Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст) Тема: "Зимние забавы"
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.n._korkina_zimnie_zabavy.docx | 664.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид НОД: по ознакомлению с окружающим миром
Возраст детей: старший дошкольный возраст (коррекционный)
Тема: «Зимние забавы»
Интеграция с другими образовательными областями: социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Цели и задачи НОД:
Познавательное развитие Систематизировать знания детей о признаках зимы в неживой природе на Южном Урале. Продолжить знакомство с разнообразием зимних игр (развлечений) на улице для детей. Развивать зрительное и слуховое восприятие, все виды памяти, мелкую и общую моторику, Способствовать развитию воображения, фантазии воспитанников.
Социально – коммуникативное развитие Р.К. Воспитывать у детей терпение, доброжелательное отношение к окружающим. Приучать слышать и выполнять правила или условия игры. Учить детей общаться со сверстниками, при необходимости помогать друг другу.
Речевое развитие Обогащать пассивный и активный словарь по теме «Зима». Знакомить воспитанников с однокоренными словами; с переносным значением слов «белые мухи». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного полным предложением. Знакомить с народными пословицами.
Художественно – эстетическое развитие. Продолжить знакомить детей с русским фольклором на примере пословицы «Любишь кататься, люби и саночки возить». Воспитывать бережное отношение к дидактическим играм и пособиям.
Физическое развитие. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений. Подвести детей к мысли о здоровом образе жизни через многообразие игр на свежем воздухе в зимний период на Южном Урале.
Оборудование и демонстрационный материал для педагога: карточки с изображением зимних видов спорта; мягкая игрушка Снеговик; карточки с изображением времён года; иллюстрация к пословице «Любишь кататься, люби и саночки возить», сборник «Зимние сказки и стихи».
Для детей: цветные карандаши, листы с индивидуальными заданиями (приложение1); мнемотаблица стихотворения П.Воронько «Пирог».
Подготовительная работа: наблюдение за свойством снега на холоде и в тёплом помещении, игры на прогулке со снеголепом. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Снегурочка», стихотворение П.Воронько «Пирог», рассматривание иллюстраций о зиме.
Ход занятия
1Организационный момент. Уточнение представлений детей о признаках зимы в неживой природе.
Педагог:- Ребята, когда вы шли в детский сад, то что интересного увидели на улицах? Почему вам трудно было идти? Педагог выслушивает ответы детей и обращает внимание на то, что на улице много снега, дует ветер, холодно, кто – то идёт без перчаток. – Признаки какого времени года вы назвали? (ответы детей) Правильно, это время года – ЗИМА.
2. Развитие наглядно – образного мышления и долговременной зрительной памяти. Упражнение «Найди зиму» на картинках.
Педагог:- К нам в гости пришёл Снеговик, он ещё очень молодой и ни разу не видел зиму. Давайте поможем найти Снеговику зиму на картинках. (На доске находятся карточки с изображением времён года. Каждый ребёнок подходит к доске, выбирает карточку, переворачивает её по рисунку определяет время года. Если карточка с изображением зимы, ребёнок прикрепляет её на доску с помощью магнита, если время года лето, осень или весна, то карточку кладут на стол). После того, как решение выбрано, педагог просит ребёнка объяснить свой выбор.
3 Работа над переносным значение слова. Чтение стихотворения Л.Дьяконова «Щенок и снег». Решение проблемной ситуации «Белые мухи».
Педагог:- Ребята, из чего состоит снег? (из снежинок). А какие бывают снежинки? (Предположительные ответы детей: маленькие, большие, красивые, лёгкие, пушистые.) – Снеговик просит меня прочитать стихотворение про белых мух, которые летают на улице. Что же это за белые мухи, вы не знаете?
Щенок и снег (Л.Дьяконов)
На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог…
«Откуда столько белых мух
Слетелось к нам во двор?
А может, это птичий пух?
А может, это просто сор?»
Он пасть раскрыл и снегу хвать!
И стал жевать, и стал глотать.
Жуёт – жуёт, но вот беда:
На языке одна вода! На языке одна вода,
А снег – то спрятался куда?
Педагог:- О каких «белых мухах» говорит автор? Белые мухи – это снежинки. – Что стал делать со снежинками щенок?- Куда спрятались снежинки с языка щенка? – Правильно, они растаял. Мы с вами знаем, что если снег взять в тёплую ладошку или занести в помещение, то он растает Снег – это замёрзшая вода. - Снеговик, ты, пожалуйста, не кушай снег. Он холодный, может заболеть горло. Наши дети снег не кушают.
4 Развитие зрительного внимания.
Педагог: - Снег состоит из снежинок, а снежинки бывают разные. Перед вами рисунок с изображением снежинок. Найдите одинаковые снежинки и соедините их ниточками. Сколько пар одинаковых снежинок получилось?
5 Физминутка. Разучивание стихотворения П.Воронько «Пирог»
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
6 Заучивание стихотворения П.Воронько «Пирог» с помощью элементов мнемотехники.
Педагог:- Снеговику понравилось стихотворение про пирог, давайте поможем его выучить. У меня на доске большая мнемотаблица (приложение 2), а у вас – поменьше. Но в таблице один пропущен очень важный предмет (снег – снежинки). Давайте попробуем определить, что я не нарисовала. (Дети вместе с педагогом приходят к мысли о том, что нужно нарисовать снежинки).
7 Знакомство с однокоренными словами. Упражнение «Продолжи предложение». Педагог задаёт вопросы, а дети называют ответы. На доске параллельно с ответами детей появляются картинки с изображением снежинки, снеговика, снегурочки, снегохода, снеголепа (приложение 3).
Педагог: - Если много снежинок соединить вместе, то получится СНЕГ.
- Если вылепить из снега фигуру, то получится СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА.
- Когда снег липкий, то можно играть в СНЕЖКИ.
- Когда большое количество снега и нужно проехать по дороге то используют СНЕГОУБОЧНУЮ МАШИНУ или СНЕГОХОД.
- На прогулке с Александрой Михайловной вы лепите снежки с помощью СНЕГОЛЕПА. Давайте все вместе назовем слова, в которых слышится «СНЕГ». Эти слова называются родственными, потому что у них есть общее слово СНЕГ.
8 Беседа о зимних забавах. Упражнение на развитие наглядно – действенное мышление.
Педагог: - Ребята, а в какие игры на улице любите играть вы? Играя на улице в снежки, нужно соблюдать правило: нельзя бросать снежок в голову или лицо человеку, потому что… я забыла, помогите мне.
– Катаясь с горки, нельзя толкать друг друга, потому что….
- Когда приходишь с прогулки домой, нужно проверить свои вещи и положить их сушиться, потому что…
Работа над скрытым смыслом пословицы. Педагог: - Много лет назад ваши бабушки катались на санках и говорили «Любишь кататься, люби и саночки возить» (приложение 4). Это народная мудрость, очень умные слова. Как вы их понимаете?
Педагог: - Снеговик спрашивает: « А взрослые могут играть зимой на улице?» (Ответы детей могут быть разные.) Педагог подводит детей к мысли о том, что родители тоже могут кататься на санках, лыжах и т. д.
9 Рассказ о зимних видах спорта на Южном Урале. Педагог просит подойти детей к доске, на которой карточки с изображением зимних видов спорта (лыжи, фигурное катание, хоккей, биатлон). Дети рассматривают карточки, делятся своими впечатлениями.
Педагог: - Многие в нашем городе играют в хоккей и болеют за команду «Трактор». А почему команда называется «Трактор». Правильно, потому что в городе Челябинске выпускают самый красивый и хороший трактор, настоящий трактор – один из символов нашей области. Мы с вами тоже «болеем» за команду и выучили кричалку. Давайте её повторим.
Педагог вместе с детьми выполняет движения на мотив песни группы «Квин» «Мы любим рок»: «Любим тебя, «Трактор»!» – 4 раза.
10 Итог занятия: Снеговик обращается к детям - Спасибо, ребята, я теперь знаю всё про зимние игры и про снег! А вы тоже будете хоккеистами? (ответы детей). Педагог подводит детей к мысли о том, для того, чтобы стать спортсменами и не болеть, нужно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
Список используемой и цитируемой литературы
- «Зима» беседы с ребёнком. 12 карточек с текстами и рекомендациями, издательство «Карапуз»;
- «Зимние стихи и сказки», М: «Стрекоза»
- П. Воронько «Пирог» интернет - ресурс
Приложение 1
Приложение 2
Падал снег на порог | Кот слепил себе пирог |
А пока лепил и пёк | Ручейком пирог утёк |
Пироги себе пеки | Не из снега – из муки |
Приложение 3
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы
В Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)
Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "В саду" для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Конспект составлен на материале лексической темы "Фрукты - овощи", в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных»....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (средний дошкольный возраст коррекционная группа) Тема: «Насекомые»
Детям среднего дошкольного возраста с ОВЗ трудно запоминать даже маленькие стихотворения. Чтобы дети не боялись запоминать тексты на слух, я в своей работе использую элементы мнемотехники. Так как у м...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...
Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зимующие птицы»
уточнение и расширение знаний о зимующих птицах родного края...