«Использование инновационных технологий на уроках столярного дела»
материал

«Использование инновационных технологий на уроках столярного дела»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Использование инновационных технологий на уроках столярного дела»

В наше время в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Пройдя основной курс информационных технологий, изучаемых в соответствии с этой программой, ребенок получает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность; тем самым облегчается выбор его будущей профессии. 
Новизна темы заключается в том, что знания по теории информационных технологий учитель дает в контексте практического применения данного понятия, т.е. дается возможность детям в течение школьного обучения изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте. 
Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. 
Так как каждый урок программы построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. 
В результате я определила формы применения компьютера на уроках столярного дела: 


• использование медиа-ресурсов как источника информации; 
• компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока; 
• организация проектной деятельности учащихся; 
• использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности. 


В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к техническому творчеству, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. 
Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока. Фильм–презентация может быть использован на уроках–проектной деятельности, лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной темы урока и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по предмету сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств или технологические процессы изготовления конструктивных материалов. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу. Слайд- фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд–фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему. В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах . Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое. Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность). 
Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации. Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. 
Компьютер на уроке столярного дела можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и
 разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий.
На уроках столярного дела и в результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделал вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании столярного дела очевидны: 
• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов научных изобретений; 
• широко использовать показ репродукций картин художников; 
• демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, проводить расчеты в электронных таблицах); 
• “оживлять” карты; 
• “посещать” крупнейшие музеи мира, современные экономические производства;
• найти в Интернете нужную им информацию; 
• активизировать учебный процесс. 
Виды контроля и механизм оценки достижений учащихся 
В процессе обучения применяются следующие виды контроля: 
1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий. 
2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи. 
3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ. 
4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы. 
5. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы. 
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: 
• самостоятельность работы; 
• осмысленность действий; 
• разнообразие освоенных задач. 
После прохождения каждого крупного раздела или части программы учащиеся сдают зачет в форме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их достоинств и недостатков. 
В конце каждого года занятий учащиеся выполняют авторские работы. 
Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный предмет относительно автономен и предназначен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или технологических задач, а иногда в их совокупности, а также, что данный ребенок может проявить особую одаренность в сфере решения конкретных задач или, наоборот, испытывать затруднения в области этих задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному предмету технологии.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная...

“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Главная  цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....

Доклад: "Здоровьесберегающие технологии на уроках столярного дела"

Доклад на МО: "Здоровьесберегающие технологии на уроках столярного дела". Коррекционная школа....

"Использование инновационных технологий на уроках "Поварское дело" для формирования допрофессиональных компетенций"

Большое внимание в образовательном учреждении уделяется адаптации подростков в социуме, ориентированный на активную деятельность и позволяющей успешно адаптироваться в современной жизни...

Применение инновационных технологий на уроках швейного дела

В образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельнос...

Выступление «Проектные технологии на уроках столярного дела с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»

Выступление  «Проектные технологии на уроках столярного дела с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»...