Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Рабочая программа по  предмету «Домоводство» составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС,  2012. – 224 с.

В программе даётся общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, формы и средства контроля, общие требования к знаниям и умениям обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_domovodstvo.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Общая характеристика учебного предмета ……………………………...3                                                                                                                                                        
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………...4
  4. Формы и средства контроля …………………………………………..…..4
  5. Учебно- тематический план ………………………………………………4                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

6. Содержание учебного курса ………………………………………………5

7.Общие требования к знаниям и умениям обучающихся……………….…6

8.Перечень учебно-методических средств обучения……………………….8

9.Приложение  №1. Календарно – тематический план…………………….9

10.Приложение №2. График  практических  работ………………………. ..14

11.Приложение №3. Оценочные материалы ………………………………..15

 

Пояснительная   записка

           Рабочая программа по  предмету «Домоводство» составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС,  2012. – 224 с.

Домоводство - прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении других предметов. Должны найти применения и практическое воплощение на уроках домоводства.

Цель предмета "Домоводство" - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи предмета:

  • формировать навыки ориентирования в общественной жизни;
  • научить обучающихся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи;
  • заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Общая характеристика учебного предмета

Специальные коррекционные занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Домоводство в специальной (коррекционной) школе включает в себя  разделы: «Культура поведения»,  «Жилище»,  «Питание», «Одежда. Обувь»,  «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Личная гигиена», «Медицина», «Семья», «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства»,  «Учреждения. Организации», «Трудоустройство».

Продолжительность обучения составляет четыре года, с пятого по девятый класс.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию и проведение экскурсий, бесед, моделирование реальных ситуаций, дидактических, сюжетно-ролевых, имитирующих игр, упражнений, проблемных ситуации, решение логических задач, учебных заданий, заданий-соревнований, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепку, аппликации, просмотр и обсуждение кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.

Формы и средства контроля

Оценка деятельности  осуществляется на  каждом уроке  в форме устного опроса и практических занятий.

Учебно- тематический план

№п/п

Наименование раздела,  темы

Часы учебного времени

1.

 Личная гигиена.

10

2.

 Одежда и обувь.

8

3.

 Питание.

16

4.

 Семья.

4

5.

 Культура поведения.

8

6.

 Жилище.

6

7.

 Транспорт.

8

8.

 Торговля.

8

Всего

68

Содержание учебного курса

Личная гигиена (10 часов)

 Знакомство с новым учебным предметом, его целями. Экскурсия по кабинету.  Инструкция по ТБ.

   Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически.  

   Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования)  вещей.

   Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.

   Пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма. Воспитание силы воли.

Одежда и обувь (8 часов)

   Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.

   Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.

Питание (16 часов)

Значение питания в жизнедеятельности людей.

 Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

 Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

 Место приготовление пищи и оборудование его.  

Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.

 Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

 Сервировка стола.

 

Семья(4 часа)

Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).

Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни рождения их.

Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.

Культура поведения (8 часов)

  Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.

 Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; примеры обращения с просьбой, вопросом.

 Правила поведения за столом.

 

Жилище (8 часов)

Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.  

 Виды жилья: собственное, государственное.  

.Варианты квартир, подсобных помещений: жилье по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная.  Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе.

 Почтовый адрес дома, школы.

 

 Транспорт (8 часов)

Виды транспортных средств.

 Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта).  

 Поведение в транспорте и на улице.

 Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Торговля (8 часов)

 Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных.

 .Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.

 Продуктовые специализированные магазины.  

Виды товаров фасованные, на развес и розлив.

 Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.

 Срок годности, стоимость.  

 Хранение товаров фасованных и в развес, розлив.

Общие требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

-последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета,

-периодичность и правила чистки ушей,

-правила освещенности рабочего места,

-правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работы за компьютером,

 -о вреде курения;

--виды одежды и обуви, их назначение,

-правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;

 -значение питания,

-правила безопасной работы режущими инструментами,

-виды блюд, не требующих тепловой обработки,

-правила сервировки стола,

-правила мытья посуды и уборки помещения;

-родственные отношения в семье,

-состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их;

-требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

-правила поведения при встрече и расставании;

-формы обращения с просьбой, вопросом;

-правила поведения за столом;

-виды жилых помещений в городе и селе и их различие;

-почтовый адрес своего дома и школы-интерната;

-правила организации рабочего места школьника;

  • основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;
  • наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

-варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;

-количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;

-правила передвижения на велосипеде;

-виды магазинов;

-назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;

-правила поведения в магазине;

-правила покупки товаров;

-стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка   яиц, некоторых овощей и фруктов.

 Обучающиеся должны уметь:

-совершать вечерний туалет в определенной последовательности;

-выбирать прическу и причесывать волосы;-

стричь ногти на руках, ногах;-

стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;

-беречь  зрение;

-корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли;

-различать одежду и обувь в зависимости от их назначения,

 -подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону,

-сушить и чистить одежду, -подготавливать одежду и обувь к хранению,

-подбирать крем и чистить кожаную обувь;

-прочитать рецепт блюда,

-подобрать продукты для его изготовления,

-нарезать хлеб, сырые и вареные овощи,

-строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

-записать имя, отчество, фамилию членов семьи,

-выполнять правила поведения в семье;

-следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

-следить за своей походкой, жестикуляцией;

-правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;

-правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчика и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;

-вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстниками и взрослым;

-писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе;

-соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении;

-соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

-соблюдать правила дорожного движения;

-различать знаки дорожного движения,  встречающиеся по пути из дома до школы школы-интерната и обратно;

-выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;

-округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты;

-оплатить, проверить чек и сдачу;

-культурно вести себя с работниками торговли.

Учебно- методический комплекс

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5 -9 классы. Сборник №1 под редакцией В.В. Воронковой.

Допущено Министерством образования Российской Федерации. -М.: Владос, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)

В школе для  умственно  отсталых детей в старших классах (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном ма...

Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса специальной ( коррекционной) школы VIII вида

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года ...

Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса специальной ( коррекционной) школы VIII вида

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года ...

Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....