Конспект урока по теме: "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 5 Дата:
Предмет: Русский язык.
Тема: Имя существительное как часть речи.
Цель: 1) дать учащимся понятие об имени существительном как части речи; 2) научить учащихся находить существительные в тексте, пополнить их словарный запас; 3) прививать интерес к изучению истории языка.
Оборудование: таблица, дополнительная литература.
Вид урока: усвоение нового материала.
Методы урока: беседа, объяснительный диктант.
ХОД УРОКА
- Организационный момент (приветствие, проверка посещаемости, объявление темы и целей урока).
- Повторение изученного материала.
- Вопросно-ответная беседа.
- Какие разделы русского языка мы уже с вами изучили?
- Что такое фонетика?
- Что изучает графика?
- Лексикология?
- Морфемика.
- При изучении морфемики какие орфограммы были нами изучены? Вспомним их, решив кроссворд
- Кроссворд. Слайд 1.
Разгадывая, нужно будет не только назвать слово, но и вставить и объяснить в нём пропущенную орфограмму.
-- А что такое орфограмма?
Итак, начнём:
- Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. (РОсток)
- Огородное растение, растущее обычно кочаном. (КАпуста)
- Составьте словосочетание из слов лес и хозяйство. Какое слово изменилось? Объясните орфограмму в этом слове. (ЛЕсной)
- Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)
- Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилАгательное)
- Масло бывает животного происхождения и … (РАстительного)
- Скажите одним словом: «прибавить одно к другому» (СлОжить)
- Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. (ТЕлЕфон)
- Что значит «описывать, передавать устно или письменно, кратко пересказывать содержание чего-нибудь?» (ИзлАгать)
- Какова задача того, кто обвиняет кого-нибудь. Скажите это одним словом. (ОбвИнить)
- Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)
- Человек, знающий дело, толковый, дельный, серьёзный. (ДЕловой)
Что ж, в результате разгадывания кроссворда и правильного объяснения орфограмм, у нас определилось «ключевое» слово нашего сегодняшнего урока. (Имя существительное).
- Объяснение нового материала.
- Блиц – опрос на повторение.
- Что такое морфология?
- Как подразделяются все части речи?
- Самостоятельные части речи.
- Служебные части речи.
- В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот, и шорох морского гравия,» - писал К.Г.Паустовский
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные… и суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова.
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди. Мы – дети планеты одной.
- Ребята, а какие слова для вас являются путеводными в жизни?
- Какой же частью речи являются все записанные нами слова? Что же такое имя существительное? (слайд-схема)
- Физминутка
- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.
Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)
Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)
- Работа по учебнику. Чтение правила (§ 88, стр. 46).
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?.
- Мини-исследование.
На дом вам было дано опережающее задание, вы должны были провести небольшое исследование, выяснить, что же обозначает имя существительное, только ли предмет.
- Учащиеся предоставляют свои работы, затем отвечают на вопросы (слайды), приводят свои примеры, записывают в тетрадь предложение с одним из слов.
- Закрепление изученного материала.
- Выборочно-распределительный диктант.
Выбрать из предложений существительные и распределить их в 3 столбика по родам.
- Письменность на Руси появилась в конце десятого века. 2) В то время книги писали от руки. 3) Старые рукописные книги ценились на вес золото. 4) В 16 веке на Руси появилось книгопечатание. 5) В книгах продолжали делать отступы для выделения новой мысли, но начальную букву уже не разрисовывали.
Р.М.: 2. Выполнение упражнения 473.
- Подведение итогов. Оценивание.
- Задание на дом. 1) § 88; 2) упр. 480 или 476 (на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи: повторение изученного в 5 классе" для 6 класса УМК М.Т.Баранова. Т.А.Ладыженской......
Урок по теме «Имя существительное как часть речи»
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"...
План-конспект урока по теме "Самостоятельные и служебные части речи"
Данная тема изучается в пятом классе в разделе "Морфология. Орфография. Культура речи." Тип урока: урок изучения нового материала. В основу урока положена технология сотрудничества. В ходе ...
Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Урок рассчитан на 2 учебных часа. Урок - игра в страну мультипликации, на котором будет предложено много творческих заданий. Урок с применением мультимедийной презентацией...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Презентация к уроку по теме:"Имя существительное как часть речи".
Презентация по русскому языку....
конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи".
Конспект предназначен для студентов 1 курса колледжа, составлен по учебнику Н.Г. Голцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной....