Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)
план-конспект занятия на тему
Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочнице с сухим и мокрым песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_peskom.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа детский сад №76»
Конспект
конкурсного занятия
по ознакомлению с окружающим миром
с элементами исследовательской деятельности
по теме «Песок»
для детей дошкольного возраста
с ЗПР
(подгрупповое)
Составитель:
Трифан Елена Вячеславовна
учитель - дефектолог
Вид занятия: подгрупповое
Тема занятия: «Песок»
Цель занятия: ознакомление детей со свойствами песка и камня
Задачи:
(обучающая): познакомить детей со свойствами песка и камня. Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь песок и камень.
(развивающая): Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком и камнем, развивать мелкую моторику рук, зрительное и тактильное восприятие, фантазию.
(воспитательная) воспитывать усидчивость, интерес к занятиям,
(коррекционная) корригировать произвольное внимание,
Речевой материал: песок мокрый, песок сухой, светлый, темный, шершавый, гладкий, твёрдый, мягкий; камень тяжелый, большой, жесткий.
Оборудование: Песочница с песком, воздушный шар, стилизованный под профессора, ведерко с песком, сито, совочки, две коробочки с песком и камешками, ноутбук, трубочки, воронки,
сухой песок, тарелочки на каждого ребенка, формочки, салфетки, по 2 ведра на каждого ребенка, лейка с водой
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети входят в группу.
У-ль: Доброе утро, ребята.
Дети: Здравствуйте.
У-ль: Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? На прошлом занятии мы познакомились с такими природными материалами как песок и камень, а цель нашего занятия сегодня поэкспериментировать с песком и камнем, сравнить их между собой. Для работы на занятии я вам приготовила песок, камни, трубочки, лейки, ведерки, сито, совочки, формочки. На занятии мы будем работать как самостоятельно, так и все вместе. Мы с вами проведем опыт с песком и камнем, и поиграем с песком.
У-ль: Дети! Посмотрите, а еще к нам пришел необычный гость. Это знаменитый профессор Шар Шарыч, и с ним девочка Катя. Шар Шарыч летает по всему миру и узнает много интересных вещей. А Катя просит нас подарить ей формочки для игры в песке. А формочки вы сможете получить за работу на занятии. Если вы будете внимательно слушать, самостоятельно, правильно выполнять задания, верно отвечать на вопросы, соблюдать правила поведения при работе с песком и камнем - то получите формочку. У каждого из вас формочка будет своего цвета: У Алены – желтая, у Альмиры – красная, у Саши – синяя, у Славы – зеленая (Дефектолог каждому ребенку вешает бейджик соответствующего цвета). А в конце занятия мы подведем итог вашей работы, и увидим, кто же больше всех подарил Кате формочек для игры в песке.
- Ребята, Шар Шарыч, наверное, неспроста появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил. (Дефектолог достает 2 коробочки на каждого ребенка).
У-ль: Попробуем угадать, что там находится?
Дети берут коробочки, встряхивают их, слушают, как они звучат. Пробуют догадаться, что там находится.
У-ль: Кто расскажет, что же находится в коробочках?
Дети пытаются отгадать содержимое коробочек.
У-ль: Давайте их раскроем и посмотрим, что же в них лежит.
У-ль: Как вы думаете, где в природе можно увидеть много песка?
Дети: В пустыне, в песочнице. (Картинки на ноутбуке).
У-ль: Молодцы! А камни?
Дети: В горах. (Картинка на ноутбуке)
2. Основная часть.
У-ль: Не зря Шар Шарыч принес нам песок и камни. Сегодня мы, как настоящие ученые будем исследовать эти объекты неживой природы. Как вы думаете, где ученые проводят свои исследования?
Дети: В лабораториях.
У-ль: Шар Шарыч поможет нам очутиться в лаборатории.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
У-ль: Профессор помог нам добраться в лабораторию. (Дети садятся за столы).
У-ль: Перед тем как начать работать, повторим правила поведения:
Внимательно слушать,
Выполнять предложенные действия,
Нельзя ничего брать в рот.
У-ль: У вас на столах лежат тарелочки с песком и камнем. Посмотрите, из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит из песчинок.
У-ль: Верно. Помните, мы на прошлом занятии рассматривали песок с помощью лупы, и видели песчинки.
У-ль: Потрогайте камень. Какой он на ощупь?
Дети: Твердый, большой….
У-ль: У каждого лежит трубочка, очень аккуратно, не слишком сильно подуйте сначала на песок….., теперь на камень. Что вы заметили?
Дети: Песок разлетелся, а камень остался на месте.
У-ль: Молодцы! А почему так получилось?
Дети: Потому что песок легкий, а камень – тяжелый.
У-ль: Молодцы! Камень остался на месте, потому что тяжелый, а песок разлетелся, потому что легкий.
У-ль: За то, что Алена, Саша работали аккуратно, отвечали на вопросы полным ответом, они получают формочки. Подойдите и наклейте своего цвета формочку.
У-ль: А профессор приглашает вас продолжить путешествие.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
У-ль: Профессор нас принес туда, можно встретить много песка. Куда мы попали?
Дети: Мы попали в песочницу.
У-ль: Песок может показать детям много интересных игр. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песком.
- Песок в рот брать можно?
- Обсыпаться песком можно?
-Тереть глаза грязными руками можно?
У-ль: Запомните эти правила:
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Песок — мирная страна.
Обижать детей нельзя!
- А сейчас положите ладони на песок. Давайте его погладим ладонями, затем ладони перевернем. Какой песок?
- Шершавый или гладкий?
- Сухой или мокрый?
- Мягкий или твёрдый?
- Песок шершавый, сухой, мягкий.
- Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
- Здравствуй, песок!
- Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
- Давайте его погладим между ладонями.
- Возьмите за руки песок крепко - крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков и опять отпустим.
ФИЗ. МИНУТКА
У-ль: Давайте встанем, проведем физ. минутку. Что бы руки, спина, ноги, колени отдохнули. Нужно выполнять движения дружно, правильно, четко.
Вокруг себя повернитесь
И в песчинки превратитесь.
Присели все на корточки.
О-о-о! Сколько у нас песка!
Ну вот подул ветер, поднял песчинки
И они полетели в разные стороны.
Ветер стих, и песчинки опустились на землю.
У-ль: Молодцы, дружно, правильно выполняли движения, и каждый получает формочку. Подойдите, и положите Кате свою формочку по цвету. Отдохнули, пройдем в песочницу и продолжим занятие.
- Посмотрите, к нам в гости пришли игрушки. Они любят прятаться в песке. Давайте сыграем с ними в «Песочные прятки».
Игра «Песочные прятки»
- Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», вы должны их найти в песке. Вы можете раскапывать песок пальчиками. Кто будет внимательным, терпеливым, аккуратно раскапывать песок, первым найдет игрушку – получит формочку для Кати.
Дети находят игрушки, помогают друг другу в поиске.
- Что вы нашли в песке?
- Молодцы, игрушкам очень понравилось с вами играть. Слава, Альмира работали аккуратно, были терпеливыми в поиске, самые первые нашли сою игрушку в песке, и получают формочки. Подойдите и наклейте своего цвета формочку.
Игра «Песочный дождик»
- А ещё в нашей песочной стране идут необычные песочные дожди. Это очень приятно. Смотрите, как это происходит. Подставьте свои ладони под песочный дождик. (Дефектолог через сито сыпет детям на ладошки песок)
Игра-эксперимент.
У-ль: Потрогайте песок ещё раз. Наберите руками песок и пропустите через пальчики.
У-ль: Как трудно песок держать в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Это песок сухой.
У вас лежат формочки, давайте насыпем туда песок и сделаем куличики. Получились куличики? Почему?
Дети: Нет, так как песок сухой.
Вывод. Песок – сухой. Он светлый, мягкий, сыпучий. Из него ничего не слепишь.
У-ль: У нас есть ведёрки. Я вам налью в это ведро воды из лейки. Посмотрите, что стало в ведре с песком, в которое я влила воду? Он стал темный. Попробуйте слепить «куличик». Песок в формочку утрамбовывайте хорошо, что бы куличик получился ровным. Получилось? Посмотрите, ровный получился куличик? А теперь глазами посмотрите у своего товарища. У него получился ровный куличик? Как называется песок, из которого можно лепить «куличики»?
Дети: Мокрый.
У-ль: Правильно, мокрый. Откуда появился мокрый песок?
Дети: Мы в сухой песок добавили воды, и получился мокрый.
Вывод. Песок мокрый – темный, твёрдый, лепится.
У-ль: Молодцы. Каждый справился с заданием. Куличики у всех получились ровные, аккуратные. Теперь вы умеете делать ровные куличики, знаете, что их можно сделать только из мокрого песка, и на улице сможете научить других детей лепить куличики. Подойдите и положите формочку своего цвета.
У-ль: Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
3. Заключительная часть.
У-ль: Мы вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Спасибо Шар Шарычу.
У-ль: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Дети: Изучали свойства песка и камня, проводили опыты.
У-ль: Расскажите про песок, какой он?
Дети: Песок сухой светлый, а мокрый темный. Он легкий, состоит из песчинок, шершавый. Камень тяжелый, твердый.
У-ль: Алена, у тебя получилось слепить «куличики» из сухого песка?
Алена: Нет.
У-ль: А почему?
Дети: Потому что он сыпучий, не липкий.
У-ль: А что нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить?
Дети: Полить его водой.
У-ль: Слава, а из мокрого песка у тебя получилось слепить «куличики»? А у Альмиры, Саши получилось?
У-ль: Шар Шарычу пора отправляться дальше. А мы посмотрим, кто же сегодня подарил Кате больше всех формочек. Кто же старался работать хорошо, аккуратно, внимательно слушал, правильно выполнял задания?
Рассматривание формочек и оценивание каждого.
У-ль: Посмотрите, ребята, Катя очень довольная и веселая играет вашими формочками в песочнице. (Отрывок игры Кати в песке на ноутбуке).
У-ль: Вы сегодня такие молодцы, хорошо занимались, и многое узнали. Мы нарисуем рисунки о том, чему научились на занятии и сделаем выставку для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".
Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока с презентацией....
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....
Разработка урока с элементами исследовательской деятельности Тема: Кровь и ее компоненты.
Разработка урока с элементами исследовательской деятельностиТема: Кровь и ее компоненты, 8 класс....
ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ОПЫТНО ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С БУМАГОЙ, СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ, КРАСКАМИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ. ...
План работы по решению годовой задачи по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию речи и познавательной активности детей через изучение методик организации познавательно-исследовательской...