Выступление «Проектные технологии на уроках столярного дела с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»
статья по технологии
Выступление «Проектные технологии на уроках столярного дела с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phpv2gzpb_anisin_kof_proekt-teh.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»
учитель
ДЕЛОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Выступление «Проектные технологии на уроках столярного дела с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»
Технология – конкретная система целей, принципов, форм, методов, используемых с учетом конкретных учащихся и условий организации учебного процесса. При этом, применение педагогических технологий должно, прежде всего, гарантировать достижение обучающимися более высоких результатов в учебной деятельности по сравнению с традиционными методами обучения.
Педагогическая технология – понятие уже не новое и не однозначное, имеет своих и последователей, и противников. Но, я считаю, не стоит категорично относиться к различным инновациям в образовании. Любая из технологий в производстве или в педагогике имеет способность к унифицированию и адаптации к определенным условиям.
Следовательно, всегда есть возможность у творчески работающего педагога сделать свой выбор акцентов при работе по какой-либо из предлагаемых технологий. Важно не упустить при этом педагогических задач: создавать реальные условия для самореализации и самоактуализации личности ребенка и не допускать психической и физиологической перегрузки.
Учащиеся с интеллектуальной положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.
Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны.
Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):
- школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;
- учащиеся с преимущественными нарушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);
- учащиеся с преимущественным нарушением исполнительной стороны трудовой деятельности
- школьники с преимущественным нарушением энергетической стороны трудовой деятельности;
- учащиеся с одновременным нарушением двух-трех сторон трудовой деятельности.
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.
На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.
Как уже говорилось выше, проектный метод или его элементы можно использовать при изучении любой темы по столярному делу, но сейчас мне хотелось бы остановиться на использовании проектных методик при подготовке учащихся к государственному квалификационному экзамену, который в нашей школе традиционно проходит в форме защиты учащимися выпускного класса своих экзаменационных изделий. Этому предшествует долгая подготовка, которая начинается с выбора темы проекта каждым учащимся.
Для наиболее эффективного выполнения проектов учащимися я, как учитель, обязан учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
-практическая осуществимость проекта;
- существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
- возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
- соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
- наличие необходимых материально-технических средств;
- соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
- обеспечение безопасных условий труда;
- использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
- применение природных материалов и отходов производства;
- рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы я имею «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет мне проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...
Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Учебно-методический материал представлен в виде реферата об испльзовании игровых технологий во внеурочной работе с детьми в коррекционной школе VIII вида...
Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью»
Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью»...
Социальные и образовательные эффекты применения элементов проектной деятельности с учащимися с ОВЗ (интеллектуальное нарушение) на уроках столярного дела.
Педагогические чтения 2016 года...
Информационные технологии как средство повышения качества индивидуального обучения на дому учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Применение информационно-коммуникативных технологий при индивидуальном обучении на дому детей-инвалидов также значительно повышает качество образования....
«Использование инновационных технологий на уроках столярного дела»
laquo;Использование инновационных технологий на уроках столярного дела»...
Доклад: "Здоровьесберегающие технологии на уроках столярного дела"
Доклад на МО: "Здоровьесберегающие технологии на уроках столярного дела". Коррекционная школа....