публикация Формирование предложно – падежных конструкций .
статья по теме

Цын Елена Валерьевна

     Разработка путей совершенствования употребления предложно-падежных конструкций при формировании пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью является актуальной проблемой для современных психолого-педагогических исследований. У умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.v._tsyn.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предложно – падежных конструкций у младших школьников

с умственной отсталостью

     Разработка путей совершенствования употребления предложно-падежных конструкций при формировании пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью является актуальной проблемой для современных психолого-педагогических исследований. У умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

Характерной  особенностью овладения грамматическим строем языка является более медленный темп усвоения. Дети испытывают трудности и в выборе грамматических средств выражения мысли, и в их комбинировании. А так же недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения, выявляются искажения в употреблении падежей. Наиболее сформированными оказываются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительного. Наибольшее количество ошибок встречается в употреблении творительного падежа и всех предложно-падежных конструкций. Творительный падеж часто заменяется именительным ("Мальчик копает лопата"), родительным ("под ступа, под дивана"), формой предложного падежа ("Лампа висит на диване"), предложный падеж -винительным ("Мальчик катается на санки"). Нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляется в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний. Неправильное употребление падежей с предлогами у умственно отсталых детей наблюдается гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предлогами. В импрессивной речи наблюдаются смешения предлогов (за, перед, около, на и над, под и в). В экспрессивной речи отмечается опускание предлогов (в, из), отсутствие предлогов (над, около, перед, за, между, через, из-за, из-под). Нарушения формирования грамматических конструкций затрудняет процесс школьного обучения детей, поскольку грамматический строй,  является  «организующим центром языка». Своевременная  же коррекция  данных нарушений речевого развития является необходимым условием готовности детей к усвоению школьных знаний. Формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняет ведущую функцию в развитии речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. В связи с этим, проблема формирования предложно-падежных конструкций  у младших школьников с умственной отсталостью занимает важное место в современной логопедии, вопрос о методике их развития и коррекции является одним из актуальных.

     Мною была изучена и проанализирована литература, посвященная вопросам изучения особенностей формирования пространственных представлений и предложно- падежных конструкций у детей, как с нормальным развитием, так и с ее нарушениями. Специальных работ, посвященных проблеме значения формирования пространственных представлений для овладения детьми предложно-падежных конструкций мало. Недостаточно работ и методического характера. Все источники, имеющие прямое или косвенное отношение к данной проблеме, помогают лучше разобраться в ней и намечают пути дальнейшей разработки этого вопроса.

Данные об эволюции пространственного различения, позволили сделать следующие выводы:

- Восприятие пространства осуществляется благодаря согласованной работе системы анализаторов.

- Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела.

- Установление функциональной ассиметрии в работе анализаторных систем обуславливает завершение процесса «дифференциации собственного тела»

Приведенная характеристика восприятия пространства детьми раннего и дошкольного возраста, показывает исключительно важную роль накопления ребенком сенсомоторного опыта, на основе которого происходит усвоение глубины пространства, умения дифференцировать расстояния, различать объекты в пространстве.

    Развивающиеся у ребенка пространственные отношения содействуют более полному и точному отражению их в словаре. Пополнение словарного запаса пространственных обозначений положительно влияет на формирование грамматического строя речи ребенка, а период школьного обучения помогает ему освоить правила правописания предлогов и наречий.

Анализ приведенных данных, исследование (А.Н. Гвоздева, 1961) показал, что раньше всего и особенно часто появляются предлоги, обозначающие пространственные отношения; это основная функция предлогов. При этом пространственные отношения все более детализируются. Другие значения предлогов: время, цель, причина, отношения к объектам – развиваются позже и занимают сравнительно небольшое место.

Таким образом, к школьному возрасту в норме ребенок овладевает  в основном всей сложной системой практической грамматики. Это уровень практического владения языком является достаточно высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Работа по совершенствованию употребления предложно-падежных конструкций осуществляется с учетом закономерностей онтогенеза взаимодействия в развитии лексической, морфологической и синтаксической систем языка.

Развитие связной речи является центральным направлением работы. Связная речь как средство общения оказывает влияние на развитие всех психических функций, определенный уровень формирования  которых является необходимой предпосылкой и условием школьного обучения и социализации в обществе.

                                                             Учитель ГБС(К)ОУ № 2

                                                               Адмиралтейского района

                                                                    Е. В. Цын                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов.

Формирование предложно - падежных конструкций у        учащихся начальных классов.       Формирование грамматического строя речи занима...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления высказывания при общем недо...

Формирование предложно-падежных конструкций.

Структура занятия. Порядок работы над предложными конструкциями. Игры и упражнения для формирования предложно-падежных конструкций. Педагогам, воспитателям, студентам....

Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с недоразвитием речи

Цель: формирование представлений педагогов о роли формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников....

Консультация для родителей:"Игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций".

В данной консультации представлены игры и упражнения, направленные на ознакомление  детей с предлогами в игровой форме....