Рабочая программа по предмету «Домоводство» 4 класс.
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Домоводство» , 4 класс, ФГОС (2 вариант)
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
- Календарно - тематическое планирование.
8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
9) Приложения к программе.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основt федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Домоводство» предусматривает обучение школьников с 3 по 12 класс.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
- Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 5—7 классов, тогда как в 8—9 классах используются другие дидактические и воспитательные методы.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические (практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен на протяжении 10 лет обучения (без первого подготовительного класса). Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
3 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.
4 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа,
5 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.
- Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
- Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
- Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
- Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
- Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Класс | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
4 класс | -название и расположение комнат в квартире; -правила личной безопасности на кухне и дома; -назначение и правила техники безопасности при обращении с электрическим чайником и миксером; -правила ухода за личными вещами; -виды зимней одежды и обуви; -последовательность приготовления отварных яиц и простых бутербродов; -виды каш и компотов, их значение для здорового питания; -виды и назначение рынков, порядок оплаты товаров; -правила уборки класса и школьной территории; -технику безопасности при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря. | -различать и называть предметы для сервировки стола; -выполнять гигиенический уход за своим телом; -производить сухую и влажную уборку помещений; -стирать и утюжить носовой платок; -ухаживать за одеждой и обувью; -убирать бытовой мусор, подметать территорию; -пользоваться лопатой, веником. |
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные УД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
- Содержание учебного предмета
Наименование разделов | Количество часов, | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть с указанием формы | Реализация РК |
4 класс | ||||
Обращение с кухонным инвентарем | 23ч | Правила уборки и безопасности на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы и правила мытья кухонных приборов. Столовые приборы и правила сервировки стола. Бытовые приборы. Электрический чайник, миксер. Техника безопасности при работе с чайником и миксером. | Практическая работа - 2 | Магазин бытовой техники. Магазин «Альбатрос» |
Покупки | 7ч | Виды рынков. Продуктовый и строительный рынки. Отделы рынков, ассортимент товаров. Правила выбора покупок на рынке. Оплата покупок. | «Зеленый» рынок. | |
Уход за вещами | 24 ч | Гигиенический режим, значение ухода за телом. Виды белья и правила ухода за бельем. Названия и назначение моющих средств. Стиральная машина. Условные обозначения. Правила стирки и утюжки белья. Правила пришивания пуговицы. Техника безопасности. Виды и назначение зимней одежды и обуви. Правила ухода за зимней одеждой и обувью. | Практическая работа - 2
| Химчистки города. Ателье по ремонту одежды. |
Приготовление пищи | 26ч | Выбор инвентаря, необходимого для приготовления яиц. Правила приготовления и ТБ. Выбор продуктов, необходимых для приготовления простых бутербродов. Правила приготовления и ТБ. Виды каш и компотов. Правила хранения компотов и их польза для здоровья человека. Правила уборки посуды и кухни после обеда. Составление кроссворда по теме «Приготовление пищи». Дидактическая игра «Что лишнее». Работа с деформированным текстом по теме «Здоровое питание». | Практическая работа - 2 | Магазины «Ситно» Кулинария «Лакомка» Школьная столовая. |
Уборка помещений и территории | 22ч | Электробытовые приборы. Пылесос. Различение составных частей пылесоса. Правила пользования и ТБ. Уборка класса. Инвентарь для уборки, последовательность уборки. Уборка территории. Инвентарь для уборки: назначение, правила использования и хранения. Уборка бытового мусора, подметание. | Практическая работа -3 . | Магазин «Виктория» Магазин «Магнит» |
Итого: | 102ч |
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
- Календарно - тематическое планирование .4 класс Домоводство.
№ п/п | Тема | Кол. час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа | ||||||
1 четверть-24ч. | ||||||||||||
1 | Что изучает домоводство. Вводная беседа. | 1 | хозяйство | Слушают, отвечают на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти. | |||||||
2 | Моя квартира. | 1 | квартира | Слушают, смотрят на картинки, отвечают на вопросы. | Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании. | |||||||
3 | Расположение и назначение комнат. | 1 | комнаты | Повторяют правила расположения и назначения комнат. | Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе. | |||||||
4 | Кухня. | 1 | кухня | Узнавание кухни по назначению, по картинкам. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |||||||
5 | Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. | 1 | чистота | Уметь пользоваться средствами для мытья кухни. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |||||||
6 | Моющие средства для кухни. Р.К. Магазин «Альбатрос» | 1 | антибактери- альные средства | Изучают правила использования моющих средств на кухне. | Коррекция мыслительной деятельности через установление последовательности событий. | |||||||
7 | Один дома. Правила безопасности. | 1 | безопасность | Рассматривают картинки, презентацию и отвечают на вопросы. | Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы. | |||||||
8 | Правила безопасности на кухне. | 1 | осторожность | Называют правила безопасности на кухне. | Коррекция мыслительной деятельности через установление последовательности событий. | |||||||
9 | Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Осторожно, горячая вода»» | 1 | кипяток | Рассматривают картинки, презентацию и отвечают на вопросы. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |||||||
10 | Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Осторожно, острые, режущие предметы» | 1 | острые предметы | Называют правила безопасности на кухне при использовании острых предметов. | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | |||||||
11 | Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Как обращаться за помощью взрослым» | 1 | помощь | Развитие практических навыков мытья посуды. | Коррекция мыслительной деятельности через установление последовательности событий. | |||||||
12 | Моющие средства для кухни. Лото. | 1 | гель для мытья | Рисуют, раскрашивают рисунки, называют моющие средства. | Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы. | |||||||
13 | Моющие средства для кухни. Аппликация. | 1 | порошок | Соотносят слова и предметы, находят их на картинках, правильно называют их. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |||||||
14 | Практическая работа «Я мою посуду» | 1 | чистота | Рассказывают о назначении предметов посуды, выполняют практическую работу. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. | |||||||
15 | Лото. "Чайная пара" | 1 | посуда | Выполняют задания по инструкции педагога, по образцу. | Коррекция мышления на основе упражнений | |||||||
16 | Кухонные приборы. Ложки и вилки. | 1 | раскладывание | Знакомятся с правилами раскладывания столовых приборов и посуды при сервировке стола. | Развивать навыки наблюдения, коррекция внимания. | |||||||
17 | Правила мытья кухонных приборов.
| 1 | кухонные приборы | Называют правила мытья кухонных приборов. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |||||||
18 | Мытье ложек и вилок. Практическая работа. | 1 | правила мытья | Выполняют практическую работу по алгоритму, по образцу. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. | |||||||
19 | Кухонная мебель. | 1 | стол, стулья | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. | Коррекция зрительного восприятия, умения обобщать. | |||||||
20 | Назначение кухонной мебели. Р.К.Мебельный центр.
| 1 | кухонная мебель | Соотносят слова и предметы, находят их на картинках, правильно называют их. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |||||||
21 | Стол и стулья. | 1 | правила ухода | Узнают о назначении кухонной мебели, о правилах ухода за ней. | Коррекция мышление на основе упражнений в сравнении. | |||||||
22 | Стол для кухни. | 1 | назначение | Узнают о назначении кухонной мебели, о правилах ухода за ней | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении. | |||||||
23 | Мытье кухонного стола. Практическая работа. | 1 | осторожность | Выполняют практическую работу по алгоритму, по образцу. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. | |||||||
24 | Стулья для кухни. | 1 | удобство | Рассматривают картинки и отвечают на вопросы. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |||||||
2 четверть-23ч | ||||||||||||
1 | Гигиенический режим, значение ухода за телом. | 1 | процедуры | Повторяют гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры; просмотр фильма. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании, различении. | |||||||
2 | Виды белья. | 1 | вид ткани | Различают виды белья по назначению и по виду ткани. | Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать. | |||||||
3 | Режим смены белья. Р.К. Химчистки города. | 1 | смена белья | Называют предметы индивидуального пользования, их назначение; гигиенические требования к белью. | Коррекция мышление на основе упражнений в сравнении. | |||||||
4 | Правила хранения белья. | 1 | хранение белья | Называют правила хранения белья, отвечают на вопросы. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении. | |||||||
5 | Моющие средства, назначение. | 1 | отбеливатель | Называют моющие средства, их виды: порошки, мыло, пасты, отбеливатели; правила техники безопасности. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании, различении. | |||||||
6 | Условные обозначения моющих средств, их значение. | 1 | условные обозначения | Изучают условные обозначения на упаковках с моющими средствами и на белье, их значение. | Воспитывать внимательность, наблюдательность. Прививать навыки самообслуживания. | |||||||
7 | Стиральная машина. Условные обозначения. | 1 | значение | Различают стиральную машину, называют ее назначение. Называние условных обозначений и их значение. | Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы. | |||||||
8 | Правила безопасности при работе со стиральной машиной. | 1 | правила безопасности | Называют правила безопасности при работе со стиральной машиной. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать. | |||||||
9 | Правила подготовка вещей к стирке. | 1 | подготовка вещей | Подготовка вещей к стирке: очистка от пыли, шерсти; сортирование по типу ткани и окраске. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | |||||||
10 | Правила замачивания белья. | 1 | замачивание | Правила замачивания белья. Средства, правила использования бытовых химических средств. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. | |||||||
11 | Правила стирки белья. | 1 | стирка белья | Выбор способа стирки белья, повторение алгоритма стирки белья. | Прививать навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. | |||||||
12 | Правила сушки белья. | 1 | сушка белья | Называют правила сушки белья, составляют алгоритм действий. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать. | |||||||
13 | Стирка носового платка. Практическая работа. | 1 | носовой платок | Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции. | Прививать навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. | |||||||
14 | Правила утюжки белья. | 1 | утюжка белья | Называют правила утюжки белья, приспособления. Т.Б.при работе утюгом | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. | |||||||
15 | Утюжка носового платка. Практическая работа. | 1 | инструкция | Повторяют правила Т.Б.при работе с утюгом. Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции. | Прививать навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. | |||||||
16 | Виды зимней одежды. | 1 | виды одежды | Называют зимнюю одежду: виды, материал изготовления, назначение. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать. | |||||||
17 | Назначение зимней одежды. | 1 | назначение одежды | Повторяют зимнюю одежду. Называют ее виды, узнают назначение. | Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы. | |||||||
18 | Уход за зимней одеждой. | 1 | правила ухода | Узнают и повторяют правила хранения зимней одежды. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать. | |||||||
19 | Ремонт одежды. Р.К. Ателье по ремонту одежды. | 1 | ремонт одежды | Называют способы ремонта одежды (пуговицы, петли, вешалки). | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки. | |||||||
20 | Правила пришивания пуговицы. Техника безопасности. | 1 | пришивание | Называют правила пришивания пуговицы и технику безопасности. | Прививать навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. | |||||||
21 | Виды зимней обуви. | 1 | зимний сезон | Различают и называют зимнюю обувь. Д/игра «Подбери пару» | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | |||||||
22 | Назначение зимней обуви. | 1 | подошва | Называют назначение зимней обуви. Д/игра «Соедини стрелками» | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать. | |||||||
23 | Средства для ухода за зимней обувью. | 1 | щетка | Называют приспособления и средства для чистки обуви. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. | |||||||
3 четверть- 31ч | ||||||||||||
1 | Инвентарь для уборки снега. | 1 | скребок, лопата | Узнавание и называние инвентаря для уборки снега, ТБ при работе. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | |||||||
2 | Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Практическая работа. | 1 | техника безопасности | Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции педагога. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | |||||||
3 | Уход за уборочным инвентарем. | 1 | инвентарь | Узнают о правилах ухода и хранения инвентаря. | Коррекция наглядно-образного мышления. | |||||||
4 | Подготовка к приготовлению блюда. Отварные яйца. Р.К. Магазины «Ситно» | 1 | птицефаб-рика | Называют правила гигиены и Т.Б.при приготовлении пищи. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. | |||||||
5 | Выбор инвентаря, необходимого для приготовления яиц. | 1 | кастрюля | Уметь выбрать инвентарь, необходимый для приготовления яиц. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | |||||||
6 | Приготовление отварных яиц всмятку. | 1 | всмятку | Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции педагога. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | |||||||
7 | Приготовление отварных яиц вкрутую. | 1 | вкрутую | Называют последовательность приготовления по инструкции педагога. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | |||||||
8 | Подготовка к приготовлению блюда. Простой бутерброд. | 1 | бутерброд | Называют последовательность приготовления бутерброда по инструкции педагога. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. | |||||||
9 | Выбор инвентаря, продуктов для приготовления простого бутерброда. | 1 | нож | Уметь выбрать инвентарь и продукты (хлеб, колбаса, помидоры) необходимые для приготовления бутерброда. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | |||||||
10 | Приготовление простого бутерброда. Практическая работа. | 1 | всмятку | Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции педагога. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | |||||||
11 | Блюда из круп. Каши. Р.К. Школьная столовая. | 1 | крупа | Работают с наглядным материалом, называют виды каш. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. | |||||||
12 | Блюда из круп. Гречневая каша. | 1 | гречка | Развивают речь через использование опорных слов и картинок. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | |||||||
13 | Молочные каши. Манная каша. | 1 | манка | Работают с наглядным материалом, называют виды каш. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | |||||||
14 | Лото «Молочные каши» | 1 | внимание | Развивают речь через использование опорных слов и картинок. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | |||||||
15 | Польза каши для здоровья человека. | 1 | здоровье | Составляют рассказ по опорным словам, по картинкам. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. | |||||||
16 | Третьи блюда. Компоты. | 1 | компот | Развивают речь через использование опорных слов и картинок. | Развитие процессов мышления: сравнение, анализ, синтез. | |||||||
17 | Виды компотов. Консервированный компот. | 1 | консервиро-ванный | Работают с наглядным материалом, называют виды компотов. | Развитие мыслительных операций. | |||||||
18 | Виды компотов. Компот из сухофруктов. | 1 | сухофрукты | Выполняют задание на карточках по инструкции педагога. | Активизация, коррекция зрительного восприятия. | |||||||
19 | Виды компотов. Компот из свежих фруктов. | 1 | фрукты | Работают с наглядным материалом, называют виды компотов. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. | |||||||
20 | Дидактическая игра «Определи на вкус» | 1 | вкус | Определяют на вкус виды компота. | Коррекция мыслительной деятельности через игры. | |||||||
21 | Правила хранения компотов. | 1 | хранение | Называют правила хранения холодных напитков, компота. | Коррекция внимания, воображения, речи. | |||||||
22 | Польза компотов для здоровья человека. | 1 | здоровье | Называют, в чем польза компотов для здоровья человека. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | |||||||
23 | Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола к обеду. | 1 | приборы | Выбирают посуду и столовые приборы при сервировке стола к обеду. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | |||||||
24 | Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола к обеду. | 1 | сервировка | Работа с картинками, ответы на вопросы по опорным словам. | Развитие навыков самообслуживания. | |||||||
25 | Сюжетно-ролевая игра «Накрываем стол к обеду» Р.К. Кулинария «Лакомка» | 1 | кулинария | Разучивают роли в сюжетно-ролевой игре, выполняют действия по образцу. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. | |||||||
26 | Правила уборки посуды после обеда. Практическая работа. | 1 | уборка | Называют правила уборки посуды после обеда. Выполняют индивидуальные задания на карточках. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | |||||||
27 | Уборка кухни после приготовления обеда. | 1 | кухня | Называют правила уборки кухни после приготовления обеда. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | |||||||
28 | Составление кроссворда по теме «Приготовление пищи» | 1 | кроссворд | Учатся составлению кроссворда по теме «Приготовление пищи» | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | |||||||
29 | Дидактическая игра «Что лишнее» | 1 | внимание | Работают с карточками и выбирают правильные ответы. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. | |||||||
30 | Работа с деформированным текстом по теме «Здоровое питание» | 1 | место хранения | Знать о правилах ухода и хранения инвентаря. | Коррекция наглядно-образного мышления. | |||||||
31 | Лото «Продукты питания» | 1 | выбрать | Учатся составлять лото по теме «Продукты питания» | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | |||||||
4 четверть-24ч. | ||||||||||||
1 | Виды рынков. | 1 | рынок | Называют виды рынков по их назначению и различают их на картинках. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | |||||||
2 | Продуктовый рынок. Р.К. Зеленый рынок. | 1 | ассортимент | Работа с наглядным материалом, просмотр презентации. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | |||||||
3 | Отделы продуктового рынка. | 1 | отделы рынка | Различают и называют отделы продуктового рынка. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | |||||||
4 | Правила покупки продуктов на рынке и оплата товара. | 1 | покупки | Называют правила покупки продуктов на рынке по опорным словам. | Коррекция мыслительной деятельности через игры. | |||||||
5 | Строительный рынок. | 1 | строительный | Работа с наглядным материалом, просмотр презентации. | Коррекция внимания, воображения, речи. | |||||||
6 | Отделы строительного рынка. | 1 | ассортимент | Различают и называют отделы строительного рынка. | Соблюдать последовательность действий. | |||||||
7 | Правила покупки товаров на строительном рынке и оплата товара. | 1 | товары | Называют правила покупки товаров на строительном рынке по опорным словам. | Воспитывать самостоятельность и активность. | |||||||
8 | Электробытовые приборы. Пылесос. | 1 | корпус | Узнавание и различение прибора, называние его назначения. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | |||||||
9 | Различение составных частей пылесоса. | 1 | шланг | Знать и соблюдать технику безопасности пользования пылесосом. | Учить применять полученные знания к практической деятельности. | |||||||
10 | Правила пользования пылесосом. | 1 | пылесборник | Соблюдение последовательности действий при пользовании пылесосом. | Коррекция познавательных способностей в процессе усвоения знаний. | |||||||
11 | Сюжетно-ролевая игра «Я пользуюсь пылесосом» | 1 | ковер | Уметь моделировать ситуацию в игровой деятельности. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. | |||||||
12 | Уборка класса. Последовательность уборки. | 1 | чистота | Учатся называть последовательность уборки, составление алгоритма. | Развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти. | |||||||
13 | Инвентарь для уборки класса. | 1 | ведро | Уметь называть и пользоваться инвентарем для уборки класса. | Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании. | |||||||
14 | Уборка класса. Мытье школьной мебели. Практическая работа. | 1 | мебель | Учатся выполнять практическую работу по уборке класса. | Соблюдать последовательность действий. Коррекция практических навыков. | |||||||
15 | Уборка класса. Мытье пола. | 1 | веник | Называют последовательность мытья пола по опорным словам. | Развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти. | |||||||
16 | Уборка класса. Мытье окон. | 1 | рама | Называют последовательность мытья окон по опорным словам. | Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании. | |||||||
17 | Уборка класса. Мытье зеркала.
| 1 | стекло | Называют последовательность мытья зеркала по опорным словам. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | |||||||
18 | Уборка класса. Мытье стен. | 1 | краска | Называют последовательность мытья стен по опорным словам. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | |||||||
19 | Уборка класса. Мытье двери. Р.К. Магазин «Магнит» | 1 | веник | Называют последовательность мытья двери по опорным словам. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | |||||||
20 | Уход за уборочным инвентарем и правила хранения. | 1 | инвентарь | Знать о правилах ухода и хранения инвентаря. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | |||||||
21 | Уборка территории. Уборка бытового мусора. | 1 | мусор | Называют правила уборки территории по картинкам. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. | |||||||
22 | Уборка территории. Подметание территории. | 1 | территория | Называют правила уборки территории по картинкам. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | |||||||
23 | Уборка территории. Сгребание сухой травы. Практическая работа. | 1 | грабли | Знать и соблюдать правила уборки территории, ТБ при работе с инструментами. | Развитие мышления через практическую работу. | |||||||
24 102 | Лото «Уборочный инвентарь» | 1 | внимание | Работают с карточками и выбирают правильные ответы. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы под редакцией И.М, Бгажноковой. - Москва, «Просвещение», 2005 год.
- Адаптированная программа для экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.
Дополнительная литература для учителя
- Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
- Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Средства обучения:
- технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,
- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
- дидактический материал:
- изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
- изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
- Оборудование:
- кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер,
- предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.),
- стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, б
- ытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница),
- ковролиновая, грифельная и магнитная доски,
- уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.
9. Приложения к программе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в ...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»8 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в ...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 9 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 10 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 10 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 11 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 11 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 6 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена...