"Использование инновационных технологий на уроках "Поварское дело" для формирования допрофессиональных компетенций"
статья по технологии

Изотова Валентина Иосифовна

Большое внимание в образовательном учреждении уделяется адаптации подростков в социуме, ориентированный на активную деятельность и позволяющей успешно адаптироваться в современной жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗОТОВА. В.И.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ПОВАРСКОЕ ДЕЛО» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Изотова Валентина Иосифовна,

 МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,

 осуществляющая деятельность по адаптированным основным

образовательным программам»,

учитель технологии, г.Сергиев Посад,

izo-2015@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

   Большое внимание в образовании уделяется адаптации подростков в социуме, ориентированной на активную деятельность и позволяющей успешно адаптироваться в современной жизни. Уроки по профильному труду «Поварское дело» придают практическую направленность, возможности в будущем определиться с профессией.           Важнейшим показателем готовности обучающихся с ИН (УО) к будущей профессиональной деятельности является формирование  необходимого объема допрофессиональных знаний и общетрудовых умений; мотивации их к деятельности по реализации данного трудового профиля и выбору будущей профессии.

Применение современных информационных технологий при изучении трудового профиля «Поварское дело»  позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; повысить мотивацию обучения (например, применяя изобразительные средства программы или вовлекая в игровую ситуацию); формировать культуру познавательной деятельности.

Каждый обучающийся с ИН (УО) может раскрыть свои способности, увидеть перспективу своего развития, обладать личностными, регулятивными и коммуникативными качествами, что так востребовано в будущем специалисте потенциальными работодателями, и успешно социализировался в обществе.

Ключевые слова: востребованный, рынок труда, коллектив, профессионал, специалист.

    Цель данного предмета заключается в  формировании у обучающихся необходимого объема допрофессиональных знаний и общетрудовых умений; мотивации их к деятельности по реализации данного трудового профиля и выбору будущей профессии. Перед учителем поставлены задачи:

  • введение первоначальных допрофессиональных знаний и умений, необходимых для ознакомления с профессией повара;
  • приобретение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;
  •  знакомство и первоначальное практическое усвоение необходимых в повседневной жизни приёмов ручного базового (безопасного) и механизированного труда в поварской деятельности;
  • расширение кругозора, развитие познавательного интереса и деятельности трудового характера, воспитание хозяйственности и аккуратности в практической работе.

    Для решения поставленных задач я использую современные цифровые образовательные ресурсы, которые служат средством развития трудовых навыков. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперимент, объяснять, защищать свои идеи, давать определения понятий, точно выражать свои мысли, работать в паре, в группе. А развитие личностных качеств приводит к овладению первоначальными установками, нормами и правилами технологической организации труда; пониманию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; приучаются к самостоятельности при выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; формируются умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Только применение современных информационных технологий при изучении трудового профиля «Поварское дело» позволит успешно индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, моделировать и имитировать изучаемые процессы; повысить мотивацию обучения; формировать культуру познавательной деятельности. Применяя активные формы обучения, я развиваю способности обучающихся, их инициативу и самостоятельность. Остановлюсь на следующих активных формах обучения: информационно-коммуникативные технологии,  игровые технологии, проектная деятельность, технология проблемного обучения.

    Используя ИКТ  на уроках «Поварское дело», я прежде всего ставлю цель, как способ ознакомления с миром; как источником дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования обучающихся. В новом информационном обществе учитель уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. На первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность обучающихся. Например: Тема «Традиции русской кухни и русского гостеприимства». Просмотр видеоматериала «Как принимали гостей на Руси». После просмотра обучающиеся активно обсуждали, взяли для себя, что современное русское гостеприимство отражает древнейшие обычаи предков. Обычаи гостеприимства нашли свое выражение в фольклоре,  прекрасно отображающих отношение русских людей к гостям. Обучающиеся не только познакомились с пословицами и поговорками, но и привели свои примеры.

Тема «Профессия-повар. Личная гигиена повара». Просмотр видеофрагмента «Профессия-повар». Выделили главное из видеоматериала: познакомились с требованиями к умениям специалиста. Обсуждение и анализ увиденного показал уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности. Приняли участие в диалоге, слушали и понимали речь других, выражали желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. Использование иллюстративного метода обучения таких результатов бы не дал. Обучающимся было интересно и познавательно.

    Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам и внеурочным мероприятиям. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, обучающимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Нельзя забывать о том, что использовать презентацию на уроке нужно дозировано.

Например. Внеурочное мероприятие, мастер-класс «Рождественское печенье с глазурью».  Проведена подготовительная работа: презентация «Детям о Рождестве», прослушали сказку «Как лиса и медведь масла к Рождеству купили». Данная работа проводилась индивидуально и по группам (подбор рецептов печенья, выбор в магазине украшения для печенья). В ходе работы у детей было праздничное настроение, вызван интерес к предстоящему празднику, яркие моменты  урока улучшили понимание и сделали запоминание материала более прочным. Данный урок был оформлен в видеоролик, что позволило учителю возможность сохранять, использовать и варьировать разработанный материал.

    Для успешного усвоения материала на уроках «Поварское дело», я использую игровые  технологии, которые дают  возможность  использовать  коллективные  формы  взаимодействия  обучающихся,  выявить  межпредметные  связи  и  интегрировать  их  в  общие  знания, повысить  интерес  обучающихся  к  профессии. Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. Игровые ситуации я создаю при помощи игровых приёмов, которые выступают как средство стимулирования к учебной деятельности. Использование на уроках таких игр, как «Лото (блюдо-прибор)», «Выбери необходимое оборудование,  температурные режимы приготовления, форму нарезки и т.д.»,  «Найди ошибку в тексте», «Подбери посуду по назначению». Более подробно хочу остановиться на игре «Бытовые приборы». В зоне кухни обучающиеся видят приборы: кухонный комбайн, миксер, тостер, мультиварка, соковыжималка. Предлагаю на выбор карточку-блюдо. Обучающиеся должны определить, на каком приборе можно приготовить данное блюдо. Обучающиеся передвигаются, обсуждают коллективно ситуацию, дают правильный ответ. Данное задание можно выполнить индивидуально, в группе и коллективно. У обучающихся развивается вариативное мышление, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Сам принцип вариативности снимает страх у обучающихся перед ошибкой, даёт уверенность в исправлении этой ошибки. Такой подход к решению данной проблемы, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не опускать руки, а искать и находить выход из положения. Игровые формы дают возможность раскрыться более слабым и замкнутым детям, обрести уверенность и почувствовать себя в коллективе.

    На уроках-конференциях я привлекаю детей к обсуждению качества продуктов,  пользе и вреде пищевых добавок, о рациональном питании, влиянии продуктов питания на здоровье человека. Предварительно я знакомлю обучающихся со словом «конференция», подвожу к тому, что все должны принять участие. Далее они получают опережающее задание и   готовят сообщения: с использованием дополнительной литературы,  материалов интернет-сайтов, из семейного и собственного опыта. Такие уроки формируют общие компетенции: поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использование информационно-коммуникационной технологии в профессиональной деятельности. Уроки – конференции позволяют увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и  к профессии – повар.

    Проектная  технология. Цель проекта – это достижения результата, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. Я использую мини-проекты на повторительно-обобщающих уроках.

 Например: тема ««Каша – здоровье наше» - проектная деятельность (защита проектов, выполненных обучающимися дома по итогам прохождения темы «Каши»). Обучающимся предлагается выполнить проект по данной теме в паре, группе. В данном случае мини-проекты создаются под руководством преподавателя, с помощью родителей. Сбор информации для проекта сплачивает, даёт возможность общения, творческой деятельности и достижения поставленной цели.

Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности. Каждый ребёнок, в результате работы над проектом, получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога.

    Сознательный, активный, творческий процесс я вижу в проблемном обучении. Чтобы предупредить ошибки  в работе после объяснения нового материала или повторении пройденного, предлагаю  обучающимся перечислить возможные ошибки приготовления, причины их   возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях тестов (по темам), карточки «Найди ошибку», карточек «Проверь себя». Например: предлагаю обучающимся по теме «Приготовление винегрета» выполнить различное оформление. Привлекаю к обсуждению и анализу выполненной работы. При изучении бытовой техники: посудомоечная машина, варочная панель, мультиварка и т.д. широко использую документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности приготовления, технологические схемы. Очень важно использовать инструкции в действительности. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, сохранения здоровья, повышает качество  работы, создает у обучающихся правильное представление о современной технологии.

    Использование инновационных технологий на уроках «Поварское дело» дают возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых); эффективно сотрудничать со сверстниками и учителем, приобретать опыт социального взаимодействия.

Литература

  1. М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева, «Разговор о правильном питании», Методическое пособие для учителя, Москва, «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003
  2. М.М.Безруких,А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Формула правильного питания», Блокнот для школьников, Москва, Nestle, 2017
  3. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова, рабочая тетрадь,«Две недели в лагере здоровья», Москва, Nectle, 2017
  4. М.Безруких, Т.Филиппова, рабочая тетрадь для школьников, «Разговор о правильном питании», Москва, Nectle, 2017
  5. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева, рабочая тетрадь для школьников, «Формула правильного питания»,ООО «Nectle Россия», Москва, 2017
  6. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева, «Разговор о здоровье и правильном питании», рабочая тетрадь, Москва, Nectle, 2017

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции

Современное общество в настоящее время требует от школы высокоразвитых выпускников, способных проявлять свои знания в разных областях науки, кроме того, в век новых информационных технологий возникла ...

Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...

«Использование инновационных технологий как основа развития базовых компетенций обучающихся»

Концепция компетентностного подхода в образовании – идея сравнительно новая.Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения....

Использование инновационных технологий как средство формирования компетенций у студентов при обучении иностранному языку

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профе...

Использование инновационной технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на примере методической разработки «Идиомы английского языка. Источники их происхождения».

   В статье  "Использование инновационной  технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на...