Консультация для родителей:"Игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций".
консультация на тему
В данной консультации представлены игры и упражнения, направленные на ознакомление детей с предлогами в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_predlogi.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ.
Помимо проведения специальных занятий в старшей логопедической группе по ознакомлению детей с предлогами, работа по формированию предложно-падежных конструкций может проводиться как часть занятия с использованием специальных игр и упражнений. В подготовительной логопедической группе вся работа по усвоению детьми предлогов проводится как часть занятия по обучению грамоте, в рамках которого ребятам предлагаются игры и упражнения с целью знакомства с новыми предлогами и правильным их употреблением.
Приведем некоторые игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций.
Упражнения №1.
Цели: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать:
- С чем ведро, если в нем: вода, молоко, бельё, снег, мусор, кипяток, бумага?
- С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ?
- С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?
- С чем чашка, если в ней: чай, кефир, молоко, сок, фанта, лимонад, кисель, ряженка, квас, компот?
Ответы ребенка: ведро с кипятком, кастрюля с кашей, банка с мукой, стакан с чаем и т.п.
Упражнение №2.
Цели: Учить ребенка правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку фермерского хозяйства, перечислить предметы и животных и рассказать, о ком и о чём заботятся люди на ферме.
Взрослый, показывая на каждый объект, вначале просят назвать его (именительный падеж существительного), а затем сказать, о ком заботятся люди (предложный падеж).
Упражнение №3.
Цели: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом ЗА.
Содержание: Взрослый показывает малышу картинку и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Затем он просит малышей перечислить животных, которые там живут. Взрослый напоминает, что за всеми животными надо ухаживать, а затем спрашивает у детей:
- За кем ухаживали дети в живом уголке?
Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончание существительного в творительном падеже, а также предлог ЗА.
Упражнение №4.
Цели: Учить ребенка составлять предложения с предлогом ПОД по двум опорным картинкам.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку по каждой паре картинок составить предложение с предлогом ПОД. Во время проговаривания каждого предложения утрированное произнесение предлога ПОД обязательно. Взрослый дает ребенку образец. В подготовительной группе данную игру можно проводить только на словесном материале (по двум опорным словам).
Упражнение №5.
Цели: Учить ребенка выделять из текста предлог НА.
Содержание: Взрослый четко и внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении предлог НА, то есть произнести его утрированно.
На поляне возле речки загорали огуречки.
Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.
Воробей сидел на ветке у окна,
Ну а я - на табуретке у окна.
Посидели, посмотрели, покачались, полетели:
Воробей на крышу с ветки,
А я на пол с табуретки.
Белые снежинки на веточках висели,
Белые снежинки от ветра полетели:
На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,
На высокие дома…
Значит к нам пришла зима.
Упражнение №6.
Цели: Уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом НА; учить выделять предлог НА в предложении; развивать внимание и речевую память.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку поиграть: выставляет перед ним 5-6 предметов, затем внятно, четко, выделяя голосом предлог НА, произносит примерно такие инструкции:
- Положи тетрадку на стол, а листок бумаги на диван.
- Поставь кубик на стул, а пирамидку на стол.
Если ребенок легко выполняет 2-ступенчатые инструкции, можно усложнить задание, сделав инструкцию 3-ступенчатой.
Когда задания с предлогом НА ребенок выполняет без ошибок, можно объяснить правило: «Маленькое слово НА появляется тогда, когда предмет находится наверху».
После объяснения этого правила взрослый и за ним ребенок проговаривает предложения с предлогом НА, выделяя его голосом (наглядным материалом служат предметы, расставленные малышом во время игры).
Когда при составлении предложений ребенок каждый раз выделяет голосом предлог НА и не ошибается, взрослый спрашивает: «Какое маленькое слово помогло нам выполнить задание?» И если ребенок ответить правильно, то цель упражнения достигнута.
Упражнение №7.
Цели: Продолжать учить ребенка составлять предложения с предлогом В, уточнить и активизировать его словарь по темам: «Животные», «Птицы», «Насекомые».
Содержание: Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать, кто где живет, выделяя каждый раз в предложении предлог В. Например: «Пчела живет в улье», «Коза живет в сарае», «Белка живет в дупле» и т.д.
Упражнение №8.
Цели: Продолжать учить ребенка составлять предложения с предлогом В, уточнить и активизировать его словарь по теме «Посуда».
Содержание: Взрослый просит ребенка вспомнить названия предметов посуды и сказать полным предложением:
- В какую посуду кладут хлеб? горчицу? перец? салат? конфеты? соль? молоко? селедку? масло? варенье? и т.п.
Если ребенок затрудняется перечислить предметы посуды, следует показать их малышу, назвать несколько раз, а при необходимости еще и спросить:
- Что кладут в салатницу, перечницу, сухарницу, селедочницу, масленку и т.п.?
- Что наливают в супницу, кофейник, соусник, молочник и т.п.?
После уточнения названий предметов посуды, при дальнейшем выполнении упражнения, акцент делается на предлог В.
Упражнение №9.
Цели: Учить ребенка выделять в предложении предлоги В, НА, ПОД.
Содержание: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас будет говорить предложения с «маленькими словами В, НА, ПОД». Затем просит малыша посмотреть на схемы предлогов и вспомнить, какое «маленькое слово» обозначается каждой схемой.
После уточнения пространственных отношений, выраженных каждым предлогом, взрослый просит ребенка смотреть на схемы, внимательно слушать предложения и искать в них «маленькие слова».
Пассажиры сели в автобус. Аист поселился на крыше дома. На сосне много шишек. Под ёлкой жил ежик. Пете в глаз попала соринка. На поляне росла земляника. Садовник оставил тяпку под кустом сирени. Малыши играли в песочнице. Щенок залез под диван. В парке много аттракционов.
Когда все предлоги будут правильно названы, взрослый может предложить малышу повторить те предложения, которые он запомнил.
Упражнение №10.
Цели: Учить ребенка определять пропущенные предлоги В, НА, ПОД, в предложении.
Содержание: Взрослый показывает малышу схемы предлогов, просит внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: В, НА или ПОД.
Дети отправились … лес. Соседи торопятся … театр. Лена любит детский сад («провокационное» задание). Катя спешит … школу. … столе стоит сервиз. … ветках набухли почки. Петух уселся … забор. Коровы пасутся … лугу. Земляника выросла … березой. Марина идет … зонтом.
Упражнение №11.
Цели: Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом К, продолжать учить ребенка распространению предложения определениями.
Содержание: Взрослый предлагает малышу внимательно посмотреть на бабочку и подумать, к чему или к кому она может подлететь (деревья, цветы, другие растения, обстановка в доме и пр.). Если составление предложений с данным предлогом вызывает затруднения, взрослый адресует малыша к схеме и объясняет правило: « Маленькое слово К появляется, когда кто-то или что-то приближается к предмету». Ребенок составляет полные предложения, акцентирует голосом изучаемый предлог и вводит слова-признаки: «Бабочка подлетела к большому красивому цветку. Бабочка подлетела к новой хрустальной люстре и т.д.».
Упражнение №12.
Цели: Учить ребенка составлять предложения с глаголами-антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать предложение и заменить действие на противоположное, причем предупреждает, что предлог К нужно заменить на предлог ОТ. При трудностях построения предложения взрослый уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом ОТ: «Маленькое слово ОТ появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета». Затем взрослый читает предложения:
Белобокая сорока подлетела к елке. Ядовитая змея подползла к камню. Скорый поезд подъехал к платформе. Междугородний автобус подъехал в остановке. Лягушка подпрыгнула к мухомору. Катя пододвинула стул к магнитофону. Виктор пододвинул миску к собаке. Мяч подкатился к воротам. Корабль подплыл к пристани. Ученик подошел к учителю.
Упражнение считается выполненным, когда ребенок точно образует глаголы-антонимы и называет предлоги в обоих предложениях без ошибок.
Упражнение №13.
Цели: Учить ребенка составлять предложения из данных в начальной форме слов с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку составить предложения из данных слов с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА, выделить данные предлоги голосом, подобрать к ним схемы.
Зайка, куст, залезть, за - …
Зайка, куст, вылезать, из-за - …
Зоя, сосна, за, стоять - …
Зоя, сосна, выходить, из-за - …
Стол, дети, сидеть, за - …
Дети, стол, из-за, вставать - …
Незабудки, за, Лиза, дом, посадить - …
Зайка, лист, капуста, за, сидеть - …
Зайка, выглядывать, лист, капуста, из-за - …
Упражнение №14.
Цели: Закреплять умение ребенка употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом НА и форму родительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С (СО).
Содержание: Взрослый предлагает ребенку договаривать предложения по предметным картинкам с использованием предлогов НА, С (СО). При этом обращается внимание на выделение данных предлогов голосом, на подбор схем этих «маленьких слов».
Кот Васька спит (на окне). - Кот Васька слез (с окна).
Наташа сидит (на диване). - Наташа встает (с дивана).
Дети катаются (на коне). - Дети слезли (с коня).
Ботинки надевают (на ноги). - Ботинки снимают (с ног).
Антон кладет линейку (на книгу). - Антон берет линейку (с книги).
Упражнение №15.
Цели: Учить ребенка добавлять в предложения пропущенные предлоги ПОД, ИЗ-ПОД.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить пропущенные предлоги ПОД, ИЗ-ПОД, выделить их голосом и подобрать к ним схемы.
Зоя поставила банку … скамейку. Зоя вынимает банку … скамейки. Собака спит … диваном. Собака вылезает … дивана. Собака выглянула … дивана. Водитель залез … автобус. Водитель вылез … автобуса. Билет упал … скамейку. Зина поднимает билет … скамейки. Панама упала … скамейку. Нина поднимает панаму … скамейки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Задания, игры и упражнения, направленные на формирование универсальных учебных действий»
Мастер-класс «Задания, игры и упражнения, направленные на формирование универсальных учебных действий»....
Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов.
Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов. Формирование грамматического строя речи занима...
публикация Формирование предложно – падежных конструкций .
Разработка путей совершенствования употребления предложно-падежных конструкций при формировании пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью являетс...
«Игры и упражнения направленные на формирование фонематического слуха»
Ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, к...
«Игры и упражнения направленные на формирование фонематического слуха»
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь....
Консультация для родителей: "Игры, задания, упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста".
В консультации для родителей предложены игры, задания, упражнения на развитие разных видов внимания, которые можно предложить ребенку в домашних условиях....
Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций в речевой практике детей
Информационный листок для родителей...