Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_imya_sushch_wecompress.com_.doc | 767.5 КБ |
imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi1_wecompress.com_.pptx | 280.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Школа – интернат № 86»
Конспект урока
по русскому языку:
"Имя существительное как часть речи"
8 класс
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
ГКОУ « Школа-интернат №86»
О.А.Гаврилова
Нижний Новгород
2019 год
Тема: имя существительное как часть речи.
Цель: формирование умений применять знания об имени существительном.
Задачи
Образовательные:
- закрепление знаний о морфологических и грамматических признаках имен существительных;
- развитие навыка осмысленного употребления имен существительных в устной и письменной речи;
- формирование навыка письменного разбора имен существительных.
Коррекционные:
- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении;
- активизация мыслительной деятельности на основе упражнений, требующих самостоятельного поиска и сопоставления;
- развитие творческого мышления.
Воспитательные:
- мотивация к учению;
- воспитание позитивного отношения к урокам русского языка через использование мультимедийного сопровождения.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, красочные тетради с заданиями и иллюстрациями, таблица с падежами и др.
Предназначение: как вспомогательное дидактическое средство на уроке, направленное на активизацию учебного процесса.
Форма использования: проецирование на экран в течение урока.
ХОД УРОКА. | ||
Структурные элементы и содержание урока | Теоретическое обоснование и способы реализации | |
Учитель | Ученик | |
1. Организационный момент | Настроить детей на спокойную работу | Настраиваются на активную работу |
|
|
|
2. Введение в тему урока | Мотивация к уче- | Слушают учителя |
Все на свете состоит из чего-то: лес-из дере | нию.Слова настра | Дети спокойны, |
вьев, облака-из водяных капелек.А из чего состоит | ивают на эмоцио- | готовы к восприятию |
наша речь? Ведь сегодня на уроке мы будем де- | нальное восприя - | материала |
литься своими мыслями,слушать друг друга, рас - | тие темы. |
|
суждать. |
|
|
Какие средствадает нам русский язык,чтобы |
| Вспоминают тему и |
общение получилось интересным и познаватель - | Активизация речевой | содержание |
ным? Слайд № 1 | и мыслительной | предыдущего урока, |
О чем мы говорили на прошлом уроке? | деятельности | включаются в беседу. |
| Моделирование речевых |
|
Назовите части речи,которые вы знаете. | конструкций. |
|
Как вы думаете,какая часть речи появилась пер - | Межпредметные связи. | рассказывают, опираясь на знания по истории, делают выводы. |
вой у древних людей? Слайд № 2 |
| |
Вывод:мы назвали предметы,явления природы,чув |
| |
ства.Все эти слова составляют часть нашей речи и |
|
|
называются именами существительными | Обращает внимание детей на рабочие блокноты. |
|
|
| |
3. Сообщение темы урока | делают записи в блокнотах | |
| Мотивация к учению. | |
Имя существительное как часть речи. | Актуализация опорных знаний. Поиск самостоятельных решений |
|
|
| |
4. Новый материал |
| |
-Что такое имя существительное? Слайд №3 | Дают устные ответы, работают в тетради. | |
-Работа с иллюстрацией К.Е.Маковского"Дети, |
| |
бегущие от грозы." Слайд № 4 |
| Комментируют записи. |
Задание:внимательно рассмотри иллюстрацию, | мотивация к учению. коррекция внимания на основе упр. в узнавании и различении. |
|
запиши в три столбика,используя сущест |
| |
вительные,названия предметов,явлений |
| |
природы,угадай чувства героев. |
| |
|
|
|
Далее продолжим работу с таблицей "Морфологи | Осущесвление дифференцированного разноуровнего подхода. |
|
ческий разбор имени существительного."Она помо |
| |
жет обобщить изученное об имени существительном, правильно определять признаки имени существительного, | Выполняют задания по образцу, объем задания разный. | |
соблюдать порядок разбора,следить за правиль | Актуализация опорных знаний.Коррекция вербальной памяти на основе упражнений ввоспроизведении. |
|
ностью сокращений. |
| |
ШАГ 1 Слайд № 5 | Выполяют задания самостоятельно с последующей самопроверкой. | |
Необходимо охарактеризовать слово как часть речи | ||
* указать часть речи | ||
* назвать начальную форму( ед.ч., и.п.) |
| |
| Снятие усталости, разрядка. |
|
Физпауза. |
| |
| Перенос способа обработки информации на индивидуальное задание. |
|
| Комментируют вслух, рассуждая по образцу, записывают в блокнотах, указывают признаки | |
2 ШАГ | ||
указать постоянные признаки Слайд № 6 | ||
Чтобы вспомнить постоянные признаки имени существительного,выполним несколько заданий | Формирование умения комментировать свою работу, активизация речевой деятельности. Активизация мыслительной деятельности на основе упражнений, требующих самостоятельного поиска и сопоставления. Развитие навыка осмысленного написания. | |
Задание № 2 | ||
По какому признаку составлены пары существительных? |
| |
(одуш.- неодуш.) |
| |
Летчик -самолёт |
| |
Космонавт-космос |
| |
Доктор-болезнь |
| |
Шофер-дорога |
| |
Какие существительные называются одушевленными и неодушевленными? | Отвечают на вопросы | |
|
| |
Задание № 3 | Самостоятельно выполняют упр. исследовательского характера. Проверяют и оценивают свою работу. | |
Вставь пропущенную букву Ч | ||
Укажи признак имени существительного. | ||
(нар.- собств.) | ||
гриб …ернушка | ||
курочка …ернушка |
| |
море …ерное |
| |
платье … ерное |
| |
деревня …еремушки | Перенос способа обработки информации на индивидуальное задание. |
|
зацвела …еремуха |
| |
Какие существительные называются собственными и нарицательными? | Отвечают на вопросы | |
Задание № 4 |
|
|
Укажи род имен существительных. |
|
|
гроза дождь облако |
|
|
радуга снег кольцо |
|
|
весна град обещание |
|
|
осень снегопад сражение |
|
|
Алгоритм определения рода? |
|
|
Задание № 5 |
|
|
В каждом столбике найди ошибку. |
|
|
Стрелкой покажи нужный столбик. | Актуализация опорных знаний, мыслительной деятельности на основе упражнений, требующих самостоятельного поиска и сопоставления. | Самостоятельно выполняют упр. исследовательского характера. Проверяют и оценивают свою работу. |
| ||
1 скл. 2скл. 3скл. | ||
тревога испуг печаль | ||
надежда стыд грусть | ||
забота восторг страх | Самопроверка и взаимопроверка. | |
отвага счастье любовь |
| |
вера радость жалость |
|
|
зависть ужас гордость |
|
|
обида веселье корысть |
|
|
|
|
|
Что обозначают эти существительные ? |
|
|
Какие имена существительные относятся к 1,2,3 склонениям? |
| Отвечают на вопросы |
Обобщение: назовите постоянные признаки имени существительного? |
| Делают выводы |
3 ШАГ |
|
|
указать изменяемые признаки | Активизация речевой деятельности. | Задания разноуровневые. |
| Работа в парах. | |
- Поединок знатоков (ед.ч.- мн.ч.) | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. Перенос способа обработки информации на инд. задание. | Показывают падежи-сигналы для самопроверки. |
| ||
- Алгоритм определения падежей | ||
|
| |
Обобщение: назовите изменяемые признаки имени существительного? | Будут выполнять задание по образцу классной работы. | |
| ||
5. Домашнее задание. | ||
|
|
|
6. Итог урока. | Мотивация к учению. |
|
| ||
7. Оценка учащихся. |
Приложение.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Используемые источники:
- Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: «Наука/Интерпереодика», 2000.
- Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М. Просвещение, 1980.
4.Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. М.,2007
5. Е.С. Заир-Бек Основы педагогического проектирования. – СПБ., 1995.
6.В.В. Волина. «Весёлая грамматика».- М.: Знание,1995.
7. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. М., 1990.
8.Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т.10. (1999, 3-е изд)
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие средства для общения дает нам родной язык ? Какие части речи вы знаете? Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Какая часть речи появилась первой у далеких предков?
имя существительное Часть речи кто ? что ? предметы явления чувства
К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имени существительного постоянные признаки
Морфологический разбор имени существительного Изменяемые признаки
Урок окончен. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"
Цель урока: 1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Части речи"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»
Тема: Местоимение как часть речи. Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....
Конспект урока по теме: "Имя существительное как часть речи"
План-конспект урока русского языка...
конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи".
Конспект предназначен для студентов 1 курса колледжа, составлен по учебнику Н.Г. Голцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной....
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...