Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах "Особый ребенок"
статья
Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах "Особый ребенок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах " Особый ребенок" | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 432
Колпинского района Санкт-Петербурга
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»»
Выполнила: Дегтярева Анна Николаевна
Санкт-Петербург
2017
Работая с детьми на уроках, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде – первостепенное условие становления личности. Успех в труде – это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.
Чтобы дело спорилось, ребенок должен организовать свой труд – в этом ему поможет учитель. Творчество учителя рождает творчество ученика.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель.
Конан Дойл, хотя и не был ученым психологом, но словами Шерлока Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку и от нас зависит, чем мы “этот чердак” заполним – хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там не скоро найдешь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи.
Нашим детям очень сложно усвоить полученную информацию, поэтому помочь им может метод опорных схем.
Для того чтобы ребята что-то усвоили и выполнили это на практике, им нужно знать, что от них требуется, какие этапы они должны пройти и видеть конечную цель.
Идея метода – разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схеме и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.
Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде карточек, чертежей и рисунков.
Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема – опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме - опоре, выполняя практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. При составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы:
- определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;
- дифференцировать словесно-образное и знаково-символическое выражение каждого понятия;
- составить опорные схемы.
Большинство схем по предметам выполняю на компьютере. Общий цвет – чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда использую фотобумагу, и такие схемы долго сохраняются. Опорные схемы готовятся одинаковые для всех учащихся. Размер схем нужен такой, чтобы дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них написано.
Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску.
В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят.
Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов.
Листы опорных схем обеспечивают логически–последовательное раскрытие темы или задания – это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой. Опорные схемы – это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её) он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.
Опорные схемы обеспечивают дружную работу всего класса, позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективные изучение. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается для выполнения практического задания.
Цель перспективы – увеличить время на усвоение трудных вопросов, тем и разделов программы. Поэтому можно дать каждому ученику и всем вместе столько часов, сколько необходимо, учитывая индивидуальные возможности и способности.
При этом постоянно и активно используются опорные схемы (обобщающие таблицы, комплекты карточек – опор) по темам. Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение.
Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключатся к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учится.
Таким образом:
Цель метода: рациональное, мотивированное применение знаний; ликвидация перегрузок за счёт сокращения времени; воспитание интереса, активности, самостоятельности к поиску и учению; отработка предметной технологии.
Главная цель: изложить изученное так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти.
Задача: научить расставлять акценты при выполнении задания; научить использовать свои знания в составление таблиц – схем, логического поэтапного пути к конечной цели; научить умению логично выстроить цепочку технологического процесса.
Значение: компактность излагаемого материала; логическая взаимосвязь, карта всей дороги (перспективность) сокращение информации по сути; изучение и овладение методом; восприятие материала: фундамент – надстройка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ и опорных схем на уроках русского языка.
Обобщение и представление накопленного опыта в области использования ИКТ и применения опорных схем на уроках русского языка....
Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.
Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизаци...
«Использование опорных схем на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» (статья)
В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а научить детей учиться, формировать потребность в ...
Использование опорных схем и схем-конспектов на уроках химии
Химия наука "зубрительная", чтобы облегчить восприятие и запоминание использую различные схемы. Они могут использоваться при изучении нового материала, на обобщающих уроках,при самостоятель...
Использование опорных схем на уроках английского языка
Использование схем и таблиц на уроках английского языка – залог повышения эффективности урока....
Использование опорных схем на уроках математики при обучении детей с нарушениями интеллекта
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках математики способно не только заложить определённый ...
Мой опыт работы по использованию техники оригами на уроках ручного труда у детей с РАС
Сказка для урока "Ручной труд" в технике оригами...