Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Конспект урока |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | - Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята .Прежде чем приступить к нашей активной, плодотворной работе давайте повторим наши правила: Слайд 1. 1 вариант хором: Я смогу выполнить все задания |
2 вариант хором: Все вместе: Желаю успехов себе и друзьям |
– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и заряженные хорошим настроением приступим к работе.
-Из-за тебя я бью себя. Из-за себя я бью тебя. Будет литься кровь моя. -Отгадайте загадку. комар) 2. Беседа. – Какое слово помогло сделать загадку «загадочной»? (тебя) – Какой частью речи оно является? - Итак, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о местоимении. Помогите мне, пожалуйста сформулировать тему сегодняшнего урока?(МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ) - Поставьте перед собой цель. Чему будете учиться? на что мы должны обратить внимание? Что мы должны будем усвоить? (сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи) Запись в тетрадь. Слайд 2. В опорном конспекте посмотрите и другие цели, которые мы не назвали. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | Стратегия: Знаю-хочу узнать- узнал (технология критического мышления) Задание второе в опорных конспектах.
5.Беседа. - Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу и запишите эти сведения в первой графе таблицы (ответы учащихся записываются в первую графу таблицы, если они верны, комментирует и оценивает их правильность учитель или те учащиеся, которые не согласны с высказыванием); – Поставьте вопросы к изучаемой теме и запишите в графу: хотим узнать.
Вот как может выглядеть данная таблица после работы учащихся З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали | 1. Местоимение – самостоятельная часть речи. 2. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. 3. Местоимения изменяются по числам и падежам. | 1. Что обозначают местоимения? 2. Только личными бывают местоимения? 3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам? | 1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. 2. Местоимения бывают не только личными, имеют 9 разрядов. 3. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. 4. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. 5. Местоимения употреблялись в древнерусском языке, многие из них изменились, иногда в современном русском языке употребляются устаревшие формы местоимений. |
Работа в опорных конспектах ,по парам. Заполнение двух столбиков.
|
3. Выявление места и причины затруднения. |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Проблемная ситуация. Ребята, скажите, а никто из вас не задумывался почему местоимения так называются? Из каких двух слов состоит это слово? А какие вы знаете имена? А попробуйте доказать в паре, что местоимения заменяют именно прилагательное, существительное, числительное? Как вы будете доказывать? ( пять- сколько, несколько Человек, стол -он Красивый –такой ,самый) -Молодцы! Сделайте вывод.
Откройте учебники и найдите определение местоимения. Что вам понятно из прочитанного? Что-то, может, надо объяснить?
Запишите предложение :В таком диктанте он допустил несколько ошибок. -Понятен ли вам смысл данного предложения? -Кто он ? - В каком диктанте? ( смысл данного предложения не понятен, так как затруднительно ответить на поставленный вопрос) Какое получилось предложение? Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько? Чем отличаются местоимения от данных частей речи?
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: - ставят цель,
- согласовывают тему урока,
- выбирают способ,
- строят план достижения цели;
- определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | _ Определите морфологические признаки местоимения в данном предложении.
Почти не имеют особых морфологических признаков, морф. признаки зависят от того, какую часть речи они замещают. |
5. Реализация построенного проекта. |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. |
Физминутка . Встаем и хлопаем в ладошки, если услышите местоимение. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок... Если все - и я, и ты, Если мы сорвем цветы, То останутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвем цветы.
-Какова главная мысль стихотворения? |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -Ребята, а теперь обратитесь к третьему заданию. В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями .Но будьте внимательны. В словосочетаниях допущена ошибка. Найдите ее, какую ошибку я допустила. ( Подарила ребятам, любимый край, послышались вдалеке). Вдалеке –нельзя заменить. Сделайте вывод. |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | о |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Задание в опорном конспекте. Эталон выдается +оценочный лист для проверки и оценки.
-Какова роль местоимений в тексте? ( они помогают избежать повторов, не допускать речевых ошибок)
-А теперь заполните третий столбик в таблице. Что мы узнали( послушать ответы). |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | Составить в паре синквейн. Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала Местоимение. Проверка. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
| - – Заканчивая урок, мне бы хотелось увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, в опорные конспекты. Там в верхнем левом углу квадратик. - кому сегодня все было понятно на уроке, вам понравилось, поставьте !
- кому все понятно, не было никаких трудностей, поставьте .
- кому была понятна большая часть урока, но остались какие-то вопросы, поставьте?
- а кому все было непонятно, поставьте ….
- Проверить. Если остались вопросы мы попробуем разобрать их на следующем уроке или же вам в этом поможет выполнение домашнего задания.
Домашнее задание. Кто поставил .!,то попробуйте составить акростих(Местоимение) Кто ?...Упр.814 или 815 -Спасибо всем за урок. До свидания! |
Комментарии
Наталья Ивановна, весьма полезный материал! Спасибо!
Конспект хороший! Можно ли использовать в своей практике?