Рабочая программа по предмету «Домоводство»
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domovodstvo.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Домоводство» для ученика 6 класса Балашова Никиты.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
Программа рассчитана на 170 часов (по 10 минут 5 раз в неделю). При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку ребенка к самостоятельной жизни и труду, на формирование у него знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития ученика.
Цель программы обучения: повышение самостоятельности ребенка в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи программы обучения: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения, уходу за вещами.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Уход за вещами», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений», «Покупки». Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания ребенком учебного материала. Так как ученик со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.
Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Содержание программы
Приготовление пищи: Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда, кухонные принадлежности, бытовая техника). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков еды с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Замачивание посуды. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды. Протирание посуды губкой.
Уборка помещения: Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели. Сметание мусора на полу в определённое место. Заметание мусора на савок. Выполнение последовательности действий при подметании пола.
Уход за вещами: Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка обуви. Просушивание обуви. Ручная стирка: наполнение ёмкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья.
Покупки: Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы.
Личностные результаты:
- осознание себя, своего «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие самостоятельности;
- наличие интереса к практической деятельности;
Предметные результаты:
- овладение умениями выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов;
Требования к уровню подготовки обучающегося:
- Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома.
- Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и приготовлением пищи и др.
- Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.
- Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока | Динамика |
1 | Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда, кухонные принадлежности, бытовая техника). | |
2 | Различение чистой и грязной посуды. | |
3 | Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. | |
4 | Складывание одежды. | |
5 | Вывешивание одежды на «плечики». | |
6 | Чистка обуви. | |
7 | Просушивание обуви. | |
8 | Очищение остатков еды с посуды. | |
9 | Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. | |
10 | Вытирание поверхности мебели. | |
11 | Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели. | |
12 | Ручная стирка: наполнение ёмкости водой. | |
13 | Выбор моющего средства. | |
14 | Планирование покупок. | |
15 | Выбор места совершения покупок. | |
16 | Отличать продуктовые магазины от хозяйственных. | |
17 | Замачивание посуды. Самостоятельно приступать к мойке посуды. | |
18 | Сметание мусора на полу в определённое место. | |
19 | Заметание мусора на савок. | |
20 | Отмеривание необходимого количества моющего средства. Самостоятельно приступать к застирыванию белья. | |
21 | Уборка бытового мусора. | |
22 | Чистка посуды. | |
23 | Ополаскивание посуды. | |
24 | Сушка посуды. | |
25 | Полоскание белья. | |
26 | Выжимание белья. | |
27 | Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. | |
28 | Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. | |
29 | Складывание одежды. | |
30 | Вывешивание одежды на «плечики». | |
31 | Чистка обуви. | |
32 | Чистка обуви. | |
33 | Повторение изученного. | |
34 | Повторение изученного. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда, кухонные принадлежности, бытовая техника). | 5 | 01.09, 02.09, 03.09, 07.09(2ч) | |
2 | Различение чистой и грязной посуды. | 5 | 8, 9, 10, 14(2ч) .09 | |
3 | Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. | 5 | 15, 16, 17, 21(2ч).09 | |
4 | Складывание одежды. | 5 | 22,23,24,28(2).09 | |
5 | Вывешивание одежды на «плечики». | 5 | 29,30.09 01,05(2).10 | |
6 | Чистка обуви. | 5 | 6,7,8,12(2).10 | |
7 | Просушивание обуви. | 5 | 13,14,15,19(2).10 | |
8 | Очищение остатков еды с посуды. | 5 | 20,21,22.26(2).10 | |
9 | Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. | 5 | 27,28,29.10 02.11(2) | |
10 | Вытирание поверхности мебели. | 5 | 10,11,12,16(2).11 | |
11 | Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели. | 5 | 17,18,19,23(2).11 | |
12 | Ручная стирка: наполнение ёмкости водой. | 5 | 24,25,26,30(2).11 | |
13 | Выбор моющего средства. | 5 | 1,2,3,7(2).12 | |
14 | Планирование покупок. | 5 | 8,9,10,14(2).12 | |
15 | Выбор места совершения покупок. | 5 | 15,16,17,21(2).12 | |
16 | Отличать продуктовые магазины от хозяйственных. | 5 | 22,23,24,28(2).12 | |
17 | Замачивание посуды. Самостоятельно приступать к мойке посуды. | 5 | 11(2),12,13,14.01 | |
18 | Сметание мусора на полу в определённое место. | 5 | 18(2),19,20,21.01 | |
19 | Заметание мусора на савок. | 5 | 25(2),26,27,28.01 | |
20 | Отмеривание необходимого количества моющего средства. Самостоятельно приступать к застирыванию белья. | 5 | 01(2),2,3,4.02 | |
21 | Уборка бытового мусора. | 5 | 8(2),9,10,11.02 | |
22 | Чистка посуды. | 5 | 15(2),16,17,18.02 | |
23 | Ополаскивание посуды. | 5 | 22(2),24,25.02 01.03 | |
24 | Сушка посуды. | 5 | 1,2,3,4,9.03 | |
25 | Полоскание белья. | 5 | 10,11,15(2),16.03 | |
26 | Выжимание белья. | 5 | 17,18,22(2),23.03 | |
27 | Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. | 5 | 24,25.03 5(2),6.04 | |
28 | Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. | 5 | 7,8,12(2),13.04 | |
29 | Складывание одежды. | 5 | 14,15,19(2),20.04 | |
30 | Вывешивание одежды на «плечики». | 5 | 21,22,26(2),27.04 | |
31 | Чистка обуви. | 5 | 28,29.04 4,5,6.05 | |
32 | Чистка обуви. | 5 | 11,12,13,17(2).05 | |
33 | Повторение изученного. | 5 | 18,19,20,24(2).05 | |
34 | Повторение изученного. | 5 | 26,27,31(2).05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в ...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»8 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в ...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 9 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 10 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 10 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 11 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 11 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...
Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII
Рабочая программа по предмету «Домоводство» составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук ...