программа Ступеньки к Солнышку
методическая разработка
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Ярцевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
Принята на заседании Утверждаю
Методического совета Директор СОГБУ СРЦН «Радуга»
от 11.01.2016 ________________О.В.Новикова
протокол №1 11.01.2016
Дополнительная общеразвивающая программа
коррекционно-развивающей направленности
«Ступеньки к Солнышку»
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор-составитель:
О.Г.Останина педагог-психолог
СОГБУ СРЦН «Радуга»
г.Ярцево, 2016
Содержание
1.Пояснительная записка 3
2.Цель и задачи программы
3. Учебный план. Календарный учебный график 4
4. Содержание программы 5
5. Методическое обеспечение 6
6. Список литературы 7
Введение
Дошкольное детство – большой и ответственный период, который представляет огромные возможности для развития. Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений.
Уже дети младшего дошкольного возраста начинают активно осваивать сферу общения со сверстниками, включаются во взаимоотношения со взрослыми, предъявляющим особые, новые для ребёнка требования.
На современном этапе сфера образования даёт родителям возможность выбора образовательного учреждения: средняя школы, лицея, гимназии. Но независимо от уровня учреждения, при поступлении в школу ребёнок должен обладать определёнными знаниями, навыками и умениями. Многие родители считают, что достаточно научить ребёнка считать и писать, чтобы он был успешным в учении и при этом не обязательно развивать умение ребёнка взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Практика показывает, что дети легче адаптируются к школе и хорошо учатся, когда у них сформированы все компоненты готовности к обучению, а именно физическая, психологическая и социальная.
Физическая готовность к школе определяется соответствием развития ребенка его возрастным нормам: развитость крупной и мелкой моторики, общая выносливость и др.
Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности:
- общей осведомлённости и социально-бытовой ориентировки;
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- произвольной регуляцией деятельности и поведения;
- познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;
- речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
- мотивационная (личностная),
- интеллектуальная,
- эмоционально – волевая.
Социальная готовность включает умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на новом уровне, а также сформированность позиции школьника, т.е. желании учиться и стремиться получать новые знания.
Пояснительная записка
Подготовка детей к школьному обучению осуществляется в дошкольных учреждения, но следует обратить внимание на то, что большой процент детей 5-6 летнего возраста по разным причинам не посещает детские сады. Общими характерными чертами детей, не посещающих дошкольные учреждения, являются, как правило, неумение взаимодействовать в детском микросоциуме, т.е. выстраивать конструктивные взаимоотношения, недостаточная сформированность эмоциональной регуляции собственного поведения, разный уровень психических новообразований, необходимых для успешного обучения в школе. Соответственно возникает необходимость организации предшкольной подготовки и в учреждениях дополнительного образования.
Проблема предшкольной подготовки является актуальной в области педагогики и сегодня (Бабкина Н.В., Наумова Т.Н., Соколова И.М., Широкова Г.А., Александровская Э.М., Безруких М.М. и др.).
В школах раннего развития Домов творчества – процесс подготовки детей к обучению организован особым образом, т. е. он моделирует школьную среду, но при этом сохраняется статус дошкольника. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободной смены вида деятельности.
Заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс построен с учетом уникальности каждого ребенка и направлен на максимальное развитие способностей обучающегося.
Программа «Ступеньки к Солнышку» направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств у дошкольника, а также формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
В процессе работы над данной программой была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература.
В пособии Земцовой О.Н. «Умные книжки» представлены игры, упражнения, направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), математических представлений, развитие речи, на подготовку к обучению грамоте, а также развитие мелкой моторики и знакомство с окружающим миром. Пособие Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной «Учим детей общению» предназначено для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, а также представлена работа с конфликтными, агрессивными, замкнутыми, застенчивыми детьми, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со взрослыми и детьми. В пособии Тихомировой Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» представлены игры, занятия, упражнения, направленные на развитие познавательных способностей (восприятие, внимание, память). Пособие Алябьевой Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста) представлен практический материал по развитию эмпатии, коммуникативных навыков, профилактике агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности. В пособии Истратовой О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» представлен материал, направленный на развитие познавательной сферы (мышление, речь, воображение, память, внимание). В представленных пособиях подготовка детей к обучению в школе рассматривается в ключе 2-3 направлений.
Структура программы и содержание занятий составлены таким образом, что охватывают все стороны подготовки дошкольника к обучению, учитывая психические особенности детей данного возраста. В процессе занятий дети легче адаптируются в группе сверстников, объединены совместной деятельностью, у них формируется чувство сплочённости, повышается уверенность в своих силах, создаётся безопасное пространство для общения, условия для самовыражения.
На занятиях вводятся персонажи – герои сказок, кукла Маша, которые являются проводниками между взрослым и детьми, помогают скрыть обучающую задачу и способствуют раскрепощению и созданию благоприятной психологической обстановки.
Программа «Ступеньки к солнышку» – модульная, в основе которой лежат пособие Алябьевой Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»; «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» Истратовой О.Н.; учебное пособие Дубровиной И.В. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» и имеет социально-педагогическую направленность.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования, в центрах раннего развития детей.
Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ: целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного обучения в школе.
ЗАДАЧИ:
- способствовать развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;
- развивать коммуникативные навыки;
- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;
- развивать творческие способности дошкольников;
- развивать мелкую моторику рук, координацию действий;
- формировать навыки социального поведения;
- способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- формировать позитивное отношение к сверстникам.
Принципы построения программы
Программа «Ступеньки к солнышку» построена на основе следующих принципов:
- системности и планомерности.
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Занятия проводятся систематично. Материал располагается последовательно, от простого к более сложному.
- принцип учета возрастных особенностей.
С учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивает формирование у каждого ребенка активной и творческой индивидуальности.
- принцип доступности.
Материал преподносится в доступной для понимания форме, что облегчает работу с детьми, делает ее для них понятной.
4) принцип креативности.
Творческий подход педагога к проведению занятий и творческое применение детьми знаний и умений.
5) игровой принцип.
Для детей дошкольного и младшего возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер. Обучение ведется через логические игры и игровые ситуации.
6) принцип проблемности.
Создание проблемной ситуации на занятии позволяет детям самостоятельно найти решение (выбор стратегии поведения в ситуации; вариативность решения проблемы и т.д.).
7) принцип развития ребёнка в деятельности, так как деятельность самого ребёнка – основной фактор его развития.
8) принцип целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и воспитания.
Ребенок развивается как личность в соответствии с его физическими особенностями и имеющимися задатками.
9) принцип индивидуальности и дифференцированности.
Знание и учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых, постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками, корректирование методики воспитания и обучения.
10) принцип единства развивающей и диагностирующей функции
Тестирование, диагностические задания, позволяющие проанализировать степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития.
Срок реализации
Программа «Ступеньки к солнышку» предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет:
- не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- организованных детей данного возраста.
Данная образовательная программа рассчитана на 3 месяца обучения: в течение этого периода будет осуществляется подготовка детей к обучению школе, включающая развитие логического мышления, памяти, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, развитие навыков общения, а также наблюдательности; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков и эмпатии.
Принципы построения занятий:
- создание психологически благоприятной атмосферы;
- соответствие индивидуальным особенностям обучающихся;
- адекватность требований и нагрузок;
- доброжелательность;
- безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует только положительный результат;
- заинтересованность и активность самого ребёнка;
- содружество взрослого и ребёнка.
Формы занятий
Занятия проводятся в форме игры-путешествия, занятия исследования, занятия-сказки, сюжетной игры, мини-тренинга.
Организация занятий
Продолжительность занятий – 20-25 минут.
Каждое занятие состоит из двух блоков.
Первый блок включает этические беседы, направленные на формирование эмоционально-волевой, нравственной сферы, эмпатии, упражнения, этюды на развитие коммуникативных навыков.
Во второй блок входят игры и задания на развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук и координацию движений, релаксационные упражнения.
Используются следующие формы работы:
- индивидуальная;
- коллективная;
- групповая.
Ожидаемые результаты
К окончанию обучения по данной программе дети должны
иметь:
- представление о школе;
- сформированную систему знаний и умений, характеризующую готовность к школьному обучению.
уметь:
- самостоятельно находить решение поставленной проблемы;
- анализировать ситуации, исследовать предложенный педагогом объект;
- контролировать своё поведение; сдерживать эмоции, желания;
- общаться со сверстниками и взрослыми.
Диагностическая работа
В период прохождения программы педагог отслеживает результаты детей с помощью тестов, творческих заданий, открытых занятий, диагностики, анкетирования родителей.
Для отслеживания динамики развития психических процессов воспитанников составляется индивидуальная диагностическая карта и сводная диагностическая таблица по результатам диагностики (приложение 1).
Подведение итогов реализации программы проводится в виде диагностических мероприятий по определению уровня готовности детей к обучению в школе, а также групповых и индивидуальных консультаций для родителей (приложение 2).
В работе используются следующие тесты и методики:
- для исследования мышления:
логического – «Вставь заплатки», «Продолжи закономерность», задания из «Папки дошкольника» - «Логика»;
словесно-логического – «Невербальная коммуникация»;
творческого – «Дорисуй картинки»;
- для исследования внимания:
степень устойчивости или неустойчивости внимания определяется после выполнения следующих заданий:
«Корректурная проба», «Пиктограмма», наблюдение;
- для исследования памяти:
наличие возрастной нормы выводится по результатам выполнения следующих тестов: «Образная память» и «Опосредованное запоминание»;
- для исследования эмоционального состояния:
наблюдение, собеседование с родителями и педагогами,
методика «Разноцветные домики» (Н. И. Ганошенко, И.В. Тихомирова)
исследование самооценки:
методика «Лесенка».
Диагностика определения готовности к обучению в школе:
- тест Керна-Йирасека;
- методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать;
- методика изучения произвольного внимания;
- диагностика развития элементов логического мышления;
- диагностика самоконтроля и произвольного запоминания;
- диагностика речевого развития ребёнка, осознанности восприятия и использования им речи;
- методика «Весёлый – грустный» для оценки эмоционального отношения к школе.
2. Материально-техническое оснащение
Для реализации программы необходимо обеспечить каждого ребёнка рабочим материалом: карандаши графитные простые и цветные, альбом для рисования тонкий, ластик, мягкие и резиновые игрушки; коврики для детей; раздаточный и демонстрационный материал.
Для более успешной реализации данной программы возможно использование технических средств обучения: аудиомагнитофона, аудиозаписей.
3. Методическое обеспечение
Используются следующие методические пособия:
Е.А. Алябьевой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»;
О.Н. Истратовой «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники»;
Рабочие тетради серии «Умные книжки»
Серия «Папка дошкольника».
Е.И Соколовой «Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать»;
Н.В. Бабкиной «Развиваем мышление: тетрадь для детей 5 – 6 лет»;
Л.Ф. Тихомировой «Развитие познавательных способностей детей». Популярное пособие для родителей и педагогов;
О.Н.Земцовой «Тесты для детей 5 – 6 лет»;
С.Е. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.Топорковой, С.В. Щербининой Развиваем мышление. Школа для дошколят;
С.Е. Гаврилиной Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой Развиваем память. Школа для дошколят.
Методы обучения
1.информационно-рецептивный метод (обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций);
2.наглядный (рисунки, иллюстрации, показ игрушек, дидактические пособия);
3.словесные (беседа, рассказ, обсуждение, объяснения, примеры);
4.активные методы (проблемные, поисковые, исследовательские);
5.репродуктивный, направленный на закрепление знаний, активизацию навыков и умений.
Приёмы обучения
- практические упражнения;
- игровые приёмы.
На занятиях обязательно используются элементы здоровьесберегающих технологий (физминутки, упражнения на расслабление, гимнастика для глаз, пальчиковые игры).
Тематический план
№п./п. | Тема раздела | Теория | Практика | Всего |
1. | Знакомство и сплочение коллектива | 1 | 1 | 2 |
2. | Развитие самостоятельности и эмпатии | 2 | 3 | 5 |
3. | Развитие мышления и мелкой моторики | 2 | 5 | 7 |
4. | Работа со сказками | 1 | 5 | 6 |
5. | Занятия с элементами тренинга «Я и другие» | 2 | 4 | 6 |
6. | Культура общения | 2 | 3 | 5 |
7. | Жизнь без опасностей | 2 | 3 | 5 |
Итого | 36 | |||
Теоретических Практических | 12 24 |
Программное содержание
№ п./п. | Тема | Содержание |
1. | Знакомство и сплочение коллектива | Упражнения: «Как меня зовут», «Волна», «Скажи о друге хорошее» Пластический этюд «Солнышко» Этюды на внимание: «Зайкины подарки», «Домики» Физкультминутки: «Орешки», «Зёрнышки», «Погреем ладошки», «Комарики» Игры: «Дотронься до..», «Найди предметы …цвета», «Дракон» Упражнения: «Скажи о друге хорошее», |
2. | Формирование самостоятельности и эмпатии | Этические сказки: «Обидели куклу», «Обиделись лисята» Упражнение: «Торт» Задания: «Назови своё полное имя», «Как можно назвать твоих маму, папу, бабушку, дедушку», «Дорисуй недостающий предмет», «Какой я?», «Найди лишний предмет», «Отведи малыша к маме», «Определи последовательность», «Аквариумы», «Чем похожи предметы», «Подбери заплатки для колпаков гномиков» Творческое задание: «Нарисуй своё имя», «На что похоже настроение», Физкультминутки: «Зайкина гимнастика», «Лягушата», «Дети вышли по порядку..», «Есть ли в поле светлячки». Игры: «Как это можно использовать», «Противоположности», Релаксационные паузы |
3. | Развитие мышления и мелкой моторики | Беседы: «Как можно пожалеть?», «Как можно поднять настроение человека?» Игры: «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи», «Противоположности», «На что похоже», «Светофор», «Координация», «Запомни порядок», «Будь внимателен». Задания на развитие мелкой моторики: «Летний пейзаж», «Найди и раскрась предмет», «Подарки медведям», « Соедини одинаковые по форме фигуры», «Обведи по контуру», «Обведи фигуру, не отрывая карандаша»; работа с лабиринтами; выкладывание фигур из счётных палочек; использование лото разных видов. Этюд «Спасти птенца» Этические сказки «Маша и сандалики», «Приключения новогодней мишуры» Задания: «В доме человека», «Покормим черепаху», «Угадай настроение», «Добрый и злой волшебники», «Подарок Маше», «Починим ледяной матрасик», «Снежок и Пушок играют в прятки», «Волшебная пещера», «Дорисуй» Загадки о животных. Ролевая гимнастика |
4. | Работа со сказками | Сказки на фланелеграфе: «Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», Задания: «Найди предметы», «Найди отличия», «Запомни и расскажи», «Зверята-путешественники», «Найди нужный предмет», «Дорисуй картинку», «Что трубочист достал из трубы», «Домики», «Найди закономерность», «Полосатые шарики», «Собираем грибочки и цветочки», «Обведи рамку», «Треугольники и кружки», «Мишки» Физкультминутки: «Звериная зарядка», «Мы хлопаем руками..», «Мы походим на носках, а потом на пятках» |
5. | Занятия с элементами тренинга «Я и другие» | Беседы: «Как правильно дружить», Упражнения: «Волшебный мешочек», Игры: «Эхо», «Знаешь ли ты себя», «Дружная семья», «Моя семья», «Король», «Отдать приказ», «Ворвись в круг», «Небоскрёб», «Картонные башни», «Двое с одним мелком» Релаксационные упражнения: «Цветок», «Есть у зайки огород» (в парах), |
6. | Культура общения | Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» Задания: «Рисуем домики» (в парах), «Конкурс хвастунов», «Пиктограмма», « Логические задачи», «Заплатки», «Колпаки для клоунов» Игры: «Добрые волшебники», «Как люди», «Найди такой же предмет» |
7. | Жизнь без опасностей | Беседы: «Правила и безопасность дорожного движения», «Как вести себя при возникновении пожара», «Ты остался дома без родителей, а в дверь позвонили», «Если ты потерялся в большом магазине», «Ты остался дома один, но случилась авария» Игры: «Машинки и пешеходы», «Светофор», «Дорожные знаки», «Путь домой и обратно», «Потерялся мальчик (девочка)» Демонстрационный дидактический материал, комплект сюжетных картинок по теме |
Тема раздела | Тема занятий |
Знакомство и сплочение коллектива |
|
Формирование самостоятельности и эмпатии |
|
Развитие мышления и мелкой моторики |
|
Работа со сказками |
|
Занятия с элементами тренинга «Я и другие» |
|
Культура общения |
|
Жизнь без опасностей |
|
Литература
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2005
- Бабкина Н.В. Развиваем мышление: тетрадь для детей 5 – 6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2007
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка ребёнка к школе: задачи, упражнения, диагностика. Научн. редакция – Волков Б.С. М., А.П.О., 1994. – 64 с.
- Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем мышление. Школа для дошколят. – ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006
- Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем память. Школа для дошколят. – ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006
- Земцова О.Н.Тесты для детей 5 – 6 лет: Учебное пособие. – М.:Махаон, 2008 (Умные книжки)
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб, 1998
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007
- Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Возрастные кризисы детства. – М.: Изд-во Эксмо, 2004
- Методические материалы приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник», №3, 2010 г.
- Наумова Т.Н. «Школа раннего развития и социальной адаптации дошкольников» в структуре учреждения дополнительного образования детей// Методист. – 2009. - №2. - С. 50-53
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
- Серия «Папка дошкольника»:
«найди противоположности»;
«логика» и др.
- Соколова Е.И. Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать. Издательство «Академия развития», 2004
- Соколова И.М. Организация предшкольной подготовки детей // Дополнительное образование и воспитание. – 2009.- №7. – С. 39-42
- Степанова О.А., Мерейник Е.Г. «Школа радости» как условие развития личности дошкольника и его подготовки к школе// Методист. – 2010. - №1. – С. 67-68
- Тарасова Т.Л., Сулима С.А., Макаренко Т. И. Предшкольная подготовка в системе дополнительного образования// Дополнительное образование. -2005. - №8. – С.58-61
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Изд.7-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010
Приложение 1.
Диагностическая карта обучающегося воспитанника
Ф.И. _______________________________________________________
Возраст____________________________________________________
Дата обследования____________________________________________
Познавательные процессы | Личностная сфера | ||||||||||||||||||||||
мышление | внимание | память | эмоциональное состояние | самооценка | |||||||||||||||||||
логическое | слов. - логическое | творческое | устойчивое | неустойчивое | возрастная норма | ниже нормы | спокойное | повышенная раздражительность | скудные эмоциональные проявления | завышенная | заниженная | ||||||||||||
н.з | к.з. | н.з. | к.з. | н.з. | к.з. | н.з. | к.з. | н.з. | к.з. | н.з | к.з. | н.з. | к.з. | н.з. | к.з. | н.з. | к.з | н.з. | к.з. | н.з. | к.з. | н.з | к.з. |
Условные обозначения:
н.з. – начало занятий
к.з. – конец занятий
Критерии оценки;
Высокий уровень - В
Средний уровень – С
Низкий уровень - Н
Диагностическая сводная таблица
Дата обследования____________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Ф.И. обучающегося | Познавательные процессы | Личностная сфера | ||||||||||
мышление | внимание | память | эмоциональное состояние | самооценка | ||||||||
логическое | словесно - логическое | творческое | устойчивое | неустойчивое | возрастная N | ниже N | спокойное | повышенная раздражительность | скудные эмоциональные проявления | завышенная | заниженная | |
Таблица составляется на начало и конец занятий по итогам диагностики.
Критерии оценки
Логическое мышление
Высокий уровень – ребёнок правильного выполняет все задания; высокий показатель способности ребёнка к простейшим мыслительным операциям: анализу, сравнению и выделению главного.
Средний уровень- ребёнок правильно выполняет серию первых заданий; далее необходима помощь взрослого; совместно с педагогом решает простейшие логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Низкий уровень – ребёнок нуждается в организующей помощи взрослого при выполнении второго и следующих заданий; самостоятельно решать простейшие логические задачи не может.
Словесно-логическое мышление
Высокий уровень – ребёнок допускает незначительные ошибки, заданное основание классификации понято им и произнесено самостоятельно; во время выполнения задания за помощью к взрослому не обращается.
Средний уровень – ребёнок допускает 2 – 3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им ещё не выделены окончательно; возможны и случайные ошибки в процессе классификации.
Низкий уровень – ребёнок допускает более 5 ошибок; непонимание принципа разложения картинок либо их хаотичный расклад; ребёнок нуждается в вербальном обозначении классифицируемых понятий.
Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в случае, если ребёнок и после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать группы картинок (в этом случае можно говорить о нарушении именно словесного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое-то время (день-два) ребёнку можно предложить провести более лёгкую классификацию (например, овощи и мебель, люди и транспорт и т.д.).
Творческое мышление
Высокий уровень- ребёнок выполняет все задания; количество оригинальных изображений до 90%.
Средний уровень – ребёнок выполняет более ½ задания; оригинальных изображений не менее 50 %.
Низкий уровень – ребёнок выполняет менее ½ задания; использует сложившиеся стереотипы изображения (круг – солнышко, квадрат – домик и т.д.); обращается за помощью к взрослому; не придерживается инструкции либо начинает рисовать на чистом поле свои изображения.
Внимание
Высокий уровень – допущена 1 ошибка или ни одной; ребёнок показывает где остановился; за 30 секунд просматривает 25-30 предметов. высокий показатель концентрированности внимания и его устойчивости в монотонной работе.
Средний уровень – допущены 1-2 ошибки; за 30 секунд просматривает примерно 18-24 предмета, самостоятельно исправляет ошибки в процессе выполнения. Средний показатель концентрированности внимания и его устойчивости в монотонной работе.
Низкий уровень – допущено 2-4 и более ошибок; за 30 секунд просмотрено 14-17 предметов, ребёнок в процессе выполнения уточняет инструкцию у взрослого. Низкий показатель концентрированности внимания и его устойчивости.
Память
Высокий уровень – ребёнок запомнил и воспроизвёл более половины предъявленных предметов и понятий; прослеживаются логические связи в процессе запоминания; самостоятельность выполнения.
Средний уровень – ребёнок запомнил и воспроизвёл менее половины предъявленных предметов и понятий, повторяет их в том же порядке не всегда с первого раза, иногда требуется повторное произнесение и предъявление.
Низкий уровень - ребёнок запомнил и воспроизвёл менее 2/3 предъявленных предметов и понятий, нарушается порядок называемых предметов, необходима помощь взрослого (объяснения, повторение, разъяснения).
Анкета для родителей
Ф.И. ребёнка _______________________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Посещает ли Ваш ребёнок ДОУ? ______________________________________
Знаете ли Вы по каким программам ведётся обучение и воспитание в вашем ДОУ? ________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем любит заниматься ребёнок дома?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите сильные и дефицитные (слабые) стороны ребёнка. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чему, по Вашему должен научиться ребёнок в Центре__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.
Диагностический материал по определению психологической зрелости
Тест Керна-Йирасека
Задание № 1. «Нарисуй человека».
Ребенку дается лист бумаги и карандаш. Дается следующая инструкция: «Нарисуй мужчину (дядю) так, как умеешь».
Результат.
5 баллов: у нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Туловище должно быть соединено с головой, на голове должны быть волосы или головной убор, уши; на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды;
4 балла: выполнение всех требований, как при оценке в 5 баллов. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы (головной убор, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица;
3 балла: у фигуры должны быть голова и туловище с конечностями. Каждая конечность должна быть нарисована двумя линиями. Могут отсутствовать шея, уши, волосы, одежда, пальцы рук, ступни ног;
2 балла: примитивный рисунок головы и конечностей. Каждая конечность изображена одной линией;
1 балл: отсутствует ясное изображение туловища и конечностей;
0 баллов: каракули, нет частей тела.
Задание № 2. «Скопируй образец».
Результат.
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.
5 баллов – каракули.
Задание № 3. Срисовывание группы точек.
Инструкция: «Посмотри, что здесь нарисовано, попробуй это перерисовать». Подсказка не рекомендуется.
Результат.
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.
Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.
6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
8-9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.
Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.
Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.
Нужно подготовить по 5 карточек изображающих:
- мебель; 2. транспорт; 3. цветы; 4. животные; 5. люди; 6. овощи.
Инструкция: «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом».
Если ребёнок не понял инструкцию, то повторите ещё раз, сопровождая показом.
Результат:
Оценка 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа.
8 баллов за выполнение задания после показа.
За каждую несобранную группу снижается по 2 балла.
Методика изучения произвольного внимания
Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам – цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.
Инструкция. Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек.
Оценка выполнения
Не может подобрать ни одной пары .......................0
Правильно подобрал одну пару .............................. 1
Правильно подобрал две пары ................................ 2
Правильно подобрал 3-6 пар.................................…3
Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.
Диагностика развития элементов логического мышления
Для диагностики развития логического мышления можно использовать методику «Свободная классификация». Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации ребенку не задается, он должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.
Инструкция. Разложи эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом.
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают также разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.
Оценка выполнения
Невыполнение задания после всех видов
помощи ………………….......................................... 0
Выполнение после словесного указания
оснований для классификации................................. 1
Выполнение после показа первых 4 карточек,
без словесного пояснения......................................... 2
Выполнение по основной инструкции .................... 3
По итогам методик 1 и 2 можно сделать следующие выводы:
1. Высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка.
2. Если ребенок не справился с заданием методики 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание методики 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфически дошкольным видам детской деятельности.
3. Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.
Диагностика самоконтроля и произвольного запоминания (методика «цепочка действий»)
Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий.
Инструкция. Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне.
Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те, из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.
Оценка выполнения
Отсутствие ошибок....................................................3
1 ошибка.................................................................…2
2 и более ошибок ......................................................1
Вообще не выполнил задание ..................................0
Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению. Одновременно может быть проанализирован рисунок «Фигура человека» в качестве дополнительного показателя уровня общего психического развития ребенка.
Диагностика речевого развития ребёнка, осознанности восприятия и использования им речи
Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов, которые могут оказаться новыми и незнакомыми для него.
Например. Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравились старый аэроплан и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и долго рассматривал разные модели.
Тематика рассказа может быть изменена в соответствии с особенностями той местности, в которой проживает ребенок. Важно лишь соблюдение основного принципа – наличие в рассказе слов, которые могут оказаться новыми для ребенка.
Инструкция. Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно. (Читает рассказ.) А теперь постарайся сам рассказать мне его.
Оценка выполнения
Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.
Ребенок молчит, не пытается пересказывать
и не задает вопросов даже после
дополнительной стимуляции ................................... 0
Пытается воспроизвести рассказ,
не понимая трудных слов,
но пытаясь употреблять их ...................................... 1
Пытается пересказать,
интерпретируя рассказ
в соответствии со своим пониманием,
искажая смысл рассказа............................................ 2
Начинает с вопросов
по поводу незнакомых слов,
потом пересказывает ................................................ 3
Способность ребенка вычленить новое, незнакомое слово из контекста, выражающаяся в характере задаваемых им вопросов, свидетельствует о достаточно высоком уровне его речевого развития, осознанном использовании речи. Высокий результат по этой методике может иметь прогностическое значение в плане развития познавательной активности ребенка.
Общие результаты обследования
По итогам обследования ребенок может набрать от 0 до 15 баллов.
0-4 балла – свидетельствуют о психологической незрелости;
5-8 баллов – показатель низкого уровня психологической зрелости;
9-12 баллов – показатель среднего уровня психологической зрелости;
13-15 баллов – показатель высокого уровня психологической зрелости.
Методика «Весёлый – грустный».
На двух сериях рисунков изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
Содержание рисунков:
- Дети идут в школу, а один ребёнок смотрит на них из окна.
- Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.
- Дети в классе во время урока.
- Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
- Ребёнок дома, готовит уроки.
- Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
На всех картинках лиц нет.
Попросите ребёнка описать, какое, по его мнению, должны быть лица у детей на картинках – весёлое или грустное, и объяснить почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребёнок говорит: «Не знаю», то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?» и т.п.
Выводы
Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:
- у мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;
- мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;
- у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;
- мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;
- мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет всё сделать; поэтому он грустный;
- мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Тематика консультаций для родителей:
- «Физическая готовность детей к обучению в школе»;
- «Социально-психологическая готовность к обучению в школе»;
- «Интеллектуальная готовность к обучению в школе»;
- «Особенности адаптационного периода в учреждении»;
- «Подготовка ребёнка к школьному обучению в условиях учреждения».
Мониторинг программы 2016 года
Мониторинг программы 2017 года
Мониторинг личностной сферы 2016 год
самооценка
Мониторинг личностной сферы 2017 год
самооценка
Мониторинг эмоциональных проявлений 2016 год
Мониторинг эмоциональных проявлений 2017 год
Мониторинг результатов
усвоения программы за 2016 год
Мониторинг результатов
усвоения программы за 2017 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Дополнительная образовательная программа "Ступеньки творчества" для детей 5-7 лет
Модифицированная программа "Ступеньки творчества" расчитана на 2 года обучения (72 часа в год) для детей 5-7 лет. Форма организации занятий - групповая.Для выполнения поставленных учебно-воспитательны...
Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества».
Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества»:Три царевны Акварельного царства.Как две царевны — Красная и Желтая — в гости друг к ...
Диагностическая психолого-педагогическая программа: «Ступенька к профессии»
Предмет изучения данной диагностической программы – профессиональные интересы и склонности обучающихся старшего звена средней школы, профессиональная направленность личности выпускника.Актуальность пр...
Авторская программа "Ступеньки в жизнь"
Программа была апробирована в течение 4-х лет в группе воспитанников с 8 по11 классы. Программа ставит задачи воспитать подростка образованным, милосердным, культурным, трудолюбивым человеком....
Программа "Ступеньки к мастерству"
Программа направлена на художественно - эстетическое воспитание детей....
КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Ступеньки» Образовательной направленности Тема «Поиграем с водой» Методическое объединение воспитателей, учителей дефектологов специализированного структурного образовательного
Конспект заняятия. Индивидуальная форма проведения. Цель: стимуляция чувствительности рук....
Программа ступеньки мудрости 4 класс
Программа Ступеньки мудрости в 4 классе имеет пояснительную записку, цели и задачи....