Рабочая программа по предмету "Домоводство" 6 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
рабочая программа (6 класс) по теме
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по предмету «Домоводство» (6 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 28.08.16 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.16г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.16г.
Цели программы обучения: формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2016- 2017 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.
В реализации курса используются педагогические технологии:
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);
- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);
- элементы альтернативных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы:
1 уровень
Учащиеся должны знать:
- режим дня школьника;
- правила и способы закаливания организма;
- правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий;
- правила ухода полостью рта;
- правила ухода полости носа;
- гигиенические требования к жилому помещению;
- назначение батареи, двери, плинтуса;
- последовательность сухой и влажной уборки;
- назначение инвентаря и средства для влажной уборки;
- правила ухода за инвентарем и хранения;
- правила ухода за руками после уборки;
- назначение кухонной мебели;
- названия продуктов первой необходимости;
- правила и периодичность уборки кухни;
- правила безопасной работы с режущими инструментами;
- правила и последовательность первичной обработки продуктов;
- правила ухода за сезонной одеждой и обувью;
- правила подготовки одежды и обуви к хранению.
- правила ухода за инвентарем и приспособлениями.
Учащиеся должны уметь:
- закаливать свой организм;
- чистить зубы;
- пользоваться носовым платком;
- использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;
- производить влажную уборку помещения;
- использовать чистящие и моющие средства для уборки по назначению;
- мыть батареи, двери, плинтуса с моющими и чистящими средствами;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования перед приготовлением пищи;
-соблюдать правила безопасной работы во время приготовления пищи;
- мыть и чистить фрукты и овощи при помощи овощечистки;
- натирать овощи и фрукты на терке;
- нарезать фрукты и овощи при помощи ножа;
- содержать в чистоте кухонную мебель;
- мыть посуду;
- подбирать одежду и обувь по сезону;
- очищать верхнюю одежду одежной щеткой;
- подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению;
- зашнуровывать и завязывать шнурки.
2 уровень
Учащиеся должны знать:
- режим дня школьника;
- способы закаливания организма;
- названия средств и предметов личной гигиены по уходу за полостью рта;
- виды носовых платков;
-виды уборки;
- названия инвентаря и средств для уборки квартиры;
- название предметов кухонной мебели;
-способы ухода за кухонной мебелью;
- правила безопасной работы с режущими инструментами;
- последовательность первичной обработки овощей и фруктов;
- виды сезонной одежды, головных уборов и обуви;
- способы подготовки одежды, головных уборов и обуви к хранению;
- способы ухода за верхней одеждой и обувью.
Учащиеся должны уметь:
- отличать средства личной гигиены от предметов личной гигиены;
- чистить зубы;
- пользоваться носовым платком;
- отличать чистящие средства от моющих средств;
-замечать непорядок;
- удалять пыль с двери, батареи и плинтуса;
- подметать, собирать мусор в совок (с помощью учителя);
- отличать фрукты от овощей;
- выбирать продукты первой необходимости;
- мыть фрукты и овощи;
- натирать фрукты и овощи на терке;
- отличать сезонную одежду от другой группы одежды;
- определить лицевую сторону одежды;
- чистить верхнюю одежду и головной убор одежной щеткой;
- чистить обувь влажной тряпочкой.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Предметом текущей аттестации является выполнение практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domovodstvo_6klass.docx | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по УВР
_______________ Л.Л. Рыжих ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Домоводство»
Класс: 6
Учебный год: 2016-2017
Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю _2__
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних и старших классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Цель предмета «Домоводство» - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Программа 6 класса состоит из разделов:
- «Личная гигиена»
- «Жилище»
- «Питание»
- «Одежда и обувь»
В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений.
Концентрическое расположение разделов позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.
Уроки домоводства в 6 классе позволяют применять на практике полученные знания и умения, навыки по уходу за квартирой, уходу за сезонными вещами и их хранением; прививают санитарно-гигиенические навыки ухода за телом и бельём; учат дифференцировать различные виды одежды и обуви, выворачивать одежду на лицевую сторону, знакомят с помещением для приготовления пищи и ее мебелью, правилам ухода; с продуктами первой необходимости и правила хранения, мыть посуду и убрать ее на место, создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры, беседы и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.
Беседа на занятиях применяется в сочетании с практическими действиями.
Широко используются сюжетно-ролевые игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.
Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
1 уровень
- режим дня школьника;
- правила и способы закаливания организма;
- правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий;
- правила ухода полостью рта;
- правила ухода полости носа;
- гигиенические требования к жилому помещению;
- назначение батареи, двери, плинтуса;
- последовательность сухой и влажной уборки;
- назначение инвентаря и средства для влажной уборки;
- правила ухода за инвентарем и хранения;
- правила ухода за руками после уборки;
- назначение кухонной мебели;
- названия продуктов первой необходимости;
- правила и периодичность уборки кухни;
- правила безопасной работы с режущими инструментами;
- правила и последовательность первичной обработки продуктов;
- правила ухода за сезонной одеждой и обувью;
- правила подготовки одежды и обуви к хранению.
- правила ухода за инвентарем и приспособлениями.
2 уровень
- режим дня школьника;
- способы закаливания организма;
- названия средств и предметов личной гигиены по уходу за полостью рта;
- виды носовых платков;
-виды уборки;
- названия инвентаря и средств для уборки квартиры;
- название предметов кухонной мебели;
-способы ухода за кухонной мебелью;
- правила безопасной работы с режущими инструментами;
- последовательность первичной обработки овощей и фруктов;
- виды сезонной одежды, головных уборов и обуви;
- способы подготовки одежды, головных уборов и обуви к хранению;
- способы ухода за верхней одеждой и обувью.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1 уровень
- закаливать свой организм;
- чистить зубы;
- пользоваться носовым платком;
- использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;
- производить влажную уборку помещения;
- использовать чистящие и моющие средства для уборки по назначению;
- мыть батареи, двери, плинтуса с моющими и чистящими средствами;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования перед приготовлением пищи;
-соблюдать правила безопасной работы во время приготовления пищи;
- мыть и чистить фрукты и овощи при помощи овощечистки;
- натирать овощи и фрукты на терке;
- нарезать фрукты и овощи при помощи ножа;
- содержать в чистоте кухонную мебель;
- мыть посуду;
- подбирать одежду и обувь по сезону;
- очищать верхнюю одежду одежной щеткой;
- подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению;
- зашнуровывать и завязывать шнурки.
2 уровень
- отличать средства личной гигиены от предметов личной гигиены;
- чистить зубы;
- пользоваться носовым платком;
- отличать чистящие средства от моющих средств;
-замечать непорядок;
- удалять пыль с двери, батареи и плинтуса;
- подметать, собирать мусор в совок (с помощью учителя);
- отличать фрукты от овощей;
- выбирать продукты первой необходимости;
- мыть фрукты и овощи;
- натирать фрукты и овощи на терке;
- отличать сезонную одежду от другой группы одежды;
- определить лицевую сторону одежды;
- чистить верхнюю одежду и головной убор одежной щеткой;
- чистить обувь влажной тряпочкой.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- предметы и средства личной гигиены;
- инвентарь и приспособления для уборки помещения;
- кухонная посуда, чайная посуда;
- кухонная мебель;
- кухонное оборудование;
- средства и приспособления для ухода за посудой;
- средства и принадлежности для ухода за одеждой обувью;
- шнуровальный планшет, шнурки;
- вешалки (разные);
- одежда ,головные уборы, обувь;
- лото «Одежда»;
- лото «Обувь»;
- технологические, операционные, предметные карты;
- дидактическая игра «Разложи продукты и посуду на свое место»;
- Комплект плакатов о правилах личной гигиены;
- презентация «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»;
- игра – лото «Человек и его тело»;
- дидактическая игра «Волшебный мешочек»;
- дидактическая игра «Валеология»;
- дидактическая игра «Разложи посуду»;
- дидактическая игра «Наведи порядок»;
- игра – лото «Одежда, обувь, головные уборы»;
- дидактическая игра «Одень куклу по погоде»;
- дидактическая игра «Найди свое место»;
- дидактическая игра «Четвертый лишний»;
- дидактическая игра «Цепочка»;
- дидактическая игра «Помоги выбрать обувь»;
- дидактическая игра «Разложи одежду»;
- дидактическая игра «Обувной магазин»;
- тематический словарь «Посуда»;
- тематический словарь «Обувь»;
- тематический словарь «Одежда»;
- тетради по обслуживающему труду.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№п/п | Тема урока | Цели урока | Виды работ | Оборудование урока | |
1-2 | Режим дня школьника. | Расширение представления о необходимости сохранения чистоты и здоровья тела. | Повторение временных представлений, беседа «Утренняя зарядка», повторение темы личная гигиена, игра «Чистюля Грязнуля», игра «Что не так?», выбор предметов и средств личной гигиены, умывание, мытье рук, шеи, лица и ушей. | - изображение дня, утра, вечера, ночи,изображения как дети выполняют зарядку, изображения поэтапное утренней гигиены, предметы и средства личной гигиены. | |
3-4 | Закаливание организма. Правила закаливания. | Учить способам, правилам и приемам закаливания организма. | Повторение правил личной гигиены, дидактическая игра «Волшебный мешочек», дидактическая игра «Покажи части тела», дидактическая игра «Одевайся по сезону»,проведение утреней зарядке, Словарная работа: закаливание, закаливающие процедуры рассказ о значении закаливания организма человека | предметы и средства личной гигиены, презентация «Способы закаливания организма», мультфильм «Мойдодыр», музыкальная зарядка, таблица о закаливание организма. | |
5-6 | Уход за полостью рта и зубами. | Привитие детям основных гигиенических правил в отношении зубов и полости рта, чистить зубы и полоскать рот. | Просмотр мультфильма «Королева Зубная Щетка», лабораторная работа с зеркалом изучаем название и назначение зубов, дидактическая игра «Полезные и вредные продукты », подбор предметов и средств личной гигиены для ухода за полостью рта, имитация действий в правильной последовательности чистки зубов, с/ ролевая игра « Почисть кукле зубки». Умывание. Чистка зубов. Намыливание туалетным мылом зубной щётки. Причёсывание. Чистка ушей. Чистка расчёски. | Мультфильм «Королева Зубная Щетка», картинки с полезными и вредными продуктами, предметы и средства личной гигиены, кукла. | |
7-8 | Уход за полостью носа. | Формирование умений и навыков по уходу за полостью носа. | Беседа о роли полости носа для здоровья человека, рассказ и показ о видах носовых платков и их назначение. Выполнение утренней гигиенической процедуры: умывание, чистка ушей, мытье рук, шеи расчесывание волос и.д. Процедура ухода за носом. | Разные носовые платки, мыло гигиеническое, полотенце. | |
9-10 | Сезонная одежда, головные уборы, виды. | Дать представление о сезонной одежде и головных уборах. Учить использовать сезонную одежду и головные уборы в разные времена года. | Знакомство с сезонной одеждой и головными уборами , с инвентарем и приспособлением для чистки одежды и головных уборов, упражнения в одевания и раздевания одежды , застёгивание пальто и брюк на все пуговицы, натягивание носков, | Предметы сезонной одежды и головных уборов, картинки, наглядные пособия. | |
11-12 | Сезонная обувь, виды. | Дать представление о сезонной обуви, учить использовать сезонную обувь в разные времена года. | Показ и название части обуви, упражнение в различение обуви для правой и левой ноги, шнурование ботинок и развязывание, завязанные шнурки, упражнение в обувании обуви с помощью обувной ложки, с/ ролевая игра «Одень куклу по сезону», дидактическая игра «Подбери обувь». | Демонстрационные материалы «Сезонная обувь», карточки с названиями обуви, сезонная обувь. | |
13-16 | Подготовка сезонной одежды и головных уборов к хранению. | Формирование умений и навыков подготовить сезонную одежду и головные уборы к хранению. Воспитание опрятности, стремление содержать обувь в чистоте. | Беседа способы подготовки одежды и головных уборов, их место для хранения, мебель для одежды. Упражнения в одевании и раздевание, застегивание пуговиц и молнии, изучения стороны и части одежды. Складывание одежды и размещения в мебельном шкафу. Чистка одежды одежной щеткой, сушка мокрой одежды в расправленном виде, чистка одежды одежной щеткой, встряхивание одежды и головных уборов от капли дождя, с/ ролевая игра «Одень куклу по сезону». | Одежда, головные уборы, шкаф мебельный, наглядный материал по теме, вешалки разного размера, крючки. | |
17-20 | Чистка и мытье обуви. | Учить последовательности чистки и мытья. Воспитание опрятности, стремление содержать обувь в чистоте. | Упражнение в различение обуви для правой и левой ноги, шнурование ботинок и развязывание, завязанные шнурки, упражнение в обувании обуви с помощью обувной ложки, подбор инвентаря для ухода за обувью, упражнения в движение руки со щеткой по обуви, чистка и мытье кожаной обуви. | Демонстрационные материалы «Сезонная обувь», карточки с названиями обуви, сезонная обувь. | |
21-24 | Подготовка сезонной обуви к хранению. | Научить подготовить сезонную обувь к хранению. Воспитание опрятности, стремление содержать обувь в чистоте. | просушивание обуви (около обогревательных систем, специальными приборами, подручными материалами), Сушка обуви (набить носок бумагой). | Газеты, узкие дощечки, предметы обуви. | |
25-26 | Жилье по назначению. | Дать понятие о жилом помещении. Формирование представлений учащихся о видах жилых помещений по назначению. | Рассказ-описание «Наша квартира»; собери картинки: «Спальня для родителей», «Детская комната Коли», «Гостиная комната», «Наша кухня», «Ванная и санузел»; словарная работа: гостиная, спальня, детская комната, санузел. | Настольная игра «Мой дом», игра-лото: «Моя квартира». Игры-конструкторы «Спальня», «Гостиная», «Детская» | Настольная игра «Мой дом», игра-лото: «Моя квартира». Игры-конструкторы «Спальня», «Гостиная», «Детская» |
27-28 | Гигиенические требования к жилому помещению. | Формировать представление о гигиенических требованиях к жилому помещению. | Вытирание обуви перед входом в помещение, проветривание помещение; удаление пыли с подоконника; словарная работа: сквозняк, комфорт, проветривание. | Презентация «Мой дом», инвентарь и приспособления для уборки помещения, крем для рук. | |
29-30 | Инвентарь и приспособления для сухой уборки дома. | Дать представление о сухой уборки. | Определение инвентаря и приспособлений для сухой уборки, Удаление пыли сухой тряпкой с подоконника, дверей, батарей, полок, определение необходимости подметания пола, подметание пола, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну, чистка и уборка инвентаря на место;мытье рук и нанесение крема. | Инвентарь и приспособления для сухой уборки помещения, крем для рук. | |
31-32 | Инвентарь, приспособления для влажной уборки дома. | Формирование умений обращаться инвентарем и приспособлениями для уборки по назначению. Учить замачивать и отжимать тряпочку. | Подбор инвентаря и приспособлений для уборки помещения; наполнение таза водой; отработка упражнений в смачивание и отжимание тряпки; расправление и правильное удерживание тряпочки в руке при работе; мытье парт; чистка и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема. | Инвентарь и приспособления для уборки помещения, парты, крем для рук. | |
33-34 | Чистящие и моющие средства для влажной уборки квартиры, их виды. | Знакомство учащихся с чистящими и моющими средствами и их видами, учить пользоваться чистящими и моющими средствами по назначению. | Изучение условных обозначений на упаковках с чистящими и моющими средствами; работа с плакатом «Техника безопасности при использовании моющих средств»; дидактическая игра «Подбери картинку». | Чистящие и моющие средства для ухода за квартирой, плакат «Техника безопасности при использовании моющих средств». | |
35-36 | Уборка помещения. Мытье двери. | Учить детей поддерживать чистоту и порядок в помещении | Беседа о назначение дверей в квартире. Повторение условных обозначений на упаковках с чистящими и моющими средствами; работа с плакатом «Техника безопасности при использовании моющих средств»; наполнение таза водой; отработка упражнений в смачивание и отжимание тряпки; мытье дверей с двух сторон, уборка инвентаря на место, мытье рук и нанесение крема. | Чистящие и моющие средства для уборки квартиры, инвентарь и приспособления для уборки, плакат «Техника безопасности при использовании моющих средств»; крем для рук. | |
37-38 | Уборка помещения. Мытье батареи. | Закрепить название и назначения инвентаря для уборки помещения; учить последовательности мытья батареи. | Беседа о назначении батареи в доме, повторение условных обозначений на упаковках с чистящими и моющими средствами; работа с плакатом «Техника безопасности при использовании моющих средств»; наполнение таза водой; отработка упражнений в смачивание и отжимание тряпки; мытье батареи, чистка и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема. | Чистящие и моющие средства для уборки квартиры, инвентарь и приспособления для уборки, плакат «Техника безопасности при использовании моющих средств»; крем для рук. | |
39-40 | Уборка помещения. Мытье плинтуса. | Учить использовать инвентарь и приспособления по назначению, последовательности мытья плинтуса. | Нахождение и показа плинтуса, повторение условных обозначений на упаковках с чистящими и моющими средствами; работа с плакатом «Техника безопасности при использовании моющих средств»; наполнение таза водой; отработка упражнений в смачивание и отжимание тряпки; мытье плинтуса, мытье рук и нанесение крема. | Чистящие и моющие средства для уборки квартиры, инвентарь и приспособления для уборки, плакат «Техника безопасности при использовании моющих средств»; крем для рук. | |
41-42 | Итоговый тренинг «Генеральная уборка». | Формирование умения определять необходимости в наведении чистоты и порядка. | Определение беспорядка в детской комнате; определение вида пола; выбор инвентаря для уборки; размещение игрушек на свои места, проветривание комнаты, подметание пола, удаление пыли с мебели и подоконника, чистка и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема. | Чистящие и моющие средства для уборки квартиры, инвентарь для уборки, плакат «Техника безопасности при использовании моющих средств»; крем для рук. | |
43-44 | Место приготовления пищи. Кухонная мебель, назначение. | Знакомство учащихся с кухонной мебелью, использовать ее по назначению. | Беседа и знакомство с кухней и ее мебелью. Показ и названия предметов кухонной мебели, дидактическая игра «Покажи только кухонную мебель», с/р игра «Поможем Федоре убираться в шкафу». (мытье и вытирание полок в шкафу, размещение продуктов и посуды в шкафу ) | Презентация «Что есть на кухне», инвентарь и приспособления для уборки, кухонная мебель, посуда, продукты. | |
45-46 | Санитарно- гигиенические требования к состоянию кухни. | Формировать представление о санитарно-гигиенических требованиях к состоянию кухни. Учить подержать порядок и чистоту на кухне. | Беседа о санитарно-гигиенических требований к кухне. Проветривание кухни; удаление пыли с мебели и подоконника; уборка в шкафах, мытье посуды и мойки, подметание пола, вынос мусора, уход за руками после работы. | Презентация «Что есть на кухне», инвентарь и приспособления для уборки помещения, посуда, крем для рук. | |
47-50 | Уход за кухонной мебелью. | Учить ухаживать и наводить порядок в шкафах. | Знакомство с кухонной мебелью, изучение названия и назначение каждого шкафа, надевание фартука, отработка приемов технологически правильно держать тряпку во время удаления грязи и пыли с полки, вытирание полочек в шкафу. | Технологическая карта «Последовательность мытья шкафа», посуда, тазик, тряпочки. | |
51-52 | Посуда для приготовления пищи. | Знакомство с названием посуды и ее назначением, учить использовать посуду по назначению. | Показ и названия предметов кухонной посуды, дидактическая игра «Покажи только кухонную посуду», соотношение размера конфорки с дном кухонной посуды (кастрюли, сковороды, ковша), упражнение в наливании воды до отметки, дидактическая игра «Подбери посуду к блюдам», мытье посуды, вытирание посуды, размещения посуды на место. | Кухонная посуда, плита, наглядный материал, технологическая карта мытья посуды в картинках, разрезные картинке по теме. | |
53-54 | Продукты первой необходимости. | Формирование представление учащихся о продуктах питания первой необходимости для жизни и здоровья человека. | Показ и название продуктов первой необходимости, размещение продуктов для хранения в холодильнике, дидактическая игра: «Съедобное несъедобное» , дидактическая игра «Найди место продуктам»; лабораторная работа: определение продукта на вкус «Горькое, сладкое, соленное»; сюжетно- ролевая игра «Продуктовая корзина». | Дидактические игры, мешочек, продукты питания, демонстративные материалы «Продукты питания». | |
55-58 | Мытье и чистка овощей и фруктов. | Ознакомление с первичной обработкой продуктов. Формировать навыки мытья и чистки овощей овощечисткой. | Знакомство с первичной обработкой продуктов по картинке, составление технологической карты первичной обработке овощей, выбор инструментов для первичной обработке продуктов, надевание фартуков, мытье овощей и фруктов, чистка при помощи овощечистки, удаление из плодов фруктов семечек и косточек, разрезание фруктов пополам, выкладывание продуктов, мытье и чистка фруктов и овощей, лабораторная работа «Отделяем съедобную часть от несъедобной». словарная работа: овощечистка. | Овощи и фрукты. овощечистки, ножи, фартуки. | |
59-62 | Натирание овощей и фруктов на терке. | Формировать навыки натирания овощей и фруктов на терке. | Знакомство с теркой и ее назначение, дидактическая игра «Сладкое, горькое, кислое», выбор инвентаря для первичной обработке продуктов, надевание фартуков, мытье овощей и фруктов, чистка при помощи овощечистки, натирание на терке, словарная работа: терка. | Овощи и фрукты. овощечистки, терки, ножи, фартуки. | |
63-66 | Приготовление фруктового салата. | Формировать навыки нарезки продуктов. | дидактическая игра «Сладкое, кислое», повторение правила техники безопасности при работе с режущими инструментами по картинке, надевание фартуков, мытье рук, мытье фруктов, чистка при помощи овощечистки, нарезка. | Фрукты . овощечистки, ножи, ложки, разделочные доски, миски, тарелки, фартуки. | |
67-68 | Итоговый тренинг «Уборка кухни». | Формирование умения определять необходимости в наведении чистоты и порядка. | выбор инвентаря для уборки; размещение посуды на свои места, мытье мойки, рабочего места, проветривание, подметание пола, сборка мусора и вынос, чистка и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема. | Чистящие и моющие средства для уборки квартиры, инвентарь и приспособления для уборки, плакат «Техника безопасности при использовании моющих средств»; крем для рук. |
Список литературы.
* Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011;
* Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
Программно- методические материалы/Под ред. И.М. Бгажноковой – М: ГИЦ ВЛАДОС,2007год;
* Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007;
*Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (издательство «Просвещение»,2003г.);
* Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 год;
* Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой
подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ авторы: А.М.Щербакова, Н.М.Платонова – М: ГИЦ
ВЛАДОС, 2006 год;
* Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.;
* Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», ВЛАДОС, Москва, 2005 г
* Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.–136с.
* Государственная программа по СБО для 5-9 классов (для детей с умственной отсталостью легкой степени) (М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002);
* Пособие для учителя «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» (гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2006);
* Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А. Хаминова, под редакции Е.Ю. Головинской. – Самара: Соваременные образовательные технологии, 2011.- 144с.- (Професионально-трудовое обучение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в ...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»8 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в ...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 9 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составл...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 10 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 10 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 11 класс для учащихся со сложной структурой дефекта
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 11 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» состав...