Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников.
методическая разработка

Методическая разработка по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников.

Тема:Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников.

 

Задачи:

Коррекционно - образовательные задачи: Обобщить знания детей по теме «Весна», уточнить признаки весны, совершенствовать умения эмоционально передавать характер текстов, совершенствовать грамматический строй речи, образовывать прилагательные; формировать предложно – падежные конструкции,, формирование практических навыков в употреблении слов антонимов.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие связной речи, речевого и фонематического слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений, дыхания и голоса, внимания, мышления, памяти.
Коррекционно – воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, навыков взаимодействия и сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности, , бережное отношение и любовь к природе.
Использованные здоровьесберегающие технологии на занятии: упражнения на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика, речевая гимнастика. 
Оборудование: елки( большая и маленькая), рисунок березы, мягкие игрушки: лиса, еж, мышь, белка, медведь; письмо Айболиту, книга "Что такое вирус гриппа"; иллюстрации: заяц за кустом, мышь под кустом, лиса за деревом, еж под елкой, улитка под мухомором, жук под листом.

 

Ход занятия

1. Организационный момент

 Дети встали за своими стульчиками.

 Логопед: «Скажите, какое сейчас время года?»

                       (Сейчас время года весна)

Логопед: «Почему сейчас весна?»

                    - Потому что снег растаял,

                    - потому что прилетели,

                    - потому что набухли почки и распускаются листочки,

                    -  потому что солнце светит ярко и греет тепло,

                     - потому что вырастает травка,

                     - потому что распускается мать-и-мачеха,

                     - потому что дни стали длиннее, а ночи короче и т. д.

 

2. Введение в тему занятия, объяснение нового материала

1. Стук в дверь. Входит Айболит

Айболит: «Здравствуйте! Вы меня узнали?»

                - Да…

Айболит:

«Ребята, лесные звери написали мне письмо; они разболелись, и я должен их вылечить. Но, к сожалению, я не знаю где лес. Помогите найти туда дорогу».

Логопед: «Ребята, поможем Айболиту?»

               -   Да…

Логопед: «Тогда пойдемте. Заодно и побываем в весеннем лесу. А, чтобы нам не было скучно в пути, мы будем беседовать. Назовите весенние месяцы»

                     -  Март, апрель, май

Логопед: « А какой сейчас месяц?»

                      - Апрель

Логопед: «Значит сейчас ранняя весна; поздняя весна или середина весны?»

                      - сейчас середина весны

Логопед:  « А какая сейчас погода?»

                     - весенняя,

                     - теплая,

                     - солнечная,

                     - безветренная,

                     - веселая,

                   - радостная  и т. д. (относительные прилагательные.)

2. Дети входят  в помещение, где расставлены ёлки, куст, вывешен большой рисунок берёзы, стоит пенёк, расставлены мягкие игрушки, рассматривают.

Логопед:   «Ну, вот мы входим в лес. Что же мы видим в лесу?»

                      - мы видим траву,

                       мы видим кустарники,

                       мы видим цветы,

                       мы видим деревья, (Винительный падеж.)

    Логопед:  «Деревья все одинаковые в лесу?»

                    - нет, одни высокие, другие низкие

   Логопед:   «А как по-другому сказать, сравнивая?»

                   - одни деревья выше, другие ниже

   Логопед:  «Какие деревья растут в лесу?»

                     дети называют: дуб, клен, осина, липа, береза, ель, сосна, тополь   и т. д.

Логопед:  « Чего в лесу много?»

                     - трав,

                      -кустарников,

                      - деревьев,

                      - дубов,

                      - осин,

                      - тополей,

                      - сосен,

                       - елей  и т.д. (Родительный падеж.)

  Логопед:   «Чем мы любуемся в лесу?»

                    - травой,

                    - цветами,

                    - деревьями и т. д.

  Логопед:   «Какими деревьями мы любуемся?»

                      про дуб:

                     - дубом

                     про дубы:

                     - дубами

                     про ель:  

                     - елью

                     про ели:

                     - елями

                     про сосну:

                     - сосной

                     про сосны:

                     -соснами   и т. д. (Творительный падеж)

  Логопед:   «А теперь полным ответом!»

                     - мы любуемся в лесу березой,

                      -мы любуемся в лесу березами и т.д.

                       (Творительный падеж)

  Логопед:   «О чем мы сейчас говорили?»

                     - о деревьях,

                     - о берёзе,

                      - о сосне, и т. д. (Предложный     падеж.)

  Логопед:   «Что мы слышим в лесу?»

                     - пение птиц,

                     - голоса птиц (Винительный падеж)

  Логопед:   «Чьи голоса, чье пение?»

                     - птичьи голоса,

                     - птичье пение (Притяжательные прилагательные.)

  3. Дети рассматривают животных

  Логопед:  «Кого мы видим в лесу?»

                  - мы видим зверей,

                  -  мы видим лису,

                  -  мы видим ежа,

                  - мы видим зайца,

                  - мы видим мышку,

                 -  мы видим белку,

  Логопед:  «Где сидит белка?»

                   - белка сидит на елке,

                   - на ветке

  Логопед:  «Где сидит лиса?»

                    - лиса сидит за елью

  Логопед:  «А где сидит ёжик?»

                   - ёжик сидит под кустом

  Логопед:  «А где сидит заяц?»

                    - заяц сидит на пеньке

  Логопед:  «А где сидит мышка?»

                    - мышка сидит в норке,

                    - под елью

  Логопед:  «А где сидит медведь?»

                    - медведь сидит между елками,

                    -  рядом с елкой,

                    -  около елки,

                    - у ёлки.

  Логопед:  «Давайте позовем зверей. Обращайтесь к ним.»

                     -ёжик, иди к нам,

                     - зайчик, иди сюда, Айболит тебя вылечит.

                                                                                   и т.д.

  Логопед:  «Откуда выйдет, прибежит лиса?»

                    - из-за ёлки

  Логопед:  «Откуда выйдет, прибежит ежик?»

                    - из-под куста

  Логопед:  «Откуда  прибежит белка?»

                   - с елки,

                   -  с ветки

  Логопед:  «Откуда выйдет, выбежит мышка?»

                    - из норки,

                    -  из-под елки

  Логопед:  «Откуда спрыгнет заяц?»

                   - с пенька

  Логопед:  «Помогите Айболиту посадить зверей на пригорочек.»

  Айболит:  «Бедненькие, вы, мои. Разболелись, настрадались. Я вас  полечу и  будете бодренькие, веселенькие, шустренькие.

      - тебе, лисица, витамины, чтобы шерсть была пушистая.

      - тебе, заяц, таблетки, чтобы лапки не болели.

      - тебе, ёжик, пилюли, чтобы иголочки были острые.

      - тебе, белка, лекарство, чтобы от высоты голова не кружилась.

      - тебе, мышка, микстура, чтобы не боялась ничего.

      - тебе, медведь, порошок, чтобы животик не болел.

  Логопед:  «Что делает Айболит?»

                    - Айболит лечит зверей

  Логопед:  «Чем лечит Айболит зверей?»

                    -таблетками,

                    - витаминами,

                    -  лекарствами,

                    -  пилюлями,

                    -  микстурой.

  Логопед:  «Кому давал  Айболит лекарства, пилюли, микстуру?»

                    - лисе, зайцу, ежу…(Дательный падеж.)

  Логопед:  «Ну, вот звери уже повеселели и сейчас побегут в свои домики.

  Логопед:  «Куда побежит лиса?»

                    - лиса побежит в нору

  Логопед:  «Куда побежит белка?»

                    - в дупло

  Логопед:  «Куда побежит заяц?»

                    - под куст

  Логопед:  «Куда побежит мышка?»

                    - в норку

  Логопед:  «Куда побежит медведь?»

                    - в берлогу

  Логопед:  «О ком мы говорили сейчас?»

                   - о лисе

  Логопед:  «А если лис много о ком мы говорили?»

                    - о лисах

                      и т. д.  о  всех зверях  (Предложный  падеж.)

  Логопед:  «Кто ждет в берлоге медведя?»

                    - медвежата

  Логопед:  «Айболит, а наши ребята знают упражнение про медвежат»

3.  Физкультминутка.

      Дети выполняют упражнение   « Медвежата в чаще жили …»

Далее  Айболит благодарит детей за помощь, дарит книгу «Что такое вирус гриппа?» и картинки.

 

Логопед рассматривает с детьми книгу и предлагает прочитать её вечером с воспитателем.

Дети возвращаются в группу, садятся на свои места.

 Работа с картинками.

 Логопед:  «Кто это?»

                   - ёжик

 Логопед:  «Какой ёжик?»

                     -серый,

                    -  колючий,

                    -  маленький,

                    - шустрый,

                    -  смелый,

                    -  быстрый.  (Качественные прилагательные.)

  Логопед:  «Где сидит ёжик?»

                    - ёжик сидит под елкой

  Логопед:  «Откуда выглядывает ежик?»

                    - ёжик выглядывает из-под елки

  Логопед:  «Какой ёжик сидит под елкой?»

                    - серый ёжик сидит под елкой,

                    -  колючий ёжик сидит под елкой и т.д.

  Логопед:  «Какой ежик выглядывает из-под елки?»

                    - серый ёжик выглядывает из-под елки,

                    - маленький ёжик выглядывает из-под елки и т.д. по    картинкам: «мышь под кустом», «жук под листиком», «улитка под мухомором»,  «заяц за кустом», «лиса за деревом»,

  Логопед:  А теперь поиграем в игру.

  Дети, сидящие на первом ряду – 1-ая команда, а на втором – 2-я.

    1-ая команда – говорит по картинкам, какой, кто, где сидит.

      -серый заяц сидит за кустом

  2-ая команда – говорит, какой, кто, откуда выглядывает.

      - серый заяц выглядывает из-за куста и т.д. по картинкам.   

4.  Итог занятия:

Логопед: «Кто к нам приходил в гости?»

- к нам приходил доктор Айболит.

Логопед: «Что мы делали?»

 - мы помогли доктору Айболиту найти лесных зверей,

- найти ему дорогу в лес.

5. Оценка речи и поведения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов.

Формирование предложно - падежных конструкций у        учащихся начальных классов.       Формирование грамматического строя речи занима...

публикация Формирование предложно – падежных конструкций .

   Разработка путей совершенствования употребления предложно-падежных конструкций при формировании пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью являетс...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления высказывания при общем недо...

Формирование предложно-падежных конструкций.

Структура занятия. Порядок работы над предложными конструкциями. Игры и упражнения для формирования предложно-падежных конструкций. Педагогам, воспитателям, студентам....

Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с недоразвитием речи

Цель: формирование представлений педагогов о роли формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников....

Консультация для родителей:"Игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций".

В данной консультации представлены игры и упражнения, направленные на ознакомление  детей с предлогами в игровой форме....