Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
рабочая программа по теме

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Домоводство»

5 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

 Программа  составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 29.08.2014г., согласована заместителем директора 29.08.2014г.,  утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 28.08.2014г.

Цели программы обучения: формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ  учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

 

Предполагаемые результаты освоения программы: 

- определять кран холодной и горячей воды;

- распознавать предметы и средства личной гигиены ;

 -выбирать  расческу и причесывать волосы;

- выбирать мыло и мыть руки;

-выбирать полотенце и вытирать насухо;

- отличать комнатный веник от других типов веников;

-определять необходимости подметания пола;

- заметание мусора на совок;

- распознавать кухонную посуду и соотнести с дном конфорки;

- отличать кухонную посуду  от кухонной утвари;

-отличать средства для мытья посуды от  других типов средств;

-отличать  одежду от головных уборов;

-  отличать обувь от одежды;

- отличать  инвентарь для мытья обуви от другого инвентаря;

- мыть обувь (с помощью учителя).

Промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является выполнение , практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий), позволяющих выявить и оценить результаты обучения  по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_domovodstvo_5_klass.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Заместитель директора

_______________ М.Л.Позывайлова                                                                          ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Домоводство»

Класс: 5

Учебный год: 2016-2017

Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю _2__

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей средних и старших классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Цель предмета «Домоводство» - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Программа 5 класса состоит из разделов:

- «Личная гигиена»

- «Жилище»

- «Питание»

- «Одежда и обувь»

В  каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений.

Концентрическое расположение разделов позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.

Уроки домоводства в 5 классе  позволяют применять на практике полученные знания, умения, навыки по уходу за собой, своей одеждой, обувью,  домом, знакомят с кухонной посудой и кухонной утварью и  содержать ее в чистоте, убрать на свое место, учат высыпать   сыпучие продуктоы, выкладывать  овощи  и фрукты, откручивать  жестяные завинчивающиеся крышки, упаковывать  продукты (заворачивание, укладывание продуктов в пакет, мешок, банку); наливать жидкие продукты  в банку, бутылку; создают хорошие  возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся.

Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры, беседы и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.

Беседа на занятиях применяется в сочетании с практическими действиями.

Широко используются сюжетно-ролевые игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.

Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

1 уровень                

- правила личной гигиены;

-  назначения  средств и предметов  личной гигиены;

- правила и последовательности мытья рук и ушей;

- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

- правила ухода за жилищем;

- названия и назначение инвентаря для уборки квартиры;

- правила пользования лифтом;

- правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком;

- правила пользования мусоропроводом.

- санитарно гигиенические требования  на кухне;

- назначение кухонной  посуды и кухонной утвари;

- назначение посуды для круп и сыпучих продуктов;

- средства для мытья посуды;

- последовательность  мытья посуды.

- способы чистки одежды и головных уборов одежной щеткой;

- виды  ухода за обувью;

- варианты размещения одежды;

- значения сменной обуви в школе и дома;

- назначения инвентаря и приспособлений для мытья обуви;

- правила  ухода за обувью.

2 уровень

- основные гигиенические правила;

- периодичность и правила мытья рук в течение дня;

- периодичность и правила мытья ушей.

- основные приемы ухода за жилищем;

-название инвентаря и приспособления для уборки квартиры;

- названия предметов кухонной посуды;

- названия предметов кухонной утвари;

- названия приспособлений и средств для мытья посуды;

- способы чистки одежды и головных уборов одежной щеткой;

- варианты размещения одежды;

- названия инвентаря и приспособлений для мытья обуви.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

1 уровень

-  соблюдать правила личной гигиены;

-  использовать  средства и предметы  личной гигиены по назначению;

- содержать в чистоте предметы личной гигиены;

- выполнять процедуры утреннего туалета;

- определить помещение по его функциональному назначению;

- использовать по назначению инвентарь и приспособления для  уборки квартиры;

- определять виды половых покрытий;

-подметать пол и собирать мусор на совок;

- приводить инвентарь в порядок после работы;

-использовать кухонную посуду  и кухонную утварь  по назначению;

- использовать средства и приспособления для мытья посуды по назначению;

-убирать стол после еды;

  мыть посуду;

- чистить одежду и головных уборов одежной щеткой;

-размещать одежду в шкафу: на плечиках, на перекладину, на полочке;

- подбирать  инвентарь и приспособления для мытья обуви;

- мыть  обувь.

2 уровень

- определять кран холодной и горячей воды;

- распознавать предметы и средства личной гигиены ;

 -выбирать  расческу и причесывать волосы;

- выбирать мыло и мыть руки;

-выбирать полотенце и вытирать насухо;

- отличать комнатный веник от других типов веников;

-определять необходимости подметания пола;

- заметание мусора на совок;

- распознавать кухонную посуду и соотнести с дном конфорки;

- отличать кухонную посуду  от кухонной утвари;

-отличать средства для мытья посуды от  других типов средств;

-отличать  одежду от головных уборов;

-  отличать обувь от одежды;

- отличать  инвентарь для мытья обуви от другого инвентаря;

- мыть обувь (с помощью учителя).

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

- предметы и средства личной гигиены;

- инвентарь и приспособления для уборки помещения;

- кухонная посуда,  кухонная утварь;

- средства и приспособления для ухода за посудой;

- средства и принадлежности для ухода за  обувью;

- одежда, обувь;

- учебные фильмы, презентации;

- технологические, операционные, предметные карты;

- игра – лото «Человек и его тело»;

- дидактическая игра «Волшебный мешочек»;

- дидактическая игра «Валеология»;

- дидактическая игра  «Правильные продукты»;

- дидактическая игра «Разложи посуду»;

- дидактическая игра «Наведи порядок»;

-дидактическая игра «Цепочка»;

- настольная  игра «Маленькая хозяйка»;

- настольная  игра «Хозяюшка»;

- игра – лото «Одежда, обувь, головные уборы»;

- дидактическая игра «Одень куклу по погоде»;

- дидактическая игра «Найди свое место»;

- дидактическая игра «Четвертый лишний»;

- дидактическая игра «Помоги выбрать обувь»;

- дидактическая игра «Разложи одежду»;

- тематический словарь «Посуда»;

- тематический словарь «Обувь»;

- тематический словарь «Одежда»;

-мультфильм «Мойдодыр»;

- мультфильм «Королева зубная щетка»;

- тетради по обслуживающему труду.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                                                 

№п/п

Тема урока

Цели урока

Виды работ

Оборудование урока

1-2

Вводное занятие.

Знакомство с новым учебным предметом, его целями. Инструкция по ТБ.

Знакомство с кабинетом домоводство. Экскурсия по кабинету.

Цели и задачи предмета. Изучение т/б в кабинете домоводства. Игра : Найди комнату по описанию.

Содержание кабинета

3-4

Правила личной гигиены в течение дня.

Знакомство с новым учебным предметом, его целями. Инструкция по ТБ.

Знакомство с понятием «Личная гигиена», ее значением для здоровья и жизни человека.

Ознакомление с правилами личной гигиены в течение дня.  Выбор мыла для гигиенических процедур. Определение его по упаковке, по запаху, внешнему виду. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног). Мытьё рук, вытирание полотенцем. Умывание. С/р игра « Режим дня Незнайке»; проведение утреней зарядке; Причёсывание.

Мыло, расческа, зеркало, дидактическая игра «Малыши-крепыши». Презентация «Режим дня школьника», таблица «Зарядка», полотенце.

5-6

Личные гигиенические вещи. Правила и периодичность ухода за ними.

Дать понятие о личных вещах. Воспитание гигиенических навыков по уходу за личными вещами.                  

Беседа; игра «Угадай на ощупь», дидактическая игра: «Третий лишний», складывание личных вещей на свое место. Чистка и мытье расчески.

Таблица «Предметы  личной гигиены»;

Образцы личных вещей: носовые платки, зубные щетки, мочалки, расчески, полотенца, носки, трусики, майки.

7-8

Предметы и средства  личной гигиены.

Формировать у учащихся, что такое личные предметы и средства личной гигиены.

Дидактическая игра: «Выбери для Кати предметы личной игры»;

сюжетно-ролевая игра: «Мы проснулись» (выполнение утреннего туалета: зарядка, умывание, расчесывание);

 словарная работа: гигиенические процедуры, туалет.

Предметы и средства личной гигиены,

 Кукла,  рисунки-задания, демонстрирующие правила ухода за предметами личной гигиены.

9-10

Уход за предметами личной гигиены.

Воспитание гигиенических навыков по уходу за предметами личной гигиены.

С\ р игра « Помоги  Буратино разложить предметы личной гигиены»; регулирование  температуры воды; 

чистка и мытье расчески, зубной щетки;

дидактические игры: «Найди ошибку», «Цепочка».

Предметы личной гигиены, мыло хозяйственное, таз, сушилка, прищепки, рисунки-задания, демонстрирующие правила ухода за предметами личной гигиены.

11-12

Правила и периодичность ухода за руками.

Расширить  представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Учить алгоритму  мытья рук.

 Регулирование  температуры воды; 

выбор мыла для гигиенических процедур. Определение его по упаковке, по запаху, внешнему виду. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног),

просмотр мультфильма «Королева зубная щетка»»

 с/ р игра « Помоги кукле правильно вымыть руки перед едой».

Предметы  и средства личной гигиены, кукла, рисунки-задания, демонстрирующие последовательность мытья рук.

13-14

Гигиена зрения и слуха.

Знакомство учащихся со значением зрения и слуха в жизни человека, учить  правилам охраны зрения при чтении и просмотре телепередач,   правилам и периодичности ухода за ушами.

Умывание. Причёсывание. Чистка ушей. Чистка расчёски. Сюжетно-ролевые игры: «Мы смотрим телевизор», «Читаем книгу»; расположение настольной лампы на рабочем месте;

с/р игра «Поможем кошке помыть глазки и чистить уши»; оздоровительная гимнастика для глаз, игра «Телефон»,

словарная работа: зрение, слух, освещение, настольная лампа.

Таблица «Гигиена зрения», игрушка-кошка, настольная лампа, телевизор, книги, рисунки-задания, ватные палочки.

15-16

Виды жилых помещений. Назначение.

Дать понятие о жилом помещении. Формирование представлений  учащихся о видах жилых помещений в и их назначении.

Рассказ-описание «Наша квартира»; определить по иллюстрациям части жилой квартиры ( прихожая, гостиная, кухня, ванная комната). Лото: собери картинки:  «Спальня для родителей»,

 «Детская комната Коли», «Гостиная комната»,

 «Наша кухня», «Ванная и санузел»;

словарная работа: гостиная, спальня, детская комната, санузел.

Настольная игра «Мой дом», игра-лото: «Моя квартира». Игры-конструкторы «Спальня»,

«Гостиная», «Детская»

17-18

Почтовый адрес дома и школы.

Формирование знаний учащихся о  почтовом адресе своего дома и школы интерната, проговаривать почтовый адрес дома и по возможности выучить его.

Объяснение написания адреса. Почтовый адрес дома и школы-интерната;

составление и запись на доске почтового адреса школы;

запись  почтового адреса на открытке, почтовом конверте и переводе, на телеграмме и телеграфном переводе с помощью педагога; с/р игра «Назови Зайке свой адрес »;словарная работа: адрес, адресат, адресант.

Разные бланки: открытки, конверты, телеграммы, переводы,

 образцы с подписанным адресом,

 ручки,

игрушка-зайка.

19-20

Коммунальные удобства в  доме.

Формирование  умений обращаться и пользоваться коммунальными удобствами по назначению.

Знакомство с коммунальными удобствами в доме,

рассказ – описание по картинке «Что есть в нашем доме» (о коммунальных удобствах и их назначение);

просмотри презентации «Мой дом».

Игра-конструктор «Моя квартира», презентация «Мой дом», иллюстрации.

21-22

Гигиенические требования к жилому помещению.

Формировать представление о гигиенических требованиях к жилому помещению. Учить соблюдать и выполнять гигиенические требования к жилому помещению.

Вытирание обуви  перед входом в помещение, проветривание помещение;

удаление пыли с подоконника;

словарная работа: сквозняк, комфорт, проветривание.

Презентация «Мой дом», инвентарь и приспособления для уборки помещения. крем для рук.

23-24

Ежедневная уборка в доме.

Учить практическим приемам выполнения ежедневных гигиенических процедур.

Проветривание помещения: открывание форточки (фрамуги), двери; наполнение таза водой;

смачивание и отжим тряпочки;

 расправление и правильное удерживание тряпочки в руке при работе; удаление пыли с подоконника и полок;  мытьё классной доски.

Тряпочки, тазик, крем для рук.

25-26

Инвентарь и приспособления для уборки дома. Правила  и место его хранения.

Формирование умений обращаться инвентарем и приспособлениями для уборки помещения  по назначению. Учить замачивать и  отжимать тряпочку.

Подбор инвентаря и приспособлений для уборки помещения;

наполнение таза водой;

отработка упражнений по намачиванию и отжимания тряпочки;

 расправление и правильное удерживание тряпочки в руке при работе; мытье парт; чистка и уборка инвентаря на место;

мытье рук и нанесение крема.

Инвентарь и приспособления для уборки помещения, парты, крем для рук.

27-28

Чистящие и моющие  средства для ухода за квартирой, их виды.

Знакомство учащихся с чистящими и  моющими средствами и их видами, учить пользоваться чистящими и моющими средствами по назначению.

Изучение условных обозначений на упаковках с чистящими и  моющими средствами;

 работа с плакатом «Техника безопасности при использовании моющих средств»;

дидактическая игра «Подбери картинку».

Чистящие и моющие  средства для ухода за квартирой, плакат «Техника безопасности при использовании моющих средств».

29-30

Уборка помещения. Наведение порядка.

Формирование практических умений и навыков по бытовому труду, учить наводить порядок в шкафу.

Определение беспорядка в детской комнате;

размещение вещей по месту хранения.

Детские игрушки, книги, карандаши, детская посуда, детская одежда.

31-32

Уборка помещения. Подметание пола.

Закрепить название и назначения инвентаря для уборки помещения; учить подметать пол.

Определение беспорядка в гостиной комнате;

определение вида пола; выбор инвентаря для подметания пола; подметание пола, сбор  и вынос мусора;

чистка  и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема.

Инвентарь и приспособления для уборки помещения, крем для рук.

33-34

Итоговый тренинг «Генеральная уборка».

Формирование практических умений и навыков по бытовому труду, прививать навыки самостоятельности.

Определение чистоты и загрязненности помещения;

определение последовательности подметания пола;

 определение инвентаря для уборки; подметание пола, сбор  на совок, вынос мусора; чистка и уборка инвентаря на место;

мытье рук и нанесение крема.

Инвентарь и приспособления для уборки помещения, крем для рук

35-36

Продукты питания.

Формирование представлений учащихся о значении продуктов питания для здоровья человека, о рационе питания.

Дидактическая игра «Полезное, вредное».

Настольная игра «Горькое, сладкое, соленное».

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»;

Дидактическая игра «Угости куклу Машу»;

 Дидактическая игра «Выбери хороший продукт».

Дидактические игры, настольная игра, мешочек, полезные и вредные продукты- картинки и муляжи.

37-38

Место приготовления пищи.

Знакомство учащихся с местом приготовления пищи, кухонными приборами и принадлежностями.

Знакомство с местом для приготовления пищи и его оборудованием, кухонными принадлежностями;

с/р игра «Поможем Федоре помыть посуду».

Помещение кухни его оборудование и кухонные принадлежности;

кухонная утварь; приспособления и средства для мытья посуды.

39-40

Посуда для приготовления пищи.

Знакомство с названием посуды и ее назначением, учить использовать посуду по назначению.

Выбор  кухонной посуды и кухонного утвари из группы разнородных предметов, дидактическая игра «Покажи только кухонную посуду», «Покажи только кухонную утварь», соотношение размера конфорки с дном кухонной посуды (кастрюли, сковороды),  складывания разрезных картинок, изучение последовательности ухода за посудой по картинкам; дидактическая игра «Цепочка», дидактическая игра «Найди такой же предмет».

Кухонная посуда и кухонная утварь, плита.

41-42

Посуда для круп и сыпучих продуктов.

Знакомство с посудой для круп и сыпучих продуктов. Формирование практических умений и навыков высыпании круп и сыпучих продуктов.

Беседа и знакомство с посудой для круп и сыпучих продуктов, упражнения в извлечении продуктов из упаковки: разворачивание, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов, откручивание жестяных завинчивающихся крышек, упражнения в упаковывания продуктов (заворачивание, укладывание продуктов в пакет, мешок, банку; наливание жидких продуктов в банку, бутылку).

Крупы, сыпучие продукты, банки, бутылки, посуда для сыпучих продуктов, лейка, ложка, стакан, овощи и фрукты, пакет, мешок, конфеты, упакованные продукты.

43-44

Уборка со стола после еды.

Учить алгоритму уборке стола после еды.

Надевание фартука; складывание тарелок в стопку, уносить  посуды к мойке, отработка приемов технологически правильно держать тряпку и тарелку при сметании крошек со стола; сметание крошек; протирание стола чистой влажной тряпочкой.

Фартук, раковина, посуда, тряпочка.

45-46

Мытье кухонной утвари.

Знакомство с названием кухонной утвари  и ее назначением, учить использовать ее по назначению.

Надевание фартука, подготовка рабочего места при мытье посуды, дидактическая игра «Покажи только кухонную утварь»; дидактическая игра «Покажи грязную кухонную утварь»,

изучение последовательности мытья кухонной утвари   по картинкам;

регулирование температуры воды;

выбор средства и приспособления для мытья  посуды;

мытье кухонной утвари; вытирание утвари полотенцем; размещение ее на свое место.

Кухонная утварь, чистящие и моющие средства для мытья посуды.

47-48

Мытье и наведение порядка в кухонном шкафчике.

Учить наводить порядок в кухонном шкафчике.

дидактическая игра «Покажи чистую  посуду», надевание фартука, отработка приемов технологически правильно держать тряпку  во время  удаления грязи и пыли с полки,   вытирание  полочек в шкафу,  размещение посуды по местам.

Технологическая карта «Последовательность мытья шкафа», посуда, тазик, тряпочки.

49-50

Мытье кухонной посуды.

Знакомство с названием кухонной посудой  и ее назначением, учить использовать ее по назначению.

Надевание фартука, подготовка рабочего места при мытье посуды, дидактическая игра «Покажи только кухонную посуду»; дидактическая игра «Покажи грязную и чистую посуду»,

изучение последовательности мытья посуды   по картинкам;

регулирование температуры воды;

выбор средства и приспособления для мытья  посуды;

мытье посуды; вытирание полотенцем; размещение ее на свое место.

Кухонная посуда, чистящие и моющие средства для мытья посуды, сушильный шкаф.

51-52

Итоговый тренинг «Наводим порядок на кухне».

Повторение  названия и назначения инвентаря для уборки помещения; закрепление названия посуды и кухонного утвари.

Определение чистой и грязной посуды и кухонной утвари;

составление технологической карты последовательности мытья посуды;

 подбор приспособления и средства для мытья посуды;

 мытье посуды и кухонной утвари и размещение  на место;

мытье рук и нанесение крема.

Чистящие и моющие средства и приспособления для чистки и мыть посуды, кухонная посуда и кухонная утварь, крем для рук.

53-54

Виды одежды и головных уборов.

Формирование представлений учащихся о видах и  значении одежды и головных уборов  для человека.

Классификация одежды по группам, определение лицевую и изнаночную сторону одежды, выворачивание одежды на лицевую сторону; показ частей одежды; дидактическая игра «Одень  куклу Катю», дидактическая игра «Покупка одежды», складывания разрезных картинок.

Дидактическая игра «Одень куклу Катю», рубашки, пальто, куртка, брюки, платья, шапки, майки, колготки.

55-56

Классификация одежды по назначению.

Формирование представлений учащихся о видах одежды по назначению.

Классификация одежды по назначению, определение лицевую и изнаночную сторону одежды, выворачивание одежды на лицевую сторону; показ частей одежды; дидактическая игра «Одень  куклу Машу », дидактическая игра «Что ты теперь будешь надевать?», складывания разрезных картинок, определение

Предметы одежды по назначению.

57-58

Развешивание одежды на «плечики».

Учить развешивать  предметы одежды на «плечики».

Определение  лицевую и изнаночную сторону одежды, дидактическая игра «Одень куклу Катю»;

Вывешивание одежды на «плечиках».

Предметы одежды, вешалки разные, дидактическая игра «Одень куклу»

59-60

Складывание одежды.

Учить складывать предметы одежды.

Определение лицевую и изнаночную сторону одежды, выворачивание одежды на лицевую сторону; показ частей одежды; изучение последовательности складывания одежды   по картинкам; складывание платков, маек, трусов,             размещение одежды на спинку стула и в шкафу, складывание одежды отдельно и в стопку.

Предметы одежды, стулья, технологическая карта последовательности  складывания одежды.

61-62

Виды обуви по назначению.

Формирование представлений учащихся о видах и  значении обуви  для человека.

Классификация обуви по группам, показ частей обуви; дидактическая игра «Встань-ка!», дидактическая игра «Кто что купил?», дидактическая игра «Цепочка», складывания разрезных картинок, шнуровка обуви.

Предметы обуви, технологическая карта последовательности  шнуровки обуви, дидактические игры.

64-66

Мытье  резиновой обуви.

Дать понятие о значение содержания обуви в чистоте.

Формировать навыки по уходу за  обувью.

Определение материала, из которого изготовлена обувь. Упражнения в обувании и раззувании. Протирка внутренней части обуви дезинфицирующими средствами (сменная обувь), выбор инвентаря для мытья обуви, отработка технологически правильно держать  обувь и тряпку при мытье, мытье обуви.

Предметы обуви, схема последовательности  мытья обуви, перчатки, таз, тряпочки, обувная этажерка.

67-68

Итоговый тренинг «Уход за одеждой и обувью».

Закреплять у учащихся навык ухода за своей обувью. Протирать от пыли, грязи.

Подготовка рабочего места для ухода за обувью, подбор инвентаря для ухода за обувью, надевание фартука, чистка обуви и протирание ее тряпочкой.

Предметы обуви, схема последовательности  мытья обуви, перчатки, таз, тряпочки, обувная этажерка.

Список литературы.

* Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений      VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011;

* Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.

    Программно-   методические материалы/Под ред. И.М. Бгажноковой – М: ГИЦ   ВЛАДОС,2007год;

* Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007;

*Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  (издательство «Просвещение»,2003г.);

* Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка»  В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 год;

* Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой  подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях VIII вида/  авторы: А.М.Щербакова, Н.М.Платонова – М: ГИЦ ВЛАДОС,  2006 год;

* Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)     образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.;

* В.В.Гладкая, «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» (методическое пособие), Москва, «Издательский НЦ ЭНАС», 2003 год;

* Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова,  Н.М.Платонова, А.М.Щербакова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», ВЛАДОС, Москва, 2005 г

* Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.–136с.

* Государственная программа по СБО для 5-9 классов (для детей с умственной отсталостью легкой  степени) (М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002);

* Пособие для учителя «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)  образовательных учреждениях VIII вида» (гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2006);

*  Зырянова В.А., Хаминова И.А.  Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А.  Хаминова, под редакции Е.Ю. Головинской. – Самара: Соваременные образовательные технологии, 2011.- 144с.- (Професионально-трудовое обучение).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составл...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»8 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 9 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составл...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 10 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 10 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  состав...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 11 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 11 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  состав...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 6 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена...