Рабочая программа по предмету «Домоводство» 4 класс.
календарно-тематическое планирование

Ананьева Рая Галимьяновна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovodstvo_4_kl.docx78.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Домоводство» , 4 класс, ФГОС (2 вариант)

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
  7. Календарно - тематическое планирование.

8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9) Приложения к программе.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основt федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);  авторской программы  В.В. Воронковой  Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.  

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.  Разработана с учетом особенностей психофизического развития  индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Домоводство» предусматривает обучение школьников с 3 по 12 класс.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основные задачи: 

  • формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
  • освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Рабочая программа  составлена  с учётом особенностей и возможностей  овладения учащимися  с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. Учебная программа составлена с учётом  особенностей познавательной  деятельности учащихся, уровня их  общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих  индивидуальной или групповой коррекции.  

  1. Общая характеристика учебного предмета

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками  не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

        Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

      Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.

      Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.

      Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 5—7 классов, тогда как в 8—9 классах используются другие дидактические и воспитательные методы. 

       Методы обучения:

-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)

-наглядные (наблюдения, демонстрация  образцов, показ презентаций)

-практические (практические занятия, экскурсии)

-игровые (ролевые, деловые игры)

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен на протяжении 10 лет обучения (без первого подготовительного класса). Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:

3 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.

4 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа,

5 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности,  личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.  

  1. Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета  

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. 

  • Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
  • Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
  • Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
  • Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Класс

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

4 класс

-название и расположение комнат в квартире;

-правила личной безопасности на кухне и дома;

-назначение и правила техники безопасности при обращении с электрическим чайником и миксером;

-правила ухода за личными вещами;

-виды зимней одежды и обуви;

-последовательность приготовления отварных яиц и простых бутербродов;

-виды каш и компотов, их значение для здорового питания;

-виды и назначение рынков, порядок оплаты товаров;

-правила уборки класса и школьной территории;

 -технику безопасности при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря.

-различать и называть предметы для сервировки стола;

-выполнять гигиенический уход за своим телом;

-производить сухую и влажную уборку помещений;

-стирать и утюжить носовой платок;

-ухаживать за одеждой и обувью;

-убирать бытовой мусор,  подметать территорию;

-пользоваться лопатой, веником.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

  • умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\

Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

  1. Содержание учебного предмета

Наименование разделов

Количество часов,

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть с указанием формы

Реализация РК

4 класс

Обращение с кухонным инвентарем

23ч

Правила уборки  и безопасности на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы и  правила мытья кухонных приборов. Столовые приборы и правила сервировки стола. Бытовые приборы. Электрический чайник, миксер. Техника безопасности при работе с чайником  и миксером.

Практическая

работа - 2

Магазин бытовой техники.

Магазин «Альбатрос»

Покупки

Виды рынков. Продуктовый и строительный рынки. Отделы рынков, ассортимент товаров. Правила выбора покупок  на рынке. Оплата покупок.

«Зеленый» рынок.

Уход за вещами

24 ч

 Гигиенический режим, значение ухода за телом. Виды белья и правила ухода за бельем. Названия и назначение моющих средств.

Стиральная машина. Условные обозначения. Правила стирки  и утюжки белья. Правила пришивания пуговицы. Техника безопасности. Виды и назначение зимней одежды и обуви. Правила ухода за зимней одеждой и обувью.

Практическая

работа - 2

 

Химчистки города.

Ателье по ремонту одежды.

Приготовление пищи

26ч

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления яиц. Правила приготовления и ТБ. Выбор продуктов, необходимых для приготовления простых бутербродов. Правила приготовления и ТБ. Виды каш и компотов. Правила хранения компотов и их  польза для здоровья человека. Правила уборки посуды и кухни после обеда. Составление кроссворда по теме «Приготовление пищи». Дидактическая игра «Что лишнее». Работа с деформированным текстом по теме «Здоровое питание».

Практическая работа - 2

Магазины «Ситно»

Кулинария «Лакомка»

Школьная столовая.

Уборка помещений и территории

22ч

 Электробытовые приборы. Пылесос. Различение составных частей пылесоса. Правила пользования и ТБ. Уборка класса. Инвентарь для уборки, последовательность уборки. Уборка территории.  Инвентарь для уборки: назначение, правила использования и хранения. Уборка бытового мусора, подметание.

Практическая работа -3 .

Магазин «Виктория»

Магазин «Магнит»

Итого:

102ч

  1. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения   целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.  

Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется  «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа  представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

  1. Календарно - тематическое планирование .4 класс Домоводство.

№ п/п

Тема

Кол. час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1 четверть-24ч.

1

Что изучает домоводство. Вводная беседа.

1

хозяйство

Слушают, отвечают на вопросы.

Развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти.

2

 Моя квартира.  

1

квартира

Слушают, смотрят на картинки, отвечают на вопросы.

Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании.

3

Расположение и назначение комнат.  

1

комнаты

 Повторяют правила расположения и назначения комнат.

Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.

4

 Кухня.

1

кухня

Узнавание  кухни  по назначению, по картинкам.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

5

Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне.  

1

чистота

Уметь пользоваться  средствами для мытья кухни.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

6

Моющие средства для кухни. Р.К. Магазин «Альбатрос»  

1

антибактери-

альные средства

Изучают правила использования моющих средств на кухне.

Коррекция мыслительной деятельности через установление последовательности событий.

7

Один дома. Правила безопасности. 

1

безопасность

Рассматривают картинки, презентацию и отвечают на вопросы.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы.

8

Правила безопасности на кухне.

1

осторожность

Называют  правила безопасности на кухне.

Коррекция мыслительной деятельности через установление последовательности событий.

9

Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Осторожно, горячая вода»»   

1

кипяток

 Рассматривают картинки, презентацию и отвечают на вопросы.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

10

Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Осторожно, острые, режущие предметы»  

1

острые предметы

Называют  правила безопасности на кухне при использовании острых предметов.

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

11

 Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Как обращаться за помощью взрослым»  

1

помощь

Развитие практических навыков мытья посуды.

Коррекция мыслительной деятельности через установление последовательности событий.

12

 Моющие средства для кухни. Лото. 

1

гель для мытья

Рисуют, раскрашивают рисунки, называют моющие средства.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы.

13

 Моющие средства для кухни. Аппликация.

1

порошок

Соотносят слова и предметы, находят их на картинках, правильно называют их.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

14

Практическая работа «Я мою посуду»

1

чистота

Рассказывают о назначении  предметов посуды, выполняют практическую работу.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.  Прививать навыки  самообслуживания.

15

 Лото. "Чайная пара"

1

посуда

Выполняют задания по инструкции педагога, по образцу.

Коррекция мышления на основе упражнений

16

Кухонные приборы. Ложки и вилки.

1

раскладывание

Знакомятся  с правилами раскладывания столовых приборов и посуды при сервировке стола.

Развивать  навыки наблюдения, коррекция внимания.

17

 Правила мытья кухонных приборов.

 

1

кухонные приборы

Называют правила мытья кухонных приборов.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

18

Мытье ложек и вилок. Практическая работа.

1

правила мытья

Выполняют практическую работу по алгоритму, по образцу.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.  Прививать навыки  самообслуживания.

19

Кухонная мебель.

1

стол, стулья

Просмотр презентации. Ответы на вопросы.

Коррекция зрительного восприятия, умения обобщать.

20

Назначение кухонной мебели. Р.К.Мебельный центр.

 

1

кухонная мебель

Соотносят слова и предметы, находят их на картинках, правильно называют их.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

21

Стол и стулья.

1

правила ухода

Узнают  о назначении кухонной мебели, о правилах ухода за ней.

Коррекция мышление на основе упражнений в сравнении.

22

 Стол для кухни.

1

назначение

Узнают  о назначении кухонной мебели, о правилах ухода за ней

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении.

23

Мытье кухонного стола. Практическая работа.

1

осторожность

Выполняют практическую работу по алгоритму, по образцу.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.  Прививать навыки  самообслуживания.

24

Стулья для кухни.

1

удобство

Рассматривают картинки и отвечают на вопросы.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

2 четверть-23ч

1

Гигиенический режим, значение ухода за телом.

1

процедуры

Повторяют гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры; просмотр фильма.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании, различении.

2

Виды белья.

1

вид ткани

Различают виды белья по назначению и по виду ткани.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать.

3

Режим смены белья.

Р.К. Химчистки города.

1

смена белья

Называют предметы индивидуального пользования, их назначение; гигиенические требования к белью.

Коррекция мышление на основе упражнений в сравнении.

4

Правила хранения белья.

1

хранение белья

Называют правила хранения белья, отвечают на вопросы.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в повторении и воспроизведении.

5

Моющие средства, назначение.

1

отбеливатель

Называют моющие средства, их виды: порошки, мыло, пасты, отбеливатели; правила техники безопасности.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании, различении.

6

Условные

обозначения моющих средств, их значение.

1

условные обозначения

Изучают условные обозначения

на упаковках с моющими

средствами и на белье, их значение.

Воспитывать внимательность, наблюдательность.  Прививать навыки  самообслуживания.

7

Стиральная машина. Условные обозначения.

1

значение

Различают стиральную машину, называют ее назначение.

Называние условных обозначений и их значение.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы.

8

Правила безопасности при работе со стиральной машиной.

1

правила безопасности

Называют правила безопасности при работе со стиральной машиной.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать.

9

Правила подготовка вещей

к стирке.

1

подготовка вещей

Подготовка вещей к стирке: очистка от пыли, шерсти; сортирование по типу ткани и окраске.

Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и  уточнение.

10

Правила замачивания белья.

1

замачивание

Правила замачивания белья.

Средства, правила использования

бытовых химических средств.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании.

11

Правила стирки  белья.

1

стирка белья

Выбор способа стирки белья, повторение алгоритма стирки белья.

Прививать навыки  самообслуживания, воспитывать самостоятельность.

12

Правила сушки белья.

1

сушка белья

Называют правила сушки белья, составляют алгоритм действий.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать.

13

Стирка носового платка. Практическая работа. 

1

носовой платок

Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции.

Прививать навыки  самообслуживания, воспитывать самостоятельность.

14

Правила  утюжки

белья.

1

утюжка белья

Называют правила утюжки

белья, приспособления.

Т.Б.при работе утюгом

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.  Прививать навыки  самообслуживания.

15

Утюжка носового платка.

Практическая работа.

1

инструкция

Повторяют правила Т.Б.при работе с утюгом. Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции.

Прививать навыки  самообслуживания, воспитывать самостоятельность.

16

Виды зимней одежды.

1

виды одежды

Называют зимнюю одежду: виды,

материал изготовления,

назначение.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать.

17

Назначение зимней одежды.

1

назначение одежды

Повторяют  зимнюю одежду. Называют ее виды, узнают назначение.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы.

18

Уход за зимней одеждой.

1

правила ухода

Узнают и повторяют правила хранения зимней одежды.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать.

19

Ремонт одежды.

Р.К. Ателье по ремонту одежды.

1

ремонт одежды

Называют способы ремонта одежды (пуговицы, петли, вешалки).

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки.

20

Правила пришивания пуговицы. Техника безопасности.

1

пришивание

Называют  правила пришивания пуговицы и технику безопасности.

Прививать навыки  самообслуживания, воспитывать самостоятельность.

21

Виды зимней обуви.

1

зимний сезон

Различают и называют зимнюю обувь. Д/игра «Подбери пару»

Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов.

22

Назначение зимней обуви.

1

подошва

Называют  назначение зимней обуви. Д/игра «Соедини стрелками»

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать.

23

Средства для  ухода за зимней

обувью.

      1

щетка

Называют приспособления

и средства для чистки обуви.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

3 четверть- 31ч

1

Инвентарь для уборки снега.

1

скребок, лопата

Узнавание и называние инвентаря для уборки снега, ТБ при работе.

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе.

2

Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега.

Практическая работа.

1

техника безопасности

Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции педагога.

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе.

3

 Уход за уборочным инвентарем.

1

инвентарь

Узнают о  правилах ухода и хранения инвентаря.

Коррекция   наглядно-образного мышления.

4

Подготовка к приготовлению блюда. Отварные яйца.

 Р.К. Магазины «Ситно»

1

птицефаб-рика

Называют правила гигиены  и Т.Б.при приготовлении пищи.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.  Прививать навыки  самообслуживания.

5

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления яиц.

1

кастрюля

Уметь выбрать инвентарь, необходимый  для приготовления яиц.

Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.

6

Приготовление отварных яиц всмятку.

1

всмятку

Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции педагога.

Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.

7

Приготовление отварных яиц вкрутую.

1

вкрутую

Называют последовательность приготовления по инструкции педагога.

Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.

8

Подготовка к приготовлению блюда. Простой бутерброд.

1

бутерброд

Называют последовательность приготовления бутерброда  по инструкции педагога.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.  Прививать навыки  самообслуживания.

9

Выбор инвентаря, продуктов для приготовления простого бутерброда.

1

нож

Уметь выбрать инвентарь и продукты (хлеб, колбаса, помидоры) необходимые для приготовления бутерброда.

Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.

10

Приготовление простого бутерброда.

 Практическая работа.

1

всмятку

Выполняют практическую работу по образцу, по инструкции педагога.

Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.

11

Блюда из круп. Каши.

Р.К. Школьная столовая.

1

крупа

Работают с наглядным материалом, называют виды каш.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.  Прививать навыки  самообслуживания.

12

Блюда из круп. Гречневая  каша.

1

гречка

Развивают речь через использование опорных слов и картинок.

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе.

13

Молочные каши. Манная каша.

1

манка

Работают с наглядным материалом, называют виды каш.

Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.

14

Лото «Молочные каши»

1

внимание

Развивают речь через использование опорных слов и картинок.

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе.

15

Польза каши для здоровья человека.

1

здоровье

Составляют рассказ по опорным словам, по картинкам.

Коррекция мышления на основе упражнений в  установлении причинно- следственных связей.

16

Третьи блюда. Компоты.

1

компот

Развивают речь через использование опорных слов и картинок.

Развитие процессов мышления: сравнение, анализ, синтез.

17

Виды компотов. Консервированный компот.

1

консервиро-ванный

Работают с наглядным материалом, называют виды компотов.

Развитие мыслительных операций.

18

Виды компотов. Компот из сухофруктов.

1

сухофрукты

Выполняют задание на карточках  по инструкции педагога.

Активизация, коррекция зрительного восприятия.

19

Виды компотов. Компот из свежих фруктов.

1

фрукты

Работают с наглядным материалом, называют виды компотов.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании.

20

Дидактическая игра «Определи на вкус»

1

вкус

Определяют на вкус виды компота.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

21

Правила хранения компотов.

1

хранение

Называют  правила хранения холодных напитков, компота.

Коррекция внимания, воображения, речи.

22

Польза компотов для здоровья человека.

1

здоровье

Называют, в чем польза компотов для здоровья человека.

Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.

23

Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола к обеду.

1

приборы

Выбирают  посуду и столовые приборы  при сервировке стола к обеду.

Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов.

24

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола к обеду.

1

сервировка

Работа с картинками, ответы на вопросы по опорным словам.

Развитие навыков самообслуживания.

25

Сюжетно-ролевая игра

«Накрываем стол к обеду»

Р.К. Кулинария «Лакомка»

1

кулинария

Разучивают роли в сюжетно-ролевой игре, выполняют действия по образцу.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании.

26

Правила уборки посуды после обеда.

Практическая работа.

1

уборка

Называют  правила уборки посуды после обеда. Выполняют индивидуальные  задания на карточках.

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе.

27

Уборка кухни после приготовления обеда.

1

кухня

Называют правила уборки кухни после приготовления обеда.

Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.

28

Составление кроссворда по теме «Приготовление пищи»

1

кроссворд

Учатся составлению кроссворда по теме «Приготовление пищи»

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе.

29

Дидактическая игра «Что лишнее»

1

внимание

Работают с карточками и выбирают правильные ответы.

Коррекция мышления на основе упражнений в  установлении причинно- следственных связей.

30

Работа с деформированным текстом по теме «Здоровое питание»

1

место хранения

Знать о  правилах ухода и хранения инвентаря.

Коррекция   наглядно-образного мышления.

31

Лото «Продукты питания»

1

выбрать

Учатся составлять лото по теме «Продукты питания»

Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе.

4 четверть-24ч.

1

Виды рынков.

1

рынок

Называют виды рынков по их назначению и различают их на картинках.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

2

Продуктовый рынок.

Р.К. Зеленый рынок.

1

ассортимент

Работа с наглядным материалом, просмотр презентации.

Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов.

3

Отделы продуктового рынка.

1

отделы рынка

Различают и называют  отделы продуктового рынка.

Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов.

4

Правила покупки  продуктов  на рынке и оплата товара.

1

покупки

Называют  правила покупки продуктов на рынке по опорным словам.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

5

Строительный рынок.

1

строительный

Работа с наглядным материалом, просмотр презентации.

Коррекция внимания, воображения, речи.

6

Отделы строительного рынка.

1

ассортимент

Различают и называют  отделы строительного рынка.

Соблюдать последовательность действий.

7

Правила покупки товаров на строительном  рынке и оплата товара.

1

товары

Называют  правила покупки товаров  на строительном рынке по опорным словам.

Воспитывать самостоятельность и активность.

8

Электробытовые приборы. Пылесос.

1

корпус

Узнавание и различение прибора, называние его назначения.

Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов.

9

Различение составных частей пылесоса.

1

шланг

Знать и соблюдать технику безопасности  пользования пылесосом.

Учить применять полученные знания к практической деятельности.

10

Правила пользования пылесосом.

1

пылесборник

Соблюдение последовательности действий при  пользовании пылесосом.

Коррекция познавательных способностей в процессе усвоения знаний.

11

Сюжетно-ролевая игра «Я пользуюсь пылесосом»

1

ковер

Уметь моделировать ситуацию в игровой деятельности.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.  

12

Уборка класса. Последовательность уборки.

1

чистота

Учатся называть  последовательность уборки, составление алгоритма.

Развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти.

13

Инвентарь для уборки класса.

1

ведро

Уметь называть и  пользоваться  инвентарем для уборки класса.

Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании.

14

Уборка класса. Мытье школьной мебели.  Практическая работа.

1

мебель

Учатся выполнять  практическую работу по уборке класса.

Соблюдать последовательность действий. Коррекция практических навыков.

15

Уборка класса. Мытье пола.  

1

веник

Называют последовательность мытья пола по опорным словам.

Развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти.

16

Уборка класса. Мытье окон.  

1

рама

Называют последовательность мытья окон  по опорным словам.

Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании.

17

Уборка класса. Мытье зеркала.

 

1

стекло

Называют последовательность мытья зеркала по опорным словам.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

18

Уборка класса. Мытье стен.  

1

краска

Называют последовательность мытья стен по опорным словам.

Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов.

19

Уборка класса. Мытье двери.

Р.К. Магазин «Магнит»

1

веник

Называют последовательность мытья двери  по опорным словам.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

20

Уход за уборочным инвентарем и правила хранения.

1

инвентарь

Знать о  правилах ухода и хранения инвентаря.

Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов.

21

Уборка территории.

Уборка бытового мусора.

1

мусор

Называют правила уборки территории по картинкам.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.  

22

Уборка территории.

Подметание территории.

1

территория

Называют правила уборки территории по картинкам.

Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов.

23

Уборка территории.

Сгребание сухой травы.

Практическая работа.

1

грабли

Знать и соблюдать правила уборки  территории, ТБ при работе с инструментами.

Развитие мышления через практическую работу.

24

102

 Лото «Уборочный инвентарь»

1

внимание

Работают с карточками и выбирают правильные ответы.

Коррекция мышления на основе упражнений в  установлении причинно- следственных связей.

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список  учебно-методической литературы:

  1. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы  под редакцией И.М, Бгажноковой. -  Москва,  «Просвещение», 2005 год.  
  2. Адаптированная  программа для экспериментальных классов для  глубоко  умственно отсталых детей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ  VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.

Дополнительная литература для учителя  

  1. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
  3. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с  выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
  4. Обучение, воспитание и трудовая подготовка  детей   с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

- аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,

- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com  Сеть творческих учителей

http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации

http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
  • предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,  
  1. дидактический материал: 
  • изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
  • альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми  темами учебной программы;
  • изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
  1. Оборудование:
  • кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер,
  • предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.),
  • стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, б
  • ытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос,  электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница),
  • ковролиновая, грифельная и магнитная доски,
  • уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.

        9. Приложения к программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составл...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»8 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 9 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составл...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 10 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 10 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  состав...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 11 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 11 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  состав...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 6 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена...