Программа ступеньки мудрости 4 класс
рабочая программа
Программа Ступеньки мудрости в 4 классе имеет пояснительную записку, цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа ступеньки мудрости 4 класс | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Тумановская средняя школа имени
Героя Советского Союза К.И.Молоненкова
Вяземского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 4(1) от 29.08.2016 | ПРИНЯТО на педагогическом Совете МБОУ Тумановской СШ Протокол № 6(1) от 30.08.2016 | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Тумановской СШ от 31.08.2016 № 53-7 /01-31 |
Программа внеурочной деятельности
«Ступеньки мудрости - 4»
Составитель: учитель начальных классов Караульных В.А.
Период работы по данной программе: 2016/2017 учебный год.
Программа реализуется: в 4 классе классным руководителем
Скаковской Е.А.
Соответствует федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
Туманово
2016
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Ступеньки мудрости-4» представляет собой дополнительный образовательный курс духовно-нравственной направленности. Образовательный курс «Ступеньки мудрости-4» предназначен для изучения в 4 классе. Он составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и опорой на психофизиологические особенности младших школьников.
Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся нравственных ценностей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Цель: повышение уровня воспитанности младших школьников.
Задачи: - Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.
- Воспитание и развитие нравственных чувств - это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью выработать у них нравственные чувства (гордость за ..., стыд, сочувствие, ответственность, организованность, пунктуальность и т.д. )
- Выработка умений и привычек нравственного поведения.
- Формирование мотивации и ценностного отношения к обучению и познанию.
- Приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия. Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.
- Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.
- Формирование готовности обучающихся к саморазвитию, к самореализации.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип эмпатии. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
- метод активного слушания;
- метод наглядного восприятия;
- предметно-практическая работа;
- игровой метод;
- метод творческого начала;
-метод диалогического общения.
Формы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- сообщения;
- встречи с интересными людьми;
- литературно – музыкальные композиции;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов;
- экскурсии;
- поездки, походы по историческим и памятным местам;
- творческие конкурсы;
- выставки;
- соревнования;
- праздники;
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- трудовые дела;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- заочные путешествия;
- творческие проекты, презентации;
Техническое и дидактическое обеспечение занятий:
- наличие классной комнаты;
- наличие спортзала;
- наличие актового зала;
- ноутбук;
- проектор;
- цветные карандаши (краски или фломастеры);
- альбомные листы;
- цветная бумага;
- пластилин;
- ножницы;
- клей.
Программа рассчитана на 34 часа в год (одно занятие в неделю).
Аудиторных занятий: 15 часов. Внеаудиторных занятий: 19 часов.
Содержание программы
Раздел 1. «Азбука безопасности» (4 ч.)
Инструктаж по технике безопасности. (Годовщина трагических событий в г.Беслане.) О правилах поведения в школе, общественных местах, на улицах, на дороге. Бережное отношение к школьному имуществу. В гостях у Феи Бережливости.
О правилах пожарной безопасности. «Знай правила движения как таблицу умножения». Игровая программа. Первая медицинская помощь. Профилактика ожогов и обморожения у детей.
Аудиторных занятий: 1ч..
Внеаудиторных занятий: 3ч.
Раздел 2. «Хочу все знать» (5 ч.)
Международный день грамотности (8 сентября). Путешествие в страну «Грамотейку». День памяти жертв фашизма (13 сентября) Возложение цветов к обелиску.
Международный день мира (21 сентября). Игровая программа «Пусть всегда будет солнце». Будановская неделя. Экскурсия на улицу Екатерины Будановой. День православной книги. Экскурсия в библиотеку.
Аудиторных занятий: 1ч.
Внеаудиторных занятий: 4ч.
Раздел 3. «О воспитании и самовоспитании» (7ч.)
День пожилых людей (1 октября). Прояви заботу и внимание. Трудовые десанты. Операция «Листопад». Осенняя и весенняя уборка школьной территории. 16 ноября - Международный день толерантности. Ежели вы вежливы… 11 января – Всемирный день «Спасибо». 1 апреля – День смеха. Умей шутить и понимать шутки. О вредных привычках. 31 мая - Всемирный день отказа от курения.
Аудиторных занятий: 4ч.
Внеаудиторных занятий: 3ч.
Раздел 4. «Культура общения» (3ч.)
Общение с друзьями и общение со взрослыми – это разное общение Международный день родного языка (21 февраля). Литературная и разговорная речь. Всемирный день театра (27 марта). Инсценирование. Эпизоды из школьной жизни.
Аудиторных занятий: 1ч.
Внеаудиторных занятий: 2ч.
Раздел 5. Природа глазами души (2ч.)
Всемирный День Земли, день поэзии, день цветов (21 марта ). Поэзия весны. Весенняя прогулка. Солнечный день – радость для всех. 3 мая - День Солнца. Игровая программа.
Аудиторных занятий: нет.
Внеаудиторных занятий: 2 ч.
Раздел 6. «Красный день календаря» (8 ч.)
Подготовка ко дню Учителя. Коллективное творческое дело. Мастерская Деда Мороза. Украшение класса. Соревнования среди мальчиков ко Дню Защитников Отечества: «Самый, самый, самый…». Подготовка и участие в праздничном концерте, посвященном Международному Женскому дню. 12 апреля - День Космонавтики. «Гагарин и дети». Шествие на братское кладбище.
Открытый классный час: «Прощай, начальная школа».
День Защиты детей. (Путешествие по станциям).
Аудиторных занятий: 3ч.
Внеаудиторных занятий: 5ч.
Раздел 7. Работа с портфолио обучающихся (5 ч.)
Работа школьников с портфолио в летнее время. «Я – гражданин своей Родины». 10 декабря – День прав человека.12 декабря - День Конституции РФ. «Я – гражданин своей Родины». День освобождения с. Туманова и г. Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков. Мое участие в жизни класса, школы (Фотовыставка). Моя семья. 15 мая – международный день семьи. Мои достижения в 4 классе .
Аудиторных занятий: 5.
Внеаудиторных занятий: нет .
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема | Кол-во час. | Примечание |
Раздел 1. «Азбука безопасности» | (4ч.) | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. (Годовщина трагических событий в г.Беслане.) О правилах поведения в школе, общественных местах, на улицах, на дороге. Бережное отношение к школьному имуществу. В гостях у Феи Бережливости. | 1 | ||
2 | О правилах пожарной безопасности. «Огонь – друг и враг». | 1 | Внеаудитор. занятие | |
3 | «Знай правила движения как таблицу умножения» . Игровая программа. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
4 | Первая медицинская помощь. Профилактика ожогов и обморожения у детей. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
Раздел 2. «Хочу все знать» | (5ч.) | |||
1 | Международный день грамотности (8 сентября). Путешествие в страну «Грамотейку». | 1 | ||
2 | День памяти жертв фашизма (13 сентября) Возложение цветов к обелиску. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
3 | Международный день мира (21 сентября). Игровая программа «Пусть всегда будет солнце». | 1 | Внеаудитор. занятие | |
4 | Будановская неделя. Экскурсия на улицу Екатерины Будановой. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
5 | День православной книги (14.03). Экскурсия в библиотеку. ИТБ-123-11. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
Раздел 3. «О воспитании и самовоспитании» | (7ч.) | |||
1 | День пожилых людей (1 октября). Прояви заботу и внимание. | 1 | ||
2 | Операция «Листопад». Уборка школьной территории. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
3 | 16 ноября - Международный день толерантности. | 1 |
| |
4 | Ежели вы вежливы… 11 января – Всемирный день «Спасибо». | 1 | ||
5 | 1 апреля – День смеха. Умей шутить и понимать шутки. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
6 | Трудовой десант. Весенняя уборка школьной территории. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
7 | О вредных привычках. 31 мая - Всемирный день отказа от курения. | 1 | ||
Раздел 4. «Культура общения» | (3ч.) | |||
1 | Общение с друзьями и общение со взрослыми ( в день святого Валентина). | 1 | Внеаудитор. занятие | |
2 | Международный день родного языка (21февраля). Литературная и разговорная речь. | 1 | ||
3 | Всемирный день театра (27 марта). Инсценирование. Эпизоды из школьной жизни. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
Раздел 5. « Природа глазами души» | (2ч.) | |||
1 | Всемирный День Земли, день поэзии, день цветов (21 марта). Поэзия весны. Весенняя прогулка. ИТБ-123-11. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
2 | Солнечный день – радость для всех. 3 мая - День Солнца. Игровая программа. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
Раздел 6. «Красный день календаря» | (7ч.) | |||
1 | Подготовка ко дню Учителя. Коллективное творческое дело. | 1 | ||
2 | Мастерская Деда Мороза. Украсим наш класс. | 1 | ||
3 | 12 апреля - День Космонавтики. «Гагарин и дети». | 1 | ||
4 | Соревнования среди мальчиков ко Дню Защитников Отечества: «Самый, самый, самый…» | 1 | Внеаудитор. занятие | |
5 | Подготовка и участие в праздничном концерте, посвященном Международному Женскому дню. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
6 | Подвигу народа жить в веках. Шествие на братское кладбище. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
7 | Открытый классный час: «Прощай, начальная школа». | 1 | Внеаудитор. занятие | |
8 | День Защиты детей. Путешествие по станциям. | 1 | Внеаудитор. занятие | |
Раздел 7. «Работа с портфолио обучающихся» | (5 ч.) | |||
1 | Работа школьников с портфолио в летнее время (октябрь). | 1 | ||
2 | «Я – гражданин своей Родины».10 декабря – День прав человека.12 декабря - День Конституции РФ. | 1 | ||
3 | «Я – гражданин своей Родины». День освобождения с. Туманова (09.03) и г. Вязьмы (12.03) от немецко-фашистских захватчиков. Мое участие в жизни класса, школы. | 1 | ||
4 | Моя семья. 15 мая – международный день семьи. | 1 | ||
5 | Мои достижения в 4 классе . | 1 |
Ожидаемые результаты:
Личностные УУД:
- положительное отношение к школе;
- чувство необходимости учения;
- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Регулятивные УУД:
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- готовности обучающихся к саморазвитию, к самореализации.
Коммуникативные УУД:
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- умение договариваться, находить общее решение;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Реализация программного содержания обеспечена:
- Агафонова А.Д. Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов. – Ярославль: Академия развития, 2009.
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М.: «ВАКО», 2009.
- ЛопатинаА., Скребцова М. Природа – глазами души. – М.: «Сфера», 1999.
- ЛопатинаА., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: «Книжный Дом Локус», 2002.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование: под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
- интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Дополнительная образовательная программа "Ступеньки творчества" для детей 5-7 лет
Модифицированная программа "Ступеньки творчества" расчитана на 2 года обучения (72 часа в год) для детей 5-7 лет. Форма организации занятий - групповая.Для выполнения поставленных учебно-воспитательны...
Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества».
Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества»:Три царевны Акварельного царства.Как две царевны — Красная и Желтая — в гости друг к ...
Диагностическая психолого-педагогическая программа: «Ступенька к профессии»
Предмет изучения данной диагностической программы – профессиональные интересы и склонности обучающихся старшего звена средней школы, профессиональная направленность личности выпускника.Актуальность пр...
Образовательная программа детского объединения "Ступеньки мудрости"
Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспит...
Ступеньки мудрости
Занятие посвящено устному народному творчеству, которое, как вы знаете, отражает душу народа. В качестве эпиграфа я выбрала слова М. Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия»...
Урок-лекция ко Дню славянской письменности и культуры по теме: "Азбука - к мудрости ступенька" (6 класс)
Цель урока - представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия общества.Задачи - продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь народов, проживающ...
Рабочая программа дополнительного образования "Математическая ступенька" 9 класс.
Программа расчитана на дополнительное образование с цель подготовки учащихся к ОГЭ....