Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.
презентация к уроку (9 класс) по теме

Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизации речевой деятельности обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений.

            Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Трушина Лариса Евстафьевна

Место работы: МОУ ГООШ отделение коррекционного обучения VIII вида, г.Калязин, Тверская область

Должность: учитель русского языка и литературы

Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.

Развитие речи обучающихся – одна из важных задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов.

        От того, насколько будет сформирована речь у обучающихся, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов.

        Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном – способ достижения лучшей социальной адаптации.

        Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизации речевой деятельности обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений.

        Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.

        Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя  в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.

        Имея перед глазами схему, школьники учатся последовательно излагать сведения, имеющихся у них по данной теме, причем они могут тренироваться в таком рассказе и дома. Им предлагаются такие вопросы как, например: «Расскажи все о приставках», «Расскажи о 1, 2, 3-ем склонении имен существительных» и т.д.

        Обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Им нравится этот вид работы, им интересно услышать ответ товарища, они прост, чтобы отвечающий приводил примеры.

        Таким образом идет развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.

        При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу обучающихся учет возможностей того или иного школьника. В классе создается хороший рабочий настрой, а похвала, положительные эмоции, доброжелательность -  залог того, что урок пройдет успешно.

Части речи

      обозначает          отвечает на вопросы                обозначает

Имя существительное

Предмет

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Глагол

Действие предмета

Что делать?

Что сделать?

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Местоимение

Указывает на предметы, но не называют их

Кто?

Кого?

Кому?

Кого?

Кем?

О ком?

Имя числительное

Количество предметов и порядок их при счете

Сколько?

Какой?

Наречие

Признак действия

Где? Куда?

Откуда? Как?

Когда? Каким образом? и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида...

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Комплект поурочных планов по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме «Изложение»

Комплект поурочных планов по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида по теме "Изложение"...

Конкурсная программа «Тропа испытаний» ( 4-6 класс, отделение коррекционного обучения VIII вида)

Цель: развитие кругозора, коммуникативных навыков, а так же творческих способностей детей. Оборудование: маршрутный лист, плакаты(с животным и растительным миром России), презентация ,ватман, кра...

Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЫ VIII ВИДА...

«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Сборник текстов контрольных диктантов  для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  подготовлен  в соответствии с действующей  программой ...