Авторская программа "Ступеньки в жизнь"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Программа была апробирована в течение 4-х лет в группе воспитанников с 8 по11 классы. Программа ставит задачи воспитать подростка образованным, милосердным, культурным, трудолюбивым человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_stupenki_v_zhizn.docx | 57.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ "НЕГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ"
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«СТУПЕНЬКИ В ЖИЗНЬ»
воспитателя ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Негинский детский дом»
Евдокименко Евгении Рудольфовны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Во время проживания в детском доме ребенок находится в узком закрытом обществе, на всем готовом. Групповая жизнь, режимные моменты, ограниченный круг взрослых и сверстников ведет к дефициту общения. Подростки постоянно находятся в зависимости от оценок взрослых (воспитателей, учителей), что сказывается на развитии самостоятельности, инициативности. Ребенок не может организовать свое свободное время, не имеет индивидуальных интересов, не может построить полноценные отношения с окружающими его людьми, что может стать причиной низкого уровня адаптации после выпуска его из детского дома. И здесь наша задача состоит в том, чтобы четко представить «модель выпускника» и создать условия для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации подростка в обществе. Когда воспитанник выходит из стен детского дома, он подчас оказывается в ситуациях, требующих выбора действия. Поэтому мы должны постараться сформировать у воспитанника опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, новую систему знаний, умений и навыков. В целом программа направлена на развитие и становление целостной личности, адаптированной к жизни в любых условиях, всех ее духовных и физических сил и возможностей, и предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности воспитанников.
Группа состоит в основном из подростков среднего звена и воспитательную работу приходится планировать исходя из особенностей этого возраста. Данная программа рассчитана на 4 года, так как большинство воспитанников группы- учащиеся 8 класса и через 4 года закончат школу. В группе работают два воспитателя. Отношения воспитателей и воспитанников, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, являются приоритетными и определяют роль, функции, задачи и цели воспитательной работы. Программа призвана обеспечить целостный подход к воспитанию и развитию личности подростка, создание основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учетом возрастных изменений. Мы стараемся строить процесс воспитания так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого воспитанника, исходя из его индивидуальности. Основная задача нашей программы- подготовить воспитанника к самостоятельной жизни, раскрыть его потенциальные возможности, показать, на что он способен, чтобы после выхода из стен детского дома он мог успешно пройти адаптацию в том коллективе, куда попадет, и смог стать успешным в выбранной им профессиональной деятельности. Так как детский дом находится в сельской местности, вдали от городских благ цивилизации и нет возможности непосредственно приобщать воспитанников к культурной жизни, расширять их кругозор, большое внимание мы уделяем развитию художественно-творческих способностей через презентации, экскурсии в природу и участие в творческих конкурсах. Заочные путешествия по миру народных промыслов, различных профессий, традиционные выходы в лес, на озеро, работа в творческой мастерской по изготовлению поделок и сувениров, участие детей в различных конкурсах художественного и литературного творчества помогают воспитанникам учиться ценить прекрасное в любом виде деятельности, вырабатывают у них стремление наполнить красотой повседневную жизнь, помогают сделать правильный выбор будущей профессии. Работа по усвоению простых правил этикета ведется ежедневно, воспитатели в процессе общения учат воспитанников строить отношения с окружающими на доброжелательности и уважении к другому человеку.
Большое внимание в программе уделяется формированию стремлений и потребностей вести здоровый образ жизни, найти свою цель в жизни.
Программа нацеливает самого подростка на осмысление своего поведения, помогает ему в социализации, самовоспитании, самосовершенствовании.
Цели программы
- Формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
- Воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.
- Воспитание адаптированного к жизни в обществе человека.
Задачи программы:
- Формировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, гуманизм, справедливость, доброту, честность, совесть, гордость за родину, понятие семьи.
- Формировать чувство патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность.
- Создать условия для творческой самореализации ребенка.
- Воспитывать у ребенка потребность в созидательной деятельности, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
- Формировать у подростков адекватное «я» в области осознания умений и способностей.
- Расширять культурный кругозор воспитанников, развивать культуру этического мышления.
- Формировать умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
- Формировать гражданские умения, гражданское поведение и побуждать к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценностей.
- Формировать у воспитанников толерантное сознание и поведение.
- Формировать у подростков ценностное отношение к своему здоровью.
- Создать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у воспитанников интерес к различным видам деятельности.
- Формировать коммуникативные навыки и умения, развивать культуру общения для более легкой последующей адаптации в обществе.
Используемые методы воспитания:
- Метод исследования личности (диагностика): анкетирование, тестирование
- Методы формирования сознания личности (игры, часы общения, беседы, лекции, презентации, дискуссии, деловые и ролевые игры)
- Метод творческого самовыражения (работа в творческой мастерской, участие в конкурсах)
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение, беседы с воспитанниками)
В своей работе мы применяем :
- инновационные педагогические технологии:
- Гуманно-личностная технология
- Педагогика сотрудничества
- Тестирование, как один из методов изучения личности воспитанников и прогнозирования развития каждого подростка;
- Мониторинг воспитания подростков;
- Воспитание на базе средств мультимедиа с использованием ПК;
- Методику коллективной трудовой деятельности И.П.Иванова, технологию педагогической поддержки О. Газмана, шоу-технологии, технологию создания ситуаций успеха, технологию художественно-творческого развития, технологии воспитания Н.Е.Щурковой.
Воспитательная работа в группе строится по следующим направлениям:
- «Гражданско-правовое воспитание»
- «Нравственное воспитание»
- «Эстетическое воспитание»
- «Физическое воспитание и здоровый образ жизни»
- «Семейно-трудовое воспитание»
Предполагаемые результаты
2014-2015уч.г. | 2015-2016 уч.г. | 2016-2017 уч.г. | 2017-2018 уч.г. |
|
|
|
|
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. (Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
Цели: формирование достойного, законопослушного гражданина; воспитание патриота, готового к служению Отечеству, знающего и любящего свою историю и культуру
Задачи:
- Формировать политическую культуру, развивать чувство ответственности и гордости за страну;
- Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения в обществе, развивать общественную активность воспитанников;
- Осуществлять приобщение подростков к соблюдению законов государства, формировать гражданскую ответственность,
- Формировать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность подростка.
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
|
|
|
|
|
|
|
|
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ (Формирование духовных ценностей, морально-нравственных устоев, культуры человеческого общения; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)
Цели: воспитание высоконравственной личности, умеющей ценить жизнь во всех ее проявлениях, стремящейся к сочетанию личных и общественных интересов, преданной своей Родине, способной к постоянному самосовершенствованию, самореализации, самоопределению в обществе
Задачи:
- Формировать у воспитанников чувство долга и ответственности за свое поведение, формировать гуманное отношение к окружающим, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях
- Способствовать развитию у воспитанников коммуникативных навыков, культуры общения, потребности в самовоспитании
- Развивать экологические знания и убеждения
- Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения
- Воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к людям различных национальностей
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Информационные часы «Дни воинской славы России»
| Информационные часы «Дни воинской славы России»
| Информационные часы «Дни воинской славы России»
| Информационные часы «Дни воинской славы России»
|
Азбука человековеда
Часы общения «Жизненные ценности»:
| Азбука человековеда
Часы общения «Жизненные ценности»:
| Азбука человековеда
Часы общения «Жизненные ценности»:
| Азбука человековеда
Часы общения «Жизненные ценности»:
|
|
|
|
|
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, совершенствовать этику общения).
Цели: воспитание высокоинтеллектуальной творческой личности, умеющей видеть прекрасное в окружающем мире; формирование эстетической культуры личности
Задачи:
- Формировать эстетические вкусы, идеалы; воспитывать чувство прекрасного, учить видеть прекрасное в окружающей жизни; Содействовать развитию у воспитанников художественных способностей, творческого мышления
- Формировать понимание значимости искусства в повседневной жизни каждого человека и общества в целом
- Формировать у воспитанников культуру общения; способствовать развитию коммуникативных навыков
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
Этика общения
| Этика общения
| Этика общения
| Этика общения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).
Цель: Формирование физически здоровой личности, заботящейся о своем здоровье и здоровье окружающих, умеющей противостоять разрушительным для здоровья формам поведения
Задачи:
- Формировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
- Вырабатывать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
- Закреплять гигиенические навыки и привычки.
- Приобщать к разумной физической активности.
- Обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
- Вести информационно-просветительскую работу по формированию установок на ведение здорового образа жизни
- Прививать определенные, связанные с полом, гигиенические знания и навыки
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
Занятия в Школе безопасности
| Занятия в Школе безопасности
| Занятия в Школе безопасности
| Занятия в Школе безопасности
|
Часы общения «Уроки здоровья»
| Часы общения «Уроки здоровья»
| Часы общения «Уроки здоровья»
| Часы общения «Уроки здоровья»
|
Профилактика вредных привычек
| Профилактика вредных привычек
| Профилактика вредных привычек
| Профилактика вредных привычек
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беседы с девушками
| Беседы с девушками
| Беседы с девушками
| Беседы с девушками
|
Беседы с юношами
| Беседы с юношами
| Беседы с юношами
| Беседы с юношами
|
|
|
|
|
- СЕМЕЙНО-ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. (Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе. Формирование профессиональных интересов).
Цели : формирование устойчивого положительного отношения к учебе и труду и интереса к выбранной профессии, осознанной потребности трудиться , подготовка воспитанников к жизни в современном обществе. Формирование понятия «Семья».
Задачи:
- Формировать ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- Формировать убежденность воспитанников в том, что труд-основа жизни человеческого общества и священная обязанность каждого гражданина;
- Готовить воспитанников к самостоятельной жизни и труду, к осознанному выбору профессии, вовлекать воспитанников в различные виды и формы труда для развития трудовых умений и навыков, трудолюбия
- Воспитывать личностные качества (самостоятельность, ответственность, инициативность, чувство долга);
- Воспитывать будущего семьянина. Дать понятие «семья».
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
Семейное воспитание
| Семейное воспитание
| Семейное воспитание
| Семейное воспитание
|
Профориентация
| Профориентация
| Профориентация
| Профориентация
|
|
|
|
|
РАБОТА С УЧЕНИЧЕСКИМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ
Цели: воспитание личности с активной жизненной позицией; личности, стремящейся к саморазвитию и самовыражению; формирование у воспитанников творческой активности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия и гражданской ответственности.
Задачи:
- Создать условия для социальной деятельности, социального самоопределения в будущем.
- Способствовать формированию социальных потребностей, мотивов, интересов.
- Формировать у подростков потребность и готовность к совершенствованию своей личности
- Создать условия для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации воспитанников в обществе, их социализации и личностного развития.
Методы работы с ученическим самоуправлением:
Метод личного примера
Метод общественного мнения
Метод поощрения
Метод убеждения
Метод авансированного доверия
Метод ответственного поручительства
Задачи самоуправления в группе:
- Развитие, сплочение и координация коллектива подростков
- Формирование культуры деловых отношений, формирование умения решать проблемы
- Самораскрытие и самореализация личности
- Соблюдение принципа равноправия в совместной деятельности
- Воспитание нетерпимости к нарушителям трудовой дисциплины
- Адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям
- Разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей воспитанников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию
- Раскрытие способностей воспитанников прогнозировать свою жизнь
- Повышение требовательности к себе и товарищам
План работы
№ | мероприятия | Сроки |
1. | Выбор Совета группы | Ежегодно сентябрь |
2. | Разработать Положение о самоуправлении в группе | Сентябрь 2014 г. |
3. | Выбор ответственных за сектора | Ежегодно |
4. | Собрание актива | Ежемесячно и по необходимости |
5. | Общее собрание группы | Раз в четверть |
6. | Проведение традиционных праздников и дел. | Согласно календаря. |
ЛИТЕРАТУРА
- М.П.Нечаев, И.Э.Смирнова "Диагностические методики классного руководителя". Москва , УЦ "Перспектива",2008.
- Г.В.Семья,Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова "Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Москва.2001.
- К.В.Зелинский, Т.В.Черникова "Нравственное воспитание школьников:теория, диагностика,эксперимент,технологии и методы". Москва. "Планета"
- О.В.Белоусова "Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности".Москва, 2009.
- Е.Н.Степанов "Педагогу о воспитательной системе школы и класса". Творческий Центр "Сфера". Москва. 2008.
- Т.А.Шишковец "Осложненное поведение подростков". "5 за знания". Москва, 2006.
- А.М.Городович, Т.В.Куратник " Справочник классного руководителя" . Мозырь "Белый ветер", 2011.
- В.П.Сергеева "Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я". Педагогическое общество России. Москва, 2001.
- Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко "Нравственно-экологическое воспитание школьников" 5-011 класс. "5 за знания". Москва, 2007.
- И.А.Агапова, М.А.Давыдова "Мы-патриоты" 1-11 классы. Москва "ВАКО", 2006.
- Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко "Справочник классного руководителя" 5-9 классы. Москва "ВАКО", 2007.
- М.Ю.Савченко,Л.А.Обухова "Формирование коллектива класса".5-8 классы. "5 за знания".Москва, 2007.
- Ю.А.Матюхина "Классные часы на темы этикета" 5-11 классы. Москва "Глобус", 2008.
- З.А.Бадирова, А.В.Козлова "Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов". Творческий Центр "Сфера". Москва, 2008.
- Большая книга вожатого. под н/редакцией Л.И.Маленковой. Педагогическое общество России. Москва, 2004.
- С.М.Курганский "Путешествие в страну творчества и самоуправления". 9-11 классы. "5 за знания". Москва, 2007
- "Нравственное воспитание учащихся. 5-11 класы" Сост. Е.В.Васильева Волгоград, 2008.
- "Классные классные дела". выпуск 3. п/редакцией Е.Н.Степанова, М.А.Александровой . Творческий Центр "Сфера". Москва, 2008.
- Н.М.Скоркина "Нестандартные формы внеклассной работы. 7-11 классы". "Учитель-АСТ". Волгоград, 2005.
- Материалы Фестиваля педагогических идей "Первое сентября"
- Материалы Интернета.
- Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В.Высоцкая "Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях" 8-11 классы. Москва "ВАКО", 2006.
- Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Сост.Ю.В.Науменко. ООО "Глобус", 2009.
- Н.С.Пряжников "Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники" 8-11 классы.ООО "ВАКО", 2005.
- Л.И.Саляхова "настольная книга классного руководителя" 9-11 классы. Москва. "Глобус", 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа по теме: "Выбирай жизнь".
Сегодня все чаще звучат рядом слова «наркомания», «табакомания», «алкоголизм» и «дети». Однако, сочетание этих слов для многих родителей кажется несовместимым. Увы, опыт многих благополучных семей пок...
Е.В. Котельникова Авторский сборник художественных текстов "Радуга жизни"
Е.В. Котельникова Сборник рассказов "Радуга жизни"...
Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни "Твоё здоровье"
Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она интересна и нужна подростка...
Авторская программа и КТП элективного курса "Планирование карьеры и жизни"
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
Конспект урока по литературе. Тема : «Любовь в жизни Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения в романе».
Урок литературы в 10 классе....
«Многогранность авторского мировосприятия - это постижение жизни в богатстве и противоречиях каждого его явления, постижение человека во всех его проявлениях» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
конспект открытого урока по русской литературе 19 века...