Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
рабочая программа по теме
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по предмету «Домоводство»
8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 29.08.2016г., согласована заместителем директора 29.08.2016г., утверждена директором ОУ Позывайловой М.Л. 01.09.2016г.
Цели программы обучения: формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2016- 2017 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.
В реализации курса используются педагогические технологии:
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);
- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);
- элементы альтернативных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны уметь:
- содержать в чистоте свои личные вещи;
- подбирать гигиенические средства по уходу за волосами по назначению;
- пользоваться дезодорантом;
- наносить крем на кожу лица.
- мыть зеркала и окна;
- чистить мягкую мебель с влажной щеткой;
-включать и выключать конфорки электроплиты;
- соотнести размер конфорки с дном посуды;
-соблюдать правила безопасной работы с плитой;
- распределить продукты в холодильнике и морозильнике;
- очистить картофель;
- подбирать овощи для приготовления винегрета;
- мешать винегрет;
- определить, какой вид ухода необходим одежде;
- подготовить рабочее место для ручной стирки;
- подготовить рабочее место к глажению одежды;
- стирать изделия вручную хозяйственным мылом;
- чистить кожаную обувь влажной тряпочкой;
-ухаживать за руками после работы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Предметом текущей аттестации является выполнение практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_domovodstvo_8_klass.docx | 44.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Заместитель директора
_______________ М.Л.Позывайлова ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Домоводство»
Класс: 8
Учебный год: 2016-2017
Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю _2__
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних и старших классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Цель предмета «Домоводство» - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Программа 8 класса состоит из разделов:
- «Личная гигиена»
- «Жилище»
- «Питание»
- «Одежда и обувь»
В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений.
Концентрическое расположение разделов позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.
Уроки домоводства в 8 классе позволяют применять на практике полученные знания, умения и навыки по уходу за гостиной комнатой, уходу за вещами и их хранением, инвентаря и его хранением; прививают санитарно-гигиенические навыки ухода за кожей лица, волосами, одеждой и бельём, сервировки стола к ужину, ручной стирки и глажки своих вещей; учат пользоваться кухонным оборудованием и ТБ при работе с ними, с моющими и чистящими средствами для ручной стирки; позволяют закрепить умения и навыки по уходу за нательным и постельным бельем, готовить несложные блюда, заваривать чай; знакомят с видами мягкой мебелью и ухода за ними, средствами для ухода за стеклами и зеркалом, создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры, беседы и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.
Беседа на занятиях применяется в сочетании с практическими действиями.
Широко используются сюжетно-ролевые игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.
Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
1 уровень
- правила личной гигиены подростка (девушки и юноши);
- типы волос;
- назначение косметических средств по уходу за кожей лица;
- назначение причесок и периодичность стрижки волос;
- названия и назначения средств по уходу за волосами;
- правила ухода за волосами;
- правила и периодичность смены нательного и постельного белья;
- назначение гостиной комнаты;
- периодичность уборки гостиной комнаты;
- последовательность проведения сезонной уборки жилого помещения;
-правила ухода за окнами;
- назначение моющих средств и инвентаря для мытья окон и зеркал;
- правила ухода за мягкой мебелью;
- правила безопасной работы с пылесосом;
-гигиенические требования при приготовлении пищи;
- назначение кухонного оборудования: холодильник, плита, мойка, вытяжка;
- устройство электроплиты, правила по технике безопасности при эксплуатации;
- устройство холодильника и правила ухода;
-правила техники безопасности при работе с ножом, кипятком;
- определение доброкачественности продуктов и сроков их хранения;
- технология отваривания круп;
- технология отваривания картофеля;
- правила заваривания чая в пакетиках;
- правила сервировки стола к ужину;
-назначение инвентаря и приспособлений, для ручной стирки (таз, прищепки, напольная сушка);
- назначение моющих средств для ручной стирки;
- правила техники безопасности при работе с моющими средствами;
- последовательность выполнения ручной стирки;
- технологию утюжки вещей из х/б тканей;
- правила глажение фасонной одежды;
- правила подготовки утюга к работе и правила безопасной работы при работе с ним;
- правила ухода за обувью;
- назначение инвентаря и приспособлений для ухода за кожаной обувью.
2 уровень
- правила личной гигиены подростка (девушки и юноши);
- способы ухода за волосами;
- названия средств по уходу за волосами;
- отличать косметические средства от гигиенических средств;
- назначение гостиной комнаты;
- названия предметов мебели и оборудования комнаты;
- способы сезонной уборки комнаты;
-гигиенические требования при приготовлении пищи;
- название кухонного оборудования: холодильник, плита, мойка, вытяжка;
- устройство электроплиты, правила по технике безопасности при эксплуатации;
- устройство холодильника и правила ухода;
- правила заваривания чая в пакетиках;
- правила сервировки стола к ужину;
-название инвентаря и приспособлений для ручной стирки;
- название моющих средств для ручной стирки;
- правила техники безопасности при работе с моющими средствами;
- способы ухода за обувью.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1 уровень
- стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;
- подбирать шампунь в зависимости от типа волос;
- распознавать женские и мужские стрижки;
- ухаживать за волосами;
- пользоваться феном;
- пользоваться дезодорантом;
-менять постельное и нательное белье.
- производить сезонную уборку помещения;
- подбирать средства и приспособления для мытья и чистки зеркала и окна;
- мыть зеркала и стекла;
- подбирать по назначению инвентарь для ухода за мягкой мебелью;
- подготовить пылесос к работе;
- чистить мягкую мебель с помощью пылесоса и влажной щеткой;
- чистить инвентарь и убрать его на место.
- пользоваться кухонным оборудованием по назначению;
-мыть холодильник и плиту;
- заваривать чай в пакетике;
- отваривать гречку, рис;
- отварить картофель и очистить;
- подбирать овощи для приготовления винегрета;
- резать овощи кубиками, соломкой, кружочком;
- украшать салат и подавать на стол;
- сервировать стол к ужину;
-мыть посуду и убрать на место.
- определить, какой вид ухода необходим одежде;
- подготовить рабочее место для ручной стирки;
- подготовить рабочее место к глажению одежды;
- стирать изделия вручную;
-пользоваться утюгом и утюжить фасонную одежду;
- подбирать инвентарь и приспособления для ухода за кожаной обувью;
- мыть и чистить кожаную обувь;
-ухаживать за руками после работы.
2 уровень
- содержать в чистоте свои личные вещи;
- подбирать гигиенические средства по уходу за волосами по назначению;
- пользоваться дезодорантом;
- наносить крем на кожу лица.
- мыть зеркала и окна;
- чистить мягкую мебель с влажной щеткой;
-включать и выключать конфорки электроплиты;
- соотнести размер конфорки с дном посуды;
-соблюдать правила безопасной работы с плитой;
- распределить продукты в холодильнике и морозильнике;
- очистить картофель;
- подбирать овощи для приготовления винегрета;
- мешать винегрет;
- определить, какой вид ухода необходим одежде;
- подготовить рабочее место для ручной стирки;
- подготовить рабочее место к глажению одежды;
- стирать изделия вручную хозяйственным мылом;
- чистить кожаную обувь влажной тряпочкой;
-ухаживать за руками после работы.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- предметы и средства личной гигиены;
- средства для ухода за волосами;
-фен;
- инвентарь и приспособления для уборки помещения;
- кухонная посуда, чайная посуда;
- кухонная мебель;
- кухонное оборудование;
- средства и приспособления для ухода за посудой;
- средства и принадлежности для ухода за обувью;
- инвентарь и принадлежности для ухода одеждой;
- инвентарь и приспособления для глажки вещей;
- моющие средства для ручной стирки;
- средства и приспособления для ухода за окнами;
- средства по уходу за мебелью;
- чистящие и моющие средства для ухода за посудой;
- моющие и чистящие средства для ухода помещением;
- презентации о домашних питомцах;
- игрушки;
- одежда, обувь;
- учебные фильмы, презентации;
- технологические, операционные, предметные карты;
- дидактические игры, загадки в картинках;
- игра – лото «Человек и его тело»;
- игра-конструктор «Детская для Кати»;
- дидактическая игра «Волшебный мешочек»;
- дидактическая игра «Валеология»;
- дидактическая игра «Разложи посуду»;
- дидактическая игра «Наведи порядок»;
- игра – лото «Одежда, обувь, головные уборы»;
- дидактическая игра «Одень куклу по погоде»;
- дидактическая игра «Найди свое место»;
- дидактическая игра «Четвертый лишний»;
- дидактическая игра «Помоги выбрать обувь»;
- лото «Одежда»;
- дидактическая игра «Разложи одежду»;
- дидактическая игра «Обувной магазин»;
- тематический словарь «Посуда»;
- тематический словарь «Обувь»;
- тематический словарь «Одежда»;
- тетради по обслуживающему труду.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№п/п | Тема урока | Цели урока | Виды работ | Оборудование урока |
1-2 | Личная гигиена подростка. | Формировать представления об особенности личной гигиены подростка. Учить правилам личной гигиены девушки и юноши. | Беседа о значении правильного режима и рационального питания для здоровья подростка, дидактическая игра «Я называю, ты показываешь» - выбор и показ индивидуальных предметов личной гигиены, выполнение утренних процедур, определение срока годности гигиенических средств на упаковке, чистка и мытье предметов личной гигиены.Словарные слова: потовые железы, сальные железы, женские и мужские гигиенические средства. | предметы и средства личной гигиены. |
3-4 | Личная гигиена. Правила ухода за волосами. | Формирование у учащихся умения пользоваться средствами для волос по назначению. Учить последовательности мытья головы, сушить и расчесывать волосы. | Беседа о внешнем виде подростка, знакомство с гигиеническими средствами для ухода за волосами и их видами, рассказ способах борьбы с перхотью, лабораторная работа: определение тип волос, дидактическая игра «Отгадай на ощупь», определение срока годности на упаковке и их место хранения, с/ролевая игра «Парикмахер». Словарные слова: шампунь, бальзам, кондиционер, перхоть. | Гигиенические средства для волос, предметы и средства личной гигиены, фен, фартук. |
5-6 | Личная гигиена. Правила ухода за кожей лица. | Формирование умения учащихся ухаживать за кожей лица. | Беседа и знакомство с косметическими средствами для ухода за кожей лица, определение срока годности средств, упражнения в протирании кожи лица, подбор лосьона, нанесение крема, приготовление масок из фруктов и овощей, чистка лица с помощью скраба, дидактическая игра «Найди ошибку», с/ролевая игра «Уход за лицом». Словарные слова: косметические средства. | Косметические средства для ухода за кожей лица, ватные тампоны, салфетки гигиенические. |
7-8 | Личная гигиена. Дезодорант. Назначение. Виды. Правила и периодичность пользования дезодорантом. | Закрепить представления об особенности личной гигиены подростка. Научить использоваться дезодорант по назначению. | Повторение названия и видов косметических средств, определение срока годности средств на упаковке, знакомство с дезодорантом и его видами, дидактические игры: «Найди ошибку», «Что это?», упражнения в пользование дезодорантом. Словарные слова: косметические средства, лосьон, парфюмерная вода, одеколон, духи, дезодорант. | Косметические средства, образцы дезодорантов. |
9-12 | Правила и периодичность смены нательного белья. Стирка нательного белья. | Повторить название и назначение предметов нательного белья, виды. Учить менять нательного белья. | Беседа о гигиене одежды, нательного белья, изучение названия и назначения нательного белья, правила и периодичность смены нательного белья, определение женского и мужского нательного белья, определение изнаночной и лицевой сторон белья, с/ролевая игра «Одеваем куклу Олю и Колю». | предметы личной гигиены, нательное белье (жен. и муж.), куклы – девочка, мальчик. |
13-16 | Правила и периодичность смены постельного белья. Смена постельного белья. | Повторить название и назначение предметов постельного белья, виды. Учить менять постельное белье. | Рассказ и показ видов постельного белья, соотношение предмета постельного белья с подушкой, одеялом и матрасом, беседа о гигиене постельного белья и периодичности смены, правила и место хранения белья до стирки, определение изнаночной и лицевой сторон белья. Упражнение в заправки постели (встряхнуть простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку), с/ролевая игра «Меняем постельное белье». | Предметы постельного белья, подушка, одеяло, кровать, матрас, корзина для хранения грязного белья. |
17-18 | Гостиная комната и ее оборудование. Уборка гостиной комнаты. | Познакомить с интерьером и мебелью гостиной комнаты, Формирование навыков последовательности уборки. | Повторение видов комнат в квартире и их назначение, показ презентаций «Гостиная комната и ее мебель», «Мой дом». Ознакомление с интерьером и мебелью для гостиной комнаты и периодичность ухода за ней, наливание в таз воды нужной температуры; смачивание и отжим тряпочки, расправление и правильное удерживание ее в руке при работе; удаление пыли и грязи с жесткой мебели влажной тряпочкой, чистка паласа пылесосом, влажным веником, уход за комнатными растениями. | Презентации: «Гостиная комната и ее мебель» «Мой дом», пылесос, инвентарь для уборки квартиры, жесткая и мягкая мебель, комнатные растения, тряпочки. |
19-20 | Сезонная уборка помещения. Правила и способы подготовки квартиры зиме. | Формирование представлений учащихся о видах сезонной уборки помещения. Учить последовательности сезонной уборки помещения. | Беседа о значении сезонной уборки помещения для здоровья человека. ознакомление учащихся с названием и назначением инвентаря, приспособлений, чистящих и моющих средств для уборки квартиры, определения сезонной уборки: смена и стирка штор, чистка и выбивание паласов, чистка и мытье мебели, мытье окон, уборка в шкафах. | Инвентарь, приспособления, чистящие и моющие средства для уборки квартиры. |
21-24 | Пол. Назначение. Виды половых покрытий. Подметание и мытье линолеума. Удаление пятен с линолеума. | Закрепить практические навыки по уходу за полом. | Повторение видов половых покрытий, инвентаря, чистящих и моющих средств для ухода за полом, последовательности мытья пола по картинкам, наливание теплой воды в ведро, добавление моющего средства, намачивание и отжимание тряпочки (упражнение в скручивание пучка шерстяных ниток и толстоного шнура), упражнение в обертывание тряпки на швабру, мытье линолеума. Мытье и уборка инвентаря на место. Уход за руками после работы. | Инвентарь для мытья пола, шерстяные нитки, шланг, образцы видов линолеума, чистящие и моющие средства, детский крем. |
25-28 | Окна в доме, их назначение. Подбор чистящих средств и приспособления для мытья окон. Мытье окон. | Формирование представлений о назначение окон и ухода за ними. | Ознакомление с назначением окон и видов рам для окон, техникой безопасности при работе со стеклом, моющимися средствами. Изучение последовательности мытья окон по картинкам, выбор и подготовка инвентаря и моющих средств по уходу за окнами, мытье окон под контролем учителя, мытье и уборка инвентаря на место. Уход за руками после работы. | Инвентарь, приспособления, чистящие и моющие средства для ухода за окнами, детский крем. |
29-30 | Мягкая мебель, её назначение и уход за ней. | Формирование представлений о видах мягкой мебели, назначении и ухода за ней. Воспитывать волевые усилия, желание трудиться. | Ознакомление с видами мягкой мебели, назначением, видами материалов для мягкой мебели. Презентация «Мягкая мебель, ее виды», изучение названия предметов мягкой мебели, инвентаря и средств по уходу за мягкой мебелью, уход за ней при помощи пылесоса, влажной тряпочки. | Инвентарь, моющие средства по уходу за мягкой мебелью, мягкая мебель, детский крем. |
31-32 | Место приготовления пищи, оборудование кухни. | Закрепить умения и навыки содержать помещение кухни в чистоте и порядке. Учить пользоваться кухонным оборудованием и техники безопасности при работе с ним. | Повторение санитарно-гигиенических требований к кухне, проветривание кухни; удаление пыли с мебели и подоконника; уборка в шкафах, мытье посуды и мойки, подметание пола и вынос мусора. Изучение названия и назначение кухонного оборудования, правилам техники безопасности при работе с ним, выбор инвентаря и приспособлений, чистящих и моющих средств, изучение правила технике безопасности при использовании по картинкам. соотношение конфорки электроплиты с дном кухонной посудой, мытье мойки, мытье рук и нанесение крема. | Презентация «Что есть на кухне», инвентарь, чистящие и моющие средства и приспособления для ухода за кухонным оборудованием, мойка, посуда, детский крем. |
33-34 | Бытовая электроплита: назначение, эксплуатация и уход за ней. Т/б при работе с электроплитой. | Закрепить умения и навыки содержать помещение кухни в чистоте и порядке. Учить содержать кухонное оборудование в чистоте и порядки. | Беседа о значение электроплиты, ее видов, и назначении. Упражнение в включении и выключение электроплиты, регулирование температуры духового шкафа и скорости приготовления, соотношение конфорки электроплиты с дном кухонной посудой, чистка и мытье конфорок, духового шкафа, противней. Т/б при работе с электроплитой. | инвентарь, приспособления, чистящие и моющие средства для ухода за кухонным оборудованием, электроплита, посуда, детский крем. |
35-36 | Холодильник: назначение, правила эксплуатации, уход за ним. | Закрепить умения и навыки содержать помещение кухни в чистоте и порядке. Учить содержать кухонное оборудование в чистоте и порядки. | Беседа о значение холодильника, его видов и назначение, изучение устройства холодильника, дидактическая игра «Найди ошибку», размещение продуктов в холодильнике и морозильнике, мытье холодильника и морозильника. Т/б при работе с электрическими приборами. | Презентация «Использование холодильника», холодильник, морозильник, продукты, чистящие и моющие средства. |
37-38 | Ужин. Меню для ужина. | Дать понятие о ужине, его блюдах. Учить составить меню для ужина. | Беседа о значение ужина для здоровья человека, показ презентации «Блюда для ужина», составление меню (картинки), выбор продуктов для ужина, чтение рецепта приготовления блюда, словарная работа: меню. | Иллюстрации, презентация. |
39-42 | Салаты и их разновидности. Приготовление винегрета. | Ознакомление учащихся с формами нарезки овощей (соломка, дольки, кружочки, кубики). Формирование умения учащихся нарезать овощи. | Беседа о значении блюд из овощей для здоровья человека. Презентация «Способы нарезки овощей», ознакомление с механическими электроприборами для нарезки овощей, техника безопасности при работе с ними, запись рецепта салата, выбор продуктов по картинке, подбор посуды для приготовления салата, очистка вареных овощей, нарезка овощей кубиками, кружочками и соломкой, смешивание ложкой, отмеривание заправки для салата ложкой, сервировка стола, оформление и подача сала, дегустация. Уборка стола после еды, мытье и вытирание посуды. Словарная работа: кухонный комбайн, салат, заправка для салата. | Презентации, чайная посуда, столовые приборы, салфетки, миска, ножи, масло подсолнечное, разделочная доска, тряпочки, фартук, свежие овощи и фрукты, варенные овощи. |
43-44 | Напитки для ужина. Заваривание чая в пакетике. | Учить выбирать напитки для ужина и приготовить. | Беседа о значение чая для здоровья человека, видах, дидактическая игра «Горячие, холодное», составление технологической карты заваривания чая по картинке, чтения на упаковке срок хранения, выбор посуды для заваривания чая, техника безопасности при работе с кипятком и оборудованием, наливание воды в электрочайнике для метки, кипячение воды, заваривание чая под контролем учителя, сервировка стола, мытье посуды и электрочайника. | Электрочайник, фартук, презентации, чайная посуда, чай в пакетиках, сахар, конфеты, варенье, печенье, салфетки. |
45-46 | Макароны и блюда из них. Отваривание макарон. | Продолжать развивать интерес к предмету, путем использования информационных технологий. | Ознакомление учащихся со значением в питании человека поваренной соли; рассказ и знакомство с видами макаронных изделий, их пищевой ценностью и дозировкой на одну порцию, с основным способом тепловой обработки – варкой, выбор посуды для варки макарон, наливание воды в кастрюлю до метки, соотношение дно посуды с конфоркой электроплиты, техника безопасности при работе с кипятком и оборудованием, отваривание макарон под контролем учителя, определение готовности еды, сервировка стола, дегустация еды, мытье посуды. | Макаронные изделия, соль, кухонная посуда, электроплита, чайная посуда, столовые приборы, салфетки, дуршлаг. |
47-48 | Крупы и их виды. Приготовление гречневой каши. | Продолжать развивать интерес к предмету, путем использования информационных технологий. | Беседа о значение круп для здоровья человека и их видах, показ презентации «Разнообразие круп», показ презентации «Блюда из круп» дидактическая игра «Золушка» (переборка круп), высыпание, насыпание круп в банки и в посуду для круп, дидактическая игра «Можно нельзя», рассказ о правилах и места хранения круп,, подбор посуды для приготовления молочного супа, соотношение дно посуды с конфоркой электроплиты, упражнения в включении и выключении электроплиты, техника безопасности при работе с кипятком и оборудованием, приготовление молочного супа под контролем учителя, определение готовности еды, сервировка стола, дегустация еды, мытье посуды. | Кухонная посуда, крупы, чайная посуда и столовые приборы, фартуки, презентации, электроплита, прихватки, посуда для сыпучих продуктов, банки. |
49-50 | Сервировка стола к ужину. | Формировать на практике навыки сервировки стола к ужину; воспитывать у учащихся навыки культурного поведения за столом. | Повторение названия посуды для сервировки стола, название предметов чайной посуды и их назначение, упражнения в складывании салфеток разными способами; показ презентаций:«Культура поведения за столом», «Столовые приборы и правила пользования» с/ролевая игра «Накрываем стол». | Чайная посуда и столовые приборы, скатерть, салфетки, презентации. |
51-52 | Итоговый тренинг «Генеральная уборка кухни». | Учить поддерживать порядок и чистоту на кухне. | Беседа о значении содержания помещения кухни в чистоте и порядке для здоровья человека, проветривание кухни; удаление пыли с мебели и подоконника; уборка в шкафах, мытье посуды и мойки, подметание пола и вынос мусора. | Презентация «Что есть на кухне», инвентарь и приспособления для уборки помещения, посуда, крем для рук. |
53-54 | Ручная стирка. Назначение. Инвентарь и моющие средства для ручной стирки. | Знакомить с видами моющих средств, инвентарем и приспособлений для ручной стирки. Технике безопасности при работе с моющими средствами. | Беседа о назначение ручной стирки. Изучение названия и назначение емкостей для ручной стирки и моющих средств (порошок, мыло, кондиционер, отбеливатель), показ презентации «Моющие средства, инвентарь и приспособления для ручной стирки», изучение правил и приемов ручной стирки, условных обозначений на упаковках с моющими средствами для стирки, техники безопасности при работе с бытовыми химическими средствами в картинках. | Моющие средства , инвентарь и приспособления для ручной стирки. |
55-60 | Ручная стирка. Стирка одежды из х/бумажной ткани. | Привитие навыков ухода за одеждой из х/бумажной ткани. Учить стирать х/бумажные вещи. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие. | Повторение и изучение названия и назначения инвентаря, средств, и приспособления для ручной стирки. Беседа о видах одежды из х/бумажной ткани и уход за ней, показ презентации «Откуда пришла одежда к нам», сортировка по ткани, цвету, наполнение тазика водой (определение количества и температуры воды), определение количества моющего средства с использованием мерок (мерный стакан, ложка) и растворение его в воде опускание белья в воду, замачивание, тренировочные движения рук при стирке, стирка и полоскание белья, отжим белья различными способами (выкручивание, сжатие в руке), встряхивание белья, вывешивание белья на просушку. | Моющие средства, инвентарь и приспособления для ручной стирки, образцы х/б тканей, грязная и чистая одежда. |
61-64 | Глажение фасонной одежды. | Формирование умения учащихся утюжить фасонные вещи, правил безопасной работы во время работы с утюгом. | Повторении и изучение названия частей утюга и их назначение. Изучение символов на ярлыке одежды, повторение правил безопасной работы с электронагревательными приборами, составление технологической карты последовательности глажки, выбор инвентаря и подготовка рабочего места для глажки, глажение рубашки, юбки, кофты. | Инвентарь и приспособление для глажки вещей, утюг, гладильная доска, фасонная одежда. |
65-68 | Уход за обувью. | Систематизировать знания о видах обуви. Учить содержать обувь в чистоте | Повторение знаний о видах обуви, ее назначении. Профессии людей, создающих обувь. Дидактическая игра «Определи сезонную обувь», дидактическая игра «Определи обувь по назначению», способы удаления грязи с кожаной и резиновой обуви, определение обуви, пригодную для хранения в тумбе, по признаку чистоты. Мытье обуви из кожи, резины и из искусственного материала. | Емкость с водой, тряпочки, глицерин. |
Список литературы.
* Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011;
* Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
Программно- методические материалы/Под ред. И.М. Бгажноковой – М: ГИЦ ВЛАДОС,2007год;
* Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007;
*Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (издательство «Просвещение»,2003г.);
* Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 год;
* Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ авторы: А.М.Щербакова, Н.М.Платонова – М: ГИЦ ВЛАДОС, 2006 год;
* Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.;
* В.В.Гладкая, «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» (методическое пособие), Москва, «Издательский НЦ ЭНАС», 2003 год;
* Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», ВЛАДОС, Москва, 2005 г
* Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.–136с.
* Государственная программа по СБО для 5-9 классов (для детей с умственной отсталостью легкой степени) (М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002);
* Пособие для учителя «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» (гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2006);
* Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А. Хаминова, под редакции Е.Ю. Головинской. – Самара: Соваременные образовательные технологии, 2011.- 144с.- (Професионально-трудовое обучение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в ...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 9 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 10 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 10 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 11 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 11 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 6 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена...