Авторская программа "Ступеньки в жизнь"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Евдокименко Евгения Рудольфовна

Программа была апробирована в течение 4-х лет  в группе воспитанников с 8 по11 классы. Программа ставит задачи воспитать подростка образованным, милосердным, культурным, трудолюбивым человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_stupenki_v_zhizn.docx57.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                        ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

                                                      ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ  "НЕГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ"

                                                                    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

                                                                                                        «СТУПЕНЬКИ В ЖИЗНЬ»

                             воспитателя ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей   «Негинский детский дом»

                                                                                               Евдокименко Евгении  Рудольфовны

                                                                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Во время проживания в детском доме ребенок находится в узком закрытом обществе, на всем готовом. Групповая жизнь, режимные моменты, ограниченный круг взрослых и сверстников ведет к дефициту общения. Подростки постоянно находятся в зависимости от оценок взрослых (воспитателей, учителей), что сказывается на развитии самостоятельности, инициативности. Ребенок не может организовать свое свободное время, не имеет индивидуальных интересов, не может построить полноценные отношения с окружающими его людьми, что может стать причиной низкого уровня адаптации после выпуска его из детского дома.  И здесь наша задача  состоит в том, чтобы четко представить «модель выпускника» и создать условия для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации подростка  в обществе. Когда воспитанник выходит из стен детского дома, он подчас оказывается в ситуациях, требующих выбора действия. Поэтому мы должны постараться сформировать у воспитанника опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, новую систему знаний, умений и навыков. В целом программа направлена на  развитие и становление  целостной личности,  адаптированной к жизни в любых условиях, всех ее духовных и физических сил и возможностей, и предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности воспитанников.

    Группа состоит  в основном из подростков среднего звена и воспитательную работу приходится планировать исходя из особенностей этого возраста. Данная программа рассчитана на 4 года, так как большинство воспитанников группы- учащиеся 8 класса и через  4 года закончат школу. В группе работают два воспитателя. Отношения воспитателей и воспитанников, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих,  являются приоритетными и определяют роль, функции, задачи и цели воспитательной работы. Программа призвана обеспечить целостный подход к воспитанию и развитию личности подростка, создание основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учетом возрастных изменений. Мы стараемся строить процесс воспитания так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого воспитанника, исходя из его индивидуальности. Основная задача нашей программы- подготовить воспитанника к самостоятельной жизни, раскрыть  его потенциальные возможности, показать, на что он способен, чтобы после выхода из стен детского дома он мог успешно пройти адаптацию в том коллективе, куда попадет, и смог стать успешным в выбранной им профессиональной деятельности. Так как детский дом находится в сельской местности, вдали от городских благ цивилизации и нет возможности непосредственно приобщать воспитанников к культурной жизни, расширять их кругозор, большое внимание мы уделяем развитию художественно-творческих способностей через презентации, экскурсии в природу и участие в творческих конкурсах. Заочные путешествия по миру народных промыслов, различных профессий, традиционные выходы в лес, на озеро, работа в творческой мастерской по изготовлению поделок и сувениров, участие детей в различных конкурсах художественного и литературного творчества помогают воспитанникам учиться ценить прекрасное в любом виде деятельности, вырабатывают у них стремление наполнить красотой повседневную жизнь, помогают сделать правильный выбор будущей профессии. Работа по усвоению простых правил этикета ведется ежедневно, воспитатели  в процессе общения учат воспитанников  строить отношения с окружающими на доброжелательности и уважении к другому человеку.

    Большое внимание в программе уделяется формированию стремлений и потребностей вести здоровый образ жизни, найти свою цель в жизни.

Программа нацеливает самого подростка на осмысление своего поведения, помогает ему в социализации, самовоспитании, самосовершенствовании.

                                                                     Цели программы

  1. Формирование разносторонне развитой  личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
  2. Воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.
  3. Воспитание  адаптированного к жизни в обществе человека.

                                                                    Задачи программы:

  1. Формировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, гуманизм,  справедливость, доброту, честность, совесть, гордость за родину, понятие семьи.
  2. Формировать чувство патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность.
  3. Создать условия для творческой самореализации ребенка.
  4. Воспитывать у ребенка потребность в созидательной деятельности, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
  5. Формировать   у подростков  адекватное «я» в области осознания умений и способностей.
  6. Расширять  культурный кругозор воспитанников, развивать  культуру этического мышления.
  7. Формировать умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
  8. Формировать гражданские умения, гражданское поведение и побуждать к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценностей.
  9. Формировать у воспитанников толерантное сознание и поведение.
  10. Формировать у подростков ценностное отношение к своему здоровью.
  11. Создать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у воспитанников интерес к различным видам деятельности.
  12. Формировать коммуникативные навыки и умения, развивать культуру общения для более легкой последующей адаптации в обществе.

   

Используемые методы воспитания:

  • Метод исследования личности (диагностика): анкетирование, тестирование
  • Методы формирования сознания личности (игры, часы общения, беседы, лекции, презентации, дискуссии, деловые и ролевые игры)
  • Метод творческого самовыражения (работа в творческой мастерской, участие в конкурсах)
  • Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение, беседы с воспитанниками)

В своей работе мы применяем :

  • инновационные педагогические технологии:
  • Гуманно-личностная технология
  • Педагогика сотрудничества

  • Тестирование, как один из методов изучения личности воспитанников и прогнозирования развития каждого подростка;

  • Мониторинг воспитания подростков;

  • Воспитание  на базе средств мультимедиа с использованием ПК;

  • Методику коллективной трудовой деятельности И.П.Иванова, технологию педагогической поддержки О. Газмана, шоу-технологии, технологию создания ситуаций успеха, технологию художественно-творческого развития, технологии воспитания Н.Е.Щурковой.

Воспитательная работа в группе строится по следующим направлениям:

  • «Гражданско-правовое воспитание»
  • «Нравственное воспитание»
  • «Эстетическое воспитание»
  • «Физическое воспитание и здоровый образ жизни»
  • «Семейно-трудовое воспитание»

                                                                                  Предполагаемые результаты

2014-2015уч.г.

              2015-2016 уч.г.

               2016-2017 уч.г.

             2017-2018 уч.г.

  1. Проявление интереса у воспитанников к истории своей малой родины,  страны
  2. Проявление познавательного интереса, стремление к расширению кругозора. Положительные результаты обучения,  заинтересованность в пополнении знаний.
  3. Осознание несовершенства человеческого организма и влияния на него вредных привычек. Интерес к укреплению здоровья.
  4. Проявление интереса к профессиональному самоопределению.
  5. Совершенствование навыков коммуникативного общения.
  6. Проявление интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.
  1. Развитое  чувство гордости за свой край, свою Родину. Стремление через поступки показать свое отношение к Отечеству, малой родине.
  2. Стремление к расширению кругозора. Знание приемов и методов самообразования. Умение анализировать и планировать свою работу.
  3. Осмысление ценности здорового образа жизни. Заинтересованность проблемой собственного здоровья.
  4. Сформированность навыков самоанализа и самовоспитания. Определение сферы профессиональных интересов. Сознательный профессиональный выбор у выпускников.
  5. Уважительное отношение к окружающим, стремление прийти на помощь. Умение отвечать за свои поступки.
  6. Умение выражать свою гражданскую позицию.
  1. Развитое чувство гордости за свою страну, ощущение причастности к истории своего края, страны.
  2. Стремление к развитию интеллектуальных способностей. Развитие навыков исследовательской деятельности.
  3. Высокий уровень формирования негативного отношения к вредным привычкам. Сформированное стремление к ведению здорового образа жизни.
  4. Самоопределение по выбору профессии.
  5. Сформированность навыков культуры поведения. Владение методами самовоспитания.
  6. Осознание своей роли в обществе. Стремление к выражению гражданской позиции.
  1. Развитое чувство гордости за свою страну, ощущение принадлежности к общности «россиянин»
  2. Осознанное повышение интеллектуального уровня. Осознанное проявление самостоятельной творческой активности
  3. Сформированность  жизненной позиции, осознанный профессиональный выбор.
  4. Осознание ценности здоровья. Стремление к физически здоровому  совершенству.
  5. Сформированность коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях и получать удовольствие от общения с другими людьми.
  6. Позиционирование себя гражданином. Высокий уровень  социальной комфортности в коллективе.
  7. Владение методами самовоспитания, самоконтроля и самоуправления.
  8. Способность к самостоятельному построению своей жизни.

  1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. (Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Цели: формирование  достойного, законопослушного гражданина; воспитание патриота, готового к служению Отечеству, знающего и любящего свою историю и культуру

Задачи: 

  • Формировать  политическую культуру, развивать чувство ответственности  и гордости за страну;
  • Воспитывать  сознательную дисциплину и культуру поведения в обществе, развивать общественную активность воспитанников;
  • Осуществлять приобщение подростков к соблюдению  законов государства, формировать  гражданскую ответственность,
  • Формировать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность подростка.

                2014-2015

             2015-2016

               2016-2017

                2017-2018

  • Час общения «Символика России»
  • Час общения «Моя малая Родина»
  • Беседа «Вечные символы России»
  • Час общения «Мы русские, мы-россияне»
  • Выпуск газет «О чем мы должны знать»
  • Выпуск стенгазеты «День Победы»
  • Беседа о России «Вместе-дружная семья»
  • КТД Турнир «А ну-ка, мальчики»
  • Уроки мужества «Герои космоса»

  • Презентация «Государственные символы России»
  • Презентация «Россия…Такое теплое слово»
  • Час общения «Горжусь тобой, моя Россия!»
  • Путешествие «Юный краевед»
  • Конкурсная программа «Рыцарский турнир»
  • Презентация «Году космоса посвящается»

  • Презентация «Из истории символов России»
  • Игра  «Герой дня» (К 23 февраля»)
  • Беседа «Как научиться любить свою родину»
  • КТД Час общения «И где бы ни был я, она всегда со мною»
  • «Космический марафон»
  • Часы общения «Мы гордимся тобою, Россия»
  • Презентации «России славные имена»

  • Беседа «Мы гордимся своими символами»
  • Турнир  «Поединок джентльменов»
  • Диспут «Россия… Что это значит?»
  • Поэтическая гостиная «России милый уголок»
  • Час общения «И манят нас космические дали»
  • Часы общения, презентации «Дни воинской славы России»

  • Час общения «Я- гражданин России»
  • Классный час «День народного единства. Из истории праздника»
  • Час общения «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»
  • Презентация «Конституция-закон жизни»
  • Информационный час «Права и обязанности»

  • Деловая игра  «Гражданином быть обязан»
  • Беседа «Будьте добрыми и человечными» (Ко Дню народного единства)
  • Игра «Юный правовед»
  • Правовая игра «Знаете ли вы закон?»
  • Занятие-тренинг «Мы и выборы»
  • Дискуссия «Преступление или наказание»
  • Выпуск газет «Законы для всех»
  • Презентации «Главный закон страны»

  • Дискуссия «Государство и я»
  • Дискуссия «Что такое толерантность?»
  • Ролевая игра «Знатоки права»
  • Деловая игра «Право на образование»
  • Занятие-тренинг «Закон и мы»
  • Диспут  «Человек в обществе»
  • Выпуск газет «Наши обязанности»
  • Часы общения, Круглый стол «Мы- граждане»

  • Беседа «Твой гражданский долг. Что это значит?»
  • Анкетирование. «Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков»
  • Час общения «Права человека»
  • Круглый стол «Российская армия. Призыв»
  • КТД Круглый стол «Мы-разные, но мы вместе»
  • Выпуск газет «Закон и мы»
  • Разговор «Живем по Конституции»
  • Круглый стол «Что такое долг перед Родиной»

  1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ (Формирование духовных ценностей, морально-нравственных устоев,  культуры человеческого общения; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)

Цели: воспитание  высоконравственной личности, умеющей ценить жизнь во всех ее проявлениях, стремящейся к сочетанию личных и общественных интересов, преданной своей Родине, способной к постоянному самосовершенствованию, самореализации, самоопределению в обществе

Задачи:

  • Формировать у воспитанников чувство долга и ответственности за свое поведение, формировать гуманное отношение к окружающим, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях
  • Способствовать развитию у воспитанников коммуникативных навыков, культуры общения, потребности в самовоспитании
  • Развивать экологические знания и убеждения
  • Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения
  • Воспитывать  патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к людям различных национальностей

           2014-2015

            2015-2016

          2016-2017

          2017-2018

  • Создание фотоальбома «Край ты мой любимый»
  • Беседа «Как научиться любить свою Родину»
  • ТУ-ВИ «Эти занятные животные»
  • Презентация «Этот пестрый волшебный, загадочный мир»
  • Викторина «Узнай меня» (флора)
  • КТД Игра «Лесными тропами»
  • Программа «Вокруг света» (по странам и континентам)
  • Создание фотоальбома «Край ты мой любимый»
  • Презентация «Вечные символы России»
  • Устный журнал «Сокровища родной природы»
  • Конкурс «Знатоки природы»
  • Презентация  «Имя мое-Россия»
  • КТД Заочное путешествие «Суземский край»
  • Программа «Вокруг света» (по странам и континентам)

  • Создание фотоальбома «Край ты мой любимый»
  • Презентация «Красная книга планеты»
  • Презентация «Черная книга планеты»
  • Устный журнал «Берегите Землю, берегите!»
  • Заочное путешествие по заповедникам России
  • Программа «Вокруг света» (по странам и континентам)
  • Создание фотоальбома «Край ты мой любимый»
  • Презентация «Хлеб всему голова»
  • Круглый стол «Жизнь под угрозой»
  • Час общения «Откуда есть пошла земля русская…»
  • Программа «Вокруг света» (по странам и континентам)
  • Музыкальная гостиная «Как милы мне родные звуки»
  • Конкурс рисунков «Люблю Отчизну я»
  • Игра-турнир «Что? Где? Когда?» (по экологии)
  • Акция «Построй скворечник!»

  • Выпуск  плакатов «Планета в опасности»
  • Беседа «История возникновения и развития экологии»
  • Экологическое путешествие «Человек и окружающая среда»
  • Акция «Посади дерево»
  • Экологический праздник «День Земли»
  • Разговор «Что мы знаем о воде»
  • Устный журнал «Экологический бумеранг»
  • Диспут  « Что мы оставим после себя»
  • Акция «Посади дерево»

  • Круглый стол  «Шум и здоровье человека»
  • Конференция «Вода и мы»
  • Экологическая игра «Что? Где? Когда?»
  • Акция «Посади дерево»

Информационные часы  «Дни воинской славы России»

  • Турнир-викторина «Космос и мы»
  • Презентация  «Святые заступники земли русской»
  • Часы общения «Этих дней не смолкнет слава»
  • Походы по местам боевой славы

Информационные часы  «Дни воинской славы России»

  • Час общения «Герои космоса»
  • Презентация «Год космонавтики»
  • Презентация  «Святые заступники земли русской»
  • Часы общения «И в нашей памяти храним»
  • Часы общения «Никто не забыт, ничто не забыто»
  • Выпуск стенгазеты «День Победы»
  • Походы по местам боевой славы

Информационные часы «Дни воинской славы России»

  • Урок мужества  «Навстречу звездам»
  • Презентация  «Святые заступники земли русской»
  • КТД Часы общения «Этот День победы»
  • Выпуск стенгазеты «День Победы»
  •  Походы по местам боевой славы

Информационные часы «Дни воинской славы России»

  • Устный журнал «Сквозь тернии к звездам»
  • Презентация  «Святые заступники земли русской»
  • Часы общения, участие в Митинге памяти «Победе посвящается»
  • Выпуск стенгазеты «День Победы»
  • Походы по местам боевой славы

Азбука  человековеда

  • Внимание
  • Доверие

Часы общения «Жизненные ценности»:

  • Честность
  • Сострадание

  • Анкетирование «Мотивы выбора друга»
  • Анкетирование  по проблемам профилактики отклоняющегося поведения

  • Занятие-игра   «Искусство успевать»
  • Час общения «Жизненные ценности»
  • Час общения  «Ответственность и безответственность»
  • Беседа  с элементами игры «Общение со взрослыми»
  • Час общения «Поговорим откровенно о себе»
  • Беседа с элементами тренинга «Стыд и совесть»
  • Занятие «Мы такие разные»

Азбука  человековеда

  • Память
  • Темперамент

Часы общения «Жизненные ценности»:

  • Совесть
  • Доброта
  • Надежда

  • Анкетирование «Направленность личности»
  • Тестирование «Дом. Дерево.  Человек»
  • Тестирование «Проверь себя»
  • Тестирование по выявлению уровня коммуникабельности

  • Час общения «Творить благо»
  • Занятие- игра «Ты и твое время»
  • Беседа  с элементами игры «Общение с младшими по возрасту»
  • Урок нравственности «Сам себя воспитать должен»
  • Беседа с элементами тренинга «Суд совести»
  • Занятие «Шалость»

Азбука  человековеда

  • Судьба
  • Конфликтность
  • Воля

Часы общения «Жизненные ценности»:

  • Тестирование «Портрет»
  • Микроисследование «Атмосфера в группе»
  • Тестирование «Размышляем о жизненном опыте»
  • Анкетирование «Изучение удовлетворенности воспитанников школьной жизнью»

  • Диспут «Хочу и могу»
  • Круглый стол «Искусство взаимопонимания»
  • Занятие «Как стать лучше»
  • Диспут «По одежке встречают, по уму провожают»
  • Час общения «Конфликт и ты»
  • Практическое занятие «Как выйти из конфликта и лучше понимать друг друга»

Азбука  человековеда

  • Умение быть благодарным
  • Интеллигентность

Часы общения «Жизненные ценности»:

  • Жизнь

  • Тестирование «Самоанализ личности»
  • Тестирование «Я- лидер»
  • Анкетирование «Я познаю себя»

  • Диспут «Иметь свое мнение: важно ли это?»
  • Час общения «Что ты ценишь в жизни»
  • Беседа «Роскошь человеческого общения»
  • Час общения «Как научиться управлять собой»
  • Час общения «В чем вред конфликта?»
  • Час общения «Что такое самооценка?»
  • Часы общения «Выдающиеся имена России»
  • Презентация «Их именами славится Россия»(российские  полководцы)
  • Часы общения «Святые символы России»
  • Часы общения «Выдающиеся имена России»
  • Презентация «Их именами славится Россия»(российские ученые)
  • Часы общения «Святые символы России»
  • Часы общения «Выдающиеся имена России»
  • Презентация «Их именами славится Россия»(герои российского спорта)
  • Часы общения «Святые символы России»
  • Часы общения «Выдающиеся имена Рос сии»
  •  «Герои Великой Отечественной»
  • «Герои современных войн»
  • Презентация «Их именами славится Россия»
  • Часы общения «Святые символы России»

  1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, совершенствовать этику общения).

Цели: воспитание  высокоинтеллектуальной творческой личности, умеющей видеть прекрасное в окружающем мире; формирование эстетической культуры личности

Задачи:

  • Формировать эстетические вкусы, идеалы; воспитывать чувство прекрасного, учить видеть прекрасное в  окружающей жизни; Содействовать  развитию  у воспитанников художественных способностей, творческого  мышления
  • Формировать понимание значимости искусства в повседневной жизни каждого человека и общества в целом
  • Формировать у воспитанников культуру общения; способствовать развитию коммуникативных навыков

          2014-2015

              2015-2016

            2016-2017

             2017-2018

Этика общения

  • Анкетирование «Насколько вы воспитаны?»
  • Лекция «Что такое этикет»
  • Беседа «Умение строить беседу»
  • Тренинг «Гостеприимство-это не просто»
  • Тренинг «Позвони мне, позвони»
  • Лекция «Вы, конечно, не Цицерон, но все же»
  • Беседа «Умение дарить и получать подарки»
  • Беседа «Умей разговаривать с окружающими»

Этика общения

  • Практикум «В гостях»
  • Ролевая игра «Встречают по одежке»
  • Игра «Нет» и «не» в этикете»
  • Час общения  «Правда и немного лжи»
  • Беседа «Отношения взрослых людей»
  • Беседа «Счастливого пути!»
  • Тренинг «Как разговаривать  с иностранцем»

Этика общения

  • Ролевая игра «В чем залог твоего успеха»
  • Разговор «Пьянство или питие»
  • Беседа «Твоя комната-твой характер»
  • Разговор «Домашние животные»
  • Семинар «Этические ситуации»
  • Лекция «Вся наша жизнь- игра»

          Этика общения

  • Беседа «Сетикет» (Общение по Интернету)
  • Беседа «Один день воспитанного человека»
  • Анкетирование.
  • Беседа. «Поговорим об этикете»
  • Тестовое занятие.
  • Участие в конкурсах рисунков, плакатов
  • Оформление стенных газет, группового уголка
  • Час общения «Живопись. Мастера»
  • Презентация «Эрмитаж»
  • Участие в конкурсах рисунков, плакатов
  • Оформление стенных газет, группового уголка
  • Презентация «Знакомимся с видами живописи»

  • Участие в конкурсах рисунков, плакатов
  • Оформление стенных газет, группового уголка
  • Презентация «Во все века, Россия, ты красива»
  • КТД «Виртуальное путешествие по музеям мира»
  • Участие в конкурсах рисунков, плакатов
  • Оформление стенных газет, группового уголка
  • Информационный час «Леонардо да Винчи"
  • Игровое занятие «Театр-импровизация»
  • Игра «Мистер и мисс пантомима»
  • Участие в театрализованных постановках
  • Презентация «Знакомимся с театром»

  • Викторина «Что ты знаешь о театре?»
  • Участие в театрализованных постановках

  • Устный журнал «Театральное путешествие»
  • Час общения «Театр и/или кино?»
  • Участие в театрализованных постановках
  • Презентация «Международному дню театра посвящается»
  • Презентация «Мы идем в театр»
  • Игра «Снимается кино»
  • Участие в театрализованных постановках
  • Часы общения к юбилеям  российских и зарубежных писателей, поэтов
  • Диспут «Умеем ли мы читать?»
  • Участие в конкурсе рисунков «Сказочные дали»
  • Часы общения к юбилеям  российских и зарубежных писателей, поэтов

  • Часы общения к юбилеям  российских и зарубежных писателей, поэтов
  • Шуточный поэтический салон

  • Часы общения к юбилеям  российских и зарубежных писателей, поэтов
  • Поэтическая гостиная «Моей России имена»

  • Работа творческой мастерской
  • Час общения «Русские умельцы»
  • Работа творческой мастерской
  • Презентация «Устный журнал «Народные промыслы России»
  • Работа творческой мастерской
  • Презентация «Декоративно-прикладное искусство»
  • Работа творческой мастерской
  • Час общения «Россия славится «левшами»
  • Игра «Музыкальная страничка»
  • Музыкальная гостиная «Умеем ли мы слушать музыку?»
  • Игра «Музыкальная карусель»
  • Час общения «Музыкальная шкатулка»
  • Беседа «Великие музыканты России»
  • Час общения «Слушаем Баха»
  • Презентация «Посещаем Консерваторию»

  1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ  (Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).

Цель: Формирование физически здоровой личности, заботящейся о своем здоровье и здоровье окружающих, умеющей противостоять разрушительным для здоровья формам поведения

Задачи:

  • Формировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
  • Вырабатывать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
  • Закреплять гигиенические навыки и привычки.
  • Приобщать к разумной физической активности.
  • Обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
  • Вести информационно-просветительскую работу  по формированию установок на ведение здорового образа жизни
  • Прививать определенные, связанные с полом, гигиенические знания и навыки

              2014-2015

         2015-2016

             2016-2017

           2017-2018

Занятия в Школе безопасности

  1. Пожарная безопасность. Действия при пожаре.
  2. Опасности зимой
  3. Опасности летом
  4. Опасности в весенне-осенний период
  5. Действия в чрезвычайных ситуациях
  6. Оказание первой медицинской помощи
  7. Профилактика травматизма

Занятия в Школе безопасности

  1. Пожарная безопасность. Действия при пожаре.
  2. Опасности зимой
  3. Опасности летом
  4. Опасности в весенне-осенний период
  5. Действия в чрезвычайных ситуациях
  6. Оказание первой медицинской помощи
  7. Профилактика травматизма

Занятия в Школе безопасности

  1. Пожарная безопасность. Действия при пожаре.
  2. Опасности зимой
  3. Опасности летом
  4. Опасности в весенне-осенний период
  5. Действия в чрезвычайных ситуациях
  6. Оказание первой медицинской помощи
  7. Профилактика травматизма

Занятия в Школе безопасности

  1. Пожарная безопасность. Действия при пожаре.
  2. Опасности зимой
  3. Опасности летом
  4. Опасности в весенне-осенний период
  5. Действия в чрезвычайных ситуациях
  6. Оказание первой медицинской помощи
  7. Профилактика травматизма

Часы общения  «Уроки здоровья»

  • «Что такое здоровье?»
  • «Режим дня»
  • «Солнце, воздух и вода»
  • «Поговорим о гигиене»
  • «Травматизм»
  • «Береги глаза»
  • «Зубы –ворота  организма»

Часы общения  «Уроки здоровья»

  • «Здоровье и вредные привычки»
  • «Питание –основа жизни»
  • «Викторина «Здоровье не купишь»
  • Беседа «Что имеем, не храним»
  • Разговор «Вся правда о пиве»
  • Устный журнал «Движение-жизнь»
  • «Как сохранить зрение»

Часы общения  «Уроки здоровья»

  • «Ты- то, что ты ешь»
  • «Польза и вред медикаментов»
  • Презентация «Гигиена человека»
  • «Стресс в нашей жизни»
  • Занятие «Я принимаю ответственные решения»
  • Занятие «научись говорить «Нет»
  • КВН  «Береги здоровье смолоду»

Часы общения  «Уроки здоровья»

  • Разговор  «Откуда берутся болезни»
  • «Все ли лекарства полезны?»
  • Диспут «Причины суицида у подростков»
  • «Наследственные болезни: правда или вымысел?»

Профилактика вредных привычек

  • Час общения «Остановись и подумай»
  • «Путешествие в страну Здоровья» (2 занятия)
  • Устный журнал «Дорога к доброму здоровью»
  • Дискуссия «Курить- здоровью вредить»
  • Акция «Брось сигаретку- возьми конфетку!»
  • Презентация «Алкоголь и его последствия»

Профилактика вредных привычек

  • Игра-соревнование «Путь к доброму здоровью»
  • Поле чудес «СПИД. Болезнь века»
  • Презентация «Скажем курению «НЕТ»
  • Морской бой «Привычка «Да», привычка «Нет»
  • Лекция «Правда и ложь о наркотиках»
  • Акция «Мы против курения!»
  • Час общения (презентация) «Алкоголизм: расслабление или разрушение?»

Профилактика вредных привычек

  • Презентация «Капля никотина»
  • КВН «Береги здоровье смолоду»
  • Дискуссия «Вредная привычка или болезнь?»
  • Занятие –тренинг «Я и наркотики»
  • Занятие-тренинг «Я выбираю жизнь!»
  • Акция «Мы против курения»
  • Диспут «Что мы знаем об алкоголе?»

Профилактика вредных привычек

  • КТД Круглый стол «Правда о наркомании»
  • Устный журнал «По ком звонит колокол»
  • Презентация «Здоровье планеты зависит от нас»
  • Акция «Брось сигарету!»
  • Круглый стол «Компьютерная зависимость: правда или вымысел?»
  • Круглый стол «Есть ли будущее у алкоголика?»
  • Анкетирование по выявлению отношения подростков к ЗОЖ
  • Анкетирование по изучению мнения подростков по проблемам зависимостей
  • Анкетирование по изучению уровня осведомленности по проблемам табакокурения
  • Тестирование на проверку знаний по теме «Инфекции, передаваемые половым путем»
  • Анкетирование «Что ты знаешь о наркотиках?»
  • Анкетирование «Жизненные ценности»
  • Тестирование подростков по теме «ВИЧ\СПИД»

  • Часы общения «Для кого созданы Правила дорожного движения»
  • Презентация «Какой ты пешеход?»
  • Устный журнал «Безопасность на дороге»
  • Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»
  • Круглый стол «Безопасная дорога»
  • Счастливый случай «Правила дороги»

       Беседы с девушками

  • «Гигиена тела»
  • «Легко ли быть женщиной?»
  •  «Отношения с противоположным полом»
  • «Выносливость девичьего организма»

         Беседы с девушками

  • «О значении специфической гигиены для здоровья девушки»
  • «Репродуктивное здоровье женщины»
  • «Понятие о половой зрелости»
  • «Различия полов»

        Беседы с девушками

  • «Вредные привычки и репродуктивное здоровье»
  • «Половые заболевания»
  • «Предупреждение беременности»

       Беседы с девушками

  • «Сексуальное насилие. Последствия»
  • «Материнство»
  • «Гигиена тела»

          Беседы  с юношами

  • «Гигиена тела»
  • «Развитие мальчика»
  • «Понятие об инстинктах»

      Беседы  с юношами

  • «Гигиена тела»
  • «Половое созревание»
  • «Норма и отклонения от нормы в половом созревании»

       Беседы  с юношами

  • «Гигиена тела»
  • «Ранние половые связи и их последствия»

        Беседы  с юношами

  • «Гигиена тела»
  • «Венерические заболевания»

  • Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни»
  • Конкурс плакатов «Наше здоровье»
  • Конкурс кроссвордов «Человек и его здоровье»
  • Выпуск  стенгазет «Здоров будешь- все добудешь!»
  • Выпуск плакатов и стенгазет на тему здоровья

  1. СЕМЕЙНО-ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.  (Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе. Формирование профессиональных интересов).

Цели : формирование устойчивого положительного отношения к учебе и труду и  интереса к выбранной профессии, осознанной потребности трудиться , подготовка воспитанников  к жизни в современном обществе. Формирование понятия «Семья».

Задачи:

  • Формировать ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • Формировать убежденность воспитанников в том, что труд-основа жизни человеческого общества  и священная обязанность каждого гражданина;
  • Готовить воспитанников к самостоятельной жизни и труду, к осознанному выбору профессии, вовлекать воспитанников в различные виды и формы труда для развития трудовых умений и навыков, трудолюбия
  • Воспитывать  личностные качества (самостоятельность, ответственность, инициативность, чувство долга);
  • Воспитывать будущего семьянина. Дать понятие «семья».

           2014-2015

             2015-2016

          2016-2017

          2017-2018

            Семейное воспитание

  • Беседа «Что такое семья»
  • Ролевая игра «Кто есть кто в семье?»
  • Конкурс рисунков «Какой я представляю себе семью»
  • Совместное разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад
  • Выход в природу группой
  • Практическое занятие «Оформляем семейный альбом»

            Семейное воспитание

  • Беседа «Как построить крепкую семью»
  • Час общения  «Семья и труд. Домашние обязанности»
  • Диспут «Семейные ценности»
  • Совместные походы на природу
  • Игры в лото
  • Конкурс «Свой дом украшу я сам(а)» (На обустройство комнат)
  • Практическое занятие «Оформляем семейный альбом»

            Семейное воспитание

  • Беседа «Семейные праздники»
  • Ролевая игра «Празднуем день рождения»
  • Беседа «О роли отца и матери в семье»
  • Игра «Своя игра»
  • Практическое занятие «Уход за комнатными цветами»
  • Выход на озеро.
  • Практическое занятие «Составляем генеалогическое древо»
  • Конкурс «Мастерица»

            Семейное воспитание

  • Тренинг  «Умение прощать»
  • Беседа «Воспитание человека»
  • Практическое занятие «Правила общения с людьми»
  • Игра «Что? Где? Когда?»
  • Беседа «Труд- основа семейного счастья»
  • Поход в лес
  • Практическое занятие «Семейные традиции»
  • Беседа «Умейте делать подарки»

              Профориентация

  • КТД Оформление стенда о профессиях
  • Презентация «Профессий много в мире есть»
  • Тестирование для выявления интересов воспитанников
  • Тестирование «Моя сила воли»
  • Беседа «Умеем ли мы тратить деньги»

             Профориентация

  • Беседа «Что такое призвание?»
  • Презентация «Профессии нового века»
  • Игра-викторина «Кто есть кто?»
  • Тестирование для выявления мотивов выбора профессии
  • Оформление стенда о профессиях
  • Беседа «Как успешно сдать экзамены»

              Профориентация

  • Оформление стенда о профессиях
  • Час общения «Поговорим о деньгах»
  • Анкетирование  «Готовность к саморазвитию»
  • Ролевая игра «День самоуправления»
  • Тестирование «Направленность личности»
  • Деловая игра «Насколько мы экономны»

              Профориентация

  • Оформление стенда о профессиях
  • Деловая игра «Сдаем экзамены»
  • Викторина «Экономическая»
  • Путешествие «Профессии, которые мы выбираем»
  • Тестирование по выявлению жизненной ориентации личности на себя, на коллектив, на задачу
  • Анкетирование  по изучению сформированности профессиональной направленности воспитанников
  • Уборка закрепленных территорий
  • Участие в творческих конкурсах
  • Уборка комнат
  • Дежурство по детскому дому
  • Озеленение комнат
  • Уборка закрепленных территорий
  • Участие в творческих конкурсах
  • Уборка комнат
  • Дежурство по детскому дому
  • Озеленение комнат
  • Уборка закрепленных территорий
  • Участие в творческих конкурсах
  • Уборка комнат
  • Дежурство по детскому дому
  • Озеленение комнат
  • Уборка закрепленных территорий
  • Участие в творческих конкурсах
  • Уборка комнат
  • Дежурство по детскому дому
  • Озеленение комнат
  • Акция «Разобъём  сад на память потомкам»

РАБОТА С УЧЕНИЧЕСКИМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ

Цели: воспитание личности с активной жизненной позицией; личности,  стремящейся  к саморазвитию и самовыражению; формирование у воспитанников творческой активности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия и гражданской ответственности.

Задачи:

  • Создать условия  для социальной деятельности, социального самоопределения в будущем.
  • Способствовать формированию социальных потребностей, мотивов, интересов.
  • Формировать у подростков потребность и готовность к совершенствованию своей личности
  • Создать условия для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации воспитанников в обществе, их социализации и личностного развития.

Методы работы с ученическим самоуправлением:

Метод личного примера

Метод общественного мнения

Метод поощрения

Метод убеждения

Метод авансированного доверия

Метод ответственного поручительства

                              Задачи самоуправления в группе:

  • Развитие, сплочение и координация коллектива подростков
  • Формирование культуры деловых отношений, формирование умения решать проблемы
  • Самораскрытие и самореализация личности
  • Соблюдение принципа равноправия в совместной деятельности
  • Воспитание нетерпимости к нарушителям трудовой дисциплины
  • Адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям
  • Разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей воспитанников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию
  • Раскрытие способностей воспитанников прогнозировать свою жизнь
  • Повышение требовательности к себе и товарищам

 План работы

мероприятия

Сроки

1.

Выбор  Совета группы                        

Ежегодно      сентябрь

2.

Разработать Положение о самоуправлении в группе

Сентябрь 2014 г.

3.

Выбор ответственных  за сектора

Ежегодно

4.

Собрание актива

Ежемесячно и по необходимости

5.

Общее собрание  группы

Раз в четверть

6.

Проведение традиционных праздников и дел.

Согласно календаря.

                                                                         ЛИТЕРАТУРА

  • М.П.Нечаев, И.Э.Смирнова "Диагностические методики классного руководителя". Москва , УЦ "Перспектива",2008.
  • Г.В.Семья,Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова "Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Москва.2001.
  • К.В.Зелинский, Т.В.Черникова "Нравственное воспитание школьников:теория, диагностика,эксперимент,технологии и методы". Москва. "Планета"
  • О.В.Белоусова "Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности".Москва, 2009.
  • Е.Н.Степанов "Педагогу о воспитательной системе школы и класса". Творческий Центр "Сфера". Москва. 2008.
  • Т.А.Шишковец "Осложненное поведение подростков". "5 за знания". Москва, 2006.
  • А.М.Городович, Т.В.Куратник " Справочник классного руководителя" . Мозырь "Белый ветер", 2011.
  • В.П.Сергеева "Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я". Педагогическое общество России. Москва, 2001.
  • Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко "Нравственно-экологическое воспитание школьников" 5-011 класс. "5 за знания". Москва, 2007.
  • И.А.Агапова, М.А.Давыдова "Мы-патриоты" 1-11 классы. Москва "ВАКО", 2006.
  • Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко "Справочник классного руководителя" 5-9 классы. Москва "ВАКО", 2007.
  • М.Ю.Савченко,Л.А.Обухова "Формирование коллектива класса".5-8 классы. "5 за знания".Москва, 2007.
  • Ю.А.Матюхина "Классные часы на темы этикета" 5-11 классы. Москва "Глобус", 2008.
  • З.А.Бадирова, А.В.Козлова "Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов". Творческий Центр "Сфера". Москва, 2008.
  • Большая книга вожатого. под  н/редакцией Л.И.Маленковой. Педагогическое общество России. Москва, 2004.
  • С.М.Курганский  "Путешествие в страну творчества и самоуправления". 9-11 классы. "5 за знания". Москва, 2007
  • "Нравственное воспитание учащихся. 5-11 класы" Сост. Е.В.Васильева Волгоград, 2008.
  • "Классные классные дела". выпуск 3. п/редакцией Е.Н.Степанова, М.А.Александровой . Творческий Центр "Сфера". Москва, 2008.
  • Н.М.Скоркина "Нестандартные формы внеклассной работы. 7-11 классы". "Учитель-АСТ". Волгоград, 2005.
  • Материалы Фестиваля педагогических идей "Первое сентября"
  • Материалы Интернета.
  • Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В.Высоцкая "Подростки  21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях" 8-11 классы. Москва "ВАКО", 2006.
  • Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Сост.Ю.В.Науменко. ООО "Глобус", 2009.
  • Н.С.Пряжников "Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники" 8-11 классы.ООО "ВАКО", 2005.
  • Л.И.Саляхова "настольная книга классного руководителя" 9-11 классы. Москва. "Глобус", 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа по теме: "Выбирай жизнь".

Сегодня все чаще звучат рядом слова «наркомания», «табакомания», «алкоголизм» и «дети». Однако, сочетание этих слов для многих родителей кажется несовместимым. Увы, опыт многих благополучных семей пок...

Е.В. Котельникова Авторский сборник художественных текстов "Радуга жизни"

Е.В. Котельникова Сборник рассказов "Радуга жизни"...

Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни "Твоё здоровье"

Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она  интересна и нужна подростка...

Авторская программа и КТП элективного курса "Планирование карьеры и жизни"

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...