождению школьной газеты «ШАР». Учащиеся 9, 10 классов посещают школу журналистики в Алданской гимназии.
В конце каждого урока или мероприятия даю оценку деятельности учащихся: качественную или количественную, психологическую или поощрительную. Награждаю жетонами, отличительными знаками, сертификатами, оформляю благодарственную запись ученикам и родителям. Все это помогает добиться высоких результатов.
Вывод:
В результате проделанной работы я вижу, что мои учащиеся могут вести дискуссию, представлять себя; взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).
Работа над формированием коммуникативной компетенции будет продолжаться. Но я хотела отметить: для меня важнее результаты, которые нельзя посчитать, потрогать, сразу увидеть. Все покажет только время. Какими станут мои выпускники?..
А пока…Когда после уроков в классе наступает тишина, я пишу новые конспекты, подбираю литературу, думаю, что скажу Валере, Лене, Павлу, Денису, Яне… Сам собой возникает вопрос: все отдай и ничего взамен? Ответ однозначен: я получаю больше, чем отдаю. Иные из нас и за всю жизнь не испытали бы острого чувства любви, не узнали бы, что такое нежность, заливающая сердце, если бы не дети…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Обобщение опыта Цыгановой О.Г. по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка "
Условия возникновения и становления опыта, перспективности его развития, теоретическоеобоснование своей деятельности. Использование педагогических технологий на основе...
Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы....
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом ми...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...