Применение инновационных технологий на уроках швейного дела
статья по технологии (8 класс)
В образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_ped._sovet.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1» г.Комсомольска – на – Амуре
Доклад на тему:
Применение инновационных технологий на уроках швейного дела.
Тарасова Нина Борисовна
учитель трудового обучения
г. Комсомольск на Амуре
2019г.
В образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «активные и интерактивные технологии и методы»
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и обучающегося в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Признаки активных методов обучения
- активизация мышления, причем обучащийся вынужден быть активным;
- длительное время активности — обучащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- мотивированность к обучению.
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
- Дискуссионные.
- Игровые.
- Тренинговые.
- Рейтинговые.
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
- Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими обучащимися по теме.
- Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
- Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами обучащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
- Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
- Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помошника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
- Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. (Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.)
- Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
- Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
- Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение обучающимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
- Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры обучающиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
- Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
- Метод проектов — самостоятельная разработка обучающимися проекта по теме и его защита.
- BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе
Во-первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.
Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.
В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
На уроках трудового обучения я использую блочно - модульную технологию, она ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы обучающихся .
Например - изготовление учебных пособий из различных материалов.
( фетра, ткани и т.д.)
Эта технология учит обучающихся самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.
Для творческого развития ребенка важную роль играет вариативный характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению создавать различные продукты деятельности.
И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности.
Творческая работа ребенка по изготовлению учебных пособий заключается :
в создании полезных и значимых учебных пособий для образовательной деятельности , которые могут использоваться для любого возраста.
Кроме того, в процессе работы по изготовлению учебных пособий,
обучающиеся получают возможность почувствовать разнообразие и фактуру художественно-творческих материалов, формируются представления об их использовании.
Действия с художественно-творческими материалами и инструментами имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т. п.
Изготавливая учебные пособия , обучающиеся учатся планировать
и организовывать свою деятельность и добиваться результата.
Также организация данного вида деятельности воспитывает у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе.
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь.
Навыки приобретенные на уроках швейного дела пригодятся обучающимся в дальнейшей их жизни и трудоустройстве на работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое применение инновационных технологий на уроках технология
Презентация к педагогическому совету...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках швейного дела
Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках швейного дела...
«Использование инновационных технологий на уроках столярного дела»
laquo;Использование инновационных технологий на уроках столярного дела»...
"Использование инновационных технологий на уроках "Поварское дело" для формирования допрофессиональных компетенций"
Большое внимание в образовательном учреждении уделяется адаптации подростков в социуме, ориентированный на активную деятельность и позволяющей успешно адаптироваться в современной жизни...
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....
Методическая разработка "Применение технологических карт на уроках швейного дела", 2021г.
В данном материале раскрывается необходимость применения технологических карт на уроках на уроках швейного дела....