Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1 Орг.момент | Метод: слово учителя Прием: приветственное слово учителя Здравствуйте ребята! Проверьте наличие учебника и тетради на парте, они понадобятся нам на уроке. – Откройте тетради, запишите дату, сегодня у нас, вид работы – классная работа. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Образец записи в тетради: Двадцать пятое февраля. Классная работа | слайд |
2 Повторение изученного
2 Актуализация знаний | Метод: слово учителя Прием: педагогическое требование - В течение двух уроков вы изучали такое понятие, как прямая речь. Какие знаки препинания ставиться при прямой речи? От чего зависит постановка знака препинания?
Метод: диктант Прием: зрительный диктант - Сейчас напишем зрительный диктант, работать будем так. На слайде появится предложение, ваша задача, в течение 1 минуты запомнить и написать это предложение. Проверим, обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.
Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?». А водитель: «Денег с такс не берём совсем. Вот так-с!».
Метод: конструирования Прием: составление схемы - Составьте схему с прямой речью, Алина иди к доске, все остальные в тетрадях. Проверим.
Метод слово учителя Прием: сообщающее слово учителя. Педагогическая установка - Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Задания выполняются по рядам. Не забудьте оставить две строчки, для того, чтобы потом записать тему. Метод: списывание Прием: осложненное списывание Языковой материал: Задание №1. Без труда не _____ рыбку из пруда. Яблоко от яблони недалеко _____ . Задание №2. Терпение и труд всё _____. Слово не воробей, _____ – не _____. Задание №3. Семь раз _____, один раз _____. На ловца и зверь ____.
- А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков. | Говорение. Ответ по предмету Образец устного ответа ученика Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Образец записи в тетради:
А. : «П ?». А. : «П !».
Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое. Образец письменного ответа ученика 1 ряд: Без труда не выловить рыбку из пруда. Яблоко от яблони недалеко падает. 2 ряд: Терпение и труд всё перетрут. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 3 ряд: Семь раз отмерь, один раз отрежь. На ловца и зверь бежит.
Говорение. Ответ по предмету Образец устного ответа ученика: 1 ряд: В первом предложении я вставил(а) глагол выловить, а во втором глагол падает. 2 ряд: В первом предложении я вставил(а) глагол перетрут, а во втором глаголы вылетит и поймаешь. 3 ряд: В первом предложении я вставил(а) глаголы отмерь и отрежь, а во втором глагол бежит.
|
|
3 Изучение нового материала |
Метод: слово учителя Прием: репродуктивная беседа
–К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? –Правильно! А что обозначают все эти слова? –Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? –Все верно, ребята. Теперь запишите тему нашего сегодняшнего урока: «Глагол как часть речи».
Метод: слово учителя Прием: педагогическое требование - Послушайте сказку, ответьте на вопрос: что обозначают глаголы, для чего они нужны в речи. Метод: Прием: предметная сказка Жили – были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Пришли глаголы. Они не могли смотреть на бездействие. И всех заставили что - то делать. Вот и мы с вами, давайте заставим наши предметы действовать. Для этого соединим слова первого и второго столбиков, чтобы получились словосочетания. врач | скачет | рыба | учится | лошадь | лечит | ученик | плывет |
Метод: слово учителя Прием: эвристическая беседа
- Для чего нужны глаголы в речи? | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: –Все пропущенные слова являются глаголами. –Эти слова обозначают действие. –Сегодня на уроке мы будем говорить о глаголах.
Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: Глаголы обозначают действие.
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. |
|
|
Метод: слово учителя Прием: педагогическое требование –Откройте учебники на странице 211–ой и прочитайте сведения о глаголе.
Метод: беседа Прием: фронтальная беседа –Что нового вы узнали об этой части речи? -Какими морфологическими признаками обладает глагол? (Постоянные: спряжение, вид; переходность; возвратность. Непостоянные: число; наклонение; род; время. Лицо.) |
Метод: чтение Прием: озвученное чтение
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: Глаголы обозначают: 1)трудовые процессы (копать); 2)движение (бежать); 3)состояние человека (гордиться); 4) состояние природы (темнеет); 5)процессы речи и мысли (мыслить); 6)проявления цвета ( краснеть). |
|
4 Закрепление изученного | Метод: слово учителя Прием: педагогическое требование -Давай закрепим правило, которое мы прочитали в учебнике. Посмотрите на слайд. Вы видите на картинке действие. Опишите это действие с помощью глагола.
Метод: слово учителя Прием: репродуктивная беседа -Правильно! Глагол «шить». -Скажите, что обозначает этот глагол? -Верно. Это глагол труда. -Посмотрите на следующую картинку. -Что делают участники на картинке? Что обозначает глагол? -Верно. Глагол «танцевать» обозначает движение партнеров, которые перемещаются с места на место.( «рисовать», «лететь», «краснеть» продолжение работы) | Метод: слушание Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа:
-Глагол «шить». Это глагол обозначает трудовой процесс. -Участники танцуют. Это глагол движения. Плакать - состояние человека, Краснеть - проявление цвета |
|
| Метод: языковой разбор Прием: лексический разбор слова А знаете ли вы, что обозначало слово "Глагол" раньше, в старославянском языке?
| Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: Слово «глагол» в старославянском языке означало «слово», «речь» |
|
| Метод: слово учителя Прием: информативное слово учителя
В древнерусском языке «глаголити» означало «говорить». В разговорной речи мы, конечно, не употребляем это грамматическое понятие. Мы не говорим: «Что ты мне глаголишь?». Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается и само слово «глагол» и производные отнего. У А.С. Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»
| Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание |
|
| Метод: слово учителя Прием: эвристическая беседа
- Объясните значение строк «ГЛАГОЛОМ жги сердца» | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа:
- Означает, словами покоряй сердца людей. |
|
| Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя, педагогическое требование На слайде записаны имена существительные. Образуйте глаголы, объясните их значение. Гнев улыбка стыд смех радость
Метод: слово учителя Прием: эвристическая беседа - Какой сделаем вывод? Что еще узнали о глаголе?
- А сейчас выяснить каким членом предложения чаще всего выступает глагол. Спишите предложение, вставляя пропущенные знаки препинания и буквы, произведем синтаксический разбор предложения. Солнце позолотило вершины деревьев, и они засияли нежным закатным светом.ССП Прил..тел на цв..ток шмель, пос..дел, попил р..су и полетел дальше.ССП
- Какой сделаем вывод? Каким членом предложения чаще всего выступает глагол? | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: Гнев – гневаться чувства сильного возмущения; улыбка – улыбаться испытать радость радость – радоваться ощущение большого душевного удовлетворения стыд – стыдиться чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка. смех – смеяться испытать восторг, Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: Глагол можно образовать от имени Существительного. |
|
| Метод: слово учителя Прием: репродуктивная беседа - Что такое фразеологизмы?
Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя (с элементами ведущего) - Ваша задача, заменить каждый фразеологизм глаголом – синонимом, объясните значение. Работать будем по цепочке. 1. Перемывать косточки. 2. Сбить с толку. 3. Лететь сломя голову. 4. Держать язык за зубами. 5. Возносить до небес. 6. Обвести вокруг пальца. 7. Намять бока. 8. Рассеиваться как дым.
- Фразеологизм не записываем, записываем только синоним, определяя значение глагола. | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов.(Крылатые выражения)
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: 1. Перемывать косточки - сплетничать
2. Сбить с толку (запутать) - запутывать, приводить в состояние растерянности, замешательства. 3. Лететь сломя голову(быстро)- 4. Держать язык за зубами (молчать) 5. Возносить до небес(гордиться) |
|
| Метод: слово учителя Прием: слово учителя, педагогическое требование
- Прочитайте предложения со слайда. Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает? срывайте цветы! ломайте ветки деревьев! ловите бабочек и других насекомых! уничтожайте пауков, лягушек и жаб! разоряйте гнезда птиц! берите лесных животных домой!
Метод: слово учителя Прием: эвристическая беседа
- Что необходимо сделать, что бы эти предложения звучали как запрет? - А как мы напишем не с глаголами?
Метод: слово учителя Прием: эвристическая беседа
- Как вы относитесь к людям, которые нарушают эти правила? - У меня тоже негативное отношения к людям, наносящим вред природе. Но ведь природа может ответить на человеческие злодеяния.
| Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: - нет, не согласны. Необходимо подставить частицу не.
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа:
- Не с глаголами пиши раздельно.
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: - Отрицательно, т.к. мы должны беречь природу. |
|
| Метод: слово учителя Прием: инструктирующее, сообщающее слово учителя Метод: Прием: лингвистическая сказка - А сейчас послушайте сказку, и ответьте на вопрос, всегда ли частица «не » с глаголом пишется раздельно. Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)
Метод: слово учителя Прием: эвристическая беседа
- Всегда ли частица «не » с глаголом пишется раздельно.
Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя - Откройте учебники на странице 213-ой. Прочитайте образец рассуждения. - Как будем рассуждать?
| Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное.
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа:
Не с глаголами пиши слитно, если: глагол без не не употребляется: ненавижу,
- Есть сочетание приставок недо: недосмотреть, недоедать (некоторые авторы считают, что здесь одна приставка недо). Не всегда буквенное сочетание недо является двумя приставками. В некоторых глаголах недо — часть корня: недомогать, недоумевать. Такие глаголы без не не употребляется. Пиши такие слова слитно.
Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: Если глагол употребляется без не. Значит не пишется раздельно. Если глагол не употребляется без не-, значит Не с глаголом пишется слитно.
|
|
| Метод: слово учителя Прием: сообщающее слово учителя Метод: диктант Прием: распределительный диктант - Сейчас мы напишем распределительный диктант. Разделите свою тетрадь мысленно на две колонки, 1 колонка раздельное написание гл.с частицей(раздельно), 2 колонка слитное написание(слитно). Работать будем так: я диктую словосочетание первый раз, вы слушаете, ничего не пишете, диктую второй раз, определяете и записываете в первый или второй столбик. Орфограмму пробел выделяете. Маша и Алексей к доске. Проверим. Не мог, недомогаешь, не был, не чувствуешь, ненавидишь, недоумеваешь, не здоровится, нельзя. | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: - не мог - это глагол. Глагол употребляется без не. Значит не пишется раздельно. Недомогаешь - глагол не употребляется без не-, значит Не с глаголом пишется слитно. |
|
| Метод: слово учителя Прием: сообщающее слово учителя - Работать будем в парах. На столах лежит текс, прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не употребляются без частицы НЕ. На работу 3 мин. Проверим.
Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет. « ЧТО с ним случилось?» - ---------------------------------- защита. « Сорвать решающий матч! Как можно?» - ----------------------------- капитан. « -------------------------------- я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю -------------------------------------------» - пытается защитить своего друга болельщик Олег. Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать.
| Чтение: изучающее, некритическое, нескоростное. |
|
6 Д/З | Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово - Откройте дневники, запишем домашнее задание. Выучить правило на странице 211-ой и выполнить упр.594. - Прочитайте задание к упражнение, кто не знает как выполнять? | Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное |
|
7 Итог урока | Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово - Ребята, давайте подведем итог нашего урока. - Что нового на уроке вы узнали? | Говорение Ответ по предмету Образец устного ответа: - Сегодня на уроке мы узнали,что Глаголы обозначают: 1)трудовые процессы (копать); 2)движение (бежать); 3)состояние человека (гордиться); 4) состояние природы (темнеет); 5)процессы речи и мысли (мыслить); 6)проявления цвета ( краснеть). Могут образовываться от существительных. |
|
| Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово - Спасибо за работу. Вы можете идти отдыхать. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание |
|