Программа ступеньки мудрости 4 класс
рабочая программа

скаковская елена александровна

Программа Ступеньки мудрости в 4 классе  имеет пояснительную записку, цели и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Тумановская средняя школа имени

Героя Советского Союза К.И.Молоненкова

Вяземского района Смоленской области

СОГЛАСОВАНО

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол  № 4(1)

от 29.08.2016

ПРИНЯТО

на педагогическом Совете МБОУ Тумановской СШ  Протокол № 6(1)

от 30.08.2016

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ Тумановской СШ

от 31.08.2016    №  53-7 /01-31

Программа внеурочной  деятельности

  «Ступеньки мудрости - 4»

Составитель: учитель начальных классов  Караульных В.А.

Период работы по данной программе: 2016/2017 учебный год.

Программа реализуется: в 4  классе классным руководителем

                                                     Скаковской Е.А.

Соответствует федеральному  государственному

образовательному стандарту начального общего                                       образования (утвержден приказом Министерства                                      образования и науки Российской Федерации от                                                            « 6 » октября 2009 г. № 373)

Туманово

      2016

Пояснительная записка

          Программа внеурочной деятельности «Ступеньки мудрости-4» представляет собой дополнительный образовательный курс духовно-нравственной направленности. Образовательный  курс «Ступеньки мудрости-4» предназначен для изучения в 4 классе. Он составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и опорой на психофизиологические особенности младших школьников.

 Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся нравственных ценностей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Цель: повышение уровня воспитанности младших школьников.

Задачи: - Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

- Воспитание и развитие нравственных чувств - это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью выработать у них нравственные чувства (гордость за ..., стыд, сочувствие, ответственность, организованность, пунктуальность и т.д. )

 -  Выработка умений и привычек нравственного поведения.

- Формирование мотивации и ценностного отношения к обучению и познанию.

- Приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия. Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

-  Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.

- Формирование готовности обучающихся к саморазвитию, к самореализации.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип эмпатии. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 
          - метод активного слушания;          

            - метод наглядного восприятия;

             - предметно-практическая работа;

 - игровой метод;

- метод творческого начала;

-метод диалогического общения.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • беседы;
  • сообщения;
  • встречи с интересными людьми;
  • литературно – музыкальные композиции;
  • просмотр и обсуждение видеоматериалов;
  • экскурсии;
  • поездки, походы по историческим и памятным местам;
  • творческие конкурсы;
  • выставки;
  • соревнования;
  • праздники;
  • викторины;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • трудовые дела;
  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • заочные путешествия;
  • творческие проекты, презентации;

Техническое и дидактическое обеспечение занятий:

-   наличие классной комнаты;

-   наличие спортзала;

-  наличие актового зала;

- ноутбук;

- проектор;

-  цветные карандаши (краски или фломастеры);

 - альбомные листы;

 - цветная бумага;

 - пластилин;

 - ножницы;

  - клей.

Программа  рассчитана на 34 часа в год (одно занятие в неделю).

Аудиторных занятий: 15 часов. Внеаудиторных занятий: 19 часов.

Содержание программы

Раздел 1. «Азбука безопасности» (4 ч.)

     Инструктаж по технике безопасности. (Годовщина трагических событий в г.Беслане.) О правилах поведения в школе, общественных местах, на улицах, на дороге. Бережное отношение к школьному имуществу. В гостях у Феи Бережливости.

      О правилах пожарной безопасности. «Знай правила движения как таблицу умножения». Игровая программа. Первая медицинская помощь. Профилактика ожогов и обморожения у детей.

Аудиторных занятий: 1ч..

Внеаудиторных занятий: 3ч.

Раздел 2. «Хочу все знать» (5 ч.)

Международный день грамотности (8 сентября). Путешествие в страну «Грамотейку». День памяти жертв фашизма (13 сентября) Возложение цветов к обелиску.

 Международный день мира (21 сентября). Игровая программа «Пусть всегда будет солнце». Будановская неделя. Экскурсия на улицу Екатерины Будановой.  День православной книги.   Экскурсия в библиотеку. 

 Аудиторных занятий: 1ч.

Внеаудиторных занятий: 4ч.

Раздел 3. «О воспитании и самовоспитании» (7ч.)

День пожилых людей (1 октября). Прояви заботу и внимание. Трудовые десанты. Операция «Листопад». Осенняя и весенняя уборка школьной территории.  16 ноября - Международный день толерантности. Ежели вы вежливы… 11 января – Всемирный день «Спасибо».  1 апреля – День смеха. Умей шутить и понимать шутки. О вредных привычках. 31 мая - Всемирный день отказа от курения.

Аудиторных занятий: 4ч.

Внеаудиторных занятий: 3ч.

Раздел 4. «Культура общения» (3ч.)

Общение с друзьями и общение со взрослыми – это разное общение Международный день родного языка (21 февраля). Литературная и разговорная речь. Всемирный день театра (27 марта). Инсценирование. Эпизоды из школьной жизни.

Аудиторных занятий: 1ч.

Внеаудиторных занятий: 2ч.

Раздел 5.  Природа глазами души (2ч.)

  Всемирный День Земли, день поэзии, день цветов (21 марта ). Поэзия весны. Весенняя прогулка.  Солнечный день – радость для всех. 3 мая - День Солнца. Игровая программа.

Аудиторных занятий: нет.

Внеаудиторных занятий: 2 ч.

Раздел 6. «Красный день календаря» (8 ч.)

 Подготовка ко дню Учителя. Коллективное творческое дело. Мастерская Деда Мороза. Украшение класса. Соревнования  среди мальчиков ко Дню Защитников Отечества: «Самый, самый, самый…». Подготовка и участие в праздничном концерте, посвященном Международному Женскому дню. 12 апреля - День Космонавтики. «Гагарин и дети». Шествие на братское кладбище.

Открытый классный час: «Прощай, начальная школа».

День Защиты детей. (Путешествие по станциям).

Аудиторных занятий: 3ч.

Внеаудиторных занятий: 5ч.

Раздел 7. Работа с портфолио обучающихся (5 ч.)

Работа  школьников с портфолио в летнее время. «Я – гражданин своей Родины». 10 декабря – День прав человека.12 декабря - День Конституции РФ. «Я – гражданин своей Родины». День освобождения с. Туманова и г. Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков. Мое участие в жизни класса, школы (Фотовыставка). Моя семья. 15 мая – международный день семьи. Мои достижения в 4 классе .

 Аудиторных занятий: 5.

Внеаудиторных занятий: нет .

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Примечание

Раздел 1. «Азбука безопасности»

(4ч.)

1

Инструктаж по технике безопасности. (Годовщина трагических событий в г.Беслане.) О правилах поведения в школе, общественных местах, на улицах, на дороге. Бережное отношение к школьному имуществу. В гостях у Феи Бережливости.

1

2

О правилах пожарной безопасности. «Огонь – друг и враг».

1

Внеаудитор. занятие

3

«Знай правила движения как таблицу умножения» . Игровая программа.

1

Внеаудитор. занятие

4

Первая медицинская помощь. Профилактика ожогов и обморожения у детей.

1

Внеаудитор. занятие

Раздел 2. «Хочу все знать»

(5ч.)

1

Международный день грамотности (8 сентября). Путешествие в страну «Грамотейку».

1

2

День памяти жертв фашизма (13 сентября) Возложение цветов к обелиску.

1

Внеаудитор. занятие

3

Международный день мира (21 сентября).  Игровая программа «Пусть всегда будет солнце».

1

Внеаудитор. занятие

4

Будановская неделя. Экскурсия на улицу Екатерины Будановой.

1

Внеаудитор. занятие

5

День православной книги (14.03).  Экскурсия в библиотеку.  ИТБ-123-11.

1

Внеаудитор. занятие

Раздел 3. «О воспитании и самовоспитании»

(7ч.)

1

День пожилых людей (1 октября). Прояви заботу и внимание.

1

2

Операция «Листопад». Уборка школьной территории.

1

Внеаудитор. занятие

3

16 ноября - Международный день толерантности.

1

 

4

Ежели вы вежливы… 11 января – Всемирный день «Спасибо».

1

5

1 апреля – День смеха. Умей шутить и понимать шутки.

1

Внеаудитор. занятие

6

Трудовой десант. Весенняя уборка школьной территории.

1

Внеаудитор. занятие

7

О вредных привычках. 31 мая - Всемирный день отказа от курения.

1

Раздел 4. «Культура общения»

(3ч.)

1

Общение с друзьями и общение со взрослыми ( в день святого Валентина).

1

Внеаудитор. занятие

2

Международный день родного языка (21февраля). Литературная и разговорная речь. 

1

3

Всемирный день театра (27 марта). Инсценирование. Эпизоды из школьной жизни.

1

Внеаудитор. занятие

Раздел 5. « Природа глазами души»

(2ч.)

1

Всемирный День Земли, день поэзии, день цветов (21 марта). Поэзия весны. Весенняя прогулка. ИТБ-123-11.

1

Внеаудитор. занятие

2

Солнечный день – радость для всех. 3 мая - День Солнца. Игровая программа.

1

Внеаудитор. занятие

Раздел 6. «Красный день календаря»

(7ч.)

1

Подготовка ко дню Учителя. Коллективное творческое дело.

1

2

Мастерская Деда Мороза. Украсим наш класс.

1

3

12 апреля - День Космонавтики. «Гагарин и дети».

1

4

Соревнования  среди мальчиков ко Дню Защитников Отечества: «Самый, самый, самый…»

1

Внеаудитор. занятие

5

Подготовка и участие в праздничном концерте, посвященном Международному Женскому дню.

1

Внеаудитор. занятие

6

Подвигу народа жить  в веках. Шествие на братское кладбище.

1

Внеаудитор. занятие

7

Открытый классный час: «Прощай, начальная школа».

1

Внеаудитор. занятие

8

День Защиты детей. Путешествие по станциям.

1

Внеаудитор. занятие

Раздел 7. «Работа с портфолио обучающихся»

(5 ч.)

1

Работа  школьников с портфолио в летнее время (октябрь).

1

2

«Я – гражданин своей Родины».10 декабря – День прав человека.12 декабря - День Конституции РФ.

1

3

«Я – гражданин своей Родины». День освобождения с. Туманова (09.03) и г. Вязьмы (12.03) от немецко-фашистских захватчиков. Мое участие в жизни класса, школы.

1

4

Моя семья. 15 мая – международный день семьи.

1

5

Мои достижения в 4 классе .

1

Ожидаемые результаты:

Личностные УУД:

- положительное отношение к школе;

- чувство необходимости учения;

- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;

- смысловое чтение, извлечение информации;

-  определение основной и второстепенной информации;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД:

 - преодоление импульсивности, непроизвольности;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- готовности обучающихся к саморазвитию, к самореализации.

Коммуникативные УУД:

-  способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

-  умение договариваться, находить общее решение;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Реализация программного содержания обеспечена:

- Агафонова А.Д. Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов. – Ярославль: Академия развития, 2009.

- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М.: «ВАКО», 2009.

-   ЛопатинаА., Скребцова М. Природа – глазами души. – М.: «Сфера», 1999.

-  ЛопатинаА., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: «Книжный Дом Локус», 2002.

-  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование: под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 – 111 с. – (Стандарты второго поколения).

- интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Дополнительная образовательная программа "Ступеньки творчества" для детей 5-7 лет

Модифицированная программа "Ступеньки творчества" расчитана на 2 года обучения (72 часа в год) для детей 5-7 лет. Форма организации занятий - групповая.Для выполнения поставленных учебно-воспитательны...

Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества».

Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества»:Три царевны Акварельного царства.Как две царевны — Красная и Желтая — в гости друг к ...

Диагностическая психолого-педагогическая программа: «Ступенька к профессии»

Предмет изучения данной диагностической программы – профессиональные интересы и склонности обучающихся старшего звена средней школы, профессиональная направленность личности выпускника.Актуальность пр...

Образовательная программа детского объединения "Ступеньки мудрости"

Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспит...

Ступеньки мудрости

Занятие посвящено устному народному творчеству, которое, как вы знаете, отражает душу народа. В качестве эпиграфа я выбрала слова М. Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия»...

Урок-лекция ко Дню славянской письменности и культуры по теме: "Азбука - к мудрости ступенька" (6 класс)

Цель урока - представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия общества.Задачи - продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь народов, проживающ...

Рабочая программа дополнительного образования "Математическая ступенька" 9 класс.

Программа расчитана на дополнительное образование с цель подготовки учащихся к ОГЭ....