«Использование опорных схем на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» (статья)
статья на тему

Некрасова Елена Сергеевна

В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а  научить детей учиться, формировать потребность в постоянном приобретении новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное  задание «Методический семинар»  

Некрасова Е.С.

Учитель географии и биологии

 Верхнекамского района

Пояснительная записка

 «Использование опорных схем на уроках географии и биологии,

как средство достижения предметных и метапредметных результатов».

Для чего вы входите в класс?

Чтобы пройти программу? Нет!

Чтобы укрепить веру каждого ребенка в себя.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.Основной целью школьного образования до недавнего времени являлось формирование и накопление глубоких и прочных знаний основ школьных предметов, то есть с позиции этой цели, чем больше знаний приобрел ученик, тем выше уровень его образованности. Но современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Таким образом, современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.Получение нового образовательного результата связано с формированием не  только предметных, но и метапредметных умений. Формирование этих умений происходит через технологии, методы  и задания деятельностного типа, ориентированные на развитие личности ученика. Так в  чем же заключается одна из приоритетных задач школы? На первый взгляд ответ прост: формировать у каждого ребенка умение учиться – учить себя. В основе формирования универсальных учебных действий лежит умение учиться. Главная задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а  научить детей учиться, формировать потребность в постоянном приобретении новых знаний.Слайд 2. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Один из вопросов, который учителя задают чаще всего: «Как мотивировать учеников, чтобы они захотели учиться?». Это замечательный вопрос, но есть вопрос еще лучше:  «Как можно побудить учеников мыслить?». Если учеников побуждают думать и поощряют их мышление, у них будет желание учиться. «Мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» (С.Л.Рубинштейн).Эту практическую задачу учитель должен выполнять изо дня в день, из урока в урок. Для того, чтобы провести урок по-новому, необходимо осмыслить собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и прежде всего, измениться самому.  Учебным действием является то действие, которое «цепляет» ум ученика. Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения. Задача учителя – показать спектр возможностей поиска информации, а главное, как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ученик должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как их можно получить. Именно поэтому дети в первую очередь должны научиться работать с информацией, владеть умениями смыслового чтения, анализа текста, рисунков, уметь делать сравнительный анализ объектов, выстраивать цепочку рассуждений, видеть проблему, делать выводы. Для реализации выше сказанного, на мой взгляд, эффективным инструментом, который может помочь педагогу совершить переход на новые стандарты будет систематическое использование приемов  интерпретации учебных текстов в виде опорных схем. Слайд3.О роли схем в обучении географии писал Н.Н.Баранский, подчеркивая, что они «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».Слайд 4

        Ведущие педагогические идеи опыта.В основе педагогического опыта лежат следующие педагогические идеи:

  • Идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха на подлинном интересе.
  • Идея сотрудничества педагога и школьников.
  • Идея личностного подхода к обучающимся.

Сущность опыта заключается в формировании предметных и метапредметных результатов по географии и биологии через использование схем-опор, создании на уроках необходимых условий для соединения теоретических знаний с практическими действиями в процессе осуществления интеллектуальных операций анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Теоретическая база опыта. Исследования, проведенные А.Р.Лурия установили, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка, и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность». Впервые научно-обоснованная теория речевого высказывания была выдвинута Л.С.Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи. Отмечу: если ученик не может привести собственный пример на новое слово, то, как говорил Л.С.Выготский, за этим словом у него нет личного обобщения. И тогда оно оказывается для ребенка пустым, абстрактным. Так постепенно дети привыкают к огромному числу слов, но они не наполнены для них смыслом. А это впоследствии формирует пагубную привычку не задумываться над тем, что стоит за тем или иным высказыванием у другого человека.Также в своей работе я основываюсь на принципе поэтапного формирования умственных действий (автор П.Я.Гальперин). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно образного мышления перейти к организации действий во внутреннем плане. Слайд5. В основу работы также положены опыты широко известных в нашей стране В.Ф. Шаталова (технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материалаhttp://kak.znate.ru/docs/index-100898.html), С.Н. Лысенковой (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом обученииhttp://paidagogos.com/?p=115), учтен опыт Т.М. Бенькович, Л.Д. Назаровой (интерпретация учебных текстов). Познакомившись с трудами ученых, я взяла некоторые идеи и адаптировала их в условиях коррекционной школы.Слайд 6.

Таким образом, основная суть моей педагогической системы заключается в следующем:

- учебный текст в рамках определенного алгоритма трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (символы, карты-схемы, цепочки рассуждений, сигнальные загадки);

- в последующем они активно используются учащимися и учителем в процессе изучения и повторения конкретного материала.

Опорные схемы, сигналы, рисунки, цепочки рассуждений, бесспорно, являются некими «подсказками». Я солидарна с Назаровой Л.Д., которая говорит: «Здесь необходимо для себя решить, что для вас важнее: поймать ребенка на незнании и доказать ему (в который раз), что он лентяй и бездарь, или помочь снять зажимы и выпустить его знания наружу, давая ему возможность получать удовлетворение от работы». Очень важно построить учебный процесс на том, как незаметно подсказать ребенку, что делать для того, чтобы успешно учиться и уважать себя.

Новизна опытазаключается в адаптации информационно-коммуникационных технологий к условиям специальной (коррекционной) школы VIII вида, в которой сочетаются интерпретация и трансформация учебных текстов, диалоговый стиль общения и личностная ориентация в преподавании, направленные на формирование  предметных и метапредметных результатов учащихся. Слайд 7.

Этапы системы работы

Деятельность

Приемы учебной деятельности

1. Предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний.

Предварительная подготовка (введение в трудную тему  начинать не в заданные программой часы, а раньше). Для каждой темы это начало разное.

Необязательный этап. Применяется как пропедевтический к сложным темам с применением символов, рисунков.

Цель: уменьшить объективную трудность некоторых приемов.

Алгоритм действий:

1) Перспективная подготовка (малые дозы)

2) Уточнение новых понятий, их применение

3) Обобщение по теме на основе определенных знаний

4) Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий

Условия: На  протяжении всего урока необходимо создавать условия для повышения речевой мотивации (заинтересованность детей в изучаемом материале, затрагивания не только интеллектуальную сферу, но и эмоциональную).

Результативность подхода: такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

II. Уточнение новых понятий, их применение.

1.Изучение теории в классе (введение информации).

Умственная деятельность и   практическая деятельность в единстве.

2.Домашнее задание: ОК+учебник+

помощь взрослого

Главное назначение:  способствовать связи теории с практикой.

- объяснение у доски (с мелом, готовой наглядностью). Опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблицы, схемы, рисунка, сигнальных загадок, цепочек рассуждений.

- Повторное объяснение по красочной опоре (ВФ Шаталов)

- Индивидуальная работа учащихся над опорными схемами.

- Фронтальное закрепление (по блокам). Учащиеся воспроизводят опору по памяти (или его элементы), но нельзя допускать механического списывания.

Результативность:  способствует осмысленному усвоению фактов, причинно-следственных связей, закономерностей.

- устное проговаривание опоры  – необходимый этап  внешнеречевой деятельности,  происходит во время различных видов опроса (ПЯ Гальперин).

- прием «комментированное управление» (СН Лысенкова) представляет ответ ученика с места или у доски о том, что он делает, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (проговаривание) СН Лысенкова объединила комментирование трех действий: «Думаю, говорю, записываю».

Результативность: развивается  логика рассуждения, доказательность, самостоятельность мышления.

Использование опорного конспекта оптимизирует самоподготовку учащихся. Получив домашнее задание, учащиеся знают, какой объем материала должен быть усвоен по данной теме.

III. Обобщение и систематизация (анализ и синтез)

развитие беглости  мыслительных процессов и учебных действий

Объединение блоков информации в одно целое или, наоборот, вычленение частей из целого.

Использование всех видов контроля (у доски, устного громкого, устного тихого, письменного).

Работа с крупными блоками информации(интеллект карты, в которых информация может быть представлена в разных форматах).

Результативность: через системуконкретных методических приемов формируются следующие умения: критически осмысливать информацию, понимать ее суть; систематизировать информацию по заданным признакам. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание.

Основные требования к результатам работы с информацией: научность, многократность использования, возможность кодирования. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии можно определить как систему методов, приемов, способов поиска, накопления, обработки, анализа данных. Процесс обработки информации может включать в свой состав следующие действия: Сбор данных; Обработка информации; Накопление и размещение информации для дальнейшего использования; Передача информации (распространение).

Трудоемкость и риски:

  • Управление процессом обучения на основе заинтересованности, а не принуждения (должна быть ситуация побуждения, а не вынуждения)
  • Поиск новых идей, приемов и средств организации учебно-воспитательной деятельности учащихся для организации деятельностного урока
  • Создание на уроке атмосферы речевого общения, касающегося не только интеллектуальной сферы, но и сферы эмоций и чувств (обучение малоэффективно при отсутствии эмоциональной реакции на происходящее – эмоциональная реакция должна быть обязательно положительной)
  • Приобщение к самостоятельным открытиям вместо получения готовых знаний с целью приобретения личностной  значимости знаний для детей (к классу не с ответом, а с вопросом).

Остановлюсь на некоторых приемах моей педагогической деятельности по способам интерпретации учебных текстов:

Сигнальные загадки - это один из увлекательных видов работы, дети воспринимают их как развлечение, потому что это все-таки загадка. Связность изложения (полный ответ) является основным условием отгаданных сигнальных загадок. Если ответ односложен, он не учитывается.

Сигнальные загадки могут быть составлены по какому-то фрагменту текста (абзацу), но могут объединять несколько частей текста, также могут являться определением понятия или служить выводом. В тексте находим слова или словосочетания, которые несут важную смысловую нагрузку, с помощью рисунков - символов кодируем информацию.

Практические советы:

- Запечатлевать самую главную мысль.

- Элементы размещать с учетом их взаимосвязей.

- При выборе сигналов руководствоваться уже существующими в природе характеристиками.

- Помнить, что каждый элемент несет в себе смысловую нагрузку и должен быть упомянут при воспроизведении в ходе расшифровки.Слайд8-9

Цепочки рассуждений.Установление причинно - следственных связей – одна из важнейших задач географии и биологии. Их мы находим в процессе изучения материала, чтения текста, выделяя в блоке информации части, связанные между собой причинно-следственными связями. При этом создаются большие возможности для формирования предметных и метапредметных результатов. При составлении цепочек рассуждений можно использовать уже имеющиеся по данной теме сигнальные загадки.Воспроизведение цепочек рассуждений возможно не только справа налево, но и слева направо, от следствия, результата, к началу, первопричине. Применение цепочек рассуждений носят универсальный характер, так как они с незначительными изменениями встречаются при изучении различных тем, показывая и доказывая детям единство законов и взаимосвязь всего на планете.Можно заметить, что при построении опорных схем объем смысловой информации остается тем же, но более совершенное символическое обозначение позволяет провести обработку быстро и экономно.Слайды 10-11.

Интеллект-картысостоят из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. При создании интеллект-карты проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. От центрального понятия отходят ветки первого уровня и пишутся слова, раскрывающие центральную идею. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки второго уровня. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Учитель обращает внимание школьников, что одна и та же информация может быть закодирована различными способами, что позволяет осуществлять индивидуальный подход Слайд 12.

Динамические схемы, модели. Данная работа формирует географические образы мира; готовит школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними задач. Ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей. Слайд 13.

Практический опыт показывает, что результатом применения опорных схем, рисунков на уроках является алгоритм рассуждения и доказательства учебного материала. Все внимание учащихся направлено не на запоминание или воспроизведение, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных связей, что позволяет формировать новые личностные качества (уверенность, активность, коммуникабельность).

        Таким образом, данная система работы характеризуется рядом главных черт:

1. Обеспечивает высокую результативность усвоения изучаемого материала и долговременное хранение в памяти;

2. Позволяет учащимся производить обработку информации в соответствии с уровнем их готовности (воспроизведение, моделирование) и свободы выбора форм интерпретации (сигнальные загадки, цепочки рассуждения, символы…);

3. Реализует творческий потенциал школьников посредством создаваемой совместно с учителем образовательной продукции;

4. Способствует развитию коммуникативной и эмоциональной сфер личности.

5. Усиливает аналитико-синтетическую деятельность.

Результативность. В результате систематической работы по использованию опорных схем у учащихся формируются следующие умения:

 РЕГУЛЯТИВНЫЕ: они умеют определять цель учебной деятельности при помощи учителя и самостоятельно; сверять свои действия с целью, работая по плану, и, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя; оценивать свою деятельность, работая в группе, учиться распределять свои полномочия.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; уметь выделять существенную информацию из текстов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: оформлять свои мысли в устной и письменной формах на уровне предложения или небольшого текста; задавать вопросы; умение работать в паре, группе; уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения или, наоборот, ее отстаивать.  Что говорит о предпосылках  формирования метапредметных результатов.

Результатами систематической работы по использованию опорных схем у учащихся являются: стабильно хорошие результаты качества знаний;умение самостоятельно или с помощью учителя «сворачивать» и «разворачивать» информацию; умение давать полные доказательные ответы на выявление причинно-следственных связей; эффективность участия школьников в олимпиадах по предмету на разных уровнях.  Результаты моей работы представлены в презентации в виде диаграмм, таблиц, данные которых указывают на положительные результаты по вышеперечисленным направлениям работы. Во многом, достижению именно таких показателей способствует активное применение на уроках опорных схем, которые способствуют формированию предметных и метапредметных результатов. Слайды 14-19.

Адресная направленность опыта. Данный опыт могут использовать в работе учителя начальных классов, учителя предметники общеобразовательных школ, а также  учителя коррекционных школ, в том числе и начинающие учителя. Он будет интересен педагогам разных специальностей и квалификационных категорий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение предметных и метапредметных результатов на примере урока-викторины "Thanks giving Day"

План-конспект содержит упражнения, нацеленные на повторение лексики по теме "Еда" и на знакомство с американским праздником День благодарения....

Использование элементов WebQuest-технологии для достижения предметных и метапредметных результатов

Применение технологии Web Quest позволяет достигнуть основную цель обучения иностранному языку - развитие иноязычной коммуникативной компетенции.Сфера деятельности при использовании Web Quest- техноло...

ЦОР как средство достижения предметных и метапредметных результатов на уроках географии

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изм...

Методический семинар по теме "Опорные схемы на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов"

Эффективным инструментом, который может помочь педагогу совершить переход на новые стандарты будет систематическое использование приемов  интерпретации учебных текстов в виде опорных схем....

«Как полюбить уроки биологии? или «Активизация познавательного интереса, как средство достижения предметных и метапредметных результатов»

В сборнике представлена система практических рекомендаций по активизации познавательного интереса на уроках биологии, как средства достижения предметных и метапредметных результатов учащихся, алгоритм...

Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения предметных и метапредметных результатов.

В современных условиях задача учителя показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование не только предметн...

Организация рабочего места учителя – средство достижения предметных и метапредметных результатов обучающихся

Рабочий кабинет учителя - это универсальный, многофункциональный информационно-методический центр, используемый как в урочное, так и внеурочное время....