Использование опорных схем на уроках математики при обучении детей с нарушениями интеллекта
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Верба Елена Владимировна

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках математики способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, что очень важно при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.  Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_verbae._v.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование опорных схем на уроках математики при обучении детей с нарушениями интеллекта

Верба Елена Владимировна, учитель

КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат»

г. Зеленогорск

E-mail:  verba_lena71@mail.ru

Аннотация.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках математики способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, что очень важно при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.  Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений.

Ключевые слова.

Опорные схемы, обучение математике, обучающиеся с нарушениями интеллекта.

В общей системе подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Всем известно, что усвоение математики для детей с умственной отсталостью представляет большие трудности. Дети, в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность: инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи. [6] Для многих обучающихся математика является сложным учебным предметом, хотя при всем этом входит в число любимых предметов учащихся. Они с удовольствием выходят отвечать к доске, выполняют задания по карточкам.

 Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. Как оживить урок, поддержать интерес к предмету? Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному?  Как научить  их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?

 Эти вопросы волнуют многих педагогов.

 На мой взгляд, одно из самых важных современных умений  ученика даже с умственной отсталостью - это умение кодировать определенный  объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.[2]

 Изобилие различного рода «подсказок» тормозит познавательное развитие школьника и далее не развиваются такие умения, как способность анализировать, выражать свои чувства, делать выводы.  Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала.

Опорные схемы лучше составлять вместе с детьми на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться   в течение всего времени изучения темы. Помогают они и при повторении. Опорные схемы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Опорные  схемы для обучающихся всех возрастов являются элементами увлекательной  игры.  Но  игры,  которая  учит  и  продвигает в  познании  и развитии.  Ускоренное  изучение  теоретического  материала  дает значительную экономию  учебного  времени, снимает с повестки дня  проблемы  перегрузки и  низкой успеваемости  учащихся. Опорные  схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в  условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения. [5]

Что такое опорная схема?

 Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Схема – опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Обучающиеся строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней. Они усваивают материал осмысленно: составляют правило по данной схеме - опоре, выполняя практическое задание.

Опорные схемы по разным темам программы по математике помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.

Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  обучающихся с умственной отсталостью. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. [1]

Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке математики в 5 классе по теме «Виды чисел».

Данную схему я показала незаконченной, так как в процессе последующего изучения данной темы эта схема постоянно дополняется,  «растет». А к девятому классу она уже включает все виды целых, дробных чисел и чисел, полученных при измерении. Причем девятиклассники, работая с этой схемой, понимают, что составные числа, полученные при измерении – это десятичные дроби.

Цель данной опорной схемы -  помочь запомнить детям с нарушениями интеллекта основные виды чисел, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

Обучение по опорным схемам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.

Пример схемы-алгоритма по теме «Решение уравнений на сложение и вычитание»

По словам психологов, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных схем работают зрительная и слуховая память. При воспроизведении опорных схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. [7]

Необходимость использования опорных схем на уроках математики  обусловлена  следующими их признаками:

- компактностью (большой объем информации записан с помощью минимального количества знаков);

- структурированностью;

-удобством восприятия и воспроизведения;

- цветовым оформлением - важная деталь опорной схемы.

Правильно оформленная схема привлекает, заостряет внимание на главном.

Опорные схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают мыслительные процессы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности для закрепления умений и навыков.

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий. [3]

Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с алгоритмом вычисления, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, а с начальной школы. Чтобы облегчить эту работу, предлагается школьникам записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения, схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него представляет собой предельно упрощённую модель.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые. [4]

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность обучающихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Библиографический список

  1. Антюхова С.Ю. Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе. Начальная школа, 2005, №5
  2. Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1.-Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990.
  3. Белошистая, А. В. Математика и конструирование в 1 классе / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2015.
  4. Конспекты Ю.С. Меженко
  5. Наглядные пособия по математике и методика их применения, Москва, Просвещение, 2001г.
  6. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. М. « Просвещение» 1983г.
  7.  Федотова С.А. Дидактический материал по математике для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 1997г.
  8.  Интернет ресурсы: http://yandex.ru/yandsearch
  9. Интернет-ресурсы:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Увеличивающееся количество детей с грубыми нарушениями интеллекта, развитие которых зачастую осложнено еще тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной п...

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие

В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...

Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.

Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизаци...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Статья "Реализация принципа наглядности при обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии в 4 классе."

В статье описано использование наглядных средств в обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии (швейного дела) в 4 классе на базе ГБОУ школы №613 Московского района г. Санкт-Петербург...

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)

Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...