Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
рабочая программа по теме
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по предмету «Домоводство»
5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 29.08.2014г., согласована заместителем директора 29.08.2014г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 28.08.2014г.
Цели программы обучения: формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.
В реализации курса используются педагогические технологии:
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);
- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);
- элементы альтернативных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы:
- определять кран холодной и горячей воды;
- распознавать предметы и средства личной гигиены ;
-выбирать расческу и причесывать волосы;
- выбирать мыло и мыть руки;
-выбирать полотенце и вытирать насухо;
- отличать комнатный веник от других типов веников;
-определять необходимости подметания пола;
- заметание мусора на совок;
- распознавать кухонную посуду и соотнести с дном конфорки;
- отличать кухонную посуду от кухонной утвари;
-отличать средства для мытья посуды от других типов средств;
-отличать одежду от головных уборов;
- отличать обувь от одежды;
- отличать инвентарь для мытья обуви от другого инвентаря;
- мыть обувь (с помощью учителя).
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Предметом текущей аттестации является выполнение , практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий), позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_domovodstvo_5_klass.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Заместитель директора
_______________ М.Л.Позывайлова ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Домоводство»
Класс: 5
Учебный год: 2016-2017
Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю _2__
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних и старших классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Цель предмета «Домоводство» - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Программа 5 класса состоит из разделов:
- «Личная гигиена»
- «Жилище»
- «Питание»
- «Одежда и обувь»
В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений.
Концентрическое расположение разделов позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.
Уроки домоводства в 5 классе позволяют применять на практике полученные знания, умения, навыки по уходу за собой, своей одеждой, обувью, домом, знакомят с кухонной посудой и кухонной утварью и содержать ее в чистоте, убрать на свое место, учат высыпать сыпучие продуктоы, выкладывать овощи и фрукты, откручивать жестяные завинчивающиеся крышки, упаковывать продукты (заворачивание, укладывание продуктов в пакет, мешок, банку); наливать жидкие продукты в банку, бутылку; создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры, беседы и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.
Беседа на занятиях применяется в сочетании с практическими действиями.
Широко используются сюжетно-ролевые игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.
Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
1 уровень
- правила личной гигиены;
- назначения средств и предметов личной гигиены;
- правила и последовательности мытья рук и ушей;
- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.
- правила ухода за жилищем;
- названия и назначение инвентаря для уборки квартиры;
- правила пользования лифтом;
- правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком;
- правила пользования мусоропроводом.
- санитарно гигиенические требования на кухне;
- назначение кухонной посуды и кухонной утвари;
- назначение посуды для круп и сыпучих продуктов;
- средства для мытья посуды;
- последовательность мытья посуды.
- способы чистки одежды и головных уборов одежной щеткой;
- виды ухода за обувью;
- варианты размещения одежды;
- значения сменной обуви в школе и дома;
- назначения инвентаря и приспособлений для мытья обуви;
- правила ухода за обувью.
2 уровень
- основные гигиенические правила;
- периодичность и правила мытья рук в течение дня;
- периодичность и правила мытья ушей.
- основные приемы ухода за жилищем;
-название инвентаря и приспособления для уборки квартиры;
- названия предметов кухонной посуды;
- названия предметов кухонной утвари;
- названия приспособлений и средств для мытья посуды;
- способы чистки одежды и головных уборов одежной щеткой;
- варианты размещения одежды;
- названия инвентаря и приспособлений для мытья обуви.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1 уровень
- соблюдать правила личной гигиены;
- использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;
- содержать в чистоте предметы личной гигиены;
- выполнять процедуры утреннего туалета;
- определить помещение по его функциональному назначению;
- использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки квартиры;
- определять виды половых покрытий;
-подметать пол и собирать мусор на совок;
- приводить инвентарь в порядок после работы;
-использовать кухонную посуду и кухонную утварь по назначению;
- использовать средства и приспособления для мытья посуды по назначению;
-убирать стол после еды;
мыть посуду;
- чистить одежду и головных уборов одежной щеткой;
-размещать одежду в шкафу: на плечиках, на перекладину, на полочке;
- подбирать инвентарь и приспособления для мытья обуви;
- мыть обувь.
2 уровень
- определять кран холодной и горячей воды;
- распознавать предметы и средства личной гигиены ;
-выбирать расческу и причесывать волосы;
- выбирать мыло и мыть руки;
-выбирать полотенце и вытирать насухо;
- отличать комнатный веник от других типов веников;
-определять необходимости подметания пола;
- заметание мусора на совок;
- распознавать кухонную посуду и соотнести с дном конфорки;
- отличать кухонную посуду от кухонной утвари;
-отличать средства для мытья посуды от других типов средств;
-отличать одежду от головных уборов;
- отличать обувь от одежды;
- отличать инвентарь для мытья обуви от другого инвентаря;
- мыть обувь (с помощью учителя).
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- предметы и средства личной гигиены;
- инвентарь и приспособления для уборки помещения;
- кухонная посуда, кухонная утварь;
- средства и приспособления для ухода за посудой;
- средства и принадлежности для ухода за обувью;
- одежда, обувь;
- учебные фильмы, презентации;
- технологические, операционные, предметные карты;
- игра – лото «Человек и его тело»;
- дидактическая игра «Волшебный мешочек»;
- дидактическая игра «Валеология»;
- дидактическая игра «Правильные продукты»;
- дидактическая игра «Разложи посуду»;
- дидактическая игра «Наведи порядок»;
-дидактическая игра «Цепочка»;
- настольная игра «Маленькая хозяйка»;
- настольная игра «Хозяюшка»;
- игра – лото «Одежда, обувь, головные уборы»;
- дидактическая игра «Одень куклу по погоде»;
- дидактическая игра «Найди свое место»;
- дидактическая игра «Четвертый лишний»;
- дидактическая игра «Помоги выбрать обувь»;
- дидактическая игра «Разложи одежду»;
- тематический словарь «Посуда»;
- тематический словарь «Обувь»;
- тематический словарь «Одежда»;
-мультфильм «Мойдодыр»;
- мультфильм «Королева зубная щетка»;
- тетради по обслуживающему труду.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№п/п | Тема урока | Цели урока | Виды работ | Оборудование урока |
1-2 | Вводное занятие. | Знакомство с новым учебным предметом, его целями. Инструкция по ТБ. | Знакомство с кабинетом домоводство. Экскурсия по кабинету. Цели и задачи предмета. Изучение т/б в кабинете домоводства. Игра : Найди комнату по описанию. | Содержание кабинета |
3-4 | Правила личной гигиены в течение дня. | Знакомство с новым учебным предметом, его целями. Инструкция по ТБ. Знакомство с понятием «Личная гигиена», ее значением для здоровья и жизни человека. | Ознакомление с правилами личной гигиены в течение дня. Выбор мыла для гигиенических процедур. Определение его по упаковке, по запаху, внешнему виду. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног). Мытьё рук, вытирание полотенцем. Умывание. С/р игра « Режим дня Незнайке»; проведение утреней зарядке; Причёсывание. | Мыло, расческа, зеркало, дидактическая игра «Малыши-крепыши». Презентация «Режим дня школьника», таблица «Зарядка», полотенце. |
5-6 | Личные гигиенические вещи. Правила и периодичность ухода за ними. | Дать понятие о личных вещах. Воспитание гигиенических навыков по уходу за личными вещами. | Беседа; игра «Угадай на ощупь», дидактическая игра: «Третий лишний», складывание личных вещей на свое место. Чистка и мытье расчески. | Таблица «Предметы личной гигиены»; Образцы личных вещей: носовые платки, зубные щетки, мочалки, расчески, полотенца, носки, трусики, майки. |
7-8 | Предметы и средства личной гигиены. | Формировать у учащихся, что такое личные предметы и средства личной гигиены. | Дидактическая игра: «Выбери для Кати предметы личной игры»; сюжетно-ролевая игра: «Мы проснулись» (выполнение утреннего туалета: зарядка, умывание, расчесывание); словарная работа: гигиенические процедуры, туалет. | Предметы и средства личной гигиены, Кукла, рисунки-задания, демонстрирующие правила ухода за предметами личной гигиены. |
9-10 | Уход за предметами личной гигиены. | Воспитание гигиенических навыков по уходу за предметами личной гигиены. | С\ р игра « Помоги Буратино разложить предметы личной гигиены»; регулирование температуры воды; чистка и мытье расчески, зубной щетки; дидактические игры: «Найди ошибку», «Цепочка». | Предметы личной гигиены, мыло хозяйственное, таз, сушилка, прищепки, рисунки-задания, демонстрирующие правила ухода за предметами личной гигиены. |
11-12 | Правила и периодичность ухода за руками. | Расширить представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Учить алгоритму мытья рук. | Регулирование температуры воды; выбор мыла для гигиенических процедур. Определение его по упаковке, по запаху, внешнему виду. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног), просмотр мультфильма «Королева зубная щетка»» с/ р игра « Помоги кукле правильно вымыть руки перед едой». | Предметы и средства личной гигиены, кукла, рисунки-задания, демонстрирующие последовательность мытья рук. |
13-14 | Гигиена зрения и слуха. | Знакомство учащихся со значением зрения и слуха в жизни человека, учить правилам охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, правилам и периодичности ухода за ушами. | Умывание. Причёсывание. Чистка ушей. Чистка расчёски. Сюжетно-ролевые игры: «Мы смотрим телевизор», «Читаем книгу»; расположение настольной лампы на рабочем месте; с/р игра «Поможем кошке помыть глазки и чистить уши»; оздоровительная гимнастика для глаз, игра «Телефон», словарная работа: зрение, слух, освещение, настольная лампа. | Таблица «Гигиена зрения», игрушка-кошка, настольная лампа, телевизор, книги, рисунки-задания, ватные палочки. |
15-16 | Виды жилых помещений. Назначение. | Дать понятие о жилом помещении. Формирование представлений учащихся о видах жилых помещений в и их назначении. | Рассказ-описание «Наша квартира»; определить по иллюстрациям части жилой квартиры ( прихожая, гостиная, кухня, ванная комната). Лото: собери картинки: «Спальня для родителей», «Детская комната Коли», «Гостиная комната», «Наша кухня», «Ванная и санузел»; словарная работа: гостиная, спальня, детская комната, санузел. | Настольная игра «Мой дом», игра-лото: «Моя квартира». Игры-конструкторы «Спальня», «Гостиная», «Детская» |
17-18 | Почтовый адрес дома и школы. | Формирование знаний учащихся о почтовом адресе своего дома и школы интерната, проговаривать почтовый адрес дома и по возможности выучить его. | Объяснение написания адреса. Почтовый адрес дома и школы-интерната; составление и запись на доске почтового адреса школы; запись почтового адреса на открытке, почтовом конверте и переводе, на телеграмме и телеграфном переводе с помощью педагога; с/р игра «Назови Зайке свой адрес »;словарная работа: адрес, адресат, адресант. | Разные бланки: открытки, конверты, телеграммы, переводы, образцы с подписанным адресом, ручки, игрушка-зайка. |
19-20 | Коммунальные удобства в доме. | Формирование умений обращаться и пользоваться коммунальными удобствами по назначению. | Знакомство с коммунальными удобствами в доме, рассказ – описание по картинке «Что есть в нашем доме» (о коммунальных удобствах и их назначение); просмотри презентации «Мой дом». | Игра-конструктор «Моя квартира», презентация «Мой дом», иллюстрации. |
21-22 | Гигиенические требования к жилому помещению. | Формировать представление о гигиенических требованиях к жилому помещению. Учить соблюдать и выполнять гигиенические требования к жилому помещению. | Вытирание обуви перед входом в помещение, проветривание помещение; удаление пыли с подоконника; словарная работа: сквозняк, комфорт, проветривание. | Презентация «Мой дом», инвентарь и приспособления для уборки помещения. крем для рук. |
23-24 | Ежедневная уборка в доме. | Учить практическим приемам выполнения ежедневных гигиенических процедур. | Проветривание помещения: открывание форточки (фрамуги), двери; наполнение таза водой; смачивание и отжим тряпочки; расправление и правильное удерживание тряпочки в руке при работе; удаление пыли с подоконника и полок; мытьё классной доски. | Тряпочки, тазик, крем для рук. |
25-26 | Инвентарь и приспособления для уборки дома. Правила и место его хранения. | Формирование умений обращаться инвентарем и приспособлениями для уборки помещения по назначению. Учить замачивать и отжимать тряпочку. | Подбор инвентаря и приспособлений для уборки помещения; наполнение таза водой; отработка упражнений по намачиванию и отжимания тряпочки; расправление и правильное удерживание тряпочки в руке при работе; мытье парт; чистка и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема. | Инвентарь и приспособления для уборки помещения, парты, крем для рук. |
27-28 | Чистящие и моющие средства для ухода за квартирой, их виды. | Знакомство учащихся с чистящими и моющими средствами и их видами, учить пользоваться чистящими и моющими средствами по назначению. | Изучение условных обозначений на упаковках с чистящими и моющими средствами; работа с плакатом «Техника безопасности при использовании моющих средств»; дидактическая игра «Подбери картинку». | Чистящие и моющие средства для ухода за квартирой, плакат «Техника безопасности при использовании моющих средств». |
29-30 | Уборка помещения. Наведение порядка. | Формирование практических умений и навыков по бытовому труду, учить наводить порядок в шкафу. | Определение беспорядка в детской комнате; размещение вещей по месту хранения. | Детские игрушки, книги, карандаши, детская посуда, детская одежда. |
31-32 | Уборка помещения. Подметание пола. | Закрепить название и назначения инвентаря для уборки помещения; учить подметать пол. | Определение беспорядка в гостиной комнате; определение вида пола; выбор инвентаря для подметания пола; подметание пола, сбор и вынос мусора; чистка и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема. | Инвентарь и приспособления для уборки помещения, крем для рук. |
33-34 | Итоговый тренинг «Генеральная уборка». | Формирование практических умений и навыков по бытовому труду, прививать навыки самостоятельности. | Определение чистоты и загрязненности помещения; определение последовательности подметания пола; определение инвентаря для уборки; подметание пола, сбор на совок, вынос мусора; чистка и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема. | Инвентарь и приспособления для уборки помещения, крем для рук |
35-36 | Продукты питания. | Формирование представлений учащихся о значении продуктов питания для здоровья человека, о рационе питания. | Дидактическая игра «Полезное, вредное». Настольная игра «Горькое, сладкое, соленное». Дидактическая игра «Волшебный мешочек»; Дидактическая игра «Угости куклу Машу»; Дидактическая игра «Выбери хороший продукт». | Дидактические игры, настольная игра, мешочек, полезные и вредные продукты- картинки и муляжи. |
37-38 | Место приготовления пищи. | Знакомство учащихся с местом приготовления пищи, кухонными приборами и принадлежностями. | Знакомство с местом для приготовления пищи и его оборудованием, кухонными принадлежностями; с/р игра «Поможем Федоре помыть посуду». | Помещение кухни его оборудование и кухонные принадлежности; кухонная утварь; приспособления и средства для мытья посуды. |
39-40 | Посуда для приготовления пищи. | Знакомство с названием посуды и ее назначением, учить использовать посуду по назначению. | Выбор кухонной посуды и кухонного утвари из группы разнородных предметов, дидактическая игра «Покажи только кухонную посуду», «Покажи только кухонную утварь», соотношение размера конфорки с дном кухонной посуды (кастрюли, сковороды), складывания разрезных картинок, изучение последовательности ухода за посудой по картинкам; дидактическая игра «Цепочка», дидактическая игра «Найди такой же предмет». | Кухонная посуда и кухонная утварь, плита. |
41-42 | Посуда для круп и сыпучих продуктов. | Знакомство с посудой для круп и сыпучих продуктов. Формирование практических умений и навыков высыпании круп и сыпучих продуктов. | Беседа и знакомство с посудой для круп и сыпучих продуктов, упражнения в извлечении продуктов из упаковки: разворачивание, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов, откручивание жестяных завинчивающихся крышек, упражнения в упаковывания продуктов (заворачивание, укладывание продуктов в пакет, мешок, банку; наливание жидких продуктов в банку, бутылку). | Крупы, сыпучие продукты, банки, бутылки, посуда для сыпучих продуктов, лейка, ложка, стакан, овощи и фрукты, пакет, мешок, конфеты, упакованные продукты. |
43-44 | Уборка со стола после еды. | Учить алгоритму уборке стола после еды. | Надевание фартука; складывание тарелок в стопку, уносить посуды к мойке, отработка приемов технологически правильно держать тряпку и тарелку при сметании крошек со стола; сметание крошек; протирание стола чистой влажной тряпочкой. | Фартук, раковина, посуда, тряпочка. |
45-46 | Мытье кухонной утвари. | Знакомство с названием кухонной утвари и ее назначением, учить использовать ее по назначению. | Надевание фартука, подготовка рабочего места при мытье посуды, дидактическая игра «Покажи только кухонную утварь»; дидактическая игра «Покажи грязную кухонную утварь», изучение последовательности мытья кухонной утвари по картинкам; регулирование температуры воды; выбор средства и приспособления для мытья посуды; мытье кухонной утвари; вытирание утвари полотенцем; размещение ее на свое место. | Кухонная утварь, чистящие и моющие средства для мытья посуды. |
47-48 | Мытье и наведение порядка в кухонном шкафчике. | Учить наводить порядок в кухонном шкафчике. | дидактическая игра «Покажи чистую посуду», надевание фартука, отработка приемов технологически правильно держать тряпку во время удаления грязи и пыли с полки, вытирание полочек в шкафу, размещение посуды по местам. | Технологическая карта «Последовательность мытья шкафа», посуда, тазик, тряпочки. |
49-50 | Мытье кухонной посуды. | Знакомство с названием кухонной посудой и ее назначением, учить использовать ее по назначению. | Надевание фартука, подготовка рабочего места при мытье посуды, дидактическая игра «Покажи только кухонную посуду»; дидактическая игра «Покажи грязную и чистую посуду», изучение последовательности мытья посуды по картинкам; регулирование температуры воды; выбор средства и приспособления для мытья посуды; мытье посуды; вытирание полотенцем; размещение ее на свое место. | Кухонная посуда, чистящие и моющие средства для мытья посуды, сушильный шкаф. |
51-52 | Итоговый тренинг «Наводим порядок на кухне». | Повторение названия и назначения инвентаря для уборки помещения; закрепление названия посуды и кухонного утвари. | Определение чистой и грязной посуды и кухонной утвари; составление технологической карты последовательности мытья посуды; подбор приспособления и средства для мытья посуды; мытье посуды и кухонной утвари и размещение на место; мытье рук и нанесение крема. | Чистящие и моющие средства и приспособления для чистки и мыть посуды, кухонная посуда и кухонная утварь, крем для рук. |
53-54 | Виды одежды и головных уборов. | Формирование представлений учащихся о видах и значении одежды и головных уборов для человека. | Классификация одежды по группам, определение лицевую и изнаночную сторону одежды, выворачивание одежды на лицевую сторону; показ частей одежды; дидактическая игра «Одень куклу Катю», дидактическая игра «Покупка одежды», складывания разрезных картинок. | Дидактическая игра «Одень куклу Катю», рубашки, пальто, куртка, брюки, платья, шапки, майки, колготки. |
55-56 | Классификация одежды по назначению. | Формирование представлений учащихся о видах одежды по назначению. | Классификация одежды по назначению, определение лицевую и изнаночную сторону одежды, выворачивание одежды на лицевую сторону; показ частей одежды; дидактическая игра «Одень куклу Машу », дидактическая игра «Что ты теперь будешь надевать?», складывания разрезных картинок, определение | Предметы одежды по назначению. |
57-58 | Развешивание одежды на «плечики». | Учить развешивать предметы одежды на «плечики». | Определение лицевую и изнаночную сторону одежды, дидактическая игра «Одень куклу Катю»; Вывешивание одежды на «плечиках». | Предметы одежды, вешалки разные, дидактическая игра «Одень куклу» |
59-60 | Складывание одежды. | Учить складывать предметы одежды. | Определение лицевую и изнаночную сторону одежды, выворачивание одежды на лицевую сторону; показ частей одежды; изучение последовательности складывания одежды по картинкам; складывание платков, маек, трусов, размещение одежды на спинку стула и в шкафу, складывание одежды отдельно и в стопку. | Предметы одежды, стулья, технологическая карта последовательности складывания одежды. |
61-62 | Виды обуви по назначению. | Формирование представлений учащихся о видах и значении обуви для человека. | Классификация обуви по группам, показ частей обуви; дидактическая игра «Встань-ка!», дидактическая игра «Кто что купил?», дидактическая игра «Цепочка», складывания разрезных картинок, шнуровка обуви. | Предметы обуви, технологическая карта последовательности шнуровки обуви, дидактические игры. |
64-66 | Мытье резиновой обуви. | Дать понятие о значение содержания обуви в чистоте. Формировать навыки по уходу за обувью. | Определение материала, из которого изготовлена обувь. Упражнения в обувании и раззувании. Протирка внутренней части обуви дезинфицирующими средствами (сменная обувь), выбор инвентаря для мытья обуви, отработка технологически правильно держать обувь и тряпку при мытье, мытье обуви. | Предметы обуви, схема последовательности мытья обуви, перчатки, таз, тряпочки, обувная этажерка. |
67-68 | Итоговый тренинг «Уход за одеждой и обувью». | Закреплять у учащихся навык ухода за своей обувью. Протирать от пыли, грязи. | Подготовка рабочего места для ухода за обувью, подбор инвентаря для ухода за обувью, надевание фартука, чистка обуви и протирание ее тряпочкой. | Предметы обуви, схема последовательности мытья обуви, перчатки, таз, тряпочки, обувная этажерка. |
Список литературы.
* Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011;
* Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
Программно- методические материалы/Под ред. И.М. Бгажноковой – М: ГИЦ ВЛАДОС,2007год;
* Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007;
*Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (издательство «Просвещение»,2003г.);
* Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 год;
* Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ авторы: А.М.Щербакова, Н.М.Платонова – М: ГИЦ ВЛАДОС, 2006 год;
* Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.;
* В.В.Гладкая, «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» (методическое пособие), Москва, «Издательский НЦ ЭНАС», 2003 год;
* Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», ВЛАДОС, Москва, 2005 г
* Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.–136с.
* Государственная программа по СБО для 5-9 классов (для детей с умственной отсталостью легкой степени) (М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002);
* Пособие для учителя «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» (гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2006);
* Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А. Хаминова, под редакции Е.Ю. Головинской. – Самара: Соваременные образовательные технологии, 2011.- 144с.- (Професионально-трудовое обучение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»8 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в ...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 9 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 10 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 10 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 11 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 11 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 6 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена...