Методическая разработка "Коррекционно-логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ЗПР"
методическая разработка на тему
Система работы с детьми с ЗПР по формированию предложно-падежных конструкций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_tekst.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация!
Формирование грамматического строя речи - занимает особое место в речевом развитии детей с задержкой психического развития, поскольку именно грамматический строй является тем самым творческим началом, которое обеспечивает использование других языковых средств – лексических и фонетических, в связной речи.
Исследования Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В., Рахмаковой, Хохловой показали, что у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста отмечаются значительные нарушения словоизменения всех частей речи. Причём большие трудности были обнаружены при усвоении предложно – падежных конструкций имён существительных.
У старших дошкольников было отмечено существенное отставание в дифференциации предлогов в импрессивной и экспрессивной речи.
В исследованиях Светланы Владимировны Зориной было выявлено два уровня нарушений в усвоении предложно-падежных конструкций детьми с ЗПР. !!!!!!!!!!!!
К наиболее характерным видам нарушений относятся:
- Пропуск предлога, при правильном употреблении флексии
- Неправильное выражение падежных окончаний управляемых слов
- Замена требуемого предлога другим предлогом,
- Замещение предлога гласными звуками.
- Замена одной предложно-падежной конструкции другой ППК.
Перечисленные виды ошибок указывают на несформированность у детей системы предлогов языка.
Поэтому особое внимание в работе с детьми решила уделить вопросу – формирования правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога, как средства выражения связи между словами в словосочетании.
Для реализации этой цели было необходимо решить ряд коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
В начале учебного года было проведено диагностическое обследование уровня развития грамматического строя детей 6-го года жизни. В частности, углублённо изучался уровень развития предложно – падежных конструкций. При проведении диагностического обследования была использована методика обследования речи дошкольников с ЗПР И.Д.Коненковой.
Анализ результатов диагностики показал, что наибольшие трудности у детей выявились в определении пространственных отношений с помощью предлогов.
Дети испытывали особые затруднения:
- в понимании предлогов – антонимов,
- в подборе пропущенного предлога
- в изменении падежного окончания в соответствии с этим предлогом.
Диагностика подтвердил, что ошибки в использовании падежей и предлогов у детей с ЗПР многочисленны и специфичны, и носят как продуктивный , так и непродуктивный характер, соответствующий низкому уровню их грамматических средств языка.
По результатам диагностики можно сделать было вывод о необходимости проведения соответствующей коррекционно-логопедической работы с детьми.
Для этого мною была разработана система совместной работы по формированию у детей с ЗПР предложно-падежных конструкций, в которую вошли :
- Работа с детьми,
- Работа с воспитателями и специалистами,
- Работа с родителями.
Основным блоком этой системы - является работа с детьми:
- В организованной деятельности через систему фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий,
- В совместной деятельности
- Через создание условий предметно-развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей.
Основное средство для создания ППК - это обучение детей на занятиях. Именно на них дети получают образец, который запоминают и используют, как эталон речи.
В план коррекционно-логопедической работы с детьми были включены специальные занятия, посвящённые изучению определённого предлога и занятия на их дифференциацию.
Трудности, возникающие у детей на данных занятиях при усвоении предложно-падежных конструкций - решались на индивидуальных занятиях.
Учитывая специфические особенности детей с ЗПР, в работе используются разнообразные методы и приёмы, выведенные на слайде в традиционной квалификации.
Наряду с основными словесными методами, такими как беседа, объяснение, вопрос, сравнение слов, широко применяю речевые упражнения, основанные на использовании художественного слова. Были разработаны комплексы стихотворений:
В одних из которых часто встречается тот или иной предлог:
Например:
В квартире номер 8 девочка сидит
В комнате у девочки шкаф большой стоит.
В том шкафу коробочка,
В коробочке – пакет.
А что в пакете спрятано –
Для всех большой секрет!
В день 8 Марта откроется секрет
Подарок маме спрятала девочка в пакет.
В нём хранится вышитый дочерью цветок.
Вот так подарок спрятать помог простой предлог!
Другие были направлены на формирование навыка правильного употребления предлогов – антонимов.
Например:
На кровати спит Серёжа,
А под ней ковёр лежит.
Поменяем мы предлоги,
Смысл из текста убежит.
Под кроватью мальчик спит,
А на ней ковёр лежит1
Словесные методы обучения использовала в тесной взаимосвязи с наглядными методами. Так, стихотворения о предлогах подкрепляла соответствующими иллюстрациями. А на занятиях по подготовке к обучению грамоте использовала различные схемы предлогов.
Особую значимость для развития предложно-падежных конструкций у детей с ЗПР играют практические методы обучения.
Для этого в работе использую разнообразные дидактические пособия, сенсорные панно, коврографы, как индивидуальные, так и для погрупповых занятий, занимаясь на которых дети учатся определять пространственные отношения между предметами с помощью предлогов.
Совместно с родителями мы изготовили ряд макетов по изучаемым лексическим темам « Лес», «Водоём», «На лугу» и многие другие, которые дети обыгрывают как на занятиях, так и в свободной деятельности, закрепляя правильное использование ППК.
Так как предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, знакомила с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз.
Учитывая индивидуальные и специфические особенности детей с ЗПР, использовалась следующая последовательность изучения предлогов.
Данные предлоги появляются в числе первых, являются обиходными и легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.
В процессе обучения первоначально осуществляется работа над отдельным предлогом, затем проводится работа по дифференциации предлогов.
Работа ведётся в 3 этапа. На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям, представленным на слайде.
Знания, полученные на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях дети закрепляют в совместной со взрослыми и в свободной деятельности.
Особое значение имеет предметно-развивающая среда, созданная в соответствии с основными принципами её организации:
- Принципом комплексирования и гибкого зонирования,
- Принципом динамичности и статичности,
- С учётом полоролевого подхода,
- С учётом интересов ребёнка.
Именно насыщенная предметно-развивающая среда стимулирует детей к правильному использованию предложно-падежных конструкций в процессе общения как со взрослыми так и со сверстниками.
Следующий блок нашей системы – это взаимосвязь в работе с воспитателями и специалистами.
Успех коррекционной работы с детьми во многом зависит от слаженности и преемственности всего психолого-педагогического коллектива.
Совместно мы осуществляем тематическое, перспективное планирование, обсуждаем план индивидуально-коррекционной работы с каждым ребёнком.
Для воспитателей и специалистов провожу консультации по использованию дидактического материала, по развитию среды для формирования предложно-падежных конструкций.
За «круглым столом» решаем вопросы поиска наиболее эффективных приёмов работы с каждым ребёнком.
Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью коррекционного процесса и проводится в двух направлениях:
- коллективно,
- индивидуально.
Для коллектива родителей организую общие консультации, выставки, оформляю информационные и тематические стенды. В папках-передвижках подбираю тематический материал по изучаемым предлогам с иллюстрациями и практическими рекомендациями.
Общаясь с родителями индивидуально, я получала возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути помощи ребёнку при возникновении трудностей в употреблении предложно-падежных конструкций. Родители с интересом и с большим удовольствием участвовали в изготовлении пособий, которые используются детьми на занятиях и в свободной деятельности.
Проведённое диагностическое обследование в конце учебного года показало положительную динамику уровня развития ППК.
В основном все дети усвоили лексическое значение каждого изученного предлога, научились дифференцировать близкие и противоположные по значению предлоги. В достаточной степени сформировались умения строить словосочетания и выделять предлоги как самостоятельные части речи.
На диаграмме хорошо видна динамика уровня развития ППК. Появились дети с высоким уровнем и средне-высоким уровнем развития. Количество детей с высоким уровнем выросло от 0% до 9%. Отмечается снижение количества детей с низким и средне-низким уровнем развития ППК.
В этом году мы осуществляем подбор методов и приёмов в работе с детьми по использованию ими более сложных предложно-падежных конструкций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов.
Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов. Формирование грамматического строя речи занима...
публикация Формирование предложно – падежных конструкций .
Разработка путей совершенствования употребления предложно-падежных конструкций при формировании пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью являетс...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления высказывания при общем недо...
Формирование предложно-падежных конструкций.
Структура занятия. Порядок работы над предложными конструкциями. Игры и упражнения для формирования предложно-падежных конструкций. Педагогам, воспитателям, студентам....
Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с недоразвитием речи
Цель: формирование представлений педагогов о роли формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников....
Консультация для родителей:"Игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций".
В данной консультации представлены игры и упражнения, направленные на ознакомление детей с предлогами в игровой форме....
Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций в речевой практике детей
Информационный листок для родителей...