«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
статья по теме

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутренних ресурсов школы, ее традиций, накопленного потенциала и  внешней социокультурной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чуприна Элла Александровна

                                                        Заместитель директора по УМР  МБОУ СОШ № 12

                                                                Станицы Павловской

                                                                МО Павловский район

 Бренд школы, ее особые отличия- не самоцель. Главное, чтобы школа имела свое лицо, свои признанные  и уважаемые особенности….позволяющие демонстрировать свои успехи не вообще, ибо всеядность нивелирует достижения и успехи, а стараться достигать достойного качества в тех видах деятельности, которые школа совместно с родителями и учащимися определила как значимые..

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

(тезисы проблематики)

  1. В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутренних ресурсов школы, ее традиций, накопленного потенциала и  внешней социокультурной среды. Существующий способ планирования внеурочной деятельности  в рамках ФГОС  в основе своей  имеет недостатки:
  1. Базовые знания о ФГОС у педагогов носят отрывочный характер, отсутствует понимание структурных и содержательных компонентов.
  2. Организация образовательного пространства не взаимосвязана с потенциалом школы, особенностями микрорайона, кадровым потенциалом, материально- технической базой.
  3. Оформление программ (структура, содержание, формулировки тем) имеет ряд принципиальных недостатков и не отвечает принципам  реализации ФГОС.
  4. Реализация ФГОС во внеурочной деятельности
  5. Оформление  отчётной документации
  6. Организация контроля внеурочной деятельности
  7. Диагностика результатов внеурочной деятельности: полученные данные  практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий учащихся. Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта.
  1. Внеурочная деятельность -Деятельностная организация «умения учиться» на основе вариативной составляющей БУП, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной
  2. Организация внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 12.

Этапы

  1. Проектный
  2. организационно-деятельностный
  3. аналитический

Система управленческих действий

  1. I этап. Проектный. Преемственность .

Анкетирование

Изучение кадрового потенциала

Материально- технического оснащения

Социологический опрос родителей

Социологический опрос родителей. Направления.

Субъект

Потребности

Имеющиеся

Возможные

Ученики и их родители

Хорошие оценки, поступление в ВУЗы

Образование, как ценность. Социальная

адаптация, самореализация, успешность,

 общественное признание

Соседние ОУ

Конкуренция в рамках НПФ

Сетевое взаимодействие

ЦДОД (Интеллектуальное творчество)

Привлечение учащихся к внеурочной деятельности

Развитие научного мышления

эрудиции, творческих способностей

СДК (Художественное творчество)

Пропаганда МХК, приобщение к художественному творчеству

Музыку и живопись в каждую семью

ДЮСШ

(спортивные)

 

Развитие физических возможностей. Пропаганда здорового образа  жизни.

Спорт в каждую семью

Администрация станичного поселения

Соблюдение норм, исполнительская дисциплина

Гражданское воспитание

Возможные риски при организации модели внеурочной деятельности:

Риски

Управленческая задача

Возможный путь решения

Недостаточность личностной ориентации,  слабость индивидуально- психологической подготовки педагогов

Адаптировать содержание технологий, деятельностного подхода к направлениям формирования  на уроках  УДД

Модификация образовательного

 пространства путем определения

на психологическом консилиуме

личностного смысла профессиональной

 деятельности педагога в условиях

реализации ФГОС

Недостаточное количество внутренних кадровых ресурсов для реализации направлений внероучной деятельности

Заключить договоры о структурном сотрудничестве между школой и СДК, центрами дополнительного образования

Построение гибкого учебного плана

 внеурочной деятельности

 с вариативностью реализации и

привлечением внешних ресурсов.

Реальные жизненные обстоятельства небольшого количества учащихся, затруднения в усвоении содержания предметов, формировании метапредметных и личностных компетенций и задачами ООП НОО

Организация мониторинга личных достижений учащихся

Направление развития образовательного

пространства школы ориентировать на

 деятельность мониторингового центра,

 его диагностической и аналитической функций.

  1. II этап. Организационно- деятельностный

В рамках организации преемственности целесообразно обратить внимание на модель выпускника школы, оговоренной в программе развития и ООП НОО  и ООП ООО  а также на принципы формирования традиционных воспитательных мероприятий в школе.  в нашей школе данная система позволяет оптимизировать планирование внеурочной деятельности в системе интенсивов  и социального направления.

План

проведения традиционных воспитательных мероприятий

и классных часов общения в МБОУ СОШ № 12

в 2012-2013 учебном году (выдержка)

Месяц

Число

Традиционные мероприятия

Классные часы общения

1 четверть

сентябрь

01.09

Праздник первого школьного звонка

Единый Всекубанский классный час «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!»

Ситуационный час общения

03-08

Единый День Безопасности

Час общения по ПДД

Предметная неделя по кубановедению «Навстречу юбилею»

Подготовка к выборам органов школьного самоуправления.

10-15

75-летие со дня образования Краснодарского края.

Час общения по граждановедению

17-22

Декада туризма «Кубань – край туризма»

Час общения по выбору

24-29

Неделя «Дары Кубани» в рамках празднования дня станицы

День здоровья.  Открытие внутришкольной Спартакиады

Час общения по ЗОЖ

октябрь

01-06

Предметная неделя, посвященная Дню учителя

Час общения с искусством

08-13

Декада Безопасности

Час общения по ПДД

15-21

Неделя инклюзивного образования

Час общения о толерантности

22-28

Неделя русского языка  и литературы 

Час общения по выбору

2 четверть

ноябрь

31-06

Неделя вежливости и воспитанности.

Час общения с искусством

Осенний бал

14-20

Месячник «Качество»

Час общения по граждановедению

Неделя математики

21-27

Неделя трудового обучения и профориентации.

Этический час общения

 Мероприятия, посвященные Дню  Матери

декабрь

28-01

Международный день борьбы со СПИДОМ

Час общения по выбору

03-08

Конкурс детских творческих работ «Мы выбираем жизнь»

Час общения по выбору

12-18

Неделя истории и обществознания

Час общения по граждановедению

19-25

Неделя «Антинарко»

Час общения по формированию ЗОЖ

26-30

Неделя «Новогодние сказки»

Час общения по ПДД

  В рамках соблюдения преемственности мы предлагаем использовать опыт инновационной         деятельности школы на протяжении последних 10 лет:

Кроме того, специфика изменения учебного плана, связанная с условиями экспериментальной деятельности, позволяет транслировать его структурные компоненты   в план внеурочной деятельности.

Учебный план

ФГОС

Групповые занятия  «Эксперимент в естествознании»

Предмет «Эксперимент в естествознании»

Факультатив «Нанотехнологии в жизни человека»

Кружок «Нанотехнологии в жизни человека»

Предмет «Риторика»

Кружок «Риторика»

«Педагогика здоровья»

Валеология «Расти здоровым»

Технология

Мастерская «Моделирование и конструирование

  Ниже представлена преемственность направлений деятельности в рамках реализации здоровьесберегающих технологий, которые стали основой спортивно- оздоровительного направления:

При планировании деятельности также учитывались используемые формы организации воспитательной работы

Формы организации внеурочной деятельности (по ФГОС ООО)

Воспитательная работа

ФГОС

Поездки по краю, экскурсии в рамках предмета

Экскурсии

Система дополнительного образования (потенциал), «РАДУГА»

Кружки

Всекубанская спартакиада

Секции

Соревнования

Внеучебная деятельность по предметам

Круглые столы

Конференции

Диспуты

Фестиваль исследовательских работ «Эврика», конкурсы по предметам

Школьное НОУ «Эврика»

Поисковые и научные исследования

Всероссийская олимпиада школьников

Олимпиады

Волонтерское движение

Общественно-полезные практики

Клубы по интересам

 Принцип  Вариативности организации  внеурочной деятельности обеспечивает:

  1. содержательную, методическую, технологическую целостность образовательного процесса
  2. эффективную реализацию ФГОС (планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг)
  3. сетевое взаимодействие участников образовательного процесса
  4. сетевое взаимодействие школы с другими организациями социальной сферы
  5. поддержку деятельности педагога

  1. III этап. Аналитический

 На этапе анализа промежуточных результатов выявлены проблемы:

  1. Организация образовательного пространства в 2 смены
  2. Трудности выделения зон
  3. Потенциал родителей слабо или вообще не используется для организации УВР
  4. Педагогические кадры

Прогнозируемый результат

Результат

  1. Результат

  1. Способ

Способность к самостоятельной деятельности

  1. Оптимизация
  1. Повышение уровня качественных достижений

  1. Деятельность как характеристика
  1. Эффективность процессов

  1. Формирование единой образовательной среды
  1. Достижение результатов ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.

Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования

Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...

"Реализация междисциплинарного подхода в организации внеурочной деятельности и воспитательной работы с детьми с ОВЗ"

Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категории граждан.Важным компонентом является создание ус...

Специфика организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Проблемы и достижения.

В школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования осуществляется внеурочная деятельность.Внеурочная деятельность является составной часть...