Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с недоразвитием речи
консультация на тему
Цель: формирование представлений педагогов о роли формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_predlozhno-padezhnye_konstruktsii.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ НАО «детский сад
«Семицветик» 2017г.
Учитель-логопед Копылова М.А.
Учитель-дефектолог Кислякова С.В.
Семинар-практикум для педагогов
Тема: Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников
Цель семинара: формирование представлений педагогов о роли формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников.
Введение
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса и формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя).
По данным А.Н. Гвоздева, к 3-3,5 годам в словаре детей представлены все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова, предлоги, союзы, частицы и междометия). В это же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отражающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи специальных средств - системы окончаний, отдельных служебных слов и т.п. Окончание (от лат. flexio — сгибание) — словоизменительная морфема слов русского языка, выражающая определенное грамматическое значение слова.
К 5 годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения.
Однако в ряде случаев к старшему дошкольному возрасту при первично сохраненном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может значительно отличаться от нормы. Словарный запас некоторых детей состоит лишь из небольшого количества звуковых комплексов, грамматически неоформленных, которые употребляются ребенком для обозначения лишь конкретных предметов и действий.
У других детей общение осуществляется посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных общеупотребительных слов. По содержанию запас этих слов более или менее разнообразен. В нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качество. Однако их количество очень невелико. Наряду с бедностью словарного запаса отмечается и нарушение нормы в его использовании: ограниченное и неточное понимание значения знакомых слов, неправильное употребление их в речи, что часто приводит к замещению одного слова другим. Как правило, недоразвитие лексических средств сочетается с несформированностью грамматического строя языка. В их высказываниях наблюдаются специфические ошибки грамматического оформления, которые принято называть аграмматизмами. (Под аграмматизмом понимается неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения, а также недостаточное понимание значения грамматических форм).
У некоторых детей уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может быть и более высоким, но имеются лишь отдельные пробелы.
Несмотря на различия в уровнях сформированности лексических и грамматических средств языка, во всех перечисленных случаях налицо ограниченный словарный запас, своеобразие определенных отклонений в его использовании и стойкий аграмматизм. Яркое своеобразие аномальной детской речи у данной категории детей выступает в усвоении предложных конструкций. В грамматическом оформлении речи таких детей отмечается низкий уровень способности к построению предложений. Такие дошкольники часто не могут повторить фразу, состоящую из четырех и более слов, искажают их порядок и количество. В самостоятельной речи они используют простые нераспространенные предложения, но даже и здесь наблюдаются ошибки при употреблении падежных окончаний, приставок, предлогов, согласования различных частей речи.
Отставание в развитии различных сторон речи создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.
1. Определение предлога и виды предлогов по разрядам
Предлог — Википедия Предло́г — служебная часть речи, обозначающая отношение между объектом и субъектом, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Абсолютно точно также как и окончания самостоятельных слов, предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Приведем пример: вынуть из банки, зайти за угол.
Предлоги не изменяются, как и другие служебные части речи.
Предлоги входят в состав членов предложения, но не являются членами предложения.
Приведем пример:
Примерно в полдень машина свернула с дороги и поехала за город.
Предлоги делятся на разряды по значению.
Они бывают:
пространственные - указывают на место;
причинные - указывают на причину;
целевые - указывают на цель;
образа действия - указывают на образ действия;
дополнительные - указывают на предмет, на который направлено действие;
непроизводные - не образованы от других частей речи;
производные - образованы от других частей речи.
Поговорим о каждом поподробнее:
пространственные:
Например: из-за, на, из, к, над, у, в, за, под, из-под, до, вокруг, мимо, между, около, перед, через, поперёк, среди, против, подле, возле, близ, вдоль, вне, внутри, сквозь и другие.
Приведем пример: около дома, вокруг дома, у дома, за домом, перед домом, из-за угла.
временные:
Например: через, по, до, накануне, в, с, в течение и другие.
Приведем пример: в понедельник, накануне экзамена, до рассвета, с понедельника, через неделю, по два часа, в течение всего дня.
причинные:
Например: благодаря, по, за, от, из-за, ввиду, вследствие и другие.
Приведем пример: от голода, по болезни, ввиду болезни, из-за болезни, благодаря упорству, вследствие болезни.
целевые:
Например: на, за, для, ради, по и другие.
Приведем пример: ради удовольствия, для ночлега, за грибами, на благо Родины, по грибы.
образа действия:
Например: в, по, с, без и другие.
Приведем пример: без страха, с восторгом, говорить по душам.
дополнительные:
Например: по, насчёт о, об, про, с, и другие.
Приведем пример: про друга, о матери, с другом, об отце, насчёт друга.
По происхождению предлоги делятся на две группы:
непроизводные (не образованы от других частей речи) ;
Например: за, из-за, у, в, на, из, к, над, под, до и другие.
производные (образованы от других частей речи) :
из наречий – вокруг, возле, внутри, около, поперёк, накануне, согласно;
Например: стоять около дома – предлог, стоять около – наречие;
из существительных – в течение, вследствие;
Например: в течение часа – предлог, в течении реки – существительное с предлогом;
из деепричастий – благодаря, несмотря на.
Например: несмотря на усталость – предлог, не смотря в мою сторону – деепричастие.
Предлоги могут употребляться с одной или с несколькими падежными формами.
Например, предлог согласно употребляется только с дательным падежом (согласно приказу, согласно постановлению) , предлог из-за – только с родительным падежом (из-за угла, из-за болезни) ; предлог в может употребляться с предложным падежом и винительным падежом
Например: в школе – в школу.
Предлоги в составе речи играют важную организующую роль. Они занимают значительное место и по частоте использования в языке. Одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8% всех слов.
Большинство предлогов многозначно. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.
Результаты исследований детской речи показывают, что по мере усвоения грамматического строя языка в речи ребенка появляется значительное число разнообразных предлогов в сочетании с разными косвенными падежами.
2. Формирование навыка употребления предлогов в онтогенезе
В логопедии термином онтогенез речи обозначается период становления речи человека от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.
Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи:
существительные --> глаголы -->прилагательные-->местоимения-->наречия-->числительные-->служебные слова
Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка — окончаний. (например: на столе - толе)
При нормальном развитии речи можно определить следующий порядок формирования предлогов (по данным А.Н. Гвоздева):
2 года 2 месяцев – 2 года 6 месяцев при склонении существительных в родительном падеже появляются предлоги у, из со значением направления (из дома); в творительном со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); в предложном со значением места с предлогами в, на (на столе).
2 года 6 месяцев - 3 года при склонении существительных в родительном падеже появляются предлоги для, после; в винительном падеже предлоги через, под.
3–4 года родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса), с предлогом вместо.
Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги. К трем-четырем годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, до, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов.
Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.д.), появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т.д.
По данным А. Н. Гвоздева, в шестилетнем возрасте при нормальном развитии ребенок использует 21 предлог.
3. Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с недоразвитием речи
Отставание в развитии различных сторон речи создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которые проявляются в случае несформированности операции грамматического структурирования.
Следует отметить, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение – «кладет в стол», но «лежит в столе»). У детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой») НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов. В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с ОНР наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего определенный лексический запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов.
Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов. Формирование грамматического строя речи занима...
публикация Формирование предложно – падежных конструкций .
Разработка путей совершенствования употребления предложно-падежных конструкций при формировании пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью являетс...
Методическая разработка "Коррекционно-логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ЗПР"
Система работы с детьми с ЗПР по формированию предложно-падежных конструкций...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления высказывания при общем недо...
Формирование предложно-падежных конструкций.
Структура занятия. Порядок работы над предложными конструкциями. Игры и упражнения для формирования предложно-падежных конструкций. Педагогам, воспитателям, студентам....
Консультация для родителей:"Игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций".
В данной консультации представлены игры и упражнения, направленные на ознакомление детей с предлогами в игровой форме....
Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников.
Методическая разработка по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников....